Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Особенности социализации подростков в полных и неполных семьях

happy_woman 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Цель работы: изучить особенности социализации детей из полных и неполных семей Объект исследования: дети из полных и неполных семей Предмет исследования: особенности социализации детей из полных и неполных семей Гипотеза: социализация детей из неполных семей затруднена чем уровень в полных семьях Задачи: 1. Изучить и проанализировать понятие социализации; 2. Изучить методики по социализации подростков в полных и неполных семьях 3. Провести исследование социализации детей из полных и неполных семей База исследования: Средняя общеобразовательная школа №757 г. Москвы. Теоретическая значимость исследования: углублено понятие значения социализации, изучены особенности детей подросткового возраста и полных и неполных семей. Практическая значимость: результаты исследования, практические рекомендации и предложения по их применению могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы и использоваться в организации учебно-методических мероприятий по проблеме изучения социализации подростка. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных литературы (35 источника) и приложения. В первой главе рассмотрены такие понятия как социализация, характеристика семьи как фактора социализации подростков. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования значения семьи в процессе социализации детей.
Введение

Актуальность. Семья является главным социальным институтом для становления личности, фундаментов, формирующим образ жизни, мышления и отношения. Семья также является важным институтом социализации, которая представляет собой среду для жизни и развития детей, а качество ее зависит от особенностей определенной семьи. Отношения детей и родителей постоянно меняются, устанавливаются новыми нормами, правилами, принципами. Проблема социализации детей важно не только для ученых, педагогов, психологов и родителей, она стала важна во всем мире. Большинство исследователей в области детской психологии столкнулись с проблемой социализации из-за физиологических, психологических, социальных и личностных развитий детей и их индивидуальных особенностей. Эта проблема рассматривалась многими учёными: А.И. Антоновым, Л.А. Венгером, Л.И. Божовичем, И.В. Дубровиной, Г.М. Гуткиной, А.А. Люблинской, Е.Е. Кравцовой, Е.Н. Новоселовой, Н.Н. Поддъяковым, В.С. Мухиной, А.Б. Синельниковым, Е.О. Смирновой и др. В любой семье поставлена задача воспитать ребенка так, чтобы в нем сочетались духовное богатство, нравственность, и здоровое физически тело. В настоящее время число семей с одним родителем растет, их развитие личности и внутреннее обогащение затруднены, потому что все личностные, материальные проблемы ложатся на плечи одного из родителя, который не всегда в силах все тянуть один. Так, по данным статистики, в настоящее время число неполных семей выросло до 30%, всего их 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек. В последние годы положение неполных семей в обществе все больше привлекает внимание психологов. Большинство негативных событий вызваны нынешними социальным и экономическим положениями. Таковым будет являться уровень образования детей из неполных семей, а одной из причин - развод родителей. Нестабильные, связанные с конфликтом отношений в неполных семьях преподносят в искаженной форме ранние условия социализации и становятся одной из причин психических расстройств у детей и предпосылками к риску девиантного поведения, личный стресс и способствуют возникновению проблем во взаимоотношениях ребёнка с социумом.
Содержание

Введение………………………………………………………….………...3 Глава 1. Теоретические основы изучения процесса социализации подростков из полных и неполных семей 1.1 Понятие социализации. Факторы социализации…………...6 1.2 Основные трудности социализации подростков из полных и неполных семей…………………………..….………………........................11 1.3 Семья как фактор социализации подростков……………....13 Выводы по первой главе…………………………………………………….17 Глава 2. Экспериментальное исследование особенности социализации 2.1. Программа исследования…………………………………………….18 2.2. Результаты исследования социализации детей из полных и неполных семей…………………………………………………………...……..19 2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов………...............25 Выводы по второй главе………………………………………………………...27 Заключение…………………………………………………………….....29 Список использованных источников……………………………....…31 Приложения……………………………………………………………....34
Список литературы

1) Андреева, Т.В. Семейная психология. СПб. Речь, 2004. 2) Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб: Питер, 2007.3) 3) Ананьев, В.Г. Человек как предмет познания / В.Г. Ананьев. – СПб. Питер, 2001. 4) Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре // Прикладная психология. – 1995. №2. 5) Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного человекознания. М., 1977; Избр. психологические труды. В 2 т. М., 1980. Т. 1, 2; Человек как предмет познания. Л., 1987. 6) Антонов, А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. – М.: ИнфраМ, 2009. 7) Абраменкова, В.В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе / Мир психологии. - 2006.- №6. 8) Абраменкова, В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. № 1. 9) Андреева, А.Б. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. - 2010. № 3. 10) Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. 11) Батурина, О.С. ПСИХОЛОГИЯ ОШИБОК В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. 12) Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М.: Знание, 1979. 13) Bloom, B. S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman. 1994. 14) Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. СПб: Питер, 2002. 62 15) Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 16) Божовин, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4; 1979. № 4. 17) Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. –СПб: Питер, 2008. 18) Варга, А.Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб: Речь, 2001. 19) Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. 20) Выготский, Л.С. Проблемы возраста: учеб. пос. для вузов. – М., 1984. 21) Вдовина, М. В., Максимова, А. А. Рекомендации по психологопедагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. — 2015. —№21. 22) Выготский, Л.С. Избранные труды, т. 6. 2003. 23) Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 1971. 24) Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 2003, №10. 25) Грецов, А. Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб: Питер, 2006. 26) Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко, А.Е. - М., 2004 27) Дружини, В. Н. Экспериментальная психология. – СПб: Питер, 2007. 28) Ковалев, С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1987. 29) Ковалев, С.В. Психология семейных отношений. - М., 2006. 30) Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2. 31) Коллектив и личность. /Сб. научных трудов. - М. 2005. 32) Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007 33) Краткий психологический словарь /под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н /Д.: Феникс, 1999. 34) Калинина, Т. В., Костин С. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) // Молодой ученый. — 2016. 63 35) Леонгард, К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 1.1 Понятие социализации. Факторы социализации Термин "социализация" имеет множество толкований в психологической науке. В отечественной психологии термин «социализация» рассматривается как «воспитание» и «развитие личности». Довольно часто вышеуказанное понятие вызывает бурную реакцию и критику, связано это со словесным обозначением данного процесса, и непосредственно с его сущностью. Что же такое «социализация»? Процесс социализации это - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым личность усваивает нормы и ценности, позволяющие ему существовать в качестве члена общества. Опираясь на тему данной работы, можно конкретизировать – это процесс усвоения ребенком социальных норм, развитие его коммуникативной функции, которая является неотъемлемой частью становления личности. Какова же сущность социализации? Начнем с того, что это – двусторонний процесс. В первый входит усвоение индивидом социального опыта, посредством нахождения в окружающей его среде, людей. Во второй процесс входит активное воспроизводство индивидом системы общественных взаимосвязей за счет его интенсивной работы, а также положительного усвоения в социальной среде. Множество авторов рассматривают именно эти стороны данного процесса как отдельную проблему социально-психологического знания. А именно то, что индивид не просто усваивает социальный опыт, он привыкает и превращает его в собственные для себя ценности и установки. Человек не просто получает этот опыт, принимая его как должным, с его стороны есть отдача, доказательства которой являются его новые умения и знания, благодаря которым он становится как индивид на ступень выше. Можно выделить особенности социализации: 1) Это процесс усвоения человеком социальной среды, адаптация к общественным, культурным и психологическим факторам; 2) Личность стремится к самореализации (согласно «Я – концепции»), которая в понятии социализации означает как процесс окончания негативного влияния социальной среды, которая препятствует саморазвитию личности; 3) Социализация неразрывно связана с воспитанием, являясь ее частью, ускоряет процесс социализации. Воспитание помогает преодолеть трудности, смягчить негативные исходы, оно носит гуманистический характер. В процессе взаимодействия человека с социумом, в качестве субъекта рассматривается не только человек, но и само общество, что объясняет преемственность такого развития. В современном мире развитие социализации имеет определенную специфику и отличается от процессов общества. Это связано с мобильностью и особенностями социальной структуры. Рассмотрим основные отличия. Раньше, жизнь человека была предопределена к той или иной социальной группе по принадлежности его семьи, тем самым подвергаясь "предварительной социализации", сейчас же человек может попасть на разные и новые уровни социализации. Конечно, подготовиться заранее к взаимодействию и взаимоотношениям со всеми группами нереально, потому что сначала мы попадаем в эту группу и только потом, с течением времени начинаем адаптироваться к новым для нас условиям, то есть социализироваться. Основные проблемы процесса социализации в современном российском обществе связаны с тремя ключевыми моментами: 1) Существенные изменения социальной структуры, неспособность многих социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; 2) Изменение ценностей - старшее поколение зачастую не могут подготовить молодежь и помочь ей социализироваться к новым условиям, показывая свой положительный пример; 3) Трудность создания социального контроля, как одного из основания процесса социализации. Также особенностью современной социализации является долговременность. Период юношества, как одна из ступеней социализации, значительно увеличился. Раньше он являлся первоначальной ступеней для подростка к будущей взрослой жизни. Современное общество рассматривает юность, как период, обладающий важностью и ценностью не меньше, периода жизни взрослого, сформировавшегося человеком со статусом. Юношество достигает более высокого звания и достоин большего внимания и почета, ведь появляется множество законов об охране прав подростка, из-за чего общество становится более толерантным и трепетным к ним, ведь подростки - это будущее страны. Именно от общества зависит, каким будет юношество и что оно за собой понесет. Не только семья, но и школа заботиться об полноценной и здоровой социализации ребенка. Детство и юность не единственные стадии социализации. Отечественные психологи считали, что социальный опыт усваивается в ритме трудовой деятельности, на этом принципе можно классифицировать стадии, их три: до трудовая, трудовая и после трудовая. До трудовая это практически вся жизнь человека до начала его трудовой деятельности, так же она разделяется на два независимых друг от друга периода: 1) ранняя социализация - это период жизни ребенка от рождения до поступления в образовательное учреждение; 2) стадия обучения - это период юности в целом, а также все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации относится уже к жизни взрослого человека и всего периода его трудовой деятельности. Концепции Э. Эриксона подтверждают теорию, что социализация продолжается и людей пожилого возраста. Он считает, что существует восемь возрастов человека - младенчество, раннее детство, игровой и школьный возраст, затем юность, молодость и зрелость. По мнению же А.В. Петровского, развитие личности – процесс прерываемый и непрерывный одновременно. В современной науке принята следующая периодизация детского возраста, которая получила название педагогическая по Д. Б. Эльконину: это периодизация, основанная на учете возрастных особенностей детей. Она бывает полной и частичной. Уточним, что возрастные особенности являются специфические свойства личности, ее психики, закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения. Рассмотрим два вида периодизации. Полная периодизация развития включает всю жизнь человека с выраженными стадиями. Неполная или частичная периодизация охватывает лишь определенную область развития. Школы интересует период, содержащий жизнь и развитие школьника. Предлагаю внимание на структуру педагогической периодизации, предложенную Элькониным, ее основные этапы: 1) младенчество – от рождения до 1 года; 2) преддошкольный возраст – 1-3 года; 3) дошкольный возраст – 3-6 лет: а) младший дошкольный возраст – 3-4 года; б) средний дошкольный – 4-5 лет; в) старший дошкольный – 5-6 лет; 4) младший школьный возраст – 6-10 лет; 5) средний школьный возраст – 10-15 лет; 6) старший школьный возраст – 15-18 лет. Стоит подчеркнуть, что в основе периодизации важно психическое и физическое развитие личности, а также среда, в которой протекает воспитание ребенка. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается, а обозначает это, что обучение и воспитание ребенка состоится в самом процессе развития, а не надстраивается на ним. Способности ребенка, его черты характера не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности. Становление и взросление ребенка — это результат взаимодействия личности и социума, в ходе чего развивается психологическая адаптация со всеми ее социальными и личностными взглядами. Личность стремится к определению собственных способов взаимоотношению с окружающим его миром тогда, когда противоречат два процесса необходимые друг другу: социализация и индивидуализация. Комплекс этих процессов создают внутренние и внешние условия, которые подталкивают к развитию человеческой индивидуализации. Также они руководят за формирование социальной и личностной социализации. Классификация факторов социализации. Факторы социализации – это обстоятельства, условия, стимулирующие человека к активным действиям. В отечественной науке различно подразделяют факторы социализации, но мы рассмотрим классификацию, предложенную в 1991 году А. В. Мудриком. Он конкретизировал 3 основных группы факторов:) Макрофакторы (планеты, вселенная, государство), воздействующие на социализацию обитателей планеты в целом или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; 2) Мезофакторы – это условия социализации определенной группы людей, которые различаются: по национальному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к СМИ; 3) Микрофакторы (семья, сверстники, друзья, учителя) – социальная группа, оказывающая непосредственное влияние на конкретных людей. Институты социализации: - семья, культура, образовательные учреждения, религия. 1.2 Основные трудности процесса социализации Период социализации завершается юностью. Обычно это подростки в возрасте 13 и 19 лет. В этом возрасте осуществляются физиологические преображения, которые ведут к психологическим изменениям. Это может проявляться в ничем не объяснимой агрессии, влечению к противоположному полу, желание прочувствовать риск, азартность, показать свои личные качества в целом. Но все эти психологические и физиологические изменения не изменяют содержания процесса социализации. Подростковый период называют «трудным» и «переходным» возрастом, потому что у ребенка полностью меняется характер, мировоззрение, вкусы, предпочтения, строится его новая личность. В этот период подросток пытается осознать и понять себя, он хочет найти свое место в этом мире, но самая главная проблема, это сильная зависимость от мнения окружающих людей. Трудности социализации в подростковом возрасте обусловлены следующими обстоятельствами: подросток хочет быть самостоятельным, но зависит от мнения ровесников; низкий социальный статус, определенный возрастом; высокий уровень требований (быть лучше всех, сделать то, что невозможно); стиль и способы родительского воспитания (подросток растет и изменяется, и родители часто это не учитывают). Взросление подростка не меняет социально-экономического положения. Социальные статусы родителя и подростка -разные вещи. Последние до сих пор несамостоятельны 33 экономически, они не несут ответственности за поступки и их нарушения, нуждаются в социальной защите, ролевая значимость их ограничена, и они являются лишь потребителями. Подростки могут принимать важные решения, но психологически они мало развиты. Противоречие заключается в ограничении подростков их родителями. Социологи обсуждают вопрос о ролевом бесправии подростков, ведь оно связано с правами и обязанностями которых меньше, чем у взрослых. Подросток ограничен в возможностях, поэтому перед ним множество вопросов и проблем мировоззренческого и морального толка, он во многом не разбирается, не знает, как сделать лучше и правильнее. Так как у подростка мало жизненного опыта, он совершает ряд ошибок, и волнует не их количество, а их сущность: половая распущенность, алкогольная или наркотическая зависимость, нежелание жить реальностью (погружение в виртуальный мир (игры, социальные сети.). Все эти вещи разрушают процесс социализации. Все очень взаимосвязано. Таким образом, социологи уверены, что такие феномены как развратность, употребление алкоголя или наркотиков, тяга к риску, являются лишь желанием показать и доказать свою взрослость. Признание своей взрослости, как физической, так и психологической ищут там, где нет семьи и школы, где их еще воспринимают как детей, а доказать нужно обратное. Мы рассмотрели главные трудности социализации в подростковый период, и теперь можем сделать вывод о том, что одной из самых главных является ролевое бесправие подростков, или же ролевой конфликт, который ведет к различным последствиям. 1.3 Семья как фактор социализации подростков Семья является главным социальным институтом, и она важна для подрастающего поколения. Семья играет в жизни каждого человека огромную роль. В семье ребенок усваивает различные правила и нормы, узнает, как нужно правильно общаться, перенимает привычки родителей, узнает, что такое нравственность и мораль, добро и зло, а также развивает личностное отношение к окружающему миру и социуму. Довольно часто, вырастая, дети невольно проходят то же путь в жизни, что и их родители, при этом осознанно или неосознанно «отражают» их опыт. Современные семьи отличаются от семей старого поколения не только в экономическом плане, но и в эмоционально-психологическом. Отношения родителей с детьми изменяются, появляется все больше привязанностей друг к другу, так как для многих людей рождение детей является ценностью всей их жизни. Влияние семьи на личность подростка колоссальна и глубинна, сейчас попробуем доказать. Во-первых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка, потому что именно в семье происходит процесс полового распределения (присваивают конкретные черты личности и образцы поведения, связанных с мужскими или женскими признаками). И на протяжении всех последующих стадиях семья либо помогает, либо уничтожает половое самоопределение подростка. Это может радикально изменить его жизнь, поэтому родители должны быть аккуратны в своих словах и осторожны в поступках, которые могут касаться этой важной темы. Важно сказать о влиянии семьи и на умственное развитие подростка. Например, американский психолог Бенджамин Блюм установил, что коэффициенты умственного развития у детей из благополучных и 35 неблагополучных семей различны, что сказывается и на мотивации к учению, и на успешности обучения в целом. Из этого следует вывод, что на всех стадиях социализации интеллектуальный уровень развития подростка зависит от того, насколько интеллектуально и нравственно развиты его родители, от их стремления к самосовершенствованию, потому что взрослые являются примером для детей и являются ориентиром. Семья вкладывает в фундамент растущей личности социальные нормы и нормы нравственности. Скажем еще раз о том, что взрослые часто следуют той модели поведения, которая была у их родителей, и отражают ее уже в своей семье. Например, если родители, будучи сами подростками не получали внимание, заботу, ласку, то они в последствии не всегда могут наладить контакт со своим ребенком, дать ему те же самые ласку и заботу. В период социального развития ребенка требуется поддержка, ни в коем случае нельзя осуждать, не высказывать на постоянной основе недовольства, но нужно быстро откликаться на его трудности и проблемы. Ребенок активно «впитывает» ценности старших, их семейную идиллию, и это влияет на его ориентир и стремление к самореализации. Современные семьи разносторонние, и от этого зависят результаты процесса социализации, ее сущность. Так, социализация в больших семьях имеет антисоциальный характер и последствия. По определенным данным, до 25% семей в нашей стране не могут положительно социализировать подростка, а до 15% создают правонарушителей. В любой семье подросток проходит стихийную социализацию. Ее результаты и характер определяется независимыми характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальным положением), моральными и нравственными установками, образом жизни, взаимоотношениями членов семьи. Семейное воспитание – это старания, применяющиеся для того, чтобы личность выросла здоровой, а также желание, чтобы ребенок соответствовал определенным родительским ожиданиям. Общая картина и результаты семейного воспитания зависят от характеристик самой семьи, и в первую очередь от личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы – это образовательный уровень, личностные качества, социальный статус и ценностное развитие старших членов семьи, определяющее стиль и цели воспитания. Таким образом, цели семейного воспитания отличаться по характеру и содержанию. Спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие подросткам бытовых умений, культуры общения, физическое, эмоциональное, интеллектуальное, личностное развитие. По содержанию же цели могут быть как сугубо инструментальными, так и дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, грубость). Напомним, что важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль (типичные для старших система воспитательных приемов и характер взаимодействия с ребенком). В зависимости от того жесткий или мягкий, стиль может быть определен как авторитарный, демократический, или же сочетать в себе черты и того, и другого. В реальности авторитарный и демократический стили воспитания встречаются редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Бывает так что родители могут создать неидентичные друг другу стили (например, отцу близок авторитаризм, а мать, в свою очередь, придерживается демократии, и наоборот). Есть семьи, в которых родители стремятся не столько «построить» личность подростка, дисциплинируя его, сколько помогать индивидуальному развитию ребенка, добиваясь эмоциональной близости и сопереживания. Отец нацелен на подготовку подростка к жизни вне семьи, обучая его силе и воли, а также тому, что, по мнению отца, может пригодиться и помочь ребенку. Не последнюю роль в семейном воспитании играют и материальные ресурсы: такие, как доход на каждого члена семьи, определенные затраты, наличие у подростка личного пространства. Важно, чтобы всем было комфортно сосуществовать на одной территории. Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации подростка и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли членами семьи создать благоприятные психологические и социальные условия, ту самую «домашнюю идиллию», теплый домашний очаг, которые так важны и нужны каждому. Но, как известно, жилище может стать семейным очагом лишь в том случае, если все члены готовы слышать друг друга, помогать и поддерживать, решать все вопросы сообща, чтить ценности и уважать чужое мнение. Только тогда жилище станет именно такой крепостью, где всегда можно укрыться от «непогоды» и всегда чувствовать себя в безопасности. 1.4 Выводы по первой главе Мы выяснили, что социализация - это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым личность усваивает нормы и ценности, позволяющие ему существовать в качестве члена общества. Мы узнали все ее особенности, факторы и трудности ее процесса, выяснили, что именно подростки должны быть во внимании в данном процессе. Мы рассмотрели трудности социализации подростков, потому что очень важно понять, что может ее разрушить, а что может направлять ее в правильное русло, и выяснили что это может быть семья. Семья неизменно остается важнейшим фактором социализации подростка. Но, к сожалению, в настоящее время семья несколько утратила свою главенствующую воспитательную роль, которая была более конкретной в опыте предыдущих поколений. Авторитет родителя теперь не является единственным и абсолютным, а его мнение – больше не истина в последней инстанции. Посему, вместо того, чтобы что-то запретить или к чему-то принудить, современный родитель все чаще прибегает к методу убеждения. Оставаться для подростка человеком, чье мнение было бы для него значимым и решающим, сейчас намного сложнее. Контакт между родителем и ребенком теряется, если взаимоотношения старших членов оставляют желать лучшего, отсутствуют взаимопонимание и уважение, этому способствуют и различные воспитательные ошибки. Прежде всего, нужно проанализировать отношения в семье, найти корень проблемы, и уже тогда принять какое-то совместное решение, чтобы ситуация изменилась. ? Глава 2. Экспериментальное исследование значения семьи в процессе социализации подростков 2.1 Программа исследования Изучение особенностей социализации подростков в полных и неполных семьях может помочь справится с проблемами, которые возникают у воспитателей и родителей при организации воспитания. Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное положение: мы предполагаем, что у детей из полных семей уровень социализации проходит менее проблематично, чем у детей из неполной семьи. С целью проверки выдвинутого предположения нами была проведена исследовательская работа. Цель исследования: изучить роль общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были определены задачи исследования: 1.Подобрать методики, направленные на диагностику выявления социализации и ее уровней подростков их полных и неполных семей. 2.Организовать диагностическое обследование подростков по подобранным методикам. 3.Сравнить полученные в результате исследования данные. 4.Подвести итог по результатам, сделать выводы. Гипотеза: социализация подростков из неполных семей проходит более затруднительнее, чем в полных семьях. Основными методами для проведения исследования выступили: диагностические методики и анкетирование. 2.2 Методики исследования На первом этапе нашей работы мы отобрали наиболее подходящие диагностические методики и примеры, которые направлены на изучение социализации детей из полных и неполных семей. В соответствии с задачами и целью исследования, важным этапом стал выбор правильных методик для проведения диагностического обследования подростков. Во время поиска оптимальных методик исследования мы использовали практическую литературу по детской и возрастной психологии различных авторов (Г.Н.Казанцевой, К. Роджера и Р. Даймонда Рене Жиля,). Рассмотрев перечисленные работы, мы выбрали следующие методики: 1. «Диагностика социально-педагогической адаптации по методике Роджера К. и Даймонда Р (см. приложение №1) 2. «Тест опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки» (см. приложение № 2). 3. Методика Рене Жиля «Сферы межличностных отношений ребенка и его восприятие внутрисемейные отношения» «Диагностика социально-педагогической адаптации подростков из полных и неполных семей» Разработанная Роджером К. и Даймондом Р. Эта методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологических адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность. Цель: выявить степень социализации подростков из полных и неполных семей Для определения уровня социализации подростков предполагается использовать: ? опросник Показателями степени социализации подростков служат такие параметры как: • Дезадаптивность/адаптивность, • непринятие/принятие себя, • непринятие других/принятие, • эмоциональный дискомфорт/эмоциональная комфортность, • внешний контроль, • ведомость. «Уровень общей самооценки» (см. приложение№2) Эта методика представляет собой опросник, позволяет выявить уровень самооценки личности. Проводится подсчет положительных ответов с положениями под нечетными номерами. После считаются положительные ответы с положениями под четными номерами. Определяется разница между первым и вторым результатом. Итоговый результат может находиться в интервале от -10 до +1. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 - о высокой (завышенной) самооценке; от -3 до +3 об адекватной самооценке. Цель: выяснить уровень самооценки подростков из полных и неполных семей С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие качества подростков: • доброта, • внимательность к людям, • правдивость, честность, • вежливость, • общительность, • щедрость, • отзывчивость, готовность прийти на помощь, • справедливость, • жизнерадостность, • ответственность. Методика «Сфера межличностных отношений ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Цель: методика состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. В опроснике оценивается: 1) Переменный, характеризующий конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы выделяют 12 признаков: 1) Отношение к матери 2) Отношение к отцу 3) Отношение к матери и отцу как семейной чете 4) Отношение к братьям и сестрам 5) Отношение к бабушке и дедушке 6) Отношение к другу 7) Отношение к учителю 8) Любознательность 9) Стремление к доминированию 10) Общительность 11) Отгороженность 12) Адекватность Диагностика выявления особенностей социализации детей из полных и неполных семей осуществлялась нами на базе Средней Общеобразовательной Школы №757, г. Москвы, СВАО. в районе Бабушкинская. В исследовании приняли участие 20 детей возраста 14?16 лет. За подростками мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственно
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Социология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Социология, 18 страниц
216 руб.
Курсовая работа, Социология, 28 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg