Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социология туризма как современная отраслевая социология

stasya88 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.12.2020
Туризм в современных условиях - это неотъемлемая часть жизни человека и одно из самых эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности входят в число главных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.
Введение

К концу XX - началу ХХI веков туризм стал нормой жизни современного человека и занимает всё больше места в реализации ценностей личности. В современном мире туризм – одно из самых эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей населения, и уже приобрёл массовый характер. Изменения всех сторон жизни российского общества изменили и ситуацию в области туризма. Открылись границы, увеличились масштабы международной торговли, которые охватывают не только обмен товарами и капиталом, но и услугами, поэтому взаимосвязи и взаимозависимости стран быстро стали расти, что, в свою очередь, отразилось на туризме в целом. В отличие от старого стереотипа жизни, когда подавляющее большинство населения практически не покидало своего дома, сформировался новый динамичный стереотип жизни: в нынешних условиях активного городского ритма жизни возникла необходимость смены обстановки. Движущийся прогресс позволил людям высвободить средства и время на путешествия и активный отдых, а развитие всевозможных путей сообщения и транспорта дало человеку возможность попасть практически в каждую точку мира. Туризм в современном обществе уже перешёл из категории элитного VIP-продукта к эконом-классу, т.е., такой категории продукта, который уже доступен самым широким слоям населения. Туризм помогает решить многие социальные проблемы, а развитие сферы туризма повышает уровень образования, улучшает систему медицинского обслуживания населения, находит новые способы распространения информации и т.д. Сегодняшнее состояние туризма в России отличается противоречиями в его организационной структуре и в направленности развития: то есть, с одной стороны, оно определяется как кризисное (т.к. произошло резкое падение объемов представления туристских услуг, которые уже были достигнуты, и сокращением материальной базы туристской отрасли), и, в то же время, с другой стороны, увеличиваются темпы строительства туристских объектов на уровне мировых стандартов, резко возросло количество выездов российских граждан за рубеж, увеличилось число туристских организаций по всей территории Российской Федерации. В сферу туризма внедряются современные технологии, которые приводят к появлению новых видов туризма. Общественное богатство увеличивается благодаря туризму за счет восстановления трудовых ресурсов. Туризм также является одним из факторов культурной деятельности человека и его развития, это оптимальный вариант знакомства с другой культурой. Именно благодаря туризму возрастают возможности для развития личности, повышения ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний, т.к. знакомство с культурой и обычаями другой страны априори обогащает духовный мир человека. Цель исследования — на основе социологического анализа проанализировать социологические аспекты туризма в современной России. Задачи исследования: 1. Выявить специфику туризма как объекта социологического анализа, проанализировать историю появления и развития социологии туризма и переход её в отраслевую социологию; 2. Проанализировать основные подходы к сущности туризма, выявить основные функции, методы и характеристики социологии туризма; 3. Рассмотреть перспективы развития социологии туризма как отраслевой социологии в современной России. 4. Изучить опыт фундаментальных и прикладных исследований и выявить их востребованность в современной России в плане развития туризма. Объект исследования — социология туризма в современной России. Предмет исследования – социологические аспекты развития туризма в России Проблемы изучения туризма как сферы жизнедеятельности личности, и сегодня пока остаются достаточно неизученными. Залогом успешного развития туристского предприятия и продвижения туристского направления может стать только научно обоснованное понимание особенностей функционирования сферы туризма. Таким образом, осмысление социо-культурных явлений и процессов, происходящих в сфере российского туризма, является актуальной задачей как в научно-теоретическом, так и в практико-прикладном аспектах.
Содержание

Введение………...……………………………………………………………….. 3 Глава 1. Социология туризма: предмет, методы и функции 1.1 Социология туризма как отраслевая социология: становление и современное состояние...........................................................................................5 1.2 Предмет, методы и основные функции социологии туризма…………………......................................................................………… 23 Глава 2. Опыт исследований в социологии туризма 2.1 Основные направления исследований в социологии туризма....................30 2.2 Опыт фундаментальных и прикладных исследований в социологии туризма............................................................................................40 Заключение...................................................................…………………………55 Список используемой литературы ..................................................................62
Список литературы

1. Азар В.И. Экономика и организация туризма (методологические вопросы), издательство «Экономика», М., 1972, 184 с. (Переиздано в 2011г.) 2. Алексеенкова E.C. Государство и альтернативные формы социальной интеграции: структурное насилие против "omerta" // Политая. — 2009. — №1(52). — С.22-44. 3. Алиевская Е. Туроперация по-крупному // Деловой квартал. 2003. № 19. С. 16-20. 4. Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. М.: Изд-во Московского университета, 1975, 229 с. 5. Багдасарян В.Э. Наука о туризме. См.: http://servicology.ru/glossary/n/109.html 6. Баранчикова Н. Ориентир – зарубежье // Деловой квартал. 2004. № 17. С. 18-24. 7. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. N 4. 8. Белкин М. Зачем и за чем? Путешественник и турист в исторической перспективе // Интеллектуальный Форум. - № 1, 2000. UrryJohn. The Tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies.London: Sage, 1990. 9. Бурдье П. Социология политики, - M., 1993.- 336 с.; Филиппов А. Ф. Гетеротопологияродных просторов // «Отечественные записки». - 2002. № 6-7. 10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. - М., 1990. - 808 с. 11. Веблен Т. Теория праздного класса. Перевод с английского. - М., 1984. 12. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в СанктПетербурге, 2008. 13. Въезд иностранных граждан в РФ // Турбизнес. 2004. № 1. С. 9. 14. Выезд граждан РФ за границу за 9 месяцев 2003 г. // Турбизнес. 2004. № 1. С. 8. 15. Гаврилина С. Князь Мышкин и галактические пришельцы. Независимая газета. 25.01.2013. 16. Джафари Дж. Феноменология туризма // Теория и практика физической культуры. 2000. N 8. [http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2000N8/p23 - 26.htm] 17. Джафар Джафари. Феноменология туризма // Туристический вестник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tourvest.ru/articles/article 0003 (дата обращения 23.10.2013). 18. Дусенко С.В. Институциональные размерности социального пространства туризма // Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: мат. межд. науч.-практ.конф. / Электронное периодическое издание "Сервис в России и за рубежом". - Вып. 8(46). -М.: РГУТиС, 2013. 19. Дусенко С.В. Инфраструктура в системе управления региональным туризмом (на примереХабаровского края). // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологическихнаук — Хабаровск, 2000, 180 с. 20. Дьяченко В. Н. Состояние международного туризма в Амурской области // Вопросы статистики. 2001. № 4. С. 35-40. 21. Ещё один сложный год // Турбизнес. 2004. № 1. С. 5-7. 22. Замятин Д.Н. Историко-географические аспекты региональной политики и государственного управления в России // Регионология. — 1999.— № 1; Ионии Л.Г. Социология культуры:путь в новое тысячелетие. — М.: Логос, 2000. — 431 с. 23. Замятин Д. Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социс. 2002. № 2. С. 12-22. 24. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 3-11. 25. Зорин И. В., Кривошеее В. М. Туризм как наука // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международ. научно-практич. конф. МГУ. М.: РИБ "Туризм", 2006. Исследование ВЦИОМ: Курьер-2008. 26. Иванова Т. П. Анализ феномена потребления в условиях трансформации социального института туризма в России // Теория и практика общественного развития. 2010 № 4 Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-4-2010 (дата обращения: 05.02.2014). 27. Ким С.Г., Бахлайтнер Р. Социология туризма, или о социологии путешествий // ЗЖ. Серия 11. Социология. 2006. № 3. С. 90-97. 28. Корнеев С. Все у нас получится. Журнал «ТУРБИЗНЕС». № 10 Авг. 2012 г. 29. Кротова Е. Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. 336 с. 30. Кущёв Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №1 (33). с.63-68 31. Луковцева А.К. Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях // Экономика и управление 2010. № 12 (62). 137-142 с. 32. Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ: Монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008. 135 с. 33. Маяцкий М. Курорт Европа: эссе. М.: ООО "Ад Маргинем Пресс", 2009. 34. Merton R. Science, Population and Scienty // Sociological Review. - 1936. - Vol. 28 35. Мироедов А. А. Деятельность туристических фирм Владимирской области Вопросы статистики. 2001. № 4. С. 41-43. 36. Наука на помощь туризму. На суше и на море. — 1931 — №3. 37. Cауленко А. П. Туризм: социально-институциональные основы развития. Владивосток: ДВО РАН, 2002 112 с. 38. Патрушев В. Д. Свободное время работающих горожан России и США (Сравнительный анализ) // Социс. 2004. № 12. С. 30-41. 39. Покровский Н. Е., Черняева Т. И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М., 2008 424 с. 40. Попова И.В. Современные тенденции туристского спроса // Вестник ДГТУ. 2009. №02. с.78-86 41. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Официальный сайт Правительства РФ: http://правительство.рф/documents/ 42. Потёмкин В. К. Социология туризма. URL: http//www.wellhead.ru/files/active.pdf 43. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социол - 2005. - №1. - С. 5-18. 44. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2567-р О государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации: http://www.mkrf.ru/ 45. Российские гостиницы в цифрах / Турбизнес. 2003. № 13. С. 21. 46. Рукавишников В. О. Использование свободного времени городскими подростками / Социс. 1980. № 3. С. 154-160. 47. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. — 543 с. 48. Теоретические основы рекреационной географии. Под. ред. Преображенского В.С. М., Наука, 1975 г. 49. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2005. 50. Филиппов А. Ф. Социология пространства. М.: "Владимир Даль", 2008. 51. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2005. 52. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ, под ред. В. С. Катькало, Н.П. Дроздовой. - СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. - 702 с. 53. Черняева Т. И. Туризм как потребление: тренды виртуализации и конструирование туристического ландшафта // Философские науки. 2007 № 7 С. 67 – 82 54. Щеглов С.Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социология. 2004. № 2. С. 175–176. 55. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект, 2006. 272 с. 56. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, пониманиесоциальной реальности / В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. - 567 с. 57. Cohen E. Towards a Sociology of International Tourism // Social Research. 1972. Vol. 39. 58. Cohen Erik. The Sociology of Tourism: Approaches, Issues, and Findings // Annual Review of Sociology, 1984. Vol. 10. P. 373-392. URL: http://links.jstor.org/sici?sici==360-0572%281984%2910%3C373%3ATSOTAI%3E2.0.CO%3B2-0 59. Encyclopedia of Worldwide Tourism Research [http://ciret-tourism.com] 60. Harvey D.C., Lorenzen J. Signifying Practices and Co-Tourist // TOURISMOS. 2006. Vol. 1, № 1. Abstrscts. 61. Machin A. The Social Helix: Visitor Interpretation As A Tool For Social Development. London: Belhaven, 1989. 62. Urry J. Consuming Places. London: Routledge, 1995. 63. Parsons Т. On institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982. - 363 pages 64. XVII ISA World Congress of Sociology "Sociology on the move" 11 - 14 July 2010, Gothenbur, Sheden. Session RC01/RC13. [http://www.isasociology.org/congress2010/rc/joint_sessions.htm]
Отрывок из работы

Глава 1. Социология туризма: предмет, методы и функции 1.1 Социология туризма как отраслевая социология: становление и современное состояние Тенденцией с конца XX в. и по сей день является расширение дифференциации социологического знания по различным отраслевым направлениям. Объектами изучения становятся новые социальные явления и процессы,- от бытовой рутины до глобализации. Именно это стимулирует и интерес к такому специфичному виду деятельности, как туризм, причем как на уровне теоретического осмысления понятия и явления, так и возможностей эмпирического анализа существующих тенденций в туристических предпочтениях и направлениях. Так за рубежом возникла новая отрасль социологического знания – социология туризма. Э. Кохен, изучающий исто рию становления этой отрасли социологии, в своей работе «Социология туризма: концепции, результаты исследования» отмечает, что научное исследование феномена туризма начинается в континентальной Европе [59], потому, что, по его мнению, что это был первый регион, испытавший опыт массового туризма [59].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Социология, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Социология, 48 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg