Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ФИЛОСОФИЯ

Проблема смысла жизни в истории философии

happy_woman 80 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 8 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Многие современные философы утверждают,что выбор смысла жизни зависит от различных факторов. Это могут быть и объективные и субъективные мысли и рассуждения.Ведь следует учитывать и социально-экономические условия и политико-правовую обстановку в стране,где мировоззрение,политический режим и прочее играют важную роль в выборе смысла жизни, более того характер,воля,практичность с другой стороны оказывают большое влияние. В чем же смысл жизни? В чем истина существования? Ответы на эти вопросы настолько субъективны. Это вечные вопросы. Разобраться в них стоит больших усилий.
Введение

Человек - существо смысложизненное. Каждый человек имеет на сознательном или подсознательном уровне понимание своего смысла жизни. Жизнь без представления о ее смысле невозможна. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о том, для чего живет человек? Для чего он пришел в этот мир, если жизнь заканчивается смертью? Вопрос о смысле жизни, следовательно, есть вопрос о предназначении человека. Однако не всякий человек задумывается над глубинными вопросами бытия, будучи поглощенным удовлетворением своих растущих материальных потребностей. От понимания смысла жизни зависит то, как человек будет организовывать свою жизнь, какие выберет ценностные ориентиры, какие дела предпочтет делать, а какие нет. Каждый человек в течение жизни прибегает к размышлениям о смысле своего существования, о жизненных целях,планах,путях осуществления,смыслах этих действий, о смерти и бытии, о достижении бессмертия. Эти мысли посещают абсолютно каждого и объяснение люди находят для себя сугубо индивидуально.Это явление живёт всегда , и данная тема остается актуальной в любое время.
Содержание

Введение Основная часть 1.Философские подходы 1.1Экзистенциальный подход 1.2Общественно-исторический подход 1.3Религиозный подход 2. Космический смысл 3.Секулярный личный смысл Заключение Список используемой литературы
Список литературы

Отрывок из работы

1.1.Экзистенциальный подход. Рассматривая данный подход, можно сделать вывод, что идея его заключается в едином смысле всего человечества. Хоть жизней и много, и каждая имеет свои ценности и ориентиры, все же сходится смысл каждого в один большой смысл, который и объединяет все жизни. В экзистенциальном подходе предметом философии выступает высший смысл человеческого бытия, пути к которому у каждого разные,но стремящиеся к единому целому. Цель здесь- объединить цели каждого,подразумевая объединить предназначение любого. 1.2.Общественно-исторический подход. Представители общественно-исторического подхода утверждают, что смысл жизни человека - это служение обществу, будущим поколениям, содействие делу созидания светлого будущего человеческого рода. Однако если вопрос о смысле жизни возникает в связи с осознанием смертности человека, то он остается открытым, когда на него отвечаем с позиции общественно-исторической. Почему? Потому, что будущие поколения так же, как ныне живущие, смертны. Сведение смысла жизни к служению обществу, которое состоит из смертных людей, не придает жизни высший смысл. Этот смысл появляется только тогда, когда мы допускаем наличие смысла в самом Универсуме. Нет ни у отдельно взятого человека, ни у человечества как совокупности людей, народов, цивилизаций никакого жизненного смысла, нежели нет этого смысла у самого Универсума. 1.3.Религиозный подход. Истинный смысл жизни, по нашему мнению, может быть раскрыт именно с религиозной точки зрения. Почему лишь религиозному сознанию открывается эта истина? Почему лишь наличие Бога делает нашу жизнь в высшей степени осмысленной? В пользу подтверждения истинности религиозно понимаемого смысла жизни можно выделить несколько доводов. Во-первых, в самой постановке вопроса о смысле жизни заключается необходимость признания высшей сущности, которая и передает этот смысл всему миру. В самой постановке вопроса заключено отрицание у жизни всякого смысла, если она ограничена земными рамками. Если вопрос о смысле жизни возникает как вопрос о предназначении человека, как вопрос о том, ради чего человеку дана жизнь, то этот вопрос имеет смысл только как вопрос о соотношении конечной человеческой жизни и того бытия, который лежит за пределами чувственно воспринимаемого мира . Вопрос о смысле жизни, как было уже сказано выше, есть вопрос о том, для чего живет человек, если он смертен. Если этот вопрос возникает в связи с осознанием своей смертности, с конечностью земного бытия, то это значит, что сама постановка вопроса предполагает отрицание целесообразности всего того, что связано только с земным бытием. Все то, что имеет отношение только к земному существованию, не соотносимо с истинным смыслом жизни. Таким образом, понимание человека лишь как земного существа, по сути, есть отрицание всякого смысла человеческого бытия. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: вопрос о смысле жизни есть в действительности вопрос о том, есть ли Бог, бессмертна ли душа. Отсюда следует, что признание смысла жизни тождественно признанию существования Бога . Постановка и решение вопроса о смысле жизни должно неизбежно подводить человека к признанию существования Бога. Все, что делает человек в своем земном бытии, не имеет никакого смысла, если жизнь ограничена земными рамками. Любой из рассуждений, связывающих смысл жизни человека с его земным существованием, будь то счастье личное или светлое будущее рода человеческого, не дают утвердительного ответа на данный вопрос. Вопрос о смысле существования человека остается без ответа, когда на него отвечаем категориями конечного мира. Большинство современных людей сознательно или бессознательно связывает смысл жизни именно с потусторонним миром. Они не видят или не хотят видеть, что вопрос о смысле жизни имеет смысл лишь как вопрос о соотношении конечного и бесконечного миров. Соотнесение смысла жизни только к земным делам есть, в реальности, признание бессмысленности, абсурдности жизни. Такого рода ответы, предполагающие только блага земные , означают следующее: надо жить ради того, чтобы жить. Во-вторых, только в религиозном сознании происходит установление отношения с тем бытием, которое существует за пределами чувственно воспринимаемого мира, без признания которого человек не может реализовать высший смысл своего существования. Лишь допуская бытие Высшей Сущности, человек может обрести истинный смысл жизни, следовательно, и истинную нравственность. То, что истинная нравственность не существует вне религиозного сознания, доказала сама история, причем ярче всего история нашего народа. Человек понимает и чувствует свою причастность к делу приумножения добра в мире только тогда, когда осознает себя как частичку целенаправленного развития мирового целого, а не как результат слепой игры бессознательных сил. Только религиозное объяснение мира дает человеку надежду на целесообразность своего бытия. Вне связи с бесконечным миром разрушается метафизическая сущность человека. Человек не может жить без идеи Бога, потому как в нем заложена неистребимая потребность устанавливать отношение с бесконечным миром. Сущность религии как установление человеком отношения с бесконечным миром понимал Л. Н. Толстой, который утверждал, что установление отношения человека к тому целому, частью которого он чувствует себя и из которого он выводит руководство в своих поступках, и есть то, что называлось и называется религией. И потому «религия всегда была и не может перестать быть необходимостью и неустранимым условием жизни разумного человека и разумного человечества» В истории человечества не было народа, цивилизации, которое бы обходилось без религии во всем ее многообразии, начиная с самой примитивной ее формы -язычества. Ни одно общество, ни один разумный человек не может жить без установления отношения с высшим миром, понимание которого различается в разных культурных традициях. В-третьих, способом существования религиозного сознания является религиозная вера, которую многие считают, в отличие от научной, не основанной на доводах разума и чувств. Но и это мнение ошибочное. Оно не соответствует религиозной точке зрения. И христианство, и ислам признают возможность, и даже необходимость, рационального обоснования религиозной истины. Религиозная вера не слепа и не глуха. В этой связи уместно опять сослаться на толстовское понимание веры. «Вера есть осознанное человеком отношение к бесконечному миру, из которого вытекает направление его деятельности. И потому истинная вера никогда не бывает не разумна, не согласна с существующими знаниями, и свойством ее не может быть сверхъестественность и бессмысленность, как это думают. Хоть и не могут быть доказаны, никогда не только не содержат в себе ничего противного разуму и несогласного со знаниями людей, а всегда разъясняют то, что в жизни без положений веры представляется неразумным и противоречивым». Таким образом, вера не существует вне разума, без его участия. Нет веры без разума потому, что она основывается на убеждениях, которые предполагают деятельности разума. Вера, прежде чем стать руководством к действию, получает санкцию разума. Человек, обладающий малым разумом, довольствуется простым сравнением, сопоставлением. Носителю большего разума необходимо всеохватывающее, всестороннее доказательство. В-четвертых, религия вечна и неуничтожима потому, что ее истина зиждется на самих фактах жизни. Живучесть религиозного сознания объясняется и тем, что сама жизнь подтверждает реальность закона воздаяния, что является важнейшей составляющей религиозного мировоззрения. Жизненный опыт подпитывает веру, укрепляет ее тем, что подтверждает действенность принципа воздаяния. Любой здравомыслящий человек способен, проанализировав свой жизненный путь, понять, что настоящее складывается соответственно тому, какие человек имел поступки и помыслы в прошлом. 2. Космический смысл. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о космическом смысле, о том, существует ли для жизни в целом или хотя бы для человеческой жизни некая общая связная модель. Вопрос о смысле моей жизни – это другое, здесь речь идет о том, что некоторые философы называют «земным смыслом». Земной смысл включает в себя цель: человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую какой-то целью или функцией, которую нужно выполнить, некой ведущей задачей или задачами для приложения себя. Космический смысл подразумевает некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий какое-либо магическое или духовное упорядочение вселенной. Земной смысл может иметь совершенно секулярное основание – иначе говоря, у нас может быть личное ощущение смысла, не имеющее под собой никакого космического смыслового фундамента. Если мы обладаем ощущением космического смысла, то обычно испытываем и соответствующее ощущение земного смысла, тогда смысл нашей жизни состоит в воплощении космического смысла, или гармонизации с ним. Иудео-христианская религиозная традиция дала западному миру всеобъемлющую смысловую схему, основанную на принципе, что мир и человеческая жизнь являются частью божественно предопределенного плана. Божественная справедливость естественное следствие этого постулата, жизнь, прожитая как должно, будет вознаграждена. Смысл в жизни отдельного существа божественно предопределен задача каждого человека – понять и исполнить Божью волю. Как человеку узнать эту волю? Те, кто привержен фундаменталистскому подходу, верят, что Божий смысл содержится в святом слове, и следуя точному, буквальному толкованию Писания, можно прожить праведную жизнь. Другие уверены только в том, что человек должен иметь веру, что никому не дано точно знать определенный Богом смысл и остается довольствоваться намеками и догадками об этом или мыслью, что простои смертный не может надеяться познать Божественное провидение. «Ветвь, – сказал Паскаль в XVII веке, – не может надеяться узнать смысл дерева». Виктор Франкл развивает эту точку зрения с помощью аналогии с обезьяной, которую использовали в медицинском исследовании, чтобы найти эффективную противополиомиелитную сыворотку. Обезьяна страдала от сильной боли и, в силу своих когнитивных ограничений, не могла обнаружить смысл ситуации. То же самое, утверждает Франкл, происходит и с человеком – мы не можем рассчитывать на полное знание смысла, существующего в измерениях вне нашего понимания. Другой взгляд на космический смысл акцентирует идею о том, что человеческая жизнь должна быть посвящена цели подражания Богу. Бог олицетворяет совершенство, следовательно, цель жизни – стремиться к совершенству. Из различных типов совершенства, к которому надо стремиться, высшей формой совершенства Аристотель считал интеллектуальное совершенство. В понятиях Аристотеля, Бог – это «мысль, думающая сама себя», и человек приближается к божеству через совершенствование возможностей своего разума. В XII веке Моисей Маймонид в «Руководстве для растерянных» описал четыре принципиальных способа стремления к совершенству. Он отверг первый из них – совершенствование материальной собственности – как дело воображаемое и ненадежное, и второй – совершенствование тела – как не позволяющий провести различие между человеком и животным. Третий путь – нравственное совершенствование он находил заслуживающим похвалы, но ограниченным в том смысле, что он служит больше другим, чем самому человеку. Четвертый – совершенствование разума он считал «подлинно человеческим совершенствованием», через которое «человек становится человеком». Интеллектуальное совершенство конечная цель, оно позволяет человеку постичь Бога.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Философия, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Философия, 10 страниц
100 руб.
Реферат, Философия, 26 страниц
260 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg