Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

happy_woman 1175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Противоречие исследования: между необходимостью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью этого вопроса в психолого-педагогической науке. Проблема исследования: каково содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста? Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание старших дошкольников будет осуществляться более успешно, если: 1) экологическое воспитание будет осуществляться систематически на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с воспитателями и родителями; 2) будет разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников. Задачи исследования: ? изучить понятие, цели и задачи экологического воспитания старших дошкольников; ? дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста; ? рассмотреть формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста; ? провести первичную диагностику уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №98. Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, обобщение; практические: наблюдение, беседа, анкетирование. База исследования: МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №98 г. Курск. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение

Актуальность исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте формируются элементарные представления и знания основы конкретных представлений и знаний о природе. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Окружающий нас мир имеет большие возможности для разнообразной деятельности детей. Осознавая важность природы для человека, определяется приоритетное направление – экологическое воспитание дошкольников. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире (Г.Е.Залесский, 1982). Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой, выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Однако исследований представлений детей дошкольного возраста об экологических системах на сегодняшний день не существует, как не существует и исследований, в которых изучалась бы эффективность тех или иных методов формирования у дошкольников представлений о действии объективных законов природы. Поэтому данное исследование, посвящённое разработке содержания экологического обучения детей, адекватно отражающих объективные связи в природе, а также методов, делающих эти представления доступными для усвоения старшими дошкольниками, является актуальным. Создание нравственного отношения к окружающему напрямую связано с экологическим воспитанием, которое создает в душе ребенка любовь, уважения к природе, к родному дому и семье, к культуре и истории страны, созданной трудами близких людей. Экологическое воспитание благотворно влияет на развитие интеллектуальных способностей, патриотических чувств. Проблема формирования экологической культуры, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Дети воспринимают природу, тянутся к ней, она пробуждает в них любознательность, включает дух маленького исследователя. Очень важной задачей нынешнего общества считается связь человека с природой, и с каждым годом эта проблема становиться все важней и значимей. Изучения, просветительные проекты стараются дать ответы на вопросы: « Что важно знать детям о природе?», «Как приучить детей беречь природу и заботиться о ней?».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. 5 1.2. Методы и формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста 9 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 15 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №98 Г. КУРСК 17 2.1. Первичная диагностика экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. 17 2.2. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском саду 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа Конспект занятий. Изд.4-е. М., 2015. 96 с. 2. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. № 7. С. 62-65. 3. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №2. С. 34-39. 4. Вершинина Н. Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» / под ред. В. И. Логиновой. Диагностический журнал. Подготовительная группа. 47 с. 5. Вершинина Н. Б.Диагностика уровней освоения программы: старшая подготовительная группы. Волгоград: Учитель, 2011. 115 с. 6. Вовк Г. А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / под ред. Г. А. Вовк, Л. С. Згурская. Благовещенск, 2002. 164 с. 7. Геккель Э. Красота форм в природе. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. 144 с. 8. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика Синтез, 2008. 80 с. 9. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание.2010. №1. С. 110–114. 10. Зенина Т. Экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. 2005. №7. С. 16–26. 11. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика.2012. № 2. С. 19-24. 12. Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 2003. 210 с. 13. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. 20015. № 1. С. 58-63. 14. Яриго Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2010. № 4. С. 32-37.
Отрывок из работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Всемирное беспокойство о критичном состоянии природы оглашается на различных международных форумах, на которых первоначальная позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования - реализуется идея «действовать локально». Правительственными структурами, творческими коллективами создаются программы экологического образования и воспитания детей разных возрастов. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете. В настоящее время нельзя не заниматься формированием экологических представлений у детей дошкольного возраста. Сегодня, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит пагубный характер, необходимо предпринимать все возможное к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Экологическое воспитание должно происходить, через разнообразные виды деятельности. При решении практических задач экологического воспитания имеет значение природное окружение в детском саду. Уголки природы в группах, живой уголок, приусадебный участок в детском саду позволяет осуществлять экологическое воспитание, постоянно контактируя с природой. Сделанные уголки природы должны постоянно приобретать новых жителей и видоизменятся с периодичностью. Это оказывает большое значение на познавательную активность детей и на заинтересованность к деятельности в этом направлении. На участках для прогулки детского сада необходимо оборудовать специальные площадки природы, настоящие уголки с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок "Лесная аптечка”, ручеек, бассейн, что позволит постоянно наблюдать за ними. Помощь, забота о природе должна быть главной частью в понимании экологического воспитания дошкольника. На отношение детей к природе влияют пол, индивидуальные особенности, место жительства, профессия и образование родителей. Так девочки эмоциональнее воспринимают ландшафт. Мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами или заняться спортом. Есть различие в отношении к природе у сельских и городских детей. Большое место в воспитании детей занимает поведение взрослых, родителей, воспитателей. Для маленького ребенка поведение мамы и папы на самом первом этапе развитии является нормой и является поводом для повторения поведения в той или иной ситуации. Взрослея, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их близкие взрослые. Если родители будут бережно и ответственно относиться к природе, то и у детей будет появляться интерес, любовь к природе и желание заботиться о ней. Если же родители и окружающие ребенка взрослые ведут себя по отношению к природе не правильно, безответственно, то и поведение ребенка будет таковым. Экологическое воспитание детей должно обязательно быть в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Особое внимание, следует придавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: «не рви!», «не шуми!», «не вреди!». Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная «сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит». Итак, «правила поведения» носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых. Поэтому, ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются самим населением. Всё это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство. Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания нам представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях. Достижение поставленной цели нужно осуществлять через решение следующих задач формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста: ? воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней; ? формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе; ? формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности; ? развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение. Созданы программы двух типов – комплексные, которые направлены на всестороннее развитие детей, и парциальные, которые обеспечивают одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних - немало экологических. К числу таких комплексных программ относятся: ? «Радуга», ? «Детство», ? «Развитие», ? «Истоки», ? «Детский сад - дом радости», ? «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: ? «Семицветик», ? «Природа и художник», ? «Наш дом - природа», ? «Жизнь вокруг нас», ? «Паутинка», ? «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в ее основе лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Экологическое воспитание дошкольников – это необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с природой. При таком подходе, педагогический процесс опирается на основную идею экологии, а также принятые понятия. Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. 1.2. Методы и формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Метод – это путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности. Метод определяется как оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Методы воспитания – это система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемого, способствующая достижению заданной цели воспитания. Реализовать экологическое воспитание старших дошкольников, возможно используя определенные, соответствующие возрасту методы работы с детьми по экологическому воспитанию. «Педагогический метод» - это не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие и дает возможность познания и исследования. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические. В педагогическом процессе используются методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: ? словесные (рассказ, объяснения, беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов); ? наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов о природе); ? практические (экологические игры, эксперименты, опыты, труд в природе). Среди наглядных методов в экологическом воспитании дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологического воспитания основывается в первую очередь на наблюдении. Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. Это специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Цель наблюдения – формирование экологических знаний и представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира. Необходимость и значение использования метода наблюдения связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Наблюдение обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. В зависимости от поставленных целей наблюдение может быть эпизодическим, длительным и итоговым. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Воспитатель выбирает объект для наблюдения, определяет место наблюдения, задачи, которые с наибольшей полнотой могут быть решены. Необходимо, чтобы объект наблюдения был доступен и в хорошем состоянии. Необходимо продумать организацию детей. Один из способов реализации детских знаний наглядным способом – проектный метод. Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ экологической культуры. В процессе проектной деятельности, которая носит в детском саду характер сотрудничества взрослых и детей, дети могут сами определить ту область экологических знаний, которая им интересна. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания. Большое внимание следует уделить и такому методу экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста как моделирование. Модель это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы и предметное моделирование различных явлений природы. Календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. В практической деятельности ДОО используются три типа календарей, отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частных наблюдений: ? календарь наблюдений за ростом и развитием живых объектов; ? календарь наблюдений за сезонными явлениями природы; ? календарь наблюдений за птицами. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы это календарь, отражающий состояние природы (неживой), растительного и животного мира, которое наблюдают дети в данный период, используя ежедневные наблюдения. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится знаками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки дети под руководством воспитателя заполняют соответствующую клетку календаря, отмечая значками состояние погоды, направление ветра, уровень тепла и холода. Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ рассматривают на примере моделирования роста и развития лука. Его можно осуществить на четырех страницах белой бумаги, каждая из которых соответствует неделе развития растения. Внизу страниц – полоска-карман «неделя» соответствующего цвета. Каждую неделю в полоску-карман вставляется картинка, с изображением растения. Календарь наблюдений за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических «следов» не оставляет. Календарь для старших дошкольников заполняется следующим образом: верхняя часть карточки – с рисунком птиц, нижняя – в соответствующих полосках с символическим обозначением птиц. Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников можно использовать в следующих случаях: ? как наглядное пособие, когда невозможно реально обследовать конкретный объект; ? когда необходимо показать связи, существующие в природе; ? когда необходимо продемонстрировать определенную функцию объекта (например, функцию роста); ? когда с помощью модели можно показать весь природный процесс во времени (типа, моделей-календарей наблюдений за природой); ? когда на примере модели возможно формирование у детей конкретных или обобщенных представлений о растениях (животных, человеке). Эксперимент. Этот метод дает детям реальное представление об объекте изучения и о его свойствах Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как им присуще наглядно-образное и действенное мышление. С раннего детства ребенок является экспериментатором в окружающем его мире. В дошкольном возрасте этот способ ведущий, а впервые три года – практически единственный в познания мира. Метод экспериментирования можно считать наиболее действенным, так как он нагляден и более доступен ребенку, чем другие методы. Данный метод обучения отмечали такие педагоги как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие. Еще один важный метод экологического воспитания старших дошкольников – игра. Игра основной вид деятельности детей. Экологические игры расширяют представления детей о взаимоотношении человека и природы, о деятельности людей в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения и деятельности в окружающей природной среде. Игры детей с природными материалами (песок, вода, глина, снег) дают ребенку возможность соприкоснуться и действовать с объектами природы, воспроизводя действия взрослых. Игры с природным и иллюстративным материалом, в процессе которых участвуют разные органы чувств, способствуют приобретению более точных знаний об объектах природы их признаках и свойствах. Очень важны в дошкольном возрасте и дидактические игры экологического содержания. Они систематизируют знания ребенка о природе, дают возможность осознать целостность природы. Взаимосвязь одного объекта природы и целостной экосистемы. Дидактические игры развивают мышление и помогают лучше понимать природу и природные явления. При проведении дидактических игр экологического содержания наблюдается эффективность усвоения детьми представлений о правилах поведения в природе, и их соблюдение при взаимодействии с природой. Взрослые должны контролировать и направлять действия детей в природном окружении, предупреждать негативные поступки, воспитывая у детей осознанное положительное отношение ко всему живому. Одной из разновидностей игр является и экологический праздник. Дети любят участвовать в праздниках и играх. Им интересно общение с главными героями сценок, и обязательно нужно, чтобы все они без исключения были вовлечены в игру и отвечали на вопросы действующих лиц. Праздники дают большие воспитательные возможности. Исполняя роль какого либо животного ребенок, имитируя его движения, ребенок соотносит себя с ним, что способствует возникновению эмпатии к данному животному, что в дальнейшем позволит ребенку понять необходимость бережного отношения ко всему живому. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения, тем более, что в школьные программы элементарные экологические знания включены совсем недавно, и старшее поколение педагогов, как правило, не имеет экологической подготовки. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 1.1. Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. Существует большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых. 1.2. Экологическое воспитание старших дошкольников предполагает использование различных методов и форм работы с детьми. Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. В понятие «педагогический метод» вкладывается более широкий контекст не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В педагогическом процессе используются методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: ? наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов о 29 природе); ? словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов); ? практические (экологические игры, эксперименты, опыты, труд в природе). Формы воспитательной работы это варианты организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательной дела. Использование различных методов и форм работы, способствует выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности, формированию экологического сознания. ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №98 Г. КУРСК 2.1. Первичная диагностика экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Диагностика – термин греческого происхождения (dia – между, сквозь, через и gnosis – знание). Это «особый вид познания, находящийся между научным знанием и опознанием единичного явления». Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества. При этом под диагностической деятельностью он предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, педагог наблюдает за детьми и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и 39 опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка. В экологическом образовании процедура диагностики еще недостаточно исследована, ведь само это направление относительно новое в образовании. Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагогической диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования – поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оптимизации работы с группой детей. В настоящее время, когда существуют различные программы и ДОО предоставляется возможность выбирать их, не может быть единого способа проверки детей. Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей. Это можно продемонстрировать на примерах. Программа «Истоки» на всех возрастных уровнях и в каждом разделе имеет одни и те же рубрики, в частности «Задачи развития», «Показатели развития». Именно эти рубрики должны вывести авторов или пользователей программы на разработку диагностических заданий. Старшие дошкольники, к семи годам, в соответствии с ней, должны проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к объектам и явлениям природы, задавать вопросы о незнакомом и непонятном. Значит, если в группу в конце учебного года принести новый живой объект (например, черепаху), оставить его без 40 пояснений и наблюдать за реакцией детей, их различными проявлениями – это и будет диагностика вышеназванных показателей детского развития. Ориентируясь на задачи развития, можно также разработать разные диагностические задания, при этом следует выбирать такие позиции, которые соответствуют возрастным возможностям детей – не занижают и не завышают их. Например, задача «знакомить детей с разными состояниями вещества», если имеются в виду агрегатные состояния воды, для старшего дошкольника легкая, ее подвергать диагностике не стоит. А если проверять это знание на примере воска или парафина, то можно выяснить понимание детьми зависимости изменения состояния вещества от температуры окружающей среды. В МБДОУ детский сад №98 основной программой по экологическому воспитанию детей является «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Это государственный программный документ, представляющий собой вариативную программу, в которой комплексно представлены основные содержательные линии обучения, развития и воспитания детей от рождения до семи лет. Для первичной диагностики экологической воспитанности детей нами использовалась комплексная диагностика освоения «Программы воспитания и 41 обучения в детском саду», разработанная Н. Б. Вершининой. Также нами были проведены диагностики по экспериментальной деятельности старших дошкольников с использованием методик «Древо желаний» В. С. Юркевич, «Выбор деятельности» Л. Н. Прохорова.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg