Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Возрастные особенности переживания одиночества женщинами.

happy_woman 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
В нынешнем обществе люди всё интенсивнее и всё пронзительнее переживают ощущение одиночества, однако каждый чувствует и анализирует его индивидуально. Прежде всего, состояние одиночества подразумевает для человека абсолютную углубленность в самого себя и носит унитарный, тотальный нрав. Другими словами, это своеобразная конфигурация самовосприятия, констатация собственной «самости». Так же, одиночество обозначает абсолютный дефицит или же нарушение общественных взаимоотношений, в то время как человек чувствует необходимость в «неформальных» контактах, включенность в то или иное общество. И наконец, одиночество пробуждает ряд негативных совокупностей чувств, ощущений и эмоций у человека. И если ранее одиночество считали, в первую очередь, субъективной психической проблемой, то в наше время бытует достаточное количество мнений, что данный феномен находится на уровне всего окружения. На сегодняшний день допускается рассуждать об одиночестве подобно значительной социальной проблеме. Повышение индивидуализма, снижение взаимосвязей, усиление социальной мобильности, рост раздробленности в группе и стимулированная этим неустойчивость обуславливают повышение в нем общественно предопределенного одиночества. Исследования научных работ современных авторов демонстрируют, что вплоть до наших времен, в науке отсутствует общее понимание феномена одиночества, возникновения и специфики его проявления, что дает возможность описать проблематичную область исследования: исследование одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); исследование культурно-исторических характеристик одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева); психические характерные черты одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описывание феноменов, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш). В течение веков исследованием одиночества занимались философы, теологи, учёные и писатели. Невзирая на незначительный период существования психологии как отдельной науки, практически в любом из ее течений можно отыскать сопряженные с одиночеством концепции, теории и проведенные исследования. Объект исследования: женское одиночество Предмет исследования: особенности переживания одиночества женщинами в различные возрастные периоды Цел: Изучить особенности переживания женского одиночества в различные возрастные периоды Гипотеза: Женщины зрелого возраста (35-50 лет) интенсивнее переживают одиночество Задачи: 1) Осуществить теоретический анализ одиночества 2) Изучить психологическую литературу по проблеме исследования 3) На основе анализа литературы рассмотреть подходы к пониманию одиночества 4) Описать специфику одиночества у женщин 5) Эмпирически исследовать особенности переживания одиночества у девушек юношеского возраста и женщин зрелого возраста Методы исследования: 1. анкетирование; 2. наблюдение; 3. метод опроса. Методики исследования: 1. Методика «Склонность к одиночеству» Личко 2. «Одиночество» (опросник С.Г. Корчагиной), 3. Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагиной), 4. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсон, разработана Дениелом Расселом. Эмпирическая база исследования: В исследовании принимало участие 90 человек: все испытуемые женского пола в разных возрастных группах. В первую группу относились девушки юношеского возраста от 16-20 лет, во вторую группу относились молодые девушки зрелого возраста 1 периода от 20-30 лет, в третью группу относились женщины зрелого возраста 2 периода от 35-55лет. Эмпирические данные были собраны 4, 11, 25 октября 2019 года в Крыму. Данная выборка идеально подходит для исследования, так как испытуемые нашего исследования не имеют специальных знаний по психологии, а, следовательно, отсутствует профессиональная «деформация», возникающая у психологов и проявляющаяся в предвосхищении предмета, на изучение которого направлена та или иная методика и, значит, препятствующая проверке валидности и надежности полученных результатов. Практическая новизна: Практическая значимость исследования заключается в Структура выпускной работы: работа из введения, двух разделов, выводов к ним, заключения, списка литературы. Основная часть работы изложена на 84 страницах, включает 4 таблиц и 4 рисунков. Список литературы состоит из 76 источников.
Введение

Актуальность исследования. Исследование одиночества считается одним из весомых вопросов в современном обществе, когда взаимоотношения не формируются, не вызывают ни дружеские, ни любовные отношения, сохраняя людей безразличным по отношению друг к другу. В настоящее время научные исследования феномена одиночества в рамках психологии и педагогики ведутся недостаточно. Люди, испытывающие одиночество, весьма несчастны, у них отсутствуют социальные контакты, их индивидуальные отношения с другими людьми либо ограничены, либо совершенно отсутствуют. А.Маслоу, К.Роджерс, Х.С. Салливан, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, Э.Эриксон, К.Г. Юнг в своих работах рассматривали психологическую концепцию формирования одиночества, и предложили психотерпевтические способы одоления данного явления. Одиночество - это самочувствие уединения или изолированности, одновременно это может быть как недостаток, так и полное отсутствие контакта с другими людьми. Одиночество представляет собой сложное эмоциональное решение на замкнутость. Одиночество, в большинстве случаев, включает в себя тревожные эмоции и ощущения по поводу недостатка взаимоотношений с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. Обычно, ощущение одиночества ощущается даже в окружении других людей. Предпосылки одиночества различны и включают социальные, ментальные, эмоциональные и физические факторы. Одиночество в некоторых случаях трактуется как социальное явление, способное распространяться в качестве болезни. Когда один индивид в коллективе начинает ощущать себя одиноким, данное ощущение способно распространяться на остальных, увеличивая риск каждого с целью эмоции одиночества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1. ПОСТАНВОКА ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЖЕНЩИНАМИ 7 1.1. Сущность феномена одиночества 7 1.2. Основные научные подходы к исследованию одиночества 14 1.3. Переживание одиночества в юношеском возрасте 21 1.4. Переживание одиночества в зрелом возрасте 28 1.5.Особенности переживания одиночества женщинами 29 Вывод по разделу 1 33 РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЦАМИ ЖЕНСКОГО ПОЛА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЯХ 34 2.1 Методы и методики исследования 34 2.2 Анализ и интерпретация результатов 44 Вывод по разделу 2 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58 Приложения 63
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. - М.: Академия, 2000. - 204 с. 2. Агильдеев М.. Человек один не может. ? М.: Смысл, 2005. ? 168 с. 3. Бячкова Н.Д. Изучение одиночества: взгляды, теории, проблемы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №4. С. 80-86. 4. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с. 5. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В. А. Романенко – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2004. – 200 с.: ил. 6. Голдберг К. Одиночество как нарушение восприятия времени // Journal of Contemporary Psychotherapy. Vol. 31, 2001. № 4. 7. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: КД Либкорм, 2009. - 332 с. 8. Девятова Т. Психология большого города. Одиночество? год спустя. // Психология на каждый день, 2007, №12 – 1, 2008. 9. Дэниел Перлман, Летиция Энн Пепло. Теоретические подходы к одиночеству. // В кн.: Лабиринты одиночества. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. 10. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с. 11. Зюзько М. В. 5 шагов к себе: Кн. для учащихся. – М. : Просвещение, 1992. – 173 с. 12. Ильин В.В.Пожарский С.Д. Философия и акмеология. Учебное пособие - М.: Политехника, 2003. - 53с. 13. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб. : Питер, 2006. – 240с. : ил. – (Серия «Практическая психология» ). 14. Камю А. Бунтующий человек. - М: Прогресс, 1990. - 134 с. 15. Качиоппо Дж.Т., & Бернтзон, Г. Г. (2003). Анатомия одиночества. Современные направления в психологической науке, 12, 71-74. 16. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с. 17. Кон И. С. Дружба. – 4-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2005. – 330 с. 18. Кон И. С. Многоликое одиночество. // Знание – сила, 1986, №12 , с. 40 – 42. 19. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с. : ил. – ( Психол. наука – школе ). 20. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. ?СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 2000. 21. Корчагина С. Г. Психология одиночества. Учебное пособие. - СПб.: Издательство МПСИ, 2008г. - 228с. 22. Корчагина, виды и проявления одиночества [Текст] / . – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 196с. 23. Крайнг Г., Бокум Д. Психология развития - 9 изд. - СПб.: ПИТЕР 2005г. - 940с. 24. Краснова О.В. Одиночество пожилых людей: гендерные и другие аспекты // Психология зрелости и старения. 2006. №1. 25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология ( Развитие ребенка от рождения до 17 лет ) : Учебное пособие. 3-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – 176 с. 26. Кустова Я.В., Неумоева Е.В. Одиночество как компонент личности и средство её развития в юношеском возрасте. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. 27. Кутрона К. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М. : Прогресс, 1989. – 624 с. 28. Ланда, С., & Душинская, Д. Р. (2013) «динамическая модель созревания Криттенден по привязанности и адаптации.» 29. Малышева С. В., Рождественская Н. А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2001. - №3. – с. 63 – 68. 30. Миюскевич Б. Одиночество: междисциплинарный подход. // В кн.: Лабиринты одиночества. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. 31. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. – М. : Просвещение, 1990. – 191 с. 32. Мустакас К. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. С. 154-155. 33. Немов Р.С. Одиночество //Общие основы психологии. - М. : Просвещение, 1995. С. 31-38. 34. Немов Р.С. Психология. Ч. 1. – М.: Владос, 2001. 35. Оди Дж. Рэлф. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества. // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. С. 129 -151. 36. Орланс Майкл, Леви Терри М. Исцеление родителей: помощь раненым детям научиться доверять и любить.//Лига благосостояния детей Америки. 1-е изд. 2006 37. Пантелеев С.Р., Столин В.В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы I-E Дж. Роттера. // Практикум по психодиагностике. – М.: Знание, 1988. 38. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические походы к одиночеству // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 198с. 39. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. предисл.). М.: Прогресс, 1989. - 618 с. 40. Прохоренкова Е.В. Влияние одиночества на духовное развитие человека. // Человек и культура. Статьи и тезисы. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. 41. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М., 1995. - С. 7-190. 42. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с. 43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. : Издательство « Питер », 2000. – 624. : ил. – ( Серия « Мастера психологии » ). 44. Реан А. А. Психология человека. От рождения до смерти. Спб.: "ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК", 2002. - 656 с. 45. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. – М.: Знание, 1999. 46. Садлер У., Джонсон. Г. От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 47. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. Учебное пособие. М.: РАГС, 2004. - 67с. 48. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества. - М., 1989. С. 231-237. 49. Слободчиков И. М. Переживание одиночества в контексте проблемы психологической адаптации студентов психолого-педагогических университетов. // Психологическая наука и образование, 2005, № 4, с. 13 -17. 50. Телешевская М.Э. Общение и одиночество // Искусство делать людей счастливыми: записки психотерапевта. - М.: Мир, 1993. -538 с. 51. Токарева С. Женское одиночество// Узы брака, узы свободы: проблемы семьи и одиночества глазами ученых. Сост. Т. Разумовская. - М.: Смысл, 2001. - 336 с. 52. Трубникова С. Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999 53. Фромм-Рейхман Ф. Одиночество: междисциплинарный подход.// Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. 54. Хамитов Н.В. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995. 55. Хамитов Н.В. Философия одиночества. - Киев: Наукова думка, 1995 г. - 60 с. 56. Хорицкая Ю., Шевченко С. У одиночества характер крут. - М.: Московский рабочий, 1990. - 188 с. 57. Чудновский В. Э. О некоторых « болевых точках » становления личности. // Психологический журнал, 2006, том 27, №3, с. 5-17. 58. Швалб Ю. М. Данчева О. В. Одиночество: Социально - психологические проблемы. К.: "Украина", 1991. - 270 с. 59. Эрнст Дж. М., & Качиоппо Дж. Т. (1999). Одинокие сердца: психологический взгляд на одиночество. Прикладная и профилактическая Психология, 8, 1-22. 60. Waters, E., Corcoran, D. &Anafarta, M. (2005) 'Attachment, Other Relationships, and the Theory that All Good Things Go Together' Human Development 48:80-84 URL: /Article/Abstract/83217.
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ 1. ПОСТАНВОКА ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЖЕНЩИНАМИ 1.1. Сущность феномена одиночества Одиночество определяется как печальный опыт, который возникает, когда социальные отношения воспринимаются меньше по количеству, и особенно по качеству, чем хотелось бы. Одиночество и быть одиноким - это не одно и то же. Люди могут быть одни, не чувствуя себя одинокими и могут чувствовать себя одинокими, даже находясь с другими людьми. Одиночество связано с депрессивными симптомами, плохой социальной поддержкой, невротизмом и интроверсией, но одиночество не является синонимом этих психологических характеристик. Одиночество обычно рассматривается как стабильная черта, с индивидуальными различиями в точке отсчета для чувств одиночества, о которых люди колеблются в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых они оказываются. Одиночество подвергает людей риску психических и физических заболеваний и может способствовать сокращению продолжительности жизни [59,с. 32]. Хотя одиночество всегда было частью человеческого существования, оно имеет относительно короткую психологическую историю. Теория привязанности Джона Боулби подчеркнула важность хорошей связи привязанности между младенцем и его воспитателем, и эта теория была предвестником теорий одиночества. С этой точки зрения, одиночество является результатом небезопасных моделей привязанности, которые заставляют людей вести себя так, чтобы приводит к итогу к тому, что они могут быть отвергнутыми. Отказ от опыта препятствует развитию социальных навыков и усиливает недоверие к другим людям, тем самым способствуя продолжающемуся одиночеству [6,с. 32]. Теория привязанности — психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений. Однако «теория привязанности не сформулирована как общая теория отношений. Она затрагивает только их определенную грань» как люди реагируют на боль в отношениях, например, при опасности, грозящей близким, или при разлуке с ними [60,с. 85]. По сути, привязанность зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим [36,с. 120]. У новорождённых привязанность как мотивационно-поведенческая система направляет ребёнка к поиску близости со значимым взрослым, когда он (ребенок) встревожен, ожидая, что он получит защиту и эмоциональную поддержку. Джон Боулби считал, что склонность младенцев приматов развивать привязанность к значимым взрослым была результатом эволюции, поскольку поведение привязанности облегчит для ребёнка процесс выживания перед лицом таких опасностей, как хищничество и тому подобное [28,с. 33]. Теория привязанности легла в основу влиятельной психологической теории одиночества, разработанной Э. Вайсом. Вайс определил шесть функций или потребностей социальных отношений, которые, способствуют чувству одиночества. Это потребности: 1. привязанности, 2. социальной интеграции, 3. воспитание, 4. уверенность в ценности, 5. чувство надежного союза, 6. руководство в стрессовых ситуациях. Далее Вайс выделил одиночество как социальную изоляцию (например, отсутствие социальной интеграции) и одиночество как эмоциональную изоляцию (например, отсутствие надежной привязанности). Вайс так же утверждал, что дружба дополняет, но не заменяет тесные, интимные отношения с партнером для того, чтобы избежать одиночества. Другая теоретическая точка зрения заключается в том, что одиночество характеризуется личностными чертами, которые связаны с межличностными моделями поведения и, возможно, способствуют им. Например, одиночество коррелирует с социальной тревожностью, социальным торможением (застенчивостью), печалью, враждебностью, недоверием и низкой самооценкой, характеристиками, которые ограничивают способность человека взаимодействовать умелыми и полезными способами. Действительно, одиноким юношам зачастую трудно формировать и поддерживать значимые отношения. Они также менее склонны к самораскрытию перед сверстниками, и это объясняет, почему они говорят об отсутствии дружеской близости с друзьями. Когнитивный подход к одиночеству основан на том, что одиночество характеризуется отчетливыми различиями в восприятиях и атрибуциях. Одинокие юноши, как правило, смотрят на свой мир через темные очки: они более негативны и склонны винить себя за то, что они не в состоянии достичь удовлетворительных социальных отношений. Кроме того, когнитивный подход в значительной степени учитывает привязанность и поведенческие перспективы, объясняя, как: 1. неспособность удовлетворить потребность в привязанности, социальной интеграции, и других социальных потребностях, приводящие к расхождениям в отношениях, которые потом воспринимаются как одиночество; 2. одиночество воспринимается через самореализацию. Не сложившиеся социальные навыки приводят к неудачным взаимоотношениям, те, в свою очередь, приводят к негативным само-атрибуциям, которые приводят к дальнейшей социальной изоляции. «Я» концепция внесла свой вклад в теорию одиночества, продемонстрировав важность индивидуального и коллективного «Я». Эти самоидентификации соответствуют аспектам одиночества или, наоборот, опыта связности [15;с. 71-74]. Изредка структура одиночества принималась индивидуумом подобно субъективной проблеме. Потребность к рассматриваемому явлению как психосоциальному зародилась в XVIII веке, что пересекается с процветанием романтизма в искусстве. В XX веке вопрос одиночества выходит за пределы классического понимания — одиночество понимается исключительно как индивидуальный феномен. Сейчас по-другому осознается уровень воздействия человечества на личность, и достаточная значимость уделяется тому, как сам индивид обозначает собственную позицию в окружении, в связи со своим индивидуальным духовным миром. Сдвиг акцентов, обостряющих психическую окрашенность явления одиночества, согласно суждениям ряда создателей взаимосвязано, во-первых, с формированием самосознания индивида [30,с. 45] во-вторых — с социальными переменами [9,с. 85]. Человек превращается в одиночку в тот момент, когда постигает неполноценность взаимоотношений с другими людьми, порой он ощущает острый недостаток отдачи желания в контакте. Феномен одиночества, в основном, связывается с переживанием обстоятельств, воспринимающих их, как нежелательные. И что увлекательно, одиночество только в некоторых случаях сопровождается отчужденностью от окружения [40,с. 275]. К принадлежности положения одиночества оказывают влияние не столько истинные взаимоотношения, сколько совершенное понятие о том, какими они должны являться. Человек, обладающий большим интересом в общении, будет ощущать себя одиноким, в случае если его контакты зависимы от одного или двух человек, в то время когда он желал иметь контакты с большим количеством людей. Одиночество сопровождается определенными характерными признаками. Как правило, одинокие ощущают себя психологически отстраненной от других людей, неспособной к здравой близости, контакту в общении. Одинокая личность видит и ощущает себя малопривлекательной. Одинокие личности предрасположены, ненавидеть других, в особенности коммуникабельных и радостных людей. Такое поведение – является их защитной реакцией, что, в свою очередь, препятствует им самим организовывать хорошие взаимоотношения с другими людьми [26, с. 89]. У одиноких людей не получается основательно развлекаться в компаниях, они ощущают сложность, если им нужно кому-то позвонить или заключить договор о чем-либо. Подобные люди излишне неуступчивы в решении межличностных инцидентов и конфликтов. Известно, что одиночество находится во власти того, какое отношение индивид испытывает к себе, т.е. от уровня его самооценки. У большинства людей феномен одиночества взаимосвязан с отчетливо заниженной самооценкой. Пробуждаемое самооценкой чувство одиночества зачастую может повлечь за собой возникновение у человека ощущения непрактичности, дееспособности, неприспособленности к жизни. Одинокие люди часто наблюдают у самих себя первопричину собственного одиночества, присваивая их к изъянам темперамента, недостатку возможностей, своей «уродливости» [34, с. 23-24]. Люди, низко расценивающие самих себя, ждут, что и остальные, таким образом, будут, к ним относится. Совместно с этим люди с заниженной самооценкой наиболее ранимы к обращениям и советам от других, отвечая сугубо агрессивно на тех, кто собственнолично их отторгает. Такие люди слишком восприимчивы к замечаниям и оценивают их как доказательство своей неполноценности. Такие люди тяжело принимают похвалу, одобрение, любезность, нерешительно ведут себя при взаимодействии с другими людьми и особенно аккуратны [45, с. 78]. В общих чертах заниженная самооценка формирует взаимозависимую совокупность психологически негативных условий, блокирующих формированию слаженных отношений с обществом: саморазрушающее восприятие и деятельность, чувство своей неосведомленности. Как и упоминалось ранее, продолжительное чувство одиночества, так или иначе, способно негативно воздействовать на самооценку, осуществляя ее более незащищенной. Неуспех, во взаимоотношениях, судя по всему, увеличивает ощущение одиночества и, тем самым ослабляет самооценку. Низкая самооценка включает в себя серьезную угрозу одиночества, так как, в действительности, она разрушает чувство самолюбия, самоуважения, гордости и достоинства человека. Существуют и иные предположения, раскрывающие явление одиночества. Одной из гипотез является расхождение среди трех "Я" индивидов: 1. каким индивид воспринимает себя на данный момент (актуальное "Я"); 2. тем, каким он хотел бы себя видеть (идеальное "Я"), 3. и тем, каким его видят окружающие (отраженное "Я")" По мнению Р.С.Немова, существует процесс формирования одиночества: -«открытое» одиночество - депрессия - уединение - осмысление самого себя – «скрытое» одиночество. С каждым шагом данной цепочки, одиночество воссоздается в двойне, так как вследствие осознания самого себя одинокие люди, в большинстве случаев приходят к выводу об их ненадобности, тем самым увеличивают угнетающие чувства. Значительно проще справиться со "скрытым" одиночеством, нежели ожидать, когда оно перейдет в "открытое". В целом, всякое одиночество, как предполагает Р.С. Немов, - это что-то вроде психологической проблемы, которая рождается личным сознанием. Отличительная черта "скрытого" одиночества состоит в том, что данный феномен рождается более глубоким мышлением. Зачастую "скрытое" одиночество считается результатом деятельности своего мышления на уровне, значительнее, нежели уровень осознанного разума, т.е. подсознанием [30; с. 111-113]. Исходя из всего вышесказанного, "скрытое" одиночество - это ощущение уязвленности в общении, нехватки чувств и эмоций, выражающееся лишь в некоторых условиях, однако которое может вырости в основательную эмоциональную зажатость. "Скрытое" одиночество - это препятствие, которое находится между человеком и его успехом, потому что, счастье и успех - это исключительно индивидуальное обозначение, которое зависит не от находящегося вокруг общества, а от приемов и технологий его понимания и познания. Проще говоря, счастье - это не бытие, а то, каким образом человек его рассматривает и ощущает, и одиночество в данном случае представляет собой крайне негативную роль [22;с. 87]. Феномен одиночества, массово обговариваемый в философии, в то время как в научно-психологическом плане представлен в меньшей степени. В настоящий период времени, очевидно, мало значительных теоретико-экспериментальных анализов по данной проблеме, в психологии нет общего представления основы одиночества и его проявлений. Произведенное исследование психологических представлений феномена одиночества (З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, Р. Вейса, В. Дж. Дерлега, С.Т. Маргулиса, Л.Э. Пепло, Д. Перлмана, К. Роджерса, К. Мустакаса, В. Франкла, И. Ялома) дает возможность различать и объяснять ключевые моменты одиночества (объективное и субъективное, позитивное и негативное). Объективная область одиночества – это социальные взаимоотношения и результат, приобретающий в некоторых обстоятельствах деформированный вид (распад, отчужденность, замкнутость). Т.е объективная область одиночества – это те обстоятельства, что «располагают» к одиночеству, создают для него «благоприятную среду». Субъективная область одиночества (в сущности, само одиночество) – чувствование личности, предопределенное деструкцией ее взаимосвязей с разными сторонами реальности, условно автономное от независимых обстоятельств и обладающее как положительным, так и отрицательным ресурсом [37, с. 160-162]. Положительный ресурс одиночества состоит в том, что он представляет собой неотъемлемую составляющую развития особенности личности. Положительный ресурс одиночества осуществляется в вытекающих его функциях: роль рефлексии; роль становления саморегуляции; роль творчества и самосовершенствования; роль регулирования адаптивного положения; роль защиты «Я» человека от разрушительных внешних влияний. Отрицательный ресурс одиночества (одиночество как предмет внимания) выражается данным способом: одиночество владеет признаком овладевать другими психическими процессами и состояниями; одиночество разрушает внутреннее единство человека. Одиночество способно являться устройством психической защиты; одиночество приводит к развитию сверх ожиданий и переоценивании вклада иного лица в личное становление [34, с. 24-25]. Причинами для классификации субъективного одиночества считаются: характерные черты понимания одиночества и личная позиция к нему (негативное и позитивное); предпосылки одиночества (внешние причины и условия, индивидуальное предпочтение). 1.2. Основные научные подходы к исследованию одиночества Представление одиночества, пересмотренное и проанализированное многочисленными российскими и иностранными специалистами по психологии очень многозначно. Оно определяется в соотношении от теоретического контекста проведения исследования данного социально-психологического феномена [21, с. 57]. В психологическом словаре передается надлежащее определение данному понятию: «Одиночество - это один из психогенных факторов, оказывающих большое влияние на экспансивную картину человека, пребывающего в модифицированных необычных критериях обособленности от других людей. Ситуация одиночества, предопределенна экспериментальной, географической, социальной обособленностью, которая останавливает все прямые («живые») связи с прочими людьми, что вызывает возникновение заостренных экспансивных реакций, психический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся проявленными вегетативными реакциями. [42, с. 571]. Представление одиночества всячески трактуется не только в отечественной и зарубежной психологии, но также всячески обусловливается различными авторами. Л. А. Коростылева указывает, что понятие «одиночество» естественно рассматривается в трех аспектах: психологическом, общефилософском и бытовом. Под одиночеством в психологическом значении подразумевается дефицит или же утрата личностно важных связей, формирование чувственной изолированности, самоощущение своей ненужности другим людям [20, с. 185]. Н. А. Агильдеев, сопоставляя ощущение одиночества с состоянием уединения, акцентирует внимание, на то, что состояние одиночества в различие от состояния уединения «противоречит самой сущности лица как существа общественного»[2, c. 90]. Одиночество «вычленяет фигуру из целого организма коллектива, основывает свой тайный мирок, выстраивает среди личности и наружным миром невидимую, но труднопреодолимую стену. Проблемы, кругозор иных людей утрачивают для такой личности различный смысл. Одиночество, «отчуждая человека от человека, рушит единство гуманной общности» [2, c. 103]. К тому же, как выделяют многие авторы, одиночество - это не качество человечной натуры, а ее демонстрация и тоскливое последствие некоторых критерий существования. Они трактуют его как нереальность в абсолютной границе объединиться с иным человеком. Дефицит душевного единения ощущается как одиночество [58, c. 220]. Н.Е. Покровский описывает одиночество в качестве состояния, которое взаимосвязано с потерей гуманных связей с коллективом, семьей, близкой компанией [39, с.418]. Р.С. Немов описывает одиночество в качестве тяжкого психологического состояния, которое сопровождается скверным настроем и тягостными экспансивными переживаниями [33, c. 31]. Г. С. Абрамова выделяет тему одиночества с острыми задачами XX века. Это тяжелое экспансивное состояние, не всегда инициированное из-за отсутствия семьи, в стержне которого возлежит разрушение взаимодействия с социальной, внутрисемейной и профессиональной сферой [1, с.73]. Л.П. Гримак полагает одиночество внутренним проблемным состоянием, вызванное нехваткой внешней стимуляции телесного и общественного характеров, а так же утратой контактов с другими людьми [7, с. 285]. В работах Ю. Хорицкой и С. Шевченко одиночество обуславливается в качестве общественного образования, условного феномена, появляющегося в следствии дезадаптации, нарушения взаимодействия индивидуума с общественным миром [56, c. 7- 8]. Врач-психиатр М.Э. Телешевская, делая акцент на собственном клиническом опыте, считает, что «одиночество принимается в качестве субъективного, отдельного переживания. Ощущение абсолютной погруженности в себя, оторванности, «пустоты» порождает патологию внутреннего спокойствия индивида. Человек никак не способен быть одним. Это неестественно и рано или поздно приводит к печальному финалу: к социальному и в некоторой степени к душевному одичанию» [50, c. 129- 130]. В зарубежной психологии имеется большинство определений данного понятия. Большая часть ученых описывают одиночество как мучительное чувство, которое возникает при нехватке ему общественных связей и отношений. В частности, Ф. Фромм-Рейхман представляет одиночество в качестве крайнего состояние, которое приводит к формированию психотических состояний [53, с.36-38]. У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон характеризуют одиночество как своеобразную форму восприятия, чуткую форму самосознания. Зачастую феномен одиночества описывается как чувство, которое возникает в качестве необходимости оставаться влитым в ту или иную группу, либо необходимость попросту находится в контакте с кем-либо. Основным фактором в подобных вариантах представляет сознание недоступности чего-то, ощущение утраты, а так же крушения» [46, с. 21]. Тем не менее, вопреки широким зарубежным и отечественным материалам, затрагивающим данный вопрос, одиночество считается одним из наиболее непростых, а так же спорных определений нынешней социальной психологии. С переживанием одиночества непосредственно связан образ действий: оно отображает повреждение истинного взаимодействия человека с окружающими людьми. Одиночество возможно обусловить как нездоровое чувство людьми нехватки общественных взаимоотношений [3, с.80-85]. В житейском плане одиночество всячески понимается и предопределяется в связи с определенным индивидом. Для каждого человека объективный, взятый из жизни смысл данного определения разнообразен [39, с. 107]. Большая часть ученых следуют взгляду о том, что феномен одиночества каким либо образом переплетен с переживанием человеком его отстраненности от общества других людей, семьи, объективной действительности. Феномен одиночества описывает положение психологической области человека в конкретный период жизни. В зарубежной психологии выделяют данное классическое разделение к пониманию одиночества: 1. одиночество как способ индивидуума изолироваться, осмысляя ощущения и действия собственной жизни наедине с собой. В этом случае одиночество имеет положительную направленность; 2. одиночество как резкое невыносимое ощущение, образующееся в случае, если человек пребывает одним впоследствии недоступности важных для него взаимосвязей и взаимоотношений. Ученые сообщают о мощнейших психологических переживаниях отрицательного характера. По этой причине, можно расценивать одиночество не как определенное переживание, а как наиболее тяжелое и разноаспектное положение, что способно сопровождаться разными переживаниями. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в психологии отсутствует общее определение феномена «одиночество», так как каждое течение дает собственное виденье данного понятия. По этой причине в целях классификации следует применять наиболее единые и обширные аспекты. Отталкиваясь от того, что одиночество – суждение ситуативное, - можно сказать, что человек ощущает его, будучи в конкретных обстоятельствах. Таким образом, к примеру, В. Серма основным условием появления одиночества полагает конкретные условия в жизни человека, к примеру, гибель родных, расторжение брака и т.д., вследствие чего человек способен ощутить себя отстраненным [48, c. 231]. Ученые экзистенциального течения объясняют понятие одиночества как массовое и нескончаемое явление. В данном направлении понятие одиночества выносится на ступень общефилософской абстракции, а как свойство базы одиночества воспринимается тем, что люди первоначально одиноки, а сам феномен – лишь критерий человеческого существования [32, с.96-108]. Ни один человек не способен дифференцировать с нами наши эмоции и чувства [14, c. 134]. Тем не менее, деятельность представителей экзистенциального подхода в отличие от их коллег философов не носят отрицательного нрава. Они утверждают принимать собственное одиночество как хорошую способность контактировать непосредственно с собой и с окружением. Совершенно иное расположение духа у представителей психодинамической теории. По их мнению, быть одиноким - не просто ужасное заключение, а это заболевание, от которого лечатся целый жизненный путь и, в итоге, не излечиваются [30, c. 58]. Затрагивая формирование одиночества, можно отметить сравнительную триаду, в рамках которого создатели распознают: межличностное, внутриличностное и надличностное одиночество. «Внутриличностный» подход приобщают к психодинамической концепции одиночества. Ф. Фромм-Рейхман, к примеру, полагала, что одиночество ощущают только более артистичные и неустойчивые личности. [53, с.35]. Р. Оди, в свою очередь, выделяет одиночество как совершенно логичную процедуру углубленности в себя, действие, обратно общению. Одиночество, согласно суждению Р. Оди, приносит человеку малоприятные эмоции лишь в том случае, если оно не уравновешено общением [35, с. 129-151]. Ученые когнитивной теории Л.Э. Пепло, М. Мицели и Б. Мораш подразумевают, что одиночество начинается в том случае, когда индивид постигает диссонанс среди двух условий – желанной и достигнутой степенью личных общественных контактов [38, c. 169]. Высказываясь о надличностном подходе, необходимо отметить, что одиночеству в данном случае добавляется, во-первых, определенный индивидуальный вид, во-вторых, - некая предопределенность: одиночество коснется всех и каждого. Таким образом, можно сказать, что понятие «одиночество» обладает большим количеством определений, так как в разных подходах, исследованиях данный термин описывается по-разному. Например, как осмысленная потеря общественных контактов (в случае, когда индивид обладает возможностью взаимодействовать с людьми, однако не совершает этого); как нехватка людей или же стремление поделиться с кем-либо общественным или эмоциональным навыком; как диссонанс важных и желанных взаимодействий с другими; как нездоровое переживание недостатка социальных связей [24, с. 170]. Следовательно, при анализе проблемы одиночества и его определении как научного определения некоторые ученые акцентируют внимание на когнитивном подходе понятия одиночества; некоторые обращают внимание на период индивидуального переживания; а другие определяют важность значимых социальных контактов. Различные подходы согласно - собственным исследованиям поясняют сущность одиночества. Экзистенциальная концепция (одиночество как рефлексивный критерий, предоставляет индивидууму положительный способ сознавать себя), когнитивная концепция (одиночество как нехватка взаимодействий, повышающих чувство собственного достоинства), психодинамическая концепция (одиночество зарождается из раннего возраста и неудачного формирования интерперсональных привязанностей), интеракционистская концепция (связывает экспансивные аспекты с социальными аспектами одиночества) [24 с. 61]. В отечественной психологии проблема одиночества сдвигается в сторону исследований межличностных взаимоотношений, при этом тезис «общение» применяется с целью раскрытия связи между ним и одиночеством, а концепции «уединение» и «одиночество» сводятся в целое представление Рассматривая феномен одиночества системно и многоуровнево, можно сказать, что все ученые по-своему правы. Неспроста в терминологии, определение одиночество существует некая сумбурность: одиночество - это и процесс, и положение, и самоощущение, и переживание. 1.3. Переживание одиночества в юношеском возрасте В социальном понимании одиночество, как правило, ассоциируется с пожилым возрастом. Тем не менее, существуют научные работы, подтверждающие, что особенно актуален, данный вопрос встает в юности, а впервые с одиночеством сталкиваются в подростковом возрасте.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg