Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

stasya88 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Сегодня, в стремительно развивающемся мире, целью образования становится не только передача знаний и опыта, но и развитие личности ученика, что невозможно без развития творческой активности. Как правило, согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, требования семьи, общества, государства в сфере образования реализуются во внеурочной деятельности, которая идет на ровне с классно-урочной деятельностью. На сегодняшний день, развитие творческой активности младших школьников является сложным и многосторонним процессом. Потому как в творческой деятельности задействованы ум, характер и чувства, а для развития творчески-развитой личности все без исключения качества требуют влияния.
Введение

Актуальность исследования. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из общественно важных задач современного российского общества. Сейчас одним из важных вопросов является развитие творческой активности младших школьников. В современном мире ежедневно растет спрос на максимально гибких, творчески активных, оригинальных, креативных личностей, которые с легкостью находят нестандартные решения возникающих проблемных ситуаций и творчески подходят к делу. Названные качества присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и продуктивно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях. Развитие творческой активности начинается в раннем возрасте. Особая роль в развитии творческой активности детей принадлежит внеурочной деятельности в начальных классах. Развитие творческой активности личности не может быть выполнено усилиями одной только классно-урочной системы, так на помощь приходит внеурочная деятельность, удовлетворяющая индивидуальные интересы и потребности обучающихся. Своеобразие мероприятий внеурочной деятельности заключается в неограниченных возможностях и фактическом отсутствии границ образовательного поля. Именно они призваны удовлетворять постоянно меняющиеся запросы интересы детей и родителей, способствовать снижению негативных последствии незанятости младшего поколения во внеурочное время, роста преступности и девиантного поведения. Современное образование отводит большую роль творчеству, проявлению творческой активности детей, которая становится важнейшим элементом личностно-субъектного саморазвития ребенка и рассматривается как условие успешной самореализации личности. Исследованием вопроса развития творческой активности занимались такие известные педагоги и психологи, как Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьева, Дж.Гилфорд, Н.С.Лейтес, Э.П.Торренс и др. Различные аспекты внеурочной деятельности рассмотрены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, письме Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что вопросу развития творческой активности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, творческая активность в современной образовательной среде методически обоснована недостаточно и предлагает сравнительно небольшой спектр программ, исследуемого нами феномена в начальном общем образовании. Это обстоятельство обусловило выбор проблемы исследования: как организовать процесс развития творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. Необходимость разрешения данной проблемы и ее актуальность обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческой активности младшего школьника во внеурочной деятельности». Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе. Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников. Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментальным путём проверить и реализовать комплекс мероприятий по развитию творческой активности младших школьников. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что уровень творческой активности повысится, если: - в теоретических аспектах будут рассмотрены разнообразные формы и методы проведения занятий, предусматривающие включение обучающихся в активную творческую деятельность; - в программу внеурочной деятельности начального общего образования будет включен комплекс мероприятий по развитию творческой активности младших школьников; - мероприятия данной программы будут учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников, соответствующие специфике организации образовательного процесса; - вести мониторинг развития творческой активности младших школьников для создания перспективных индивидуальных программ развития детей средней и старшей школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и нормативно-правовую базу по проблеме развития творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. 2. Изучить особенности творческой активности обучающихся в начальной школе и условия ее актуализации. 3. Разработать и провести комплекс мероприятий по развитию творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. 4. Провести первичную диагностику уровня сформированности творческой активности младших школьников. 5. Провести итоговую диагностику уровня сформированности творческой активности младших школьников и сравнить результаты с первоначальными результатами. 6. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческой активности у детей. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовой базы по проблеме, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическая обработка полученных результатов. Исследование проводилось в 3 этапа: На первом (поисково-аналитическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы на основе специальной психолого-педагогической литературы и нормативно-правовой базы по теме исследования; были определены цели, задачи исследования, сформулирована гипотеза; разрабатывался план опытно- экспериментальной работы. На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводился констатирующий этап экспериментальной работы, осуществлялся анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента; разрабатывался комплекс мероприятий по развитию творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. На третьем (аналитическом) этапе был реализован комплекс мероприятий по развитию творческой активности младших школьников, проводилось обобщение, обработка и оформление полученных результатов, проверка эффективности реализуемого комплекса мероприятий. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21» г. Уфы. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений и методического пособия из комплекса мероприятий внеурочной деятельности по развитию творческой активности для учителей и родителей.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Развитие творческой активности младших школьников……..7 1.1. Творческая активность: понятие и сущность…………………………….7 1.2. Пути и способы развития творческой активности младших школьников………………………………………………………………………..13 1.3. Внеурочная деятельность как пространство для развития творческой активности…………………………………………………………………………18 Выводы по первой главе……………………………………………………….26 Глава II. Экспериментальная работа по развитию творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности……….28 2.1. Организация и ход экспериментальной работы, первичная диагностика уровня творческой активности младших школьников…………………………28 2.2. Формирующий эксперимент по развитию творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности…………………………….37 2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности младших школьников……………………….40 Выводы по второй главе………………………………………………………..46 Заключение……………………………………………………………………...47 Список литературы……………………………………………………………..50 Приложения…………………………………………………………………….55
Список литературы

1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: 2000. – 959 с. 2. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей. / Д. Б. Богоявленская // Психол. журнал. - 1995. - №5. - С.49-58. 3. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст]: книга / Д. Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981. – 96 с. 4. Бондарь, М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников [Текст] / М. А. Бондарь // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 598-601. 5. Гайденко, П. П. Большая Российская энциклопедия. Т.31. Творчество [Текст] / П. П. Гайденко, Д. А. Леонтьев. - Москва, 2016. – 736 с. 6. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 – Учебные статьи по психологии. 7. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. 8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с. 9. Елисеев, О.П. Потребность в достижении [Текст]: книга / О. П. Елисеев Практикум по психологии личности – СПб.: Питер, 2003. – 428 с. 10. Жиренко, О. Е. Дневник классного руководителя: 5 – 11 классы [Текст]: книга / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина, Н. И. Дереклеева. –5-е издание. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с. 11. Изучение потребности в достижении. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 498 с. 12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]: книга / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. — 508 с. 13. Карманчиков, А. И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования: дис…канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 175с. 14. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст]: Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2005. – 448 с. 15. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 400 с. 16. Кузнецов, Ю. Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики // Специальное образование. 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-k-ucheniyu-i-osnovnye-kategorii-pedagogiki 17. Макарова, М. Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ М. Ф. Макарова. – Саратов, 2004. - 21 с. 18. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]: книга / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2019 г. – 400 с. 19. Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Е. Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. 20. Нефедьева, Н. В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И.Герцена. - 2008. - № 54. - С. 399-419. 21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 22. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Источник публикации «Вестник образования», №10, май, 2011 23. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. / И. Н. Попова // Народное образование, 2013. - № 1. - C.219-226. 24. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н 25. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст]: книга / Л.С.Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2001. – 720с. 26. Савенков, А. И. Программа «Одаренный ребёнок в массовой школе». / А. И. Савенков // Первое сентября, 2003. - № 29 – С.201-207. 27. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. 28. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы, 2003. - № 3 - С.107. 29. Сухомлинский, В. А. «Сердце отдаю детям» [Текст]: книга / В. А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 1974. – 288 с. 30. Торренс, Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskog – Психология счастливой жизни 31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) 33. Филимонова, В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В. Б. Филимонова // Концепт, 2014. - Спецвыпуск № 10 – С.51-55. 34. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. 35. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002. – 488 с. 36. Шадриков, В. Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа, 2004. - № 5 - С.6-12. 37. Шапиро, М. С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37с. 38. Шацкий, С. Т. Мой педагогический путь [Текст] / С. Т. Шацкий. - М.: АПН, 1964. -Т. 1. – 640 с. 39. Шульпина, Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2003. - 142с. 40. Щебланина, Н. В. Классное руководство в современной школе: Практическое пособие [Текст] / Н. В. Щебланина. – М.: АРКТИ, 2007. - 104 с. 41. Щукина, Г. И. Развитие познавательной активности школьников [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1989. – 142 с. 42. Щуркова, Н.Е. Классное руководство [Текст]: теория, методика, технология / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с. 43. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст]: книга для учителей и родителей / В. С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. – 136 с. 44. Якиманская, И. С. Разборка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 1995. — № 2. — С.31–42. 45. Ярошевская, И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] / И. Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание, 2012. - № 9 - с.13-17.
Отрывок из работы

Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Творческая активность: понятие и сущность Творческая активность младших школьников все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов. Связано это с траекторией развития освоения основной образовательной программы, которую задает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Главным запросом стандарта считается создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие, самосовершенствование и формирование творческого мышления обучающегося начальной школы [31]. Сущностно-содержательная характеристика понятия «творческая активность» до сих пор является наиболее неустойчивым и обсуждаемым вопросом педагогики и психологии начального образования. Это объясняется тем, что творческая деятельность «связывает» в себе такие аспекты, как творчество и активность ребенка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 77 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg