Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АРТИСТА БАЛЕТА

stasya88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Профессиональное балетное образование имеет значительные особенности. Оно существенно отличается от профессиональной подготовки в различных сферах человеческой деятельности (гуманитарное знание, техника, медицина). По некоторым аспектам есть серьезные отличия и от процесса обучения в смежных искусствах (музыка, драматический театр). Возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы: артисты балета достигают пика профессиональной продуктивности в самом начале своей зрелости.
Введение

Современное общество требует, в связи с социально-экономическими преобразованиями, очень частой профессиональной переориентации большой части работоспособного населения России. Круг тех, кто остается без работы в 38 - 40 лет - довольно широк. К ним, в связи с различными реорганизациями, можно отнести работников МЧС, МВД (ветеранов боевых действий), военнослужащих, работников гражданской авиации, бортпроводников, спортсменов, артистов цирка и другие категории специалистов. Актуальность выбранной темы дипломной работы связана со значительностью проблемы профессиональной переориентации в дееспособном возрасте. Особенно актуальна проблема социальной и профессиональной адаптации к новым условиям деятельности артистов балета после завершения ими сценической карьеры. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ о трудовых пенсиях, исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах имеют право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет, при этом в стаж артистов балета не входят гастроли, декрет, служба в армии. Необходимо отметить, что в частных балетных труппах и ансамблях государственная балетная пенсия отменена, в результате артисты балета уходят из профессии в 40 лет, ожидая пенсионного возраста. Вариантом социальной и профессиональной переориентации артистов балета может служить переход к педагогической деятельности. Переход в педагогическую профессию происходит артистами балета в обстоятельствах непонимания и незнания специфики работы руководителя и педагога хореографического коллектива. Существенное количество бывших артистов балета, которые начинают работать руководителями хореографических коллективов, указывают на неподготовленность к решению воспитательных задач из-за отсутствия соответствующей подготовки. Объектом исследования является процесс адаптации к новым условиям жизни и деятельности артистов балета после завершения ими сценической карьеры. Предмет исследования – педагогическая деятельность как форма социальной и профессиональной адаптации артиста балета. Цель исследования - изучить особенности профессионального кризиса артиста балета, и определить условия его успешного преодоления. Задачи исследования: – Рассмотреть специфику профессиональной деятельности артиста балета в аспекте возрастного фактора в деятельности профессионального балетного танцовщика, а также творческого кризиса артиста балета, и его негативных последствий; – Провести анализ опыта социальной и профессиональной адаптации артистов балета к изменившимся условиям и сохранения трудовой активности; – Изучить особенности педагогической деятельности как оптимальной формы продолжения профессиональной карьеры артиста балета. Гипотеза исследования – социальная и профессиональная адаптация артистов балета в форме педагогической деятельности будет протекать успешно, если будут определены сущность и особенности социальной и профессиональной адаптации артистов балета при смене профессиональной деятельности; освоены новые функции деятельности артиста балета в должности руководителя хореографического коллектива. Теоретическая основа исследования. Профессиональную адаптацию ученые связывают с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями новой профессиональной деятельности. Ведущую роль в развитии и результативности адаптации играют структуры личности как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия. Понятие «социальная адаптация» рассматривается в работах Г.Г. Горелова, Е.П. Ермолаевой, А. А. Реан. Процесс адаптации к новой профессиональной деятельности изучался в исследованиях В. Горчековой, Т.В. Гуляева, М.В. Клищевской, Е.Г Федотова, А.Г. Фролова. Психолого-педагогическим аспектам обеспечения адаптационного процесса к профессиональной деятельности посвящены работы В.А. Сластенина, В.А. Ядова. Специфика хореографической деятельности и особенности современной хореографической системы образования освещались в работах Б. Илларионова, Е.А. Катусова, К. Маккэнн, В.Ю. Никитина, Т. Н. Мацаренко, С. Уэйнрайт и Б.С. Тернер, О. Черномыс. Таким образом, специальных исследований по анализу перспектив продолжения профессиональной деятельности артистов балета после завершения сценической карьеры в качестве преподавателя-хореографа не проводилось, хотя имеются исследования по профессиональной и социальной адаптации вообще. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по профессиональной и социальной адаптации артистов балета, хореографов, педагогов, а также разработке методических рекомендаций по проблемам профессиональной и социальной адаптации, лекционных курсов. Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе изучается специфика профессиональной деятельности артиста балета, рассматривается значение возрастного фактора в деятельности профессионального балетного танцовщика, а также понятие профессионального кризиса артиста балета по завершении сценической карьеры. Во второй главе нами рассматриваются условия социальной и профессиональной адаптации артиста балета к новым условиям жизни и деятельности, в том числе анализируется опыт социальной и профессиональной адаптации артистов балета к изменившимся условиям и сохранения трудовой активности, а также изучается педагогическая деятельность как оптимальная форма продолжения профессиональной карьеры артиста балета. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по итогам исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТА БАЛЕТА 7 1.1.Значение возрастного фактора в деятельности профессионального балетного танцовщика 7 1.2. Профессиональный кризис артиста балета по завершении сценической карьеры 16 ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АРТИСТА БАЛЕТА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25 2.1 Анализ опыта социальной и профессиональной адаптации артистов балета к изменившимся условиям и сохранения трудовой активности 25 2.2 Педагогическая деятельность как оптимальная форма продолжения профессиональной карьеры артиста балета 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Список литературы

1. Байоки Р. Балет. Большая книга – М. АСТ, 2015. – 80 с. 2. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд?во МГУ, 1984. – С. 55–60. 3. Бобров С. Чтобы танцевать – надо танцевать, чтобы ставить – надо ставить // Балет. – 2010. – №5 (153). 4. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Брусницына А.Н.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. – Москва , 2010. – 208 с. – Библиогр.: – C. 165-184. 5. Бухвостова, Л. В. Балетмейстер и коллектив / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина. - Орел, 2011. - 248 с. 6. Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. – М.: ГИТИС, 2013. 7. Ванслов, В. Современная хореография: во время и вовремя // Балет. – 2010. – №5 (164). 8. Гиглаури В.Т. Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения. - М.: «Век информации», 2015. - 66 с. 9. Гольман Е.А. Социология тела: к теоретическим истокам // VI Научно-практическая конференция «Современная социология – современная Россия»: Сборник статей памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 423-431 10. Горелова Г.Г. Профессионально-личностная реадаптация в условиях кризиса: диссертация доктора психологических наук: 19.00.03, Челябинск, 2013 г. - 398 с. 11. Горчекова В. Менять или не менять, или Срочно меняю профессию // Управление персоналом. – №2. – 2003. – С. 34 - 41. 12. Гуляева Т.В. Профессиональная адаптация молодого учителя: дис. …канд. пед. наук: 13.00.08. – Минск, 1999 .– 67 – 148 с. 13. Дольфюс А. Рудольф Нуреев. Неистовый гений. – М.: Рипол Классик, 2014. 14. Ермолаева Е.П. Идентификационные аспекты социальной адаптации профессионалов // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во ИП РАН, 2016. – С. 368-392 15. Илларионов Б. Профессиональное балетное образование в России (Петербургская традиция) // История художественного образования в России. СПб: Композитор, 2015. Вып. 1/2. С. 122–161. 16. Интервью А. Волочковой журналу «Космополитен». – Режим электронного доступа:http://www.cosmo.ru/…/anastasiya-volochkova-rasskazala-o-k…/ 17. Исаков В.М. Специфические особенности управления хореографическим образованием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-upravleniya-horeograficheskim-obrazovaniem 18. Кабурнеева Е.О. Становление хореографического образования в России: традиции балетного искусства в культурно-историческом контексте // Вестник МГУКИ. - 2010. - №5. - С.185-189. 19. Каримов М.А. Танец – творчество, развитие, воспитание: учебно-методическое пособие для педагогов средних специальных и высших учебных заведений по хореографии / М.А. Каримов. – Уфа: РУМЦ МК РБ, 2012. – 88 с. 20. Катусов Е.А. Педагогические принципы в современной образовательной хореографической системе // Методология обучения и воспитания в хореографии: сб. материалов всеросс. науч.-практ. (заочной) конференции (01 апреля – 30 мая 2013 г., Ханты-Мансийск). – С. 78-83. 21. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / А.Я. Кибанов; Гос. ун?т управления. – Москва: Ин- фра?М, 2015. – 304 с. – C. 186?304. 22. Клищевская М.В. Смена профессии как феномен профессионального развития: дис. канд. психол. наук, 19.00.03. – М., 2011. – 54-148 с. 23. Маккэнн К. Танцовщик. – М.: Фантом Пресс, 2014. – 416 с. 24. Мацаренко Т. Н. Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (Челябинск). – 2016. – № 1(26). – С.46-49. 25. Мацаренко Т. Н. Профессиональная адаптация артистов балета к новой сфере деятельности. // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2012. - № 27. - С. 182-185. 26. Мацаренко Т.Н. Профессиональная самореализация артистов балета в сфере дополнительного образования детей // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 35-52; URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=1508 27. Мацаренко Т. Н.Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей. – М.: Апробация, 2015. – 172 с. 28. Мацаренко Т. Н. Профориентация артиста балета после завершения сценической карьеры в системе дополнительного образования детей // Балет. -2012. - №3 (174) май-июнь. - С. 26-27. 29. Муталиева М. Искусство танца: шипы и розы // Доклад на ІІ Международной научно-практической интернет-конференции, 30–31 мая, 2014. - URL: http://conferences.neasmo.org.ua/node/653. 30. Никитин В.Ю. Хореографическое образование в России. Размышления о грустном // http://mskcc.ru/Files/7cebada5-4eb5-4c44-9ec8-04b062a66980/ 31. Новер Ж.Ж. Письма о танце / под ред. А.А. Гвоздева – СПб: Лань, Планета Музыки, 2013. 32. Обоймина Е. Рудольф Нуреев. Я умру полубогом! – М.: Алгоритм, 2016. – 336 с. (Серия «Мужчины, покорившие мир») 33. Панферов В.И. Мастерство хореографа: Учебное пособие. - Челябинск, 2014. – 120 с. 34. Посельская Н.С. Становление и развитие школы классического танца в республике Саха (Якутия): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Якутск, 2012. 96 – 230 c. 35. Райкова И. Профессиональное сообщество артистов балета: традиции и фольклор // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности. Под ред.: П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012. - С. 175-196 . 36. Реан А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм?Еврознак, 2015. – 479 с. 37. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности (ОПД.Ф.02?педагогика) / А.И.Савостьянов, И.П. Андриади, М.П. Семаков. – М.: Экон?Информ, 2013. – 506 с. 38. Сидорова Н. И., Коминова Е. Б. Педагогический поиск: практика дополнительного образования детей. - М., 2011. 39. Сластенин В.А. Ведущие тенденции непрерывного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития. – Липецк; М., 2013. – Ч. 1. – С. 1-15 40. Студеникина Е.С. Артисты балета: гендерный аспект творческой профессии // Частное и общественное: гендерный аспект: Материалы Четвертой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 20 – 22 октября 2011 года, Ярославль. Отв. ред.: Н.Л. Пушкарева, Н.В. Новикова, М.Г. Муравьева – М.: ИЭА РАН, 2011. 41. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - М.: Искусство, 1971. – с. 70 – 492. 42. Уэйнрайт С., Тернер Б.С. Исследования тела, возраста, травм и карьеры в классическом балете. (Пер. С англ. Соколова М.Е. ст.: Wainwright S., Turner B.S. «Just crumbling to bits»? An exploration of the body, ageing, injury and career in classical ballet dancers // Sociology. L., 2006. VOL. 40, N 2. P. 237-255) 43. Федотов Е.Г. Социально?экономическая адаптация сотрудников милиции, уволенных из органов внутренних дел: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. – М., 2015. 44. Фролов А.Г. Адаптации преподавателя к профессионально?педагогической деятельности в высшей школе / А.Г.Фролов, С.А. Хомочкина, Г.У. Матушанский // Образовательные технологии и общество. – 2016. – Т. 9. – №2. – С. 265–276. 45. Черномыс О. Профессия артист балета // Обучение в России. - 2013. № 1. – С. 18–20. 46. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. – Ростов?н/Д.: Феникс, 2015. – С. 127 – 474. 47. Шиханова Н.Ю. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом [Электронный ресурс] // Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании – 2011: Междунар. Интернет-конф. – [Б.м.]. 48. Ядов В.А. К вопросу об адаптивных стратегиях людей в кризисных условиях // Социологический ежегодник. Т. 1. № 1. – М., 2011. - С. 71.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТА БАЛЕТА 1.1.Значение возрастного фактора в деятельности профессионального балетного танцовщика Артист балета - творческий работник театра, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в балетных спектаклях и других произведениях балетного искусства. Профессиональное балетное образование имеет значительные особенности. Оно существенно отличается от профессиональной подготовки в различных сферах человеческой деятельности (гуманитарное знание, техника, медицина). По некоторым аспектам есть серьезные отличия и от процесса обучения в смежных искусствах (музыка, драматический театр). Круг профессий (и специальностей подготовки) балетного искусства узок: • артист балета (исполнитель), • хореограф (или балетмейстер; создатель балетного спектакля, «композитор» хореографического текста), • педагог (преподаватель учебного заведения, наставник артиста в труппе, репетитор балетного спектакля), • балетовед (историк, теоретик, критик). Для хореографа, педагога и, как правило, балетоведа обязательным условием профессиональной деятельности является наличие исполнительской подготовки (образование артиста балета). В этом состоит одна из принципиальных особенностей балетного театра. Этим же фактором во много объясняется специфика истории балетного образования: систематическое обучение профессиям хореографа и балетного педагога началось лишь в середине ХХ века, а балетоведение выделено в отдельную специальность подготовки в конце ХХ века. Особенности профессиональной подготовки артистов балета возрастные и организационные: • в силу физиологических особенностей человеческого организма имеются жесткие сроки профессиональной деятельности артиста балета: профессиональная подготовка начинается в 10 лет, профессиональная деятельность - в 18-19 лет, а оканчивается профессиональная деятельность - в 38-40 лет; • обучение в балетном учебном заведении (хореографическое училище, балетная академия) рассматривается как профессиональная подготовка уже с первых шагов, с 10-летнего возраста; • особый режим и уровень нагрузки ученика могут быть сопоставимы с режимом и нагрузкой взрослого артиста, а это соответствует физическим нагрузкам спорта высоких достижений; • общее (школьное) образование и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование совмещены в едином учебном процессе, когда между ними зачастую нельзя провести четкого разграничения; • необходимость опережающего освоения гуманитарных и искусствоведческих дисциплин приводит к включению элементов высшего образования в программу среднего профессионального учебного заведения; методические и творческие: • непосредственная передача умений, знаний, опыта от поколения к поколению («из рук в руки – из ног в ноги», минуя материальные носители информации); • функционирование хореографического училища (балетной академии) одновременно как учебного заведения и как театрального коллектива, единство собственно учебного процесса и практики; • обязательное взаимодействие хореографического училища (балетной академии) с профессиональной, «базовой» балетной труппой (театром): когда труппа в основном состоит из выпускников данного учебного заведения, а большинство его педагогов – бывшие и нынешние артисты труппы; ориентация учебного процесса на стилевые особенности и репертуар труппы; возможность для учеников участвовать в профессиональных спектаклях с первых лет обучения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 78 страниц
1950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg