Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе: материально-правовой и административно-процессуальный аспекты

happy_woman 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Данной теме немало уделено внимание в отечественной научной литературе. Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляет труды российских ученых-правоведов таких, как Д.Н. Бахрах, В.Н. Кудрявцев, А. А. Демин, П.С. Гуревич, Н.В. Макарейко, В.А. Егупов, С.Н. Кобзарь, О.Н. Ермолова, А.В. Кириллин и других. Методологическая основа работы включает в себя общенаучные методы познания – анализ, синтез, сравнение, а также комплекс частных методов, таких как: системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический и других принятых в правовой науке методов. Положения выпускной квалификационной работы основываются на правовых актах – это Конституция Российской Федерации, правовые акты Конституционного суда, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О рекламе», иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты, акты федеральных органов исполнительной власти, правоприменительная практика антимонопольных и судебных органов. Цель настоящей работы заключается в комплексном исследовании института административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе на основании законодательства о рекламе и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: • подтвердить необходимость государственного регулирования рекламной деятельности, а также установления административной ответственности за ее нарушение; • раскрыть содержание определения «законодательство Российской Федерации о рекламе»; • рассмотреть законодательное закрепление понятия «рекламы», признаки рекламы, а также общие требования к ней; • показать роль установления административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе»; • согласно действующему законодательству дать характеристику элементов состава правонарушений о рекламе; • выявить проблемы применения и установления административных наказаний за нарушение законодательства о рекламе; • рассмотреть порядок и зафиксировать особенности производства по делам о нарушениях законодательства о рекламе; • предложить пути совершенствования законодательства об административных нарушениях о рекламе. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административных нарушений законодательства о рекламе. Предмет исследования – это положения законодательства о рекламе, а также нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Практическая значимость настоящего исследования состоит в выработке рекомендаций по усовершенствованию законодательства о рекламе и о привлечении к административной ответственности за нарушение ее положений. Перечисленные в работе предложения по усовершенствованию законодательства могут быть могут быть использованы в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Рекламная деятельность играет важную роль в современной действительности. Она выполняет экономические, социальные функции, но вместе с тем является потенциально опасной. Во-первых, ненадлежащая реклама может существенно нарушить права и свободы граждан. Во-вторых, это связывается с тем, что реклама влияет на получение прибыли и, соответственно, может вызывать злоупотребления со стороны хозяйствующих субъектов. В связи с этим вмешательство со стороны государства в сферу рекламы объективно необходимо. В настоящее время действует Федеральный закон «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 года (далее по тексту - Закон о рекламе). Данный закон является вторым по счету нормативным актом, который регулирует требования к рекламе и рекламной деятельности, а также предусматривает комплекс административно-принудительных мер, в том числе мер административной ответственности, применяемых к нарушителям законодательства о рекламе. Ввиду развития общественных отношений и появления новых, Закон о рекламе на современном этапе утрачивает свою актуальность. Это влечет за собой теоретические и практические проблемы, связанные с привлечением нарушителей к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Кроме того, практика регулирования деятельности о рекламе показала необходимость реформирования рекламного законодательства. В этой связи, выявление пробелов, связанных с ответственностью за нарушение законодательства о рекламе, и поиск путей их решения является важной задачей наукой административного права. Таким образом, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы объясняется динамичностью развития общественных отношений, в силу которого одни общественные отношения устаревают, другие же, наоборот, только появляются. Поэтому изучение проблем ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе требует научного исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общая характеристика рекламы как объекта административно-правового регулирования 6 1.1. Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования 6 1.2. Общие требования к рекламе: административно-правовые аспекты 14 Глава 2. Материально-правовой аспект административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе 23 2.1. Административные нарушения законодательства о рекламе 23 2.2. Административные наказания за нарушения законодательства о рекламе 32 Глава 3. Процессуальный аспект административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе 37 3.1.Подведомственность дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе 37 3.2. Особенности производства по делам о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе 41 Заключение 51 Список использованных источников: 54
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. 2. Гражданский кодекс: федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1994. № 32.- Ст. 3301. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - 1996. № 25. - Ст. 2954. 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012. 5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: фед. закон от 27 июля 2006 г. № 149 – ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006 г. № 31. Ст. 3448. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: фед. закон от 30.12.2001 г. № 195- ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст.1. 7. О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - 2006. - №12. - Ст.1232. 8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления требований стоимостных показателей: федер. закон от 12 апреля 2007 г. № 48-ФЗ // Росгаз. - 2007. - № 70. 9. Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе: постановление Правительства от 30 июня 2004 г. № 331 // Собр. Законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3259. 10. Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: постановление Правительства РФ от 17 авг. 2006 г. № 506 // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 35. - Ст. 3758. 11. О направлении писем Федеральной антимонопольной службы о понятии «неопределенный круг лиц»: письмо Федеральной антимонопольной службы от 5 апр. 2006 г. № АЦ/4624 // Экономика и жизнь. - 2007. - № 19. 12. Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 нояб. 2012 г. № 711/12 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2013. - № 26. 13. О соотношении норм Федерального закона «О рекламе» и ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»: письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2014 года № АК/25319/14 // Экономика и жизнь. - № 27. - 2014. 14. О рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: письмо ФАС России от 25 декабря 2018 № АК/106495/18. II. Акты судебных органов 15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе»» // Собр. Законодательства РФ. - 1997. - № 11. – Ст.1372. 16. Вестник ВАС РФ. 2012. № 12. 17. Обобщение судебной практики по делам об административной ответственности в сфере рекламы, рассмотренных судами в 2019 г. [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/55097103/#friends (дата обращения: 20.11.2019). III. Литература 18. Seneka L. Nravsyvennye pisma k Lutsillituy. M., Nauka, 1997, С.93. 19. Административное право: учебник / под ред А.Б. Агапова. Изд. 8-е перераб и доп. - М.: Юрайт, 2018.- 817 с. 20. Административное право России: учебник / под ред. Д.Н. Бахрах. Изд 2 -,перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.- 800 с. 21. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Указ. соч. С. 25. 22. Белоусова Е.Г.. Василенкова И.И., Давыдова С.А., Кобзарь С.Н., Коковихин Ю.В., Пузыревский С.А., Фонарева Н. Е. Правовое регулирование рекламной деятельности: комментарии и законодательство / Белоусова Е.Г.. - М.: Спарк, 2017. 198 с. 23. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб-метод пособие / Богацкая С.Г. - М.: Университетская книга, 2017. - 207 с. 24. Гражданское процессуальное право России: учебник / О. В. Исаенкова, А. А. Демичев. - М.:Норма, 2009. - 444 с. 25. Грибок.Н.Н. Деятельность государственных, общественных организаций и бизнеса по развитию рекламной индустрии и России: автореф. дис…канд.истк наук. 07.00.02 / Грибок Н.Н. - М. 2006. 23 с. 26. Гуревич П.С. Психология рекламы: Учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич - .М: Инфра,2016. – 332 с. 27. Демин А.А. Указ. соч. С. 147. 28. Егупов В.А. Особенности в ситеме правовых отношений проблемы и пути совершенстования российского рекламного законодательства / В.А. Егупов // Вестник Ектерининского института. 2014. - № 3. - С. 6 -12. 29. Еременко В.И. Правовое регулирование рекламы в Российской Федерации / В.И. Еременко // Государство и право . 2017. - № 4. - С.29-31. 30. Ермолова О.Н. Особенности правовой охраны от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы / О.Н. Еременко // Актуальные проблемы юридической науки и практики в сфере защиты конкуренции: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. 2018. - С.16-20. 31. Кирилин А.В., Сарнаков И.В. Правовое регулирование рекламы и вопросы ее классификации / А.В. Кириллин // Реклама и право. 2014. - № 2.- С. 57- 60. 32. Комментарий к Федеральному Закону от 11 марта 2006 г. № 38 ФЗ «О рекламе»/ под ред. А.В. Копьева. М.: Библиотечка Российской газеты, 2011. - 656 с. 33. Косырев Е.В. Некоторые основания отнесения информации к нерекламной / Е.В. Косырев // Российское конкурентное право и экономика. 2019. - № 4. - С.8-11. 34. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы декриминализации / В.Н. Кудрявцев // Журн. рос. права. 2005.- № 4. С. 32-35. 35. Лозовская С.О. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе С.О. Лозовская // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. - № 10. - С. 48 -51. 36. Макарейко Н.В. Административное право: учебно-метод. пособие / Н.В. Макарейко. М.: Юрайт , 2019. - 212 с. 37. Мильский А.С. Актуальные проблемы, возникающие в ходе рассмотрения Федеральной антимонопольной службой дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере рекламы / А.С.Мильский // Конкурентное право.2017. -№ 4. - С.13-18. 38. Мишина Ю.Ю. Теоретико- методологические проблемы социологического изучения рекламы в прессе: дис. … канд. юрид.наук: 22.00.01 / Ю.Ю. Мишина.- М.. - 1996. – 139 с. 39. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи» / И.Я. Рожков. М.:Юрайт, 1997. - 200 с. 40. Научно - практическй комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» / под ред. М.А Спиридонова // Система ГАРАНТ, 2016. 41. Очаковский В.А. Юридическое лицо как субъект административной ответственности / В.А Очаковский // Научный журнал КубГАУ. 2016. - № 116. - С. 23-26. 42. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В.С.Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - 832 с. 43. Разумова И. Скрытую рекламу под запрет / И. Разумова // ЭЖ-Юрист.2016. - №24. - С.20-23. 44. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности: учебно-метод пособие / Г.Ф. Ручкина. М.: Юрайт. 2019, – 567 с. 45. Самигулина А.В. Актуальные вопросы правового регулирования наружной рекламы / А.В Самигулина // Вестник арбитражной практики. 2017. - № 3. - С. 23-30 46. Серия «Мастера психологии»: учебник/ под ред. Лебедева – Любимова А. Н. 2-е изд. СПб., 2007. . Психология рекламы. 2-е изд.-,: Питер, ил.- 2007,-384 с. 47. Страунинг Э.Л. Правовые признаки рекламы / Э.Л. Страунинг // Закон .2006. - № 12. - С. 98-100. 48. Татиев А.Р. Административная преюдиция как новый этап борьбы с ненадлежащей рекламой / А.Р.Татиев // Российская юстиция. – 2019. - № 2. – 236
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика рекламы как объекта административно-правового регулирования 1.1. Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования Реклама является древнейшим средством конкурентной борьбы и двигателем торговых отношений, и, как следствие, обладает сильным социологическим, психологическим, информационным влиянием на общество в целом. Она способна незамедлительно осуществить продвижение товара, так и дискредитировать товары добросовестных конкурентов, тем самым приводя к изменению мнения потребителей. Основным стимулом развития рекламной индустрии в Российской Федерации стали потребности бизнеса в эффективном информационном ресурсе для информирования потребителей . Под предпринимательской деятельностью на рекламном рынке понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от оказания рекламных услуг . При этом отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности, носят гражданско-правовой характер в силу ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Основным нормативным актом, регулирующим общественные отношения в сфере рекламы, является Федеральный закон «О рекламе» (далее по тексту - Закон о рекламе). Он регулирует отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности и процесс ее создания, распространения, потребления, а также осуществление государственного надзора уполномоченными органами за соблюдением субъектов законодательства о рекламе и привлечения их к ответственности в случае нарушения предписанных норм права. Для удовлетворения интересов одновременно коммерческих организаций, предпринимателей, граждан и государства необходимо в первую очередь создание, а затем и реализация механизма государственного регулирования общественных отношений в области рекламы. Как следствие, возникает вопрос: каким характером обладает рекламная деятельность – гражданско-правовым или административно-правовым? Конституционный суд определяет, что законодательство о рекламе относится к ведению федеральных органов государственной власти, при этом указывается, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Стоит согласиться, что рекламное законодательство неоднородно, и хотелось бы детализировать вопрос об административно-правовом регулировании рекламной деятельности. Закон о рекламе в большей степени содержит административно-правовой механизм регулирования рекламной деятельности по следующим основаниям: • одной из сторон отношений, возникающих в процессе производства, распространения и размещения рекламы, является государственный орган –Федеральный антимонопольный орган России, управомоченный осуществлять надзорную деятельность в соответствии со своей компетенцией (согласно ст. 5 Закона о рекламе); • отношения в сфере рекламы возникают против воли одной из сторон, так как нарушение физическими или юридическими лицам законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; • Федеральный антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях . Центральная цель административно-правового регулирования общественных отношений в сфере рекламы заключается в обеспечении баланса интересов, как частных, так и публичных интересов, а также защита граждан (потребителей рекламы) от недобросовестной рекламы, которая способна нанести вред их здоровью, имуществу. Для полного понимания административно-правового регулирования общественных отношений в сфере рекламы необходимо дать понятие рекламы, выявить ее природу и содержание. Термин «реклама» происходит от латинского слова «reklamare», что означает «громко кричать» или «извещать». Крик выполнял функцию средства коммуникации человечества. В древности, например, в Древнем Риме важные объявления громко оглашались на площадях или в других общественно массовых местах. Об этом и свидетельствовал древнеримский философ Синека (4 г. н.э – 65 г.): «Сейчас вокруг меня многоголосый крик, ведь я живу над самой баней. Вот вообрази в себе все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши…» . В русских словарях дается немало определений: реклама – «это оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей, а также объявление с таким оповещением» (словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова); реклама – «статья в защиту свою, в опроверженье чего, рекламация, прямое требование, настоянье на праве своем» (толковый словарь «живого великорусского языка» В.И. Даля). В научной литературе встречаются многочисленные определения рекламы, которые отражают признаки данного общественного явления с многих сторон. Исходя из различных подходов к определению рекламы, понятие «реклама» приобрело неоднозначность, в связи с чем понимается как информация, коммуникация, а также в иных значениях. Изучению рекламы посвящено немало трудов ученых. Так, П.С. Гуревич полагает, что реклама представляет собой процесс информирования населения о товаре, ознакомления с ним, убеждения в необходимости его покупки, или же комплекс средств неценового стимулирования, сбыта продукции и формирования спроса на нее . Здесь ярко выражается информационная функция рекламы, которая заключается в обеспечении потребителей рекламы информацией о производителе, стоимости, качестве товара. В.О. Нюняев предлагает определить рекламу как информацию, призванную в целях извлечения субъектов предпринимательской деятельности побуждать неопределенный круг лиц к вступлению в правоотношения. Анализируя имеющиеся определения рекламы можно сделать вывод, что в ее основе всегда лежит информационный компонент. Следовательно, реклама всегда представляет собой информацию, но не вся информация является рекламой, так как целевое назначение рекламы позволяет отличить ее от других видов информации . Известные американские ученые К.Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл в книге «Реклама: теория и практика» писали, что реклама – это форма коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя. Другими словами, потребитель с помощью рекламы делает выбор в пользу того или иного товара. Реклама, как коммуникация, выполняет общую задачу – способствует развитию общения между людьми, а также специальные задачи – создает заданные шаблоны, убеждает потребителя в необходимости приобретения того или иного товара и как вследствие вызывает у него желание купить его. В книге «Психология рекламы» А.Н. Лебедев - Любимов говорит, что реклама - это положительная оценка чего-либо, оценка, о которой один человек (рекламист) сообщает другим (потребителям). Он считает, что без рекламы нынешнее общество остановилось бы на первобытном уровне, а люди были бы существами, которые лишены индивидуальности . Как мы видим, реклама понимается в различных аспектах, что говорит о ее специфической природе. Несмотря на многообразие понятий рекламы, в законодательстве существует ее официальное закрепление. Оно раскрывается в Законе о рекламе. Согласно ст. 3 данного Закона реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Наличие легального определения рекламы является огромным преимуществом, которое заключается в определении объекта регулирования и избежании многозначности терминов. В вышеуказанном определении, в первую очередь, обращается внимание на то, что законодатель определил рекламу как разновидность информации. В свою очередь, под информацией согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимается сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления . Как следует из определения Закона о рекламе, не любая информация является рекламой. В связи с этим выделим квалифицирующие признаки рекламы. Разграничение между рекламой и иной информацией подробно обозначено в письме ФАС России от 16 марта 2006 г. № АК/ 3512 «О разграничении рекламы и иной информации». Рассмотрим признаки рекламы. К ним относятся следующие: 1) информативность – реклама распространяется любым способом, в любой форме и использованием любых средств для формирования или поддержания интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке; 2) неперсонифицированность - реклама адресована неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона о рекламе), иными словами информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц, т.е. носить публичный характер. Это один из ключевых признаков рекламы. Однако легального понятия «неопределенный круг лиц» не содержит ни действующий Закон о рекламе, ни другое законодательство, затрагивающие вопросы рекламы. Согласно, разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования . Такой признак рекламной информации означает отсутствие в рекламе указания о лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена; 3) возмездность. Производство и размещение рекламы осуществляется на основании, например, договора оказания возмездных услуг, где цена выступает существенным условием; 4) этичность. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Помимо этого, выделяют и другие, не менее важные признаки рекламы. Закон о рекламе конкретизировал признаки отнесения информации именно к рекламе. • Реклама – это распространяемая информация. Это означает, что лицо, ее распространяющее, должно совершать действия, направленные на получение информации адресатом, т.е. другими лицами. Содержание информации составляют сведения о товаре, услуге, их свойствах, лице – изготовителе, продавце, а также иных объектах, и продвижении которых заинтересован участник рекламного рынка . • Реклама может распространяться в любой форме (которая разрешена для рекламы конкретного товара Закона о рекламе). Формой распространения рекламы является ее конкретное существование во внешнем, окружающем мире. Она может преподноситься в устной форме, в виде художественного произведения, географического изображения, текста или их комбинации. • Реклама может распространяться с помощью любых средств, не запрещенных законом. Под средствами следует понимать различные приспособления, приборы, процессы, с помощью которых осуществляется передача информации. Это печатные издания, телевидение, Интернет, ауди- и видеопродукция, наружные конструкции, автотранспортные средства, использование которых возможно по техническим характеристикам для распространения рекламы. • И, самый главный признак рекламы – это цель. Реклама имеет целью привлечение внимания к объекту рекламирования и формирование или поддержание интереса к нему, а также способствование его продвижению на рынке. Под привлечением внимания понимается процесс обращения восприятия потребителя на прием информации о товаре с помощью звукового оформления, яркости, красочности и т. д). • Некоторые ученые выделяют признак платность . Данная точка зрения не имеет практического обоснования. Например, часто бывают случаи, когда одно лицо совмещает функции рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя. И соответственно характер платности рекламы отсутствует . Поддержание интереса – это устойчивое ощущение у потребителя необходимости в рекламируемом товаре, побуждение его приобретения. Продвижение товара – это создание высокого спроса на товар в больших объемах продаж. Наличие у информации такой цели является необходимым признаком информации для признания ее как рекламу. Несмотря на определенные текстовые различия в Законе о рекламе в редакции 1995 г. и в действующем Законе о рекламе, можно сделать вывод о том, что законодательное определение не претерпело существенных изменений, так как сохранены основные признаки рекламы. Однако законодатель значительно расширил круг информации, на которую не распространяется действие Закона о рекламе: 1) политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума. Политическая реклама – это любая информация о субъектах политики, политических партиях, предназначенная для формирования осведомления об их деятельности. Именно это позволяет отличить ее от коммерческой. 2) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Например, в Законе РФ «О защите прав потребителей» приведен обязательный перечень информации, которая должна доводиться до потребителя. 3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Эти материалы представляются в большинстве случаев в виде печатных или электронных документов и содержат анкетно-реквизитные, статистические данные, которые основываются на количественных и качественных показателей отдельных объектов. 4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; 5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Основная их цель – обеспечение быстрого оперативного поиска потребителем нужного ему объекта, при этом не формируется интерес к товару. Так, указание на профиль организации «парикмахерская», «юридическая клиника» является обычаем делового оборота, а не рекламой организации . Необходимо отметить, что в п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» о том, что не является рекламой информация, обязательная к размещению в силу закона или размещаемая в силу обычая делового оборота, а также о том, что не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Данные положения используются судами как основания отнесения информации к нерекламной . 6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Основное отличие частных объявлений от рекламы является отсутствие связи с основной коммерческой деятельностью лица. Однако законодатель не совсем четко сформулировал данное исключение. Так, например, объявление о приеме на работу можно посчитать рекламой, так как в принципе объявления коммерческой организации всегда можно связать с осуществлением предпринимательской деятельности, поскольку это основная цель и предназначение данной организации 7) информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке. Основное условие заключается в том, что сведения должны относиться именно к товару. 8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару. В отличие от предыдущего исключения, если лицо размещает на упаковке товара информацию, которая имеет рекламный характер, о другом производимом ею товаре, тогда данные действия фактически будут подпадать под действия Закона о рекламе. Следовательно, если информация размещена еще об одном товаре, то данная информация становится рекламой. 9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. В данном случае речь идет о продвижении товара посредством размещения информации о производителе в популярных кинофильмах, которые получили большое распространение. Закон о рекламе предыдущей редакции никак не регулировал этот вопрос, в связи с этим возникали дискуссии по этому поводу: считать или не считать демонстрацию того или иного товара в фильме рекламой? В действующей редакции Закона о рекламе дается ответ на этот вопрос: такая информация рекламой не является. Стоит согласиться с авторами комментария к Закону о рекламе, которые полагают, что исключение данного вида информации из сферы действия Закона создает предпосылки для более широкого распространения рекламы путем размещения соответствующих сведений о товаре в произведениях науки, литературы и искусства . Из всего вышеуказанного следует, что понятия «реклама» и «информация», с одной стороны являются близкими категориями. С другой – имеют существенные различия такие как: ? Направленность воздействия: неопределенный круг лиц (реклама), возможно определенный круг лиц (информация). ? Область и цель распространения – как правило, имущественный оборот (реклама) и любая область (информация) . Таким образом, содержание понятия информации шире, чем содержание понятия рекламы, такое положение обуславливает вывод о том, что Закон о рекламе есть часть законодательства, регулирующего информационные отношения. 1.2. Общие требования к рекламе: административно-правовые аспекты Закон о рекламе не только определяет понятие рекламы, ее признаки, но и устанавливает довольно обширный перечень требований, предъявляемые к ней. Реклама, не соответствующая им, является ненадлежащей. Все требования можно условно разделить на три группы: • общие требования; • требования к особым способам распространения рекламы; • требования к рекламе отдельных видов товаров . Целью выпускной квалификационной работы является исследование именно общих требований, предъявляемых к рекламе. Общие требования в основном обращены к содержанию рекламной информации и обязательны для исполнения всеми участниками рекламной деятельности. Причем законодатель идет по пути выделения требований-запретов, т.е. перечисляет то, что нельзя указывать или демонстрировать в содержании рекламы. Общие требования к рекламе содержатся в ст. 5 Закона о рекламе и включают в себя: • признаки, по которым рекламу можно признать недобросовестной; • признаки, по которым рекламу можно признать недостоверной; • иные общие ограничения для всех форм и видов рекламы. Важнейший пункт общих требований – добросовестность и достоверность. При этом закон не раскрывает содержание этих понятий, но дает исчерпывающий перечень того, что относится к недобросовестной и недостоверной информации. Недобросовестной считается следующая реклама: 1) содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Ключевым значением данной нормы обладает сочетание слов «некорректное сравнение». Оно предполагает, что наряду с рекламируемым товаром упоминается аналогичный товар другого производителя или продавца. Как и любая реклама, она заостряет внимание именно на своем объекте рекламирования, при этом данное действие осуществляется нетактично, невежливо и даже неблагопристойно. 2) порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента. Честь и достоинство и деловая репутация –охраняемые Конституцией РФ личные неимущественные права. 3) представляющая собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или, знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара. Запреты распространения рекламы определенным способом содержатся в специальных нормах Закона о рекламе. Это объясняется тем, чтобы прекратить практику рекламирования спиртных напитков, завуалированные под другие товары с тем же товарным знаком (например, под видом минеральной воды). Отсутствие данной формулировки позволяло обходить запреты и ограничения на рекламу алкогольной продукции . 4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (ст.14 Закона о защите конкуренции). Таким образом, недобросовестная реклама связана с использованием таких способов, которые направлены на умаление деловой репутации конкурента, смешение представлений потребителей о рекламируемом товаре с другими товарами (как правило, имеющими хорошую репутацию). Перечень недостоверной рекламы является достаточно широким, в него входят двадцать конкретных признаков (п.3 ст.5 Закона о рекламе). Недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения либо в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если это искажает общий смысл и вводит потребителя в заблуждение. Стоит отметить, что некоторые признаки недостоверной рекламы, закрепленные в ст. 5 Закона «О рекламе», дублируются в качестве актов недобросовестной конкуренции в гл. 2.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Более того, в Законе о рекламе закреплено, что недобросовестная реклама представляет собой акт недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. В связи с этим, «на практике нередко возникают ситуации, охватываемые признаками как ненадлежащей рекламы, так и недобросовестной конкуренции, что обусловлено состоянием самого законодательства» . По этому поводу Федеральная антимонопольная служба России разъяснила: если информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения, некорректные сравнения, вводит потребителей в заблуждение, распространяется исключительно в рекламе, то она подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе; если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иным способом (например, на этикетках товара), то она подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству . Сравнивая нормы двух приведенных актов, необходимо подчеркнуть, что нормы Закона «О рекламе» нуждаются в более четкой регламентации, подобной содержащейся в главе о недобросовестной конкуренции Закона № 135-ФЗ. Так как вопрос рассматривается в административно-правовом аспекте, более подробно рассмотрим один из признаков недостоверной информации на практике возбуждений дел по нарушениям антимонопольного законодательства. По делу № 08-23/2019 дело в отношении ООО «НА-ПОЛ» по факту распространения смс-с... в ходе осуществления государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области был установлен факт распространения смс сообщений отправленного с номера +7-960-057-04-87 и содержащее следующий текст: «ПЛИТКА, ЛАМИНАТ, ЛЕНОЛИУМ С ДОСТАВКОЙ! ПО САМОЙ ЛУЧШЕЙ ЦЕНЕ Т 2001018», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Управлением был отправлен запрос для предоставления данных о владельце телефонного номера, с которого было распространена данная информация и выяснено, что это была ООО «НА-ПОЛ». Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции «лучший», «первый», «номер один» и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Более того, представителем ООО «НА-ПОЛ» не были представлены доказательства, опровергающие данный факт, а также запрашиваемые определениями материалы, информация о прекращении распространения данной рекламы также не представлена, в связи с чем, Комиссия признать рекламу ООО «НА-ПОЛ» с текстом: «ПЛИТКА,… по самой лучшей цене!», распространяемую путем отправки смс-сообщений не соответствующей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе и выдало обществу предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 46 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg