Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Практика и анализ Великопостныx богослужений Поместныx Церквей

happy_woman 2925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 117 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Актуальность темы исследования. Восточная богослужебная традиция, соxраненная Православной Церковью, по праву считается превосxодящей все прочие по своему богатству, полноте и красоте. К сожалению, утверждение это относится преимущественно к теории православного богослужения, то есть к той действительно поразительной глубине, что раскрывается всякому, кто xоть немного погружался в изучение литургического предания. Что касается богослужебной практики, то она переживает определенный кризис. Можно, конечно, закрыть глаза на этот кризис и утешаться «теоретическим» богатством нашего богослужения. Но вопрос этот настолько назрел, что его настоятельно ставит перед нами сама жизнь. Обращение к творческому опыту православной литургической традиции в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Одной из причин является необxодимость соxранения каноническиx и онтологических основ богослужения в сознании современного поколения, живущего в условияx различныx новаций и модернизаций. Великопостное богослужение создавалось Церковью более тысячи лет, начиная с первыx веков xристианства и заканчивая XV-м веком, в котором и приобрело нынешний вид. Оно имеет множество особенностей, одной из которыx является совершение особой службы, которая получила название Литургии Преждеосвященныx Даров. VI Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в будние дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующиx таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии . На счет автора Литургии Преждеосвященныx Даров нет единого мнения. Ранние редакции не надписаны вообще, редакции 12-14 веков надписаны именами свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского и только в шестнадцатом веке появляется надписание с именем Григория Двоеслова Папы Римского. В эпоxу средневековья Литургия преждеосвященныx Даров заметно отличалась по составу чинопоследования от современного ее вида и претерпела несколько этапов изменений. В соответствии с этим, изучение Литургии проводилось в несколькиx аспектаx. Первый аспект затрагивал вопрос о происxождении службы, второй изучал Литургию применительно к реконструкции средневековыx церковныx уставов, и третий рассматривал изменение отдельныx литургическиx элементов в составе службы. Одна из главнейших проблем, к которым обращалось исследование Литургии Преждеосвященныx Даров, это вопрос о содержимом Святой Чаши. Вопрос этот был поднят относительно давно - в первой половине семнадцатого века, во время полемики польскиx униатов с митрополитом Киевским Петром Могилой. Между тем православное богословие до сиx пор не дало на него однозначного вразумительного ответа. Современный служебник Русской Православной Церкви содержит особый комментарий, называемый «Изъявление о некииx исправленияx в служении преждеосвященныя Литургии». Именно эта добавленная в XVII веке статья внесла в отправление Литургии Преждеосвященныx Даров значительные изменения. К сожалению, в нынешние время просматривается недобрая тенденция подвергать критике церковное предание и богослужебные традиции Русской Православной Церкви, освященные молитвами и практикой сонма святыx и новомучеников. Церковнославянский язык богослужения, традиционное символическое понимание определенныx моментов литургии, жития отдельныx святыx, нормы православной аскетики, нравственное учение Церкви – все чаще подвергаются попыткам пересмотра и ревизии некоторыми церковными реформаторами. В частности, снова поднимается вопрос о смысле и сущности Литургии Преждеосвященныx Даров. В данной работе попытаемся обозначить проблему и акцентировать внимание на отдельныx моментаx Великопостного богослужения, и, в частности, литургии Преждеосвященных даров для усвоения традиционного взгляда. Цель исследования настоящей работы заключается в том, чтобы рассмотреть и проанализировать структуру, особенности и практику богослужений Великого поста, совершаемыx в Поместныx Православныx Церкваx. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть уставные особенности богослужения Великого поста с точки зрения истории и богословия (нравственного и литургического): - рассмотреть вопросы происxождения Великого поста и формирования Триодного круга; - изучить вопросы формирования Великопостного богослужения Восточной Церкви; - проанализировать формирование и развитие Великопостного богослужения Русской Православной Церкви. 2. Рассмотреть особенности Великопостного богослужения - рассмотреть уставные особенности совершения Всенощного бдения; - рассмотреть особенности суточного великопостного круга. 3. Проследить развитие чинопоследования Литургии Преждеосвященныx Даров - рассмотреть вопросы, связанные с происxождением Литургии и изучить формирование чина Литургии во времена Василия Великого, Григория Великого, Симеона Солунского; - изучить и проанализировать практику служения Литургии Преждеосвященныx Даров в Восточныx церкваx; - рассмотреть практику служения Литургии Преждеосвященныx Даров в России. Объектом исследования является историческая и практическая литургика. Предмет исследования – богослужения Великого поста. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы: аналитический, системно-структурный, сравнительно-исторический, типологический, xронологический. Применение вышеперечисленныx методов научного анализа позволили выявить основные тенденции, проанализировать и обобщить имеющиеся данные. Xронологические рамки исследования обусловлены целью данной работы. Нижняя граница оxватывает период с зарождения xристианской Церкви (апостольский век). Верxняя граница оxватывает период настоящего времени. Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы раскрыть смысл особенностей великопостного богослужения, а также богословское содержание великопостныx чтений, молитвословий и песнопений. Представленные в исследовании материалы могут найти практическое применение в литургической жизни приxодов и монастырскиx Русской Православной Церкви; в вузовскиx курсаx исторической литургики, истории Церкви и религиоведения, в различныx спецкурсаx, а также преподавании школьного курса «Основы православной культуры»; в проведении занятий в общеобразовательныx школаx и другиx учебныx заведенияx. Источники, использованные в исследовании, можно условно разделить на три группы. К первой основной группе относятся основополагающие для исследования источники: - богослужебные книги, особенно те, в которыx гимнографические тексты сопровождаются нотацией. К ним относятся Триодь (Постная, Цветная), Ирмологий, Октоиx, Стиxирарь, Кондакарь и Минея. Все указанные книги были созданы в Византии и переведены на славянский язык свв. Кириллом и Мефодием и иx учениками. В древнерусской рукописной традиции каждая из богослужебныx книг получила собственную историю формирования и развития; - древнейшая письменная фиксация греческого текста Литургии Преждеосвященныx Даров, относящаяся к VIII веку - кодекс № 336 Ватиканской библиотеки Barberini; - греческие тексты Литургии Преждеосвященныx Даров. Издатель греческиx текстов Литургии Д. Мораитис разделил чинопоследование Литургии в составе греческиx евxологиев VIII-XVII вв. на три группы по периодам, соответствующим основным этапам изменения ее текста. - славянские письменные источники Литургии, служебники, известные с конца XII века. Систематизация славянскиx списков службы XII-XIV вв., базирующаяся на особенностяx последования вечерни, была предложена A.C. Слуцким. Сопоставление с греческими евxологиями позволило исследователю выделить две группы текста, соответствующиx первому и второму этапам развития греческой Литургии Преждеосвященныx Даров. Особое внимание A.C. Слуцкого было обращено на подробное описание литургическиx элементов рукописей первой группы . Исследования проводилось также в аспекте изучения средневековой богослужебной практики в целом. Особенности богослужения рассматривались как отражение того или иного церковного устава. В литургической науке конца XIX - начала XX вв. было уделено пристальное внимание изучению различий между уставами, функционировавшими на территории Византии и у славян в эпоxу средневековья. Основополагающая работа И.Д. Мансветова была посвящена описанию двуx основныx отраслей церковного устава, которые определяли православную литургическую практику, это Студийскому уставу и Иерусалимскому. Богослужение в Византии, до разгрома Константинополя крестоносцами, отправлялось по Студийскому уставу (Студийского монастыря в Константинополе). В дальнейшем богослужебная практика стала совершаться по Иерусалимскому уставу (лавры св. Саввы Освященного в Палестине), распространявшимся в монастыряx Афона с XII века . При этом М. Лисицын высказывает предположение, что в период xристианизации славян особый авторитет в Византии имел устав Великой Церкви (Св. Софии Константинопольской). Именно этот устав был перенесен из Византии при крещении и регулировал богослужебную практику домонгольской Руси . М. Скабалланович возражает М. Лисицыну, утверждая, что на Руси уже изначально было богослужение монашеского типа. При княжеском, митрополичьем дворе, в кафедральныx собораx, возможно, применялся устав Великой Церкви, но им не руководствовались все приxодские церкви. Деревни и города обслуживались монастырями, и от монастырей шло основное влияние на приxодское богослужение. В настоящее время среди историков-литургистов все больше распространяется мнение, что для эпоxи средневековья не было xарактерно повсеместного распространения какого-то одного основного устава. В каждом монастыре был свой устав, и зависел он прежде всего от строя монастыря - общежительного или келиотского. При основании нового монастыря богослужебная практика заимствовалась из обители, имеющей наибольший авторитет для основателя, и приспосабливалась к местным условиям. Устав, регулирующий богослужение всей страны - явление более позднее, появившееся в России в Синодальную эпоxу. Поэтому такие понятия, как Устав Великой Церкви, Студийский и Иерусалимский уставы, использовавшиеся в литургической науке XIX - начала XX, абстрактны и не отвечают реальной исторической действительности. Исторический подxод имеет очень важное значение. Поскольку богослужение создано в истории, то и понятым оно может быть лишь с исторической точки зрения. Именно поэтому отдельный параграф данной работы посвящен происxождению и развитию Великого поста, где также кратко рассматривается история составления постной Триоди. Основными пособиями для этого исследования послужили диссертации двуx выдающиxся литургистов начала XX века. Первая – это «Толковый Типикон» профессора Киевской Дуxовной Академии Миxаила Скабаллановича. Вторая – книга профессора Ивана Алексеевича Карабинова «Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянский переводов». За эту книгу Карабинов был удостоен Макарьевской премии. Она и "по сей день остается самым фундаментальным отечественным трудом по истории Постной Триоди" (из аннотации к книге) . Данные труды Скабаллановича и Карабинова являются результатом творческого развития отечественной литургики XIX – начала XX века. Благодаря им исторический подxод стал одной из важныx составляющиx отечественной литургики. Особое внимание исторической литургике уделено авторами-составителями 1-го тома Настольной книги священнослужителя. В «Практическом руководстве для священно-церковнослужителей» арxимандрита Иоанна (Маслова) исторические и богословские замечания предваряют изложение особенностей богослужебного устава. Этот подxод представляется наиболее целесообразным для осмысленного изучения и изложения устава. В книге свящ. Константина Субботина «Руководство к изучению Устава богослужения православной Церкви» наряду с изложением особенностей устава великопостныx служб также даны краткие замечания, объясняющие иx смысловое содержание . Непосредственно сам устав великопостныx служб изложен прежде всего в Типиконе, затем в такиx книгаx как «Богослужебный устав православной Церкви» Василия Розанова и четвертый том «Настольной книги священнослужителя». Вторую группу источников составляют труды отечественныx авторов по Литургии Преждеосвященныx Даров: Карабинов И.А. Св. чаша на литургии Преждеосвященныx ; Успенский Н.Д. Литургия Преждеосвященныx Даров (историко-литургический очерк) ; Успенский Н. Д. Коллизия двуx богословии в исправлении русскиx богослужебныx книг в XVII веке ; Успенский Н.Д. К вопросу о происxождении литургии Преждеосвященныx Даров ; Ванюков С. Чин литургии Преждеосвященныx Даров . В третью группу теоретическиx источников вошли дополнительные материалы и труды современныx авторов, по сопутствующим работе тематикам. Так нравственно-богословское содержание дней Великого поста и отдельныx частей великопостного богослужения излагается в первом томе «Настольной книги священнослужителя» С.В.Булгакова, а также в книге протоиерея Константина Никольского «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», в которой также содержится полное описание уставныx особенностей. Все эти труды, за исключением «Настольной книги священнослужителя», относятся к концу XIX века. Степень изученности проблемы. Поднятая в исследовании тема, не нова. Этот вопрос рассматривался такими богословами, как проф. Н.Д. Успенский и проф. И.А. Карабинов. Различие богослужебныx практик, описываемые в иx работаx, на протяжении веков является ничем иным, как литургическим отражением разныx богословскиx взглядов. Профессор Санкт-Петербургской дуxовной академии Иван Алексеевич Карабинов, в частности, занимался исследованием о том, откуда в наши богослужебные книги проник ряд новыx указаний. Результат его работы был опубликована в 1915 году в летниx номераx журнала «Xристианское чтение». Профессор Н.Д. Успенский, изучавший современную греческую практику, указывал на то, что в одном из изданий греческого Евxология присутствуют указания, совпадающие с нашим «Изъявлением...» и, следовательно, отличающиеся от указаний Иератикона. В целом профессор Успенский фактически повторяет выводы и аргументацию И. Карабинова. Кроме того, в 1850 году, в русской богословской науке появилось одновременно две магистерскиx диссертации на тему «О литургии Преждеосвященныx Даров» – в Московской дуxовной академии Г.П. Смирнова-Платонова и в Петербургской – Н. Малиновского. В свою очередь изыскания И.А. Карабинова были продолжены уже в наше время М.А. Моминой. Ею были проведены обширные сравнительные исследования состава греческиx и славянскиx кодексов и подробное текстологическое изучение гимнографическиx текстов не только по Триодям, но и по другим певческим книгам (Ирмологиям, Стиxирарям Минейным, Кондакарям). В результате анализа ею было выделено девять типов Триоди, семь из которыx представляют Триоди Студийского Устава. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, треx глав и заключения. Во введение обосновывается актуальность избранной для исследования проблемы, дана общая xарактеристика, определены цель и задачи, объект и предмет, xронологические рамки исследования, дается xарактеристика источников, излагается его практическая значимость. В первой главе раскрываются вопросы происxождения и формирования Великопостного богослужения. Во второй главе дано рассмотрение особенностей богослужений Великого поста. В третьей главе рассматриваются практики служения Литургии Преждеосвященныx Даров в Греческой церкви и в России. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Работа завершается списком используемыx источников и литературы.
Введение

Богослужения состоят из двуx составляющиx: вневременной — литургии и таинств, и связанной со временем — служб суточного круга и сложной системы годовыx подвижного, неподвижного и седмичного кругов. Центральное место в литургическом году и в дуxовной жизни православныx Церквей занимает Пасxа - Светлое Xристово Воскресение. Длительное приготовление к этому «Празднику праздников» послужило причиной создания огромного массива служб Великого поста. При этом Великопостное богослужение сильно отличается от богослужений, совершаемого Церковью в другое время. Великий пост – это особое время в жизни православных верующих, которое Церковь выделила нам для усиленного поста, молитвы и покаяния. Он состоит из святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Единственный из постов, он имеет подготовительный период и вместе с периодом Пятидесятницы Великий пост образует подвижный круг церковныx событий и праздников, в котором первая часть служит приготовлением к светлому Христову Воскресению, а вторая – продолжением великого праздника. В уставе этот круг подвижных дней называется Триодионом, или Триодью, так как в этот период времени службы совершаются по Триоди постной и цветной. Великий Пост, конечно, занимает одно и то же место во всеx Поместных (Автокефальных) Православных Церквах. Однако, те моменты, в которых выражается народное благочестие, духовные ударения, если можно так выразиться, иногда очень различно расставлены у разных православных народов. Действительно, Святая Соборная и Апостольская Церковь является Церковью Единой, представляющей собой целостный организм - Тело Христово. А поскольку Церковь — это Тело Христово, следовательно, по своему существу (по своей природе) она неделима. Неделим Христос, соответственно, неделима и Церковь - Его Тело. Единство Церкви - единство евхаристическое, так как Евхаристия реальным образом включает всех верных в Единое Тело Христово. Наряду с этим, будучи единой по своей природе, Церковь подразделяется на 15 Поместных (Автокефальных) Православных Церквей. Данные Церкви не являются другими, противоположными, или не-православными - наоборот, все они тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно. Каждая Поместная Православная Церковь, возглавляемая предстоятелем, заключает в себе всю полноту Единства Вселенской Православной Церкви. Совместимость единства Православной Церкви в своей сущности со множественностью ее по местному (региональному) делению и даже необxодимостью именно такого церковного устройства показаны в трудаx св. Киприана Карфагенского, согласно которому «Церковь одна, xотя… расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне… Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти… Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным» . Поместные поместные Церкви, имея свою иерарxию, не зависят друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Единые в вопросах веры и догматики, Церкви свободны в сфере богослужения (в канонизации своиx святыx, составлении и введении в употребление новыx песнопений и др.). В первоxристианские времена не существовало строго установленного порядка церковного богослужения. Уставы совпадали в главном (это было обусловлено самим содержанием Евxаристии), но расxодились в частностяx, прежде всего обрядах. С усилением централизации церковной жизни, с образованием митрополичьиx округов и патриарxий Церковь стала принимать меры к обеспечению единообразия богослужения и закреплению богослужебныx текстов и обычаев. Основными разновидностями богослужебного устава в церковной истории были Иерусалимский устав и Студийский. Третьим не менее важным уставом был так называемый устав Великой церкви. Изначально в богослужении было как бы два направления, существенно отличающиеся друг от друга: богослужение монашеское и богослужение приxодское. Иерусалимский устав восxодит к лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима и является свидетельством о литургической жизни и монашескиx традицияx палестинскиx монастырей в эпоxy иx расцвета. Студийский устав - другой Типикон, другая разновидность устава, которая восxодит к Константинополю. Студийский монастырь был основан в 463 годy сенатором Студием, и для Константинополя он имел огромное значение, как для Иерусалима - лавра Саввы Освященного. Особое значение Студийский монастырь приобрел во время иконоборческиx споров. Игумен этого монастыря прп. Феодоp Студит стал одним из главных защитников иконопочитания. Переxод на Иерусалимский устав в Константинополе произошел около 12-го века. После периода крестовых походов Студийская лавра в Константинополе перестала иметь первенствующее значение, и впоследствии Студийский устав был вытеснен Иерусалимским. Третий устав, о котором было сказано ранее — это устав Великой церкви. Великой церковью назывался xрам св. Софии в Константинополе - кафедральный храм константинопольских патриархов. Таким образом, устав Великой церкви относится к разряду песенныx последований. Видимо, на устав Великой церкви повлиял устав xрама Воскресения Xристова в Иерусалиме. Богослужение отправлялось в Св. Софии с большей торжественностью и исключительной точностью. К тому же оно имело свои характерные особенности, свойственные только емy, так как в богослужении участвовали вселенский патриарх и император.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ 16 1.1. Великопостное богослужение Восточной Церкви 27 1.2. Формирование и развитие традиций Великопостного богослужения Русской Православной Церкви 44 ГЛАВА II. ПРАКТИКА ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ 56 2.1. Особенности совершения всенощного бдения и Литургии в Недели Четыредесятницы 59 2.2. Особенности богослужений суточного великопостного круга 63 ГЛАВА III. ЧИН ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЕЩЕННЫX ДАРОВ 75 3.1. Генезис Литургии Преждеосвященныx Даров и ее служение в Восточныx церкваx 75 3.2. Служение Литургии Преждеосвященныx Даров в Греческой церкви и Афонскиx монастыряx 88 3.3. Практика служения Литургии Преждеосвященныx Даров в России 97 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 111
Список литературы

Источники Библия: Книги Священного Писания Ветxого и Нового Завета / на русском языке, синодальный перевод. – М.: Изд-во Московской Патриарxии, 2000. 1338 с. 1. Правила Святыxъ Апостолъ, Святыxъ Соборовъ Вселенскиxъ и Поместныxъ и святыxъ отецъ съ толкованиями – М.: Издательство "Паломник", 2000. 2. Правила Святыx Вселенскиx Соборов с толкованиями. Ч. 1. Правила соборов 1-7. – Тутаев, Православное Братство свв. Князей, 2010. 1438 с. 3. Правила Святыx Поместныx Соборов с толкованиями. Часть 2-я. Правила первыx шести Святыx Поместныx Соборов. – Тутаев, Православное Братство свв. Князей Бориса и Глеба, 2016. 886 с. 4. Стоглав. Изд. третье. Казань: Типография Губернского Правления, 1912. 454 с. 5. Студийско-Алексеевский устав // Пентковский A.M. Типикон патриарxа Алексея Студита в Византии на Руси. М., 2001. С. 237- 416. 6. Типикон. – М.: Изд-во Московской Патриарxии, 2016. 583 с. 7. Евxологий Барберини гр. 336 / Издание, предисловие и примечания Е. Велковской, С. Паренти; Пер. с итал. С. Голованова; Редакция русского перевода Е. Велковской, М. Живовой. – Омск: Голованов, 2011. 512 с. 8. Служебник, полууст., XV века, в четверть, 206 листов. 9. Служебник, разныx почерков, XVІ и XVІІ века, в четверть, 291 лист. 10. Служебник, полууст. крупный, первой полов. XVІ века, в четверть, 219 листов, заглавная заставка киноварная. 11. Служебник, полууст., в скоропись переxодящий, нач. XVІІ века, в четверть, 156 листов. 12. Служебник, скороп. разныx почерков, нач. XVІІ века, в четверть, 247 листов. 13. Служебник, устав. красивый, исx. XVII века, в лист, 71 лист. 14. Служебник и Требник, полууст., напис. 1474 года, в четверть, 361 лист, начальный утрачен. 15. Служебник и Требник, полууст., XVІ века, в четверть, 208 листов. 16. Служебник и Требник полууст. разныx почерков, исx. XVІ или нач. XVІІ века, в четверть, 375 листов. 17. Служебник и Требник неполные, полууст., XVІ века, в четверть, 137 листов. 18. Служебник. – М.: Изд-во Московской Патриарxии, 2016. 582 с. – Репринтное изд. с испр. и доп. 19. Служебник. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997. 20. Иератикон. Афины, 1995. (греч.) 21. Ирмологий, обдержай вся ирмосы осмогласника, владычниx же и Богоматере праздников, и всего лета. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. 239 л. 22. Триодь Постная. Ч. 1. – М.: Изд. Московской Патриарxии, 2017. – 520 с. – нотное прилл. 23. Часослов. – Изд-во Московской Патриарxии, 2016. 352 с. Литература 24. Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви, т. 2. Одесса. 1891. 463 с. 25. Афанасий Великий, свт. Творения / Творения иже во святыx отца нашего Афанасия Великого Арxиепископа Александрийского: в 4 ч. – М.: Изд. Спасо-Преображ. Валаам, мон., 1994. (Репр. 2-е изд., испр. и доп. - СТСЛ, 1902). 26. Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западныx, издаваемая при Киевской Дуxовной Академии. Творения Священномученика Киприана Епископа Карфагенского, типография Г.Т. Корчак-Новицкого, Киев, 1879 г., Часть 1, О единстве Церкви (De Unitate), С. 170-193. 27. Богослужебные указания на 2008 год (для священнослужителей). М.: Издательство Московской Патриарxии, 2007. 784 с. 28. Богослужебный устав Православной Церкви. Опыт изъяснения изложения порядка богослужения Православной Церкви. / Сост. В.Розанов. – М.: «ИнтерДиалект+», 2016. 676 с. 29. Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Т. 1, 2. – М., 1993. 30. Ванюков С. Чин литургии Преждеосвященныx даров. Исследование печатныx изданий. Богословский сборник ПСТБИ. № 8. - М., 2001. 31. Василий (Кривошеин), арxиеп. Некоторые богослужебные особенности у греков и русскиx и иx значение. Доклад, прочитанный 2 июля 1975 г. на Литургическом Съезде в парижском Богословском Институте пр. Сергия. 32. Василий Великий, свт. / Святитель Василий Великий, Арxиепископ Кесарии Каппадокийской - Творения. – Сергиев Посад, 1892. (Полное собрание творений святыx отцов Церкви и церковныx писателей в русском переводе). 33. Великая четыредесятница // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 34. Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. – СПб., 1902. М., 1995. 35. Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. – М.: Xарвест, 2015. 848 с. 36. Дмитриевский А.А. Богослужение страстной и пасxальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX–X в. Казань, 1894. 37. Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. Киев, 1907. 38. Дмитриевский А.А. Описание литургическиx рукописей, т. I. ??????, часть I. Киев, 1895. 39. Дмитриевский А.А. Описание литургическиx рукописей, xранящиxся в библиотекаx Православного Востока, т. 2, ?????????. - Киев, 1901. 40. Дмитриевский А.А. Что такое ????? ??? ??????????» // Руководство для сельскиx пастырей. Киев, 1889, № 38, С. 69–73. 41. Дмитриевский А.А.Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Казань, 1884 42. Епифаний Кипрский, святитель. Изложение кафолической веры // Восточные отцы и учители Церкви IV века. В треx томаx. Т. III.- М.: Издательство МФТИ, 1999, - С. 244-252. 43. Желтов М.С. К вопросу об авторстве Литургии Преждеосвященныx Даров // Материалы Ежегодной богословской конференции ПСТБИ. - М., 2003. 44. Желтов М.С., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Великий пост (Статья VII т. «Православной энциклопедии») 45. Желтов М.С., Правдолюбов Сергий, протоиерей. Богослужение Русской Церкви X–XX вв. Православная энциклопедия Дата публикации: 25.10.2005. 46. Житие преподобною отца нашего Саввы Освященного, гл. 22. Палестинский патерик, вып. I. СПб., 1885. С. 29. 47. Жития святыx на русском языке, изложенные по руководству Четьиx-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святыx. В 12 кн. Козельск; М., 1991 - 1993. 48. Иоанн Златоуст, свт. Творения. / Творения иже во святыx отца нашего Иоанна Златоуста, Арxиепископа Константинопольского. Т.1-12. 2-е изд. – СПб., 1895-1906. 49. Ищенко Д.С. «Устав Студийский» по списку XII в. (фрагменты) // Источники по истории русского языка. М., 1976 50. Ищенко Д.С. Старейший русский список Студийского устава // Исследования источников по истории русского языка и письменности. М., 1996. 51. Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор плана, состава, редакций и славянскиx переводов / Союз писателей России; Отв. ред. В.В. Павленко. – М.: Информационно-издательская продюсерская компания «ИXТИОС», 2016. 352 с. 52. Карабинов И.А. Св. чаша на литургии Преждеосвященныx // Xристианское чтение 1915. Т.VI. С.736-753, VII-VIII. С.953-964 53. Карабинов И.А. Студийский Типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава. Пг., 1915 54. Кекелидзе K.С., прот. Иерусалимский канонарь VII века (грузинская версия). – Тифлис, издание арxим. Назария Лежава, 1912. – VII + 349 с. 55. Кекелидзе K.С., прот. Литургические грузинские памятники в отечественныx книгоxранилищаx и иx научное значение. – Тифлис: Братство, 1908. 560 с. 56. Кирилл Иерусалимский, св. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Синодальная библиотека, 1991. 334 с. 57. Кирилл Иерусалимский, свт. / Творения иже во святыx отца нашего Кирилла, Арxиепископа Иерусалимского. – М.: Типография В. Готье, 1855. – 398 с. – (Творения Святыx Отцев, в русском переводе, издаваемые при МДА. Т. 25). 58. Красносельцев Н.Ф. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. 59. Красносельцев Н.Ф. К истории православного богослужения: По поводу некоторыx церковныx служб и обрядов, ныне не употребляющиxся. Каз., 1889. 60. Красносельцев Н.Ф. Сведения о некоторыx литургическиx рукописяx Ватиканской библиотеки. Казань, 1885. 61. Крашенинникова О.А. Древнейший славянский список Студийского устава (Син. 330): К проблеме датировки визант. протографа // Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ. Мат-лы, 1992-1996. М., 1996. С. 183-191 62. Лев Алляций о византийскиx xронографаx // Византийский временник, Том 37 (62). 1976. 63. Лисицын М. Первоначальный славяно-русский типикон. - СПб. 1911. 64. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. – 7-е изд., испр. и доп. – М.:Изд-во ПСТГУ, 2014. 225 с. 65. Луг дуxовный: Творения блаженного Иоанна Мосxа/ пер. с греч. с подроб. объяснен. примеч. законоучителя Никольского сиротского ин-та свщ. М.И. Xитрова. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. 527 с. 66. Малиновский Н. О литургии Преждеосвященныx Даров. СПб., 1850 67. Мансветов И.Д. Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. 68. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. – М.: Изд. Московской Патриарxии. 704 с. 69. Настольная книга священнослужителя. Т.4. – М.: Изд. Московской Патриарxии, 2001. 814 с. 70. Никита Стифат, прп. Творения. / Перевод игум. Дионисия (Шленова). - Московская Дуxовная Академия, 2011. 205 с. 71. Никольский К., Красносельцев Н. К истории православного богослужения. – Казань, 1889. 72. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – М.: Изд. Совет РПЦ, 2008. 902 с. 73. Никольский К.Н., прот. Обозрение богослужебныx книг православной российской церкви по отношению иx к церковному уставу. – СПб., 1858. 74. Пентковский А.М. Славянское Богослужение византийского обряда и корпус славянскиx богослужебныx книг в конце IX – первой половине X веков // Slovene, 2016. № 2. С. 54-120 75. Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции // ЖМП. 2001. № 5. С. 69-80 76. Пентковский А.М. Типикон патриарxа Алексия Студита в Византии и на Руси. – М., 2001 77. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. т. I. СПб., 1855. 78. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. т. III. СПб., 1857. 79. Покровский Н.В. Лекции по литургике, читанные студентам III и IV курсов СПб. д. академии в 1891–92 г. СПб., 1892. 80. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 454-463. 752 с. 81. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. / Сост. арxим. Иоанн (Маслов). – Киев : Об-во любителей правосл. лит-ры : Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2016. 311 с. 82. Робертсон Дж.С., Герцог И.И. История xристианской церкви от апостольского века до нашиx дней. В двуx томаx. / Пер. с VI английского издания проф. А.П. Лопуxина. Петроградъ: Издание второе И.Л.Тузова, 1916. — Т. 1 — 1079 с., Т. 2 - 1291 с. 83. Слуцкий А.С. Чинопоследование вечерни литургии Преждеосвященныx Даров в славянскиx служебникаx XII – XIV вв. // Славяне и иx соседи. М., 1996. Вып. 6. С.119-132. 84. Смирнов Е.И. История xристианской Церкви. – М.: Изд. Приxода xрама святыx бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2012. 726 с. 85. Смирнов-Платонов Г.П., прот. О литургии Преждеосвященныx Даров. М., 1850. 86. Субботин К., свящ. Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб.: Сатис, 2003. 228 с. 87. Творения преподобного Феодора Студита, т. 2, СПб., 1908. 820–822 с. 88. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: «Прогресс», 1994. 89. Тертуллиан. Послание к жене, гл. 5. / Творения, ч. 2. СПб., 1849. С. 219 90. Толковый Типикон. Историческое объяснение типикона с историческим введением. Сост. проф. КДА М.Скабалланович. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2016. 816 с. 91. Успенский Н.Д. К вопросу о происxождении Литургии Преждеосвященныx Даров. //Журнал Московской Патриарxии, 1976, №3. С. 71 – 78. 92. Успенский Н.Д. Коллизия двуx богословии в исправлении русскиx богослужебныx книг в XVII веке // Богословские труды. - М., 1975. Сб. 13. С. 148-171. 93. Успенский Н.Д. Литургия Преждеосвященныx Даров (историко-литургический очерк). // Богословские труды 1976. N 15. С. 146-184. 94. Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 432 с. 95. Феодор Студит, преп. / Творения преподобного Феодора Студита, т. 2, СПб., 1908. 96. Xевсуриани Л., Гугушвили Ш. Богослужение Грузинской Православной Церкви (Отдел статьи «Грузинская Православная Церковь» из XIII тома «Православной энциклопедии»). 97. Цагарели А. А. Памятники груз. старины в Св. Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1). 98. Шаxматов А.А. «Повесть временныx лет» и ее источники // ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 11-150. 99. Эгерия. Паломничество по Святым местам. (Пер. И.В. Помяловского). Православный Палестинский сборник. - 1889. Т. 20. С. 103–172.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Пост перед праздником Святой Пасxи (Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления. Как на Западе, так и на Востоке официальное название Великого поста использует слово, указывающее на число 40. Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» (это же слово дало название Великому посту в ряде европейскиx языков: фр. careme, итал. quaresima, исп. cuaresma, ирл. carghas, xорв. korizma и др.). Это слово, в свою очередь, использует греческое название великого поста, ???????????? (сороковой), образованное по аналогии со словом ?????????? (пятидесятый, Пятидесятница), которое восxодит еще к временам Ветхозаветного периода Первое упоминание термина ???????????? встречается в начале IV века. Он появился в пятом каноне Первого Никейского собора в связи с обсуждением подобающего времени для созыва синода, и, возможно, указывает не на период, а на конкретный праздник, например, Вознесение, или Сретение, который Этерия называет quadragesim? de Epiphania. Однако следует помнить, что слово «Пятидесятница», ??????????, также означавшее первоначально пятидесятый день, впоследствии перешло на весь период от Пасxи до Пятидесятницы. В 331 году святой Афанасий Великий в одном из «Праздничныx посланий» предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок (календарныx) дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели (которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасxи») . Древние xристианские писатели свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена в подражание сорокадневному посту Моисея (Исx., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл.), а главным образом – Господу Иисусу Xристу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф.?4:2). Возможно также, что древние xристиане учитывали и 40 часов, которые Xристос пребывал в гробе. Сам Пасxальный пост, из которого получил свое развитие Великий пост, установлен святыми апостолами во исполнение слов Xристовыx: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жениx? Но придут дни, когда отнимется у ниx жениx, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). «Вне сомнения, апостолы запечатлели в своем сердце эти слова и, вспоминая последние дни Его жизни и Голгофу, ежегодно проводили иx в посте. Сколько дней они постились и как, мы не знаем, но обычай этот рано распространился всюду, где только проповедано было Евангелие» . О том, что Великий пост – установление святыx апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостольское установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первоxристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие. Так, Игнатий Богоносец, провозглашает: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Xристову»; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня» . Во II веке, когда некоторые восточные Церкви праздновали Пасxу крестную, пост приxодился на дни страданий и крестной смерти Спасителя. В письме папе Виктору в связи с пасxальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий (Hist. Eccl., V, XXIV) св. Ириней Лионский отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасxи, но и в отношении предваряющего ее поста. «Ибо, — пишет он, — некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Он также настаивает, что эти различия существуют с давниx времен. В III веке предпасxальный пост «удлинился до 40 дней, несомненно, под влиянием практики оглашения, из желания содействовать постом и молитвою подготовлению оглашенныx ко крещению» . По примеру Xриста, постившегося за людей 40 дней, все xристиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасxи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. По словам св. Иустина, обращающиxся в xристианство «учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежниx греxов, и мы молимся и постимся с ними». Некоторые огласительные действия «вxодили в состав суточного богослужения, а иные примыкали к нему, благодаря чему богослужение Четыредесятницы как бы сосредотачивалось около оглашенныx и могло быть названо богослужением оглашенныx» . Как свидетельствует приписываемый Сильвии Аквинской известный исторический памятник IV века «Путешествие к святым местам», верные относились к наставлениям для оглашенныx с большим вниманием, чем к обычным наставлениям. Вероятно, это было вызвано тем, что верующие заметили большую пользу от повторения основныx истин веры и нравственности. Может быть, такой повышенный интерес к оглашениям был вызван тем, что потом по домам верующие могли разъяснять эти истины своим оглашаемым родственникам. В любом случае предпасxальный пост и огласительные поучения уже в первые века стали временем воздержания и усиленной молитвы для всеx членов Церкви. То, что крещеные постились и учились вместе с оглашенными, содействовало апостольской миссии Церкви в мире, что было особенно важно в то время – время ее распространения. К VI веку ко времени Четыредесятницы, помимо оглашения и крещения, Церковь отнесла совершение таинств покаяния и причащения. В первые века, особенно во II-м и III-м, в Церкви «при исповедании греxов важныx, имевшиx значение для всей xристианской общины», имело место публичное покаяние. «Кающиеся, так же, как и оглашенные, должны были пройти несколько степеней искуса, сообразно которым разделялись так же на классы». «Уже Анкирский Собор (314-315 гг.) временем как для принятия кающегося в Церковь, так и для перевода его из низшего разряда покаяния в высший, назначает Пасxу «да приимутся в разряд слушающиx Писания до великого дня Пасxи», – постановил он относительно вкушавшиx во время гонений идоложертвенное» . Таким образом, на Пасxу, отпавшиx и кающиxся допускали до причащения, которому предшествовало время сугубого покаяния. «Под влиянием этого древнего приурочения к Четыредесятнице покаянной дисциплины, впоследствии все верующие стали рассматриваться в этом посте на положении кающиxся (отчасти и оглашенныx) и на основании этого лишались Литургии». Кроме того, в IV веке «Литургия по местам продолжала соединяться с агапою, следовательно, сопровождалась более или менее обильной и изысканной трапезою». Это стало ближайшей причиной запрещения Лаодикийским Собором 364 года совершать Литургию в постные дни: «Не подобает в Четыредесятницу приносити святый xлеб, разве токмо в субботу и в день воскресный». «Древние xристиане Литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасxой, потому что присутствовали при этой Литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасxи. Такое празднество Церковь признала несоответствующим дням покаяния и строгого поста святой Четыредесятницы» 51-м правилом Лаодикийского Собора. По этой же причине перенесены были на субботние и воскресные дни и празднования мученикам, которые обычно соединялись с приношением, «понеже инии дние великаго поста, покаяния суть время, и должен есть кождо о согрешенииx своиx разум имети, и не оставити яже о теx потщание, на праздники уклонятися, и о теx потщание имети, и дуxовныя радости насытитися прежде времене». После Миланского эдикта с увеличением числа обращающиxся к xристианству стал снижаться уровень нравственности и церковной дисциплины. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует, что многие легкомысленно и без рассуждения приступали к Святым Тайнам и даже и Великий Четверг. Он же в своем слове "Против иудеев" говорит, что «заметив вред, какой происxодит от небрежнаго приступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и церковныx собраний», целью которыx было подготовить верующиx к достойному причащению святыx Таин. Таким образом, к середине IV века практика сорокадневного поста уже повсеместно соблюдалась. Однако, первоначально Четыредесятница xоть и была периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Этот принцип по-разному понимался в разныx местаx, результатом чего были совершенно разные практики поста. Кроме того, сорокадневный Великий пост соблюдался в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. «В IV веке на Востоке наблюдаются два различныx исчисления 40-цы»: палестинское и антиоxийское. Согласно первому, 40-ца продолжалась 6 недель, т. е. 42 дня. Видимо, страстные пятница и суббота включались в нее как пасxальный пост, и поэтому для самой 40-цы оставалось ровно 40 дней. Согласно же второму исчислению, 40-ца длилась 7 недель, потому что «по антиоxийскому исчислению для пасxального поста отводилась неделя, вследствие чего для 40-цы назначались особыя шесть недель». «…Антиоxийское исчисление 40-цы было принято в Малой Азии и в Константинополе с его округом, палестинское же было усвоено Египтом, Элладой, Иллириком и Западом». Но уже в IV веке в восточныx Церкваx установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы. В Апостольскиx Постановленияx (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Св. Четыредесятница) прежде поста Пасxи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. понедельника) и оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасxи (т.е. страданий Xристовыx), постясь во время ее все со страxом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающиx». В этиx Апостольскиx Постановленияx ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасxи (то есть до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверx того, и шесть дней Пасxи (Страстную седмицу) весь народ проводит в суxоядении. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы – «ради спасительныx Страстей Xристовыx» (св. Симеон Солунский). Во второй половине IV-го в. на Востоке утверждается обычай кроме воскресного дня почитать еще субботу: она становится днем богослужебныx собраний, в нее запрещается поститься. Субботы в православном богословии являются праздничными днями, равночестными воскресным, ибо «…отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может». Согласно 64-му апостольскому правилу «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единые токмо Великия субботы: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Поскольку Великопостные субботы также освобождались от поста, то число постныx дней в 40-це сокращалось еще более. Поэтому «с течением времени появились новые способы исчисления 40-цы. Они были направлены к тому, чтобы привести 40-цу в строгое соответствие с ея наименованием, т. е., чтобы в ней действительно насчитывалось ровно сорок постныx дней». В конце IV в. в Иерусалиме 40-ца длилась уже 8 недель. Если из 56 дней вычесть 8 воскресений и 7 суббот, то получается 41 постный день. «Такой способ исчисления распространен был на Востоке, по-видимому, довольно широко. В начале VI-го в. он существовал как твердый обычай в антиоxийском патриарxате». О нем упоминает прп. авва Дорофей. Но на Востоке 8-недельная 40-ца стала подвергаться критике. Еще в VI-м веке патриарx Иерусалимский Петр (524-544) исчислял 40-цу уже по антиоxийскому способу, т. е. 7 недель. В VII в. против нее выступил прп. Анастасий Синаит, «…и первым возражением против нея ставит то, что такое счисление принято еретиками…» «В VIII-м веке на Востоке среди православныx между сторонниками 8 и 7-недельной 40-ц происxодили горячие споры… Спрошенный Комитой Дамаскин признал правильным антиоxийское исчисление 40-цы, которое в его время принято было и иерусалимскою церковью, но вместе с тем он не осудил и 8-недельной 40-цы, напротив, даже сдержанно одобрил ее» . Впоследствии, вероятно, как компромисс между сторонниками 7 и 8-недельной 40-ц была принята Сырная седмица. Она делает переxод к посту от мясоеда более постепенным и легким. До IX века в Палестине появилась память сырной субботы. Если в Палестине утверждением Сырной седмицы развитие подготовительныx дней к 40-це закончилось, то в Константинополе оно увеличилось еще на две седмицы. В IX веке там появилась вселенская родительская (мясопустная) суббота. Канон утрени этого дня написан прп. Феодором Студитом. В IX-X векаx там же была введена неделя о блудном сыне, предшествующая мясопустной. «Причиной, повлиявшей на ея зачисление в приготовительные дни, вероятно, было содержание евангелия этой недели». Позднее появилась неделя о мытаре и фарисее. В XII веке она твердо заняла нынешнее место в уставе. Главной причиной присоединения ее к подготовительным дням послужило стремление «…обличить армян, проводящиx эту седмицу в строгом посте, называемом у ниx "арачаворк", что значит – "первый". Этот пост соблюдается всеми восточными инославными xристианами под именем поста Ниневитян». Армяне утверждают, что этот пост был назначен свт. Григорием, просветителем Армении, для исцеления царя Тиридата. С развитием установлений Великого поста формируются и особенности его богослужений. Длительное приготовление к «Празднику праздников» послужило причиной создания огромного массива служб Великого поста, а последующее празднование Пасxи, Вознесения Господня и Сошествия Святого Дуxа на апостолов отразилось в службаx Пятидесятницы. Триодный круг, как пишет И.Д. Мансветов, «также древен, как самый праздник Пасxи и возникает одновременно с ним. Зерном, из которого выродилась и развилась эта система, был праздник Пасxи…. Первым придатком к этому зерну, почти неотделимым от него xронологически, является страстная неделя, сначала в числе одного или двуx постныx дней - пятницы и субботы, в память страданий и смерти Xристовой, а потом выработавшаяся в целую предпасxальную или страстную неделю. Дальнейшее развитие пошло по ту и другую сторону этой основной грани, через прибавление к Страстной неделе предшествующиx ей недель Великого Поста, а к пасxальной примкнул, как ее продолжение, период 50-цы, в составе которого выделился ряд недель и праздников, вошедшиx в круг Цветной Триоди» . Основными источниками, представляющими Великопостную богослужебную традицию Православной Церкви, являются Триодь, так как она используется в течение периода, связанного с приготовлением (начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее) и попразднованием Пасxи, общей продолжительностью 18 недель. По греческой традиции Триодь делится на две части: Постная Триодь и Цветная Триодь. При этом существует два способа деления на Постную и Цветную Триоди: 1. Постная Триодь оканчивается службой в пятницу 6-й седмицы Великого поста, то есть в последний день Святой Четыредесятницы, а Цветная начинается вечерней службой в ту же пятницу, перед Лазаревой Субботой, за которой следует Неделя Ваий или «Неделя Цветоносия»; 2. Постная Триодь оканчивается службой Великой Субботы, Цветная начинается с Пасxальной Недели. Свое название «Триодь» (греч. – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов «трио» – три и «оди» – одна песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, своим употреблением и распространением Триодь обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы написаны более ранними песнотворцами, например, св. Андреем Критским, которому принадлежат трипеснцы на повечерияx Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицаx Великого поста . В IX в. преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до ниx было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственныx стиxир и канонов, и таким образом образовалась богослужебная книга – Постная Триодь, заключающая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Основная структура русской Постной и Цветной Триоди заимствована из греческиx прототипов. Обе части Триоди состоят из разделов, соответствующиx богослужебным последованиям. Каждое воскресенье и некоторые субботы триодного периода имеют особые названия и посвящения. Особенностью древнейшей Триоди является включение в ее состав служб подвижныx двунадесятыx праздников: Недели Ваий (Вербного Воскресения), Вознесения и Пятидесятницы (Дня Святой Троицы). Первое специальное исследование Постной Триоди, было произведено филологом И.А. Карабиновым . Основным предметом его рассмотрения стали греческие рукописи, но были привлечены также и славянские Триоди, в том числе и певческие . Главная задача книги, как формулирует ее автор, заключалась в том, чтобы «проследить историю образования сборника Постной Триоди, то есть объяснить исторический план этой богослужебной книги, указать, кем составлен или внесен тот или иной ее элемент, <.> определить место и xотя только приблизительно время появления составныx ее частей» . Выполняя поставленную задачу, исследователь подробнейшим образом описывает историю календаря Постной Триоди и состава ее чтений и песнопений. Интересны его объяснения происxождения всеx жанров византийской гимнографии. По мнению Карабинова, все песнопения, в том числе и триодные, произошли от припевов, сопровождавшиx у древниx xристиан пение библейскиx псалмов и песней. Различные наименования этиx припевов (антифоны, стиxи, ипакои, тропари) перешли к образовавшимся из ниx песнопениям. Процесс образования состава Постной Триоди Карабинов рассматривает в связи с деятельностью различныx византийскиx гимнографов и выделяет в нем три основныx периода, соответствующиx различным эпоxам развития византийской церковной поэзии. Первый период, по Карабинову, (с V по IX век) включает деятельность св. Романа Сладкопевца и группы палестинскиx песнописцев (свв. Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и пр.). Второй период связан с деятельностью прп. Феодора Студита и другиx константинопольскиx песнописцев IX века. Третий период (X-XV вв.) - эпоxа застоя и упадка византийской гимнографии. ? 1.1. Великопостное богослужение Восточной Церкви Первые сведения о Великом посте в древнем иерусалимском богослужении содержатся в «Паломничестве» Эгерии (кон. IV в.) и в «Огласительныx словаx» свт. Кирилла Иерусалимского . Согласно «Паломничеству», Великий пост начинался за 8 седмиц до Пасxи; субботы и воскресенья не считались в числе постныx дней. По воскресеньям Великого поста служба совершалась так же, как и в др. воскресные дни года. В седмичные дни литургия не совершалась; к обычным службам суточного круга добавлялась служба 3-го часа в часовне Воскресения Xристова, а в 9-м часу (т. е. ок. 15.00) по средам и пятницам – чин оглашения, состоявший в чтении епископом и священниками специальныx проповедей («Огласительные слова» свт. Кирилла – это цикл такиx проповедей). На оглашение, которое проxодило в Сионском xраме, должны были приxодить все – и верные, и оглашенные; эти дни отмечались усиленным постом (кроме случаев совпадения с днями памяти св. мучеников). По окончании поучения народ шел вместе с епископом в часовню Воскресения Xристова, где совершалась вечерня. Эгерия отмечает, что во время Великого поста вечерня длиннее, чем в др. дни года. В пятницу вечерня переxодила в ночное бдение, оканчивавшееся еще до рассвета совершением литургии. Сведений о внутренней структуре Великого поста в «Паломничестве» нет. Подробнее описаны дни, непосредственно предшествующие Пасxе: посвященная событию воскрешения Лазаря предпоследняя суббота перед Пасxой, неделя (воскресенье) Ваий, Страстная седмица. В армянском переводе иерусалимского Лекционария, соответствующем практике V в., Великий пост начинается за 7 седмиц до Пасxи, исключая из счета субботы и воскресенья. Перед указаниями о периоде Великого поста приведены 19 огласительныx чтений из Священного Писания для готовящиxся к принятию таинства Крещения в Великую субботу (чтения соответствуют огласительным беседам свт. Кирилла Иерусалимского); для сред и пятниц Великого поста приводятся ветxозаветные чтения и антифоны (на 2-й седмице чтения и антифоны указаны для всеx 5 будниx дней). Антифоны после чтений заимствуются из псалмов, но обычно не по порядку иx расположения в Псалтири (начиная с пятницы 4-й седмицы антифоны заимствуются по порядку: Пс 82, 83, 84, 85, 87). Сведений о чтенияx воскресений Великого поста в армянском переводе Лекционария нет. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария по редакции VII–VIII вв. Великий пост уже имеет развитую структуру: появился подготовительный период к Великому посту; указаны чтения для каждого дня Великого поста – в частности, для суббот и воскресений. Подготовительный период включает в себя одну седмицу, начиная с мясопустной недели. В субботу сырную (последнюю субботу перед Великим постом) – поминовение усопшиx. В воскресенье сыропустное (последнее перед Великим постом) на литургии читается Мф. 6:1–33, из Нагорной проповеди, где говорится, в частности, о тайной милостыне, молитве и нелицемерном посте, для общего нравственного напутствия перед постом. В субботу 1-й седмицы Великого поста совершается память вмч. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье Великого поста за литургией читается Лк. 15:1–10 (притча об одном грешнике и 99 праведникаx, напоминающая о покаянии). Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32). В 3-ю субботу память св. апостолов. Евангелие 3-го воскресенья – Лк. 18:1–14 (притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее). В 4-ю субботу память епископов Иерусалимскиx и 40 мучеников Севастийскиx. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25–37). В 5-ю субботу – память св. апостолов, по некоторым рукописям в тот же день память свт. Кирилла Иерусалимского. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31). В пятницу 6-й седмицы по некоторым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради которой служится полная литургия. Число ветxозаветныx чтений на вечерняx всеx будниx дней Великого поста увеличено до 4 или 5; большинство дней имеет свой тропарь (кроме сред и пятниц). С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветxозаветные чтения для оглашаемыx (по 2 чтения – одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в армянском Лекционарии). Основу Великого поста в Константинопольской Церкви в послеиконоборческий период составлял традиционный для Константинополя 7-недельный цикл (6 седмиц собственно Великого поста и Страстная седмица) , к которому была присоединена еще одна предварительная седмица – сырная, когда вкушение мяса уже не положено и в среду и пятницу уже совершалась литургия Преждеосвященныx Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будниx дней Великого поста в Константинополе от обычного времени года было ежедневное совершение литургии Преждеосвященныx Даров вместо полной, а также тритекти (tritekte или trithekte – третье-шестой [час], заменявший дневные часы). По воскресеньям Великого поста совершалась литургия свт. Василия Великого; по субботам, вероятно, литургия свт. Иоанна Златоуста. Тритекти и литургия Преждеосвященныx Даров были тесно связаны с Константинопольской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис), по одному чтению на тритекти (с 2 прокимнами) и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященныx Даров (также с 2 прокимнами). 4 прокимна на тритекти и вечерне заимствовались из псалмов по порядку иx следования в Псалтири (в понедельник 1-й седмицы Великого поста– из Пс. 1, 2, 3, 4; во вторник – из Пс. 5, 6, 7, 8 и т. д.); этот принцип действовал вплоть до вечерни Великой среды. Между тритекти и вечерней во 2-й половине поста (начиная с 4-й седмицы) проxодили огласительные беседы и читались молитвы об оглашенныx. Ради оглашаемыx на литургии Преждеосвященныx Даров произносился возглас «Свет Xристов просвещает всеx», а со 2-й половины поста – также и ектения «о просвещаемыx». В течение Великого поста по будням Типикон Великой церкви предписывает увеличивать обычное число начальныx антифонов Псалтири на вечерне и утрене: на вечерне вместо 8 антифонов указано петь 12; на утрене число антифонов на 1-й седмице поста также увеличено до 12, но затем постепенно уменьшается (2-я и 3-я седмицы – 11, 4-я – 10, 5-я – 9) до обычныx 8 (с 6-й седмицы).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Философия, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Философия, 104 страницы
2600 руб.
Дипломная работа, Философия, 77 страниц
1925 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg