Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Условия организации продуктивного запоминания в процессе изучения курса педагогики

happy_woman 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Объектом исследования является процесс запоминания содержания учебного курса педагогики. Предметом исследования является условия организации приёмов и методов запоминания, существенно содействующих количественному и качественному улучшению запоминания и удержания в памяти нужной информации. Цель данной работы -определение условий продуктивного запоминания в процессе изучения курса педагогики. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: 1) определить понятие запоминания как основу учебной деятельности; 2) выявить основные способы запоминания содержания в учебном курсе педагогики; 3) определить способы запоминания на содержательном компоненте курса педагогики. Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы: -теоретический анализ психолого-педагогической, методической, философской, литературы и различных научных изданий; - анализ эффективности методов запоминания.
Введение

Известно, что всякая наша эмоция, переживание или передвижение оставляют некий отпечаток, который будет храниться довольно продолжительный период времени, и при подобающих обстоятельствах выражаться снова и становиться объектом нашего сознания. Именно поэтому под памятью понимают запечатление, хранение и последующее узнавание и воссоздание следов прошлого опыта, позволяющее копить информацию, не лишаясь при этом старого запаса знаний, сведений, умений. На протяжении всей своей истории человечество пыталось разработать методы, с содействием которых можно было бы по возможности хорошо усвоить какие-либо знания. С давних времён тема и техника запоминания занимала любопытные умы, рассматривалась и классифицировалась великими людьми былых времен. По сравнению с предыдущими столетиями, за прошлый век количество общих и профессиональных знаний в обществе выросло во много раз. При том отмечается их постоянный рост и регулярное пополнение все большим числом свежих сведений. XXI век называют веком «информационного цунами». Сегодня современный человек за месяц получает столько информации сколько житель XVII века за всю жизнь. Неудивительно, что люди не справляются со шквалом информации, который обрушивается на них каждый новый день. Теперь им нужно решение этой проблемы. На данный момент развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач в современном обществе. Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни забывание, которое является защитным разгрузочным механизмом. Именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить методы быстрого запоминания. Несомненно, чтобы хорошо учиться, студентам приходится запоминать огромное количество информации в сжатые сроки, особенно во время сессии. Таким образом, проблема запоминания является актуальной во все времена, особенно в современном мире с постоянно увеличивающимся объёмом знаний. Сегодня учащимся необходимо запоминать большое количество материала. Без умения обработки, рассмотрения, изучения, систематизации и прочного запоминания изученного материала процесс обучения потеряет для студентов всякий смысл.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАПОМИНАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….…………...………6 1.1 Понятие "запоминание" как основа учебной деятельности ………….. ….6 1.2 Способы запоминания содержания в учебных курсах…….………………10 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОМИНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПЕДАГОГИКИ 15 2.1 Определение способов запоминания на содержательном компоненте курса педагогики ………………………………………………….……........................15 2.2 Методические рекомендации по организации продуктивного запоминания в процессе педагогики……………..……………………………………………22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 2003. - 152 с. 2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2010. - 352 с. 3. Арден Дж. Развитие памяти «для чайников». - М.: Вильямс, 2013. - 351 с. 4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2009. - 528 с. 5. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С. 538-546. 6. Болонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С.380-389. 7. Беккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы ума по памяти. - Харьков, 1970. 8. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С. 406-419. 9. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 2000. - 181 с. 10. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, Либроком, 2018. - 366 с. 11. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С. 200-214. 12. Джордано Бруно «Секрет теней» 1582. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: books/yates02/txt09.htm 13. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 1971. 14. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С. 76-129. 15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С. 371-379. 17. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 58-62. 18. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979. 19. Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с. 20. Иванова Е.О. гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. - 2011. - № 3. - С. 142-146. 21. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 2013. - 216 с. 22. Йейтс Ф. Искусство памяти / Пер. с англ. Е.В. Малышкина. - СПб.: Университетская книга, 2007. - 352 с. 23. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007. 24. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных: Методические рекомендации / Сост. О.А. Кроткова, Т.А. Карасева, В.Л. Найдин. - М., 2003. - 259 с. 25. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 38-44. 26. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 2015. - 216 с. 27. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер.с фр.. - СПб.: Питер, 2012. - 224 с. 28. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С. 626-652. 29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1997. - 575 с. 30. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. - С. 420-436. 31. Лорейн Г. Супер Память / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 383 с. 32. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2011. - 656 с. 33. Сеченов, Иван Михайлович. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов; Академия наук СССР. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 100 с. 34. Эренберг О. Приемы запоминания информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psycho.ru/library/1036
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАПОМИНАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие "запоминание" как основа учебной деятельности Значение памяти в жизни человечества неоспоримо. Абсолютно все, что люди знают и умеют – это следствие умения мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, испытанные чувства и процессы. И.М. Сеченов сказал: «Человек, обделенный памятью, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами» [33, с.12]. Память формирует, хранит и пополняет наши знания, умения, навыки, без которых невозможны ни успешное обучение, ни продуктивная деятельность. Человек запоминает лучше те факты, события и явления, которые представляют для него и для его жизнедеятельности особо важное значение. И наоборот, все то, что для индивида менее значимо, запоминается намного хуже и быстрее забывается. Огромное значение при запоминании имеют неизменные интересы, которые характеризуют личность. Все, что в окружающей жизни связано с такими интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. Изучение памяти было одним из первых областей науки, где был использован экспериментальный метод: были совершены попытки измерять осваиваемые процессы и описывать законы, которым они повинуются. Уже в 80- годах прошлого века немецкий психолог Лурия А.Р. предложил прием, при помощи которого, по его мнению, стало возможным вывести законы чистой памяти автономно, независимо от мыслительной деятельности - это заучивание бессмысленных слогов, в результате чего он вывел основные кривые заучивания (запоминания материала). Память – основа психической деятельности. Без нее нельзя понять основы развития поведения мышления, сознания, подсознания. Потому для большего понимания индивида нужно как можно больше знать о понятии памяти. Оно рассматривается многими авторами по-разному [33, с.15]. «Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» [8, с. 409]. По определению Зинченко В.П. память – это «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [19, с. 306]. Можно заявлять о памяти не только в ряду когнитивных функций (очевидно, что познание невозможно без памяти), но и об «эмоциональной памяти, о памяти волевого стремления, о памяти созидательного озарения» [19 с.15]. Процесс запоминания – одна из характеристик памяти. Изучение процесса запоминания и применение его методов на практике дает возможность лучше понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания становится очень острой при изучении памяти. «Запоминание – это установка связи нового с тем, что уже имеется в подсознании человека, закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» [2, с. 133]. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. «Характеристики запоминания того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности» [19, с. 298]. Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Непроизвольное запоминание не является целенаправленным действием, но представляет собой побочный результат деятельности, которая была направлена на выполнение других задач. Произвольное запоминание разделяется по степени точности будущего воссоздания материала. Иногда запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть размышлений. В других случаях нужно запоминать и воспроизводить материал детально (правила, определения и т.д.) Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. Лапп Д. при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемому пары фраз, из которых они должны были выводить определенные орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день, неожиданно для испытуемых, им предлагалось воспроизводить все пары фраз, которыми они оперировали накануне. Результаты опытов показали, что собственные фразы запоминаются в три раза продуктивнее предлагавшихся экспериментатором. П.И. Зинченко для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда – во втором), они запоминались лучше, нежели тогда, когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем случае запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций. Запоминание смысла – это запоминание совокупных и значительных сторон учебного материала и абстрагирование от неважных деталей и признаков. Обозначение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее значимое, а что второстепенное [19, с. 48]. Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний,. добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем. Сложная деятельность запоминания, включающая организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения и т.д. на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности. ? 1.2 Способы запоминания содержания в учебных курсах Для продуктивного запоминания большого объема информации психологи предлагают использовать следующие правила сохранения знаний в процессе учёбы: 1. Выделение того, что нужно запомнить. 2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на тех объектах, которые нужно запомнить. 3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи между объектами, использование мнемотехники. 4. Выделение в сложном материале смысловых вех. 5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений. 6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного. 7. Различение узнавания и воспроизведения. 8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания, идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент [27, с.183]. Запоминание материала по этой системе предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, смысловую и пространственную группировку материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др. Прогноз ситуации также относится к приёмам запоминания. Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека. Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам. Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании [27, с.176]. Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл. Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 - 52 - 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание. Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал. Сохранению в памяти информации способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30–40 мин., второе – в течение дня, третье – на следующий день, с третьего по седьмой день – по одному повторению. Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. Условие быстрого и полного запоминания материала – чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания. Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти. Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование. При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению. Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка – разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная, или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала. На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала: 1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время. 2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить. 3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно. 4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части. 5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом. 6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое. 7. Повторять материал, пока он еще не забыт. 8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять "залпом", например, только перед самым экзаменом). 9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную). 10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания. 11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, "на свежую память". 12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти. 13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания [23]. Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации. Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе. Выводы по главе 1: Значение памяти в жизни человечества неоспоримо. Абсолютно все, что люди знают и умеют – это следствие умения мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, испытанные чувства и процессы. Особенно важно уметь не только хранить информацию, но и уметь её использовать на практике. Для успешного запоминания материала (в том числе и в учебном процессе) были разработаны способы продуктивного запоминания, которые мы рассмотрели выше. Также нами было установлено, что основа учебной деятельности и её эффективности – умение запоминать учебный материал. ? ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОМИНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПЕДАГОГИКИ 2.1 Определение способов запоминания на содержательном компоненте курса педагогики В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации, которые можно использовать в процессе изучения курса педагогики: 1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать. 2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями. 3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам. 4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше. 5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории. 6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание. 7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти [26, c.180]. Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Данную систему можно использовать и в курсе педагогики. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания. Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге "Приёмы запоминания информации". Мнемотехнические приемы настолько эффективны и доступны, что их можно использовать не только в высших учебных заведениях, но и школе и даже дошкольных учреждениях. Таблица 1 – Сравнительная характеристика классического и педагогического приемов мнемотехники. Классическая мнемотехника Педагогическая мнемотехника Метод размещения: Некоторые приёмы используются той стороной нашей зрительной памяти, благодаря которой мы запоминаем места, этот вид памяти в психологии называется локальной памятью или памятью на места. Благодаря ей мы можем живо запомнить виденные нами места и всё то, что с ними связано (ассоциировано). Поэтому, если мы желаем что-нибудь запомнить, то мы сможем его связать с известным местом. Компоненты метода размещения: -Имеется определённый список подсказок. -Чтобы запомнить набор элементов, подлежащих заучиванию, его нужно ассоциировать со списком подсказок. -Ассоциации должны проводиться попарно, один к одному. -Ассоциирование должно проводиться путём активации воображения, особенно зрительного. -Образная конструкция должна быть необычной, странной, поразительной. Метод размещения: Метод размещения заменяется работой с мнемоколлажем. Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок составляет суть коллажа. Коллажи – это учебные пособия, выполняющие следующие задания: закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать. Виды коллажей: -развивающий — способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки; -обучающий — способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа. Метод воображения: Классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать. Как отмечают историки мнемотехники, люди, которые отказывались от методов классической мнемотехники, как правило, имели какие-то проблемы с визуальным мышлением. Они не могли ярко представлять зрительные образы и манипулировать ими в своем воображении. В связи с физиологическими ограничениями методы классической мнемотехники были недоступны таким людям, и они были вынуждены разрабатывать свои альтернативные системы запоминания, которые меньше зависели от визуального мышления. Метод воображения: В педагогике для эффективного запоминания используют мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Общие задачи для мнемотаблиц: -Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания), умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое; умение систематизировать. -Развивать логику, образное мышление. -Развивать умение связно мыслить, составлять рассказы. Виды мнемотаблиц: -развивающие, -обучающие. Система слов вешалок: Человек заучивает ряд слов, служащих ему в качестве «вешалок», на которые он «развешивает» запоминаемые элементы – это также как мы вешаем на крючки у вешалки в прихожей пальто. Например, рифмованные пары, которые, заучив однажды, можно использовать для запоминания длинного списка новых слов, связывая ассоциациями первое слово с булочкой, второе с башмаком и т д. Система слов вешалок (данная система в педагогике называется «Словарные слова»): Существует методика запоминания словарных слов с опорой на ассоциативный образ. Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид памяти при усвоении слов с непроверяемым написанием, так как зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания. Цель: научить правильно писать словарные слова. Средство: использование метода ярких ассоциаций. Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Ценность — наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма. Суть метода состоит в том, что ребёнок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности при написании. Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание, которые применимы к курсу педагогики: 1) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. 2) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
504 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg