Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

happy_woman 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра содержит 57 страниц, 29 использованных источников, 2 приложения. Данная бакалаврская работа посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Бакалаврская работа включает обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования, описание результатов экспериментального исследования, анализ полученных данных. В работе предложено содержание коррекционной работы, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Объект исследования – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития Цель исследования – разработка серии коррекционных занятий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. В процессе работы использовались методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. В результате исследования обобщен научный опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, предложено содержание коррекционной работы по данному направлению. Степень внедрения – частичная. Область применения – использование в практике работы педагога-психолога, учителя в образовательной организации. Эффективность – повышение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Введение

Самое главное для любого ребенка – это, конечно, развитие личности, усердия, небезразличного отношения к собственному процессу деятельности, обязательства и значения признания. Именно этим и занимается начальная школа для всех учеников, она является основополагающей ступенью в развитии человека. Главная компетентность в начальной школе – способность учиться, иначе говоря, они хорошо обучены совершать опции, трудиться по указаниям, аргументировать и координировать собственные деяния, по мере потребности вносить поправки в них. Все это обеспечивает развитие комплекса универсальных учебных действий. Благодаря осознанному и интенсивному присвоению детьми общественного навыка, осуществляется ключевая функция развития универсальных учебных действий. Такого рода авторами, как А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов была создана теория формирования универсальных учебных действий на базе активной и разносторонней познавательной работы. Главная проблема, которую поднимают данные авторы, считается значимость самого обучающегося во время преподавания. Иными словами они рассматривают интенсивное желание к познаниям, если знания строятся лично учениками в течение занятия, но, ни как не переходят в готовом варианте, как основная задача развивающей практики. Становление универсальных учебных действий в младшей школе также имеют колоссальную значимость в достижение метапредметных результатов таких, как перспективные, коммуникативные и когнитивные. Особую роль для школьников играют познавательные метапредметные учебные воздействия, так как от их развития будет зависеть дальнейшая эффективность в целом создания личности человека. Они готовят каждого учащегося к заключению проблем, учебных заданий, содержат закономерные воздействия, операции постановки и урегулирования проблемных вопросов, а кроме того общеобразовательные мероприятия. Однако в литературе по психологии проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития недостаточно подробно освещен, что делает наше исследование своевременным и актуальным. Объект исследования – формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Предметом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования – разработка серии коррекционных занятий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Задачи исследования. 1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. 3. Разработать и апробировать серию коррекционных занятий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание коррекционной работы, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, может быть использовано в работе психологов и педагогов, работающих с младшими школьниками с задержкой психического развития. ?
Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………………………. 6 1.1 Характеристика универсальных учебных действий младших школьников………………………………………………………………… 6 1.2 Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших?школьников?в?норме……………………….…………………… 11 1.3 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………….………… 17 2 Практико-ориентированные основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………. 23 2.1 Методика и анализ результатов исследования уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического?развития…………..... 23 2.2 Организация и содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического?развития……………………….. 37 Заключение………………………………………………………...…………. 51 Список использованных источников…………………………..…………… 53 Приложение А «Стимульный материал для констатирующего эксперимента»……………………………………………………………....... 56 Приложение Б «Конспекты коррекционных занятий для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития»…………………………..
Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Академия, 2011. – 159 с. – ISBN 978-5-09-020588-7. – Текст : непосредственный. 2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : учебное пособие / А. Г. Асмолов. – М. : Профит Стайл, 2008. – 150 с. – ISBN 978-5-09-019148-7. – Текст : непосредственный. 3. Бобровникова, С. В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий / С. В. Бобровникова. – Текст : электронный // Кактион МЦФЭР : портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций. – URL: www.menobr.ru/materials/46/37549/9 (дата обращения: 24.02.2020). 4. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Академия, 2006. – 336 с. – ISBN 5-7695-1381-0. – Текст : непосредственный. 5. Давыдов, В. В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / В. В. Давыдов, Д. В. Эльконин, К. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1978. – 205 с. – Текст : непосредственный. 6. Закирьярова, Р. З. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ / Р. З. Закирьярова. – Текст : электронный // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 130–133. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1666/. – Дата публикации: 25.11.2016. 7. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учебное пособие / О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2003. – 432 с. – Текст : непосредственный. 8. Котлярова, Т. С. Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия / Т. С. Котлярова. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы образования в России. – 2013. – № 5. – С. 58–62. 9. Крайг, Г. Психология развития : учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2005. – 940 с. – ISBN 5-94723-187-5. – Текст : непосредственный. 10. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника. В 2 частях. Часть 2. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : учебное пособие / О. В. Кузьменкова, В. А. Крутецкая. – Оренбург : ОГПУ, 2005. – 240 с. – Текст : непосредственный. 11. Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс. В 2 частях. Часть 1. Учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс [и др.]. – Оренбург : ОГПУ, 2005. – 288 с. – ISBN 5-85859-267-8. – Текст : непосредственный. 12. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология : учебное пособие / Н. Д. Левитов. – М. : Просвещение, 1964. – 154 с. – Текст : непосредственный. 13. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности : учебное пособие / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : НГПИ, 1987. – 89 с. – Текст : непосредственный. 14. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов : книга для учителя / Н. П. Локалова. – М. : Ось-89, 2008. – 165 с. – Текст : непосредственный. 15. Лошкарева, Н. И. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса : учебное пособие / Н. И. Лошкарева. – М. : Академия, 1990. – 378 с. – Текст : непосредственный. 16. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с. – Текст : непосредственный. 17. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебное пособие / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 608 с. – ISBN 5-7695-2648-3/ – Текст : непосредственный. 18. Петерсон, Л. Г. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» : учебное пособие / Л. Г. Петерсон. – М. : Академия, 2010. – 160 с. – Текст : непосредственный. 19. Петерсон, Л. Г. Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива» : учебное пособие / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова. – М. : Просвещение, 2015. – 132 с. – ISBN: 978-5-09-028533-9. – Текст : непосредственный. 20. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие / П. И. Пидкасистый. – М. : Академия, 2014. – 624 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-4468-0229-6 21. Подобед, В. Л. О своеобразии механической памяти детей с задержкой психического развития / В. Л. Подобед. – Текст : непосредственный // VIII научная сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения – секция дефектологии, 27–29 марта 1979 г. – М. : Просвещение, 1979. – С. 364 – 365. 22. Рождественская, Н. В. Креативность: пути развития и тренинги : учебное пособие / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин. – СПб. : Речь, 2006. – 320 с. – ISBN 5-9268-0493-0. – Текст : непосредственный. 23. Соколова, Е. В. Систематика задержки психического развития у детей / Е. В. Соколова. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 180–187. 24. Тербулатова, А. А. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / А. А. Тербулатова – Текст : непосредственный. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – С. 65–69. 25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : Приказ № 1598 : [принят приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 года]. – Текст : электронный // Гарант.РУ : официальный сайт. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 24.02.2020). 26. Шаповалова, О. Е. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие / О. Е. Шаповалова. – Биробиджан : ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2013. – 102 с. – Текст : непосредственный. 27. Шкляр, Н. В. Развитие познавательного интереса у школьников с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Шкляр. – Текст : непосредственный // Социосфера. – 2015. – № 4. – С. 91–94. 28. Яковлев, Б. П. Когнитивная психология : учебное пособие / Б. П. Яковлев. – Сургут : СурГУ, 2016. – 136 с. – Тест : непосредственный. 29. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника: учебно-методическое пособие / О. А. Яшнова. – М. : Академический проект, 2013. – 144 с. – ISBN 978-5-8291-2887-6. – Текст : непосредственный.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития 1.1 Характеристика универсальных учебных действий младших школьников Главная цель прогрессивной школы– научить детей самостоятельно, без помощи других, устанавливать цели обучения; планировать способы свершения результатов своей деятельности; контролировать и выносить оценку своим заслугам. Все это возможно подробно рассмотреть в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья [2]. Звеном, охватывающим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, считается начальное общее образование [25]. Первоначальное учебное заведение гарантирует базу для становления и созревания всех сфер деятельности обучающегося. Первым делом такое касается формирования интеллекта и единой культуры поведения, также происходит полноценное развитие личности ребенка, его социализации. Начальное образование в рамках обозначенного образовательного стандарта помогает установить роль ученика в образовательном процессе и участников, которыми являются образовательная среда, в общем, и преподаватель. Особое место отводится преподавателю, ему необходимо создавать условия, где будут развиваться возможности учеников, в том числе и интеллектуальные, и происходить ситуации применения полученных знаний: познавательных, учебных, межкультурных и социальных [1]. А. Г. Асмолов описывает «универсальные учебные действия» (в широком значении) как способ саморазвиваться и самосовершенствования; осознает и активно участвует в освоении нового общественного опыта, а это значит, что объектом является восприимчивость к обучению [1]. Умение самостоятельно приобретать новые знания и навыки, организация процесса обучения, все это обеспечивается методами деятельности самого обучающегося, а также способностями учебной работы (в узком значении) [2, с. 9]. Процесс по формированию универсальных учебных действий был впервые предложен Д. Б. Элькониным, а его учениками (В. В. Давыдов, Л. Е. Журова, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман) была создана рабочая программа по развитию общеучебных умений, общепозновательных действий. Ценностью начального общего образования (в Федеральном компоненте государственного стандарта) является формирование тех самых умений, уровень освоения которых в значительной мере предназначает успешность обучения на протяжении всей последующей жизни [18, с. 38]. Общеучебные умения – это методы получения и применения знаний, которые универсальны для большинства школьных предметов, в отличие от предметов, специально предназначенных для той или иной учебной дисциплины [2, с. 66]. Многие авторы занимались исследованиями по выявлению трудностей в формировании и классификации общеучебных умений, самые известные из них: Ю. К. Бабанский, С. Г. Воровщиков, А. К. Громцева, О. В. Защиринская, Е. В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, Д. В. Татьянченко, А. В. Усова, Т. Н. Шамова [7, с. 38]. Подготовка учеников к развитию общеучебных действий на уроках является показателем гармонического развития личности, что дает возможность овладеть знаниями, действиями, способностями, личностными навыками, способностями и готовностью изучать мир, обучению взаимодействию, личностному росту и саморазвитию [3]. На протяжении многих десятилетий ученым были интересна проблема формирования общеучебных действий в общеобразовательных учреждениях. Одна из таких оказалась доктор педагогических наук, профессор Н. Д. Гальскова. Она писала, что необходимо у детей формировать умение работать самостоятельно, углубляя свои знания, также в учениках стоит развивать желание приобретать новые познания в интеллектуальной и творческой сфере без помощи других [4, с. 65]. Д. Б. Элькониным была предложена коррекционная программа по формированию общеучебных действий у обучающихся, а другими выдающими авторами, такими как В. В. Давыдов, Л. Е, Журова, В. В. Репкин и Г. А. Цукерман была разработана [5]. Многими авторами общеучебные действия понимаются как совокупность компонентов образовательных способностей учащихся, то есть навык и умение каждого быть важной частью образовательного процесса. Исходя из этого, можно так же судить о целостной взаимосвязи внутренних и внешних действий, представлений, интегративных способностей, компетентности умений. Спецификой же данного определения является их общенаучный характер, который также проявляется как универсальный способ применения и получения знаний, активное и сознательное управление учебной деятельностью [8]. В результате подобного развития, учащийся формируется как личность, которая наделена самоорганизацией, саморазвитием и самообразованостью, а также компетентна в сфере образования [12]. Общепринято, что общеучебные действия взаимосвязаны с таким понятием как универсальные учебные действия, тем, что и те и другие определяют общую совокупность способов деятельности обучающегося, обучению навыкам, что обеспечивает беспрепятственное усвоение новой информации, полученной самостоятельно ребенком, действий, компетентностей, а также организацию усвоения полученных знаний [13]. Общеучебные приемы деятельности, в глубоком смысле, понимают как методы гуманной практики в непрерывной работе над собой и способы самосовершенствования через осознанное и динамичное выделение нового социального опыта, то есть приобретение этого знания в ходе учебы. Это процедура получения новых знаний и способностей, которые имеют все шансы помочь вам независимо овладеть навыками и грамотно вести учебный процесс, а также это комплекс методом обучения ребенка действовать (узкое значение). В современной науке выделяют и другие понятия, каждое из которых играет определенную роль в образовании. Например, учебные действия являются способом формирования умений на занятиях, а также организации познавательной деятельности. Учебная (учебно-познавательная) компетенция – способы действий обучающихся, позволяющие научиться работать непосредственно на занятиях, одновременно осуществляя управление своей деятельностью. Учебная стратегия – процесс достижения поставленных целей. А учебный прием заключается в том, что учащиеся принимают участие в учебном процессе; с помощью приемов (стратегий) осваиваются учебные действия (содержание образовательной компетенции) [15]. Следует отметить, что в отечественной литературе термин «универсальные учебные действия» является предпочтительным, иностранные авторы чаще используют термин «стратегия обучения». «Универсальные учебные действия» означают способность к обучению, то есть возможность для обучающегося развивать и совершенствовать себя посредством сознательного и активного приобретения социальных навыков [7]. Доля академической деятельности в единой структуре деятельности показана тремя главными компонентами: • учебная задача, состоящая из учебных целей и имеющих условия для ее достижения; • учебные действия и операции, нацеленные на решение задач образования; • влияние мониторинга и оценки на достижение учебных целей [23]. Учебное действие – это сознательное, целенаправленное, эффективно наполняющее психический акт, в определенном методе преобразующее учебный материал в процессе выполнения учебной работы. Такой процесс имеет самостоятельную задачу, подчиненную единой цели, и мотив, который, обычно, совпадает с мотивами работы, что показывает взаимосвязь действия и содержания решаемой учебной работы [5]. В психолого-педагогической и методической литературе более известен подход к объяснению действия как категории воздействия. Итак, под умением понимается успешное осуществление воздействия или наиболее трудного труда, а также выбор и использование способа осуществления нужной деятельности с учетом конкретных требований. В. В. Давыдов анализирует способности как переходный этап в развитии новых способов деятельности на основе правила или багажа знаний [5, с. 154]. Под навыком П.И. Пидкасистый рассматривает «знания в действии, владение способом деятельности, способность применять сведения полученные раннее» [20]. По мнению Е. В. Соколовой, умением называется самый примитивный уровень выполнения в данном действии, а профессионализм человека в данном виде работы [23]. Согласно исследованию О. В. Кузьменковой, умение – это способность ученика овладеть сложным понятием психических и практических действий, необходимых с целью регулирования деятельности в соответствии с достижением необходимого качества; характеризуется совершением операций соответствующего периода и переход на новые условия; они возникают на основе уже существующих в предмете знаний и умений [11, с. 180]. Исходя из этого, общеучебные и универсальные учебные действия являются близкими, но никак не идентичными, так как образ их поведения разнообразен по своей природе, а приемы обучения многофункциональны. Многофункциональное направление учебных мероприятий выражается в том, что они: • являются надпредметными и метапредметными; • последовательны абсолютно на всех этапах учебного процесса; • независимы от специального и предметного содержания обучающегося, в том числе от формы и регламентации различных видов деятельности; • гарантируют первый шаг в освоении содержания образования и развитие психических способностей ученика; • содействуют общему культурному, индивидуальному и психическому становлению, личностному росту и самообразованию. 1.2 Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в норме Универсальную учебную деятельность можно понимать, как форму человеческой деятельности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, другими словами способность к обучению в обществе. [2, с. 27]. Познавательные универсальные учебные действия – это, в первую очередь, развитие личности, способностей в познавательной и интеллектуальной деятельности, формирование у учеников научной картины мира. Также происходит развитие в учебно-познавательных компетенциях, в организации учебно-познавательной деятельности. Благодаря познавательным действиям у обучающихся начальных классов заметно повышаются успехи в овладение методами познания, способами учения, мышление становится более символическим, последовательным, творческим, развивается воображение, что оказывает плодотворное влияние на произвольность памяти и внимания [29, с. 7]. В блоке когнитивных универсальных действий А. Г. Асмолов выделил общие действия в образовании, выступающие в качестве логики действий и среды для решения поставленных задач [2, с. 90]. Главная цель образования на сегодняшний момент – это формирование познавательных универсальных учебных действий. Но, все равно, многие педагоги начальных классов с опаской и трудом переходят на новые цели образования в начальной школе, даже, несмотря на то, что проводились многочисленные исследования в учебно-познавательной деятельности, ориентированные на формирование и активное внедрение, были разработаны полноценные банки по образовательным технологиям, которые совершенствует общеучебные навыки. Все равно основное внимание уделяется на развитие знаний, умений и навыков. Как следствие, мы получаем не умение школьников пользоваться запасом учебных знаний в реальных жизненных ситуациях, а также в нестандартных условиях учебной практики. Данное утверждение подвергалось многими исследователями, как в области педагогической практики, так и в условиях экспериментальных действий в сфере образования. Многие учителя и психологи в течение длительного времени спорили, какая же фаза взросления особенно актуальна для организации познавательных универсальных учебных действий. Они пришли к выводу, что больше всего сенситивном этапом, где учебно-познавательная деятельность стоит на первом месте, является младший школьный возраст [9, с. 426]. Именно в этом возрасте динамично развиваются главные познавательные процессы, такие как произвольная память, внимание, воображение, которые благоприятно влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий. В младшем школьном возрасте данные процессы приобретают самостоятельность, с помощью которой становится возможным сохранить в памяти как можно больше услышанного и увиденного, фантазировать то, что выходит за рамки реального и воспринятого раннее [17, с. 340]. В. С. Мухина в своих работах отмечает, что у младших школьников в сравнении с детьми дошкольного возраста внимание более устойчиво и произвольно. Также дети в этом возрасте уже в состоянии сами планировать свою деятельность, что в свою очередь углубляет и организует процесс внимания [20, с. 341]. Ведущее место в формировании познавательных универсальных учебных действий также отводится произвольной памяти, ребенок начинает осознавать необходимость развития своей памяти, учиться управлять, регулировать возможности памяти. Благодаря этому у детей наблюдаются улучшения в смысловом и словесно-логическом запоминании, увеличивается их роль и удельный вес. Воображение в 7-10 лет помогает детям зайти за пределы личного опыта в практической деятельности, развить креативность и творческие способности, которые помогают перейти данному процессу в другие виды деятельности, при этом создавая разнообразные ситуации. Мышление также является главной составляющей в формирование познавательных универсальных учебных действий. Этот процесс психологического развития углубляется и становится более сложным, ребенок младшего школьного возраста способен делать логические выводы, умозаключения, выходить за пределы «здесь и сейчас», искать причинно-следственные связи [9, с. 423]. Но главным новообразование данного периода жизни ребенка все-таки является полноценное развитие наглядно-образного мышления, которое помогает решать трудные задачи в процессе обучения благодаря «результату внутренних действий с образами» [16, с. 337]. Кроме того, развивается метакогнитивная способность, используемая при планировании своих действий, принятии решений и выборе эффективных стратегий памяти [9, с. 428]. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте: учебная деятельность. Она включает в себя как развитие психических процессов: теоретических форм мышления, опосредованной памяти, произвольного внимания, репродуктивного воображения, так и образование учебно-познавательной умений. Она решает важные задачи совершенствования основ обучения, изменения устойчивых познавательных потребностей и увлечений, эффективных приемов, навыков обучения, «умения учиться» [11, с. 80]. Обучение дает всем детям такие интеллектуальные возможности, как обобщать материал, делать выводы, проводить аналогии, строить умозаключения, то есть у младших школьников происходит переход от познания внешней стороны в образовательном процессе к познанию его сущности, главной составляющей, также отражению свойств и признаков материала. Вместе с житейскими понятиями, у детей формируются научные, которые складываются на основе опыта его деятельности вне целенаправленного обучения [10, с. 100]. Особое место в жизни ребенка также занимает игра, именно она помогает развить креативность и учебно-познавательные компетентности, в общем. В своей книги «Креативность: пути развития и тренинги» Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривают особенности креативности в младшем школьном возрасте, рассуждают, что именно игра развивает соподчинение мотивов, целей, целенаправленность действий и связь между отдаленными и близкими целями; с помощью закладываются основы учебно-познавательной деятельности [22, с. 44]. М. В. Матюхина, рассматривает особенности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников [16; 211]. Внимание. В 1 классе у детей доминирует непроизвольное внимание, но начинают возникать элементы произвольности, оно малоустойчиво по отношению к концу начальных классов. Ученики концентрируются на несущественных признаках определенного предмета, для них более значима внешняя привлекательность предмета, как он выделяется из общих элементов. Во 2 классе у детей продолжает возрастать элемент произвольности, но познавательная цель по-прежнему устанавливается взрослыми. Для того чтобы дети хорошо занимались на уроке, выполняли полноценно деятельность им нужны разминки. В 3-4 классах у младших школьников уже начинают доминировать элементы произвольности, из-за чего у них возникает ответственность за полученные знания. Внимание учеников становится наиболее устойчивым, они стараются направлять его на те признаки объектов, которые существеннее по сравнению с остальными. Они распределяют внимание, и с самого начала урока готовы к взаимодействию с учителем, интеллектуально энергичны по сравнению с 1 классом. Память. Так в 1 классе у детей происходит начало развития произвольной памяти, хоть и обучение не в совершенстве. Основная роль в развитии принадлежит механическому непроизвольному запоминанию, оно у них доминирует и действует только, когда происходит сильное влияние на эмоциональную сферу. Также у детей преобладает такое явление, как забывание, им нужна опора на наглядный материал. Конкретно-образный вид памяти у детей можно отследить уже во 2 классе, они способны воссоздавать учебный материал без опоры на конспекты и наглядные примеры, что так позитивно сказывается на формировании ситуаций успеха. К концу 2 класса дети осваивают материал с помощью осознанного запоминания. В 3-4 классе у детей повышается охват памяти, начинает формироваться логическая память, благодаря чему происходит интенсивное использование наиболее подходящих способов заучивания наизусть. Произвольное запоминание прослеживается наиболее продуктивнее и осознание, чем в предыдущих классах Мышление. В период, когда дети из дошкольного образования попадают в младшее школьное, у них прослеживается наглядно-образное мышление, но постепенно также формируется и развивается словесное. Так, во 2 классе словесно-логическое мышление уже опирается на наглядный материал. А к концу 3 началу 4 класса у младших школьников формируется абстрактное мышление, появляются зачатки так называемого формально-логического мышления, которое углубляется и подкрепляется знаниями во время занятий. Воображение. В классе 1 у детей начинает происходить небольшая переработка существующих точек зрения, то есть у них происходит опора на определенные предметы. Картина мира у учащихся по людям и предметам характеризуется неудачей, непротиворечивостью, они непроизвольны, имеют расплывчатую и обобщенную форму. Во 2-м классе творческий процесс репрезентации основан на вербальной ясности, образы становятся глубже, и у них на 1-2 больше атрибутов, чем у образа первоклассника. Также у обучающихся прослеживается отсутствие вымышленных элементов, образ наиболее ясный, чтобы увеличить дифференциацию воображения. В 3-4 классах происходит творческий процесс репрезентации, увеличивается количество элементов, происходит реконструкция всего образа. Воображение дифференцировано так же, как и управляемость. Таким образом, для формирования познавательных универсальных учебных действий наиболее подходящий период созревания – младший школьный возраст. На самом деле в этот период весь подбор занятий, а также учебная практика развивают психическую сферу; познавательные процессы становятся более произвольными; школьник учится самостоятельно управлять своими действиями. Также происходит освоение классификаций, сравнений, моделирований и аналитико-синтетической деятельности, благодаря чему и формируется в дальнейшем когнитивные процессы. 1.3 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном отечественном мире считаются квалифицированными участниками совместного образования, и поэтому на них также распространяются особые условия соглашения и разрабатываются универсальные образовательные меры. Это наиболее значимый компонент адаптации основного учебного плана. Дети с задержкой психического развития – это одна из наиболее распространенных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, которая характеризуется низкой скоростью формирования абсолютно всех познавательных процессов; в том числе речи на уровне экспрессивного оформления, плохой продуктивностью памяти, сниженной мыслительной активностью, поверхностным восприятием, небольшой концентрацией внимания, эмоциями и воображением. Память учащихся отмечается своей недостаточностью, (не может запомнить ни наглядный, ни словесный материал), объем и скорость запоминания ограниченны, снижается прочность, из-за этого возникает неточность в воспроизведении и быстрая потеря полученной информации, плохая переработка воспринятого материала [21]. У детей внимание характеризуется ограниченным объемом и недостаточной концентрацией, поэтому они не могут воспринимать достаточно информации, что приводит к фрагментарности восприятию и искажению результатов деятельности, частоте переключения внимания, инертности. В мыслительной деятельности детей наблюдаются значительное отставание и своеобразие, то есть они плохо синтезируют и анализируют материал, недостаточно сравнивают и обобщают, также с трудом могут абстрагировать, классифицировать и конкретизировать деятельность – отличаются слабыми мыслительными операциями [27, с.117]. Также у детей с задержкой психического развития наблюдается замедленный темп развития и нарушение переключения с одного вида деятельности на другой в процессе обучения. [27]. Однако задержка психического развития может быть полностью компенсирована до тех пор, пока она не исчезнет, если будет правильно организовано обучение и воспитание, а также учтены индивидуальные особенности каждого ученика. Расстройства личности, школьные неудачи и пограничное расстройство развития могут быть полностью возмещены к окончанию начальной школы благодаря плодотворной работе специалистов [7, с. 32]. Н. В. Шкляр и Ю. В. Ходос отмечают, что всегда существовала причинно-следственная связь между успешностью развития многоцелевых учебных действий школьников с задержкой психического развития и степенью сформированности познавательных процессов. Коррекция и личностное развитие также способствуют успешному формированию познавательного интереса к учебной деятельности в целом [27]. Согласно образовательному стандарту, в конце первого этапа обучения у учащихся и их личных возможностей и просветительских потребностей должны формироваться как индивидуальные, так и метапредметные универсальные учебные действия [19]. Адаптация основной общеобразовательной программы для детей с задержкой психического развития включает в себя учебный процесс, как начальный этап обучения, коррекционно-развивающие занятия с логопедом, педагогом-психологом, которые направлены на компенсацию нарушений, а также на развитие психической сферы. Внеклассные занятия также играют большую роль в развитии ребенка. Они направлены на всестороннее развитие личности, формирование универсальных образовательных мер, все это подготавливает почву для дальнейшего обучения, повышения социальной и профессиональной мобильности. Овладеть новыми навыками, которые формируют личностные, когнитивные, коммуникативные универсальные учебные действия, помогают занятия педагога-психолога по психологическому развитию, также известные как метауроки [14, с. 12]. Для детей, которые учатся по адаптированным образовательным программам, которые идут не с первого класса, а до этого обучались по основным программам общего образования и не показывали положительных результатов, важно, чтобы учителя моли помочь в проведении работы и несли ответственность за ее выполнение. Благодаря этому у ребенка будет складываться ситуация успеха, и в дальнейшем результаты будут достигаться с помощью системы самооценки. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя три наиболее важных аспекта образования – это логические, общеучебные действия, и проектирование и конструирование решений проблем. Итак, младшие школьники к концу 4-х лет обучения должны быть самостоятельными в восприятии нового материала, они обязаны иметь возможность выбирать из общего потока данных в группе только то, что им необходимо для решения установленной проблемы, дополняющих знакомство с окружающим мирозданием. Педагог на занятии предоставляет подборку информации, и ученики должны уметь представить эти сведения в виде текста, диаграмм, подробных планов, таблиц или выделить необходимую информацию в словаре, энциклопедии, интернете и других источниках. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития необходимо с помощью следующих правил в работе с детьми: Чтобы развить умение оценивать свою работу, дети вместе с учителем должны разработать алгоритм оценки своей работы. Учитель должен научить учеников работать в группах, дети и учитель исследуют, как прийти к общему решению при работе в группах, анализируют образовательный конфликт и находят пути его совместного решения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg