Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Противодействие коррупционным преступлениям

happy_woman 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности подразделениями органов внутренних дел в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности. Предмет исследования представляют законодательные положения организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности по линии противодействия коррупционным преступлениям, соответствующие научные взгляды, а также вопросы совершенствования правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции. Цель настоящего исследования – комплексное рассмотрение и анализ деятельности подразделений экономической безопасности и противодействию коррупции как основного субъекта противодействия коррупции, в выявлении и раскрытии преступлений и выработка предложений и рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи, составляющие её содержание: 1. рассмотреть исторический аспект противодействия коррупции в России; 2. рассмотреть и проанализировать современную оперативную обстановку по линии противодействия коррупционным преступлениям; 3. рассмотреть, проанализировать правового основу организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности по линии противодействия коррупционным преступлениям; 4. выявить проблемы нормативно – правового регулирования организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности по линии противодействия коррупционным преступлениям, вынести предложения по их решению; 5. рассмотреть положения по предупреждение коррупционных преступлений; 6. Рассмотреть и проанализировать особенности выявления и раскрытия преступлений коррупционной направленности. Новизна полученных результатов заключается в том, что автором были выявлены определённые проблемы законодательной базы регламентирующей организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности по линии противодействия коррупционным преступлениям, а также выработаны предложения и рекомендации по устранению данных проблем выработаны предложения и рекомендации по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и осуществлению оперативно-розыскной деятельности по линии противодействия коррупции Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут служить основой для внесения изменений в законодательство, регламентирующее организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями по линии противодействия коррупционным преступлениям как на федеральном уровне, так и на подзаконном. Результаты исследования могут найти применение при проведении занятий по общественно-государственной подготовке, составлении служебной документации, а также результаты данного исследования могут использоваться при подготовке сотрудников подразделений ЭБиПК ОВД. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные и аналитические материалы ФКУ «ГИАЦ МВД России» за период с 2015 по 2019 г.г., информационно-справочные, аналитические и методические материалы, содержащиеся в фондах ГУЭБиПК МВД России, Следственного комитета РФ, территориальных органов МВД России (МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ), касающиеся деятельности органов внутренних дел по противодействию коррупции. Методологическую основу исследования составили базовые положения диалектического метода познания явлений и процессов реальной действительности, предполагающего их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В процессе работы использовались в совокупности общенаучные методы исследования: сравнение, анализ, исторический и другие частнонаучные методы познания, позволяющие системно показать основные направления, особенности теории и практики борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 31.12.2015 №683 , коррупция признана одной из основных угроз общественной безопасности. Данное положение обусловлено широким деструктивным влияние коррупционной преступности на все сферы жизнедеятельности Российской Федерации. Согласно официальным сведениям о количестве выявленных преступлений коррупционной направленности в 2015 году - 32455, в 2016 году - 32924 (+1%), в 2017 году 29634 (-10%), в 2018 году -30495 (+3%), в 2019 году -30991 (+2%) (см. приложение график №1). Стоит обратить внимание на тот момент, что количество выявляемых преступлений коррупционной направленности имеет направленность к снижению на 5% в 2019 году по отношению к 2015 году. При этом нельзя забывать о высоком уровне латентности коррупционных преступлений, коэффициент латентности некоторых из указанных преступлений по мнению некоторых экспертов достигает отметки – 1 к 150. Данные положения наталкивают нас на мысль, что снижение количества выявленных преступлений коррупционной направленности не может свидетельствовать об уменьшении количества совершения коррупционных преступлений, а скорее наоборот, данные сведения указывают нам на возникновения определенных проблем с выявлением и расследованием преступлений коррупционной направленности, таких как повышение интеллектуального уровня совершения данных преступлений, недостатков нормативно – правового регулирования противодействия коррупции, социально – экономических проблем, недостаток кадров, что порождает высокую загруженность сотрудников осуществляющих противодействие коррупционным преступлениям, и т.п. Вышеуказанные положения свидетельствуют о том, что реальное количество совершения преступлений коррупционной направленности очень высоко. Коррупционные преступления оказывают значительное негативное влияние на жизнедеятельность России, в связи с чем сохраняется необходимости совершенствования деятельности по противодействию коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства. Степень научной разработанности. Рассматриваемой проблеме были посвящены труды многих известных ученых, среди которых необходимо отметить исследования А.В. Борбат, Г.Н. Борзенков, С.С. Босхолов, А.В. Бриллиантов, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, Б.В. Здравомыслов, Н.Г. Кадников, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеев, Ю.И. Ляпунов, С.В. Максимов, В.С. Овчинский, А.А. Пионтковский, Н.С Таганцев, А.Н. Трайнин, Е.А. Фёдоровой, В.Е. Эминов, А.М. Яковлев, П.С. Яни и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................. 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы противодействия коррупционным преступлениям. 7 § 1. Исторические аспекты коррупционной преступности в России. 7 § 2. Современная оперативная обстановка по линии противодействия коррупционным преступлениям. 21 § 3. Правовая основа организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности по линии противодействия коррупционным преступлениям 43 ГЛАВА 2. Актуальные вопросы противодействия коррупционным преступлениям 55 § 1. Предупреждение преступлений коррупционной направленности 55 § 2. Выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................. 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .............................................................................. 81 ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................. 90
Список литературы

1. Нормативные правовые акты. 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993.25 декабря. 2. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» //Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349. 3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 4. Федеральный закон 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, №52. 5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294 // Рос. газ. 2008. 27 дек. 6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, №1 (часть II), ст. 212. 7. Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета, № 190, 10.09.2008 8. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 года» // Рос. газ. 2010. 15 апр.; 9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Рос. газ. 2016. 15 янв. 10. Национальный план противодействия коррупции: Утв. Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Рос. газ. 2008. 3 авг.; 11. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»: // Рос. газ. 2009. 21 июля; 12. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Рос. газ. 2009. 22 мая. 13. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗРФ. 2008. №3 Ст. 2412. 14. Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // Российская газета от 03.08.2012 № 177 15. Приказ Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФСНП России от 22 мая 1995 г. №32/199/73/278 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах органов прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп» // "Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ", том 1, М., 2004. 16. Об утверждении Плана противодействия коррупции в деятельности Федерального агентства по образованию: Приказ Федерального агентства по образованию от 26 сентября 2008 г. № 1320; 17. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2009 г. №279. «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими Росприроднадзора о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» // Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2009 N 15032. 18. Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. «О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в сфере реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 г. Президентом Российской Федерации» 19. О противодействии коррупции во Владимирской области: Закон Владимирской области от 10 ноября 2008 г. № 181-ОЗ; 20. О мерах по противодействию коррупции в Московской области: Закон Московской области от 10 апреля 2009 г. № 31/2009 – 03. 21. Об Утверждении областной целевой программы «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 - 2011 годы). 22. Постановление Администрации Брянской области от 1 декабря 2008 г. № 1108; Об Утверждении Плана профилактических мероприятий по противодействию коррупции в Рязанской области на 2009 - 2012 годы. 23. Постановление Правительства Рязанской области от 27 мая 2009 г. № 208 р. 24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» //Бюллетень Верховного Суда РФ, №12, декабрь, 2009. 25. «Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности», утв. Указанием Генпрокуратуры России №797/11, МВД России №2 от 13.12.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (не был опубликован). 2. Научная и учебная литература. 26. Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности//Учебное пособие/Под общ.ред.: В.В. Степанова Саратов,2016. 27. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России ХVI-ХХ веков. – М., 2003. 28. Гриб В. Г., Окс Л. Е. Г82 Противодействие коррупции: учеб. пособие / В. Г. Гриб, Л. Е. Окс. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 29. Иванов Н.Н., Чиркова Л.В. Аналитическая деятельность в управлении органами и подразделениями внутренних дел. Уч. пос. М., 2004. 30. История коррупции в России / под ред. Н. И. Серьгова. М.: МОСУ, 1999. 31. Карагодин В.Н., Вахмянина Н.Б. Методика расследования должностных преступлений: Учеб. пособие. М., 2012. 32. Кардашевский В.В., Морукова А.А., Сосновская Ю.Н. Основы управления и делопроизводство в ОВД. Учебное пособие. МосУ МВД России. М., 2013. 33. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. М.: Альфа, 1997. 34. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) /С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др. /Отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2016. 35. Криминология. Учебник под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2004. 36. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки: метод. пособие. – М., 1998. 37. Моисеев В.В. История России. Учебник. – Орел: изд-во ОРАГС, 2008. 38. Набоков Н.А. Предупреждение и раскрытие аппаратами уголовного розыска незаконного ношения, хранения, изготовления, приобретения или сбыта оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (правовые и организационно-тактические аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1989. 39. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: науч. издание / В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 40. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Ч. П. Горький: ВШ МВД СССР, 1978. - С.6-7; Лукашов В.А. Теоретические, правовые и организационно- тактические основы оперативно-розыскной деятельности ОВД: учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1995. 41. Осокина Е.Д. За фасадом сталинского изобилия. М., 1997. 42. Пейсикова Е.В., Яни П.С. Комментарий к Постановлению Верховного суда от 16.10.2009, №19 «О судебной по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий» //Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам /Под общ.ред. В.М. Лебедева; Верховный Суд РФ. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2014. 43. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 7-е издание, переработанное и дополненное /Под ред. Г.А. Есакова. - М.: «Проспект», 2017. 44. Потапов И.Н. Выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, совершаемых в негосударственном секторе экономики: дисс. канд. юрид. наук. 12.00.12. - М., 2017. 45. Псковская Судная грамота Ц Российское законодательство X—XX веков: в 9 т. Т. 1. М.: Юридическая литература, 1984. 46. Смирнов А. Ю. Корыстные должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел: уголовно-правовая и криминологическая характеристики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2017. 47. Судебники XV-XVI веков. М-Л., 1952. 48. Торбин Ю.Г. Теория и практика освидетельствования. СПб., 2004 49. Чашин А. Н. Коррупция в России. М.: Дело и Сервис, 2009. 50. Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование российского опыта): дисс. д-р. юрид. наук.. - СПб., 2005. 3.Практические материалы 51. определение Верховного Суда Республики Дагестан по делу № 22-1871-12 // Архив Верховного Суда Республики Дагестан. 4.Научные статьи 52. Земцов Б.Н. Судебник Ивана III: цели законадателя / Б.Н. Земцов // Ленинградский юридический журнал. № – 43. 2016. 53. «Актуальные проблемы экономики и права». 2010. № 4. 54. Алексеев А.И., Синилов Г.К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. – М., 1973. 55. Атмажитов В.М. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Учебник: Общая часть. – М., 1990. 56. Атмажитов В.М. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности // Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». – М., 1999. 57. Ввозный А.Ф. Оперативная разработка. Уголовно-правовые основы. Киев, 1973; Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. – М., 1974. 58. Волков А.П. К вопросу об определении понятия коррупции //Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей /Под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. 59. Волконская Е.К. Типология личности преступника-коррупционера // Российский следователь. № 14. 2013. 60. Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 735 – 2011 г. 61. Гаухман Л.Д.. Проблемы совершенствования законодательства о борьбе с коррупцией // Материалы Всерос. Науч. – практ. конф. 7 - 8 июня 2000 г. – М., 2000. Вып. 1. 62. Гончаренко Т.С. Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. №3-4. 2007. 63. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. – М., 1996. 64. Ефанов С.И., Агеенков А.А. О некоторых аспектах выявления коррупционных преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел в сфере государственных и муниципальных закупок // Юридическая наука №12. 2019. 65. Калинович Л.Н. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Минск, 1982. 66. Кручинина Н.В. Проблемы теории и практики проверки достоверности уголовно- релевантной информации в досудебном процессе. - М., 2013. 67. Крюкова Н.И. Возникновение и история развития коррупции в России / Н.И. Крюкова // Государственная власть и местное самоуправление № 12. 2013. 68. Кучин О.С. О некоторых методах оперативно-розыскной деятельности, применяемых в целях выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней //Российский юридический журнал. №2. 2010. 69. Личность преступника. Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 70. Лукашов В.А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». Киев, 1976. 71. Лукашов В.А., Михайлюк Н.Т. Изучение и оценка оперативной обстановки. 2009. 72. Любый, Е. П. Современное состояние коррупции в России и предложения по борьбе с ней // Молодой ученый № 44. 2019. 73. Мусаев С.Г. Функции и задачи органов внутренних дел РФ по борьбе с экономическими преступлениями //Вестник экономики, права и социологии. №3. 2014. 74. Попов М.Ю., Сельцовский П.А. Генезис коррупции в России // СГЗ. № 4 – 2010. 75. Пугачев Е.В. О целесообразности законодательного закрепления использования изъятия в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик) № 3. 2007. 76. Рачева Н.В. Тактические операции по задержанию с поличным // Правоохранительные органы: теория и практика. № 2. 2012. 77. Романовская, В.Б. Политические преступления по уголовному уложению 1903 года / В.Б. Романовская, С.Л. Рогов // Право Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского № 3. 2007. 78. Самойлов В.Г., Шульц В.К. К вопросу о совершенствовании правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Совершенствование организации и тактики оперативной работы органов внутренних дел: Сборник. Омск, 1984. 79. Синилов Г.К. Основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции. – М., 1975. 80. Финогентова, О.Е. Понятие и ответственность за взятку по уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и уголовному уложению 1903 года // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – № 9. 2015. 81. Чернышева, Л. А. Антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов субъектов Р. Ф. и органов местного самоуправления: проблемы теории и практики/ Л. А. Чернышева // Государственная власть и местное самоуправление. № 6. 2017. 82. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. – М., 1997. 5.Электронные ресурсы 83. Официальный сайт РБК - [Электронный ресурс] - https://www.rbc.ru/politics/16/08/2017/582c2eaf9a794778b93004a8. 84. Медведев Д.А. Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции 6 апреля 2010 г. // www.kremlin.ru/transcripts/7365. 85. Официальный сайт Ведомости - [Электронный ресурс] - https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/06/655834-direktora-t-plyusa. 86. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации – [Электронный ресурс] - http://genproc.gov.ru. 87. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - [Электронный ресурс] - https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/12167987/. 88. Сайт Следственного Комитета Российской Федерации - [Электронный ресурс] - https://sledcom.ru/news/item/1417917. 89. Официальный сайт РИА Новости - [Электронный ресурс] -https://ria.ru/spravka/20180206/1513832750.html.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ. § 1. Исторические аспекты коррупционной преступности в России Чтобы изучить такое явление, как коррупция в России, необходимо исследовать научную литературу, посвященную истории возникновения взяточничества, как одного из основных элементов коррупции, в России. С этим учетом следует выделить этапы развития коррупционной преступности: до 1715 г.; с 1715 по 1801 г.; с 1801 по 1901 г.; с 1901 по 2000 г.; с 2000 г. по настоящее время . Коррупция в России - наиболее сложное и неоднозначное явление, специфичность которого связана с особым менталитетом, присущим россиянам. Переходя к непосредственному рассмотрению такого явления как коррупционная преступность в России на наш взгляд в первую очередь необходимо обратиться к историческим аспектам возникновения, становления и развития коррупции, а также к использовавшимся мерам противодействия коррупции со стороны государства и общества с целью наиболее полного и углубленного изучения и анализа поставленной проблемы. Анализируя многочисленные исследования научных деятелей по данной тематике необходимо отметить, что одной из значимых причин возникновения такого негативного явления как коррупционная преступность являются традиции, сложившиеся еще на Руси, такие как дарения, подношения. Данные традиции на Руси принимались за норму и были в некоторых случаях даже необходимы. Таким образом люди добивались положительного расположения по отношению к себе от лиц, занимающих определенный чин. Также, необходимо отметить, что посредством данных традиций коррупция проявлялась достаточно в специфической форме, которая в свою очередь порождала такой признак коррупционной преступность, как высокая латентность. Так, В.В. Астанин отмечал, что более 500 лет тому назад уже в Псковской судной грамоте учитывалась такая характерная особенность коррупции, как латентность . По мнению С.В. Бонда-Ренко, «взятка в те времена носила сакральный смысл. Прийти без подношений к Великому князю считалось нарушением тогдашних этических норм. Посулы, «то есть взятки» необходимы, когда необходимо было решить какой-либо вопрос, и просто так, на всякий случай. Эта традиция до такой степени укоренилась в социальную практику, что в XVII-XVIII в. коррупция стала характерной чертой власти. Существовала и узаконенная форма взятки чиновникам, которая называлась «почесть ». Также необходимо отметить, что первым легальным проявлением коррупции явилось «кормление» – древнерусский институт направления князем своих воевод, наместников в провинцию без денежного вознаграждения, с тем, чтобы они «кормились» (содержались) населением соответствующей территории. Воеводы ведали всеми делами в подвластном ему уезде: управляли войском, судили и назначали наказания, наблюдали за сбором налогов и т.п. При этом воеводы злоупотребляли своей властью, бессовестно брали вознаграждения, вымогали у жителей приношения, наживались на народной нужде. они, как правило, назначались на два года, но вместо того чтобы управлять, большей частью стремились обогатиться в течение этого срока . К сожалению, данный древнерусский институт «кормление» привел к развитию одной из самых сложно искоренимых проблем – коррупционной преступности. И уже в те времена люди начинали задумываться о негативном влиянии коррупционных проявлений на процесс осуществления государственного управления, а, следовательно, на жизнедеятельность общества во всех ее сферах. Осознавая данную проблему в нашей стране люди начали предприниматься действия, направленные на борьбу с коррупцией. Так впервые о посуле как взятке упоминалось в ст. 4 Псковской судной грамоты (1397-1467 г.г.) . Запрет на получение взятки устанавливала и Новгородская судная грамота (в редакции 1471 г.). Наконец, запрещение получения посула как корыстного преступления по службе было законодательно закреплено Иваном III в Судебнике 1497 года. В первой статье Судебника говорится: «А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судне по - сула от суда не имати никому». «Посул» в данном контексте уже не корм, а взятка. И чтобы не было сомнений, законодатель во второй статье повторяет: «а тайных посулов не имати» . Далее необходимо обратиться к одному из самых эффективных борцов с коррупцией – Государю Руси Ивану IV Грозному. Данный Государственный деятель отличался своими суровым нравами осуществления государственного управления и достаточно сурово расправлялся с лицами, промышляющими коррупционными деяниям, о чем свидетельствует записи в летописях государевы «от своего стяжания лишились живота и вотчин». Также необходимо отметить, что одной из главных причин введения на Руси опричнины, по признанию самого самодержца, была попытка справиться с тотальной коррупцией госаппарата . А в 1550 году был издан судебник в данном законодательном акте за взяточничество предусматривалось наказание в виде торговой казни и помещение в тюрьму . Данные перемены в законодательстве направленные на борьбу с коррупционными проявлениями государственных чинов вполне понятны, так как в те времена существовал такой институт как кормление, который был создан для того что бы лица занимающие государственные должности могли официально получать за свою деятельность денежное довольствие за счет населения, а не за счет государственного бюджета. В этом заключалась самая большая проблема, порождающая коррупцию, так как государственные чины получали денежное довольствие не из государственного бюджета, то соответственно государство не могло осуществлять должный контроль за получаемым денежным довольствием государственных чинов, а разграничить «кормление» и коррупционные проявления было практически невозможно . В связи с чем дело доходило до того, что появившиеся в XVII в. московские приказы приспособились к мздоимству и вымогательству гораздо лучше, чем к управлению страной. Дьяки и подьячий довели до совершенства приказную волокиту. Она была признана лучшим средством воздействия на недогадливых истцов и ответчиков. Приказная атмосфера, в конечном счете, сформировала один из самых важных бюрократических принципов, переходящий из столетия в столетие: чем запутанней, тем лучше . Обращаясь к эпохе правления Петра Первого, то необходимо отметить, что данный царь, а в последствии император также уделял большое внимание борьбе с коррупцией. Им была продолжена политика уголовно-правовых и предупредительных мер борьбы с коррупцией, в частности, введена равная уголовная ответственность поlкупателей и подкупаемых. Петром Первым были созданы и учреждён институт фискалов, в обязанности которых входило «тайное надсматривание» за законностью деятельности правительственного аппаратом и государственных чинов. При выявлении сведений о совершении лицом занимающего государственный чин фискал доносил о его противоправной деятельности и если данная информация подтверждалась, то фискал получал вознаграждение в виде половины суммы от судебного штрафа, взыскиваемого с уличенным им должностного лица. При этом, за не подтвердившуюся информацию о коррупционном проявлении фискал не нес никакой ответственности. Руководил деятельностью фискалов, входящий в состав Сената - обер-фискал, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Также, Пётр I поощрял доносы рядовых граждан на казнокрадов и взяточников. Если они вскрывали значительные факты коррупции, то правдоискателю полагалось 25 процентов от суммы. Но Велики реформатор не останавливался на этом, так как идея борьбы с коррупцией носила комплексный характер и должна была охватывать как можно больше аспектов жизнедеятельности общества и государства. Так 23 января 1722 г. Петр Первый учредил создание такого государственного органа как прокуратура, в обязанности которой также входила борьба с коррупцией. В отличие от института фискалов, прокуроры официально надзирали за соблюдением законов и пресекали их нарушения. Великий реформатор жестоко наказывал коррупционеров. После того, как сибирский губернатор князь Гагарин был изобличен в коррупции, по приказу Петра I он был повешен. Архангельский вице-губернатор Курбатов был приговорен судом к большому денежному штрафу. Вице-губернатор Корсаков был публично наказан кнутом, а двум сенаторам князьям Волконскому и Опухтину жгли языки раскаленным железом. Не избежал наказания и обер-фискал Нестеров, который изобличил в коррупции князя Гагарина. На площади, принародно его четвертовали за крупную взятку . После смерти Петра Первого последовала череда дворцовых переворотов, в связи с чем системный подход борьбы с коррупцией зарекомендовавший себя с положительной стороны был отставлен на задний план перестало уделяться должное внимание вопросу борьбы с коррупционной преступностью, а, следовательно, должностные лица стали продолжать с наибольшим пристрастием набивать свои карманы и служить не государству, а на благо себе. Возможно, методы борьбы с коррупцией в царской России кому-то покажутся чрезмерно жестокими. Но надо иметь в виду, что этот вид преступления препятствовал реализации задуманных реформ, наносил вред авторитету государственной власти, тормозил социально-экономическое развитие империи. Но благодаря решительным мерам по искоренению этого зла, коррупция среди чиновников при Петре Великом была если не ликвидирована, то значительно сокращена . В 1741 г. после очередного дворцового переворота на трон взошла дочь Петра Первого – Елизавета Петровна которая издала Указ в содержании которого указывалась отмена смертной казни в том числе за должностные преступления. Данные законодательные закрепления порождали увеличение коррупционных проявлений в России. Так, белгородские купцы жаловались на то, что воевода Морозов наказывает кнутом и даже отре¬зает уши тем из них, которые не хотят участвовать вместе с ним в ограблении казны. Но их жалобы так и остались без последствий. Другой воевода совершал обход домов перед Рождеством, как те, что ходят и славят Христа, и собирал обильную жатву вынужденных даров. Подобные поступки оставались безнаказанными. Сама Елизавета изобличала перед Сенатом воронежского воеводу Пушкина и белгородского Салтыкова, делавших постыдные поборы с жите¬лей, но Сенат не принимал против них никаких мер. Справедливость требует указать, что одной из главных причин, по которой правительство Елизаветы не приступало более энергично к уст¬ранению этих бесчинств, являлось его бессилие . В период правления Александра I коррупция на высшем уровне значительно снизилась, но все же была распространена среди среднего и, в особенности, у низшего чиновничества и полиции. Кардинальные меры по борьбе с коррупцией начались в период правления Александра II. С целью контроля чиновников и членов их семей были созданы книги: «Список гражданским чинам такого-то ведомства». Книги были доступны населению, что помогало изучать сведения о службе, наградах, поощрениях, а также узнавать доходы семьи и сведения об имуществе. Главное преимущество таких изданий: контроль доходов и расходов служащих . С течением времени изменения, произошедшие в обществе и государстве, подразумевали изменения и в законодательстве. С этой целью Николаем II в 1903 году было ведено Уголовное уложение, которое пришло на смену Уложению о наказаниях, действующего с 1845 года. Одним из плюсов нового закона было распространение на всю территорию Российской империи и распространялось на всех лиц, находящихся на территории. Уголовное уложение 1903 года, несомненно, явилось своевременным правовым актом, заменившим устаревшие во всех смыслах нормы и положения Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Несмотря на это, в правоприменительной практике еще возникало достаточное количество спорных ситуаций, связанных в первую очередь с толкованием уголовного закона . Статьями, направленными на борьбу со взяточничеством, преследовалось преступное обогащение путем нарушения начала безвозмездности деятельности служащих по отношению к частным лицам, которое было одним из важнейших и существенных условий государственной и общественной службы. По новому уложению под взяточничеством понималось получение служащим взятки, добровольно ему предложенной самим лиходателем – лицом, предложившим или передавшим взятку чиновнику, уголовное уложение признавало простое взяточничество: 1) если взятка принята за совершенное служащим действие, входящее в круг его служебных обязанностей по службе (ч. 1 ст. 656); 2) для побуждения к совершению такого действия (ч. 3 ст. 656). Взяточничество признавалось тяжким: 1) если взятка была принята за совершение преступного деяния по службе или за служебный проступок; 2) для побуждения к совершению такого деяния или проступка (ч. 2 ст. 656). Если служащий вымогал денежные средства, то по уголовному уложению такое деяние считалось взяточниством и зависело от: 1) была ли взятка получена за совершенное действие, входящее в круг обязанностей служащего, или ввиду совершения такого действия (ч. 1 ст. 657); 2) была ли получена взятка за совершенные по службе преступные В 1911 году министр юстиции Иван Щегловитов внес на рассмотрение законопроект «О наказуемости лиходательства». Дача взятки в нем рассматривалась как самостоятельное преступление. Однако царь не дал ходу этому проекту . С началом Первой мировой войны борьба с коррупцией ужесточилась. Под занавес монархического режима в России (в 1916 г.) был принят чрезвычайный закон, по которому существенно повышалось наказание за мздоимство и лихоимство. Особые строгости применялись к взяточникам, вовлеченным в дела, связанные со снабжением армии и флота. После свершения Октябрьской революции 1917 года борьба со взяточничеством продолжалась. Так, Декрет Совнаркома от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» предусматривал уголовную ответственность за взятки (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Причем впервые в России, согласно этому документу, наказанию, помимо лиц, виновных в принятии взятки, также подвергались «виновные в даче взятки и подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие» Советский период антикоррупционной политики государства можно разделить на два исторических отрезка: довоенный и послевоенный. В довоенный период советское руководство, решая задачу государственного строительства, вынуждено было привлекать к управлению государством, экономикой, вооруженными силами, правоохранительными органами не только преданных революционной идее специалистов, но и представителей тех социальных групп, которые новой властью были отнесены к враждебным классам. В этот период времени коррупция в органах государственной власти проявлялась как в классической форме (ее культивировали специалисты из дореволюционной России, а делегированные во власть представители революционной части общества оказались весьма способными учениками по части взяточничества, бюрократической волокиты и использования должностных преимуществ в корыстных целях), так и в форме саботажа. Последний вид коррупции проявлялся как в растлении сознания молодых специалистов с использованием классических коррупционных технологий, так и в организации деятельности подведомственных старым специалистам направлений государственной и хозяйственной жизни России в сторону максимального снижения ее эффективности . Таким образом, уже с первых дней советской власти руководители государства столкнулись с проблемой коррупции как источника реальной угрозы ее существованию. Поэтому неслучайно приоритетным направлением государственной антикоррупционной политики была репрессивная функция, которая осуществлялась через созданные в конце 1917 г. Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) и Народный комиссариат внутренних дел. Для повышения эффективности репрессивных антикоррупционных мер уже на предупредительной стадии НКВД использовал потенциал общественного контроля, который был затем институализирован в специально созданные и внешне независимые от правоохранительных органов Рабоче-крестьянские инспекции, ориентированные на предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и пресечение возникающей коррупции во всех ее новых проявлениях. К предупредительным коррупционным мерам следует отнести разработку в 1923-1924 гг. Положения о государственной гражданской службе, запрещающего служащим участие в деятельности коммерческих структур; предусматривающего информирование ими о состоянии и изменении собственного имущественного положения, а также жены, родителей, детей; о наличии или отсутствии родства с другими сотрудниками учреждения; о службе в порядке совместительства. К уголовно-правовым мерам противодействия коррупции относилось установление равной меры наказания всем субъектам коррупционного преступления, введение уголовной ответственности за недоносительство. Служащим, например, вменялось в обязанность в случае получения от начальника явно незаконного распоряжения, исполнение которого карается уголовным законодательством, не исполнять его и немедленно сообщать об этом высшему в административном порядке начальнику того лица, от которого последовало незаконное распоряжение. При всей очевидности угрозы, которую представляла коррупция для советской власти, следует отметить и то обстоятельство, что И.В. Сталиным в борьбе за абсолютную власть в партии и государстве коррупция, приравненная им к одному из видов предательства, использовалась в качестве одного из предлогов для партийных чисток, ротации управленцев под лозунгом обострения классовой борьбы в стране в ходе построения социализма. В результате была создана не только мощная, сложная и подчиненная воле И.В. Сталина машина государственного управления и контроля, получившая название в современной политической науке как номенклатурная система, но и структура так называемого трудового перевоспитания в трудовых лагерях и колониях (зонах), объединенных в Главное управление лагерей при НКВД СССР (ГУЛАГ). Оно вело строительство важных промышленных и хозяйственных объектов, и через него прошли миллионы осужденных, в том числе и чиновники различных рангов. В изменившихся условиях государственная и хозяйственная бюрократия выработала новые, оригинальные, по-своему уникальные формы коррупционных отношений, например, корпоративные сговоры вокруг фальсификации отчетности, экономических, социальных показателей, направленных на выполнение директив центра о постоянном повышении производительности труда, объемов производства. Именно они материализовали мифы о выполнении в СССР планов пятилеток за четыре, а то и три года, что объяснялось неуклонным ростом трудового энтузиазма и коммунистической сознательности советского народа . В первые послевоенные годы сталинская модель государственного управления и используемые властью технологии предупреждения и пресечения коррупции продолжали действовать. Но после смерти И.В. Сталина, осуждения культа его личности в СССР не только произошли позитивные изменения в политической жизни и в управлении государством, но и были созданы достаточно благоприятные условия для реанимации коррупции. Помимо этого, руководство КПСС и СССР, одушевленное идеей построения коммунизма в отдельно взятой стране, из политических соображений, а также в контексте концепции отмирания преступности в советском обществе по мере его приближения к коммунизму, практически блокировало не только информацию, но и саму практику антикоррупционной деятельности, чем не преминула воспользоваться номенклатурная элита в центральных и региональных органах государственной власти, в экономике, социальной сфере. Классическая коррупция как система, пронизавшая всю страну по вертикали и горизонтали, в СССР была, по сути, невозможна. Объясняется это просто. Коррупция есть использование положения во власти в личных, корыстных целях. В СССР власть была самоценна и самодостаточна. Ее просто не на что было обменять. Она обеспечивала приличную зарплату, социальный статус, многочисленные привилегии и ощущение принадлежности к избранным. Да и советская идеология не поощряла лихоимство и мздоимство. Было время, когда давать и брать взятки считалось делом постыдным – в том числе теми, кто брал и давал. Умеренность взяточничества объяснялась также тем, что брать, по большому счету, было не с кого и нечего. Исключение составляли «цеховики» (подпольные предприниматели), торговля, общественное питание и распределение фондов. С распадом СССР хозяевами жизни стали вчерашние маргиналы с набитыми деньгами портфелями. Для чиновников власть в момент обесценилась, из самоценности превратилась в товар. Тотальному распространению коррупции способствовало расширение круга тех, с кого было, что и за что взять. Власть легализовала частную собственность и предпринимательство, но обставила их такими бюрократическими рогатками, что новоявленные предприниматели изначально попадали в полную зависимость от чиновников. Проблема коррупции мало волновала реформаторов в 1990-е годы. Они считали ее неизбежной платой за рыночные преобразования и даже представить себе не могли степень влияния на перспективы развития страны. В результате вместо заявленной цели создания класса собственников сформировался класс новой бюрократии – голодной, злой, жаждущей реванша . За последние годы органами государственной власти России сделаны важные шаги в реализации антикоррупционной стратегии. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что коррупция была официально признана одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности, оказывающей влияние на все сферы жизни общества. В рамках реализации этой государственной стратегии по противодействию коррупции был принят комплекс важнейших документов и мер, среди которых особое место занимают Указы Президента Российской Федерации, посвященные вопросам противодействия коррупции. Президентом были подписаны законы, который призваны повысить эффективность деклараций государственных служащих. Согласно документу, банки будут обязаны по запросам правоохранительных органов раскрывать сведения о финансовых операциях должностных лиц. С 2008 года действует Совет при президенте РФ по противодействию коррупции. Предпринимается активное совершенствование законодательной базы и приведение ее в соответствие с мировыми нормами. Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции. 19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В 2010 году был издан Указ президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции». В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция признана одной из основных угроз для общества и государства. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, определившая ключевые направления организации работы по системному противодействию коррупции и предупреждению ее проявлений. В том числе был принят ФЗ РФ от 17 июля 2009 г. № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Актуальность антикоррупционной экспертизы состоит в том, что она позволяет выявлять в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы для их последующего устранения. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти. Также законодательно введен целый ряд обременительных норм и правил для публичных должностных лиц и их семей, в части декларирования имущества, доходов, владением зарубежной собственностью. Очевидно, что значительная часть коррупционных деяний происходит по причине несовершенства законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Самой действенной мерой по борьбе с коррупцией в России должно быть совершенствование российского законодательства. Право применение должно осуществляться не только за контролем уровня доходов чиновников, когда это превращается раз в год в декларацию с не совсем достоверными цифрами, а за уровнем расходов, приобретением дорогостоящих активов чиновником и его членов семьи. Для этого необходимо ратифицировать тот самый пункт 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, который Российская Федерация с таким упорством уже несколько лет отказывается ратифицировать. В пункте 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией определена обязанность чиновника и иных должностных лиц доказывать легальность доходов, потраченных на дорогостоящие приобретения, и в случае, когда возникают подозрения в неосновательном обогащении, то контрольно-надзорные органы государства обязаны будут провести финансовое расследование и по их результатам принять соответствующие меры. Такая мера станет поистине революционной по борьбе с коррупцией в России .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 110 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg