Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

stasya88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2020
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что самооценка и агрессия достаточно широко обсуждается в различных теоретических исследованиях. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Введение

Актуальность темы исследования. Многие авторы уделяют внимание проблемам возрастных особенностей детей. Наиболее интересным для исследования является подростковый возраст. Подростковый возраст как переходный считается кризисным, поскольку характеризуется притязаниями на взрослость и самостоятельность, тогда как при физическом созревании зрелость личности еще только формируется. Противоречие между осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от взрослых, приводит к кризису самооценки. Конфликтное поведение подростков, их агрессивные проявления, в ряде случаев приводящие к правонарушениям и деструктивным действиям, широко освещены в психологической литературе. Данная проблема рассматривается в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как К.А. Абулъханова-Славская, Л.М. Семенюк, А.Бандура, Р.Уолтерс, Л.И. Божович, У.Джемс, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.С. Кон, Л.М.Барденштейн, Ю.Б. Можгинский и др. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность выбранной темы. Цель исследования: выявить особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки. Объект исследования: подростки с разным уровнем самооценки. Предмет исследования: особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки. Гипотеза: проявление агрессии в подростковом возрасте обусловлено уровнем самооценки. Задачи исследования: I. Теоретические: 1. Дать общее представление понятия «агрессии» в психологии. 2. Проанализировать исследования особенностей самооценки и агрессии подростков в психологии. II. Эмпирические: 1. Разработать программу исследования. 2. Изучить особенности проявления агрессии в подростковом возрасте: - рассмотреть половые особенности проявления агрессии у подростков. - рассмотреть возрастные особенности проявления агрессии у подростков. 3. Выявить особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки. 4. Выявить взаимосвязь уровня самооценки и агрессии в подростковом возрасте. Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №104 г. Ростова-на-Дону. В нем приняли участие 77 испытуемых в возрасте от 14 до 16 лет, среди них 41 девочка и 36 мальчиков. Методы исследования: Теоретические: анализ литературы, классификация, наблюдение, опрос, беседа. Эмпирические методики: 1. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н.Казанцевой). 2. Вопросник «Басса-Дарки» для диагностики состояния агрессии у подростков. Научная новизна исследования состоит из следующих элементов: • выявлены, систематизированы и проанализированы основные уровни и подходы к определению понятий «агрессии» и «самооценки». • определена корреляционная связь между проявлениями агрессии и самооценкой в подростковом возрасте. Теоретическое значение расширяет представления о понятиях «агрессии» и «самооценки». Практическая значимость состоит в подтверждении гипотезы с помощью психодиагностических методик, а также в наиболее точном определении понятий «агрессии» и «самооценки». Полученные результаты можно использовать в образовательных учреждениях при построении воспитательного процесса; для формирования адекватной самооценки у школьников и предупреждения агрессивного поведения подростков. Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием адекватного методического инструментария, а также применением современных статистических средств для количественной и качественной обработки данных. Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 59 наименований, приложений. Работа иллюстрирована 13 рисунками и 1 таблицей.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Анализ теоретических исследований особенностей проявления агрессии и самооценки в подростковом возрасте 6 1.1. Общее понятие агрессии в психологии 6 1.2. Особенности проявления агрессии у подростков 14 1.3. Особенности самооценки в подростковом возрасте 22 Глава 2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки 38 2.1. Организация и методы проведение исследования 38 2.2. Особенности агрессии у подростков 42 2.3 Особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки 48 2.4. Взаимосвязь проявления агрессии с уровнем самооценки в подростковом возрасте 50 Выводы 51 Заключение 53 Список литературы 55 Приложение 59
Список литературы

1. Абулъханова-Славская К.А. Субъект - символ российского самосознания / К. А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 2005. 2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2008. - 24 с. 3. Алексеев В.А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юношеского возраста. - М., 1985. 4. Аливаганов К.М. Соотношение самооценки социальных явлений и нравственностью поведения младших школьников и подростков: Автореф. Дис. …канд.психол.наук.- СПб, 2003. 5. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск,1996. 6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. -М. : 2011. 7. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобографии).- М.,2000. 8. Бодалев А.А., Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 2006. 9. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1979. - № 4. - С. 23-33. 10. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психол. журн. - 1992. - Т. 13, №4. - С. 99-100. 11. Бороздина, Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. 12. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вест. МГУ, Сер. 14, Психология, 1996г., №3 13. Будасси, С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психологии. - 1971. - № 3. - С. 138-143. 14. Бурова А.В., Суворова Т.Д. Зависимость самооценки школьника от содержания общения со стороны взрослого // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М., 1991 15. Валицкас, Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей: ее формирова¬ние и роль в поведении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М, 1997. 16. Вярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка.//Вопросы психологии. 2008. №6. С. 54-58. 17. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию.- М., 2003. 18. Джемс У. Психология. - М.: ЭХО, 2011. 19. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. - Иркутск, 2010. 20. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб., 2007. 21. Захарова, А. В. Генезис самооценки: Автореф. дис ... д-ра психол. наук. - М., 1989. 22. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. психологии. - 1989. - №1. - С. 6-14. 23. Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. - М., 2005. 24. Кон И.С. Какими они себя видят. - М., 1975. 25. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.,1979. 27. Кулакова Т.Т. Подготовка менеджера образования к преодолению отчуждения подростков от семьи и школы: Автореф. дис. …канд.пед.наук.-Барнаул,2002. 28. Левкович В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности. // Советская педагогика. – 1993. - № 6. 29. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1988. 30. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков.- М,: Наука, 1998 31. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина // Знание. — 1976. — N° 12. 32. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры// Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского.- М., 1989. 33. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 2009. 34. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., 1991. 35. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997. 36. Пилиповский, В. Я. [Вступительная статья] // Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне - М., 1986. - С. 5-24. 37. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33. 38. Психология подростка. Полное руководство. /Под ред. А.А.Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 39. Психологический словарь. – М., 1983. 40. Психологическая энциклопедия.- 2-е изд. /Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха.-Спб., 2003. 41. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18. 42. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - М., 2006. 44. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль. //Вопросы психологии 1992.- №5-6 45. Сафин, В. Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения. // Вопр. психологии. - 1975. - № 3. - С. 62-72. 46. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2003. 47. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. Научно- методический журнал. -2006. №2. - с.224-233. 48. Славина Л.С. Особенности самооценки. - М., 2003. 49. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи .- СПб.: Питер, 2003. 50. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание. - М, 1992. 51. Столин, В. В. Самосознание личности. - М., 2003. 52. . Тихомиров, О. К. Психология мышления. М.: РР, 2002. 53. Формирования личности старшеклассников. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: 1999. 54. Челепева, Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. псих. н. – Краснодар, 2008. 55. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977. 56. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. 57. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 1999. 58. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М., 1986. 59. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. - М., 1999.
Отрывок из работы

Глава 1. Анализ теоретических исследований особенностей проявления агрессии и самооценки в подростковом возрасте 1.1. Общее понятие агрессии в психологии В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения: ? Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [6]. ? Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу [49]. ? Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [33]. ? Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. [46, c.6]. ? Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [35,c.12].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 76 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg