Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

happy_woman 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Речевая игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Огромная роль в развитии ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Речевая игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития» [14, с.356]. Основная задача речевой игры в период адаптации – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема влияния речевых игр в период адаптации ребёнка к дошкольной организации. Если воспитатель обеспечит ребёнку соответствующую обстановку, возможность проявить себя в речевой игре, защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Актуальность нашей работы обоснована тем, что одной из ведущих целей в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста является проблема адаптации к детскому саду, если этот сложный период проходит достаточно быстро и безболезненно, то это во многом определяет успешное развитие ребенка по мере взросления. Сформированная речь является одним из показателей успешной адаптации ребенка в детском саду. Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение относится к параметрам адаптации воспитанников. В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки. Проблема исследования заключается в необходимости повышения эффектитвности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовтельной организации посредством игровой деятельности, а именно –речевых игр. Следует отметить недостаточную изученность значения использования речевых игр в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовтельной организации. Объект исследования – речевое развитие детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду. Предмет исследования – речевая игра как средство, способствующее успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Цель исследования – раскрыть педагогические и методические возможности использования речевой игры в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. В связи с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать особенности процесса адаптации детей раннего возраста к образовательной организации, выявить показатели и уровни исследуемого процесса. 2. Изучить методическую целесообразность применения речевых игр в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста. 3. Провести педагогическое наблюдение и обосновать приёмы работы педагога по использованию речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования: адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет проходить эффективнее при использовании в образовательном процессе речевых игр. Таким образом, закономерным является предположение о том, что если обеспечить комплексное решение задач развития речи и общение детей в период их адаптации к детскому саду, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы в данном направлении. Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка, в первую очередь, необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами была использована совокупность следующих методов: а) изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме; б) анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений, изучение опыта педагогов и методистов; в) изучение практики образовательной организации; г) наблюдение за образовательным процессом. Методологическую базу исследования составили: культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Метод моделирования речевого развития Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной. Исследования речевого развития детей А.Н. Гвоздева, А.М. Бородич, Н.В. Новоторцевой и др. А также работы по изучению значения речевых игр в дошкольном воспитании А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.И. Леонтьев. Практическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Колосок» села Бобровы Дворы Губкинского района Белгородской области , контингент - 19 обучающихся младшего дошкольного возраста. Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования, задачи, методы, практическая база, дана структура. В первом разделе «Теоретические аспекты использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» представлены теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, раскрыты особенности игры как ведущий методический приём на этапе дошкольного детства и классификация игр, изложено содержание речевой игры как эффективный методический приём в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Во втором разделе «Практика использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» описана практика педагогического наблюдения (показатели и уровни адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, приёмы работы педагога по использованию речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, методические рекомендации по использованию речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации). Объём работы составляет 65 страниц. Библиографический список использованной литературы состоит из 50 источников.
Введение

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Дошкольная организация первой открывает перед ребёнком мир общественной жизни. В дошкольном возрасте начинает складываться личность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), поэтому дошкольная организация рассматривается как один из определяющих факторов в её становлении (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан). Известно, что смена социальных отношений представляет для ребёнка значительные трудности. Одним из переломных моментов является его переход из семьи в детский сад. Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами её характера. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольной организации. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие дошкольника и благополучное существование в детском саду и семье. С поступлением ребёнка двух-трёх летнего возраста в дошкольную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребёнок переходит из знакомой и обычной для него среды в среду дошкольной организации.
Содержание

Введение……………………………………………….......………………..…… 3 Глава I. Теоретические аспекты использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 1.1. Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации ............................................................................. 7 1.2. Игра как ведущий методический прием на этапе дошкольного детства. Классификация игр................................................................................. 15 1.3. Речевая игра – эффективный методический прием в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации……….…..…….........................……................................................ 22 Глава II. Практика использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 2.1. Показатели и уровни адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации ...................................................... 27 2.2. Приёмы работы педагога по использованию речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации …………………………………………………………………… 37 2.3. Методические рекомендации по использованию речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации…………………………………………………………………….. 43 Заключение…………………………………....................................................... 46 Библиографический список использованной литературы…..................... 48 Приложения........…………………………………………..…………...….……. 53
Список литературы

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с. 2. Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребёнка в раннем детстве / Н.Н. Авдеева // Дошкольное воспитание, - №3, - 2005. - С. 101-106 с. 3. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с. 4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 228 с. 5. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с. 6. Артёмов С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артёмов. М.,2010. - 180 с. 7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1 - С. 57-64. 8. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с. 9. Божович Л.Н. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Проспект, 2002. - 414 с. 10. Буре Р.Н. Социальное развитие ребёнка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. - 226 с. 11. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1993. - 170 с. 12. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3. - С. 12-17. 13. Веракса Н.Е. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.,2010. 14. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1984. - 356 с. 15. Внешняя среда и психическое развитие ребёнка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с. 16. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 128с. 17. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. - 2009. - №2. - С. 66-69. 18. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с. 19. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред. - сост. Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. - М., 2014. С. 115-118. 20. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. С. 7-10. 21. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 276с. 22. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация). Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с. 23. Заводчикова О.Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с. 24. Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В.А. Зебзеева.-Москва:ТЦ Сфера, - 2010.-150с. 25. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.66-77. 26. Игра и развитие ребёнка / Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М., 1966. - 167 с. 27. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В.Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. 28. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с. 29. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37. 30. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Владос, 2004. - 416с. 31. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. - 253 с. 32. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. - Волгоград: Учитель, 2012. - 256с. 33. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002. - 122 с. 34. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С. 16-18. 35. Павлова Л. О современной проблеме раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8 - С.9-12. 36. Павлова Л.П. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. - 1999. - №2 - С. 17-22. 37. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л.Печора. - М.: Просвещение, 2006. - 214с. 38. Помогаем малышу адаптироваться в детском саду // Дошкольное образование. - 2011. - №15. - С.34-37. 39. Пыжьянова Л. Как помочь ребёнку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2 - С.14-16. 40. Развивающие игры детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 247с. 41. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л.,Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с.66 - 77. 42. Самарина Л.В., Холопова В.А. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб.,2003. - 221с. 43. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой - Ямпольской. - М.,1980. - 315 с. 44. Смирнова Е.О. Ранний возраст: игры, развивающее мышление // Дошкольное воспитание. - 2009. - №4. - С.22-32. 45. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.46-51. 46. Тонкова-Ямпольская Р.В. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. - Просвещение, 1987. - 432с. 47. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - Собр. соч. - Т.9. - М., 1950. - 245 с. 48.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г. 49. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 384 с. 50. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999. - 89 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 1.1. Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольной организации с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольной организации – с другой, делает проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к дошкольной организации или, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. По определению Л.В. Белкиной, адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями [8, с. 236]. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдения режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад. От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по вопросам развития и воспитания. Ряд ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Н.М. Аксарина и т.д.) выделяют три фазы адаптационного процесса: 1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регруссу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). 2. Подострая фаза или фаза собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев). 3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее [13, с. 356]. Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и необходимо предупреждать проявления тяжелой адаптации. Именно поэтому нужна такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего, со сверстниками. Проблема адаптации ребёнка раннего возраста является актуальным вопросом. Тем не менее необходимо проследить, как происходит включение маленького ребёнка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребёнка раннего возраста и способы установления контакта со взрослым. По оценкам специалистов, количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. По определению Л.В. Белкиной адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями [8, с. 236]. Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы ребёнок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям дошкольной образовательной организации. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее. 1.Создание благоприятной атмосферы в группе. Важно сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация. Чтобы ребёнку было приятно ходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми. Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищённости, помогают быстрее адаптироваться. 2.Формирование у ребёнка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности необходимо: – знакомство, сближение между собой; – знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; – знакомство с группой (игровая, спальня и др. комнаты) – знакомство с детским садом (музыкальный зал, медицинский кабинет и др.) – знакомство с педагогами и персоналом детского сада. Поскольку на этапе дошкольного детства ведущей деятельностью ребенка является игра, правильная организация игровой деятельности станет наиболее эффективным путем адаптации дошкольника. Игровая деятельность направлена на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включает игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом возможностей детей, места проведения. 4.Работа с родителями. Взаимодействие с родителями желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку – так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В первые дни стоит приводить ребёнка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами. Задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошее, доброжелательное отношения между своими родителями и педагогами, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка. Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребёнку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня: 1 уровень – период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать своё положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течении дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плачь, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев). 2 уровень – дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20-40 дней). 3 уровень – при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут на встречу сверстникам, воспитателям. Лёгкий уровень адаптации (10-15 дней). К концу периода адаптации дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желание говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение со взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении – слово – словосочетание – предложение. Приёмы, помогающие процессу адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению: 1. Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребёнка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный приём помогает наладить контакт с ребёнком, построить положительные взаимоотношения. 2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребёнок переносит это в самостоятельную игровую деятельность. 3. Просьбы, поручения. Этот приём помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу. 4. Вопросы – ответы. Данный приём используется для активизации речи детей. 5. Опосредованное общение через игрушку создаёт непринуждённую обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведёт к более быстрому привыканию к условиям детского сада. 6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий. Этот приём способствует формированию стереотипов поведения, т.к. привлекает детей к выполнению правил и образцов, что в свою очередь, приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях. Показателями окончания адаптационного периода являются: - спокойное, бодрое, весёлое настроение ребёнка в момент расставания и встреч с родителями; - уравновешенное настроение в течение дня; - адекватное отношение к предложениям взрослых; - общение с ними по собственной инициативе; - умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; - желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; - спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени. Таким образом, в ходе рассмотрения проблем адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду выявлено следующее: адаптация детей происходит в несколько этапов, важным условием для успешного приспособления ребёнка к условиям детского сада, является активное участие родителей и воспитателей; дети раннего возраста, недостаточно адаптированы к изменяющимся условиям в силу своих индивидуальных особенностей и в зависимости от манеры домашнего воспитания. Следует учитывать степень развития таких воспитанников, и с этим учётом структурировать работу не только лишь с дошкольниками, но и с их родителями; особенности педагогического сопровождения детей раннего возраста сводятся к всестороннему развитию ребёнка, созданию для него комфортной атмосферы; для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада необходимо знать и принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности каждого воспитанника. 1.2 Игра как ведущий методический приём на этапе дошкольного детства. Классификация игр Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, её место в жизни ребёнка, возможности эффективности использование игр для решения воспитательных задач. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми. А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции не значительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, которые имеют значения для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует» [3, с. 188]. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [17, с. 115-118]. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. В теорию игры значительный вклад внесла Н.К. Крупская. Подчёркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни она, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста, - писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания [25, с. 253]. Вы берете только советских корифеев, добавьте высказывание какого-нибудь своренного ученого, этих все равно оставьте Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребёнок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путём приобщается к окружающей жизни. Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живёт ребёнок, его семья. Игра, по мнению А.И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития [26, с. 122]. Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об её историческом происхождении. Д.Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и, прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включение ребёнка в производительный труд [34, с.384]. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребёнка. Игра является важнейшим источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определённых ролей. Взяв на себя выполнение или иной роли, ребёнок руководствуется её правилами, подчиняет выполнению этих правил своё импульсивное поведение. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включается игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребёнок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребёнком в игре отношения между взрослыми. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующие начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребёнком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями). Игра проходит различные этапы. По Д.Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребёнок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. Н.Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющиеся способа игры: 1. Развёртывание и обозначение условных предметных действий в игре. 2. Ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции. 3. Сюжетосложение – развёртывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование [35, с. 89]. С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребёнка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами – интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем. На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры. Основное место занимает сюжетно-ролевая игра. 1. Ролевая игра – основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является применения предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берёт на себя ребёнок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребёнка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребёнком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации её общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково – символических функций. 2. Игра с правилами – вид групповой или парной игры, в которой действие участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированы правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, «кошки-мышки». 3. Режиссёрская игра – вид индивидуальной игры, когда ребёнок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссёрской игре ребёнок выполняет функцию и режиссёра (удерживание замысла игры), и актёров (выполнение определённых ролевых действий по реализации игрового замысла). 4. Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста. Большое внимание детской игре уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления игра рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие игры в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий развития ребёнка. Нарушение развития на каждой из стадий обязательно проявляются в игре. В связи с этим в рамках данного подхода большое распространение получила игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребёнка со взрослыми). Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3-4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребёнка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развёрнутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребёнок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свёрнутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место. Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребёнка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребёнка. Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 68 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg