Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственные и муниципальные финансы: основные характеристики, экономическое содержание и их значение

happy_woman 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Основная цель работы - комплексное исследование текущего состояния государственных и муниципальных финансов в РФ и перспектив ее развития. Задачами данной работы являются: 1.Изучить теоретические основы государственных и муниципальных финансов; 2. Исследовать бюджетную систему РФ; 3.Провести сравнительный анализ функций и характеристик государственных и муниципальных финансов. Объект исследования – государственные и муниципальные финансы. Предмет исследования – изучение специфики государственных и муниципальных финансов РФ В данной работе использованы такие методы исследования: методы анализа и сравнения. Работа основана на опубликованных научных изданиях, трудах и работ знаменитых авторов по вопросам государственных и муниципальных финансов. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Важность исследования государственных и муниципальных финансов подкрепляется тем, что по мере развития экономики в РФ появляются и усложняются социально-экономические проблемы, для решения которых нужно много усилий. Многие внутренние проблемы страны требуют государственного именно финансового вмешательства. Государственные и муниципальные финансы помогают быстро и результативно влиять на реальный сектор экономики. Необходимость единой эффективной финансовой системы, которая бы влияла на движение капитала и ресурсов в РФ, стимулирует развитие государственных и муниципальных финансов. Прежде чем применять методы финансового государственного регулирования нужно их тщательно изучить. Ситуация усложняется еще и тем, что мы не можем использовать зарубежный опыт в РФ, не учитывая специфику финансов нашей страны, поэтому для достижения прогресса и стабильности нужно разработать свою финансовую систему, подходящую Российским условиям. Так же нужно следить за исполнением социально-экономической, финансовой и денежно-кредитной политик, проводимых в интересах большинства населения, производящих национальное богатство и обладающих большим потенциалом.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1 Теоретические основы государственных и муниципальных финансов…………………………………………………………….……………..5 1.1. Экономическая сущность финансов …………………………………5 1.2.Сущность и значение государственных и муниципальных финансов…………………………………………………………………………...8 1.3. Государственные внебюджетные фонды……………………………10 Глава 2. Бюджетная система РФ………………………………………….13 2.1. Сущность, структура и принципы построения бюджета и бюджетной системы………………………………………………………………..………….13 2.2. Государственные доходы и государственные расходы……………16 2.3. Государственный и муниципальный финансовый контроль ……..21 Глава 3. Сравнительный анализ функций и характеристик государственных и муниципальных финансов ………………………………..26 3.1. Основные характеристики государственных и муниципальных финансов……………………………………………………………………..…..26 3.2. Федеральные и муниципальные финансовые институты. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления………………………………………………………………….29 Заключение………………………………….…………………………….33 Список использованной литературы……………………………….……36
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы государственных и муниципальных финансов 1.1. Экономическая сущность финансов В современной финансовой науке принято считать, что финансы - система денежных отношений, которая возникает в процессе производственной деятельности. Являясь экономической категорией, финансы выполняют определенный перечень функций, среди которых: 1. воспроизводственная; 2. распределительная; 3. контрольная. Функция распределения находится на микроуровне, выражается в распределении доходов для поддержания процессов воспроизводства в организациях и жизнедеятельности у населения. Распределение доходов происходит по определённым стандартам для направления средств на удовлетворение первичных и других потребностей организаций и граждан. Данное распределение является первичным. Вторичное распределение находится на макроуровне, а точнее на уровне государственных и местных бюджетов. Население совместно с хозяйствующими субъектами платят в бюджеты налоги и другие обязательные платежи. На уровне бюджетов происходит процесс перераспределение полученных средств на разные государственные нужды, распределение средств также зависит от социально-экономической политики государства. Контрольная функция – это механизм финансового регулирования движения денежных средств и итоговых последствий осуществляемой финансовой деятельности на всех уровнях. Механизм контрольной функции состоит из: 1) законов и подзаконных нормативных актов; 2) систем планирования финансов; 3) органов контроля. В то время как контролирующая функция всегда является приказной, регулирующая функция принудительной никогда быть не может. Благодаря финансовому инструментарию государство оказывает влияние на субъекты хозяйствования, для того чтобы они реализовывали свою деятельность в направлениях и пределах, желательных для государства. Финансовые ресурсы государства представляют собой совокупность денежных средств, которые поступают в бюджет государства по средствам налоговых и неналоговых поступлений. Учеными принято выделять такие источники формирования финансовых ресурсов государства, как изображены на рисунке 1.1. Как можно заметить из данных рисунка 1.1., к источникам формирования финансовых ресурсов государства можно отнести: 1.Домены; 2.Налоги; 3.Регалии. Рис 1.1. Источники финансовых ресурсов государства Финансовые ресурсы государства – это система, которая состоит из нескольких элементов. К данным элементам можно отнести: 1.Государственный бюджет; 2.Местные финансы; 3.Финансы государственных предприятий и организаций; 4.Специальные централизованные фонды и т.д. Все финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, имеют несколько основных направлений расходования, которые отображены на рисунке 1.2. Рис 1.2. Направления использования финансовых ресурсов государства Из рисунка 1.2. видно, что основными направлениями расходов финансовых ресурсов государства являются: 1.Финансирование социально-культурной сферы; 2.Осуществление государственного управления; 3.Развитие народного хозяйства и т.д. Чтобы обеспечить успешную реализацию финансовых операций и программ, нужно планировать финансовые расходы только по средствам составленного планового бюджета и в зависимости от срока их реализации. 1.2. Сущность и значение государственных и муниципальных финансов Финансовая система представляет собой это совокупность финансовых отношений, которые направлены на формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. Схематично, финансовую систему можно отобразить на рисунке 1.3. Рис 1.3. Структура финансовой системы Как можно заметить из данного рисунка, основными звеньями в финансовой системе являются: 1.Централизованные финансы, которые состоят из государственных финансов и финансов субъектов. 2.Децентрализованные финансы, которые состоят из финансов домашних хозяйств и финансов организаций Все звенья в структуре финансовой системы взаимосвязаны и образуют эффективный механизм Местным органам власти гарантированы определенные финансовые гарантии, необходимые для подержания эффективной работы, государством. Действия по управлению доходами их распределением, использованием и расходами называется финансовыми гарантиями. Главным фактором при поддержании финансовой независимости является распределение сил и власти в государстве. Финансовую самостоятельность местного самоуправления поддерживают инвестиции и доходы, связанные с частным сектором экономики. Циркуляция экономических процессов и отношений, благодаря которой осуществляется приток денег, распределяются и используются централизованные фонды и средства – называется государственными и муниципальными финансами. Они реализуют экономические отношения, связанные с поддержанием финансирования государственных и муниципальных сфер. Программы разных секторов производства очень важны для его дальнейшего развития. Функции программ выполняют задачи по развитию социальной ориентированности экономики и помогают создавать и развивать общественные блага. Финансы имеют зависимость от отношений между существующими системами и финансовыми связями. Данное утверждение относится к связям между макро- и микро- финансами. Финансы макроуровня основаны на финансовом положении организаций. Благодаря финансам развиваются экономические процессы и появляются новые цели, которые помогают развивать и экономику и общество, но для этого финансам требуется хорошая организационная система. Нужно помнить и о принципах работы государственных и муниципальных финансов, которые оказывают влияние на способы проведения финансовой политики. 1.3. Государственные внебюджетные фонды По мнению ряда современных ученых, внебюджетные фонды являются формой использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством, чтобы финансировать основные социальные направления. Данные внебюджетные фонды расходуют имеющиеся финансовые ресурсы исходя из своей целевой направленности. Все внебюджетные фонды создаются только в соответствии с законом и нормативно правовыми актами, которые регламентируют их деятельность, указывают источники их формирования, определяют механизм использования денежных ресурсов. Все решения связанные с образованием внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ совместно государственными представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления. Принято выделять несколько путей создания внебюджетных фондов, которые схематично, представим на рисунке 1.4 Рис 1.4. Пути создания внебюджетных фондов Во многих странах внебюджетные фонды создаются на основе причин, которые представлены на рисунке 1.5 Рис 1.5. Причины появления специальных внебюджетных фондов Из данных рисунка 1.5. видно, что основные причины для создания внебюджетных фондов это: 1.необходимость взыскания дополнительных средств для удовлетворения потребностей; 2.необходимость выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строгого целевого использования; 3.необходимость определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства. Основными целями и задачами при создании таких фондов является: 1.реализация социальных функций государства; 2.поддержка слабозащищенных слоев общества; 3.материальная защита населения и т.д. Финансовая система является важнейшим элементом в совокупном механизме деятельности государства. Одним из ключевых звеньев в финансовой системе государства принято считать внебюджетные фонды. Во многих странах мира, в том числе и РФ, внебюджетные фонды имеют нормативно-правовое закрепление. В частности в РФ, деятельность внебюджетных фондов регулируется рядом нормативно-правовых актов, среди которых: 1.Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №\ 326-ФЗ; 2.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ; 3.Федеральный закон) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ и т.д. Государственные внебюджетные фонды создаются для управления финансовыми ресурсами государственного социального страхования и являются специализированными целевыми финансовыми учреждениями. При этом вся собственность находящиеся под управлением внебюджетных фондов являются федеральной собственностью. Глава 2 Бюджетная система РФ 2.1. Сущность, структура и принципы построения бюджета и бюджетной системы Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, адми-нистративно-территориальных образований, самостоятельных в бюд¬жетном отношении государственных учреждений и фондов, основан¬ная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Форма государственного устройства определяет бюджетную систему страны, которая может иметь различные уровни бюджетной системы изображенные на рисунке 2.1 Рис 2.1. Виды бюджетной системы государств Наибольшую эффективность бюджет государства имеет при его сбалансированности. Если поступления в бюджет государства превышают расходы, то такое явление называется профицитом бюджета, если наоборот, то такое явление дефицитом бюджета. Бюджетная система строится на следующих принципах: 1.Принцип единства бюджетной системы 2.Принцип гласности и открытости 3.Принцип достоверности 4.Принцип полноты отражения бюджета и тд. Бюджет государства оказывается большое влияние на развитие экономико-социальной сферы страны. Правительства большинства стран стремятся к тому, чтобы расходы соответствовали доходам. Такая ситуация называется «балансом дохода». Однако на практике чаще всего расходы превышают доходы. Появление бюджетного дефицита обусловлено многими факторами, например: денежная эмиссия, кредиты центрального банка, внутренние и внешние государственные обязательства. Большое влияние на бюджет государства оказывает сокращение производства и развитие теневого сектора экономики. Данные причины нередко приводят к неэффективности налоговой системы. При таком раскладе объем производства падает, прибыль уменьшается, а впоследствии снижаются доходы бюджета. В итоге план по бюджету не выполняется. Важно понимать, что государственный бюджет является центром для социального и экономического развития страны. Его составные части это: финансовый план, показывающий статьи доходов и расходов государства. Картину экономической ситуации страны, основные слабости и качество решений мы можем узнать из показателей бюджета страны и из отчета об его исполнении. Благодаря информации о расходах и доходах бюджета страны мы можем понять, каким является бюджет дефицитным или профицитным. Существует так же понятие как сбалансированный бюджет, он является одним из главных показателей экономического и социального благополучия государства. Такой бюджет получается при равенстве доходов и расходов бюджета. Однако, чтобы достичь такого равенства нужно разработать эффективную стратегию развития экономки и идеальный план по расходу бюджетных средств с постоянным отслеживанием трат и их сдерживанием, а также который бы предусматривал непредвиденные обстоятельства, вместе с этим следует постоянно совершенствовать и анализировать налогообложение в стране. В итоге получается, что проблемы, которые мешают сбалансированности бюджета – это различные внутренние и внешние причины, например, спад зарубежных инвестиций из-за введения санкций и многие другие . Основными методами достижения сбалансированного бюджета являются нахождение источников инвестиций дефицита бюджета или разумное и постепенное уменьшение расходных статей в бюджете. На сегодняшний день правительство применяет политику, связанную с уменьшением расходов бюджета. Сокращение расходов бюджета – это не самый популярный метод преодоления дефицита бюджета и даже рисковый. Снижение расходов на важные статьи: здравоохранение, образование и т.д. - может привести к социальной напряженности в обществе и ухудшению предоставления благ населению. Я согласен с мнением экспертов, которые предлагают правительству создать новую социально-экономическую модель экономики, а не искать точки возможного роста, потому что такой подход, скорее всего, смог бы обеспечить выход экономики страны на новую ступень развития. Для реализации данного плана следует выбрать путь, обеспечивающий стабильность экономического роста и социальную направленность бюджета страны. В дальнейшем прежде чем планировать расходы бюджета нужно провести качественный анализ , который поможет понять на сколько реально исполнение бюджета, однако анализ должен задействовать такие макроэкономические показатели как: реальные доходы населения, теоретически реальные накопления в частной сфере экономики, а так же различные методы и пути, пополняющие бюджет страны. 2.2. Государственные доходы и государственные расходы Рассмотрим показатели бюджета РФ на основе данных Министерства финансов за 2014-2018 годы. Рис 2.2 Структура федерального бюджета РФ за 2014-2018 годы в млрд. руб. Согласны данным Министерства Финансов РФ, в федеральном бюджете РФ можно наблюдать профицит бюджета (превышение доходных поступлений над уровнем расходных обязательств). Более наглядно, данную динамику можно проследить на рисунке 2.3 Рис 2.3. Динамика дефицита бюджета РФ в млрд. руб. Изучив графически динамику и структуру бюджета РФ рассмотрим детально ее доходную часть, которая представлена на рисунке 2.4 Следует отметить из данных рисунка 2.4., что в структуре доходной части бюджета выделяют нефтегазовые и не нефтегазовые доходы бюджета. Рис 2.4. Структура доходной части бюджета Российской Федерации Переходя к структуре ненефтегазовых доходов отобразим ее динамику и основные категории доходов на рисунке 2.5 Рис 2.5. Структура нефтегазовых доходов РФ в % Как можно заметить из данных рисунка 2.5., в структуре нефтегазовых доходов преобладают: 1.НДПИ 2.Экспортные пошлины. Далее рассмотрим структуру ненефтегазовых доходов, совокупная динамика которых отображена на рисунке 2.6 Рис 2.6. Структура ненефтегазовых доходов бюджета РФ Анализ общих данных о состоянии бюджета РФ позволяет сказать о том, что наряду с ростом доходной части бюджета страны, наблюдается и рост расходных обязательств, совокупная динамика которых представлена на рисунке 2.7 Рис 2.7. Динамика расходов бюджета Российской Федерации в млрд. руб. Расходные статьи бюджета страны имеют свою бюджетную классификацию (направления расходования средств). Более предметно, данная классификация отображена на рисунке 2.8 Рис 2.8. Статьи расходов бюджета Российской Федерации за 2014 -2018 годы в млрд. руб. Из рисунка 2.8 можно заметить, что в системе расходов бюджета РФ основная часть направляется на такие направления, как: 1.Социальная политика; 2.Национальная оборона; 3.Национальная безопасность и т.д. Расходы бюджета страны, как и объем доходных поступлений, напрямую зависит и от курса валюты относительно доллара и евро. Более детально, соотношение рубля к доллару и рубля к евро представим на рисунках 2.10 и 2.9 Рис 2.9 Динамика среднегодового курса рубля к доллару Если же говорить о динамике валютного курса евро относительно рубля, то за последние годы можно наблюдать следующую динамику, отображенную на рисунке 2.10 Рис 2.10. Динамика среднегодового курса рубля к евро Ученые-финансисты прогнозируют рост и курса доллара и рост курса евро относительно рубля в ближайшей перспективе: доллар будет находится на уровне в 73-75единиц, евро же на отметке в 83-87 единиц. Рис 2.11 Объемы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации в млрд. руб Проведем анализ динамики межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Данные продемонстрируем на рисунке 2.12 Из данных рисунка 2.12 видно, что за последние годы можно наблюдать снижение объемов межбюджетных трансфертов в Российской Федерации с отметки в 1378 млрд.руб в 2014 году, до отметки в 947 млрд.руб Как можно заметить из данных рисунка 2.12., в структуре межбюджетных трансфертов Российской Федерации преобладают дотации, субсидии и субвенции, на долю которых приходится 46%, 27% и 24% соответственно. Рис 2.12 Структура межбюджетных трансфертов в Российской Федерации в % В бюджетной системе РФ важное место занимает финансовый контроль, речь о котором более предметно пойдет в следующем параграфе. 2.3. Государственный и муниципальный финансовый контроль Мировой финансово-экономический кризис заставил государственных деятелей и ученых всех стран задуматься не только о его причинах и путях преодоления, но и об установлении более жёсткого контроля за расходами бюджета, которые влияют сразу на все экономические субъекты. Исходя из исследований многих ученых и экономических деятелей, можно сделать вывод, что государственный финансовый контроль – это система действий органов законодательной и исполнительной власти, благодаря которой регулируются финансовые отношения, проверяется и выявляются несоответствия в финансовой деятельности объектов экономики. Высшие органы государственной власти, используют различные инструменты управления финансами в зависимости от цикла развития государства. Высшие органы государственной власти могут применять различные направления регулирования финансовой системы: повышать или понижать учетную ставку, покупать или продавать государственные ценные бумаги и т.д. Принято считать, что государственный финансовый контроль направлен на решение определенного спектра задач, которые представлены на рисунке 2.13 Рис 2.13 Задачи финансового контроля Финансовый контроль, являясь структурным элементом рыночных отношений, имеет такие системные элементы как: 1.Объект; 2.Предмет; 3.Субъект. Данные элементы финансового контроля, отобразим на рисунке 2.14 Рис 2.14 Элементы системы финансового контроля Существуют различные подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах, в связи, с чем выделяют следующие виды контроля: 1.бюджетный. Данный вид финансового контроля осуществляется в рамках государственного бюджета и бюджетной системы страны в частности. 2. налоговый. Данный вид контроля осуществляется в рамках налоговой системы страны. Его цель – контроль за налоговыми поступлениями. 3.таможенный. Здесь речь идет о комплексе мер, которые направлены на регулирование таможенных сделок как в области импорта, так и экспорта. 4. денежно-кредитный. Вид финансового контроля, который основывается на регулировании рациональности и эффективности денежно-кредитной политики страны. Государственный финансовый контроль основан на использовании ряда принципов, среди которых можно выделить такие, как: 1.Законность. Деятельность органов государственного финансового контроля осуществляется в рамках закона; 2.Гласность. Механизм осуществления финансового контроля осуществляется публично с последующим опубликованием в информационных источниках; 3.Объективность. Процедура проведения финансового контроля производится в рамках полномасштабных исследований с использованием системы показателей и т.д. Черты присущие механизму финансового контроля, с помощью которых можно отделить его от других систем управления: 1. существует как часть единого механизма управления экономикой, в котором является центром всей системы. 2.финансовые отношения зависят от механизма финансового контроля, но в то же время сам финансовый контроль существует из-за них. 3.По мере развития экономики финансовый механизм преобразуется и улучшается. Инструменты финансового механизма помогают определить направления и цели механизма финансового регулирования, и преобразуют социальные и экономические направления развития. Инструменты финансового регулирования тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, однако все зависит от существующих целей финансовой политики государства. Качественные критерии присущи и системе финансового регулирования, они зависят от степени государственного влияния на экономику. Механизма регулирования имеет инструменты, которые условно делят на две большие группы: 1. инструменты прямого характера назначения 2. инструменты косвенного характера назначения К первому пункту относятся законодательные акты, Постановления Правительства и т.д. Ко второму пункту относятся инструменты кредитно- денежной политики, бюджетно-налоговой, социальной и т.д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 39 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg