Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционные основы социального обеспечения в РФ.

happy_woman 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений юридической науки, анализа отечественного и зарубежного законодательства, опыта деятельности учреждений, осуществляющих социальное обеспечение, международных договоров исследовать систему конституционной основы социального обеспечения в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. Раскрыть государство как субъект социального обеспечения в контексте современных теорий социального благополучия. 2. Выявить конституционное право на социальное обеспечение граждан РФ. 3. Исследовать Конституцию РФ как источник права социального обеспечения. 4. Исследовать принципы и приоритеты обеспечения социального благополучия граждан на современном этапе. Объектом исследования являются правовые отношения, объективно складывающиеся в процессе реализации конституционного права на социальное обеспечение. Предметом исследования являются конституционные основы социального обеспечения в РФ. Методы исследования. Для достижения научной объективности результатов исследования применен широкий комплекс общенаучных и специальных методов познания правовых явлений. В частности, при анализе теоретических работ и определении ключевых понятий работы применялись категории и приемы формальной логики (понятие, определение, суждения, анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение и т.д.). Одним из ведущих является структурно-системный анализ, который позволяет показать внутреннее построение системы социального обеспечения, взаимосвязь и взаимообусловленность ее элементов, объем и содержание соответствующих понятий и правовых категорий. Научная новизна определяется, прежде всего, тем, что данная научная работа попыткой комплексного анализа общетеоретических аспектов принципов и источников права социального обеспечения, системы и организационно-правовых форм материального обеспечения граждан РФ, повышение гарантий реализации права на социальное обеспечение. Практическое значение полученных результатов. Сформулированы и изложены в исследовании положения, обобщения, выводы и рекомендации имеют как общетеоретическое, так и прикладное значение для развития науки права социального обеспечения и практики применения его норм. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что материалы курсовой работы, изложенные в ней предложения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса "Право социального и во время преподавания соответствующих учебных дисциплин, а также в научной работе студентов при исследовании указанных вопросов. Структура курсовой работы определена предметом и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы заключается в том, что государство как субъект социальной политики, в широком смысле, следует рассматривать через призму совокупности теоретических принципов и практических мер, которые разработаны и реализуются государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями. Они направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата. Ощущается потребность в исследовании конституционных основ социального обеспечения в РФ, как приоритетного направления государства в обеспечении социального благополучия. Социальное обеспечение имеет исключительное значение для благосостояния граждан, работников, их семей и всего общества в целом. Право на социальное обеспечение занимает важное место среди других социально-экономических прав человека и является одним из средств достижения согласия, способствует социальному миру. Оно является неотъемлемой частью социальной политики государства и правительства и играет существенную роль в предотвращении снижения уровня жизни населения. Интенсивное развитие законодательства о социальном обеспечении ставит на повестку дня вопрос научного осмысления принципов и источников права социального обеспечения, обоснование системы социального обеспечения, наполнение новым содержанием института пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг и тому подобное. При этом пересматриваются не только их виды, размеры, круг лиц, имеющих на них право, но и источники финансирования, которые должны быть точно определены. Процессы, происходящие в современной жизни, в практике социального обеспечения, влияют на теоретические положения науки права социального обеспечения. Меняются научные представления о месте отрасли права социального обеспечения в системе права, о ее предмете и особенности метода правового регулирования, правовые принципы, круг субъектов и другие категории, требует научного осмысления, систематизации и обобщения. Все это делает очевидной актуальность проблематики права социального обеспечения и предопределяет выбор темы курсовой работы «Конституционные основы социального обеспечения в РФ». Теоретическая основа исследования основывается на результатах теоретического исследования представителей отечественной и зарубежной науки разных исторических периодов в области теории права, права социального обеспечения, трудового права, конституционного, административного, финансового и других юридических наук. Нормативную основу исследования составили Конституция РФ 1993 года, международно-правовое законодательство по вопросам социального обеспечения, законодательство РФ и некоторых зарубежных стран.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ……………………………………………………..…………………..……. 1.1 Государство как субъект социального обеспечения……………………. 1.2 Конституционное право на социальное обеспечение граждан в РФ….. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………………………………. 2.1 Конституция как источник права социального обеспечения…………… 2.2 Принципы обеспечения социального благополучия граждан…………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Список литературы

1. Всеобщая Декларация прав человека: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 1995. – 5 апреля. 2. Декларация об искоренении всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1979 г., статьи 11 1) e), 11 2) b) и 14 2) (Нью-Йорк, 1979 г.); 3. Европейская социальная хартия, принятая Советом Европы в 1961 г. (CETS № 35). 4. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией A/RES/61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. (Нью-Йорк, 2006 г.); 5. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., статьи 26, 27 1), 27 2) и 27 4) (Нью-Йорк, 1989 г.); 6. Конвенция об искоренении всех форм расовой дискриминации, принятая резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г., статья 5 e) iv) (Нью-Йорк, 1965 г.); 7. Международная конвенция о защите прав человека всех работников-мигрантов и членов их семей, принятая резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г., статьи 27 и 54 (Нью-Йорк, 1990 г.) 8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый резолюцией 2 200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. (Нью-Йорк, 1966 г.). 9. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993. ч. 2. Ст. 39. 10. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - №26. - Ст. 3528. 11. Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 535 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 23. – Ст. 3029. 12. Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения: Статус Конвенции №157 Международной организации труда от 21 июня 1982 года // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. 13. Баглай, M.B. Конституционное право Российской Федерации: 6-е изд., изм. и доп. / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007. - С.119. 14. Беребина, О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / О.П. Беребина; Московская государственная юридическая академия. - М.,1999. - С. 9. 15. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (постатейный) / А.Н. Борисов // СПС КонсультантПлюс. 2014. 16. Галаганов В.П. Право на социальное обеспечение и его гарантия по Конституции РФ // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения. Матер. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. К.Н. Гусова. М., 2008. С. 332-335. 17. Гейтц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации / И.В.Гейтц. – М.: Дело и сервис, 2005. – С.35-36. 18. Григорьева, И.А. Теория и практика социальной работы: учебник / И.А. Григорьева, В.Н. Келасьев. – СПб.: СПбГУ, 2004. – С.192. 19. Гусева Т. С. Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в его реализации // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 18. 20. Доклад Совета Федерации РФ 2009 года «О состоянии законодательства в РФ». С. 40. 21. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. – М., 2013. 22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2010. С. 69.; 23. Кокотов А.Н. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ // Вестник Уставного Суда Свердловской области. № 1 (10). 2019. С. 63. 24. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011. С. 67. 25. Корсаненкова Ю. Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. – М., 2010. 26. Кузина, И.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. / И.Г. Кузина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – С. 63. 27. Курченко, О. С. Государство как субъект права социального обеспечения : Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 12.00.05 - / О.С. Курченко; Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб.,2009. – С. 18. 28. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2010. С. 471-476. 29. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: монография. М., 2011. С. 274. 30. Маслов С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.05. – Трудовое право; Право социального обеспечения. – М., 2007. 31. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Е.Е. Мачульская. – М.: Юрайт, 2013. – 580 с. 32. Миронова Т. К. Социальная защита в России (правовые вопросы). Монография. М., 2004. С. 138. 33. Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право. 1963. № 8. С. 24. 34. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштейна. М., 2000. С. 265. 35. Невинская Е.В. Системообразующая функция Конституции РФ: Автореф. дис… канд. юр. наук. Екатеринбург, 2008. С. 17-22. 36. Организация работы органов социального обеспечения: учебник / под ред. В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2013. – 192 с. 37. Первый толковый БЭС. Большой Энциклопедический Словарь. М., 2006. С. 1411. 38. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. – М.: Кнорус, 2013. – 312 с. 39. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов / М.О. Буянова. – под ред. Ю.П. Орловского. – М.: Юрайт, 2014. – С. 68. 40. Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства о социальном обеспечении: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2006. С. 515-527. 41. Словарь Ожегова. Толковые словари: образовательный ресурс: [Электронный ресурс]. URL: http://www.edudic.ru/ (дата обращения: 01.06.2015). 42. Стремоухов А.В. Правовое понимание социального обеспечения / А.В. Стремоухов // Социальное и пенсионное право. – 2013. – №3. – С. 15-18. 43. Теория социальной работы: учебное пособие / под общ. ред. Кузиной И.Г. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - С. 86. 44. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2014. – С. 91. 45. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. – 2013. – №1. – С. 5-10.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ. 1.1 Государство как субъект социального обеспечения Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она – органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве . Роль социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику. Главное ее назначение – полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства. Социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. К таким благам относят образование, медицину, отрасли культуры. Общественные блага, в силу их свойств, производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов. Традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает . Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно, либо на достойном уровне. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации . Достаточно трудно однозначно определить социальное благополучие. Данное понятие имеет как объективные, так и субъективные аспекты, поэтому может быть определено как в дескриптивных, качественных терминах, так и с использованием эмпирических показателей. Поэтому неудивительно, что в научном сообществе отсутствует консенсус относительно единого трактовки понятия социального благополучия. Один из методов базируется на сравнении ключевых статистических показателей, или индикаторов, которые отражают социально-бытовые условия в разных сообществах и обществах. Другой метод предлагает объединить различные подобные индикаторы в единый индекс социального благополучия. Кроме количественных методов рядом исследователей были задействованы и качественные. Так, была проведена серия социологических исследований в различных странах, регионах и сообществах, которые были направлены на выявление субъективного восприятия людьми социального благосостояния. Но кроме социологического подхода, который является скорее эмпирическим, существуют и различные концептуальные подходы к определению социального благополучия. Обобщение ряда подобных подходов дает вывод, что социальное благополучие является производным от трех следующих составляющих: управляемость социальными проблемами, удовлетворение социальных потребностей, создание социальных возможностей. Эти три составляющие касаются индивидов, семей, групп, сообществ и целых обществ. Таким образом, они должны присутствовать на различных социальных уровнях с тем, чтобы государство стало "государством всеобщего благосостояния". На сегодня можно определить четыре основных концептуальных подхода к обеспечению социального благополучия. Первый – социальная филантропия, которая возлагается на частные пожертвования, волонтерскую деятельность и некоммерческие организации в обеспечении социальных потребностей, решении социальных проблем и создании социальных возможностей. Второй - социальная работа, в достижении целей обеспечения благополучия возлагается на профессиональный персонал, работающий с людьми, группами и сообществами. Третий подход возлагается на государственную интервенцию через законодательное обеспечение определенной совокупности государственных социальных услуг. Этот подход, который известен как подход социальной политики или социального обеспечения, можно назвать социальным администрированием. Однако на смену этим подходам чаще приходит четвертый. Подход социального развития, пока не получил такого широкого распространения, хотя он и имеет ряд преимуществ по сравнению с тремя вышеизложенными. И основное различие между подходом социального развития и другими – это попытка связать социальную политику и социальные программы непосредственно с процессом экономического развития. В отличие от филантропии и социальной работы, социальное развитие не имеет дело с отдельными людьми, обеспечивая их товарами или услугами. Вместо этого социальное развитие сосредотачивается на более широких социальных процессах и структурах, на сообществах и обществе в целом. Социальное развитие также является динамическим, его сопровождает процесс роста и изменения. В отличие от других подходов, которые, прежде всего, заинтересованы в поддержке соответствующих уровней благосостояния, социальное развитие направлено не на преодоление этого статического положения, а на постоянное повышение уровня благосостояния. Однако все же наиболее характерной особенностью социального развития, как отмечалось выше, является попытка связать усилия по социальному и экономическому развитию. Социальное развитие стремится объединить социальные и экономические процессы, рассматривая их как составные части единого динамического процесса развития. В рамках данного процесса социальная и экономическая форма развития являются двумя сторонами одной монеты: социальное развитие не может иметь место без экономического развития, а экономическое развитие бессмысленно, если оно не сопровождается повышением уровня социального благополучия населения в целом. Казалось бы, подход социального администрирования прямо ассоциирован с экономической сферой. Социальное обеспечение зависит от бюджетных доходов, которые формируются из налогов, поступлений из экономики. Кроме того, авторы подхода социального администрирования, такие как В. Беверидж, настаивали на том, что экономический рост и полная занятость являются необходимыми условиями для социального процветания . Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном уровнем социального и экономического развития страны. Современная социальная политика в первую очередь призвана сохранять/повышать уровень жизни, перераспределять ресурсы в интересах всех групп населения. Двухсторонний характер субъективного состава участников правоотношений, складывающихся по поводу предоставления права на социальное обеспечение, как было отмечено ранее, предполагает обязательное участие государства в качестве второго элемента данного субъективного состава. Государство является сложным правовым субъектом, функции которого реализуются органами разных уровней и компетенции. Соответственно, разграничение расходных полномочий в области социального обеспечения между уровнями публичной власти не должно восприниматься как отказ государства от выполнения социальных обязательств. Социально-обеспечительная правосубъектность государства может быть реализована, прежде всего, через федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также через органы местного самоуправления. Тенденцией развития российского законодательства о социальном обеспечении можно считать перераспределение полномочий по предоставлению социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в пользу государственных внебюджетных фондов и органов государственной власти субъектов РФ . Специфика объекта материальных социально-обеспечительных правоотношений обусловливает участие в системе социального обеспечения организаций, создаваемых государством для осуществления отдельных видов социальных предоставлений за счет государственных средств. Соответственно, по поручению государства субъектами материальных социально-обеспечительных правоотношений могут выступать учреждения, т.е. некоммерческие организации, специально созданные государством для предоставления натуральных видов социального обеспечения. Особой формой реализации социально-обеспечительной правосубъектности государства можно считать деятельность государственных внебюджетных фондов, являющихся государственными учреждениями. На современном этапе развития российского законодательства можно вести речь о двух самостоятельных направлениях деятельности государственных внебюджетных фондов: 1) деятельность в качестве страховщиков в отношениях по обязательному социальному страхованию; 2) участие в правоотношениях по осуществлению выплат и оказанию услуг, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В этой части своей компетенции внебюджетные фонды практически не отличаются от государственных органов (за исключением отсутствия отдельных формальных признаков). По мнению автора исследования, участие государственных внебюджетных фондов одновременно в социально-страховых и социально-обеспечительных обязательствах имеет свои особенности и требует самостоятельного правового регулирования. Полномочия по предоставлению отдельных видов социального обеспечения в рамках государственных форм социального обеспечения могут быть возложены государством и на иных субъектов. Следует различать в связи с этим две модели участия негосударственных субъектов в отношениях по обязательному социальному страхованию: 1) выступление в соответствующих отношениях по поручению государства (например, участие работодателей в правоотношениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, материнства и на случай смерти); 2) деятельность негосударственных субъектов, допущенных к участию в указанных отношениях (страховые медицинские организации в системе обязательного медицинского страхования, негосударственные пенсионные фонды в отношениях по обязательному пенсионному страхованию). Следует также отметить, что в этом случае указанные негосударственные субъекты, хотя и вовлекаются в систему обязательного социального страхования, но участвуют в ней по своей собственной инициативе, от своего имени и в собственных интересах. Итак, среди участников рассматриваемых правовых отношений, реализуемых с учетом положений Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г., выступают органы государственной власти и государственные органы субъектов Федерации, реализующие свои полномочия в области социального обслуживания населения, поставщики социальных услуг и их получатели. Из анализа статьи 5 Федерального закона № 442-ФЗ следует, что законодатель в систему социального обслуживания объединил: ? орган исполнительной власти федерального уровня, который уполномочен осуществлять функции по разработке и реализации мер государственной политики, а также нормативно-правового регулирования в области социального обслуживания, именуемых законодателем в рамках данного нормативного акта как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; ? государственный орган субъекта Федерации, который уполномочен законом осуществлять полномочия, в рамках указанного федерального правового акта в области социального обслуживания, и названный законодателем в рамках данного закона как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации; ? организации социального обслуживания, которые находятся в ведении органов исполнительной власти федерального уровня; ? организации социального обслуживания, которые находятся в ведении субъекта Федерации, именуемые законодателем в целях анализируемого закона как организации социального обслуживания субъекта Федерации; ? любые негосударственные организации социального обслуживания как коммерческие, так и некоммерческие, включая социально ориентированные некоммерческие организации, являющиеся представителем социальных услуг; ? индивидуальные предприниматели, которые осуществляют социальное обслуживание населения. Полномочия государственных органов федерального уровня, а также органов государственной власти субъектов Федерации детально перечислены в статьях 7 и 8 Федерального закона № 442-ФЗ . Положениями статей 11, 12, 13, а также 25 указанного нормативного акта, соответственно, закреплены права, обязанность и информационная открытость поставщиков социальных услуг, а также определеное правовое регулирование их реестра. Федеральным органом исполнительной власти, которая осуществляет функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области демографии, уровня доходов и жизни населения, труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, социальной защиты населения выступает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России). Министерство труда и социальной защиты РФ ведет координацию и контроль деятельности, находящейся, в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, руководит и контролирует деятельность подведомственных федеральных государственных учреждений, а также координирует деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610 , а также в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства № 535 от 31.05.2012 г., регламентирующим Вопросы Минтруда России . Следует отметить, что Минтруд России осуществляет непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Наравне с социальными службами и специализированными учреждениями и предприятиями, деятельность которых координирует Минтруд Росси, также существует ряд организаций, предприятий, социальных служб, входящих в структуру отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др. Одной из важнейших современных составляющих социальной защиты населения, ведущим направлением государственной политики в этой сфере является создание, поддержание и развитие реабилитационной индустрии. Уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. Таким образом, в Российской Федерации на этапе ее развития государством построена широкая сеть органов государственной власти в сфере реализации социального обеспечения населения страны, реализующая свои функции через территориальные управления, специализированные унитарные и казенные предприятия. 1.2 Конституционное право на социальное обеспечение граждан в РФ Для любого общества объективной чертой выступает наличие социального неравенства, сущность которого заключается в различном доступе разных групп населения к социально значимым благам. Одной из наиболее значимых направлений деятельности любого государства, как особой формы организации общественных отношений, создание оптимального уровня жизни всего населения страны, урегулирование социального неравенства, разработка и применение специальных механизмов. При определении сущности социальной защиты населения достаточное внимание уделено вопросам социальной поддержки активности, инициатив граждан. Данные мероприятия осуществляются в отношении трудоспособного населения, и суть которых сводится к тому, что государство должно предоставить людям социальные гарантии равных условий для повышения уровня жизни за счет личного трудового вклада. Одновременно стремятся осуществить защиту социально уязвимые группы населения, которым грозит социальное отчуждение. С учетом сказанного, следует отметить, что государство обязано поддерживать социальное развитие человека, создавая каждому возможность осуществить свое право на социальную защиту, предоставляя социальную поддержку и помощь и позволяя нормализовать взаимоотношения с обществом . Среди универсальных принципов реализации государством социальной защиты выступают гуманизм и социальная справедливость; комплексность и системность в деятельности субъектов социальной защиты; адресность оказываемых мер поддержки; многосубъектность; превентивность в оказании помощи; адаптивность к социальным изменениям . Государственная система социальной защиты населения включает в себя комплекс мер, которые направлены на удовлетворение потребностей человека. Для нее характерным является наличие взаимосвязанной законотворческой, организационной и социально-экономической деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита представляет собой систему правовых норм и социальных институтов, обеспечивающих их деятельность. Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, которая гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" . Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т. е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и др. Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет, что "государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом" . Безусловно, пенсии и пособия являются основными, но не единственно возможными видами социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие виды социального обеспечения – социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы. Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как гарантии обеспечения социального благополучия граждан представляет собой комплекс правомочий, которые включают в себя следующие элементы: право на пенсионное обеспечение; право на социальные пособия и компенсации; право на социальное обслуживание; право на медицинскую помощь; право на предоставление льгот. В связи с этим обоснованием представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения . В практическом аспекте право на социальное обеспечение не может быть единым как статусное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую гарантию обеспечения социального благополучия граждан, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения. Право на социальное обеспечение закрепляют конституции и уставы субъектов Российской Федерации. При этом большинство из них дублируют положения ст. 39 федеральной Конституции. Некоторые субъекты в конституциях и уставах не только провозглашают право на социальное обеспечение, но и устанавливают дополнительные гарантии этого права. Так отмечает Т. Гусаева, закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права . Всеобщая декларация прав человека в ст. 22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признал право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному Пакту . Таким образом, право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права. Конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) дополняет и раскрывает характеристику России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Ст. 7 Конституции РФ 1993 года дает определение социального государства через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В настоящее время государственным ориентиром в области социального обеспечения является прожиточный минимум, установленный Федеральным законом от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" . Прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум должен определяться ежеквартально в целом по России и в каждом субъекте РФ. Конституция РФ определила пути реализации прав граждан на социальную защиту: обязательное пенсионное страхование работающих; принятие федеральных законов, предусматривающих осуществление данных прав; создание специальных фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты. Реализация указанных мер способствует обеспечению защиты всех членов общества от рисков повседневной жизни. Для этого российское законодательство выделяет подсистемы социального страхования и социального обеспечения, выступающие сферами практической деятельности в системе социальной защиты населения. Под социальным страхованием понимается система социально-экономических отношений, которые основаны на возмещении материальных потерь, возникающих в результате временного или постоянного прекращения работы в связи с болезнью, возрастом, производственными травмами и пр., что реализуется за счет отчислений и взносов работодателей, самозанятого населения и наемных работников. В качестве принципов социального страхования выделяются защита и сохранность приобретенных и накопленных в период страхования и выплаты взносов прав людей, а также возможность реализовать страховые гарантии .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg