Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Связь тревожности и защитно-совладающего поведения учащихся старших классов

happy_woman 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
В настоящее время актуальной является не только проблема тревожности, но и психологической защищенности личности как одной из фундаментальных вопросов сохранения психического здоровья и личностной гармоничности. Она актуальна в мировой психологии и лично для каждого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром на разных этапах своего развития. Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Совладание представляет собой динамические когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на управление внешними или внутренними факторами, которые оцениваются ею как угрожающие. Какие же способы преодоления тревожности используют подростки? Каким образом уровень и специфика проявления тревожности связаны с особенностями совладающего поведения? На эти вопросы на данный момент времени нет однозначного ответа. Объектом нашего исследования является феномен подростковой тревожности. Предмет исследования – особенности проявления совладающего поведения у подростков с различной выраженностью тревожности. Цель исследования – изучение специфики совладающего поведения, выбираемого подростками с разным уровнем тревожности. Для реализации данной цели мы ставим перед собой следующие задачи. • Дать теоретический анализ проблемы подростковой тревожности. • Представить характеристику совладающего поведения в подростковом возрасте. • Провести эмпирическое исследование совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности. • Дать рекомендации по учету особенностей совладающего поведения подростков при организации социально-педагогической работы с ними. Методы решения поставленных задач. 1. Теоретические: анализ научной литературы по данной проблеме, обобщение и систематизация информации. 2. Эмпирические: тестирование, методы обработки и представления полученных данных. Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень тревожности влияет на особенности проявления совладающего поведения у подростков: во-первых, с ростом тревожности у подростков возрастает ориентация на избегание стрессовых ситуаций и уход от разрешения проблем; во-вторых, чем выше тревожность, тем больше ориентация подростков на социальную поддержку; в-третьих, для подростков с высоким уровнем тревожности в большей мере, чем для низко- и среднетревожных, характерно использование неэффективных копинг-стратегий. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что в ней дан теоретический анализ проблемы тревожности у подростков, представлены особенности совладания в подростковом возрасте, собран и представлен качественный диагностический инструментарий для выявления уровня тревожности у подростков, стратегий преодоления эмоционального стресса, а также данные эмпирического исследования, которые, на наш взгляд, могут оказаться полезными социальным педагогам при работе с подростками, в том числе и с тревожными.
Введение

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Невозможно найти человека, который бы никогда не испытывал состояния тревожности в подобных ситуациях. С тревожностью связаны такие переживания как беспокойство, тревога, страх. Это неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни. Тревожность как личностное образование проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий. Феномен подростковой тревожности в настоящее время достаточно глубоко изучен и представлен в научной литературе, прежде всего в работах таких авторов как Прихожан А.М., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Фрейд А., Захаров А.И. и др. Однако проблема преодоления тревожности и ее негативных последствий для подростков сохраняет свою актуальность. Подростковый период характеризуется появлением у человека ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, личностную автономию. Это период отчуждения от взрослых. Главный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками. Центральное личностное новообразование периода – становление нового уровня самосознания, отражающего стремление подростка понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свои индивидуальность и неповторимость [1, с. 25]. Важную роль в становлении личности подростка играют и происходящие в нем физиологические изменения, которые могут вызывать озабоченность и неудовлетворенность, связанные с собственной внешностью. Таким образом, рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию. В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных эмоциональных состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования.
Содержание

Введение Глава I. Теоретические основы исследования. 1.1. Тревожность и её проявления. 1.2. Психологическая защита и её механизмы. 1.3. Совладающее поведение: определение и виды. 1.4. Психологические особенности подросткового возраста. ГЛАВА II. Опыт эмпирического изучения совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности. 2.1. Диагностический инструментарий исследования. 2.2. Анализ результатов исследования тревожности у подростков. 2.3. Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков. 2.4. Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» 2.5. Выводы и рекомендации. Заключение Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1.1. Тревожность и её проявления. В настоящее время увеличилось число тревожных подростков, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей. Устойчивым личностным образованием тревожность становится именно в подростковом возрасте. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Изучение тревожности актуально как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Изучение психологической защиты представляется интересным и важным моментом, т.к. именно психологическая защита отражает гармоничность развитой личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы. В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами - условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее время интерес психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.) [35, с. 38]. Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [20, с. 117]. В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Психологический словарь дает следующее определение термина «тревожность» [34, с. 137, 423]. 1. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения. 2. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность - это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [20, с. 12]. По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [29, с. 32].. По определению С.С. Савина «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». Г.С. Салливен считает, что тревога рождается из межличностных отношений. Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом взаимоотношений ребенка с миром, то есть у ребенка появляется способность к самоконтролю. В.В. Суворова отмечала, что тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, имеющих значение индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. В.И. Гарбузов отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. А.И. Захаров говорит о страхе быть не тем, не соответствовать предъявляемым ребенку требованиям, фантастические страхи темных сил, магических существ, драконов, пришельцев, роботов и прочих фигур, которые могут появляться в их сновидениях – это все социальная природа тревожности. Таким образом, существуют разные подходы к пониманию природы тревожности. В психоаналитическом подходе (З. Фрейд, А. Фрейд) тревожность определяется состоянием внутренней удовлетворенности человека в наиболее важных для жизнедеятельности потребностях. Согласно социальному подходу (Д. Сели, Г.С. Салливен, А.И. Захаров), тревожность определяется социальным положением ребенка и его взаимоотношениями с внешним миром. А.М. Прихожан считает, что тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [31, с 57]. А.М.Прихожан понимает тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, повышении артериального давления, возрастание общей возбудимости [32, с.72]. Тревожность как любое устойчивое психологическое образование находит свое выражение на уровне следующих структурных компонентов: - когнитивном, содержащем отрицательную прогностическую оценку ситуации, возможности удовлетворения актуальной потребности; - эмоциональном, выражающемся в более или менее остром переживании дискомфорта, субъективного неблагополучия; - операциональном, посредством, которого тревожность реализуется в поведении и деятельности через соответствующие формы проявления и /или компенсаторные и защитные механизмы, которые рассматриваются как явление неадекватного стереотипного реагирования на личностно значимые ситуации в целях удержания, контроля и сохранения образа «Я»; - телесном, выражающимся в переживании трудности дыхания во время заблокированного возбуждения (по Ф. Перлзу), а также неосознанных аутокоммуникативных действиях. Исследования А.М. Прихожан показали, что есть особые способы переживания, осознания, вербализации и преодоления тревожности. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности: 1. Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например: - как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека; - регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях; - культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте). 2. Скрытая тревожность - в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.: - неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается); - уход из ситуации. Также внутри этих категорий были выявлены различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности: 1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может (по данным А.М. Прихожан – 34% изученных случаев). 2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью (24% случаев). По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности и б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречалась преимущественно в двух возрастах: младшем школьном и раннем юношеском, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание от которого они хотели бы избавиться. 3. Культивируемая тревожность – в этом случае в отличие от изложенных выше тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого (19% случаев). Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. А.М. Прихожан отмечает, что культивируемая тревожность наблюдается преимущественно в раннем юношеском возрасте [33, с. 115]. Формы скрытой тревожности отмечаются в равной степени во всех возрастах. Но скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм – это «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Но эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном острую, нерегулируемую). Необходимо отметить, что у некоторых детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» чередуются. Создается впечатление, «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги, когда ее действия приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер. Говоря о «масках» тревожности мы будем определять их как формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова в качестве таких «масок» выделяют агрессивность, зависимость, апатию, чрезмерную мечтательность, уход в болезнь. Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно. Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму» замкнутого психологического круга». А.М. Прихожан также описала два типа тревожности: - беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами; - тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения. При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни. В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте. В.С. Мерлин и его последователи анализируют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов (Мерлин В.С., Белоус В.В.), то есть как психодинамическое свойство темперамента. Трактовка тревожности как личностного свойства во многом опирается на идеи психоаналитиков «новой волны» (К. Хорни, Г. Салливана и др.), согласно которой, она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения (Прихожан А.М. и др.). Соответственно, к настоящему моменту механизмы формирования тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: тревожность характера и ситуационная тревожность, предложенная Спилбергом». Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности у детей: школьной тревожности (А. К. Дусавицкий, Т. А. Нежнова, Е. В. Филиппова, Е. В. Новикова, Phillips B. N., Sarason S. B., и др.), тревожности ожиданий в социальном общении В. Р. (Кисловская, Н. М. Гордецова и др.). В последнее время к этому присоединились исследования так называемой «компьютерной» тревожности (О. В. Доронина). Так, тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты деятельности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. Вопрос о соотношении видов тревожности подробно рассмотрела А.М. Прихожан в своей работе «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» [32, с.65]. Ею были проведены ряд исследований. В этих исследованиях она исходила из представлений о значимости тех или иных областей тревоги для детей определенного возраста. В результате проведенного исследования А.М. Прихожан сделала вывод. Тревожность, диагностируемая и по симптоматическому, и по ситуационному показателю, равно как и только по симптоматическому, является, по крайней мере, в значительной части случаев, формой выражения общей тревожности. Тревожность, определяемая только по ситуационному показателю, может являться как формой проявления общей (в этом случае ситуационный и симптоматический показатели могут чередоваться), либо представлять собой форму собственно частной тревожности. Именно смена разных показателей тревожности, по мнению автора, является убедительным доказательством наличия общей тревожности, которая может приобретать разные формы. Также она делает акцент на том, что эти данные могут быть в большей мере отнесены к раннему юношескому возрасту. А, что касается подросткового возраста данное положение, мы можем утверждать по отношению к тем школьникам, у которых и симптоматический, и ситуационный показатель в ряде случаев выступают совместно. В целом результаты, полученные по исследованию, проведенному А.М. Прихожан, подтверждают имеющуюся в литературе точку зрения о том, что в значительной части случаев частная тревожность является лишь специфической формой выражения, «привязывания» к определенным объектам общей тревожности. В заключение хочется отметить, что «маски» тревожности» встречаются достаточно рано, уже в дошкольном возрасте. «Маска» не избавляет или не полностью избавляет ребенка, подростка от субъективных переживаний тревоги, но, во-первых, позволяет более или менее успешно скрыть ее от окружающих и, во-вторых, обеспечивает некоторую возможность регуляции возникновения и уровня переживаемой тревоги. Подводя итог рассмотрению тревожности как психологического феномена, мы можем сформулировать ряд выводов. 1. Анализ литературы показывает, что термин «тревожность» прежде всего, используется для обозначения индивидуальной психологической особенности, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. 2. Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Тревога – это эмоциональное состояние, а тревожность – психологическая особенность человека. 3. Вместе с тем, термин «тревожность» в более широком смысле используется и для обозначения переживания (ситуативная тревожность), и для обозначения устойчивой личностной черты (личностная тревожность). 4. Современные психологические исследования тревожности базируются на трех основных источниках: классические теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джеймс и др.), поведенческая психология (Дж. Уотсон, К.Л. Халл, Р. Спенс, Дж. Тейлор и др.), психоанализ (З. Фрейд, А. Фрейд, Г.С. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.). 5. Согласно современным научным представлениям, психологическими причинами тревожности являются три группы факторов: длительное и многократное воздействие стрессовых жизненных событий, опосредованное внутриличностными условиями; неблагополучие в межличностных отношениях; внутрличностные конфликты, имеющие особую значимость для человека. Природными предпосылками тревожности являются свойства нервной и эндокринной систем человека. 6. Тревожность проявляется как на физиологическом (усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение артериального давления и т.д.), так и на психологическом уровне (как напряжение, озабоченность, беспокойство, и т.д.) функционирования человека. 7. Проявления тревожности имеют свою специфику у разных возрастных групп. 1.2. Психологическая защита и её механизмы. Проблема психологической защищенности личности является одной из фундаментальных в вопросах сохранения психического здоровья и личностной гармоничности. Она актуальна в мировой психологии и лично для каждого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром на разных этапах своего развития. Психологическая защита - это совокупность бессознательных психологических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных действий внутрипсихологических и внешних импульсов [14, с.6]. Первое упоминание о защите содержится в конце второй части "Предварительного сообщения" В. Бройера и З. Фрейда (1893 г.), представляющей собой один из разделов "Исследования по истерии". Впервые 3. Фрейд самостоятельно употребляет термин "защита" в своей работе "Защитные нейропсихозы" (1894 г.). Позднее в "Этиологии истерии" (1896 г.) З. Фрейдом впервые подробно описано функциональное назначение, или цель, защиты. Она заключается в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. В приложении к работе "Подавление, симптомы и беспокойство". Взгляды А. Фрейд принципиально не отличаются от взглядов 3. Фрейда последних лет его творчества. Ее заслуга заключатся в попытке создания целостной теоретической системы защитных механизмов. В своей фундаментальной монографии, вышедшей в свет в 1936 году, она впервые подробно описала различные способы защитного поведения [37, с.34]. А. Фрейд дает первую развернутую дефиницию защитных механизмов: "Защитные механизмы - это деятельность "Я", которая начинается, когда "Я" подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием" [37, с.59]. Активное неприятие психоанализа, имевшее место на протяжении многих лет в отечественной психологии, не позволило исследователям внести сколько-нибудь заметный вклад в разработку проблемы психологической защиты. В работах 50-х - 70-х годов термина "защита" тщательно избегали или подменяли терминами "психологический барьер" "защитная реакция", "смысловой барьер" [22, с. 23], "компенсаторные механизмы" и т. п. Позднее, многие исследователи стали считать, что феномен защитных механизмов может и должен стать предметом действительно научного изучения [5 с.20, 14, с.35]. При этом некоторые авторы подчеркнуто дистанцируются от психоаналитической парадигмы, рассматривая защиту либо в границах теории установки [2, с.20], либо в пределах теории деятельности (как временный отказ от деятельности - Ротенберг В. С., Аршавский В. В., Стойков И. Д.). Из отечественных исследователей наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты с позиций теории установки внес Ф. В. Бассин [3, с.103]. Критикуя психоанализ за отсутствие научной основы, он рассматривает выдвинутые в практике психоанализа феномены на основе "иной методологии", под которой понимается диалектический материализм. В частности, Ф.В. Бассин не приемлет положение ортодоксального психоанализа о психологической защите как своего рода ultimaratio, как "последнее остающееся в распоряжении субъекта средство для устранения эмоциональных напряжений, которые вызываются столкновением осознаваемого с противостоящим и враждебным по отношению к нему бессознательным" [2, с.118]. По мнению Ф. В. Бассина и некоторых других исследователей - Б. В. Зейгарник, А. А. Налчаджяна, Е. Т. Соколовой - психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания. Рассматривая проблему опосредования при анализе компенсации чувства неполноценности, Б. В. Зейгарник выделяет деструктивные и конструктивные меры защиты. Первые связываются с неосознанностью их субъектом, а вторые - с осознанным принятием и регуляцией. Б. В. Зейгарник подчеркивает, что, проявляясь на неосознаваемом уровне, меры защиты нередко приводят к деформации поступков человека, нарушению гармоничных связей между целями поведения и определяемой поведением ситуацией. Сознательно поставленная цель и контроль за своими действиями на пути к достижению цели становятся основными звеньями опосредованного поведения. В ситуациях, затрудняющих достижение поставленных целей или угрожающих личностным установкам человека, он нередко сознательно прибегает к мерам психологической защиты[23, с.48]. . В последнее десятилетие термин "психологическая защита" часто вводится в контекст самых различных как научных, так и научно-популярных трудов по медицинской, социальной, возрастной и педагогической психологии, нейропсихологии, педагогике, юридической психологии. М. Прошкина предприняла попытку систематизации типологий защитных механизмов в медицинской психологии (в клинике неврозов - по Б. Д. Карвасарскому, в исследованиях стресса - по В. А. Ташлыкову; в клинике алкоголизма - по В. Э. Бехтелю) и в юридической психологии (по А. Р. Ратинову и Г. X. Ефремо
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg