Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физические упражнения как средство профилактики отдельных заболеваний у детей

happy_woman 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Профилактика – это система мер (коллективных или индивидуальных, направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Общепринято, в зависимости от общецелевых задач, различать первичную и вторичную профилактику. Контингентом для первичной профилактики являются здоровые люди, а для вторичной – больные. Первичная профилактика направлена на предупреждение заболеваний, т. е. на сохранение здоровья. Она складывается из мероприятий оздоровительного характера, санитарно – просветительской работы, раннего выявления стадий болезни, выявления и диспансеризации лиц, имеющих факторы риска угрозы развития болезней. Вторичная профилактика, в отличии от первичной предусматривает проведение мероприятий, направленных на предупреждение обострений и осложнений уже сформировавшихся хронических заболеваний. Несмотря на различие первоначальных целей, первичная и вторичная профилактика могут рассматриваться как две стадии единого профилактического процесса, призванного обеспечить высокий уровень общественного и индивидуального здоровья, а также выполнение основной экономической функции здравоохранения – сохранение и приумножение трудовых ресурсов общества на основе предупреждения заболеваемости и инвалидности. Эта стадийность достаточно четко выражено в целях и направленности каждой из упомянутой форм профилактической деятельности в отношении сохранения трудовых ресурсов: меры первичной профилактики предназначены для предупреждения заболеваемости, вторичная профилактика направлена против инвалидности, развития тяжелых форм заболевания, при которых трудоспособность либо утрачивается, либо существенно ограничивается. Система первичных профилактических мероприятий наиболее эффективна в медицинском, социальном и экономическом отношении. [10] Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Предмет исследования: особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Цель исследования: изучение особенностей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Задачи исследования: 1. Выяснить психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 2. Изучить формирование двигательных функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 3. Изучить характеристику заболеваний. 4. Выявить способы коррекции при нарушениях опорно-двигательного аппарата. 5. Дать практические рекомендации по коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Введение

влияя на характер детской и подростковой инвалидности. Нарушения функций стопы и осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков с ортопедическими патологиями продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила первое десятилетие 21 века периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы. Болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают одно из первых мест среди заболеваний, особенно у подростков 15- 18 лет. Стопа, как ведущий компонент рессорной системы организма при ее патологическом формировании и в сочетании с другими вредными факторами, отрицательно влияет на позвоночник, приводит к нарушениям осанки, сколиозу, утомляемости и болям в ногах, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению течения сопутствующих ортопедических заболеваний, развитию соматической патологии. Сочетанные нарушения рессорной системы организма снижают показатели годности к военной службе. Рост числа допризывников, направленных на дополнительное обследование, указывает на недостаточную эффективность лечебно- оздоровительных мероприятий в детских лечебно- профилактических учреждениях, отсутствие должной профилактики и ранней диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Профилактика мероприятия с первых месяцев жизни ребенка до завершения подросткового возраста является основой в борьбе с распространением этого недуга и предупреждений обусловленной им тяжести инвалидности. Значение санитарно- гигиенических требований к статической нагрузке, детской мебели, условиям обучения ребенка является залогом успешной профилактики нарушений осанки, плоскостопия, сколиоза. Использование средств физической культуры и массажа в лечебных целях имеет давнюю историю. На протяжении многих веков осуществлялась комплексная терапия заболеваний с помощью физических упражнений, массажа, лечебного питания, закаливания, бани, гидропроцедур, дозированной ходьбы и др. Несмотря на то, что наука еще не обладала точными данными о неблагоприятном влиянии гиподинамии, врачи того времени рекомендовали активизацию двигательного режима при тех или иных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья. Лечебная физическая культура (ЛФК) является составной частью двигательного режима больного. Лечебная гимнастика (ЛГ), дозированная ходьба ускоряют процессы регенерации тканей, нормализуют дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, психоэмоциональное состояние больного и т.д. Важным в применении средств физической культуры с лечебной и профилактической целями является разработка показаний и противопоказаний их применения. Наиболее эффективно раннее использование массажа в сочетании с оксигенотерапией и ЛГ, учитывая функциональное состояние, пол и возраст больного. В результате повреждений и заболеваний нередко развиваются различные функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность и приводящие их к инвалидности. У спортсменов травмы и заболевания нередко ведут к прекращению занятий спортом и инвалидизации. Своевременное применение средств реабилитации (восстановления) способствует ликвидации возникших негативных явлений (последствий) травмы (заболевания). В отдельных разделах учебника представлены частные методики ЛГ в сочетании с массажем, физио - и гидропроцедурами, трудотерапией, баней, гидрокинезотерапией и др., и дано их научное обоснование. Одним из важнейших направлений в медицине, начиная с времен Гиппократа является профилактика заболеваний. В переводе с греческого профилактика означает предупреждение тех или иных заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни человека. В последние годы профилактика приобретает огромное значение и особое звучание в связи с тем, что лечение болезни – это дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь. [5]
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3 Глава 1. Теоретические основы профилактики отдельных заболеваний у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений 1. 1. Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста………………………………………………………….…6 1. 2. Физические упражнения как средства профилактики нарушений ОДА……………………………………………………………………….………16 1. 3. Подходы к профилактике нарушений ОДА………………………….……20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……………………………29
Список литературы

1. «Группы здоровья», 2-ое издание, Рубцов А. Т., Москва: «Физкультура и спорт», 1984 год. 2. «Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В. И., Москва: «Медицина», 1993 год. 3. «Физическое воспитание», учебник, редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., Москва: «Высшая школа», 1983 год. 4. Азизова Ф.Л. Заболеваемость детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2011. – Т. 9. – № 1. - с. 145-151. 5. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1988 6. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература). 7. Амосов Н.М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. 8. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология, –М.: Медицина, 1975. 9. Девятова М.В., Карлова В.С., Панова Г.И. Избранные лекции высшего профессионального образования. – М., 2013. – 412 с. 10. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов». М.: ВЛАДОС, 1998-608с. 11. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура». – М.: Владос, 2001. 12. Епифанов В.А. «Лечебная физическая культура». - Москва, 1987. – 528с. 13. Журнал «Здоровье» № 6 1986 г. 14. Журнал «Здоровье» № 8 1986 г. 15. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с. 16. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И., Горожова Т.Ю., Шитова Р.Я. «Методика физического воспитания учащихся 1 – 4 классов». Москва: «Просвещение», 2001. 17. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. – М.: здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 111 с. 18. Матвеев А.П., Мельников С.Б., «Методика физического воспитания с основами теории». Москва «Просвещение», 1991. 19. Попов С.Н., Гарасева Т.С., Гершбург М.И., Мустафович В.Н. по ЛФК: курс лекций. – СПб.: Нац. гос. ун-т физ. Культуры и спорта 20. Толкачев Б.С. «Физкультура против недуга».-М.: Физкульт. И спорт, 1980. - 104 с. 21. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей ред. Проф. С.Н. Попова. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608 с. 22. Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. // Методические рекомендации. – Минск, 2005. 23. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1994. 24. Физкультура и спорт, 1996. – № 2. 25. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 2004. 26. Холодов «Теория и методика физического воспитания». 27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». Москва: «Академия», 2000 г. 28. Цузмер А.И., Петришина О.Л. Биология человек и его здоровье – изд. Просвещением – М.; 1990 29. Черная Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей. Учебное пособие/Н.Л. Черная и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с. (Серия «Медицина для вас») 30. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с. 31. Энциклопедия здоровья. / Под ред. В. И. Белова. – М.: 1993.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы профилактики отдельных заболеваний у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений 1.1 Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста По современным данным, дети с врожденными или приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют большую группу. В эту группу входят нарушения, у которых возникли вследствие перенесенных заболеваний или патологических изменений в организме: 1. Детский церебральный паралич; 2. Следствия нейроинфекций; 3. Полиомиелит; 4. Врожденная деформация и недоразвитие конечностей; 5. Врожденный вывих бедра; 6. Косолапость; 7. Аномалии развития позвоночника; 8. Кривошея; 9. Артрогрипоз; 10. Повреждения спинного и головного мозга вследствие травм; 11. Артриты и полиартриты; 12. Туберкулез суставов и костей; 13. Новообразования костей; 14. Рахит и др. Среди группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата наибольшее внимание уделяется детям с церебральным параличом, поскольку данная патология сопровождается рядом других нарушений: психических, слуховых и речевых. Дети с церебральным параличом требуют медико-психологического комплексного лечения, в которое будут включены методики социальной адаптации, работа с психологами, педагогами, логопедами, реабилитологами. [4] Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут значительно медленнее развиваться по сравнению со своими сверстниками. Они позже начнут держать голову, переворачиваться на живот и с боку на бок, сидеть, стоять и ходить. В особенно тяжелых случаях они не могут ходить, осознанно контролировать движения своего тела, обслуживать себя самостоятельно. При средней степени нарушений опорно-двигательного аппарата ребенок овладевает навыками ходьбы, но делает это неуверенно и не может самостоятельно передвигаться по городу или пользоваться общественным транспортом. Навыки самообслуживания развиты, но не на достаточном уровне. При наличии легкой степени нарушений двигательного аппарата, ребенок ходит уверенно и может ездить в городском транспорте самостоятельно. Он может себя обслуживать. Заболевание проявляется нарушением походки, резкими непроизвольными движениями, снижением мышечной силы. Для социальной адаптации детей с легкой и средней степенью тяжести нарушений первостепенно внимание уделяют развитию навыков самообслуживания и самостоятельного передвижения. Важным умением для ребенка с нарушением опорно-двигательной активности является способность самостоятельно удовлетворять физиологические потребности, выполнять правила личной гигиены (мыться, подстригать ногти, чистить зубы) и делать ежедневную бытовую работу (одеваться, пользоваться застежками, мыть, разогревать еду, посуду). Ребенка постепенно обучают самостоятельно кушать и пользоваться бытовыми приборами. Со временем при положительных успехах он учится готовить еду и выполнять бытовые потребности (покупать продукты, одежду, оплачивать счета, делать уборку). Для получения положительного эффекта развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно происходить с раннего возраста. Он должен учиться самостоятельно передвигаться и сохранять равновесие тела. Для приобретения подобных навыков ему понадобится больше времени и сил, чем сверстникам. К этим трудностям нужно быть готовым родителям, в основном морально. Развитие ребенка начинается дома, поэтому его первыми учителями будут родители. Для обучения ходьбе сначала используют ровную опорную поверхность, потом на нее можно добавить препятствие (поставить игрушку или стул), которое необходимо преодолеть, позже заменить ровную поверхность наклонной. Постепенно ребенок будет учиться ходить по лестнице. Задания будут усложняться по мере развития ребенка: ходить на улице без поддержки, заходить и выходить из общественного транспорта, играть в активные игры. Кроме физиологических отклонений, у детей с серьезными патологиями опорно-двигательного аппарата возникают нарушения психического развития. Степень психического отклонения будет зависеть от периода жизни, локализации и выраженности поражения мозга. Психическое нарушение может прогрессировать со временем. Внутриутробные поражения головного мозга могут выражаться грубым недоразвитием интеллекта, а травмирование во время родов иметь неоднозначный характер. Психические отклонения у детей представлены разнообразно: • Нарушения могут отсутствовать вовсе или быть незначительными (при этом дети могут учиться и получать высшее образование); • Существенная задержка психического развития; • Олигофрения. Практически у всех детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения развития речи. Это связано с повреждением структур головного мозга и задержкой развития отделов, которые отвечают за речь и психическую деятельность. Отклонения психики и в развитии речи приводят к ограниченному доступу к знаниям об окружающем мире, сводят к минимуму практическую деятельность. При этом нарушается контакт с социумом. Поэтому для адаптации к повседневной жизни, обучения и воспитания используют многосторонний поход, который включает в себя работу с невропатологом, психологом, социальным педагогом и поддержку семьи. [4] К нарушениям ОДА относятся: 1) Врожденные дефекты. 2) Приобретенные дефекты. К врожденным дефектам ОДА, встречающимся у детей раннего возраста и дошкольного возраста относятся: врожденная косолапость, врожденный вывих бедра, врожденная мышечная кривошея и другие. Врожденный вывих бедра - это самый частный из врожденных дефектов ОДА. Когда говорят о частоте этой патологии, то имеют в виду не только сформированный вывих бедренной кости, которая редко наблюдается в первые дни жизни, а так называемую дисплазию (неправильное расположение головки бедренной кости), на фоне которого впоследствии может формироваться вывих. У детей раннего возраста встречается двух и односторонний вывих, причем у девочек чаще, чем у мальчиков. От своевременного диагностирования болезни и начала лечения зависит исходя. Диагноз дисплазии тазобедренного сустава является следующее: ограничение отведения в тазобедренных суставах, симптом соскальзывания или щелчка, ассиметрия складок на бедре и ягодичных окладов сзади, определяемое на глаз укорочения нижней конечности. Перечисленные симптомы могут наблюдаться либо одновременно все, либо лишь часть, в последнем случае заподозрить врожденную дисплазию тазобедренного сустава и сделать рентгенографию. Если у грудного ребенка диагноз дисплазии не установлен, то он начинает стоять и ходить, диагностика врожденного вывиха бедра не представляет трудностей. У детей после года одним из характерных симптомов является позднее начало ходьбы: первые шаги 14-15 месяцев, а также типичная походка – отличается неустойчивость, хромота – при одностороннем вывихе, утиная, переваливающая – при двустороннем вывихе. Лечение дисплазии тазобедренных суставов необходимо начинать сразу же после установления диагноза, срока которого зависит и способ лечения. Лечение может быть консервативным и оперативным, причем если диагноз установлен на первом году жизни, всегда применяется консервативное лечение. Кривошея – деформация шеи, характеризующаяся неправильным положением головы (наклоном вбок и поворотом ее). Возникает кривошея вследствие патологических изменений в мягких тканях, главным образом в грудино-ключично-сосковой мышце. Чаще указанная деформация бывает правосторонней и встречается у девочек. Бывает и двусторонняя кривошея. Врожденную кривошею можно диагностировать на 2-3-й неделе жизни ребенка. На пораженной стороне в результате изменений грудино-ключично-сосковой мышцы появляются припухлость плотной консистенции (тяж), неспаянная с подлежащими мягкими тканями. Одновременно с появлением плотного тяжа возникает наклон головы в сторону измененной мышцы, но повернута голова в противоположную сторону. Этим объясняется одно и то же положение головы у такого ребенка – поворот в сторону. Лечение мышечной кривошеи следует начинать сразу же, как только установлен диагноз. Оно заключается в основном в корригирующихся гимнастических упражнениях, проводимых 3- 4 раза в день по 5- 10 минут. При этом голову ребенка, лежащего на спине, обхватывают обеими руками и придают ей по возможности правильное положение то есть наклоняет в сторону, противоположную пораженной мышце и поворачивают в здоровую. Одновременно проходят массаж здоровой грудино-ключично-сосковой мышце и разминание пострадавшей, а также курс физиотерапевтических процедур (УВЧ). Кровать новорожденного надо поставить так, чтобы ребенок, следя за происходящим в комнате, мог поворачивать головку в сторону измененной мышцы, невольно придавая ей правильное положение. При не резко выраженной форме мышечной кривошеи своевременное и систематически консервативное лечение приводит к полному излечению на первом году жизни. При более тяжелой степени деформации лечение продолжается до 3 лет. В случае безуспешного консервативного лечения показано оперативное вмешательство детям до 3 лет. Врожденная косолапость - это деформация стопы, характеризующаяся ее отклонением внутрь от продольной оси голени. Врожденная косолапость может быть одним из признаков как системных заболеваний и дисплазии скелета- артрогрипоза, дизостоза, остеохондродисплазии, так и пороков развития, например продольной эктромелии. Она бывает одно- и двусторонней. Врожденная косолапость как самостоятельное заболевание относится к часто встречающимся деформациям. Обычно она выявляется при рождении и в дальнейшем прогрессирует. Обнаруживается врожденная контрактура суставов стопы, проявляющаяся подошвенным сгибанием в голеностопном суставе (эквинусом), опущением наружного края стопы (супинацией) приведением переднего его отдела (аддукцией). При резко выраженной косолапости стопа повернута внутрь, наружный ее край обращен книзу и краю, а внутренний вогнутый край - кверху. Тыльная поверхность стопы обращена вперед и вниз, а подошвенная – назад и вверх. Супинации стопы бывают столь значительной, что пятка может касаться внутренней поверхности голени. Кроме этих симптомов при врожденной косолапости часто наблюдается скручивание костей голени кнаружи (торсия), поперечный перегиб подошвы (инфлексия), что сопровождается образованием идущей по внутреннему краю среднего отдела стопы поперечной борозды (борозды Адамса) и варусной деформацией пальцев стопы. В зависимости от фиксированности контрактур суставов стопы выделяют: легкую степень косолапости (движения в голеностопном суставе сохранены, и деформацию можно пассивно исправить), косолапость средней тяжести (движения ограничены, удается частичная коррекция) и тяжелую косолапость (пассивная коррекция невозможна). Независимо от степени деформации нарушаются форма и функция не только стопы, но и всей нижней конечности. Отмечается задержка оссификации костей стопы. Диагноз обычно не вызывает затруднений. Для его уточнения производят рентгенографию стоп и голеней в нескольких проекциях. Лечение врожденной косолапости осуществляет ортопед в амбулаторных условиях. В некоторых случаях, при тяжелых деформациях, детей госпитализируют в ортопедические стационары или санатории. Основным в устранении врожденной косолапости является комплекс консервативных мероприятий, включающий исправление деформаций, так и от своевременности, правильности и рациональной этапности проведения лечебных мероприятий. Наиболее эффективна методика раннего функционального лечения, которая включает направленное (активно- пассивное) воздействие на определенные мышечные группы для коррекции деформации в гипсовой повязке. Лечение начинают с первых дней жизни ребенка. Редрессации производят осторожно. Стопу фиксируют в положении достигнутой коррекции с помощью этапных гипсовых повязок со специальной клиновидной прокладкой. Для предупреждения рецидивов деформации назначают ортопедическую обувь, лечебную гимнастику, массаж. В первый год после окончания лечения ребенка осматривают каждые 2- 3 месяца, затем не реже 1 раза в год по окончанию роста (до 18- 23 года). При неэффективности консервативного лечения врожденной косолапости или ее поздней диагностике проводят оперативные вмешательства на сухожильно-связочном аппарате (в раннем детском возрасте). В старшем возрасте необходимы вмешательства на костях и суставах стопы. Для устранения врожденной косолапости успешно применяют дистракционно - компрессионные аппараты (Волкова- Оганесяна, Илизарова). При своевременно начатом лечении прогноз для функции нижней конечности обычно благоприятный. К приобретенным дефектам относятся: 1. Приобретенная косолапость 2. Нарушения осанки 3. Плоскостопие Приобретенная косолапость - встречается значительно реже, чем врожденная. Она возникает при заболеваниях нервной системы, например, вялых или спастических параличах в результате перенесенной нейроинфекции, неправильно сросшихся переломах костей, образующих голенотопный сустав, нарушениях роста конечностей голени и стопы в результате преждевременного закрытия зон роста после эпифизеолизов, ожогах, острых и хронических специфических (например, туберкулез) и неспецифические (остеомиелит) воспалительных процессах, некоторых опухолях. Лечение зависит от причины возникновения приобретенной косолапости и течения основного заболевания. В остром периоде оно направлено на предупреждение фиксации порочного положения стопы с помощью специальных укладок, лечебной гимнастики. При фиксированных формах приобретенной косолапости (например, после травмы) в большинстве случаев проводят оперативные вмешательства (резекции костей стопы, артродез). При нефиксированной приобретенной косолапости используют ортопедическую обувь. Прогноз для восстановления функций нижней конечности не всегда благоприятный. [8] Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся ее уплощением. Различают продольное и поперечное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головку всех пяти плюсневых костей, а не на первый и пятый, как это бывает в норме. При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. Причина плоскостопия – слабость мышечно-связочного аппарата стопы, ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности. Иногда плоскостопие возникает как профзаболевание у лиц, работа которых связана с длительным пребыванием на ногах (парикмахеры, продавцы). Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени, бедра, пояснице. К вечеру может появляться отек стопы, исчезающий за ночь. При выраженном плоскостопии стопа удлиняется и расширяется в средней части. Страдающие плоскостопием ходят, широко расставив ноги, слегка сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками. У них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв и каблуков обуви. В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви. Лицам, работа которых связана с длительным пребыванием на ногах, рекомендуется во время работы ноги ставить параллельно, отдыхать несколько раз в день по 5- 10 минут, опираясь на наружный край стопы. Для профилактики плоскостопия у детей необходимо следить за их осанкой, обращая внимание на то, чтобы дети всегда держали корпус и голову прямо, не разводили широко носки ног при ходьбе. Укреплению мышечно-связочного аппарата ног способствуют ежедневная гимнастика и занятия спортом. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, в сосновом лесу. Это вызывает защитный рефлекс, препятствующий появлению или прогрессированию плоскостопия. При признаках плоскостопия следует обратиться к врачу. Лечение проводится ортопедом. Основу его составляет специальная гимнастика, которую больной проводит в домашних условиях ежедневно. Рекомендуются также ежедневные теплые ванны до колен, массаж мышц стопы и голени. В ряде случаев применяют специальные стельки – супинаторы, которые приподнимают продольный свод стопы. Эффективность лечения плоскостопия во многом зависит от стадии его развития. Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека. При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные мышцы хорошо развиты, походка красивая. При нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникать стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит. Видами неправильной осанки является сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника. При сутулости, которая обусловлена слабым развитием мышц спины, грудной отдел позвоночника равномерно выступает кзади (круглая спина), голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. Вялая осанка проявляется такими признаками, как опущение головы, уплощение грудной клетки, отставание от спины лопаток, сведение плеч, согнутые в коленях ноги. К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания и в первую очередь такие, как рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, а также неправильная организация режима, неполноценное питание, неправильная подобранная мебель в доме, парта в школе, неправильное ношение книг. Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправлять ее. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у всех детей. Важное значение при этом имеет своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с физическим развитием. Необходимо внушать ребенку, что бы он сам контролировал свою осанку. Не следует допускать, что бы дети спали в мягкой постели и постоянно на одном и том же боку. Не рекомендуется в первые месяцы жизни подкладывать ребенку под голову подушку. До трехмесячного возраста ребенка нельзя держать в вертикальном положении, до 6 месяцев – сажать, до 9 – 10 месяцев – надолго ставить на ножки. Во время обучения ходьбе нужно использовать специальные приспособления – вожжи. Когда ребенок научится ходить, с ним не следует совершать длительные прогулки. Необходимо следить за тем, чтобы дети подолгу не сидели на корточках, надо избегать длительного сидения детей за столом, на коленях у взрослых. Во время занятий и приема пищи следует обращать внимание на посадку ребенка. Он может быть правильной только в том случае, если мебель соответствует росту и пропорциям тела. Для предупреждения развития неправильной осанки обязательно нужно проводить профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию нижних конечностей, что сопровождается изменением кости скелета таза и позвоночника. Режим ребенка должен быть построен таким образом, чтобы рационально сочетались подвижные и малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению мышечного аппарата ребенка. В возрасте 1,5 – 2 месяца рекомендуется начинать массаж. Упражнение со сгибанием и разгибанием конечностей надо начинать в возрасте 3 -4 месяца, когда физиологическое напряжение мышц – сгибателей и мышц – разгибателей рук становится одинаковым. [24] С детьми 3 лет и старше проводят гимнастические упражнения. Подвижные игры, утреннюю гимнастику, совершают прогулки. Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми за столом необходимо обращать внимание на освещенность комнаты. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повышают его жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Огромное значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка. Отсюда следует, что нарушения ОДА надо исправлять с раннего детства, и в дальнейшем корректировать их. Нарушения ОДА является серьезным заболеванием, и требуют большого внимания, так как эти заболевания, на сегодняшний день, встречаются очень часто у детей младшего школьного возраста. 1.2 Физические упражнения как средства профилактики нарушений ОДА Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения: «исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу. исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе. исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах. исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх). исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем. исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо. исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо. исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо. исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками. исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.» Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.). Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения. Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др. Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие. [1] Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки: Исходное положение (далее – и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены. [30] 1. И. п. – стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку. 2. И. п. – стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку. 3. И. п. – стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку. 4. И. п. – стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п. 5. Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки. 6.И. п. – стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое по­ложение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п. 7.И. п. – сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правиль­ную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене. 8.И. п. – сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя. 9.И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. 10. И. п. – лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п. 11.. И. п. – лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа. 12. И. п. – стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки. Для детей с плоскостопием:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 32 страницы
384 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg