Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Внешний государственный долг: динамика и причины роста, основные кредиторы и взаимоотношения с ними

happy_woman 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
В настоящее время основными кредиторами России стали международные фи¬нансовые организации, которые при предоставлении креди¬тов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции, учитывается и кредитный рейтинг страны. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: -рассмотреть исторические аспекты формирования долга страны; -определить основные причины внешнего государственного долга и найти пути их устранения -проанализировать современное состояние внешнего долга России и динамику его развития за несколько лет; -определить перспективы погашения и уменьшения внешнего долга страны. В работе показаны сущность, современное состояние и значение внешнего государственного долга, динамика и причины роста, перспективы погашения долга, а также содержание и основы функционирования внешнего рынка долговых обязательств. Раскрыты задачи и актуальные вопросы управления государственным долгом.
Введение

Целью работы является изучение вопроса внешнего государственного долга и его аспектов. Среди важнейших условий, необходимых для существования государства, особое место занимают такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности, которые необходимо было удовлетворять. Это привело к увеличению государственных расходов. Со временем налоговых поступлений для их покрытия стало не хватать. В результате появились другие формы государственных доходов – неналоговые платежи. Но и неналоговых платежей и налогов для покрытия всех государственных расходов с течением времени и развития общества стало недостаточно, и государство было вынуждено прибегать к займам. Интерес к проблеме внешнего государственного долга обусловлен рядом причин, которые будут рассматриваться в данной курсовой работе. Государственные заимствования оказывают большое влияние на экономическое развитие страны. На сайте Министерства Финансов России дано краткое определение, которое звучит так, государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Обращаясь к истории, мы узнаем, что с развалом СССР выплата государственных займов встала под угрозу. РФ взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности, право получения долгов с должников СССР. Наша страна погасила последний долг бывшего СССР только в 2017 году, заплатив $125,2 млн Боснии и Герцеговине, а вот страны должники, отказываются платить, объясняя это тем, что они «брали» у СССР, а не у России. К сожалению, это не единственная проблема, так с переходом к рыночной экономике в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватного работе в условиях свободного рынка. Из этого можно сделать вывод, что тема курсовой работы актуальна и на сегодняшний день, так как вопрос внешнего государственного долга требует изучения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1. Внешний государственный долг, его особенности и формирование 6 1.1 Сущность государственного долга как экономической категории 6 1.2 Причины и последствия внешнего государственного долга 8 2.Анализ внешнего государственного долга России 12 2.1 Динамика государственного долга 12 2.2 Основные кредиторы и взаимоотношения с ними 15 3.Пути оптимизации государственного долга 22 3.1 Современные методы управления внешним государственным долгом 22 3.2 Перспективы сокращения внешнего государственного долга Р.Ф. 26 Заключение 31 Библиографический список 33
Список литературы

1. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-е изд., перераб.и доп. — М.: ООО Городец-издат., 2017. — 100 с. 2. Иностранные инвестиции в России: учеб. пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2018. — 113 с. 3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. – Макроэкономика// 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2017 , 448 с., 386-387 с. 4. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения,2019. ¬¬- 216 с. 5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы// M-2016 - 106 с. 6. Бродская Т.Г, Видяпин В.И. - Экономическая теория// Уч пос, 2017 -208 с. 7. Бункина М.К, Семенов А.М. и В.А.- Макроэкономика, М.: Издательство «Дело и Сервис»,2015 - 512с. 8. Галаева Е.В, Корсакова А.А. - Макроэкономика//МФПА 2017 - 267с. 9. Дюбин В. В. Бюджетная система РФ - Учебное пособие – Петрозаводск// 2018 – 118с. 10. Камаева. В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. Э40 заведений / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 592с. 11. Косов Н.С. - Основы макроэкономического анализа: учебное пособие /– Тамбов: Изд-во «ТГТУ» ун-та, 2018.– 140с. 12. Тарасевич Л.С., П.И. Гребенников, Макроэкономика//Москва «Высшее образование» 2017-655с. 13. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 400 с. 14. Шульги В.А., Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕНН354 — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2014. — 592 с. 15. Степашин С.В. Монография. Экономическая безопасность Российской Федерации. — Т.1. — М., 2019. — 78–79с. 16. Т.А. Фролова. Экономическая теория: конспект лекций.Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. 17. «Финансы» уч.пособие под ред.А.М.Ковалевой, 3-е издание, Моска «Финансы и статистика» 2016. - 139с. 18. «Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования» В.Н.Сумароков, Москва «Финансы и статистика» 2018.- 199с. 19. «Финансовая система РФ» А.З.Дадашев, Д.Г.Чернин, Москва «Инфра-М» 2017.- 312 с. 20. «Государственные и муниципальные финансы» А.М.Бабич, Л.Н.Павлова «ЮНИТИ» Москва 2018.- 142с. 21. Шенаев В. Проблемы внешнего долга России . Год планеты. 2017.- 122с. 22. «Финансы для вузов» уч-к для вузов под ред. Л.А.Дробозиной, «ЮНИТИ», Москва 2019.- 211с. 23. Чувахина Л. Г. Международный валютный фонд как инструмент политики// 2018.- 142с. 24. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// minfin.ru , свободный. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 25.04.2020) 25. Центральный банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/, свободный. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 21.04.2020) 26. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.vsemirnyjbank.org, свободный. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 27.04.2020) 27. РБК. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru, свободный. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.04.2020)
Отрывок из работы

1. Внешний государственный долг, его особенности и формирование 1.1 Сущность государственного долга как экономической категории Для такого чтобы изучить суть представленного вопроса, нужно в первую очередь рассмотреть главные определения данных понятий. Государственный долг в широком значении– это долговые обязательства страны, внебюджетных фондов и муниципальных образований перед русскими и зарубежными юридическими и физическими лицами, зарубежными странами и интернациональными организациями. В узком смысле – это обязанность не только лишь федеральных, но и региональных властей. Долговые обещания складываются в результате муниципальных займов. Важно понимать, что существует несколько подходов к пониманию сущности государственного долга [3]. Адам Смит рассматривал государственный долг как негативное явление из-за того, что частный капитал, идущий на обслуживание долга и образование, не в полном объеме выполняет свою главную функцию, которая заключается в увеличении национального богатства, и в результате он снижает валовое накопление капитала за счет эффекта фискального вытеснения [1]. Другой ученый, а именно Давид Рикардо считал, что рост внешнего государственного долга по своему эффекту равен росту налогов, т.е представляет собой также негативное явление. Развивая его взгляды, американский экономист Роберт Барро сформулировал теорему эквивалентности, названную в дальнейшем в честь его. Суть, которой заключается в том, что снижение налогов может обернуться дефицитом бюджета и ростом долга, за обслуживание которого придется расплачиваться ростом налогов в будущем. Хотя эта теорема остается до сих пор предметом дискуссий, однако есть немало примеров, подтверждающих ее [10]. Позже появилась немецкая историческая школа, в лице Адольфа Вагнера. Он на удивление положительно относился к росту государственного долга. Вагнер считал рост государственных расходов экономическим законом, а финансируемые за счет государственных займов чрезвычайные (т.е. ведущие к дефициту бюджета) государственные расходы – неизбежными во многих ситуациях. При этом он полагал, что и постоянные, и чрезвычайные государственные расходы полезны, потому что служат росту выпуска продукции. Такой положительный подход к росту государственного долга разделяет и более поздняя теория компенсирующегося бюджета. Последняя рассматривает развитые экономики как стагнирующие, имеющие склонность к избыточному сбережению, и поэтому государственные займы, особенно идущие на инвестиции, компенсируют разницу между сбережениями и инвестициями. С точки зрения этой теории, нормальный рост в развитой экономике возможен только на основе роста государственного долга, отражающего активное участие государства в инвестировании, которое без государства было бы недостаточным, хотя сбережения для него имеются [2]. Кейнсианская теория разработала совершенно иной подход к государственному долгу исходя прежде всего из идеи функциональных финансов. Согласно этому подходу размеры государственного долга лишь отражают состояние бюджета, сбалансированного на циклической основе. Однако критики такого подхода указывают, что сбалансировать бюджет в течение всего цикла технически сложно, так как трудно предугадать продолжительность и размах фаз цикла (например, находится ли экономика в состоянии подъема и ему не следует мешать уменьшением государственных расходов или экономика уже вошла в фазу бума, который необходимо охлаждать снижением госрасходов) [11]. В экономике рассматриваются понятия как внутренний долг и внешний, они имеют много общих признаков, но в тоже время их различия немаловажные. Внутренний долг– это обязательства, образующиеся в русской денежной единице, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией в рамках применения целевых зарубежных заимствований [5]. Далее я расскажу вам о внешнем государственном долге, так как тема моей курсовой работы затрагивает, как раз его. Внешний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Мы знаем, что одной из ведущих концепций становления и развития мировой экономики в последние годы был процесс глобализации, который каждый день прогрессирует. Глобализация мировой экономики - это шанс ускорить развитие экономических отношений. К сожалению, она несет в себе не только позитивное влияние. Интеграция может стать источником угрозы экономической безопасности страны. Последовательное «включение» России в современную мировую экономику предполагает необходимость учета влияния процессов глобализации мировой экономики на национальную. В мировой экономике четко выделяется группа стран-кредиторов, состоявшая из промышленно развитых стран, и группа стран-должников, не имевших возможности вырваться из долговой ямы [18]. В последние годы проблема внешнего долга стала глобальной. Постоянство обслуживания государственного внешнего долга является одним из ключевых факторов стабильности в стране. Бюджетный потенциал России, состояние ее валютных резервов и, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат и поведение всех сегментов внутреннего финансового рынка зависят от характера решения проблемы задолженности. Внешний долг включает обязательства, а именно суммарную задолженность, которая выплачивается в иностранной валюте страны государствам, организациям и отдельным лицам, у которых был взят этот долг. Эти кредиты, включая проценты, обычно должны выплачиваться в той валюте, в которой был выдан кредит. Чтобы заработать необходимую валюту, страна-заемщик может продавать и экспортировать товары в страну кредитора [13]. 1.2 Причины и последствия внешнего государственного долга Важно понимать, что внешний государственный долг подразделяется на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Причинами внешнего государственного долга на финансовом рынке, в частности являются, финансирование бюджетного дефицита; погашения ранее размещенных займов; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей; обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами; финансирование целевых государственных инвестиционных и социально-экономических программ; воздействие на конъектуру финансового рынка; поддержка социально значимых учреждений и организаций и т.д [16]. К источникам государственно долга относятся и трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, в военное время или периоды других социальных конфликтов происходит значительное увеличение государственных расходов. Имеется три варианта финансирования: выпуск денег, увеличение налогообложения и дефицитное финансирование. Рост налогообложения служит источником подрыва стимулов труда, эмиссия денег создает давление на инфляцию, в результате, основная часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению [3]. Еще одной причиной государственного заимствования являются циклические спады экономики. Давайте рассмотрим, как и из-за чего они происходят. Такая форма сбережений как наличные «на руках» представляет собой утечку средств из кругооборота дохода, что оказывает негативное влияние на рост национального дохода. В случае, если приток денежных средств в виде инвестиций в кругооборот дохода больше, чем утечка сбережений из него, то при прочих равных условиях национальный доход возрастает; и наоборот, при превышении утечки средств из кругооборота над вливанием происходит сокращение национального дохода. Если сбережения превышают инвестиции, то национальный доход сокращается, в случае сокращения национального дохода, уменьшаются и сбережения. Таким образом, в периоды, когда национальный доход уменьшается, или не может расти, налоговые поступления непроизвольно сокращаются и дают начало бюджетным дефицитам [18]. Одной из причин появления внешнего долга могут быть- политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита. Чаще всего это происходит, из-за усиление влияния политического бизнес-цикла, который связан с политикой увеличения гос. расходов и снижения налогов перед очередными выборами. Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства [20]. Рост государственного долга влечет за собой отрицательные экономические последствия: 1) увеличение неравенства среди населения страны из-за эмиссии облигаций и накопления дохода от них у более состоятельных граждан; 2) сокращение уровня национальных сбережений; 3) отток капитала из страны; 4) выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост; 5) снижение размеров инвестиций. Последствия государственного долга приводят к значительному уменьшению роста потребления населения страны, сокращению инвестиций. Государство всегда стремится искать источники и пути решения для погашения растущего внешнего государственного долга и связанных с ним процентов, что приводит к необходимости увеличения налогов, а это в свою очередь негативно сказывается на хозяйственной активности, происходит сокращение спроса, сбережений [8]. К одним из явных последствий государственного заимствования, точнее его выплаты, можно отнести отвлечение денежных ресурсов, которое, в результате, ограничивает возможности частного предпринимательства, развития малого бизнеса и роста экономики [1]. Зачастую, происходит перераспределение доходов в пользу владельцев государственных ценных бумаг [14]. В итоге, случается подрыв финансово-кредитной системы, что собственно чревато негативными результатами для экономики в целом. Одним из серьезных последствий также является интеграфия понятия внутреннего и внешнего долга. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг. С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось [25]. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами [19]. Парадокс современной мировой экономики заключается в том, что независимо от того, с каким знаком сходятся доходы и расходы страны, у нее так или иначе будет государственный долг. Таким образом, проблема долга в настоящее время в той или иной степени существует практически во всех странах, так как причин, способствующих его существованию множество[3]. 2.Анализ внешнего государственного долга России 2.1 Динамика государственного долга Общая сумма внешнего государственного долга всех стран мира составляет более 70 600 000 млн долларов США. По рисунку 1, видно в каком положении находится Россия [27]. Рисунок 1- Карта стран по размеру внешнего долга [27] Основными факторами, оказывающими влияние на состояние государственного внешнего долга России являются общие макроэкономические основы.На динамику внешнего долга воздействует иностранная валюта, а точнее ее приток — экспорт товаров и услуг, чистые трансферты и чистый доход, и ее расходы (отток) — импорт товаров и услуг. Кроме того, вносит свой вклад в рост задолженности и изменение объемов производимого ВВП, снижение цен на нефть, высокие темпы инфляции, опережающие темпы роста цен по сравнению с динамикой изменения курса рубля по отношению к доллару США, а также, как следствие всего этого, глубокий бюджетный кризис, глобальная реструктуризация внешнего долга и слабость государственного контроля за собственностью и целевым использованием внешних заимствований [7]. Прочие факторы (остаточная величина), сказывающиеся на динамике остатков внешнего долга, включают облегчение бремени задолженности (исключительное финансирование), расходование валютных резервов. Динамика остатков внешнего долга определяется следующими компонентами: дефицит счета текущих операций без учета процентов, чистые прямые иностранные инвестиции, эндогенная динамика долга и остаточная величина. Совместное влияние первых трех компонентов называется «выявленные чистые потоки, ведущие к образованию долга» [19]. Давайте проведем анализ внешнего государственного долга за последние 5 лет. В 2015 году кризис российской экономики развернулся в полную силу, даже дойдя до простых россиян в виде сокращения реальных зарплат и пенсий, роста цен в магазинах. Причиной такого состояния стала непредсказуемая динамика американской валюты, которая в мае стоила 50 рублей за единицу, а уже осенью доллар продолжил крепнуть и к концу декабря достиг отметки-71,32 рубля. Так же следует заметить, что процентная ставка по обслуживанию долговых обязательств (внешний государственный долг) во многом зависит от кредитного рейтинга страны, который устанавливается международными рейтинговыми агентствами: Standard & Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s. А значит, можно говорить о возможности политизации данного экономического процесса. Неблагоприятные политические изменения (события в Крыму и на Украине) оказали влияние на кредитный рейтинг России: в 2015 г. он достиг уровня BB+. Это несомненно повлияло на рост государственного долга [26]. В истории «экономических потрясений» 2016 год прошел незаметно, если сравнивать его с 2014 и 2015 гг. Произошла активизация внутреннего производства и инвестиций на базе благоприятных условий, сложившихся для отечественных производителей после падения российской валюты. Реализация жесткой политики, привела к рекордному уменьшению инфляции. Внешний государственный долг стал снижаться [19]. В конце 2017 года соотношение общего внешнего долга к ВВП достигло 42%, что стало антирекордом с 2004 года. Годом ранее внешний долг составлял 39% ВВП, а в 2014 году данный показатель не превышал 29%. Долг на душу населения превышал отметку 3500 долл., подчеркивают в Центробанке. Многие экономисты считают, что уровень обеспеченности внешнего долга зависит от стоимости «черного золота». Произошел рост нефтяных котировок до 55-60 долл./барр., это обеспечило дополнительные валютные поступления, что позволило компенсировать увеличение задолженности. В результате, произошел незначительный рост внешнего государственного долга [23]. В свою очередь в 2018 году произошло немало событий, наложивших свой отпечаток на динамику внешнего государственного долга. Были разного рода рекорды и антирекорды. Рост ВВП в 2018 году составил 2%, говорится в обзоре Минэкономразвития. Надежды на смягчение санкций после избрания Дональда Трампа президентом США не оправдались, более того, на протяжении всего 2018 года Вашингтон последовательно ужесточал ограничительные меры в отношении РФ и вводил новые. Несмотря на эти событие, правительству удалось сохранить стабильное состояние государственной задолженности, и даже к концу года снизить его [20]. В 2019 году внешний долг России подрос на 5,9 процента. Произошло падение цен на нефть. Средняя цена нефти марки Urals за 2019 г. составила $63,59 за баррель, что на 9,17% меньше, чем годом ранее. Об этом говорится в сообщении Минфина РФ [24]. Основные параметры, характеризующие величину и динамику государственного внешнего долга России отражены на рисунке 1 [24]. Рисунок 2 – Государственный внешний долг Российской Федерации (2015-2019 гг.) млрд.руб [24] На сегодняшний день для экономики наступил трудный период. Последствия пандемии коронавируса будут весьма серьезными. Экономисты уже предсказывают, что нас ждет очередной финансовый кризис, который может оказаться серьезнее кризиса 2008г.. Кроме того, произошло рекордное падение цен на нефть и спроса на нее. В таких условиях обеспеченность внешнего долга значительно ухудшится. 2.2 Основные кредиторы и взаимоотношения с ними Реалии последних лет не дают надежды на политическую и экономическую стабильность, как внутри государства, так и в соседних странах, с которыми Россия имеет значительные экономические и политические отношения. Ухудшение внешнеэкономических условий, связанное с введением санкций, на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики [11]. У российского внешнего долга богатая история — первый займ взяла еще Екатерина II у голландцев. Впоследствии цари охотно занимали у заграницы — и у США, и у Японии, и у европейский стран. На рисунке 2 отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась[24].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 35 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg