Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Политические и экономические отношения ФРГ и Средней Азии в период 1990-2019 гг.

happy_woman 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Объектом исследования выступает центрально-азиатское направление во внешнеполитической стратегии ФРГ. Предметом исследования стала политика ФРГ в Центральной Азии в период с 1990 по 2019 год. Целью исследования является выявление особенностей и перспектив развития политики Турции в Центральной Азии. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: • определить основные направления внешней политики ФРГ; •охарактеризовать геополитическое положение государств Центральной Азии и интересы ФРГ; •рассмотреть основные направления и этапы развития внешней политики ФРГ в Центральной Азии; •провести сравнительный анализ двусторонних отношений ФРГ и государств Центральной Азии; •сформулировать особенности конкуренции ФРГ с другими игроками в Центральной Азии, а также перспективы немецкой политики в регионе. Методологической базой исследования являются общенаучные методы (индукции и дедукции), метод сравнительного анализа. Кроме этого особое значение приобретают методы анализа политических процессов, именно они позволили выявить приоритеты ФРГ в центрально-азиатском регионе. Отдельно необходимо отметить важность таких историографических методов как метод описания и ситуационные исследования. Источниковую базу исследования составили официальные документы ФРГ, а также публикации периодической печати и информационных агентств. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении особенностей политики ФРГ в Центральной Азии на современном этапе. Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введение представлены постановка проблемы, актуальность исследования, цель и задачи, методология и научная новизна исследования. В первой главе определяются основы региональной политики ФРГ в Центральной Азии. Вторая глава посвящена особенностям политики ФРГ в отношении государств Центральной Азии в период с 1990 по 2019 год. В заключении представлены основные выводы проведенного исследования. В списке использованных источников и литературы представлен библиографический материал исследования.
Введение

Актуальность исследования также состоит в том, что оно представляет проблему, непосредственно связанную с национальными интересами ФРГ, с перспективами восстановления и укрепления ее влияния в Центральной Азии. Это является особенно значимым по нескольким причинам. Во-первых, становление государственности в широком политико-правовом смысле в исследуемом регионе, по мнению ряда исследователей, все еще находится в активной стадии. Более того, особое значение приобретает проблема ныне существующих административных границ. Центральная Азия больше не является единой (с точки зрения экономической составляющей), как это было во время Советского Союза. Тогда в межрегиональном разделении труда Центральной Азии отводилось особое место с упором на поставки сырья, в то время как многие жизненно важные ресурсы и продукты направлялись в регион из РСФСР. Очевидно также, что формирование внешнеполитического курса государств региона проходит в непростых условиях поиска баланса между силами внутри и за его пределами. Подобная ситуация порождает понимание взаимозависимости и необходимости стимулирования регионального сотрудничества. Однако эти процессы проходят во многом пассивно, поэтому инициатива по установления мира, экономической интеграции и политических процессов внутри региона может перейти к внерегиональным факторам. Во-вторых, с учетом изменившейся геополитической конъюнктуры и роли региональных держав в развитии государств Центральной Азии, приходится, говорить либо о «переориентации» региона с позиций традиционного партнерства с Москвой и Берлином на другие государства, либо о возможном возвращении России и ФРГ как наиболее перспективных партнеров во внешних стратегиях новых политических элит. В-третьих, новое поколение государственных управленцев, например, в Казахстане, стремится стать доминирующей силой на общем для стран Центральной Азии пространстве, проводя стратегию приоритетного сотрудничества как с традиционными партнерами, например, Россией и ФРГ, так и с новыми для региона внешними участниками международных отношений - Китаем, ЕС и США. Очевидно также, что государства Центральной Азии сегодня не обладают достаточным экономическим и политическим потенциалом для становления центробежной силой как на постсоветском пространстве, так и в контексте евразийства. Осознание своей роли в геополитическом пространстве с учетом большого энергетического потенциала и территориального расположения создает возможность «выбора» политическими элитами этих стран между крупнейшими региональными и внерегиональными факторами. В-четвертых, Центральная Азия сегодня представляет собой в некотором роде «плацдарм» продвижения интересов Пекина и Вашингтона. Более того, неустойчивость существующих режимов и высокая вероятность возникновения новых сил, которые не отвечают интересам ФРГ, подталкивают США и Китай к более активному присутствию в регионе, зачастую под предлогом защиты собственных интересов и международной безопасности. В-пятых, природные ресурсы определяют заинтересованность ведущих игроков международных отношений в исследуемом регионе. Создание транспортных коридоров «Север-Юг», «Запад-Восток», «Шелковый путь» приводят к интенсификации различных геополитических и экономических процессов. Отмечая со стороны ФРГ общую заинтересованность в центрально-азиатском регионе, его потенциале, необходимо учитывать, что направления внешнеполитической деятельности этого государства по отношению к странам региона имеют как общие, так и отличительные черты. Степень научной разработанности проблемы. Анализ внешней политики ФРГ в исследуемом регионе представляется актуальным на протяжении длительного времени. Однако, очевидно, что именно в нынешний период международных отношений, когда события на Ближнем Востоке и постсоветском пространстве приобретают хаотичный характер, отмечается особый интерес к внешней политике ФРГ в Центральной Азии. Это обуславливает необходимость обращения к материалам политологической, экономической, исторической и социологической направленности. Теоретическая база исследования представлена работами казахстанских и западных специалистов в области изучения проблем развития современных международных отношений, а также вопросов регионализма. При написании были использованы исследования, затрагивающие проблемы обеспечения национальных интересов ФРГ в Центральной Азии (Б. Гюльтекин, Н.Г. Киреев, И.Л. Фадеева, И.А. Свистунова, Е.И. Уразова, Б. Оксан , П. Шлыков ), а также исследования теоретического характера по международным отношениям и политологии, в том числе касающиеся видения проблематики развития региона и обеспечения национальных интересов различных стран (Л.М. Бондарец, И.Д. Звягельский, А.А. Гурьев, А.Ш. Кадырбаев, Ж.С. Сыздыкова, Т. Шаймергенов).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФРГ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………………………………………………………… 1.1 Формирование и эволюция внешнеполитической системы связей Германии. 1.2 Место стран Центральной Азии во внешнеполитических приоритетах Германии……………………………………………………………………………… 1.3 Этапы становления Центральноазиатской политики Германии…………….. 2 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕРМАНИИ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………………………………………………………… 2.1 Политика Германии в сфере укрепления региональной безопасности………. 2.2.Содействие Германии политическим реформам в странах Центральной Азии…………………………………………………………………………………… 2.3 Позиция Германии по конфликтам в ЦА……………………………………… 3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ……………………………………………………………. 3.1 Энергетическая политика Германии в Центральной Азии……………………. 3.2 Становление торгово-экономических отношений Германии со странами ЦА. 3.3 Инвестиционная составляющая отношений Германии и стран ЦА………..... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
Список литературы

1.Лиссабонский договор (Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) – [Электронный ресурс]: http://www.lisbontreaty2009.ie/lisbon_treaty.pdf 2.Договор о Европейском Союзе // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 211 - 224. 3.Хартия ШОС. Бюллетень международных договоров. 2007. N 1. С. 8 - 17. 4.Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.// Бюллетень международных договоров. 2004. N 1. С. 29 - 36. 5.Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской республикой, республикой Таджикистан и республикой Узбекистан об учреждении организации «Центрально – азиатское сотрудничество» от 28 февраля 2002 г. // Справочно – правовая система Консультант 2013 6.Central Asia Multi-annual Indicative Programme (2011-2013) of the EU Development co-operation Instrument (DCI) // [Электронный ресурс]: http://eeas.europa.eu/central_asia/docs/2010_ca_mtr_en.pdf 6. Доклад Г.-Д. Геншера в Вене 14.09.1989. // Der Bundesminister des Auswartigen. Mitteilungen fur die Presse. № 1134/89. 7. Hyde-Price,Adrian, ‘Germany’s Security Policy Dilemmas:NATO,the WEU and the OSCE’, in Larres, Klaus, ed., Germany Since Unification:The Domestic and External Consequences, London:Macmillan Press LTD, 1998, pp.223-224 8. Maull, Hanns W., ‘Germany and the Use of Force: Still a ‘Civilian Power’?’, Survival, Vol.42, No.2, pp.65-66 9. Казанцев А. Политика стран Запада в Центральной Азии: проекты, дилеммы, противоречия. Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России Центр евро-атлантической безопасности. Москва МГИМО-Университет 2009 10. Казанцев А. Большая игра с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. Москва: Наследие Евразии, 2008. 241 11. Парамонов В.В., Строков А.В., Абдуганива З.А. Влияние Европейского Союза на Центральную Азию: обзор, анализ и прогноз. – Алматы: Фонд им.Фридриха Эберта, 2017 год. – 117 с. 12. Europaische Gemeinschaft / Regionalstrategiepapier zur Unterstutzung Zentralasiens im Zeitraum 2007–2013 und Richtprogramm 2007–2010. – [Электронный ресурс ]/ Режим доступа:http://europa.eu/legislation_summaries/external_relations/relations_with_third_countries/eastern_europe_and_central_asia/r17106_de.htm 13. FES in Central Asia. –[Электронный ресурс]/ Режим доступа://www.fes.uz 14. Finanzierungsinstrument fur die Entwicklungszusammenarbeit – DCI .-2007–2013. –[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/ _and_central_asia/l14173_de.htm 15. Германия и Центральная Азия-партнерство во имя будущего/ Стратегия по Центральной Азии // Сайт МИД ФРГ. – [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.auswaertiges amt.de/DE/Aussenpolitik/z_de.htm 16. Finanzierungsinstrument fur die Entwicklungszusammenarbeit – DCI .-2007–2013. –[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/ _and_central_asia/l14173_de.htm 17. Германия и Центральная Азия-партнерство во имя будущего/ Стратегия по Центральной Азии // Сайт МИД ФРГ. – [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.auswaertiges amt.de/DE/Aussenpolitik/z_de.htm 18. Центральная Азия: пути и возможности эволюции политических режимов. [Электронный ресурс]. /Режим доступа: ia-center.ru/archive 19. Abazov А. Political transformations and evolution of presidential system // the Central Asia and Caucasus. – 1999, №1. – p. 27. 20. Financing instrument for development cooperation – DCI :2007–2013. –[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/development/general_development_framework/l14173_en.htm 21. Hans Seidel Stiftung in Centralasia. –[Электронный ресурс]/ Режим доступа://www.hss.de 22. Погорельская С.В. Неправительственные организации и политические фонды во внешней политике Федеративной Республики Германии. –М.: Наука, 2007. – 215 с.. 23. Instrument fur Humanitare Hilfe. –[Электронный ресурс[/ Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/development/general_development_framework/r1 0001_de.htm 24. Иманалиев М. Перспектива Центральной Азии стать мостом между Азией и Европой. [Электронный ресурс]./ Режим доступа: www.ia-сentr.ru/exsert/446 25. Маркетти А. Европейская политика соседства – политическая консолидация с препятствиями // Актуальные проблемы Европы. – М., 2010. –№ 2. – С. 77–101. 26.Ischinger W. Eine Aufgabe fur Generationen // Internationale Politik. – Januar/Februar 2015. – S. 35. 27. Hans Seidel Stiftung in Centralasia. –[Электронный ресурс]/ Режим доступа://www.hss.de 28. Погорельская С.В. Неправительственные организации и политические фонды во внешней политике Федеративной Республики Германии. –М.: Наука, 2007. – 215 с.. 29. Instrument fur Humanitare Hilfe. –[Электронный ресурс[/ Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/development/general_development_framework/r1 0001_de.htm 30. Иманалиев М. Перспектива Центральной Азии стать мостом между Азией и Европой. [Электронный ресурс]./ Режим доступа: www.ia-сentr.ru/exsert/446 31. Маркетти А. Европейская политика соседства – политическая консолидация с препятствиями // Актуальные проблемы Европы. – М., 2010. –№ 2. – С. 77–101. 32. Ischinger W. Eine Aufgabe fur Generationen // Internationale Politik. – Januar/Februar 2015. – S. 35. 33. Grundsatzrede von Bundesau?enminister West- erwelle bei der Deutschen Gesellschaft fur Auswartige Politik, [Электронный ресурс] /Режим доступа:http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2010/101021 -BM-dgap-grundsatzrede.html 34. Ischinger W. Eine Aufgabe fur Generationen // Internationale Politik. – Januar/Februar 2015. – S. 35. 35. Klinnert, A. Die Politik Deutschlands gegenuber Zentralasien. WeltTrends Thesis 19. – Pots-dam, 2015. 36. ‘Berlin-Prozess’ in Zentralasien: Wasser als Geo-Ressource und Konfliktstoff. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gfzpublic.gfz-potsdam.de/pubman/item/escidoc:43181:1/component/ es cidoc:43179/GFZeitung_2011_10_6-7.pdf 37. Погорельская С. В. Политика ФРГ в Центральной Азии/ С.В. Погорельская/ Актуальные проблемы Европы. - 2011.- № 3 38. Ризоев Б.М. Стратегия Европейского Союза для Центральной Азии. «Вестник ТГУПБП. Серия гуманитарных наук». 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya evropeyskogo- soyuza-dlya-tsentralnoy-azii 39. Лаумулин M.T. Интересы ЕС в Центральной Азии и Каспийском регионе // Перспективы развития регионального сотрудничества в Каспийском регионе. - Алматы: КИСИ, 2005. - С. 12-18 40.INOGATE.[Электронныйресурс]/Режимдоступа:http://www1.inogate.org/inogate_programme/inogate_archiv 41. European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy. Green Paper Commission of the European Communities. Brussels. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/ energy/ european_energy_policy/l27062_en.htm. 42. Мальгин A.B. Каспийский регион: международно-политические и энергетические проблемы/Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: Возможности и вызовы для России/под ред. М.М. Наринского, A.B. Мальгина. - М: Логос, 2003. - С. 128-146. 43. Elliot S. US LNG Vs Pipeline Gas: European Market Share War? S&P Global Pllats, 2017. [Электронный ресурс]. /Режим доступа: https://www.platts.com/M.platts.Content-share.pdf 44. Mazneva E., Donahue P., Shiryayevskaya A. Germany, Austria Tell U.S. Not to Interfere in EU Energy // Bloomberg. [Электронный ресурс]./Режим доступа: https:www.bloomberg.com/news/articles/2017-06/u-pipe 45. Звягельская И.Д. Становление государств Центральной Азии: Политические процессы. М.: Аспект Пресс, 2009. - 208 с. 46. Мальгин A.B. Каспийский регион: международно-политические и энергетические проблемы/Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: Возможности и вызовы для России/под ред. М.М. Наринского, A.B. Мальгина. - М: Логос, 2003. - С. 128-146. 47. Elliot S. US LNG Vs Pipeline Gas: European Market Share War? S&P Global Pllats, 2017. [Электронный ресурс]. /Режим доступа: https://www.platts.com/M.platts.Content-share.pdf 48. Mazneva E., Donahue P., Shiryayevskaya A. Germany, Austria Tell U.S. Not to Interfere in EU Energy // Bloomberg. [Электронный ресурс]./Режим доступа: https:www.bloomberg.com/news/articles/2017-06/u-pipe 49. Звягельская И.Д. Становление государств Центральной Азии: Политические процессы. М.: Аспект Пресс, 2009. - 208 с. 50. Сотрудничество РК – ЕС: выход на новый уровень. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/articles/view/sotrudnichestvo-rk--es-vihod-na-novii-uroven 51. MacFarlane N. European Strategy Toward Kazakhstan //Thinking Strategically: The Major Powers, Kazakhstan, and the Central Asian Nexus/ ed. by R. Legvold. - Cambridge: MIT Press, 2003. - pp.l4I-164. 52. Чернявский С.И. Геополитические изменения в Центральной Азии:// Вопросы аналитики. - 2010. - №2 (40). - С. 19-33 53. Delegation der Deutschem Wirtschaft fur Zentralasien 2016-2017. – [Электронный ресурс]./ Режим доступа: http://zentralasien.ahk.de/ru/o-nas 54. Ибрашев Ж., Енсебаева Э.Т. Европейский Союз - Казахстан: динамика торгово-экономического сотрудничества //Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - № 1. - С. 65-73. 55. Носов М.Г. Евросоюз и Центральная Азия //Современная Европа. - 2006.- № 4. - С.20-27 56. Boonstra J. The EU's Interests in Central Asia: Integrating Energy, Security and Values Into Coherent Policy. European Development Co-operation to 2020 proj ect. - January 2011.- Working Paper No. 9. - 20 p. 57. Financing instrument for development cooperation – DCI :2007–2013. –[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/development/general_development_framework/l14173_en.htm 58. Strategy Paper for Assistance to Central Asia 2007-2013 (CA RSP) Научная литература на русском языке: 59. Богатуров А.Д., Дундич А.С., Троицкий Е.Ф. Центральная Азия и международные отношения в 2000-х годах. Очерки текущей политики. Выпуск 60.Лю Гучан О внешней политике Китая и китайско-российских отношениях. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008 61.Омаров Н. М. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиски стратегии развития. Бишкек: Принтхаус, 2008 62.Чжао Хуашэн. Китай. Центральная Азия и ШОС. М., 2005. Научные статьи на русском языке: 63.Алешин В.А. Россия в коллективных структурах безопасности в ближайшем геостратегическом пространстве. // Военно – исторический журнал 2009. - № 7. С. 30 64. Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран — членов организации // Азия и Африка сегодня. - 2008. - № 1. - С.-12. 65..Братерский М. Политика США в Центральной Азии и интересы России // Центральная Азия и Кавказ 2007 - № 4. С. 63-69 66. .Бурханов А. Стратегия Европейского Союза С в Центральной Азии: успехи и неудачи // Центральная Азия и Кавказ 2007. - № 3. С. 18-29 67.Войко Е. Энергетический потенциал Туркменистана // Научно-аналитический журнал Обозреватель 2010- т. 240. - № 1. С. 76-81 68. Казанцев. А.А. Геополитическая многовекторность в современной Центральной Азии и интересы ОДКБ // Мир и согласие. 2009. № 3. С.75 69. Лаумуллин М. Стратегия и политика США в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ 2007. - № 4. С. 51-63 70.Лифань Ли, Шиу Дин. Геополитические интересы России, США и Китая в Центральной Азии// Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 3. С. 162 71.Лебедева Э. Активизация КНР и ЕС в Африке. // МЭМО 2008. - № 10. С. 93-101 72.Михеев В. Внешняя политика Китая при новом руководстве. // Азия и Африка сегодня 2005. - № 12. С. 37-40 73.Рудов Г. Проблемы и сложности развития стран Центральной Азии // Научно-аналитический журнал Обозреватель 2011. – Т. 255. - № 4. С. 105-109 73.Сайфуллаев Д.Б.Афганский вопрос и обеспечение безопасности в Центральной Азии // Вестник Поволжской академии государственной службы 2012. - № 3. С. 41-43 74.Сидорова Л.Государства Центральной Азии: проблемы совместного использования трансграничных ресурсов // Центральная Азия и Кавказ 2008. - № 1. С. 92-103 75.Сыроежкин К. Центральная Азия в треугольнике «Россия – Китай-Запад». // МЭМО 2007. - № 10. С. 12-23 75.Юн С.М. Политика «великих держав» ЕС в Центральной Азии: общие интересы и цели // Вестник Томского государственного университета 2012 - № 359. С. 101-103 76. .Хуашэн Чжао ШОС и соотношение великих держав на фоне новой ситуации в регионе Центральной Азии. // Analitic 2003.- № 1. С. 5 77.Хуашэн Чжао Китай, Россия, США: интересы, пзиции, взаимоотношения в Центральной Азии. //Центральная Азия и Кавказ 2004. - № 6. С. 108 Электронные ресурсы на русском языке 78.Мнение Михаеле Лабуша в Статье: Новый глава Пентагона займется укреплением соседей Афганистана // [Электронный ресурс]: http://www.dw.de/темы-дня/s-9119 79.Незаконный оборот наркотиков. По данным пресс-службы ДВД ЮКО // [Электронный ресурс]: http://www.dvd-uko.kz/rus/pressa/45.html 80.Незаконный оборот наркотиков в Киргизии // [Электронный ресурс]: ГСКН Киргизии http://www.gskn.kg/
Отрывок из работы

1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФРГ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 1.1 Формирование и эволюция внешнеполитической системы связей Германии. Основа современной системы немецкой внешней политики была заложена еще в период холодной войны, когда Федеративная Республика (как и Западная Германия) следовала одному из наиболее последовательных курсов внешней политики, присущего любому государству с демократическим режимом. Продолжительный период на международной арене страна руководствовалась так называемой «внешней политикой ответственности», сосредоточив внимание на вопросах «культурной сдержанности», гуманизма и многостороннего сотрудничества. [1] Окончание Второй мировой войны и поражение Германии кардинально меняют позицию страны во внешней политике и в сфере безопасности. Теперь новая концепция безопасности и внешней политики основывалась на сотрудничестве, а не конкуренции, на стремлении, накапливать, скорее, ресурсы, нежели власть, на стремлении к интеграции, нежели к автономии. Уже с началом становления нового внешнеполитического курса, Германия опиралась на основы демократического подхода. Если говорить, о процессе эволюции западногерманской внешней политики, наиболее важным моментом было отклонение прошлого немецкого Зондервега (его антизападная ориентация, тенденция к тоталитаризму и военной политике) и сдвиг в сторону прозападной и продемократической ориентации. Так, пацифизм, демократия, уважение прав человека становятся важнейшими политическими ценностями в концепции внешнеполитического курса, предполагавшего глубокий скептицизм по отношению к применению силы и военного вмешательства. [2] Еще с середины 50-х гг., в период руководства страной Аденауэром, на передний план во внешней политике ФРГ выходит «политика в сфере безопасности» и входившая в нее «атлантическая солидарность», подразумевавшая упрочнение американо-германских отношений, а также развития сотрудничества с НАТО. Как следствие, в октябре 1954г. были подписаны Парижские соглашения, открывавшие ФРГ путь в ЗЕС (Западноевропейский союз) и НАТО, а также отменявшие оккупационный режим в стране. Если же говорить о восточном векторе политики ФРГ, то в 50-е гг. отношения с Советским Союзом, в том числе и со странами Восточной Европы продолжали быть натянутыми. В те годы важным для ФРГ было не допустить увеличение влияния ГДР в мире; «Доктрина Хальштейна» становится подтверждением этому (государство было в праве разрывать разорвать дип. отношения со странами, которые признавали ГДР как полноправного субъекта международных отношений). Следующей немаловажной вехой в эволюции внешней политики Германии послужила отставка Аденауэра и вступление бывшего министра экономики Л. Эрхарда в должность канцлера ФРГ, который был инициатором ряда реформ в экономике и основателем так называемого «экономического чуда». Нужно отметить, что при новом канцлере начала появляться некая гибкость и в отношении с Советским Союзом, а также странами «третьего мира». Первой реальной попыткой западногерманской страны на деле реализовать восточноевропейский внешнеполитический вектор явилось стремление министра иностранных дел ФРГ Г. Шредера найти общие точки соприкосновения интересов с СССР по вопросам мировой политики и безопасности, сохраняя при этом отношения с США как союзнические. В «мирной ноте Эрхарда» (являвшейся дипломатическим документом) было выделено предложение СССР и странам Восточной Европы установить диалог по вопросам, касающимся обеспечения мира и разоружения. Однако на деле, ввиду отсутствия в данной инициативе ГДР, нота не произвела действительного эффекта. Основы трансформации внешнеполитических ориентиров и новой восточной политики Германии были заложены в августе 1970 г., после заключения Московского договора между СССР и ФРГ, в котором излагались принципы двусторонний отношений между странами. Продолжением «восточных договоров» ФРГ стал Варшавский договор между ФРГ и Польшей 7 декабря 1970 года, Пражский договор с Чехословакией, подписанный 11 декабря 1973 года, и, наконец, пакет документов с ГДР (Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину от 3 сентября 1971 года и Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 года). Внешняя политика ФРГ несколько меняется после назначения в 1974г. бундесканцлера Г. Шмидта, который в своей политике был больше «атлантистом», т.е. сторонником сближения с США и НАТО; поэтому при нем восточный вектор внешней политики государства снова был в некоем застое. Восточный вектор уступил приоритетные позиции политике баланса сил. «Стратегия равновесия» бундесканцлера во многом зависела тогда от обороноспособности Североатлантического союза, который был гарантом сохранения статуса-кво в Европе и мире. Г. Шмидт подготовил почву для смены ФРГ международных позиций, Г. Коль, пришедший к власти в октябре 1982 г., осуществил эту смену. При нем ФРГ стала играть все возрастающую роль не только в отношениях между Западом и Востоком, но и в диалоге по вопросам безопасности и разоружения. При этом краеугольным камнем внешней политики ФРГ в 1980-е гг. оставалась «атлантическая солидарность». Наконец, события в ГДР 1989г. неожиданно ставят в повестку дня мирового сообщества необходимость решить германский вопрос. Впоследствии 3 октября 1990г. происходит объединение двух германских государств – ГДР и ФРГ, на основании Договора «2+4», который был заключен между германскими странами, а также СССР, Великобританией, Францией и США; де-юре ФРГ с присоединением ГДР обретала полный суверенитет во внутреннем и внешнем аспектах политики. Важно отметить, что уже с первых лет после объединения Германия становится одним из первых государств среди членов ЕС, пересмотревших политику в Азии. Результатом становится выработка «Азиатской стратегии» ФРГ в октябре 1993г., в которой подчеркивается, что Азия теперь становится одним из приоритетных объектов внешней политики, поскольку активная политика в АТР служит актуальным экономическим интересам Германии. С приходом к власти Г. Шредера внешнеполитические приоритеты Германии не претерпевают кардинальных изменений, напротив, они сохраняют преемственность с прежним курсом. И только в начале ХХI в. в условиях пост-биполярного мира стратегия ФРГ на международной арене стала более отчетливо проявляться. Это обусловлено также развитием глобализации и укреплением многополярности в миропорядке. В ХХI в. фундаментом внешнеполитической деятельности ФРГ стали общеевропейские стратегические документы, в первую очередь, это Европейская стратегия в области безопасности 2003г., а также региональные стратегии ЕС, в разработке и реализации которых одну из ведущих ролей занимает Германия. Первостепенное значение для формирования внешней политики современной Германии имели основные положения «Европейской стратегии безопасности «Безопасная Европа в более совершенном мире», которая была принята Евросоюзом в декабре 2003г.; целый раздел документа был посвящен «Миропорядку на основе действенного мультилатерализма» («действенный мультилатерализм», является в европейской политике синонимом понятия «реальной многополярности», т е. неприятие однополюсного видения будущего мирового устройства). Помимо этого, на национальном уровне существует также ряд документов, которые выполняют функцию внешнеполитической доктрины, в частности, «Общая концепция Федерального правительства «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» 2000г. и «План действий «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» 2004г.. Следует отметить, что в качестве внешнеполитического приоритета страны в германской «Общей концепции», в первую очередь, выделяется тема «контроля над вооружениями и их экспорта, разоружения и распространения малых видов вооружений в многочисленных кризисных регионах». В 2005г. во главе правительства ФРГ становится А.Меркель и формирует правительство «большой коалиции» (СДПГ). С приходом к власти Меркель заявляет о необходимости более глубокого сотрудничества со странами АТР, в связи с их бурным экономическим развитием, с целью реализации в большей степени экономических целей Германии, нежели геополитических. Большое внимание этой теме уделяется в концепции Правительства Федеративной Республики 2012г. «Способствовать глобализации, развивать партнерство, разделять ответственность». Согласно документу, в настоящее время в условиях глобализации появляются новые «центры силы» такие как развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, поэтому гуманитарное и торгово-экономическое сотрудничество с данными регионами является важным аспектом немецкой внешней политики. Сегодня, как заявлено в «Белой книге»2016г., по сравнению с прежней стратегией, Германия готова стать ключевым игроком в обеспечении не просто европейской, а глобальной безопасности, а также стать одним из лидеров на мировой арене. Ключевой тезис новой политической стратегии — безопасность Германии основана на сильном и решительном Североатлантическом альянсе и едином Европейском союзе. Раньше Германия рассматривала себя в качестве ключевого игрока в Европе, теперь она заявила о своем лидерстве на европейском континенте. Далее в «Белой книге» утверждается, что маловероятно, что Германия в будущем сохранит свои позиции в качестве четвертого по величине экономики игрока в мире. Уже в ближайшие годы экономика развивающихся стран в Азии и Латинской Америке, вероятно, обгонит германскую по величине валового внутреннего продукта. Вывод не произносится, но подразумевается: для сохранения лидерских позиций Германии нужен потенциал ЕС и поиск и диверсификация экономических путей. Также немаловажно, что в фундаментальных интересах Германии — политика расширения ЕС. В «Белой книге» указывается, что процесс расширения сам по себе повышает безопасность Германии и ЕС. Европейская политика соседства с ее партнерством, ассоциацией, свободной торговлей и соглашением об упрощении визового режима остаются важными инструментами для борьбы с нестабильностью и кризисами в окрестностях ЕС. Политика соседства должна постоянно развиваться. Германия собирается разработать предложения по поддержке «восточных партнеров» — т. е. граничащих с Россией постсоветских государств, в создании неназванных «возможностей» и повышения оперативной совместимости с НАТО. Таким образом, современная Германия и ее внешнеполитическая стратегия является закономерным результатом эволюции внешней политики ФРГ с начала ее образования. Сегодня Германия сформировала четкую систему глобального позиционирования; с учетом исторического опыта сложились механизмы обеспечения интересов страны на международном уровне. Также изучение основополагающих документов, которые играют роль идеологической и концептуальной основ внешней политики ФРГ, позволяет выделить следующее: лейтмотивом стратегических установок страны является представление о том, что германское присутствие необходимо в любой точке мира. Также международная политическая стратегия ФРГ формируется параллельно со стратегией глобальной экономической экспансии, концентрированным выражением которой стал План действий правительства ФРГ «Внешнеэкономическое наступление «Глобальная активность» (2003), реализация которого идет повышенными темпами. Краеугольным камнем идеологии этого плана является тезис о необходимости особой поддержки германского экспорта в условиях растущей конкуренции в мировой экономике, расширения ЕС на Восток, развитии азиатского вектора германской внешней политики вследствие появления новых динамичных рынков. Рост интереса к странам АТР был отмечен и в февральской Концепции Правительства ФРГ 2012 г. «Способствовать глобализации, развивать партнерство, разделять ответственность». В геополитическом плане современная Германия взяла курс на реализацию стратегии глобального позиционирования, основанного на политическом и экономическом присутствии в наиболее важных в стратегическом отношении регионах мира и транспортных путях. 1.2. Место стран Центральной Азии во внешнеполитических приоритетах Германии Сегодня регион Центральной Азии представляет важное стратегическое значение для Европейского Союза, в частности для Федеративной Республики Германия, в связи с рядом факторов, связанных с географическим положением региона между Азией и Европой, наличием значительных запасов природных ресурсов, в том числе энергетических, взаимными общими интересами по предотвращению угроз и вызовов безопасности, а также наиболее перспективным в плане диверсификации источников сырья, в том числе углеводородного. Отношения между ФРГ и суверенными государствами Центральной Азии интенсивно начали развиваться с 1991 г. После распада СССР Германия была одной из первых стран ЕС, обозначивших заинтересованность в государствах Центральной Азии (в частности, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Киргизия, представлявшие собой одновременно источники сырья и рынок сбыта). В течение двух последующих лет с государствами региона были установлены дипломатические отношения, со стороны ФРГ проводилась активная «дипломатия визитов» и масштабные региональные программы помощи, в том числе и с целью сдерживания миграции этнических немцев, которых в Советском Союзе проживало несколько миллионов человек. (В частности, опираясь на данные переписи 1989 года, в Казахстане было зарегистрировано 957,5 тыс. человек, а в Киргизии -101,3 тыс.). Стоит отметить, что отношения между ФРГ и странами региона получили свое развитие в рамках базовой европейской программы в центральноазиатском регионе, которая носила название ТАСИС (Technical Assistance for Commonwealth of Independent States, TACIS). По сути, в течение продолжительного времени данная программа определяла направления политики Германии и Евросоюза в целом в отношении появившихся на карте мира новых суверенных государств, а также внешнеполитические приоритеты ФРГ на постсоветском пространстве. Программа была разработана в целях развития внешнеполитических и экономических связей со странами СНГ, а также поддержания процесса построения в них демократии и рыночной экономики. Практически одновременно с запуском программы ТАСИС европейские государства получили достаточно широкие возможности для активного политического взаимодействия с государствами Центральной Азии в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, а с января 1995 г. – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). К 1992 году все страны Центральноазиатского региона подписали Хельсинский заключительный акт и стали членами СБСЕ. (Уже к 1994 году данной организацией была направлена миссия наблюдателей в Таджикистан, на территории которого в то время велась гражданская война). В 1998 году начинают действовать Центры ОБСЕ в Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане. Политический интерес ФРГ к региону и значимость ЦА достигли своего пика к концу 2001 г., это обуславливалось началом военной операции США/НАТО в Афганистане. Как следствие, это привело к увеличению финансирования уже функционировавших европейских программ и запуску целого ряда новых, а также это вызвало интенсификацию политических консультаций и значительно ускорило выработку в ЕС некого стратегического видения Центральной Азии. Таким образом, начиная с 2004 г., политический диалог со странами региона начал проводиться в формате «Тройка ЕС-государства Центральной Азии». Параллельно с запуском программ и проектов в рамках «Инструмента сотрудничества для развития» (2007 г.) в ЕС заметно усилилось стремление к концептуальному и соответственно документальному оформлению европейский интересов в регионе ЦА. Стоит отметить, что с началом председательства ФРГ в Европейском Союзе, данный процесс достигает своей кульминации. Это обусловлено принятием в июне 2007 года Стратегии ЕС в Центральной Азии на 2007-2013 гг., по инициативе Федеративной Республики. Вместе с этим, в течение 2007-2013гг. примерно вдвое возросло финансирование различных европейских программ в регионе ЦА в рамках Стратегии. Официально стратегические интересы ФРГ в этом регионе определялись как «безопасность и стабильность», а от государств Центральной Азии ожидается соблюдение норм международного права и правовой государственности, прав человека и демократических ценностей, а также построение рыночного хозяйства. Однако для каждой страны центральноазиатского региона у Германии предопределено свое место и роль. Для Киргизии это, например, интересы в отношении немецкого населения (по данным переписи 2009 г., их осталось только 9,5 тыс. чел.), демократических процессов в стране. По словам Меркель, в ходе пресс-конференции с президентом Республики 11 декабря 2012г., Киргизия находится в самом начале пути, необходимо укрепить демократические институты и найти консенсус с этническими меньшинствами. Также Меркель добавила, что делегация сотрудников Министерства иностранных дел, Министерства экономики и канцелярии канцлера отправится в Киргизию, чтобы расширить возможности для более интенсивного сотрудничества и помощи в создании демократических структур. В случае с Таджикистаном определяющими являются интересы в сфере безопасности, особенно борьба с наркоугрозой, Туркменистан интересен Берлину как альтернативный поставщик газа; приоритетом немецкой политики в ЦА регионе являются Казахстан, как воплощение экономических интересов, и Узбекистан, как опора в области безопасности. Если говорить о роли Казахстана, то можно добавить, что Казахстан является для Германии самым важным экономическим партнером в регионе - центром экономической силы Центральной Азии, как отмечает А. Меркель, казахская и немецкая экономики дополняют друг друга, они могут принести пользу друг другу: Казахстан является четвертым по значимости поставщиком нефти в Германии, а немецкие компании вносят большой вклад в модернизацию Казахстана. Вдобавок, особую актуальность имеет задача укрепления на казахстанском рынке позиций немецких инвесторов и экспортеров. В Туркменистане лоббируется участие компаний из ФРГ в разработке газовых месторождений, в частности компания «РВЕ» в 2009 году получила доступ к освоению оффшорного месторождения на Каспии. Также, по словам канцлера ФРГ Меркель в ходе встречи с главой Туркменистана в 2016г., Германия будет расширять в дальнейшем отношения с Туркменистаном, так как видит в нем большой потенциал в энергетике. Германия, благодаря успешной дипломатии, получившая право на присутствие в Узбекистане военного контингента (для поддержки операций в Афганистане), сохраняет право на транзит через территорию страны и использование базы в Термезе. Стоит также отметить, что крупные политические фонды Германии (К.Аденауэра и Ф. Эберта) реализуют на пространстве ЦА научные, социальные и образовательные проекты, тем самым, оказывая влияние на государственные институты стран Центральной Азии. Растущее влияние ФРГ на страны ЦА – это гарантия соблюдения интересов Германии в этом регионе и мировом пространстве вообще, это членство в Совбезе ООН, это военный транзит по странам региона, в частности для нужд немецкого контингента, размещенного в Афганистане. Нужно отметить, что в свою очередь, всем упомянутым ранее государствам региона ЦА непосредственно со стороны ФРГ оказывается всесторонняя помощь, в том числе безвозмездная финансовая - к примеру, только за 2009 год, было выделено 21 млн. долларов Узбекистану, 19 млн. долларов Казахстану, Киргизии - 23,5 млн. долларов, Таджикистану – 26 млн. долларов и Туркменистану - 2 млн. долларов. Таким образом, по такому параметру, как место региона в системе географических приоритетов, безусловно, Центральная Азия имеет большое значение для политики Германии. На начальном этапе становления немецкой стратегии в регионе определяющими были только два фактора. Во-первых, в рамках традиционно важной для Германии «восточной политики» немецкие власти проявляли особый интерес к процессам на постсоветском пространстве. Во-вторых, интерес Германии определялся наличием в составе местного населения большого количества этнических немцев. Однако особый интерес ФРГ представляет ресурсный потенциал региона ЦА, в частности, импорт углеводородов (Казахстан, Туркменистан и, в значительно меньшей степени, Узбекистан), цветных и драгоценных металлов (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), а также хлопка (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). В свою очередь, Германия, внесла наибольший вклад среди стран ЕС в реализацию европейских инициатив под эгидой политической стратегии Евросоюза в Центральной Азии. 1.3. Этапы становления Центральноазиатской политики Германии. С момента распада Советского Союза происходит расформирование биполярного мироустройства. С момента изменения мировой геополитической ситуации Евросоюз продолжает активно укреплять свои позиции в регионе Центральной Азии. Так, на основе использования политико-правовых, экономических и гуманитарных механизмов исследования, эволюцию развития взаимоотношений ФРГ и региона ЦА можно условно разделить на четыре этапа. Можно сказать, что первый этап сотрудничества носил ознакомительный характер. То есть в этот период была заложена основа для создания благоприятных условий для дальнейшего развития отношений. Данный этап включает в себя 90-ее гг. прошлого века, когда только начиналось формирование концептуальных основ, нормативно-правовой базы двустороннего и многостороннего сотрудничества между сторонами. В 1991 году, 26 декабря, Советом Республик Верховного Совета СССР была принята Декларация о прекращении существования СССР, а уже 31 декабря 1991 года ФРГ признала независимость Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, 13 и 16 января 1992 года были признаны Киргизия и Таджикистан, соответственно. И уже в конце января 1992 года, министерство иностранных дел Германии выступило с предложением о скорейшем принятии этих бывших республик в состав СБСЕ, чтобы как можно скорее усилить «западный» вектор их внешней политики. Отношение ФРГ к странам Центрально-Азиатского региона в начале 1990-х годов имело весьма противоречивый характер, что определялось отсутствием необходимого дипломатического опыта для взаимодействия со странами, не входившими ранее в сферу интересов Германии. Тем не менее, становление германской политики, по отношению к странам ЦА региона, проходило планомерно, поступательно и очень активно. С началом официального признания Германией политической независимости государств ЦА был заложен политический фундамент для формирования взаимовыгодных связей. Условно первый этап развития внешнеполитических и экономических связей между ФРГ и странами ЦА велись активные переговоры, также был подписан ряд документов о взаимном сотрудничестве. В частности, за период 1994-1996 гг. по инициативе Германии Евросоюзом было подписано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС) с Туркменистаном, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Точкой отсчета второго этапа взаимодействия рассматриваемых сторон можно условно обозначить моментом вступления в силу СПС в июле 1998 г. Программа ТАСИС (по техническому содействия государствам-членам СНГ) по сути, являлась одним из практических механизмов сотрудничества, на данном этапе. Также этот период охарактеризован началом реализации транспортно - коммуникационных проектов, одним из которых стал проект –ТРАСЕКА (или- TRACECA- Transport corridor Europe Caucasus Asia). Данным проектом было предусмотрено создание транспортно-коммуникационной системы протяженностью 10800 км, связывающей регионы через Черное море, Кавказ и Каспийское море. (Данный проект вошел в основное многосторонне соглашение « О международном сотрудничестве по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия» в 1998г.) На сегодняшний день государства-участники проекта продолжают работать над реализацией Плана действий на 2017-2020 гг. Следующий этап развития отношений между странами ЦА и ФРГ обуславливался приобретением особой географической важности региона Центральной Азии в связи с вхождением Международных сил содействия безопасности (ISAF – International security Assistance Force) в Афганистан в 2001 году. Геополитическая обстановка в мире начала кардинально меняться после нашумевшего террористического акта 11 сентября 2001г. в США: на повестке дня проблема обеспечения безопасности от внешних угроз становится главной темой для всего международного сообщества, была осознана вся зыбкость системы международной безопасности. В свете последних событий начался пересмотр всей общеевропейской политики в отношении центральноазиатских государств как государств, которые находятся в непосредственной близости к Афганистану - очагу террористической угрозы. Появилась необходимость в помощи Евросоюза странам ЦА в разрешении и других внутренних проблем, в том числе - наркотрафик и безопасность границ. Германия признавала, что только мирная, демократическая и экономически процветающая ЦА может стать партнером ФРГ, как и всего ЕС. Так, главным импульсом к росту политического интереса к Центрально-Азиатскому направлению послужило втягивание Герма
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 81 страница
990 руб.
Дипломная работа, Экономика, 61 страница
650 руб.
Дипломная работа, Экономика, 102 страницы
2550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg