Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Средства развития информационных универсальных учебных действий в период обучения грамоте

happy_woman 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Цель исследования - выявить особенности развития информационных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте Объектом исследования является процесс развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте Предметом исследования является средства развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза исследования: развитие информационных универсальных учебных действий в период обучения грамоте будет эффективным, если применять средства для обеспечения мотивации к извлечению информации в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом; включать учащихся в выполнение заданий, направленных на развитие информационных УУД(на поиск и выделение информации, умение преобразовывать информацию) Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников; 2. Провести анализ учебников русского языка В.П. Канакиной В.Г. Горецкого (УМК «Школа России») и Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (УМК «Перспектива») с целью выявления заданий, направленных на развития информационных универсальных учебных действий; 3. Определить возможные средства для эффективного развития информационных УУД в период обучения грамоте. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования: личностным, предметным и метапредметным. Достижение метапредметных результатов возможно при формировании универсальных учебных действий (УУД). Согласно ФГОС, «универсальные учебные действия – обобщенные действия, порождающие масштабную ориентацию учащихся в разных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.» [30] Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского [5], А.Н. Леонтьева [22], Д.Б. Эльконина[34],которые раскрывают основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей. Подходы к развитию универсальных учебных действий учащихся рассматривали А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменский, O.A. Карабанова и др. Также отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, A.B. Усова и др. Особое внимание развитию универсальных учебных действий следует уделять в младшем школьном возрасте, так как именно в начальной школе закладываются основы умения учиться, формируются базовые умения, которые в основной школе будут совершенствоваться. В период обучения грамоте есть возможности для развития информационных УУД. Анализ методических пособий и рекомендаций для учителей показывает, что средства развития информационных УУД в период обучения грамоте исследованы недостаточно.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте 1.1. Сущность информационных универсальных учебных действий и их содержание в период обучения грамоте 1.2. Психолого-педагогические основы развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников 1.3. Педагогический опыт в применении средств развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте Вывод по главе Глава 2. Методическое обеспечение развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте 2.1. Ресурс учебников в УМК «Перспектива» в развитии информационных универсальных учебных действий в период обучения грамоте 2.2. Ресурс учебников в УМК «Школа России» в развитии информационных универсальных учебных действий в период обучения грамоте 2.3. Использование средств развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте Вывод по главе Заключение
Список литературы

1. Алтухова, М.Н. Формирование УУД обучающихся на уроках обучения грамоте средствами УМК "Перспектива" [Текст] // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2014. № 7. С. 2-8. 2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011 3. Безрукова, Е.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С. 35-42. 4. Битянова, М.Р. Какой линейкой мерить УУД [Текст] / М.Р. Битянова // Начальная школа. - 2012. - №3. 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2010. – 671 с. 6. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.И. Гендина. - Москва: Просвещение, 2002. - 337 c. 7. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. - 2012. - № 4. с. 153-160. 8. Гурова, Н. М. Методика формирования универсального учебного действия постановки учебной проблемы при обучении русскому языку в начальной школе [Текст] // Время науки – The Times of Science. 2015. №2. 9. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка: содержание и структура учебной деятельности [Текст] / В.В Давыдов // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001 - С. 91- 94. 10. Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием [Текст] / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. - 2012 - № 1 - С. 167- 175. 11. Дегтерева, И. И. Методика формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках обучения грамоте по УМК «Школа России» [Текст] // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 28-29. 12. Дуракова, Н.И. Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных действий в период обучения грамоте [Текст] // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. С. 57-59. 13. Елисеева, Д. С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен [Текст] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №4. 14. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания. Методическое пособие [Текст] / Л. А. Ефросинина. - «Вентана-Граф», 2011. 15. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте [Текст] / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 10. 16. Климанова, Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л.Ф. Климанова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. 17. Кортикова, А.Ю. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] // Вопросы педагогики. 2019. № 11-2. С. 132-135. 18. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения [Текст] / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. - № 2. 19. Кузьменко, Н.С., Янюшкина, О.М. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте [Текст] // Журнал "Начальная школа" №8/2014 20. Курлыгина, О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте [Текст] // Начальная школа. 2010. № 8. С. 50-53. 21. Куркина, О. Универсальное учебное действие [Текст] / О. Куркина // Учитель. -2010 - № 2 – 2 - 4 с. 22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 423 с. 23. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст] / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59 24. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. – 6 - 12 с. 25. Подзорова, С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения графики в период обучения грамоте [Текст] // СМАЛЬТА. 2014. № 5. С. 115-117. 26. Подзорова, С.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в период обучения грамоте [Текст] // В сборнике: Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Г. С. Чесноковой; Новосибирский государственный педагогический университет. 2014. С. 32-34. 27. Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой [Текст] /авт.-сост. И.Г.Смирнова, С.В.Николаева. - Волгоград: Учитель, 2012. - 355с. 28. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст]. – М.: Народное образование, 1998. 29. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. [Текст] // Народное образование. – 2012 – № 4 - С. 153-160. 30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. [Текст] / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 33с. 31. Широкий, В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2. 32. Шишкина, А.А., Фролова, Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ [Текст] // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 33. Щеулова, Е.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е.А. Щеулова, Т.И. Митичева // Молодой ученый. - 2017. - № 1. - 425-428 с. 34. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. - 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте 1.1. Сущность информационных универсальных учебных действий и их содержание в период обучения грамоте Изменения, которые происходят в современном мире, требуют ускоренного преобразования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающие государственные, социальные и личностные интересы и потребности. Важнейшей задачей системой образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса. Термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями определяется как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентности. Функции универсальных учебных действий: 1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить, учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. При этом формирование любых умений, в том числе и УУД, проходит через следующие этапы: 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; 4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Выделяют четыре деятельностных блока универсальных учебных действий: ? личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях); ? регулятивные (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности); ? познавательные (система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации), ? коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). Рассмотрим информационные универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия поиск и выделение информации предполагает умение применять методы информационного поиска, с помощью компьютерных средств; нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поиском необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе); Структурирование информации – это процесс выделения главных и второстепенных информационных объектов и их связей, результат которого может быть использован для представления в различных формах и видах (таблицы, графа, диаграммы, текста). Умение структурировать информацию - это владение совокупностью определенных мыслительных операций: группировки, центрирования, реорганизации. 1.2. Психолого-педагогические основы развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников В психологическом значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Опираясь на положение, что в основе построения внешней структуры любой деятельности, в том числе и учебно-познавательной, лежат функции психики по управлению конкретными процессами человеческой деятельности, вслед за Т.И. Шамовой выделим в составе и во внешнем строении информационных универсальных учебных действий мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты Данные компоненты информационных универсальных действий младшего школьника на всех этапах учебного познания функционируют во взаимосвязи и единстве. Мотивация является первым обязательным компонентом, входящим во внешнюю структуру информационных универсальных учебных действий младшего школьника. При осуществлении информационных универсальных учебных действий мотивом для младшего школьника является, во-первых, желание решить трудную познавательную проблему, а во-вторых, сам увлекательный процесс решения этой проблемы. Именно в процессе решения познавательной проблемы младший школьник «учится мыслить, творчески усваивать знания и умения гносеологической направленности». Более того, решение познавательных проблем предоставляет младшему школьнику возможность пережить процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания. Основой ориентационного компонента информационных универсальных учебных действий младшего школьника является цель. Содержательно-операционный компонент информационных универсальных учебных действий младшего школьника состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия) и способы учения и познания (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике). Информационные универсальные учебные действия младшего школьника, сформированные на высоком уровне, предполагают обязательное владение способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. Более того, в процессе решения познавательных задач у младшего школьника возникает потребность в знании способов и приемов познания, в овладении гностическими техниками и технологиями. Ценностно-волевой компонент информационных универсальных учебных действий младшего школьника имеет тесную связь со становлением его мотивационной сферы. Данный компонент базируется на устойчивой иерархии мотивов, при которой познавательная мотивация заняла доминирующее положение и приобрела для младшего школьника побуждающий и смыслообразующий характер. Оценочный компонент информационных универсальных учебных действий младшего школьника предполагает соотнесение результата познавательного универсального учебного действия с заранее заданным эталоном для установления уровня и качества продвижения младшего школьника в овладении познавательными универсальными учебными действиями, установления и принятия целей по устранению выявленных неудач и закреплению ситуации успеха. Осуществление младшими школьниками познавательного действия обязательно сопровождается овладением необходимыми для разрешения познавательной проблемы знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации. Таким образом, основной единицей внутренней структуры информационных универсальных учебных действий младшего школьника является умение, которое определяется как освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. И. Гендина выделяет структурные компоненты информационных УУД: мотивационный, когнитивный, содержательный, и коммуникативный [6]. Мотивационный включает форму психической активности субъекта, формулирующуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Когнитивный компонент - мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Содержательный компонент называет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде. Коммуникативный компонент определяет принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Представим в таблице критерии и показатели уровней сформированности информационных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Критерии Низкий Средний Высокий Мотивационный 1. открытый, непосредственный интерес к новым фактам; 2. интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений; 3. интерес школьника к причинно-следственным связям. Познавательные мотивы выражены слабо. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает. Наличие высоких познавательных мотивов в сфере получения новой информации. Когнитивный 1. умение сравнивать; 2. умение выделять существенные и несущественные признаки; 3. умение обобщать, определять понятия; 4. умение выводить следствия. Мыслительные операции развиты слабо. Мыслительные операции недостаточно сформированы. Мыслительные операции по получению и обработки информации ярко выражены. Коммуникативный 1. соблюдение принципов и правил поведения ребенка в информационных системах в условиях взаимодействия; 2. умение отделять главное от неглавного; 3. умение структурировать, изменять информацию в соответствии с учебной задачей; 4. умение представлять (аудитории или самому себе) новые знания, понимание, решение проблемы. Характер деятельности репродуктивный: элементы информационной культуры наблюдаются в осуществлении простейших информационных процессов с готовыми данными. Творческая активность проявляется лишь в некоторых видах информационной деятельности. Творческая активность в информационной деятельности ярко выражена. Особенности данного вида универсальных учебных действий: формирование информационных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся. Также формирование информационных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования информационныхуниверсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Планируемые результаты формирования информационных универсальных действий младшего школьника более подробно, выделив в них вслед за авторами ФГОС второго поколения (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская) два блока. Итак, в сфере познавательных универсальных действий выпускник начальной школы научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и открытого информационного пространства. Более того, ученик научится осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. В рамках познавательных универсальных действий блок «Выпускник научится» также включает выделение существенной информации из сообщений разных видов. 1.3. Педагогический опыт в применении средств развития информационных универсальных учебных действий у младших школьников в период обучения грамоте Проблема формирования УУД в процессе обучения младших школьников русскому языку (равно как и других учебных дисциплин) является недостаточно разработанной. Особенно остро проблема формирования познавательных УУД стоит в период обучения грамоте, поскольку у первоклассников преобладает наглядно-образное мышление над логическим. Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Обучение грамоте обеспечивает формирование предметных и метапредметных результатов обучения. На уроках русского языка при изучении грамматических, орфографических, речевых тем можно формировать все виды познавательных УУД (в том числе и информационных). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин). Важнейшим средством формирования информационных универсальных учебных действий на уроках являются педагогические технологии, реализуемые учителем. Анализ современных педагогических технологий [28] показал, что они обладают различным потенциалом для формирования информационных универсальных учебных действий учеников. Технологии формирования информационных универсальных учебных действий Технология Преобладающие методы, приемы Современное традиционное обучение Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, принуждение Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества и др.) Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) (игровые технологии, проблемное обучение и др.) Развивающие, поисковые, творческие, проблемные, диалогические Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (реализация теории поэтапного формирования умственных действий - М.Б. Волович и др.). Проблемные,диалогические, развивающие,саморазвивающие, объяснительно-иллюстративные Частно предметные педагогические технологии (технология начального образования – М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе - В.Н. Зайцев) Объяснительно-иллюстративные, игровые, развивающие Природосообразные технологии (природосообразные технологии обучения чтению и письму- А.М. Кушнир) Диалогические, развивающие, проблемные, поисковые, творческие Информационно-коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска Таким образом, все преобладающие методы и приемы, направлены на развитие информационных универсальных учебных действий. Какие бы разнообразные приемы и методы не использовались учителем в работе, все-таки главным является применение продуманной системы заданий и упражнений. Для формирования информационных универсальных учебных действий необходимо органично сочетать в уроке разные группы заданий. Задания могут быть направлены на формирование отдельных умений (поиск и выделение информации, структурирование знаний) или комплекса умений. При этом у учащихся появляется возможность научиться: ? определять тему и главную мысль текста; ? делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ?вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; ? сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; ? понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение); ? находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ? понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ? упорядочивать информацию по заданному основанию; ? понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; ? использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ? ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках ? читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе; ? формулировать правило на основе выделения существенных признаков; ? выполнять задания с использованием материальных объектов, схем. Одним из важнейших общеучебных умений, формируемых на этапе начального образования, является умение работать с текстом как источником информации. Это действие представляет собой ряд умений: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, официально-делового стилей и др. Умение структурировать информацию является частью умения работать с текстом, которое включают достаточно большой набор операций. Для формирования и развития умения учащихся структурировать информацию, учитель должен научить их анализировать отдельные сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова, находить причинно-следственные связи между ними и осуществлять последовательное объединение всех этапов события. В начале учебного года начинается формирование данного умения с помощью методики «Построение последовательности событий на основе сюжетных картинок». К концу - деятельность строится на основе деформированных текстов, состоящих из 4 - 6 предложений, в которых учащимся необходимо восстановить последовательность предложений. Кроме того, обучение составлению рассказов по одной картинке или серии сюжетных картинок способствует развитию связной речи у детей младшего школьного возраста. Рассматривание картинок развивает внимание ребенка. Составляя рассказ по картинкам, ребенок развивает мышление, когда пытается понять их содержание, причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи (рис.1). рис.1 После того, как учащиеся начнут читать, вводится работа по восстановлению небольших текстов. Начинаем с 3 - 4 предложений. При совместной работе под руководством учителя количество предложений может доходить до 7 - 8. Формы работы самые разнообразные: фронтальная с использованием интерактивных средств, работа в паре (на начальном этапе), в группах, когда учащиеся в совместной деятельности создают тексты. Алгоритм работы на уроке: 1. Учащиеся получают раздаточный материал – напечатанные тексты (рис.1). Если работа групповая, возможно каждое предложение представить отдельно (разрезать) 2. Расставляют порядок следования предложений. Учитель на экране проводит проверку, учащиеся – проверяют свои работы и, если необходимо, вносят корректировку. 3. На экране появляется восстановленный текст. После того, как текст восстановлен, идет работа по определению темы текста, подбирается заголовок. Работа по структурированию продолжается на уроках обучения письму (работа с деформированными предложениями, текстами 3–4 предложения).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg