Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические аспекты формирования самостоятельности у младших школьников в процессе обучения внеурочной деятельности

happy_woman 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Цель работы: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Объект исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников. Предмет исследования: младшие школьники в процессе внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: создание определенных педагогических условий в процессе внеурочной деятельности способствует формированию самостоятельности младших школьников. Цель и гипотеза определили задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности младших школьников. 2. Выделить педагогические условия формирования самостоятельной деятельности младших школьников в процессе внеурочной деятельности. 3. Выявить уровень сформированности самостоятельности у младших школьников. 4. Реализовать педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в процессе внеурочной деятельности. 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за проявлениями самостоятельности младших школьников; педагогический эксперимент; обработка эмпирических данных.
Введение

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения она должна вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это является комплексной задачей для всех уровней обучения. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования. Подходы к решению проблем развитие самостоятельности отражены в работах Ю.К. Бабанского, В.А. Беликова, Б.П. Есипова, Б.И. Коротяева, В.В. Краевского и др. Однако следует отметить, что развитие самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности в данных исследованиях не рассматривается. Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций. Формирование компетенции «самостоятельность» у школьников выступает одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Ответственной и сложной работой каждого педагога является организация самостоятельной работы и руководство ею. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе первостепенных задач. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Понятие «самостоятельность» как психолого-педагогическая категория 6 1.2. Особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте 12 1.3. Возможности внеурочной деятельности в развитии самостоятельности в младшем школьном возрасте 24 1.4. Игровая деятельность в развитии самостоятельности в младшем школьном возрасте 29 1.5. Трудовая деятельность в развитии самостоятельности в младшем школьном возрасте 36 1.6. Спортивно-оздоровительная деятельность в развитии самостоятельности в младшем школьном возрасте 43 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 46 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47 2.1. Характеристика базы исследования и педагогических условий формирования самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения внеурочной деятельности 47 2.3. Исследование уровней развития самостоятельности учащихся 52 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Самостоятельность // Педагогическая энциклопедия: В 3-х т. Т. 3: Н-СМ / Под ред. И. А. Колерова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 2. Аллагулов А.М., Абулкаирова Г.Б. АКТУАЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. 3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с. - (Психологи Отечества : избр. психол. тр.: В 70 т.). - Библиогр.: с. 342-348. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Спб.: Питер, 2000. – 137с. 5. Борисовский. А.И., Сухомлинский. В.А. Труд обогащает духовную жизнь. - М.: Просвет 1985. - 196с. 6. Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 22.01.2020). 7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.-144 с. 8. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 272 с. 9. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 30.04.2020). 10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 2009. 976 с. 11. Гребенников Л. Р. Свобода и дисциплина // Монтессори в России. Новый взгляд: сб. науч.-практ. ст. / под ред. К. Е. Сумнительного. М.: Московский Центр Монтессори, 1998. № 4. С. 161–164. 12. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. 13. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2003. 14. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 14–18. 15. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Дрофа, 2008. 16. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника /под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика. — 1990. — 160 с. 17. Двигательная активность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://65-school.ru/vneklassnaya-rabota/dvigatelnaya-aktivnost-v-nachalnoj-shkole.html (дата обращения 22.01.2020). 18. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. - М.: Просвещение, 2001. 19. Жарова А. В. Учить самостоятельности.-М.,1992. 20. Зимняя А. И. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005. 21. Иванова, И. В. Концептуальный взгляд на сущность планирования внеурочной деятельности младших школьников в условиях освоения ФГОС начального общего образования / И. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании . - 2015. - № 2. - С. 30-37. 22. Илларионова О. В., Егорова Р. И. Организация трудовой деятельности в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 276–278. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56635.htm. 23. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». 24. Кон И.С. Психология старшеклассника. –М.: Просвещение. - 1982. – 191 с. 25. Костина В.К. Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста в семье // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2383 (дата обращения: 07.02.2019). 26. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М.:Просвещение, 1985,- 431с. 27. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов, Аркадий Аронович Марголис, В.А. Гуружапов. – 1996. – №3 1996. – С. 19-32. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/1996/n3/Leontev.shtml. 28. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2009.-320с. 29. Макаренко А.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Педагогическая поэма. – М.: Издательство «Правда», 1987. – 542. 30. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368с. 31. Мартьянов, Е. А. Внеурочная деятельность: определение, цели, задачи, функции и принципы организации в начальной общеобразовательной школе / Е. А. Мартьянов // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2-е изд., доп. и перераб. / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – С. 61–68. 32. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с. 33. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2002,- 456с. 34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 253с. 35. Неймер Ю.Л. Психологический словарь / под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с. 36. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с. 37. Платонов, К. К. Психология: учебное пособие / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. — М.: Высшая школа, 1977. — 247 с. 38. Поддьяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / Н.Н. Поддьяков. – М. : Просвещение, 2000. – 192 с. 39. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. 40. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения [Текст]. В 2-х т. Т.2. / Ж.-Ж. Руссо ; под ред. Г.Н. Джибладзе. - М. : Педагогика, 1981. – 336 с. 41. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений В.А. Слатенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576с 42. Словарь – справочник по педагогике / автор – сост. В.А. Мижеренков: Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 448с. 43. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009,- 304с. 44. Степанов, Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е. Н. Степанов. – Псков, 2011. 45. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. – 275с. 46. Уколов, А. В. Формирование спортивной мотивации у младших школьников / А. В. Уколов. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5379/ (дата обращения: 30.04.2020). 47. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. 48. Ушинский К.Д. Сенсорно-двигательное развитие труд. Народное образование. 1987 №8 – С.24 – 26. 49. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М,1998,576с. 50. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования //Психологическая наука и образование. — 2010. — № 4. — с. 77–90.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие «самостоятельность» как психолого-педагогическая категория Самостоятельность является понятием, которое часто встречается на страницах публикаций, посвященных человеку. Это понятие используют не только психологи и педагоги, но и философы, писатели, социологи, государственные деятели. Можно сказать, что в любой теории или концепции, касающейся человеческого существования, можно найти категорию «самостоятельность». В связи с этим проблемы воспитания самостоятельного человека всегда рассматривались как ведущие в гуманитарных науках. Для того чтобы в ребенке раскрыть личность, необходимо определить системообразующий компонент. Этим компонентом ученые называют самостоятельность. Категория «самостоятельность» является интегральным показателем развития ребенка, которая позволяет ему адаптироваться и ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях и при этом использовать свои знания и умения в необычных ситуациях [26, 49]. На сегодня одной из актуальных задач в современном образовании является развитие самостоятельности учащихся. Более того, одним из условий успешного обучения выступает привитие младшим школьникам самостоятельности, в частности, самостоятельной работы над учебный материалом. Рассмотрим подробнейшим образом, как определяют категорию «самостоятельность» ведущие психологи и педагоги. Проблему самостоятельности выдвинул еще Я. А. Коменский, который писал, о том, что «можно выучить наизусть только то, что хорошо понять рассудком, самостоятельно» [41] . А. Дистервег отмечал самостоятельность основным принципом воспитания. Он утверждал, что только те знания и навыки цены, которые приобретены самостоятельно[ 41]. Ключевую роль самостоятельной работы отмечали и писатели Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если наши дети, - писал Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, образованными, то они должны приобретать образование самостоятельными занятиями» [39]. Большой вклад в развитие проблемы самостоятельности внес К.Д. Ушинский. Основным дидактическим принципом и условием влияния на формирование личности, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие «самодеятельности» ребенка [47]. А.С. Макаренко большое внимание уделял формированию общественно ценных качеств личности, среди которых большое значение уделялось общественной самостоятельности [29]. Проблема самостоятельности выражена и в идеях В. А. Сухомлинского о личностно-развивающем подходе к обучению. Согласно принципам этого подхода, развитие учащегося происходит только в его собственной активной деятельности при сопровождающей поддержке педагога с использованием разнообразных средств стимулирования гуманистической направленности [45]. Сластенин В.А. подчеркивает значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников [41]. В энциклопедическом издании [15] самостоятельность рассматривают как интегративное свойство личности, которое проявляется в критичности, в инициативности, чувстве личной ответственности за свое поведение и деятельность. Категория «самостоятельность», по мнению И.С. Кона, включает в себя три качества, которые имеют тесную связь между собой [24]. Этими качествами являются: 1. Независимость. Способность, без подсказки чьей-либо, самому принимать решения и выполнять их; 2. Ответственность. Готовность отвечать за свою деятельность. 3. Убеждения в моральной правильности своих поступков. По мнению Н.Г. Алексеева, самостоятельность составляют два взаимосвязанных фактор [1]: 1. Совокупность средств - знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; 2. Отношение личности к процессу деятельности, результатам и условиям осуществления этой деятельности. Н.Г. Алексеев определяет самостоятельность как свойство личности, черту характера - уникальную способность человека противостоять давлению извне, но при этом сохранять свою индивидуальность [1]. Современная справочная литература по педагогике и психологии определяет категорию «самостоятельность» следующим образом. В работе [19] «самостоятельность» определена как одна из важных качеств личности, проявляющаяся в способности поставить цель, затем усердно добиваться ее, при этом опираясь на собственные силы, без помощи извне; действовать осознанно не только в известной ситуации, но и быстро адаптироваться к изменяющемся условиям жизни, которые требуют решение задач нестандартного характера. В словаре-справочнике [26] «самостоятельность» определяют как волевое свойство личности, которое проявляется в способностях систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного помощи извне. В литературе известные педагоги отмечают, что самостоятельность проявляется там, где личность способна самостоятельно увидеть объективные основания для того, чтобы проявить активность, т.е. самостоятельность неразрывно связана с активностью [13, 20, 29, 34, 40]. Так, В.В. Давыдов, утверждал, что субъектность личности позволяет успешно осуществлять ту или иную деятельность, без помощи «извне» [14]. В работе [50] самостоятельность определяют следующим образом: ? умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; ? умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; ? умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; ? умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); ? умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; ? умение переносить известные способы действий в новые условия. В словаре по педагогике [42] категория «самостоятельность» выступает обобщенным свойством личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Л.И. Божович и др. психологи подчеркивают интегративную сущность самостоятельности, которая отражается в единстве внутренней и внешней сторон [3]. Внутренняя сторона самостоятельности представлена ее психологическими компонентами, которыми являются: ? Потребностно-мотивационный компонент. Представляет собой систему доминирующих потребностей и мотивов самосовершенствования младших школьников в учебной деятельности; ? Содержательно-операционный компонент. Определяет сформированность у учащихся знаний, умений, навыков, способов осуществления учебной деятельности; ? Эмоционально-волевой компонент. Обуславливает устойчивость применения учеником учебной деятельности для самосовершенствования [4]. Внутренняя сторона самостоятельности представлена потребностно ? мотивационной сферой, усилиями школьников, направленных на достижение цели без помощи «извне» [4]. Внешняя сторона этих компонентов проявляется как в ведущем виде деятельности - учебной, так и в других видах, к примеру, игровой, трудовой деятельности младшего школьника [4]. К внешним признакам самостоятельности учащихся можно отнести: ? планирование ими своей деятельности; ? выполнение заданий без непосредственного участия педагога; ? систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы; ? ее корректирование и совершенствование [4]. Отметим, что о сформированности самостоятельности школьника учитель судит по ее внешним проявлениям, а их причиной выступают внутренние компоненты. С.Ю. Головин [10] определяет самостоятельность как обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельное выполнение действий необходимо для выработки уверенности в собственных силах, что является важной волевой чертой личности. В работе [18] самостоятельность определяют как способность самому ставить цели и их достигать, как способность решать собственные проблемы. Двумя главными сторонами самостоятельности являются свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. К.К. Платонов соотносит самостоятельность с волевыми качествами личности, проявляющиеся в способности систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность самостоятельно [37]. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко [8] отмечают основные качества, которые характеризуют самостоятельность: ориентационные и оценочные действия личности, обуславливающие «умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений». Деятельностная сторона самостоятельности отмечается И.В. Гребенниковым и Л.В. Ковинько, которые определяют ее одним из ведущих качеств личности, проявляющееся в умении поставить цель, настойчиво добиваться ее выполнения самостоятельно, ответственно относиться к своей деятельности [11]. Интересна трактовка категории «самостоятельный» в словаре русского языка С.И. Ожегова [36]: «1) существующий отдельно от других, т.е. независимый; 2) обладающий инициативой, способный к решительным действиям человек; 3) совершаемое собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи действие». Таким образом, можно сказать, что определение понятия "самостоятельность" лишено конкретности и однозначности, так как существует множество определений этого качества. Исходя из вышеупомянутых трактовок, самостоятельность можно определить как стержневое качество личности, определяющее его черту характера и способность к действию. Характеристиками самостоятельности являются: ? независимость; ? решительность; ? инициативность. Резюмируя сказанное, можно отметить, что самостоятельность - ведущее качество личности, которое выражается в умении ставить цели, добиваться их достижения своими силами, без помощи извне. Самостоятельность - ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нестандартные решения. Самостоятельность - способность личности принимать решение и осуществлять цель, при этом не поддаваясь чужому влиянию. Люди, которые не обладают самостоятельностью, теряются при возникновении необычных ситуаций. Причиной является беспомощность, которая объясняется особенностями воспитания в школьном возрасте, где ребенка не приучали к самостоятельной работе, и у него развилось стремление избегать ответственности за свои действия и поступки [25]. Мы считаем, что наиболее полное и раскрывающее смысл понятия «самостоятельность» следующее определение: самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами и предусматривающее ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений. Именно этого определения мы и будем придерживаться для дальнейших исследований. Самостоятельность в младшем школьном возрасте формируется в процессе обучения внеурочной деятельности посредством игровой, трудовой, спортивно-оздоровительной деятельности и т.п. 1.2. Особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте Переход от дошкольного возраста к школьному возрасту характеризуется значительным изменением позиции ребенка в системе социальных отношений. Коренным образом изменяется его жизнь. Поступление в школу является переломным моментом в жизни дошкольника, осуществляется переход к новому условиям деятельности, образу жизни, новой позиции в социуме, новым отношениям с взрослыми, сверстниками [7]. Отличительной особенностью положения школьника является то, что учеба для него является обязательной, социально значимой деятельностью. За учебу школьник несет ответственность перед педагогом, семьей и школой. Жизнь школьника подчиняется системе одинаковых для всех, строгих школьных правил. Взаимоотношения ребенка уже характеризуются новой системой требований, которые предъявляются к ребенку в соответствии с его новыми обязанностями. Эти особенности выступают важными как для него самого, так и для его семьи. Ребенка начинают рассматривать как человека, который вступил на 1 ступень лестницы - ведущей к гражданской зрелости [16]. Одновременно с появлением новых обязанностей у школьника появляются и новые права. Школьник вправе претендовать на серьезное отношение со стороны взрослого к своему труду. У школьника есть право на собственное рабочее место, на время, необходимое для занятий, на тишину. Школьник имеет право на досуг, на отдых. При получении за свой труд положительной оценки, школьник имеет право на одобрение со стороны взрослых. Школьник вправе требовать от окружающих уважения к себе и его занятиям [7]. Многочисленные исследования показали, что младшие школьники любят учиться. Общественный смысл учения наглядно виден по их отношению к отметкам. Младшие школьники долгое время считают отметку как оценку собственных стараний, а не качеством проделанной работы. Младшие школьники любят и чтят педагога главным образом за то, что он педагог, за то, что он их учит. Они хотят, чтобы педагог был строг и требователен, потому что это подчеркивает значительность серьезность и их деятельности [7]. Социальная мотивация учения у младших школьников сильна, что они не всегда стремятся даже понять, для чего необходимо выполнять задание. Если задание дал педагог, значит, это необходимо, и младшие школьники это задание будут выполнять с усердием. Ребенок испытывает трудности при привыкании к новым условиям обучения и воспитания в школе. Он психологически напряжен. Эффект неопределенности, который связан с совершенно новой жизнью в школе, у него вызывает тревогу и дискомфорт. Он напряжен и физически. Новый для него режим ломает стереотипы, что приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, умеющего соблюдать правила, меняется поведение, происходит ухудшение качества сна. У некоторых серьезно нарушается аппетит, сон, ухудшается общее состояние здоровья, появляется раздражительность, возбудимость. Иногда даже может развиться невроз. Перегрузки, испытываемые ребенком, приводят к утомлению. Утомление является состоянием, которое характеризуется падением работоспособности. Психологическая напряженность может пройти через 1,5-2 месяца. Для этого взрослый должен спокойно и планомерно осуществлять режимные моменты, которые ребенок усваивает как обязательные правила режима и тем самым его напряженность падает. Снижение психического напряжения стабилизируют также физическое самочувствие детей [16]. Ослабленный физически и психически ребенок быстрее утомляется. Такой ребенок часто болеет, капризничает и нервничает. Недомогание ребенка проявляется в его постоянной раздражительности, в его слезах по даже самому незначительному поводу. Стремление ребенка к позитивным взаимоотношениям с взрослым организует поведение ребенка. Ребенок считается с мнением и оценкой взрослого, старается выполнять правила поведения. Ведущая деятельность младшего школьника - учебная. В ведущей деятельности освоение научного знания является основной целью и главным результатом деятельности. Особенностью учебной деятельности в младшем школьном возрасте является законы науки, научные понятия, общие способы решения задач. Цель и результат учебной деятельности совпадают [7]. Пятью основными параметрами учебной деятельности являются: ? структура; ? мотивы; ? целеполагание; ? эмоции; ? умение учиться. Развитие познавательных психических процессов у младших школьников характеризуется тем, что их действия непроизвольны, совершаются непреднамеренно в аспектах игровой или практической деятельности. Познавательные процессы трансформируются в отдельные виды психической деятельности, которые имеют свою цель, мотив и способы выполнения. Наиболее характерной чертой восприятия учеников первого и отчасти второго класса выступает его малая дифференцированность. Начиная со второго класса, у школьника процесс восприятия понемногу усложняется. В восприятии в большей мере начинает преобладать анализ. В некоторых случаях восприятие носит характер наблюдения. Младшим школьникам легко спутать объемные и плоские формы, они часто не узнают фигуру, если эта фигура располагается несколько иначе. К примеру, некоторые дети не могут воспринять прямую линию как прямую, если ее расположить вертикально или наклонно. Нужно иметь в виду и тот факт, что дети схватывают лишь общий вид знака, но не видят его элементов. Восприятие в этом возрасте определяется, главным образом, особенностью самого предмета. Поэтому ребенок замечает в предметах не самое главное и важное, существенное, а самое яркое, большое и т. п. В связи с этим, количество и яркость образов, применяемых в учебных материалах, должно строго регламентироваться и предельно обосновываться. Особенностью восприятия сюжетной картинки младшего школьника является применение картинки как средства, облегчающего запоминание. В ходе запоминания словесного материала на всей продолжительности младшего возраста ребенок лучше запоминает слова, которые обозначают названия предметов, чем слова, которые обозначают абстрактные понятия. Для младшего школьника не характерно умение еще в должной степени управлять собственным восприятием, он не может самостоятельно произвести анализ того или иного предмета, полноценно и самостоятельно работать с наглядностью. Учебная деятельность способствует интенсивному развитию всех процессов памяти: ? запоминания; ? сохранения; ? воспроизведения; ? информации. Учебная деятельность способствует и интенсивному развитию всех видов памяти: ? долговременной; ? кратковременной; ? оперативной. Память развивается в связи с необходимостью заучивать. Происходит активное формирование произвольного запоминания. Важным является не только то, что запомнить, но и как запомнить. Появляется необходимость усвоения целенаправленных действий для запоминания - освоение мнемотехнических приемов. У младших школьников недостаточно развит самоконтроль при заучивании учебного материала. Младший школьник не способен проверять себя. Он зачастую не отдает себе отчета в том, выучил это заданное или же нет. Случай 1. Ученик на вопрос педагога, почему не выучил урок, отвечает: “А я думал, что знаю”. Случай 2. Первоклашка сам удивлен, что не может рассказать стихотворения. Он искренне уверяет педагога: «Я хорошо старался, читал, читал, даже надоело». Взрослым должны быть использованы следующие приемы для развития произвольного запоминания: ? необходимо давать детям способы запоминания ? необходимо давать детям способы воспроизведения того, что нужно выучить; ? обсуждать с детьми содержание и объем изученного материала; ? распределять для детей материал на части; ? учить детей контролировать процесс запоминания; ? фиксировать внимание детей на необходимости понимания; ? учить детей понимать то, что они должны запомнить; ? задавать детям мотивацию. У младшего школьника вид мышления — наглядно-образный. Специфичность данного вида мышления в том, что решение любых задач происходят в ходе внутренних действий с образами. Развиваются элементы понятийного мышления и мыслительные операции: ? анализ; ? синтез; ? сравнение; ? группировка; ? классификация; ? абстрагирование. Эти перечисленные мыслительные операции нужны для переработки теоретического содержания. Превалирующим является практически действенный и чувственный анализ, что означает то, что школьник сравнительно легко решает те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии. Развитие абстракции у школьника выявляется в формировании способности выделять существенные и общие признаки. Одна из особенностей абстракции младших школьников - за существенные признаки они принимают яркие, внешние признаки. Не обобщая, они часто синтезируют предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов. Мышление понятиями происходит с помощью представлений и базируется на нем. Точность и широта представлений определяет строящиеся на их базе понятия. Огромную роль в усвоении понятия имеют наблюдения, основой которых является восприятие предмета. Учебная деятельность развивает активное воображение как воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих направлениях: ? усиливается разнообразие сюжетов; ? трансформируются качества и отдельные стороны предметов и персонажей; ? формируются новые образы; ? возникает способность предвосхищать последовательные моменты трансформирования одного состояния в другое; ? возникает способность управления сюжетом. Происходит формирование произвольности воображения. Воображение развивается при условии осуществления специальной деятельности: ? сочинение рассказов; ? сочинение сказок; ? сочинение стихов; ? сочинение историй. Благодаря развитию воображения школьника появляются новые возможности: ? воображение выходит за пределы практического собственного опыта; ? преодоление нормативности социального пространства; ? активизация развития качеств личности; ? стимулирование развития образно-знаковых систем. Для воображения характерно еще и терапевтический эффект: ребенок может себе позволить быть в собственной фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет. У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. Ему трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для него деятельности или на деятельности интересной, но которая требует умственного напряжения. Дети еще не умеет управлять своим вниманием, и часто оказываются во власти внешних впечатлений. Все его внимание направлено на отдельные предметы, которые бросаются в их глаза предметы или их признаки. Формирующиеся в его сознании представления и образы вызывают сильнейшие переживания, оказывающие тормозящее влияние на их мыслительную деятельность. В случае, когда суть предмета не на поверхности, а она замаскирована, то младший школьник и не замечает ее. Объем внимания у младших школьников менее 4— 6 объектов, чем у взрослых 6—8 объектов, распределение внимания намного слабее. Для них свойственно неумение распределять внимание между разными символами, объектами восприятия и видами работ. Внимание младших школьников неустойчиво, отвлекаемо. Неустойчивость их внимания обусловлена тем, что у младших школьников преобладает возбуждение над торможением. Отключаемость внимания предостерегает от переутомления. Этой особенностью внимания объясняется правильность включения в занятия элементов игры и достаточная смена форм деятельности. Внимание очень тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. В связи с этим, очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Взрослому необходимо организовывать внимание детей следующим образом: ? с помощью словесных указаний напоминать о необходимости выполнять заданное действие; ? указывать способы действия; ? учить детей проговаривать, в какой последовательности они должны будут исполнить. Постепенно внимание младших школьников приобретает произвольный и преднамеренный характер. Большие сдвиги наблюдаются и в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором по развитию произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей. Необходимо учитывать, что дети не совсем могут управлять своим поведением. В тех случаях, когда ребенку не хочется выполнять какое-либо задание, разделение этого задания на несколько небольших отдельных заданий, обозначаемых целью, побуждает его начать работу и довести ее до конца. Таким образом, формирование у детей устойчивого правильного поведения и становление на его основе качеств личности протекает успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения. Младший школьный возраст является благополучным в аффективно-потребностной сфере, это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. Психологами отмечается активное стремление младшего школьника к самостоятельности, которая проявляется в психологической готовности к самостоятельному действию. На данном этапе у ребенка увеличивается потребность в самостоятельности. Младший школьник желает обо всем иметь свое мнение, быть самостоятельным в делах и в оценке результатов своей деятельности [7]. При характеристике самостоятельности младшего школьника, необходимо учитывать недостаточно устойчивый и во многом ситуативный характер отдельных ее проявлений, что связано с психическими особенностями данного возраста.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 69 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 62 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg