Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические аспекты формирования информационной безопасности у учащихся образовательных учреждений

happy_woman 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Предмет исследования: педагогические аспекты формирования информационной безопасности учеников школы. Объект исследования: учащиеся 1-11 класса и их безопасность в среде Интернет. Цель исследования: выяснить особенности формирования информационной безопасности при работе с большими массивами информации в среде Интернет. Задачи исследования: 1. Раскрыть суть понятия «информационная безопасность». 2. Проанализировать основные источники, а так же угрозы информационной безопасности. 3. Охарактеризовать современные подходы к решению проблемы информационной безопасности у учащихся образовательных учреждений. 4. Изучить Концепцию информационной безопасности учащихся образовательных учреждений и педагогические условия ее реализации. 5. Рассмотреть особенности организации информационно-безопасного образовательного процесса в образовательных учреждениях. 6. Подготовить алгоритм и методику проведения исследования. 7. Изучить критерии эффективности системы педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся образовательных учреждений. 8. Проанализировать полученные результаты оценки эффективности разработанной системы педагогических условий и их анализ. 9. Разработать практические советы по безопасности для учащихся образовательных учреждений разного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление учащихся с правилами поведения в сети Интернет способствует расширению познавательной активности ребенка. Методы исследования: при написании были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, историзма, логико-правовой, беседы, наблюдений, библиографический. База исследования: экспериментальное исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 10 г. Мытищи. Практическое значение темы: данную информацию можно использовать в практической работе педагогов в работе со школьниками, так же для написания статей, подготовки к практическим занятиям по педагогике. Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех разделов, выводов и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования. Современное общество формируется и развивается в направлении все большей и большей информатизации. Жизнь современного человека вне информационных технологий сегодня и представить сложно. Персональный компьютер, сеть Интернет, и мобильная связь прочно вошли в жизнь человека. Так, происходят перемены, и связаны они со всеми без исключения сферами жизни человека, то есть перемены осуществляются под влиянием информатизации. Общество осуществляет переход к обществу информационному. В этом обществе именно информация играет ключевую роль, осуществляется переход в соответствии со сменой доминирующих технологий. При этом, важно учесть и то, что непосредственно технологии не оказывают прямое непосредственное воздействие на образовательную и социальную сферу. Важными являются изменения, которые они инициируют в обществе, и именно эти самые изменения влияют на процесс образования. Образование приобретает новую форму, оно перестает быть способом, при котором люди должны усваивать готовые знания, знания общепринятые, теперь образование является способом именно информационного обмена ребенка со средой, которая его окружает (имеется ввиду людей, когда осуществляется процесс генерации информации в обмен на полученную). Знания имеют свойство быстро устаревать, поэтому образование должно осуществляться на постоянной основе, поэтому такие процессы ведут к вытеснению знаний именно информацией как основополагающего элемента именно образовательного процесса, то есть другими словами, знания превращаются в информацию о мире. Детей необходимо обучить работать с информацией, именно в этом состоит основная задача педагога. Теоретическая база исследования. Вопрос о влиянии компьютера непосредственно на систему образования школьников, а так же этапы компьютеризации исследованы были такими учеными как: Ершова А.П., Гейна А.Г., Каптелина В.Н., Семенова А.Л., Кузнецова А.А. Обобщая данные исследования, ученые пришли к выводу, что сегодня меньше на образование влияет компьютер, а больше влияет именно на формирование культуры, модели поведения посредством социальных сетей, стиль общения, сленг, то есть поведение в некотором смысле модифицируется, поскольку осуществляется массированное воздействие на психику ребенка. Но это одна сторона, с другой же стороны – сеть Интернет создает возможность занять определенное место в образовательном процессе, поскольку выступает фактором повышения модернизации образования, а так же его эффективности. Таким образом, актуальность безопасности учащегося школы в информационной среде определяется действием изменений, которые оказывают прямое воздействие на становление и развитие личности ученика как субъекта социального поведения. При всем этом существует и другая сторона, существование проблемной ситуации, которая имеет прямую связь с изменениями в науке приоритетов, когда для государства огромную значимость имеет не только безопасность целого общества, но и отдельно взятого человека. Поэтому, для системы школьного образования при использовании Интернета, имеет место проблема информационной безопасности, так как такой теории пока нет, и наблюдается некоторое несоответствие между возможностями и результатами информатизации образования. Большую проблему так же составляет отсутствие нормативно-правовой базы, для определения уровня нравственных данных, которые имеют место в сети, несколько искажают проблему воспитания учащихся. Среди первоисточников, имею ввиду нормативно-правовую базу, которая послужила базой к написанию данной работы являются: Конституция РФ, а так же ми использовали два федеральных закона: «О безопасности»; и «Об информации, информатизации и защите информации». При всем этом, мы должны отдельно отметить, что базовый документ, является Доктрина информационной безопасности РФ, в данном документе мы находим правовую безопасность человека.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы информационной безопасности как социально- педагогическая проблема………………………………………7 1.1. Понятие информационной безопасности …………………………………7 1.2. Источники и угрозы информационной безопасности…………………….16 1.3. Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности у учащихся образовательных учреждений……………………..19 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….23 Глава 2. Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся образовательных учреждений…………………...24 2.1. Концепция информационной безопасности учащихся образовательных учреждений и педагогические условия ее реализации………………………..24 2.2. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в образовательных учреждениях…………………………………………………27 Выводы по главе 2 ГЛАВА 3. Эффективность системы педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся образовательных учреждений ………………………………………………..33 3.1. Алгоритм и методика проведения исследования…………………………33 3.2. Критерии эффективности системы педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся образовательных учреждений…..35 3.3. Результаты оценки эффективности разработанной системы педагогических условий и их анализ...................................................................43 3.4 Практические советы по безопасности для учащихся образовательных учреждений разного возраста…………………………………………………..54 Выводы по 3 главе……………………………………………………………….57 Заключение………………………………………………………………………58 Список литературы………………………………………………………………63 Приложения……………………………………………………………………...66
Список литературы

1. Безопасность_в_Интернет http://www.webwisekids.com //http://letopisi.ru/index.php/ . 2. Богачева, Т. Ю.Здоровье одарённого ребёнка и Интернет [Текст] / Т. Ю. Богачева // Педагогическая диагностика. – 2013. – № 1. – С. 108-111. 3. Владимирова Л.П. Сетевые профессиональные сообщества учителей http://distant.ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/sps.htm. 4. Владимирова, Т. В.Сетевые коммуникации как источник информационных угроз [Текст] / Т. В. Владимирова // Социологические исследования. – 2011. – № 5. – С. 123-129 5. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами //Открытое образование. — 2008. — № 3. — С. 20—23. 6. Василенко, Н.Этот многоликий Интернет: можно ли защитить детей от "плохой" информации и приучить к полезной [Текст] / Н. Василенко // Педагогическая диагностика. – 20143. – № 6. – С. 72-76. 7. Годик, Ю. О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой интернет-аудитории [Текст] / Ю. О. Годик // Вестник Московского университета. Сер.10 Журналистика. – 2011. – № 6. – С. 115-130. 8. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Автореф. дисс. ... д-ра психол.наук. — М., 2000. 9. Гультяева, Л. И. Курс "Безопасный Интернет" для начальной школы [Текст] / Л. И. Гультяева // Информатика и образование. – 2013. – № 9. – С. 71-72. 10. Зубакина О.В. Сетевая поддержка профессионального самоопределения старших школьников // Открытое образование. — 2008. — № 2. — С. 77—85. 11. Леончиков В.Е. Информационная свобода и информационная безопасность в системе непрерывного образования // Информационная свобода и информационная безопасность: Материалы междунар. научнопрактич. конференции. — Краснодар, 2001. — С. 336—338. 12. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Иркутск, 2008. 13. Патаракин Е.Д. Создание профессионального сетевого сообщества http://www.soobshestva.ru/wiki/SozdanieProfessional’nogoSetevogoSoobshhestva?v=1dhl 14. Пономарев А.Х. Вред и польза интернет /А.Х. Пономарев. – М.: Норма, 2011. – 72с. 15. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. — М: Интуит.ру, 2007. 16. Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях рунет // http://www.ioso.ru/distant/library/publication/infobez.htm //http://www.humanities.edu.ru/ db/msg/84168. 17. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. 18. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: Дисс. ... канд. пед. наук. — СПб., 2003. 19. Старикова Л.Д. Современная трактовка непрерывности образования // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 10. — С. 76—79. 20. Стратегия развития информационного общества в российской федерации // Российская газета: Федеральный выпуск № 4591 от 16 февраля 2008 г. 21. Сысоев, П. В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной Интернет-среде: современный ответ на вызовы времени [Текст] / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10. – С. 20-25. 22. Утробина Е.В. О формировании сетевых профессиональных педагогических сообществ // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 3. — С. 64—66. 23. Филиппова, С. А. Психологические риски современного киберпространства [Текст] / С. А. Филиппова // Психология в вузе. – 2014. – № 2. – С. 67-77. 24. Цой, Н. А.Феномен интернет-зависимости и одиночество [Текст] / Н. А. Цой // Социологические исследования. – 2011. – № 12. – С. 98-107. 25. Эльконин Б.Д. Круглый стол / Парадоксальные результаты международных исследований оценки качества образования // Вопросы образования. — 2008. — № 1. — С. 170—171.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы информационной безопасности как социально - педагогическая проблема 1.1. Понятие информационной безопасности В нынешнее время информация превратилась в формирующий фактор материальной среды обитания человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ. В то же время она используется как основное средство межличностного взаимодействия, постоянно возникая и изменяясь в процессе перехода от одной информационной системы в другую. Такое положение информации в обществе обусловливает необходимость относится к ней как к товару, который имеет определенную ценность, растущую в зависимости от достоверности, полезности и доступности. Доступность делает информацию привлекательной, поскольку ее конфиденциальность ограничивается кругом лиц, которые наделены правом владеть ею. Защита информации, отнесенной к государственной тайне, следует считать неотъемлемой составляющей национальной безопасности РФ. Реализовано комплекс мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности. В нашем государстве было принято множество законодательных и нормативных актов, это свидетельствует о необходимости осмысления и сравнения понятий «безопасность информации» и «информационная безопасность». В данном параграфе мы попытаемся исследовать социально-философское измерение информационной безопасности РФ. Для реализации поставленной цели будут решаются следующие задачи: 1) осуществляется социально-философский анализ взглядов на сущность информации; 2) сопоставляется содержание понятий «безопасность информации» и «информационная безопасность»; 3) прослеживаются значимые информационные угрозы современности. Термин «информация» происходит от латинского informatio и переводится буквально: ознакомление, разъяснение, представление, понятие. Можно ограничиться данным определением термина информация поскольку в большинства научных трудов по проблемам информационной безопасности, понятие информация вообще не формулируется. С другой стороны, анализ научной литературы свидетельствует о наличии в современной литературе множества определений сущности информации, среди которых можно выделить четыре принципиальных подходы. Во-первых, Саттарова Н.И считала, что информация является атрибутом (неотъемлемым свойством) не только живых, разумных существ, но и всех материальных тел [3, с.126]. Информация в неорганической природе существует объективно, но как бы в потенциальной форме. С появлением живых организмов, то есть потребителей информации, начинается использование информации с целью познания и управления. Итак, информация, будучи атрибутом материи и движения, существует изначальном в пространстве и времени. Во-вторых, основатель кибернетики Н. Винер утверждал, что информация является свойством только высокоорганизованной, то есть живой материи. Информация и информационные процессы, по его мнению, свойственные только биологическим и социальным формам движения материи. Он считал, что живые организмы развивают необходимую им информацию благодаря постоянному взаимодействию с природой, обмену с окружающей средой [21, с.20]. При этом информации принадлежит особая интегрирующая роль, благодаря которой у живых существ и, прежде всего, в человека, развились адаптационные способности Таким способом информация лежит в основе процессов саморегулирования в живой природе. В-третьих, Утробина Е.В. предлагает функциональный подход к пониманию сущности информации, в рамках которого информацию часто рассматривают как свойство только самоорганизующихся систем, не только в живой природе, но и в технике. К ним, например, относят и живые существа и кибернетические системы, для которых характерны процессы саморегулирования благодаря передаче, хранению и переработке информации [22, с.64]. В-четвертых, Цой, Н. А. предлагает еще и социальный подход к информации. Он понимает информацию как продукт жизнедеятельности только социальных форм материи, человеческого общества. Информация существует объективно в пространстве и времени, но проявляется только в процессе познания человеком окружающего нас мира [24, с.98]. Особое значение среди социальных теорий информации имеет семиотическая концепция. Главной проблемой информационных связей и систем в обществе есть проблема языка, который можно рассматривать как семиотическую систему знаков, символов и правил, с помощью которых отображается и передается информация. Так, с позиций семиотики, любая информация (сообщение) не что иное как набор знаков и, следовательно, может рассматриваться с позиций семантических, синтаксических и прагматических характеристик. Синтаксис изучает систему правил в языке, по которым с знаков построены предложения и высказывания. Семантика это учение о содержании слов. Содержание слова, как известно, передается через понятие. Семантика изучает точность воспроизведения в информации сущности отображаемого явления, то есть его содержания. В свою очередь, прагматика изучает связи между знаками и людьми, которые эти знаки устанавливают и употребляют. Она устанавливает связь содержание сообщения и цели деятельности или управления, полезность, важность, роль и значение информации для конкретных дел, то есть ценность информации. Этим трем частям лингвистики отвечают три аспекта информации: синтаксический (формальный), семантический (содержательного) и прагматический (ценностный). Информация, исходящая от объекта-оригинала и которая воспринимается субъектом-потребителем в интересах той или другой деятельности, кодируется и передается человеком с помощью языка, содержащий не только формальные (количественные), но и содержательные (качественные) характеристики, отображаемые синтаксисом, семантикой и прагматикой. В соответствии с семиотической теорией, только их единство выражает сущность информации. Таким образом, информация по отношению к семиотике это кодированные с помощью знаковых систем и переданные для использования в общении людьми сведения, сообщения, данные в сочетании синтаксических, семантических и прагматических характеристик. В современной системе научных знаний имеют место и другие теории, которые объясняют сущность информации, что свидетельствует о предельной обобщенности, сложности и многогранности этого явления. Следует отметить, что в системе научных знаний отсутствовало универсальное понятие информации. Отсутствие единого понимания данного явления привело к множеству его дефиниций. Считаем целесообразным из множества определений информации предоставить наиболее популярные формулировка: «информация есть информация, а не материя и не энергия» (Винер); «это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему»(Винер); «сообщение, уведомление о положении дел, обучение, сведения о чем-либо переданному людьми»(Бриллюэн); «коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (Шеннон); «передача разнообразия» (Эшби); «оригинальность, новизна; мера сложности структур» (Моль); «способность знаков вызвать образы" (Ягл); «передача, отражения разнообразию в процессах и объектах» (Урсул); «сообщение о каких-либо событиях, о чьей либо деятельности; сведения, являются объектом хранения, накопления, переработки и передачи» (Словарь Иностранных слов). Это всего лишь малая часть определений информации, которые раскрывают ту или другую грань данного феномена. По мнению ученых, информация имеет некоторые общие специфические свойства: она принципиально не создается и не уничтожается, а всего только возникают (новые идеи, знания), передается и принимается, так же как разрушается, теряется и забывается; при этом она может менять форму, не меняя своего содержания; в отличие от других ресурсов она может быть использована многократно существенно не изнашиваясь. Исходя из научных подходов и законодательных актов РФ, предлагается определить информацию как документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей среде. Информацией можно считать данные, что нашли своего потребителя. Вся информация, которая создается и распространяется в нашем государстве, независимо от содержания, форм, времени и места составляет ее информационные ресурсы. РФ самостоятельно формирует информационные ресурсы на своей территории и свободно распоряжается ими, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами. Национальные информационные ресурсы являются основой информационной независимости РФ, гарантируется информационной безопасностью [25, c. 170]. Вопрос информационной безопасности находится в центре внимания ученых. Об этом свидетельствует значительное количество монографий научных статей в открытых журналах. Это работы В. Богуша, И. Замаруевой, М. Згуровского, Я. Жаркова, В. Остроухова, O. Рося и многих других. Значительную долю научных работ отечественных авторов посвящено всестороннему анализу информационной безопасности. При этом несколько без внимания остается безопасность информации. На первый взгляд, «Безопасность информации» и «информационная безопасность» тождественны по содержанию, но на самом деле это далеко не соответствует истине. В первом случае, объектом является информация, во втором безопасность как часть целого национальной безопасности. Рассмотрим понятие «безопасность информации». Оно является полиаспектным. Во-первых, безопасность информации по сути является состояние информации, информационных ресурсов и информационных и телекоммуникационных систем, при котором с необходимой вероятностью обеспечивается защита информации. Во-вторых, это состояние защищенности информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники или автоматизированной системы от внутренних и внешних угроз. Безопасность информации обеспечивается путем защиты информации от случайного, или умышленного доступа лиц, не имеющих на это права, ее получение, раскрытие, модификации или разрушения. Реализация требований и правил по защите информации, поддержки информационных систем в защищенном состоянии, эксплуатации специальных технических и программно-математических средств защиты и обеспечения организационных и инженерно-технических мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляется службами безопасности информации. Создание разветвленных информационных сетей, связанных с банковской системой обусловило необходимость защиты информации с помощью: дополнительных средств идентификации и аутентификации лица, введение системы (PIN-код, информации о клиенте на магнитной полосе в памяти микросхемы карточки, шифрование данных, контрольные числа и другие средства защиты карточек), средств криптозащиты информации в каналах связи и т.п. Эпоха «Информационной супермагистрали»: взрывоподобное развитие сети Internet и связанных с ней услуг обусловили необходимость создания принципиально новой системы безопасности информации. На сегодня сложились два подходы к обеспечению безопасности электронных систем: фрагментарный подход, при котором осуществляется противодействие строго определенным угрозам при определенных условиях (специализированные антивирусные средства, автономные средства шифрования и т.д.); комплексный подход, предусматривающий создание среды обработки информации, объединяет разнообразные (правовые, организационные, программно-технические) меры по противодействию угрозам. Комплексный подход, как правило, используется для защиты больших систем. Хотя часто и типичные программные средства содержат встроенные средства защиты информации, но этого мало [23, c. 67]. Для обеспечения безопасности информационных систем прямо или косвенно связанных с административным управлением используются следующие средства: физическая защита компьютерных систем; регламентация технологических процессов; регламентация работы с конфиденциальной информацией; регламентация процедур резервирования; регламентация внесения изменений; регламентация работы персонала и пользователей; меры контроля и наблюдения. Для систематизации защиты информации ее разделили на следующие категории: а) важная информация не заменима и необходимая для деятельности, процесс восстановления которой после уничтожения невозможен или же очень трудоемкий и связан с большими затратами, а ее ошибочное применение или подделка приводит к большим потерям; б) полезная информация необходима для деятельности, которая может быть восстановлена без больших потерь, причем ее модификация или уничтожение приводит к относительно небольшим потерям; в) конфиденциальная информация, доступ к которой для части персонала или посторонних лиц нежелателен, поскольку может привести к материальным и моральным потерям; в) открытая информация это информация, доступ к которой открыт для всех, определенные нормативные акты, которые определяют категорию информации и специальные государственные и негосударственные структуры, которые осуществляют надзор за безопасностью информации. Информационной безопасности принято считать неотъемлемую часть национальной безопасности. Что она представляет из себя? Более точное определение понятия «информационная безопасность» сформулировано так, при котором предупреждения нанесения вреда из-за неполноты, несвоевременности и неправдивости информации, которая используется; отрицательного информационного воздействия; негативные последствия применения информационных технологий; несанкционированное распространение, использование и нарушение целостности, конфиденциальности и доступности информации». Во втором документе информационная безопасность отождествляется с информационной безопасностью телекоммуникационных сетей. Иногда понятие «информационная безопасность» подменяется термином «национальная безопасность в информационной сфере». Основными аспектами информационной безопасности применительно к любой информационной системы является доступность, целостность и конфиденциальность. На основании анализа законодательной, нормативно-правовой базы и научных подходов к анализу информационной безопасности предлагается определить ее как защищенность установленных законодательно информационных процессов в государстве, обеспечивающих гарантированные Конституцией РФ условия развития человека, общества и государства, среды общества, обеспечивающее ее использования и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Сопоставления понятий безопасность информации и информационная безопасность позволяет дойти вывода, что второе понятие значительно глубже по своей сути и шире по содержанию. Информационную безопасность РФ можно рассматривать с позиций защиты не только интересов государства, а прежде всего личности и общества. Кроме этого информационную безопасность, по мнению В. Петрика, можно исследовать в контексте защиты информационных технологий, информационной инфраструктуры государства, информационного рынка и создания безопасных условий для существования и развития информационных процессов [12, с. 47]. Поскольку разговор идет о защите, логично будет выяснить от угроз следует защищать личность, общество и государство. Общепринято в научной среде под угрозами понимать действие или бездействие конкретных лиц, которые приводят к искажению, уничтожению распространению конфиденциальной информации, создание опасных условий для информационных процессов и информационных технологий. К угрозам информационной безопасности предлагается отнести следующие: проявления ограничения свободы слова и доступа граждан к информации; компьютерную преступность и компьютерный терроризм; разглашение информации, составляющей государственную и иную, предусмотренную законом, тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства или направленную на обеспечение потребностей и национальных интересов общества и государства; попытки манипулировать общественным сознанием, в частности, путем распространения недостоверной, неполной или предвзятой информации. Таким образом, информация является формой реального бытия. Она существует на биологическом, физиологическом, социальном, механическом, физическом, химическом уровнях. Социальной информацией называют потребление субъектом социальной деятельности документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей среде. Безопасность информации, по сути, является состояние информации, информационных ресурсов и информационных и телекоммуникационных систем, при котором с необходимой вероятностью государственными и негосударственными структурами обеспечивается защита информации от внутренних или внешних угроз. 1.2. Источники и угрозы информационной безопасности Под угрозой информационной безопасности следует понимать совокупность факторов и условий, которые создают опасность, нарушая информационную безопасность. Сам термин «угроза» предполагает наличие потенциально опасного событие которое может произойти, это может быть либо действие, либо воздействие, явление, процесс, что способны нанести увечье или ущерб интересам кого-либо. Признаки, по которым следует классифицировать угрозы информационной безопасности, мы можем систематизировать в таблице 1. Таблица 1 Классификация признаков угроз информационной безопасности [9, c. 71] Название признака Причина Объяснение Угроза доступности Действия, которые доступ к ресурсу делают невозможным Условия которые влекут за собой блокировку доступа к услуге По аспекту информационной безопасности Угроза конфиденциальности Информация становится доступной лицу, у которого в соответствии с возложенными на него полномочиями, такого доступа нет При получении доступа к информации имеющий ограниченный доступ Доступ к информации, которая сохранена в вычислительной системе ПК Утечка информации Человеческий фактор Случайное делегирование полномочий Сбой в системе Угрозы целостности информационного потока Если было осуществлено неправомерное изменение данных Модификация хранящейся информации в ИС Перепои в питании Факторы от умышленного действия до выхода из работы оборудования Рассматривая виды информации, которая имеет гриф ограниченного доступа, имеет следующая информация: государственная тайна и информация конфиденциальная. К последней, обычно относят: персональные данные, коммерческую тайну, а так же профессиональные виды тайн: адвокатская, врачебная, банковская, нотариальная, служебная, тайна страхования, судопроизводства и следствия, телефонных переговоров, переписки, тайна связи: почтовых, телеграфных и иных сообщений, сведения о полезной модели, промышленного образца (ноу-хау) до официальной публикации. Признаки можно классифицировать так же и в зависимости от расположения источника угрозы (смотри схему на рис. 1). Рис. 1. Схема расположения источников угроз В зависимости от размера ущерба, который может быть нанесен, источники классифицируют на общие, частные и локальные. Общие источники это источники, которые могут принести значительный ущерб и воздействуя на целый объект. Локальные, же в соответствии воздействуют непосредственно на отдельные части объекта. Частные же источники угроз могут причинить вред лишь отдельным свойствам элементов системы объекта безопасности. В соответствии со степенью оказываемого на объект безопасности воздействия источники угрозы разделяются на пассивные и активные. Под пассивными следует понимать источники при воздействии которых не изменяются содержание и структура информационной системы. Активные же источники наоборот, подвергают систему существенным изменениям. В соответствии с природой возникновения источники классифицируют на: естественные и искусственные. Естественные источники информационной безопасности оказывают на систему информационную физическое воздействие которое от воли человека не зависит. Естественную угрозу так же называют объективной, искусственную – субъективной. Искусственная связанная с воздействие человека на систему. Виды искусственных угроз: непреднамеренные и преднамеренные. Непреднамеренные угрозы, или как их еще принято называть угрозы случайные, это может быть ошибки ПО (программного обеспечения), сбои системы, ошибки допущенные персоналом, отказы коммуникационной и вычислительной техники. Угрозы преднамеренные или умышленные, это угрозы, которые заключаются в неправомерном доступе к информации, а так же к внедрению специального обеспечения программного с целью распространить в программное обеспечение вирусных программ. Умышленные угрозы – это и есть основная причина правонарушения. Источники угроз всегда являются и субъекты и проявления объективные. Субъект это всегда личность, а под объективными проявлениями следует понимать конкурирующие фирмы, административно-управленческие органы, коррупционеров и преступников. Цели которые в данном случае преследуют источники угроз: изучить охраняемую информацию, модифицировать эту информацию в соответствии с личными корыстными целями, и далее, с целью нанесения материального ущерба – уничтожить эту информацию. Источники угроз безопасности информационной целесообразно разделить на 3 группы: антропогенные источники (их еще называют источники угроз, которые обусловленные непосредственно действиями субъекта) – это субъекты, которые выполняют определенные действия, что способны привести к нарушению информационной безопасности, такие действия обычно квалифицируют как действия умышленные, а еще – как преступления случайные. В зависимости от этого, источники могут быть внешними и внутренними, в целом, такие источники легко можно спрогнозировать с целью своевременного принятия адекватных мер защиты от них; источники угрозы, такие, которые обусловлены исключительно техническими средствами (источники техногенные) – данные источники в целом менее прогнозируемые, подпадают под абсолютную зависимость от свойств техники, в связи с этим, они к себе требуют особого внимания. Эти источники, как и предыдущие, бывают внешними и внутренними; источники стихийные – эта группа источников угроз включает в себя обстоятельства, которые образуют непреодолимую силу(другими словами, это такие обстоятельства, которые предусмотреть не является возможным), характер таких обстоятельств – абсолютный и объективный, при этом распространяются на всех. Прогнозированию эти источники не поддаются, в связи с чем, меры против них должны приниматься на постоянной основе. В отношении к объекту, над, котором проводится защита, данные источники принято считать внешними, под такими объектами обычно понимают различные природные катаклизмы. 1.3. Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности у учащихся образовательных учреждений Суть понятия информационной безопасности в учебном образовательном учреждении является в целом понятием составным, что имеет в своем составе этические, технические и правовые аспекты. Учителя-предметники сегодня находятся на одном уровне с учителем, преподающим информатику. Можно констатировать, что информатика в наше время становится интегрированной в иные предметы и развивается в соответствии с методом учебных проектов. Информацию ученики черпают и из теоретических статей, которые находят в своем учебнике, и пользуются дополнительной информации, ее отыскивают в сети Internet. Так, в Российской Федерации все школы подключены к сети Internet это предоставило большие возможности получить широкий доступ к информации, расширить свои знания, как для педагога, так и для учащихся, получить доступ к различным электронным библиотекам, как российским, так и европейским, к различным медиахранилищам, галереям и виртуальным музеям, то есть ко всему тому, что позволит в дальнейшем полноценно существовать в информационном обществе. В сети Internet существует множество ресурсов образовательных, которые касаются к самым разным областям знаний, на таких порталах можно проконсультироваться со специалистами по любому вопросу [5, c. 20]. В учебном учреждении открываются новые компьютерные классы, с новейшими ПК. При этом существуют проблемы личности, которые связаны с информационной безопасностью, это связано с тем, что информация в Internet очень часто носит противоречивый, а также негативный и агрессивный характер, при этом совершая влияние на нравственные ориентиры молодых. Происходит процесс духовного опустошения человека, искажаются, деформируются нравственные критерии и нормы, формируются неадекватные социальные установки и стереотипы, личность приобретает абсолютно ложные и ориентации и ценности, которые оказывают прямое влияние на процессы, осуществляемые во всех сферах общества. А благодаря техническим возможностям, информация Internet распространяется очень быстро. Поэтому очень остро встает вопрос информационной безопасности, и именно от решения этой проблемы завит полноценное развитие, как общества, так и отдельного индивида. В сети Internet ребенок находящимся общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg