Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГ ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

stasya88 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.12.2020
Проблематика формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста изучалась в психолого-педагогической литературе (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, А.И. Максаков, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие). Формирование фонематического восприятия является важнейшей задачей в работе с детьми дошкольного возраста. Акцентируется значение развития фонематических процессов как процессов становления и развития речи, для подготовки к обучению грамоте.
Введение

Язык представляет собой средство коммуникации между людьми. Формирование связной речи у детей находится в тесной связи с усвоением грамматического строя речи, а также усвоением звуковой структуры речи. Во многих научных работах показано огромное значение формирования фонематических процессов, в том числе и фонематического восприятия у детей с нарушением речи. Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия может считаться гарантией отчетливого произнесения звуков, безошибочно построенной слоговой структуры слов и фундаментом простоты овладения грамматическим строем языка, что приведет к успешному освоению письма и чтения [21]. Большинство детей весьма рано перенимают базовые звуки языка. Они хорошо чувствуют нюансы произношения, но из-за физиологического своеобразия строения артикуляционного аппарата не могут корректно производить все фонемы родного языка. С младенчества ребёнок начинает слышать звуки языка согласно их фонетическим характеристикам. К пяти – шести годам становление фонематического восприятия должно быть сформировано на высоком уровне развития. В этот период корректно определяются тонкие и дифференцированные звуковые образы, как слов, так и отдельных звуков. У детей с нормальным фонематическим восприятием речь чистая, так как они чётко воспринимают все звуки родной речи. Наряду с этим, у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают трудности как с произношением звуков, так и в восприятии речи. Дети не в силах отделить сходные по звучанию фонемы, и слова с данными фонемами для них кажутся одинаковыми, к примеру: бак – мак, лак – рак, кочка – почка [21]. При отсутствии нормального восприятия фонем их корректное произношение становится невозможным. Недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия не предоставляет основы детям для овладения на необходимом уровне как словарным запасом, так и грамматическим строем, что приводит к торможению развития связной речи в общем. Это говорит нам о том, что коррекция фонематического восприятия невозможна без устранения тяжёлых дефектов речи. Наиболее встречающимся речевым нарушением считается псевдобульбарная дизартрия, которая может совмещаться также с другими нарушениями речи, например, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием. Анализируя все вышесказанное, делаем вывод, что проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на сегодняшний день считается актуальной, ведь развитие фонематического анализа и синтеза оказывает позитивное воздействие на развитие всей системы речи [34]. Фонематические процессы подразумевают: • фонематический слух; • фонематическое восприятие; • фонематические представления. Д.Б. Эльконин в своих работах выделил 3 речевые операции, которые включает фонематическое восприятие [50]: • навык выделять линейную последовательность звуков в слове; • навык выделять позицию звука в слове по отношению к его местоположению; • понимание либо подсчет числа звуков в слове. Раннее распознание детей старшего дошкольного возраста с недостаточным развитием фонематического восприятия помогает корректировать речевую функцию, предотвращая такие проблемы как возникновение дисграфии и дислексии [50]. Цель исследования: изучить сформированность фонематического восприятия; по результатам констатирующего эксперимента, спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР . Объект исследования: сформированность фонематического восприятия и пути его формирования у старших дошкольников с ОНР . Предмет исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста . Задачи исследования: 1. Проанализировать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. На фоне изученной литературы определить методики обследования и шкалу оценок показателей сформированности фонетикофонематической стороны речи детей. 3. Экспериментальным путем определить сформированность компонентов фонематического восприятия дошкольников с ОНР . 4. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать и спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста . 5. Проверить эффективность работы над фонематическим восприятием в процессе формирования неречевых и речевых функций. Методы исследования: ? анализ психолого-педагогической литературы; ? количественная и качественная обработка результатов исследования. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют нарастить и расширить представления об особенностях развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР . Поиск эффективных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективной коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, благоприятствует преодолению у них имеющихся речевых нарушений. Позволяет стимулировать последующую учебную деятельность, предупреждает развитие дисграфии, усиливает коммуникативные возможности, и как следствие способствует социализации, что определяет практическую значимость исследования. Структура выпускной квалификационной работы. 1). Введение. Аргументирована актуальность проблемы, определены цель, задачи исследовательской работы. 2). Глава 1. Проведен анализ специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Рассматриваются особенности развития фонематических процессов при ОНР у детей старшего дошкольного возраста. 3). Глава 2. В данном разделе описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента. Проведено обследование неречевых функций и произносительной стороны речи детей исследуемой группы. Показан анализ результатов данного обследования. 4). Глава 3. Описание проведения обучающего эксперимента, рассмотрены принципы, методы, направления и этапы коррекционной работы. Показаны результаты коррекционно-педагогического обучения в контрольном эксперименте. 5). Заключение. Сформулированы основные выводы, даётся теоретическое обобщение результатов исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования 7 1.1. Закономерности становления фонетико-фонематической стороны речи у детей. 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи . 12 1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17 Вывод по главе 1 20 ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 23 2.1. Принципы и организация логопедического обследования 23 2.2. Методики и результаты логопедического обследования моторных функций у детей обследуемой группы 26 2.2. Методики и результаты логопедического обследования фонематического восприятия у детей экспериментальной группы 32 Выводы по Главе 2 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 331 с. 2. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности [Текст] / Н.А. Берштейн. - М. : Просвещение, 2008, с 87. 3. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М. : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с. 4. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 703 с. 5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : Владос, 2012. – 364 с. 6. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2002. – 200 с. 7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с. 8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1961. – 154 с. 9. Гуровец, Г. В Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. – М. : Просвещение, 1981. – 187 с. 10. Жинкин, Н. Н. Механизмы речи [Текст] / Н. Н. Жинкин. – М. : Просвещение 1958. – 312 с. 11. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева ; под ред. Н. С. Жуковой. – М. : Эксмо, 2011. – 288 c. 12. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева ; под ред. Н. С. Жуковой. – Е. : АРД ЛТД, 1998. – 320 с. 13. Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1963. – 286 c. 14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2000. – 280 c. 15. Калягин, В. А. Логопсихология [Текст] / учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 c. 16. Каше, Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы [Текст] / Г. А. Каше. – М. : АПН РСФСР, 1957. – 148 c. 17. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. А. Каше. – М. : АПН РСФСР, 1962. – 97 c. 18. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] / пособие для логопедов / В. А. Киселева. – М. : Школьная пресса, 2007. – 48 c. 19. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997. – 286 c. 20. Лалаева, Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева. – М. : Феникс, 2005. – 224 c. 21. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 1967. – 173 с. 22. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : МиМ, 1994. – 192 c. 23. Лопатина, Л. В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии. Распад и недоразвитие языковой системы [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 1991. – 186 c. 24. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебряков. – Спб. : Союз, 2000. – 192 с. 25. Лопатина, Л. В. Приемы обследования детей со стертой формой и дифференциация их обучения [Текст] / Л. В. Лопатина // Дефектология. – 1986. – № 2. – С. 64-71. 26. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии [Текст] / Р. И. Мартынова. – М. : Владос, 1997. – 164 с. 27. Мартынова, Р. И. Медико - педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков [Текст] / Р. И. Мартынова. – М. : Просвещение, 1967. – 192 c. 28. Мастюкова, Е. М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М. : Владос, 1997. – 167 с. 29. Нищева, Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-пресс, 2015. – 92 c. 30. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Питер, 2001. – 322 с. 31. Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте [Текст] / В. К. Орфинская. – Л. : ЛГИПИ им. А. И. Герцена, 1946. – 192 с. 32. Пиотровская, Л. А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха [Текст] / Л. А. Пиотровская. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 76 с. 33. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 445 c. 34. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для педвузов / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с. 35. Семенова, К. А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии [Текст] / Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, М. Я. Смуглин ; под ред. Л.С. Волковой. – М. : Просвещение, 2003. – 237 c. 36. Серебрякова, Н. В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Серебрякова. – СПб. : Каро, 2009. – 224c. 37. Смирнова, Л. Н. Логопедия. Играем со звуками [Текст] : пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозаика - Синтез, 2005. – 56 с. 38. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – 1974. – № 4. – С. 16-20. 39. Спирова, Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи [Текст] / Л. Ф. Спирова. – М. : АПН РСФСР, 1957. – 124 c. 40. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Просвещение, 1998. – 164 c. 41. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Трубникова. – Е. : УрГПУ, 1998. – 51 с. 42. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] : учеб. пособие для логопедов / Т. В. Туманова ; под ред. Т. Б. Филичевой. – М. : Феникс, 2001. – 80 c. 43. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для педвузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 73 с. 44. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина ; под ред. Т. Б. Филичевой. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с. 45. Фомичёва, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : учеб. пособие / М. Ф. Фомичева. – М. : АСТ, 1989. – 239 с. 46. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М. : АСТ, 2005. – 272 c. 47. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Цветкова. – М. : Просвещение, 1985. – 327 с. 48. Чиркина, Г. В. Произношение. Мир звуков [Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. – М.: АРКТИ, 2005. – 256 с. 49. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов / Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2005. – 239 с. 50. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве / Н.Х. Швачкин. – М.: Известия АНП РСФСР, 1978, с. 36-40. 51. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 116 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования 1.1. Закономерности становления фонетико-фонематической стороны речи у детей. М.Е. Хватцев [46] утверждал, что дифференциация фонем происходит относительно медленно. Начинается смысловое распознавание слов со второй половины второго года, а с ней и смыслоразличительная функция звуков (возможность выделения фонем). Происходит уточнение артикуляции, от которой зависит качество произносимых звуков. Первоначально артикуляция происходит рефлекторно, затем начинает, осуществляется под контролем сознания. Это объясняется исчезновением у маленьких детей, уже обладающих в речи неосознанных звуков, которые более легко поддаются торможению. Через неопределенное время заторможенные звуки внезапно появляются в зависимости от давности угасания, от раздражителей среды и т. п. Отделение фонем осуществляется в течение их фонематического сопоставления: • сначала выделяется гласный А; • затем разделяются И – Э, У – О, И – У, И – О, Э – У. (труднее усваиваются И – У из-за наибольшего сужения в ротовой полости; О – У имеют сходную артикуляцию, вызывая затруднения в отличии их друг от друга); • далее согласные звуки подразделяются на сонорные и шумные (для распознания сонорных главную роль играет слух, у шумных– артикуляция). • гораздо позже различается мягкость и твёрдость согласных [46]. Далее из шумных первоначально выделяются губные Ф, П, М, Б, В. Легче распознаются взрывные звуки, так как они артикуляционно более легкие, акустически более яркие. Затем происходит различение язычных звуков переднего и заднего рядов (С – Х, Т – К). В будущем происходит более комплексная дифференциация глухих и звонких согласных, несмотря на то, что несознательно ребенок использовал их и ранее. Подобное различение становится сложным в связи со сходной артикуляцией. В последующем происходит момент дифференциации шипящих и свистящих звуков. Далее происходит различение Л – Й, Р – Й.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg