Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

stasya88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
В процессе накопления геометрических представлений основную роль играют наблюдения и практическая деятельность учащихся. Формирование представлений идет от реального предмета определенной формы к геометрической фигуре как его образа и, наоборот, от образа фигуры к реальному предмету.
Введение

Актуальность исследования. Геометрия – одна из древнейших наук. Она возникла из насущных проблем человечества и практическом измерении земельных участков, в определении зависимости сосудов, с которыми человек сталкивался в процессе труда, в ходе торговых отношений. Процесс накопления человечеством геометрических сведений был очень длительным и осуществлялся в различных формах. По сведениям Большой Советской Энциклопедии: древнейший из дошедших до нас исторических документов Востока – папирус Ахмеса «Наставление, как достичь всех тёмных вещей, всех тайн, содержащихся в предметах» и Московский папирус, относящийся к 2000-1700гг. до н. э. – содержат изложение важных геометрических достижений, вплоть до формулы объема усеченной пирамиды. Геометрический материал занимает значительное место в программе по математике и изучается в течение всего периода начального обучения. Как правило, отдельные вопросы, относящиеся к теме, не выделяются в отдельные блоки, а переплетаются с изучением основного – арифметического материала. Отдельно представлено измерение площади, углов, объема пространственных фигур и геометрических моделей числового ряда (числовой (координатный) луч). Геометрический материал, изучаемый в начальной школе, включен поэтапно в курс математики и в целом представляет собой содержание подготовительной части курса геометрии. Основные цели его изучения: – развитие логического мышления учащихся, привитие им элементар-ных навыков определения простейших геометрических понятий, навыков четкой формулировки выводов на основе наблюдений; – развитие пространственных представлений; – ознакомление с простейшими дедуктивными умозаключениями на основе наблюдения, сравнения и обобщения (понятия определение, теорема, доказательство не вводятся); – формирование элементарных умений и навыков в выполнении по-строений с помощью основных инструментов: циркуля, линейки, угольника; – формирование рациональных приемов построения (на клетчатой бумаге); – формирование умений и навыков измерения геометрических величин. Однако авторы учебников по математике М.И. Моро, Н.Б. Истомина, И.И. Аргинская отмечают, что достижение вышеназванных целей осложня-ется нехваткой времени для изучения данного материала. Одной из главных задач преподавания геометрии является задача планомерного, систематиче-ского развития геометрического, образного мышления, восприятия геомет-рии не только как школьного предмета, но и как феномена человеческой культуры. Таким образом, причина проблем, связанных с изучением систематического курса геометрии, кроется в начальном курсе математики. Начальное обучение – это первый, и поэтому особенно ответственный период в системе образования. В связи с этим и построено оно должно быть так, чтобы знания, которые формируются у учащихся, были основой, фундаментом для «многоэтажного дома знаний», в частности систематического курса геометрии. Проблема исследования, заключается в том, какими новыми материалами, можно сделать более доступный процесс усвоения геометрических представлений и понятий в начальном курсе математики. Исходя из актуальности мы определили тему нашего исследования: «Формирование геометрических представлений и понятий у младших школьников». Объект исследования: является процесс изучения геометрического ма-териала в начальных классах. Предмет исследования: организация учебной деятельности младших школьников по формированию геометрических представлений и понятий. Цель исследования: разработать пути совершенствования работы над геометрическим материалом в начальной школе. Гипотеза исследования: применение системно-деятельностного подхо-да к изучению геометрического материала, которая в свою очередь: – обеспечит возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; – создаст условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой соци-альной и профессиональной мобильности; – обеспечит успешного усвоения знаний, умений и навыков и форми-рование картины мира и компетентностей в любой предметной области по-знания. Задачи исследования: – проанализировать общие вопросы методики работы над геометрическим материалом в начальных классах; – дать характеристику содержания геометрического материала по кур-сам математики М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской. – разработать комплекс геометрических задач и методических приемов по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах и чертежных навыков; – провести опытно-экспериментальную работу и проанализировать ее результат; – сформулировать методические рекомендации для студентов и учите-лей начальных классов по формированию геометрических представлений и понятий у младших школьников. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: – изучение и анализ теоретических источников по теме исследования; – педагогический эксперимент в ходе учебного процесса; – количественная и качественная обработка полученного эксперимен-тального материала. Экспериментальная база исследования: Муниципальное образователь-ное бюджетное учреждение «СОШ с. Новая Отрадовка», Муниципальный район Стерлитамакский район Республика Башкортостан. Практическая значимость исследования: заключается в том, что разра-ботаны уроки по системно-деятельностному подходу, комплекс геометриче-ских задач и методических приемов по формированию представлений и по-нятий о геометрических фигурах, доказана эффективность совершенствова-ния методики работы по данной теме, которые помогут начинающим учите-лям начальных классов в реализации выработанных рекомендаций. Апробация результатов исследования выпускной квалификационной работы проходила на школьном методическом объединении учителей начальных классов с докладом на тему: «Основные геометрические пред-ставления и понятия, изучаемые в начальных классах». Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7 1.1. Основные геометрические представления и понятия, изучаемые в начальных классах 7 1.2. Анализ программ и учебников по математике по проблеме исследования 22 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 30 2.1. Выявление уровня сформированности геометрических представлений и понятий у младших школьников 30 2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абдуллина Л.Б., Мустафина Р.З., Шмелева Н.Г. Избранные вопросы теории и технологии обучения математике: Учеб.-метод. материалы для студентов 1-5-х курсов по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования». – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 148 с. 2. Абдуллина Л.Б., Мустафина Р.З., Шмелева Н.Г. Избранные вопросы теории и технологии обучения математике: Учеб.-метод. материалы для студентов 1-5-х курсов по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования»: Часть 2 (материалы для самоподготовки). – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 204 с. 3. Амелина М.В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала // Начальная школа. – 2010. – № 8. – С. 57-59. 4. Андрущенко А.В. Развитие пространственных воображений на уроках математики. – М.: Владос, 2003. – 303 с. 5. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебникам 1-го, 2-го класса четырехлетний начальной школы. М.: ЦОР 1, 2015. – 137 с. 6. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. Н.Б. Истоминой.– М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. – 224 с. 7. Аскарова А.А., Канбекова Р.В. Основные задачи изучения геомет-рического материала в начальной школе // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. Б. Абдуллина. – Стерлитамак, 2016. – С. 17-23. 8. Байрамукова П.У. Методика обучения математики в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртёнова – Ростов н/Д: Фе-никс, 2009. – 299 с. 9. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М.А. Бантовой. – М., 1984. – 335 с. 10. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций: пособие. – М.: Владос, 2007. – 328 с. 11. Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1-м классе. Книга для учителя. – М.: Классикс-стиль, 2004. – 112 с. 12. Белошистая А.В. Почему школьникам так трудно дается геометрия? // Математика в школе. – 2001. – №6. – С. 14-19. 13. Большая советская энциклопедия. Т. 6 – М.: Советская энциклопедия, 1971. – 624 с. 14. Водопьянова Н.В. Работа с геометрическим материалом // Началь-ная школа. – 2012. – № 6. – С. 47-48 15. Волкова С.И. Математика и конструирование. Пособие для уча-щихся; класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с. 16. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. Интегрированный курс 1-3; 1-4; – М.: Просвещение, 1996. – 285 с. 17. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Теория и практика организации обучения математике в начальных классах: Дидактические материалы: Учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 186 с. 18. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. – 2003. – № 6. – С.41-48. 19. Гусева В.А. Методика обучения геометрии. – М.: Академия. – 368 с. 20. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 30-39. 21. Дрозд В.А. и др. Методика начального обучения математике. – Минск, 1988. – 254 с. 22. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геомет-рии. – М.: Педагогика, 1994. – 174 с. 23. Истомина Н.Б. Математика. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2000. – 176 с. 24. Истомина Н.Б. Математика. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2000. – 176 с. 25. Истомина Н.Б. Математика. 4 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2000. – 240 с. 26. Истомина Н.Б. Математика. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2000. – 176 с. 27. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных клас-сах: Учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с. 28. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебникам математики для 1-4 классов. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2000. – 163с. 29. Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 64 с. 30. Казакова М.А. Использование геометрического материала при изучении деления в начальном курсе математики // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 44-45. 31. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 45-47. 32. Комарова Л.И. Прямая и кривая линия // Начальная школа. – 1994. – №2. – С. 30-32. 33. Костицын В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и ме-тодические рекомендации. – М.: Владос, 2000. – 159 с. 34. Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников // Начальная школа. – 1996. – №12. – С. 58-61. 35. Кудряшова Л.А. Изучаем геометрию. // Начальная школа. – 2005. – № 3. – С. 37-39. 36. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учеб. пособие / В.П. Ручкина. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т», 2016. – 313 с. 37. Методика начального обучения математике // В.Л. Дрозд, А.Т. Катасонова, Л.А. Латотин и др. / Сост. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. – М., 1988. – 254 с. 38. Методика обучения математике в начальной школе. Практикум: учеб. пособие / Н.Б. Истомина-Кастровская, Ю.С. Заяц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 198 с. 39. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение / Н.Б. Истомина. – 2-е изд., испр. – Смоленск: Издательство Ассо-циация XXI век, 2009. – 288 с. 40. Методика обучения математике в начальной школе: учебник / Н.Б. Истомина-Кастровская, И.Ю. Иванова, З.Б. Редько, Т.В. Смолеусова, Н.Б. Тихонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 301 с. 41. Методика преподавания математики: задачи: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 150 с. 42. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 279 с. 43. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математики в I-III классах. Пособие для учителя. Изд. 2-е перераб. и доп. – М., Просвеще-ние,1978. – 336 с. 44. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с. 45. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 80 с. 46. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с. 47. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с. 48. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с. 49. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с. 50. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с. 51. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с. 52. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. Пособие для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1978. – 336 с. 53. Панчищина В.А., Гельфман Э.Г., Ксенева В.Н., Лобаненко Н.Б. Геометрия младших школьников: Учебное пособие по геометрии. – Томск, 1994. – 163 с. 54. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. 55. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышле-ния младших школьников // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 90-96. 56. Подходова Н.С. и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях: Пособие для развития пространственного мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 26 с. 57. Подходова Н.С. Подготовка учащихся к изучению геометрии. К проблеме построения личностно-ориентированных курсов в 1-4 классах // Начальная школа. – 2002. – №1. – С. 67-72. 58. Покровская Т.А. Формирование у младших школьников представ-лений о геометрических фигурах: Пособие для учителя начальной школы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 428 с. 59. Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч.: ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с. 60. Секретарева Л.С. Поисковая деятельность при изучении элементов геометрии младшими школьниками. – Вологда, 2003. – 234 с. 61. Селькина Л.В. Градусная мера угла. Измерение углов в начальном математическом образовании // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 49. 62. Ставцева Д.В. Взаимосвязанное изучение краеведческого и геометрического материала в начальной школе // Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 19-22. 63. Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // Начальная школа. – 2002. – № 11. – С. 31-38. 64. Теории и технологии начального математического образования : электрон. учеб.-метод. пособие / Г.В. Ахметжанова, Н.В. Гнатюк; под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. 65. Тихоненко А.В. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений // Начальная школа. –2001. – № 2. – С. 58-77. 66. Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. 67. Филатова Е. А. Использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала с младшими школьниками // Materials of the XII International scientific and practical conference, «Science and сivilization». – 2016. – Volume 10. Pedagogical sciences. Sheffield. Science and education LTD – 80 с. 68. Филлипова С.А. Использование геометрического материала в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 5. – 54-56. 69. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной шко-ле: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с. 70. Чекин А.Л. Формирование математических понятий у младших школьников // Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 45-47. 71. Шадрина И.В. Принцип построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа. – 2001. – №10. С. 37-47. 72. Шереметьева О.В. Предметно-педагогическая подготовка учителя к организации геометрической деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 86-84.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.2. Основные геометрические представления и понятия, изучаемые в начальных классах Геометрия зародилась в Древнем Египте как набор правил решения практических задач, возникавших в строительстве, при распределении зе-мельных участков, измерении площадей, объемов и других величин. Свиде-тельством этому являются египетские пирамиды, построенные около 4800 лет назад, их строительство требовало достаточно сложных и точных геометрических расчетов. Геометрия возникла как прикладная наука, как собрание правил, необ-ходимых для решения практических задач: сравнения фигур, нахождения геометрических величин, простейших геометрических построений. Необхо-димость и возможность введения в начальной школе пропедевтического (подготовительного) курса геометрии обсуждается педагогической обще-ственностью нашей страны уже более столетия. И хотя на сегодняшний день этот курс не нашел достойного места в школе, причины, побуждавшие к созданию различных вариантов этого курса (названного или начальным, или пропедевтическим, или наглядным курсами геометрии), достаточно весомые [Пышкало, 1970, с. 54].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 78 страниц
1950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg