Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

happy_woman 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Объект исследования данной работы: формирование УУД у учащихся. Предметом исследования работы является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников. Целью данной курсовой работы является изучение особенностей формирования универсальных учебных действий в процессе обучения учеников начальной школы. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать проблему формирования УУД в психолого-педагогической литературе; 2. Изучить особенности формирования УУД у младших школьников; 3. Охарактеризовать условия формирования УУД у младших школьников в процессе обучения; 4. Рассмотреть методики для выявления уровня сформированности УУД младших школьников.
Введение

На сегодняшний день школа ориентирована на обучение детей в соответствии с социальным заказом государства, а именно готовит квалифицированного исполнителя. Но наш социум запрашивает обучаемую личность, которая способна самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовой к принятию самостоятельных решений. Для дальнейшей жизни человеку необходимо не наличие у него запаса багажа знаний, а умение их использовать. Актуальность данной работы заключается в том, что необходим анализ развития УУД в системе общего образования, которые будут отвечать новым социальным запросам, которые будут отражать переход России к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале личности. Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие личности учеников, которое будет обеспечивать данную ключевую компетенцию, как умение учиться. Сегодня перед школой остро стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учениками новых знаний и умений, которые включают умение учиться. Огромные возможности для этого дает освоение универсальных учебных действий (УУД). В связи с этим «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Данный факт обозначает, что принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, и, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, которые будут обеспечивать успешность в познавательной деятельности человека на всех этапах дальнейшего образования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 5 1.1 Проблема формирования УУД в психолого-педагогической литературе 5 1.2 Особенности формирования УУД у младших школьников 11 1.3 Условия формирования УУД у младших школьников в процессе обучения. 16 Глава 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как средства эффективного обучения 20 2.1 Диагностические методики для определения сформированности УУД учащихся начальных классов 20 2.2 Методы и приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе 24 Заключение 32 Список использованных источников 34
Список литературы

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе: учебное пособие/ И.В. Абакумова. - Ростов н/Д.: Просвещение, 2010. - 368с. 2. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.38-40. 3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 153с. 4. Буданова О.В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. - 2013. - №4. - С.3-24. 5. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы / Л.Н. Булыгина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014-№1. - С.24-31. 6. Воровщиков С.Г. "Логические пятиминутки" как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2013-№6. - С.41-48. 7. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский. - М.: Просвещение, 2012. - 173с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология : учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с. 9. Гневанова Г.Л. ФГОС начального образования / Г.Л. Гневанова // Управление начальной школой. - 2013. - №7. - С.10-24. 10. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 274с. 11. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования : учебник для вузов/ под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 127с. 12. Коджаспирова Г.М. Познавательные УУД как средство развития логического мышления : пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 86с. 13. Колесникова З.М. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах / З.М. Колесникова // Завуч начальной школы. - 2013. - №3. - С.8-21. 14. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект/ под ред.А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 40с. 15. Краснова В.П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования / В.П. Краснова // Практика административной работы в школе. - 2013. - №4. - С.26-30. 16. Логические упражнения на уроках математики 1-2 класс [электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/100714/ свободный-Фестиваль педагогических идей. 17. Мамонтова Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО : пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012. - С.73-74. 18. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении : пособие для педагогов/ А.М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008 19. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С.74-81. 20. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.33-36. 21. Петерсон Л.Г. Примерные программы по учебным предметам в начальных классах : учебное пособие для учителей начальных классов/ Л.Г. Петерсон. - М.: Просвещение, 2010. - 35с. 22. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №5. - С.74-81. 23. Сидорова И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности : пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011. - С.32-35. 24. Степанов П.В. Воспитание в новом стандарте начального общего образования : пособие для учителей/ П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - С.4-20. 25. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования / С.Т. Терентьева // Вестник образования. - 2013. - №11. - С.29-32. 26. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться : пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр "Эксперимент", 2012. - 362с. 27. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения : пособие для студентов педагогических вузов/ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: издательский центр "Союз", 2009. - С.153-157. 28. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе / Т.С. Ячменникова // Муниципальное образование. - 2011. - №12. - С.25-32.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 1.1 Проблема формирования УУД в психолого-педагогической литературе Термин «универсальные учебные действия» (далее УУД) обозначает умение учиться, т. е. способность индивида к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. В более узком и психологическом плане, данный термин определяется как единство способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков деятельности учебного плана, дающих ему способность к самостоятельному освоению новой информации, подразумевая также организацию данного процесса [14, с. 6]. Данная способность обучающегося самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию, включая самостоятельно организованную деятельность по ее освоению, т. е. умение учиться реализуется благодаря тому, что УУД как обобщенные действия дают возможность обширной ориентации обучающихся - как в разных учебных предметах, так и в структуре самой учебной деятельности, подразумевая понимание учеником ее направленности, ценностных ориентиров и т. д. [18, c.15]. Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [13; c. 32]. Характер УУД проявляется в том, что они носят метапредметный или можно сказать надпредметный характер. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [26, c. 27]. В составе основных видов УУД, исходящим из основных целей общего образования, выделяют четыре блока: личностный, познавательный, коммуникативный, регулятивный (подразумевающий и действия саморегуляции) [22, c.19]. Рассмотрим данные блоки УУД более детально и подробнее. Личностные УУД реализуют ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (способность сопоставлять поступки и события с существующими принципами этики, осознание моральных норм и способность подчеркивать нравственный аспект поведения) и способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных взаимоотношениях. Относительно учебной деятельности можно отметить три вида действий: - личностное, жизненное самоопределение, профессиональное; - действие смыслообразования, т. е. выявление обучающимися взаимосвязи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иными словами, между результативностью процесса обучения и тем, что является побуждающей силой деятельности, для чего она реализуется. Ученику необходимо задаться вопросом о том, «какой смысл есть у учения» и быть способным находить на него должный ответ; -действия нравственно-этической оценки осваиваемого содержания, ориентируясь на социальные и личностные ценности, реализующие личностный выбор [14, c.17]. Познавательные универсальные действия подразумевают обще-учебные, логические, действия постановки и решения проблем. Обще - учебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации [15, c.52]; Универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [13, c.15]. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Данный вид учебных действий можно считать относящимся к социальным УУД поскольку именно коммуникативный блок является основой социального взаимодействия и отношений личности ребёнка. К коммуникативным действиям относятся: 1. Инициативное сотрудничество - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество 2. Планирование учебного сотрудничества: -определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 3. Взаимодействие: - задавать вопросы; - строить монологичное высказывание; -формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания; - слушать собеседника; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 4. Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии [22, c. 55]. Регулятивные действия помогают обеспечить организацию учащимся собственной учебной деятельности. К ним относятся: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с опорой на конечный результат: составление плана и очередности действий; - целеполагание, в плане постановки учебной задачи, основываясь на соотнесении ранее известного, освоенного учащимся, и того, что является неизвестным; - контроль в плане соединения способов действий и их результатов с имеющимся образцом для выявления отличительных моментов от эталона; - коррекция - добавление нужных сведений в план и способ действия в случае рассогласованности эталона, реального действия и его результата; - прогнозирование - предвидение результата и уровня усвоения, его временных параметров; - волевая саморегуляция, как возможность мобилизовать силы; сделать волевое усилие в ситуации конфликта потребностей; - оценка - выделение и понимание обучающимися того, что уже усвоено и что только предстоит, осознание качественного уровня освоения [21, c.17]. Выделяют такие критерии оценки сформированности у учащихся УУД как соответствие возрастным и психологическим нормативам развития; соответствие свойств универсальных действий ранее определенным требованиям [13, c.37]. Таким образом, УУД обозначают умение учиться или другими словами способность ребенка к самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное усвоение предоставляемого опыта. Развитие системы УУД в составе регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных действий, которые определяют становление психологических способностей личности, происходит в рамках норм возрастного развития ребенка и его познавательной сферы. Процесс обучения определяет содержательные характеристики учебной деятельности ребенка и задает зону ближайшего развития названных УУД - их уровень развития, который соответствует нормативной стадии развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg