Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь ценностных ориентаций и представления любви у юношей и девушек

stasya88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.12.2020
Анализ теоретической литературы показал, что любовь остаются предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании. Потребность в любви носит витальный характер. Любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей. Это высшая форма реализации отношения к другому человеку, миру, жизни и себе лично. Любовь открывает неповторимую уникальность, которая мотивирует людей на добрые поступки, развитие себя и своего окружения, проявление эмпатии, заботы и открытости чувств.
Введение

На протяжении всей истории человечества тема любви остается предметом дискуссий в разных областях: в науке, искусстве, религии, а также просто в житейском понимании. Но ввиду сложности и многогранности данной темы, стоит отметить, что понятие «любовь» очень абстрактно, оно не имеет определенного смыслового содержания и каждый человек способен дать ей свое личное определение. Для кого-то, любовь – это действие или поступок, для кого-то – чувство, кто-то считает, что любовь – это романтика или искусство [1]. Однако, для большинства людей, проблема любовной тематики заключается в вопросе «как быть любимым?», а не «как любить самому?». Другими словами - лишь немногочисленный процент людей обращает внимание на умение любить, на свой личный образ любви. Важным источником формирования образа любви является опыт, приобретаемый каждым человеком в родительском доме. А также нужно учитывать влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не ограничивается представлениями о том, как вести себя в отношениях, конфликтах и других ситуациях, но во многом определяется выбором паттерна поведения при общении и жизни в социуме. Так, к примеру, человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать свою «любовь» с такими же чертами личности, к каковым он привык в детско-родительских отношениях. И наоборот, чрезмерная опека родителей может сформировать будущих инфантильных мужчину и женщину [2]. Представления о любви включают в себя следующие составляющие: само определение любви, ожидания от любви, ценностный уровень любви, образ любимого человека (А.В. Погодина, М.И Розенова, Л.Б. Шнейдер, И.В. Грошев, В.Н. Харитонов и др.). Другими словами, любви учатся с детства. Также как и ценностям, которые люди определяют себе и выбирают по моделям поведения своих родителей, а взрослея – корректируя их как свои собственные. Исследование ценностных ориентаций юношей и девушек, в некотором роде, можно назвать более облегченным процессом, нежели исследование образа любви, т.к. специализированной научной литературы и наработок гораздо больше по данной теме. А также, имеется психологический подход в изучении, ряд устойчивых понятий и стандартизированных методик и тестов Ценностные ориентации изучались такими авторами как Э.Берн, А.Г. Ковалев, В.В. Сусленко, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, А.Маслоу, М. Рокич, З. Фрейд. В их понимании, ценности рассматриваются как высший уровень в иерархии побуждений, потребностей и интересов человека. Ценностным ориентациям отводят главную роль в регуляции социального поведения человека, включая ее мотивы, интересы, установки, а также «смысл жизни и бытия». В современных реалиях, во времена модернизации, самосовершенствования и профессиональной ориентированности – кажется, что тема любви отходит на второстепенный план и ее ценность падает в глазах нынешнего современного общества. Рассматривая данную проблему, мы предположили, что становление личности в роли «любящего человека», происходит посредством выстраивания иерархии ценностных ориентаций в пользу любви. Другими словами, чем выше в иерархии находится ценность «любовь», тем больше можно утверждать о том, что образ любви станет более идеализирован и будет носить характерное положительное отношение. Проведя анализ и обработку проведенных ранее исследований в области психологии любви, мы выяснили, что в практической психологии было довольно много похожих исследований связанных с отношением юношей и девушек к проблемам любви, также связанных с гендерными различиями ценностных ориентаций. Но исследованиями с выявлением взаимосвязи между двумя факторами (образом любви и ценностными ориентациями) – проведено не было. В этом и заключается новизна данной дипломной работы. Актуальность поднятой проблемы подчеркивается тем, что в возрасте от 18 до 22 лет, в период юности и ранней взрослости (по Э.Эриксону) от поиска самого себя молодые люди становятся более ориентированы на социальные контакты[3]. В данный период, представления об образе любви становятся более устойчивыми, также как и становятся сформированными жизненные ценности. И в зависимости от того, какие будут представления о любви, от то того, чего они от любви ожидают – так и будут выстраиваться их отношения. И именно отношения могут определить важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, как жизнь будет строиться в дальнейшем, что будет важнее: семья и любовь или профессия и самореализация. Другими словами, на что будет ориентирована личности в дальнейшем. В данной работе, мы хотим рассмотреть, как молодые люди представляют себе образ любви, положителен этот образ или отрицателен, есть ли взаимосвязь с ценностными ориентациями личности. А также, дополнительно рассмотреть, есть ли разница представлений у юношей и девушек. Таким образом, целью данной дипломной работы является исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и представления любви у юношей и девушек. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Подбор и анализ теоретического материала по возрастной психологии, психологии личности, психологии любви и гендерной психологии; 2. Разработка плана исследования и формирования выборки исследования; 3. Подбор методического инструментария для исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и представления любви у юношей и девушек; 4. Изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и представление образа любви у юношей и девушек; 5. Обработка результатов исследования, формулировка выводов и составление рекомендаций. Объект: образ любви в представлении юношей и девушек. Предмет: взаимосвязь образа любви с ценностными ориентациями у юношей и девушек. Общая гипотеза исследования: Мы предположили, что у юношей и девушек, в возрасте от 18 – 22 лет, представления о любви различаются. Частные гипотезы: 1. Мы предполагаем, что существуют различия в ценностной структуре у юношей и девушек юношеского возраста, которые влияют на представления о любви. 2. Мы предполагаем, что эмоциональное отношение к любви у всех респондентов будет положительным, в сопровождении с позитивными чувствами. 3. Мы предполагаем, что представления любви у выборки испытуемых напрямую зависят от структуры ценностных ориентаций личности. Характеристика выборки: в нашем исследовании задействованы 60 респондентов (30 юношей и 30 девушек) возрастом от 18 до 22 лет. Методики исследования: • Контент-анализ на тему «Что такое любовь?»[4] • Анкетирование[5] • Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой[6] • ЦТО М.Эткинда[7] Методы обработки эмпирических данных. Для анализа взаимосвязи представления любви и ценностных ориентаций у юношей и девушек мы используем коэффициент ранговой корреляции Спирмена. А также линейный коэффициент Пирсона, который позволит нам выяснить, существуют ли различные корреляционные связи между пониманием феномена любви и выбором каких-либо определенных цветов по методике ЦТО. И также t-критерий Стьюдента, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что феномен любви по-разному воспринимается юношами и девушками. Структура нашей работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Введение состоит из актуальности, методологической основы, новизны, постановки объекта, предмета, цели, задачи и гипотезы исследования. В первом разделе, мы проводим теоретический анализ проблемы любви и влияющего фактора ценностных ориентаций на представление любви. Во втором разделе мы описываем результаты практического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и представления любви у юношей и девушек. В заключении сделаны выводы по всей теме дипломной работы, подведены практические рекомендации. Практическая значимость нашей работы заключается в том, чтобы использовать полученные нами результаты для разработки рекомендации по воспитанию некоторых аспектов человека, гармонизации отношений между людьми. Полученные в работе данные можно использовать в рамках чтения специализированных курсов: возрастная психология, психология юношеского возраста, психология любви. А так же для проведения профилактических мероприятий в рамках школьных программ посвященных созданию семьи, в психологическом консультировании по проблемам семьи и семейных отношений, в групповой работе по подготовке подростков к семейной жизни и другие. ?
Содержание

Введение………………………………………………….........……………… 6 1 Теоретические подходы к изучению взаимосвязи ценностных ориентаций и представлений любви у юношей и девушек…………..……. 10 1.1 Психологическое содержание периода юношеского возраста………... 10 1.2 Ценностные ориентации как психологический феномен……………… 17 1.3 Любовь как предмет психологического исследования………………… 25 1.4 Ценностная сфера личности и представления любви в юношеском возрасте………………………………………………………………………. 32 2 Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и представления любви у юношей и девушек…………………………………………………. 41 2.1 Организация проведения исследования отношения к любви у юношей и девушек…………………………………………………………… 41 2.2 Результаты контент-анализа и анкетирования………………………. 43 2.3 Результаты по методикам «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой и «ЦТО Эткинда»….. 49 2.4 Выявление взаимосвязи ценностных ориентаций с представлениями любви юношей и девушек………………………………………………….. 56 Заключение……………………………………………………………………. 62 Список используемой литературы…………………………………………... 65 Приложения…………………………………………………………………... 69
Список литературы

1 Фромм Э. Искусство любви. - Минск: ТПЦ Полифакт, 1991. – 80 с. 2 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Изд-во «Апрель», 1993. – 287 с. 3 Эрик Г. Эриксон. «Детство и общество». Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.- 592 с. 4 Алмаев Н. Применение контент-анализа в исследованиях личности. – М.: Изд-во «Litres», 2019. – 241 с. 5 Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. Ответы на экзаменационные билеты. – М.: Изд-во «Питер», - 2005. – 173 с. 6 Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций //Методы психологической диагностики выпуск. – 1994. – Т. 2. – С. 144-157. 7 Рождественский Д.С. История и теория психоанализа: психоанализ в российской культуре: учебное пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2019 г. – 176 с. 8 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина – 10-е изд., перераб и допол. – М.: Издательский центр «Академия», - 2006. – 608с. 9 Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с. 10 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004. – 349с. 11 Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156 с. 12 Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т./ Д.И. Фельдштейн – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 568с. 13 Гапонова С.А. Возрастная психология (краткий курс): Учебное пособие Н. Новгород: Издательство НГПУ, 1999. – 112с. 14 Г.А. Кураев Е.Н.Пожарская возрастная психология Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 47 с. 15 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 56 с. 16 Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2007. – 98 с. 17 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. – 39 с. 18 Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 68 с. 19 Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М., 2015. – 78 с. 20 Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система //Кемерово: Кузбассвузиздат. 2016. – 227 с. 21 Нарский И. С. Ценность и полезность //Философские науки. – 1969. – №. 3. – С. 11-28. 22 Смирнова Е.О. Детская психология // Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2003. – С. 345-347. 23 Куделькина Н.С., Макаров А. В., Ворожейкин И. В. Проблема сознания: методологические аспекты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – 157 с. 24 Ананьев, В.П. Материальные условия жизни и экономическая ориентация современной студенческой семьи // М.: Образование и воспитание, - 2014. – 206 с. 25 Дудина О.М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию //Социологические исследования. – 1997. – №. 11. – С. 48-54. 26 Братченко С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии //Психологические проблемы самореализации личности. – 1997. – С. 38-46. 27 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – Directmedia, 2013. – С. 105-109. 28 Ядов В.А.Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал. – 1994. – С. 35-52. 29 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Издательский дом" Питер", 2009. – С. 75-78. 30 Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека //Психология в вузе. – 2004. – С. 51-65. 31 Фромм Э. Духовная сущность человека //Способность к добру и злу. Человек и его ценности/Э. Фромм. – 1988. – 207 с. 32 Зинченко В.П., Пушкин А. С. Ценности в структуре сознания //Вопросы философии. – 2011. – С. 85-97. 33 Каган М.С. Философская теория ценности //СПб.: Петрополис. – 1997. – Т. 205. – С. 387. 34 Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности //Ереван: Изд-во Акад. наук Армянской ССР. – 1988. – С. 12-14. 35 Бокова О. А. и др. Психологические проблемы становления личности в условиях современного образования: Коллективная монография. – Scientific magazine" Kontsep, 2014. – 96 с. 36 Исенина Е. И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы //Вопросы психологии. – 1987. – №. 2. – С. 104-113. 37 Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989.- С. 143-221. 38 Бычков В.В. Идеал любви христианско - византийского мира //Философия любви. 4.1 / Под ред. Д.П. Горского, Сост. Л.Л. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - С. 68 – 109. 39 Соловьев B.C. Любовь // Энциклопедический словарь. Т.35. - СПб: Терра, 1991.-480с. - С. 216-217. 40 Булгаков С.Н. Дар любви // Шестаков В.П. Эрос и культура; Философия любви и европейское искусство. - М.: Республика; ТЕРРЛ – Книжный клуб, 1999. -С. 400-420. 41 Булгаков СИ. Свет невечерний //Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В.П. Шестаков. - М.: Прогресс, 1991. - С. 307 – 315. 42 Франк С.Л. Религия любви // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В.П. Шестаков. - М.: Прогресс, 1991. - С. 401 – 414. 43 Лосский И.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. - 864с. 44 Соловьев В. Смысл любви // Соловьев В. Чтения о Богочеловеке; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров: Краткая повесть об Антихристе. - СПб, 1994. - 528с. - С.298 - 356. 45 Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.-588с. 46 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2016. - 368с. 47 Сартр Ж. - П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С, Гуревич, Общ. Ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 207 - 228. 48 Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, A.M. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - С. 356 - 391. 49 Орлов IO.M. Половое развитие и воспитание. - М.: Просвещение, 1993. -239с. 50 Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1987. - С. 68 – 72. 51 Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 464с. 52 Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 49 – 54 53 Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. - М.: Прогресс, 1987. - 272с 54 Горьковская И.А. Влияние семьи на деликвеитпость у подростков // Психологический журнал. - 1994. - № 2. - С. 57 – 65. 55 Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 165 - 171. 56 Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого -социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -416с. 57 Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста//Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - С. 54 - 73. 58 Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-348с. 59 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416с. 60 Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М: Международная педагогическая академия, 1995. - 368с. 61 Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: Знание, 1974. - 96с. 62 Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с. 63 Васильева Л.Н. «Теория элит: социология политики», М.: Социум, 2011г., стр. 208. 64 Левкович В.П. «Особенности добрачного периода жизни супругов как одна из причин стабилизации и дестабилизации молодой семьи» 2010г., стр. 82-85. 65 Данилова Е.А. «Особенности ценностных ориентаций современной молодежи в добрачный период», ж. «Известия саратовского университета», 2015г., стр. 250-253. 66 Здравомыслов А.Г. «Потребности. Интересы. Ценности» М.: Политиздат, 2013, - 210 с. 67 Журавлева Н.А. «Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе», М.: «Институт психологии РАН», 2006г. 68 Леонтьев Д.А. «Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов», СПб.: Питер, 2000г. 69 Гудечек Я. «Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности», М., 1989г. 70 Крайг Г. Психология развития – Спб.: Питер, 2000. – 992 с. 71 Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви. Учеб. Пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. – Самара: Издательский дом БАХРАХ – М. 2002. – 688 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические подходы к изучению взаимосвязи ценностных ориентаций и представлений любви у юношей и девушек 1.1 Психологическое содержание периода юношеского возраста Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослой жизнью. В разных периодизациях границы юности сильно различаются. Во многом это связано с тем, что «возраст – это объективная на конкретно-исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе» [8]. Условная граница юношеского возраста: от 15 – 16 до 21 –25 лет. Условность возраста связана так же с тем, что юность – исторически наиболее поздно сформировавшийся период среди предшествующих взрослости возрастов. Исследователи чаще всего выделяют раннюю и позднюю. И.В. Дубровина выделяет границы ранней юности от 15 до 17 лет. Н.Н. Палагина называет старший школьный возраст (16 – 18 лет) ранней юностью. И.С. Кон указывает такие границы ранней юности как от 14-15 до 18 лет. П.М. Якобсон возраст от 15 до 18 лет обозначает как ранняя юность. И.В. Шаповаленко указывает, что ранняя юность – это возраст от 15 до 17 лет. Характеристики этого возрастного периода объясняются по-разному в нескольких теориях. Биологические теории (С. Холл, Э. Кречмер, Э. Йенш, Э. Конрад) считают, что биологические процессы роста определяют все остальные аспекты развития и поэтому рассматривают юность как этап развития организма, который обусловлен мощным ростом различных способностей и функций. Именно созревание организма определяет поведенческие характеристики. Теории психоанализа (З.Фрейд, А.Фрейд) свидетельствует о том, что в юности приток инстинктивной энергии либидо должен компенсироваться механизмами защиты «Я». Борьба между «Оно» и «Я» находит свое отражение в растущем беспокойстве молодых людей, также в растущем числе конфликтных ситуаций, которые постепенно преодолеваются с течением времени по мере появления новых гармоничных отношений между «Оно» и «Я». «Юность – этап зрелой сексуальности» [9]. Э. Эриксон в социопсихоанализе указывает, что юность – это период, в течение которого должен сформироваться образ себя. «Необходимо решить главную задачу достижения идентичности, создания непротиворечивого образа себя в в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения и т.п.)» [10].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 132 страницы
3300 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg