Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных навыков младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

stasya88 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.12.2020
Изучив литературу по теме выпускной квалификационной работы, выяснилось, что в педагогике под коммуникативными навыками понимается совокупность умений, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о коммуникативных навыках, то имеем в виду, что развитие коммуникативных навыков у младших школьников является одним из важнейших вопросов современного образования и становления ребёнка как части общества.
Введение

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников является одной из важнейших проблем на современном этапе развития общественных отношений. Возрастная категория детей выбрана не случайно. Следующим этапом жизни ребенка является подростковый возраст, когда личное общение становится основным видом деятельности. Овладение элементами культуры общения в начальной школе позволит детям более успешно реализовать свой потенциал. Многие исследования, в том числе работы С. Д. Полякова, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, О.А. Веселковой, Г.А. Ковалева, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, И.А. Королева, М.И. Лисиной, И.П. Подласого, К.П. Зайцевой, Э.И. Аюповой, Г.А. Цукерман, Ж. Пиаже, были посвящены развитию коммуникативных навыков у учеников начальных классов. Ученые определили сущность коммуникативных навыков, предложили методы их формирования. Однако не все решают проблему формирования коммуникативных навыков в начальной школе. Ребенок не может быть сформирован, воспитан как личность и как человек, изолированный от общества, вне социально обусловленного удовлетворения потребностей человека, вне системы общественных отношений и коллектива. Социальные предпочтения, отношения, общение, формирующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой для воспитания людей, социальным принципом в людях. Духовное богатство, способность превращать потенциальные основные силы в различные человеческие способности для работы, творчества, социальной активности и общения, зависят от богатства реальных социальных отношений человека. Младший школьный возраст является прямым продолжением дошкольного возраста с точки зрения общей чувствительности, реализуемой неконтролируемостью онтогенетического потенциала развития. Это период развития социального пространства человеческих отношений через игры и реальные отношения со сверстниками. Младший школьный возраст приносит значительные новые успехи ребенку. В этом возрасте ребенок, который контролирует мир отношений, испытывает ценностные отношения с окружающим миром, обнаруживает для себя определенную относительность постоянства вещей. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников необходимо разработать ряд занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков ребёнка, чтобы помочь ему стать членом детского коллектива. В связи с вышесказанным в выпускной квалификационной работе хотелось остановиться на проблеме развития у младших школьников коммуникативных навыков и творческой активности на занятиях технологии и изобразительного искусства. Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: при каких условиях творческая деятельность способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников? Решение данной проблемы является целью исследования. Объектом исследования являются коммуникативные навыки учащихся 1-го «Д» класса ГБОУ школы № 1527 г. Москвы. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных навыков младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывающую основные понятия темы аспекты формирования коммуникативной деятельности в современной начальной школе; 2. Рассмотреть особенности коммуникативной деятельности на уроках технологии и изобразительного искусства при работе с детьми младшего школьного возраста и её значение в современной начальной школе; 3. Проанализировать опыт формирования коммуникативных навыков на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе и выявить условия, при которых творческая деятельность будет развивать коммуникативные навыки младших школьников; 4. Проанализировать коммуникативные навыки младших школьников в творческой деятельности (1 класс); Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: творческая деятельность на занятиях технологии и изобразительного искусства будет способствовать развитию коммуникативных навыков, если будут соблюдены следующие условия: - в задания систематически включать задачи, требующие обсуждения и поисков коллективного решения; - применять сочетания репродуктивных и поисковых методов в работе с детьми; - работа должна закончиться видимым, осязаемым результатом. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; • эмпирические (практические): - работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование); - коллективная работа учащихся; - анализ результатов творческой работы учащихся. Экспериментальной базой являлась ГБОУ «Школа» № 1527 Южного административного округа города Москвы, 1 класс.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Психолого-педагогические аспекты коммуникативных навыков в современной начальной школе 6 1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в современной системе начального образования 6 1.2 Коммуникация в творческой деятельности младших школьников 10 1.3 Анализ опыта формирования коммуникативных навыков на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе (обзор программ и методической литературы) 17 Глава II. Исследование формирования коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста 31 2.1 Организация исследования уровня сформированности коммуникативных навыков…………………………………………………………………………...31 2.2 Организация творческой деятельности, формирующей коммуникативные навыки на уроках изобразительного искусства и технологии в первом классе……………………………………………………………………………..35 2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии 41 Заключение 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Список литературы

1. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.- №9 - C.31-35. 2. Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. – 20 c. 3. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников / М.Н. Ахметова – 2009. – С. 166-171. 4. Балканский, Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей личности в групповой изобразительной деятельности [Текст] / Д.И. Балканский // Начальная школа. - 2012. - №4, С. 24-27. 5. Боно Э. Серьезное творческое мышление. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. 6. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа, 2011. – С. 53-56. 7. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. // Вопросы психологии. 2010. - №2. - С. 149- 153. 8. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с. 9. Венецкая, А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после.2009. - №1. - С. 86-89. 10. Витковская, И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000. - 96 с. 11. Волков, Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах./ Педагогическая психология: хрестоматия/ сотавит.: В.Н. Карандышев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. СПб: Питер. 2006. – с. 412. 12. Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы – М.: Издательство «Экзамен». – 2013. 13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, - 2006. 224 14. Выготский, Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2003. – 1008 с. 15. Галямова Э.М. Методика составления сценария урока по предметной области «Технология». М.: Издательство «Янус-К». – 2016 16. Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии –М: Издательский центр «Академия», 2015 17. Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности / Начальная школа. 2008. - №6. - С. 19-20. 18. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999. 19. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А. Н. Джуринский. – М.: Владос-Пресс: КДУ, 2013. 20. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. – М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009 21. Желтовская, Л.Я, Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 50-57. 22. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: http://www.emissia.org/ofTline/2011/1552.htm (дата обращения 10.05. 2019) 23. Зайцева, К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности / Начальная школа + до и после. 2011. - №4. - С. 78- 83. 24. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., - 2007. – 152 с. 25. Зверинцев, А.Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83. 26. Земленская, Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2008. - №3. - С. 48-51. 27. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник.- М.: Юрайт, 2015 28. Зыков, С. А. Методика обучение детей языку: учеб. пособие для студентов фак. пед. / Зыков С. А. – М., «Просвещение», 2007. – 200 с. 29. Иванова, И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности //Начальная школа. 2011. - №2. - С. 90-94. 30. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2008. – 317 с. 31. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 5-е изд.– М.: Просвещение, 2014. 32. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. [Текст] / А.А Кидрон - канд. Психол. Наук. - Ленинград, 2007. - 235 с. 33. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51. 34. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. 35. Корепанова, О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения // Начальная школа плюс до и после. 2011. - №1. – С. 57-61. 36. Королева, И.А. «Развитие коммуникативных навыков у школьников»//Журнал «Проблемы развития территории» Народное образование. Педагогика. 2012. – 144 с. 37. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический русско- английский словарь / Sociological Encyclopedic Russian – English Dictionary / С.А. Кравченко. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004. – 512 С. 38. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебный действий [Текст] / Т. А. Крайнева // Начальная школа. – 2012. - №9, С. 40-42. 39. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер. 40. Коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с. 41. Лазуренко, Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения [Текст] / Культура общения и ее формирование. Вып.7. - Воронеж, 2009. – 67 с. 42. Лесникова, Л. В. «Формирование коммуникативных навыков у младших школьников» КГАОУДПО. 2014. 43. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача [Текст]: Курск, 2010. – 89 с. 44. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2007. – С. 38–39. 45. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005. - №1. - С. 30-34 46. Марголис, А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 79-92. 47. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] / И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с. 48. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография[Текст] / - М.: Издательство «Спутник +», 2012. - 146 с. 49. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах. // Начальная школа плюс до и после. 2004. - №6. 50. Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995. 51. Педагогическая энциклопедия [в 4 томах] / гл. ред. А.И. Каиров, Ф.Н. Петров]. Т.4 (С-Я). М.: Советская энциклопедия, 1968. – с. 912. 52. Планируемые результаты начального общего образования / [JI.JI. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 53. Платонов, К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Советская педагогика. 1963. - №11. - С. 98–103. 54. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 464 с. 55. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 74 с. 56. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн. – М., 1998. – 45 с. 57. Советова Е. В. Система воспитательной работы в школе / Е. В. Советова, О. В. Шувалова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с. 58. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с. 59. Стернин, И.А. Нормы коммуникативного поведения [Текст] / Нормы человеческого общения. Горький, 2000. - С.230-232. 60. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. – М., 1998. 61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерствообразования и науки Российской Федерации. - 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. 62. Фабер А.,Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. - М.: Эксмо, 2014. 63. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2001. – 360 с. 64. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. 65. Цукерман. Г.А., Елизарова, Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. - №2. 66. Цукерман, Г.А., Поливанова, Н.К. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 120 с. 67. Чиханова, О.В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении / Начальная школа плюс до и после. 2013. - №5. – 35 с. 68. Чумак, К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся / К. Ю. Чумак – 2011. – С. 82–86. 69. Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический проект, Альма матер, -2014 70. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М., 2014. 71. Шубкина, Т.Н. Развитие концепции в ФГОС в педагогической науке и практике: содержание и структура: лекция. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 72 с.
Отрывок из работы

Глава I. Психолого-педагогические аспекты коммуникативных навыков в современной начальной школе 1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в современной системе начального образования Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предъявляет определенные требования формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования. Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» [6] Предполагается, что в основной образовательной программе образовательного учреждения должны быть: ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования; механизмы связи; преемственные связи программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. [4]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 61 страница
750 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg