Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Таможенные органы в системе обеспечения экономической безопасности государств-членов Евразийского экономического союза

happy_woman 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Объектом исследования является сфера экономической безопасности России. Предметом исследования выступает роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России. Целью работы является определение роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия экономической безопасности, как важной составляющей национальной безопасности. 2. Исследовать институты таможенной службы, отвечающие за обеспечение экономической безопасности РФ, выявить их особенности. 3. Определить цели, задачи и функции таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности. 4. Изучить влияние внутренних и внешних угроз на состояние экономической безопасности государства. 5. Выявить проблемы и сформулировать основные тенденции развития системы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. Основой данной дипломной работы, несомненно, является «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года от 28 декабря 2012 г. N 2575-р», так как её основные положения ориентированы, в первую очередь, на активное противодействие угрозам экономической безопасности и формирование подходящих условий для внешней торговли. Исследование этого важного документа необходимо для развития устойчивых представлений о целях, задачах, а также приоритетных направлениях развития таможенных органов. В стратегии определены 8 ключевых направлений развития, в том числе таких, как: • совершенствование реализации фискальной функции; • совершенствование таможенного регулирования; • развитие правоохранительной деятельности; • совершенствование таможенной инфраструктуры в соответствии с транспортно-логистической политикой и правоохранительными рисками; • развитие интеграционных процессов и международного сотрудничества; • совершенствование системы государственных услуг и контрольно-надзорных функций; • совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров; • образование в области таможенного дела. Для проведения исследования в рамках данной дипломной работы были исследованы практически все вышеуказанные направления. Информационная база исследования представлена в основном нормативно-правовыми документами. Научные публикации были применены для формирования категориального аппарата в процессе анализа заявленной проблемы. Основной нормативно-правовой базой послужили следующие документы: "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г.), Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». Анализ юридической литературы показывает, что таможенные органы рассматриваются через системообразующие факторы, которые определяют их как единую систему со следующими характеристиками: • Общность функций таможенных органов состоит в том, что, проводя в жизнь единую таможенную политику государства, все они принимают участие в осуществлении таможенного дела. На территории Российской Федерации применяется принцип единообразия в применении таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами. Основные функции (обязанности) таможенных органов Российской Федерации закреплены ст. 12 Федерального закона № 311 «О таможенном регулировании». • Принцип иерархической соподчиненности означает подчинение «нижестоящих» таможенных органов «вышестоящим» по соответствующему направлению деятельности. • Принцип единства системы таможенных органов подразумевает единое толкование норм таможенного законодательства, использование единой таможенной политики, экономического пространства, тарифного регулирования в сочетании с мерами экономической политики. В данном контексте таможенный орган является частью централизованной системы, функциональным и организующим началом которой выступает Федеральная таможенная служба России. • Целостность таможенных органов заключается в том, что каждое из звеньев – это не отдельная единица, а структурная часть целостного организма. Принцип целостности опосредован характером таможенного дела. Целостность таможенных органов раскрывается через взаимосвязи и взаимодействия всех структурных элементов. • Организационное взаимодействие означает объединение таможенных органов едиными целями и задачами, так, как только в тесном взаимодействии с другими звеньями системы, таможенные органы способны выполнить свои функции и предоставленные законом полномочия. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых поделена на разделы, а также заключения. Во введении осуществлена постановка проблемы, определена актуальность исследования, сформулированы цели и задачи, даны конкретные определения использованных методов, необходимых для написания дипломной работы, выделены объект и предмет исследования. В первой главе дипломной работы содержатся теоретические аспекты экономической безопасности, понятийный аппарат, применяемый в исследовании, а также цели, задачи, функции таможенных органов, прямо воздействующие на состояние экономической безопасности России. Далее были выявлены нормативно-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности, определены ключевые направления развития таможенных органов. В заключении изложены основные выводы по результатам проведенного научного исследования. В ходе исследования применялись общенаучные и специальные методы. Методологическая основа исследования состояла в применении общенаучного метода анализа. Данный метод очень продуктивен для разделения объекта на составные части с целью его полного и всестороннего глубокого изучения. Также был использован метод описания, способствующий фиксации средствами естественного или искусственного языка сведений о конкретном объекте, а именно – таможенных органах. Общенаучные методы были активно использованы при выполнении всех поставленных задач. Системный подход, на мой взгляд, очень необходим, поскольку предмет данного исследования принадлежит к междисциплинарной области, находясь на пересечении экономики, юриспруденции и таможенного дела. Методы исследования обусловлены характером исследуемого феномена и комплексностью проблемы. Практическая значимость полученных в исследовании результатов заключается в возможности их использования таможенными органами во всех регионах Российской Федерации для эффективного обеспечения экономической безопасности региона и государства в целом, а так же для поддержания высокого уровня экономической безопасности.?
Введение

Одним из актуальных вопросов современности является проблема экономической безопасности государства, она приобретает первостепенное значение, поскольку определяет направления для принятия основных социально-экономических решений. Категория экономической безопасности получает широкое международное признание как важное условие существования и развития, а также как предмет научных исследований. В нынешних непростых современных условиях, когда внешние и внутренние угрозы требуют от России немедленного реагирования на них с целью повышения уровня своей национальной безопасности, на первый план выходит проблема обеспечения экономической безопасности, в том числе: промышленной, инвестиционной, энергетической, технологической, продовольственной, интеллектуальной, финансовой, на уровне всей экономики страны, ее комплексов, отраслей, а также экономики регионов. Основное место в системе национальной безопасности занимает экономическая безопасность. Она составляет основу других видов безопасности и обеспечивает экономические условия территориальной целостности государства, самосохранения, самовоспроизводства и сохранения уклада жизни населения. Эти условия заключаются в удовлетворении потребностей государства в необходимых для национальной безопасности экономических благах при любых изменениях внешнеэкономической и политической ситуации. Следовательно, само определение «экономическая безопасность» имеет особое значение не только для Российской Федерации, но и для остальных стран мира, так как устойчивый уровень экономической безопасности – это и есть главный показатель прогрессивного развития государства и его экономики. Создание эффективной системы обеспечения экономической безопасности необходимо для того чтобы занять достойное место в мировом экономическом и геополитическом пространстве. На протяжении многих лет международные экономические отношения являлись преимущественно внешнеторговыми, решали возникающие проблемы обеспечения населения товарами, которые в стране-получателе производились неэффективно, либо вовсе не производились. Со временем они переросли в сложную совокупность международных экономических отношений. Процессы, проходящие в международных экономических отношениях особо важны, так как затрагивают интересы каждого государства. Первостепенные задачи страны в области внешнеэкономических отношений: • установление мер по обеспечению валютного законодательства; • контроль за соблюдением правил осуществления внешнеэкономической деятельности; • защита интересов отечественных производителей. Комплекс этих задач влияет на уровень экономической безопасности государства, а также на сохранение экономического суверенитета. В условиях глобализации понятие экономической безопасности государства не имеет однозначного толкования, так как является очень многосторонним. В период усиления роли внешнеэкономических связей становится всё актуальнее вопрос обеспечения экономической безопасности, необходимо постоянно прилагать усилия по ее поддержанию на необходимом уровне, как внутри страны, так и в регионах, и на мировой арене. Функционирование абсолютно всех имеющихся экономик находится в зависимости от воздействия внешних угроз вследствие глобализации, однако глобализация оказывает и положительное влияние, путем открытия новых перспектив для участников мирового сообщества. Со временем угрозы приобретают более масштабный характер, их возникновение трудно прогнозировать и, зачастую, такие угрозы невозможно устранить. Всё чаще появляются новые глобализационные угрозы, которые затрагивают все страны мирового сообщества, так как подобные угрозы приобретают системный характер. В таких обстоятельствах становится невозможным обеспечить экономическую безопасность стран без международного сотрудничества, так как большая часть проблем не может быть решена только с использованием национальных механизмов и инструментов регулирования. В современных условиях значительно усилилась взаимосвязь между национальной экономической безопасностью и международной экономической безопасностью, так как эффективное обеспечение национальной невозможно без поддержания на должном уровне международной экономической безопасности. Актуальность выбранной темы дипломной работы определена имеющимися на данном этапе проблемами в обеспечении экономической безопасности, а также необходимостью совершенствования работы таможенных органов с целью повышения уровня экономической безопасности, так как это является стратегической целью таможенных органов России. В настоящее время, в условиях экономического упадка и падения цен на энергоресурсы роль обеспечения экономической безопасности России только усиливается. Обеспечение экономической безопасности государства – одна из приоритетных и первостепенных внутренних задач Российской Федерации, нашедших свое отражение в Стратегии национальной безопасности страны. Обеспечение экономической безопасности осуществляется органами государственной власти. Особо важными в системе государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность, являются таможенные органы. Также стоит отметить, что на таможенные органы возложена большая роль и ответственность по обеспечению экономической безопасности, это связано, в первую очередь, с тем фактом, что таможенные органы одни из первых государственных структур, сталкивающиеся с фактом перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Очевидно, что система регулирования ВЭД должна быть эффективной, поэтому изучение деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности позволяет определить проблемы и сформировать направления развития деятельности таможенных органов. Таким образом, с возрастанием значимости таможенных органов в пополнении доходной части федерального бюджета России и поддержании стабильного уровня экономической безопасности, всё чаще появляются новые важнейшие задачи и конкретные потребности в области таможенного дела, это и определяет несомненную практическую значимость и актуальность выбранной темы исследования. Совершенствование и усиление правоохранительной деятельности со стороны таможенных органов, интенсивное сопротивление теневой экономике и активное формирование новых институтов таможенных органов, конечно, нацелено на обеспечение данной первостепенной задачи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 1.1 Понятие и сущность экономической безопасности 1.2 Место и основные направления деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 2.1 Нормативно-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности государств – членов ЕАЭС. 2.2 Основные направления совершенствования работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности в ЕАЭС ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

Нормативно-правовые источники 1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 215315/ 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ 3. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ 4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 г. (ред. От 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ 5. Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. N 183ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12116419/1/#block_100#ixzz3W903U000 115 6. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" посл. Редакция Федеральный закон от 21.12.2013г. N369-ФЗ ст.6/ [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/10104229/#ixzz3IlrnGRoI 7. Федеральный Закон от 08 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ст.27 8. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-I 9 (посл. Ред. 28.06.2014г.) [Электронный ресурс] 9. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года от 28 декабря 2012 г. N 2575-р [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161965/?frame=1 10. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960) посл. Ред.28.10.2014г.) 11. Регламент совета (ЕЭС) N 2913/92, учреждающий Таможенный кодекс Сообщества (Принят в г. Люксембурге 12.10.1992 г.) [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=5791;dst=1 0015 12. Кодекс об административных правонарушениях: принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ от 20 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: (действ.ред. от 02.05.2015) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/popular/koap/13_15.html#p5910 13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3 757fe034d11011c763bc2e593f/ 14. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ Научные публикации 15. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. - М.: Юрист, 2014, № 1. - С. 2-6 16. Анищенко А.В. Влияние долларизации национальной экономики на экономическую безопасность России // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией: материалы научно-практической конференции по профилю специализации выпускников с приглашением сотрудников практических подразделений. - М.: Моск. ун-т МВД России, 2013. - С. 90-92 16. Алексеева Т.С. Проблемы в обеспечении экономической безопасности //Вестник алтайской академии экономики и права//Научный журнал. – 2011. –URL: http://journal-aael.intelbi.ru 17. Бакаева, О. Ю. «Государственное регулирование ВЭД» - М.: Инфра-М, 2017.- 319 с. 18. Базиев, А. Х. Угрозы экономической безопасности России и предложения по их минимизации / А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46564/ 19. Баклаков П.А., Зыбина Е.В., Степура Н.А. «Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности»-Изд. «Интермедия»- Санкт-Петербург 2016г. 913 стр. 20. Безуглова М.А. Экономическая безопасность - в системе национальной безопасности России // Тенденции и перспективы инновационного развития правовых, социально-экономических и управленческих исследований: материалы международной научно-практической конференции СЗФ МГЭИ. - М.: МГЭИ, 2015. - С. 17-26 2. Белякова, И.М. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебный курс / И.М. Белякова. - М.: МИЭМиП, 2017. - 430 с. 22. Босхолов С.С., Босхолов А.С. Экономическая безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности России // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: сборник научных трудов. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2016. - С. 62-67 23. Васильев И.Р., Карамышева К.А. Правоохранительная деятельность таможенных органов в условиях либерализации таможенного законодательства // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, членов студенческого научного общества при кафедре теории и истории государства и права. - М.: Изд-во Российской тамож. акад., 2016, Вып. 3. - С. 116-119 24. Гаврилова Б.Я., Лаврова В.П. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению. Учебник для вузов (Под общ. ред. Гаврилова Б.Я., Лаврова В.П.) Москва: Юрайт, 2020 – С. 20-24 25. Герасимов А.П. К вопросу о законодательном определении понятия экономическая безопасность // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Материалы международной научно-практической конференции г. Уфа, 28 ноября 2018 года: в IV ч.. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2013, Ч. 1. - С. 169-173. 26. Герасимов А.П. Теоретико-правовые и терминологические аспекты проблемы категории "экономическая безопасность" // Актуальные проблемы российского права в современных условиях: сборник материалов научно-практической конференции. - Уфа: БАГСУ, 2013, Вып. 3. - С. 13-22 27. Григонис Э.П. Правоохранительные органы. СПб.: Прогресс, 2017 – 10 с. 28. Гордеенко В.Е. Сущность экономической безопасности и безопасность национальной экономики в Российской Федерации // Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России: сборник материалов Первой и Второй межрегиональной заочной научно-практической конференции. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - С. 174-178 29. Дадалко В.А. Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность государства. – М.: АИПС «НТИ-ЦА» МВД России, 2018, 25 с. 30. Демин В.А. ВТО: глобальная экономика и экономическая безопасность России (продолжение) // Юридическая мысль. - С.-Пб.: Изд-во юрид. инта (Санкт-Петербург), 2017, № 1 (75). - С. 5-20 31. Докучаев А.Н., Зыков В.М. Экономическая безопасность России в контексте ее вступления во Всемирную торговую организацию //Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сборник материалов Международной научно-практической конференции.-Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2018, Ч. 1. - С. 114-116 32. Елфимов О.М. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России. Вопросы экономики. – 2015.– С. 14–24. 33.Еркеев И.Х. Экономическая безопасность государства как часть национальной экономической безопасности и безопасности государства// "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - М.:"К-Пресс",2015,- С. 36-40 34. Изгагина Т.Ю. Противодействие таможенными органами незаконному вывозу капитала за пределы Российской Федерации // Современные тенденции развития российского уголовного законодательства: сборник материалов круглого стола - М., 2016. - С. 114-118 35. Карелин В. Б. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации (в контексте оперативно-розыскных и таможенных интересов) // Оперативник (сыщик). 2016. № 4. С. 51–55. 36. Козлов В.И. Совершенствование взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов // Юридический мир. - 2015. - № 9. – С. 57-79. 37. Круглов А.А. «Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации», Москва, 2018. – С. 41-45 38. Козловский А.Ю. Актуальные проблемы организации борьбы таможенных органов Российской Федерации с преступлениями, отнесенными к их компетенции // Научные труды. Российская академия юридических наук. – М.: Юрист, 2017. - Т. 2. – С. 27-41 39. Колесникова М.М. Влияние на экономическую безопасность Российской Федерации невозвращенных из-за границы средств в иностранной валюте // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - С.-Пб.: НОУ ВПО "Санкт-Петербургская юр. акад.", 2014, № 2 (23). - С. 46-48 40. Колобова Г.А. Развитие российской государственной стратегии обеспечения экономической безопасности в постсоветский период //Национальная безопасность / Nota Bene. 2017. № 4. С. 13–21. 41. Лемешев Е.В. Обеспечение собственной безопасности таможенных органов в системе общегосударственных мер противодействия коррупции // Современное право. 2018. № 4. 12 с. 42. Летов В.А. «Нетарифные меры и ограничения в международной торговле: сущность и критерии» // Бизнес в законе. -2009.- № 5. 19 с. 43. Мильшин Ю.Н., Алексеева Т.С. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности в Российской Федерации: монография. Барнаул, 2017. – 54 с. 44. Морозова О.В. Взаимодействие подразделений дознания ФТС России с иными подразделениями таможенных органов и правоохранительными органами Российской Федерации. – М.: МГУ, 2016.-226 с. 45. Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации. М.: Юрист, 2018. - 25 с. 46. Пак А. Ю. Сущность и структура понятия «Экономическая безопасность государств – членов Таможенного Союза» в рамках ЕврАзЭС // Вестник российской таможенной академии. – М.: Юрист, 2017. – №3. – 113 с. 47. Панасенко, С. В. «Международные экономические отношения» - СПб.: Питер, 2016. - С. 217. 48. Рудакова О.В., Филонов Г.А. Экономическая безопасность России в глобализирующемся мире // Особенности финансово-экономического развития России в современных условиях: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. А.Т. Яндиева. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2017. –С. 41–52. 49. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 24-30. 50. Трошкина Т. Н. «Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность» // Налоги. 2016. № 4. 51. Трунина Е.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления. М., 2010.– 52 с. 52.Щебарова Н. «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма» // МЭ и МО. – 2017. - №3 118 Аналитические источники 53. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник: 2018. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2018. – 693 с. 54. Совет Безопасности РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт / Совет Безопасности РФ. – Электрон.дан. – 2019. – URL:http://www.scrf.gov.ru/ 55. Таможня для всех – российский таможенный портал [Электронный Ресурс]. – 2018. - URL: http://www.tks.ru/db/tnved/tree 56. Федеральная таможенная служба Российской Федерации (Электронный ресурс): официальный сайт / Федеральная таможенная служба. – Электрон.дан. - 2020. - URL: http://www.customs.ru/ 57. Новостной портал РИА Новости. В России разработали стратегию экономической безопасности до 2030 года [Электронный ресурс] https://ria.ru/economy/20170510/1493999484.html 58. Официальное издание ФТС «Таможня - информационно-аналитическое обозрение» №3 [362] февраль 2015 г. с.28 59. Официальное издание ФТС «Таможня-информационно-аналитическое обозрение» №16 [351] август 2017 г. 60. Публикация «Инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД» от 13. 10.2015 г. // Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования 61.Сведения о деятельности ФТС РФ «О перечислении средств в федеральный бюджет» [Электронный ресурс] http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22531:20 16-02-02-09-0359&catid=185:2011-05-15-14-11-59&Itemid=1830&Itemid=2099 62. Таможенный союз независимое обозрение, Организации-ФТС [Электронный ресурс] http://www.customsunion.ru/orgprint/92.html 63. Электронно-библиотечная система znanium.com ISSN (Online) 2311-8539 64. Электронно-образовательная система urait.ru 65. Электронно-библиотечная система Book.ru © 2010–2020 66. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека ONLINE» biblioclub.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Место и роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России 1.1 Понятие и сущность экономической безопасности Экономическая безопасность – это часть общей системы национальной безопасности государства, а также неотъемлемый важный показатель экономического состояния страны. Этот показатель непременно связан с понятиями – обеспечение обороноспособности, поддержание социального мира, защита от экономических санкций и др. Иными словами, экономическая безопасность затрагивает большинство важных критериев государства, общества, экономики . Данное понятие в Стратегии экономической безопасности интерпретируется как защищенность экономики от внешних и внутренних угроз, при котором экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ, находятся в благоприятном для развития условиях. Независимость государства в реализации внутренней и внешней политики с учетом международных обязательств – это экономический суверенитет Российской Федерации. Угроза экономической безопасности – определенный свод условий и факторов, которые представляют косвенную или прямую угрозу национальным интересам Российской Федерации в сфере экономики. Т.е, это риск причинения урона народному хозяйству в целом и отраслям в частности, а также финансово-кредитной концепции государства. Угрозы для экономической безопасности могут быть классифицированы на объективные и субъективные. Угрозы объективного характера объединены под влиянием условий, которые не зависят от вмешательства людей (перемены в естественной сфере, природоохранные аварии, не сопряженные с общественной деятельностью), субъективные же угрозы обусловлены деятельностью человека (погрешности и недоделки человеческой деятельности) Обеспечение экономической безопасности – осуществление органами гос. управления, органами МСУ и ЦБ РФ в реализации противодействия угрозам экономической безопасности, защиты национальных интересов РФ совместно с институтами гражданского общества, политических, организаций и др. «Сама экономическая безопасность имеет непростую внутреннюю структуру. Стоит выделить три ее наиболее значимых элемента: 1) экономическая независимость (в нынешних условия международного разделения труда, это означает государственный контроль над национальными ресурсами, достижение высокого уровня качества продукции, которое обеспечивает конкурентоспособность страны и позволит наравне с другими странами участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями.) 2) стабильность и устойчивость национальной экономики (этот элемент представляет собой защиту собственности во всех ее формах, создание надежных и благоприятных условий и гарантий для бизнесменов, а также удержание факторов, которые способны стабилизировать ситуацию); 3) способность к саморазвитию и прогрессу (введение условий для благоприятного климата для инноваций и инвестиций, постоянное совершенствование производства, повышение профессионального и общеобразовательного уровня работников становится обязательными и неотъемлемыми частями устойчивости и самосохранения национальной экономики)» Задачами обеспечения экономической безопасности России на данном этапе должны стать: 1) поддержка отечественного производителя, занимающегося экспортом за рубеж, в целях сохранения позиций на мировых рынках; 2) ведение политики, направленной на погашения внешнего долга; 3) попытка стабилизации рубля относительно других валют. Создание условий для экономического роста страны – это, прежде всего, внедрение в производство конкурентоспособных технологий, которые позволят «по-новому» выйти на рынок. Россия – страна, богатая разнообразными ресурсами, этим мы и пользуемся. В основном ВВП складывается из объемов продажи нефти, газа и т.д., но обрабатывающая, машиностроительная отрасли находятся на низком уровне развития относительно других передовых стран. Таким образом, необходимо поднять уровень технологий, используемых в производстве, тем самым увеличив конкурентоспособность на мировом рынке. Задача экономической безопасности – это защита национальной экономики от внешних угроз. Цель – продумывание планов, стратегий, с помощью которых будет возможно устойчивое развитие страны, а также обеспечение достойного уровня жизни и удовлетворения социальных и экономических нужд для каждого гражданина страны. Над решением проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности, в настоящее время работают не только наделенные полномочиями в сфере военной науки, экономисты, политологи, социологи, но и представители других наук. Например, историки, юристы, демографы и др. Специалисты в данной области занимаются исследованиями функциональных и структурных частей общей системы экономической безопасности. Существует достаточно широкий спектр подходов к формированию определения экономической безопасности, более двадцати различных определений. Это является доказательством, во-первых, актуальности, во-вторых, недостатка четкого и полностью сформированного понятия экономической безопасности, и, в-третьих, неполноценности действующей нормативно-правовой базы в данной области. Ученые, не смотря на расхождения во взглядах понятия сущности экономической безопасности, все же пришли к общему мнению, что цели экономической безопасности сводятся к недопущению нерационального по различным критериям (социально-экономическим, политическим, национальным) распределения природных и трудовых ресурсов. Несомненно, что роль науки имеет весомое значение в реализации и совершенствовании стратегий по борьбе с угрозами экономической, так и национальной безопасности. Из вышесказанного следует, что можно сделать заключение о том, что экономическая безопасность – множество условий и факторов, гарантирующих социально-экономическую и военно-политическую безопасность государства и общества, способность противостоять внутренним и внешним угрозам. Однако, если учесть условия процессов глобализации, мирового развития, интеграции политических и социально-экономических отношений, Российская Федерация осуществила переход к новой государственной политике в сфере национальной безопасности. Таким образом, 31 декабря 2015 года Президентом РФ был подписан Указ № 683 об утверждении Стратегии национальной безопасности до 2020 года. Она представляет собой систему стратегических направлений, которые указывают уровень устойчивого и безопасного развития государства, общества на долгий период. Осуществление данной стратегии должна быть отправной точкой в укреплении обороны страны, социально-экономического развития и обеспечения стабильности в целом. Данная стратегия преследует цель в создании условий благоприятного, безопасного и устойчивого развития государства. Также на результатах осуществления данной стратегии следует изучить уязвимые места в данной стратегии и отталкиваясь уже от нее разрабатывать новые меры. Цели и задачи должны быть поставленные, которые возможно осуществить, отталкиваясь от нынешнего положения дел, т.е. «реальные» задачи и цели. Схема 1. Вероятные угрозы, затрагивающие внутреннюю экономическую среду Помимо этого, еще следует отметить, немалую угрозу представляют низкая информационная осведомленность руководства о состоянии дел в регионах. Из этого следует, чтобы повысить экономическую безопасность необходимо усилить осведомленность руководства о настоящем положении дел. В итоге стоит отметить, что состояние экономической системы и экономическая безопасность находятся в прямой зависимости. Экономическая безопасность – это наиболее ответственная часть в стратегии национальной безопасности РФ и реализация важнейших задач по обеспечению безопасности в большей степени возложено на таможенные органы. Которым необходимо содействовать, при взаимодействии с другими органами власти. Также необходимо усилить контроль исполнения поставленных целей и задач. 1.2 Место и основные направления деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. Приоритетной задачей для таможенных органов в настоящее время является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. «Таможенные органы должны контролировать соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Более детально порядок осуществления таможенными службами экспортного контроля регламентирован Приказом ГТК России от 26.12.2003 N 1545 "О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля"» Таможенная политика и таможенное дело зависят от экономических интересов государства, поэтому таможенные органы должны обеспечивать реализацию торговой и экономической политики государства. Таможенная политика, в свою очередь, направлена на всестороннее использование таможенно-тарифного механизма, для того, чтобы регулировать внешнеэкономическую деятельность, выполнять задачу защиты национальной экономики и обеспечивать ее безопасность, а также пополнять государственный бюджет. Таможенные органы являются важным элементом, входящим в государственную власть, которые выполняя, свои должностные обязанности обеспечивают и другие виды безопасности: финансовую, пограничную, военную и др. В процессе анализа компетенции таможенных органов известно, что из за год в год участие таможенных служб в обеспечении безопасности все больше стало. Первичной задачей для органов таможенной службы является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело и таможенная политика находятся во взаимосвязи от экономических интересов государства и поэтому таможенным органам необходимо обеспечить реализацию торговой политики. А вектор таможенной политики в свою очередь, направлен на всестороннее использование таможенно-тарифного механизма, для регулирования внешнеэкономической деятельности, защиты интересов государства, а также выполнять фискальную функцию. Таможенные органы свои полномочия успешно реализовывают в области таможенного оформления, таможенного контроля, которые являются частью системы государственного контроля и являются индикатором эффективности экономического развития. От которого зависит процесс увеличения или уменьшения объемов межгосударственной торговли и количество правонарушений в области таможенного дела. Задачей таможенных органов является снижение угроз, которые имеются в сфере ВЭД (рис.1). Учитывая современные тенденции можно сделать вывод, что данные угрозы нарастают по ряду направлений. Но и вместе с тем в структуре угроз происходят значительные изменения. Нарастание масштабов торговли контрафактной продукцией, также нарушения связанные с защитой интеллектуальной собственности. Также в стратегии национальной безопасности отмечается, что энергетическая безопасность является одним из приоритетных направлений в сфере обеспечения экономической безопасности. Одним из значимых направлений также остается обеспечение экологической безопасности. Таможенные службы осуществляют надзорную и контролирующую функцию при трансграничной перевозке опасных отходов. Помимо этого, таможенными органами пресекается незаконная торговля редкими животными и растениями. Из чего следует, что таможенные органы РФ выполняют обязательства, связанные с Конвенцией о международной торговле видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения. В виду перехода на рыночные условия торговли у государства возникла угроза утечки капитала за рубеж. Будучи агентами валютного контроля и контролируя, зачисление средств при экспортных или импортных операциях, заключенных в рамках ВЭД, таможенные органы участвуют в обеспечении финансовой безопасности государства. На сегодняшний день таможня способна полностью «отследить движение» валюты в процессе внешнеэкономической сделки. Можно выделить и иные виды безопасности, в обеспечении которых таможенные службы принимают участие: общественная, информационная, продовольственная, военная. Этот перечень может быть дополнен, т.к. в компетенции таможенных органов увеличиваются ряд полномочий, реализовывая который обеспечивается определенный вид безопасности. В последнее время также актуально стоит вопрос, преждевременного выявления, предупреждения и пресечения фактов коррупции, должностных преступлений и нарушений таможенного законодательства. Это обусловлено, тем что, наличие коррупции в рядах сотрудников таможенной службы является дестабилизирующим фактором, который воспрепятствует полноценному функционированию всей системы. Направления задач таможенных органов по обеспечению государственной безопасности обширны и многогранны. Впервую очередь таможенные органы стоят на защите экономических интересов страны, тем самым реализовывая стратегическую цель. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что, с каждым годом возбуждается всё больше уголовных дел, задерживаются больше лиц, пытающихся незаконно переместить товары через таможенную границу союза. А значит, что при увеличении посягательств на законодательство, государство подвергается нарушению целостности экономической безопасности. Однако таможенные службы в полной мере пытаются предотвратить такие нарушения и обеспечить как экономическую безопасность населению в отдельности, так и национальную безопасность в целом. Преступность в сфере экономики выступает на сегодняшний день как одна из форм проявления внутренних угроз экономической безопасности в России. Экономическая преступность выступает сегодня как мощнейший негативный фактор, подрывающий экономическую и, как следствие, национальную безопасность. Экономическая преступность возникает в тех областях, где возникает возможность конкурировать с легальной экономикой. При этом преступления в указанной сфере наносят больший экономический ущерб гражданину, обществу и государству, чем какие-либо другие виды уголовных деяний. Следует отметить, что масштабы экономических преступлений, представляя большую угрозу для демократического и экономического развития, растут сегодня во всех странах мира. Ни одно государство на данный момент не может считаться полностью свободным от этого социально-экономического явления. Однако, при анализе компетенции таможенных органов видно, что реализация таможенными органами своих полномочий обеспечивает и иные виды безопасности, рассмотренные выше. Но в нормативно-правовых актах нет упоминания такой важной составляющей компетенции таможенных органов, направленных на обеспечение каких – либо видов национальной безопасности. В тенденции сохранения действующих и появления новых полномочий, направленных на обеспечение экономической безопасности, данный факт является пробелом в правовом регулировании административно-правового статуса таможенных органов, который стоит устранить. Глава 2. Обеспечение экономической безопасности правоохранительными подразделениями таможенных органов 2.1 Нормативно-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности государств – членов ЕАЭС. Нормативно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности приграничных территорий базируется на законодательной базе федерального уровня. Анализ нормативно-правовой документации по тематике дипломного исследования показывает, что таможенные органы рассматриваются через системообразующие факторы, которые определяют их как единую систему со следующими характеристиками: Экономическая безопасность является совокупностью условий и факторов, обеспечивающих социально-экономическую и военно-политическую устойчивость общества и государства; противостояние воздействию внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является фундаментом национальной безопасности, а также выступает в качестве гаранта независимости государства. Тем не менее, если принять во внимание условия глобализации процессов мирового развития, интеграции политических и социально-экономических отношений, формирующие новые угрозы для развития личности, общества и страны, Российская Федерация преднамеренно осуществила переход к новой государственной политике в сфере национальной безопасности. Организующая, координирующая роль в общем обеспечении безопасности принадлежит Президенту Российской Федерации, она распространяется на все сферы правового регулирования безопасности. 31 декабря 2015 года Президентом РФ был подписан Указ №683 об утверждении Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года . Данная стратегия представляет собой учрежденную систему стратегических ориентиров, которые определяют уровень безопасности и устойчивого развития государства, общества и личности на долгосрочную перспективу. Стратегия – базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации. Элементами экономической политики являются внешнеторговая политика и ее важнейшая составная часть – таможенная политика. Она направлена на создание благоприятных условий для развития национальной экономики и обеспечения экономической безопасности. Реализация стратегии национальной безопасности должна стать активизирующим фактором укрепления обороны страны, социально-экономического развития, государственной безопасности и общественного правопорядка, обеспечения политической стабильности в обществе, повышения конкурентоспособности и статуса Российской Федерации на международной арене. Как отмечалось ранее, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, до 2020 года, национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, которые задействованы в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Так как таможенные органы относятся к военизированным и правоохранительным структурам по своему административно-правовому статусу, их можно отнести к силам обеспечения национальной безопасности. В ходе анализа компетенции таможенных служб было выявлено, что с каждым годом их участие в обеспечении безопасности проявляется всё ярче. В частности, это обусловлено сложившейся геополитической ситуацией, появившимися экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, возникновением новых угроз и рисков для развития личности, общества и страны. Согласно положениям Стратегии национальной безопасности, угрозу безопасности в пограничной сфере представляет активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через Государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов нелегальной миграции, наличие и ввозная эскалация вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы России, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами. Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №2225-р был принят нормативный документ «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации». Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, разработанной ФТС России на перспективу до 2020 года, несомненно, будет способствовать снижению угроз в сфере пограничной безопасности. В данной Концепции предусмотрен широкий комплекс мероприятий: - развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры; - модернизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля; - оптимизацию количества и специализацию пунктов пропуска через государственную границу. Реализация этих мероприятий, безусловно, позволит повысить эффективность деятельности таможенных органов в приграничных субъектах России в борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела, а также в борьбе с коррупционными явлениями. В результате снизится уровень криминогенности ВЭД.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 49 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 91 страница
2300 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 55 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg