Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПЕДАГОГИКА

Творческая работа учащихся на уроках математики в началь-ных классах

happy_woman 120 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 12 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько бу-дет существовать школа. Три основных вопроса ежедневно возникают у учителей начальных классов: зачем учить? Чему обучать? Каким образом учить? Если программы, учебники, методические пособия помогают учителю ча-стично ответить на два вопроса, самым сложным остается третий вопрос: как научить? Это не только о конкретных формах, методах и методических при-емах, средствах обучения. Это вопрос о выборе эффективных путей органи-зации познавательной деятельности учеников начальных классов, о развитии их творческого мышления. Проблема творчества остается и на сегодняшний день одной из составных педагогической «целины». Так её назвал в своё вре-мя, известный педагог В. Сухомлинский. На творческий, исследовательский характер педагогической деятельности об-ращали внимание известные педагоги Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дист-верг, К. Ушинский, который писал, что без стремления к научной работе учи-тель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банально-сти. По утверждениям П. Болонского, новая школа- это школа жизни, творчества личности учителя. С. Шацкий отмечает, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой.
Введение

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который поз-волит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих страте-гических задач важнейшими качествами личности становятся инициатив-ность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные за-дачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспи-тание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и до-стигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”. Л.Толстой
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1.Творчество. Основные критерии креативности ……………………..……. 4 2.Организация творческой работы на уроках математики в начальной шко-ле………………………………………………………………………………….5 3. Творческие задания на уроках математики..……………………………..…..6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...………………………………………..12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….13
Список литературы

1.Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5-1990г. 2.Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. «Завуч началь-ной школы», №2-2002г. 3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1981г. 4.Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей уча-щихся. М.: « Академия»-2007г. 5.Крутецкий В.А. психология математических способностей школьников. М.: Просвещение,1998 г. 6.Моро М.И. и др. Математика.4 класс (часть 1). М.: Просвещение,2013г. 7. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. М.: Ювента,2014 г. 8. Шевчук И.В. Организация творческой работы на уроках математики в начальных классах. Вектор науки ТГУ. 2012 №2(9). Интернет-ресурс: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3909В.В.Белосвет «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение не-стандартных задач». http://festival.1september.ru/articles/213208/Т.Г.Булыгина «Развитие креатив-ных способностей учащихся на уроках математики».
Отрывок из работы

1. Творчество. Основные критерии креативности. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые матери-альные и духовные ценности или итог создания объективно нового. (Матери-ал из Википедии). Креативность (от англ. create - создавать, творить) — творческие способно-сти индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимо-го фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри ста-тичных систем. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, ис-пользуя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В ши-роком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу и большинство тестов это подтверждают, что все дети чрезвычайно креативны— это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социаль-ной практики. Основные критерии креативности. 1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей. 2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую. 3. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от обще-принятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно. 4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуа-циям, восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противо-речиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую. 5. Способность к разработке гипотезы - смелой идеи, которая потом нуждает-ся в обстоятельной эмпирической проверке. 6. Удовлетворенность - итог проявления креативности, - логическая незави-симость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу. Развивая креативность, обучающиеся учатся мыслить в разных направлениях, анализировать проблемную ситуацию с разных сторон, находить решения в нестандартных ситуациях, развивать оригинальность мыслительной деятель-ности. 2. Организация творческой работы на уроках математики в начальной школе. Одним из средств активации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания на уроках математики. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… за-гадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возник-шие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек , нестандартно мыслящий, может достичь успеха. Стрем-ление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремле-ние к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к вы-ражению и проявлению всех способностей организма и «я». Чтобы любой урок, занятие были направлены на развитие творческих способ-ностей учащихся, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы: • Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражне-ний предлагают не один, а несколько вариантов решений. • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познаватель-ной активности в целом. • Помощь детям в выражении их идей. • Уважительное отношение к идеям участников обсуждения. • Создание безопасной психологической атмосферы. • Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам. • Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем. • Возможность самостоятельного поиска решений. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна-тельны и полны желания учиться. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Принципиально важно, чтобы на каждом занятии ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Творческий климат, создаваемый в классе, создается не только воспитанием любознательности, желания находить нестандартные решения проблемы, но и готовность детей к восприятию нового и необычного, стремление использо-вать и внедрять творческие достижения других людей. Для школьника фон творческой мыслительной деятельности создается коллективом класса под руководством учителя. Огонек творчества раскрывает оригинальность педагогических ситуаций, ликвидирует монотонность. Пробуждает энтузиазм. Без которого не может быть педагогического мастерства учителя. Нет эталонов творчества. В каждом случае следует исходить из конкретных условий: урок должен быть оригинальным педагогическим творением, где все интересно, где активизируется мышление ребенка. Необходимо организо-вать творческую работу по гибкой системе, заранее определять её виды, фор-мы и содержания на весь учебный год. Развитие творческих способностей личности требует длительной, целена-правленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих за-дач не принесет желаемого результата. Система познавательных задач должна отвечать следующим требованиям: • Возбуждать интерес к деятельности по их решению; • Опираться на знания и опыт учащихся; • Способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основу твор-ческих способностей (внимание, память, мышление, воображение); • Направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятель-ности; • Учитывать уровни творчества. 3. Творческие задания на уроках математики. Система упражнений должны решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Для развития творческих способностей большое значение имеют задания, ко-торые ориентируют обучающихся на получение нового продукта: - составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах; - решение задач-шуток; - задания на развития внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которых включены графические образы, геомет-рические фигуры, математические термины и задания; - игры, способствующие расширению математического словарного запаса. Развитиюкреативностиспособствует и аналогия. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решения текстовых задач. Например, по аналогии с первой парой подбери недостающее слово в другой паре: 1.вверх-вниз; вправо-…. 2. разность-вычитание; умножение-…. 3. треугольник-призма; квадрат-… 4. делимое-делитель; уменьшаемое-… Найди закономерность и продолжи ряд:а) 1,22,333,…;б)7; 67;567,…; в)121,222,323,…г)1,2,4,7,11…. Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов по функциям, по признакам, по подсистемам. Классификация – еще один прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задачи спо-собствуют развитию умения» узнавать» знакомые объекты, переносить зна-ния в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. Примеры таких заданий: 1.Найдите лишнее число и объясни почему оно лишнее14,23,78,212.50. 2.Найдите лишнее число и обоснуй свой ответ ( не менее трех вариантов отве-та) 9 16 25 47 81. Обобщениеговорит о степени развития мыслительной деятельности, осо-знанности, прочности усвоения и объема знаний обучающихся. 1.Дайте общее название объектам, входящим в одну группу: А) прямоугольник, треугольник, квадрат, круг – это… Б) отрезок, луч – это… 2. Геометрические слова. Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них « вписались ». • ФОР- - - - -( часть окна) –ТОЧКА • ЛАС- - - - -(птица) -ТОЧКА • КИС - - - - -(инструмент художника) - ТОЧКА • КАР - - - - -(желтая, электронная, телефонная…) - ТОЧКА • - - -НИК (стрелок из старинного оружия) - ЛУЧ • У - - -ШЕНИЕ (изменение в хорошую сторону) - ЛУЧ • ТРЕ - - - -ЬНИК (геометрическая фигура) - УГОЛ • - - - -Ь (ископаемое горючее вещество) – УГОЛ Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекал-ку так же способствуют развитию креативности. Работа над такими задачами воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимания. Ребусы: При решении задач можно использовать такие виды творческой работы, ко-торые рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадицион-ный подход. Составление взаимообратных задач.Работу по составлению взаимообрат-ных задач необходимо начинать уже со второго класса, когда школьники усвоят последовательность выполнения практических действий, а именно: • Составить краткое условие задачи • Решить предложенную задачу • Найти искомое число • Заменить одно из данных (известных) чисел в условии задачи неизвестным 1. На 9 одинаковых парников надо 45 м пленки. Сколько метров пленки пой-дет на 3 таких парника? Составь и реши задачи, обратные данной. 2. Из самолета выгрузили часть груза и увезли на 3 машинах, по 6 т на каж-дой. После этого в самолёте осталось ещё 62 т груза. Сколько тонн груза до-ставил самолёт? Составь и реши задачу, обратную данной. Составление задач по данному числовому выражению. Составь разные задачи по выражению 16-7 Составь разные задачи по выражению 24:6 Составь задачу по числовому выражению 100-(68+14) Решение задач разными способами. Бегемот может съесть за день 60 кг травы, а слон – 300кг. Сколько тонн тра-вы требуется бегемоту и слону на 10 дней? Составление задач по данным вопросам. 1. Сколько тонн картофеля собрали с первого участка? Сколько тонн карто-феля собрали со второго участка7. На сколько больше тонн картофеля собра-ли с первого участка, чем со второго? 2. Сколько мячей продали до обеда? Сколько мячей продали после обеда? Сколько мячей осталось в магазине? Задачи с несформулированным вопросом. 1. В прошлом году завод изготовил 1 400 машин. Что на 300 машин меньше, чем в этом году. Поставь вопрос и реши задачу. 2. В январе фабрика выпустила 4850 т бумаги, а в феврале – на 365 т меньше. Из всей этой бумаги 6 335 т пошло на изготовление общих тетрадей, а из остальной бумаги сделали тонкие тетради. Поставь вопрос и реши задачу. 3. В мастерской сшили 6 простыней, расходуя на каждую по 2 м 20см полот-на, и 8 наволочек, расходуя на каждую по 1 м 25 см полотна. Поставь вопрос и реши задачу. Задачи с недостающими данными. 1. Ребята заполнили водой два больших аквариума: в один влили они 300 л воды, а в другой – 312 л. Сколько ведер воды им пришлось для этого прине-сти? Дополни задачу недостающими данными и реши её. 2. В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько мячей всего было в детском саду? 3. На тарелке лежало 14 конфет. После обеда Зоя съела несколько конфет. Сколько конфет осталось на тарелке? Задачи с неуместным вопросом(условие задачи не связано с вопросом, для решения требуется изменить вопрос задачи). 1.Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем? 2. Девочка купила 3 марки по 5 рублей. Сколько осталось денег у девочки? 3.Вася подтянулся 12 раз, а Игорь – в 2 раза меньше. Сколько кувырков сде-лали мальчики? Составление графических схем к задачам(3-4 классы). Графическая схема состоит из соединенных между собой точек и дуг. Как показали исследования ученых психологов, дети начальных классов хорошо осознают связи между данными и искомыми величинами задачи, если они поданы с помощью гра-фического изображения. Последовательность работы с граф – схемой: -построение графического изображения к задаче с помощью учителя; -чтение граф – схем; - самостоятельное составление граф – схем к задаче; - составление задачи по граф – схеме работы с конкретной задачей. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, по-иска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений обучающиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи раз-вивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учеб-ной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математи-ке. Развитие креативности, умения самостоятельно конструировать свои знания лежит и в основе метода проектов. Работа над созданием проектов начинается уже с первого класса и продолжается в течение всего периода обучения. Те-матика проектов разнообразна: 1.Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. (дети подбирают загадки, пословицы и оформляют в виде книжечек или буклетов) 2. Альбом « Цветники. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». (фотогра-фии, рисунки, чертежи наиболее красивых цветников) 3. Альбом « Орнаменты. Узоры и орнаменты на посуде».( фотографии, ри-сунки узоров наиболее красивых орнаментов посуды) 4. Путешествие в мир оригами. 5. Из истории цифр. 6.Задачи – расчеты, задачи – шутки, головоломки и ребусы. Конечным результатом проекта являются выставки поделок и рисунков, пре-зентации, создание сборников задач, стенгазет, книжек – малюток с матема-тическими сказками. Такой вид работы дети выполняют с большим удоволь-ствием. У младших школьников наблюдается также большая тяга к техническому творчеству, моделированию. Потому что они чувствуют себя творцами. И в математике следует давать детям самостоятельно исследовать доступный ма-териал. Это задачи на движение, на вычисление периметра и площади, мате-матические квадраты, сравнение выражений. Например: Задание 1. На рисунке показан план квартиры и обозначена площадь каждой из её трех комнат. Чему равна общая площадь комнат? (рис. 1)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Педагогика, 15 страниц
300 руб.
Реферат, Педагогика, 12 страниц
250 руб.
Реферат, Педагогика, 16 страниц
200 руб.
Реферат, Педагогика, 14 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg