Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Международно-правовой статус и режим Антарктики

happy_woman 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Цель исследования - проведение комплексного исследования междуна-родно-правового статуса и режима Антарктики на основе изучения историче-ских документов и международно-правовых актов. Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть общие сведения об Антарктическом регионе и Антаркти-ке; 2. Исследовать основные нормативно-правовые акты Антарктики; 3. Установить территориальные претензии зарубежных стран в Антарк-тике; 4. Рассмотреть участие России в правовом регулировании спорных во-просов территорий Антарктики. Источниковой базой исследования является ряд официальных докумен-тов, таких, как Договор «Об Антарктике» , Протокол к Договору об Антарктике по защите окружающей среды , Конвенция по консервации Антарктических тюленей , Конвенция по консервации Антарктических морских живых ресур-сов . Степень изученности проблемы. В работе рассмотрен ряд работ, по-священных отдельным проблемам международно-правового статуса и режима Антарктики таких ученых как Е.А. Колесникова , Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов , С.В. Локтилов и др. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются об-щественные отношения, складывающиеся между государствами по поводу освоения и исследования территории Антарктики. Предметом исследования яв-ляются нормы международного права, регулирующих правовой статус и режим Антарктики. Методологические основы исследования - научные методы познания социальных явлений: диалектический метод, исторический метод, метод дедук-ции и метода индукции; частнонаучные методы познания: системный, логиче-ский, хронологический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, а также специальные методы -социологический и функциональный. Хронологические рамки исследования охватывается период с 1493 г. по настоящее время. Научная новизна исследования заключается в том, что был проведен комплексный анализ исторических, политических и правовых аспектов Антарк-тики и раскрыты особенности правового статуса и режима Антарктики. Научно-практическая значимость. Отдельные положения могут быть использованы в дальнейших научных разработках, связанных с вопросами меж-дународно-правового статуса и режима Антарктики. Положения и выводы дан-ного исследования могут быть использованы при чтении курса лекций и прове-дении семинарских занятий в учебных заведениях, а также для написания учеб-ных и методических пособий. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, ко-торые включают в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Постановка проблемы. Специфика Антарктики в современном мире свя-зана не только с ее уникальными природно-климатическими особенностями, но и с беспрецедентной международно-правовой позицией: это единственный ре-гион нашей планеты, который не имеет однозначной принадлежности, нацио-нального суверенитета, коренного населения и вооруженные силы. В настоящее время в Антарктике активно работают 29 стран мира, большинство из них име-ют круглогодичные станции. Таким образом, задача исследования состоит в том, чтобы определить и детально проанализировать международно-правовой статус и режим Антарктики, а также проблемы, связанные с территориальными притязаниями стран Антарктики. Актуальность темы. Международное право регулирует сотрудничество государств и других субъектов международного права путем обеспечения раци-онального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также под-держания экосистем Земли в состоянии, обеспечивающем удовлетворение раци-ональных потребностей нынешнего и будущих поколений . На современном этапе развития общества на международном уровне су-ществует множество экологических проблем, выражающихся в неполном пра-вовом регулировании, неоднозначности правового статуса отдельных экосистем и неопределенном правовом режиме отдельных территорий Земли. Среди суще-ствующих проблем международного экологического права можно назвать, в том числе международно-правовую защиту территории Антарктики .
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Краткая характеристика правового режима и статуса Антарктики…………………………………………………………………………...6 1.1. Общие сведения об Антарктическом регионе и Антарктике…..6 1.2. Основные нормативно-правовые акты Антарктики…………….9 Глава 2. Анализ территориальных претензий зарубежных стран и Российской Федерации в Антарктике…………………………………………….15 2.1. Территориальные претензии зарубежных стран в Антарктике.15 2.2. Участие России в правовом регулировании спорных вопросов территорий Антарктики……………………………………………………………25 Заключение…………………………………………………………………...29 Список использованных источников и литературы…………………........31
Список литературы

1. Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ «О регулировании дея-тельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70185016/#ixzz4mWqe0mJA (дата обра-щения: 03.02.2020 г.) 2. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 544 «О разре-шениях на осуществление деятельности в Антарктике» / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70403948/#ixzz4mWsCPGf2 (дата обращения: 04.02.2020 г.) 3. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 544 «О разре-шениях на осуществление деятельности в Антарктике» / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70403948/#ixzz4mWsCPGf2 (дата обращения: 04.02.2020 г.) 4. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Кан-берра, 20 мая 1980 г.) // Справочно-правовая система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/2559027/#text (дата обращения: 03.02.2020 г.) 5. Конвенция по консервации Антарктических тюленей // http://docs.cntd.ru/document/1901254 (дата обращения: 03.02.2020 г.) 6. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Кан-берра, 20 мая 1980 г.) // Справочно-правовая система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/2559027/#text (дата обращения: 03.02.2020 г.) 7. Договор об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР от 3 августа 1961 г. - № 31. - Ст. 329. 8. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, 4 октября 1991 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541180/#ixzz4mWoL4IMh (дата обращения: 03.02.2020 г.) 9. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, 4 октября 1991 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541180/#ixzz4mWoL4IMh (дата обращения: 03.02.2020 г.). 10. Антарктические территории [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nationmaster.com (дата обращения 1.02.2020) 11. Аргентино-чилийские территориальные противоречия: история и пути разрешения [Электронный ресурс]. – URL: http://old.pglu.ru (дата обращения 2.02.2020) 12. Балакин В.И. Стратегия Китая в Арктике и Антарктике / В.И. Балакин. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2018. - Т. 17. - № 17. - С. 227-241. 13. Богатуров А.Д. Международные отношения России в «новых полити-ческих пространствах». / А.Д. Богатуров. - М.: ЛЕНАНД, 2017. – С.152. 14. Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим. / В.В. Го-лицын. - М.: Международные отношения, 1983. – 125 с. 15. Деев В.Е. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики / В.Е. Деев. // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. - 2019. - № 11. - С. 47-49. 16. Действующее международное право в 3 т. Т. 3. / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Московский независимый институт международного права, 2017. – 407 с. 17. Илюшина Н.В. Проблема территориального раздела Антарктики. / Н.В. Илюшина. // Актуальные проблемы современных международных отно-шений. - 2015. - № 5. - С. 80-84. 18. Колесникова Е.А. Антарктика: история освоения и перспективы меж-дународного управления в ХХI веке / Е.А. Колесникова // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2015. - Т. 7. - № 4. - С. 183-188. 19. Копылов С.В. Международное управление Антарктикой: эффектив-ность и легитимность системы договора об Антарктике / С.В. Копылов. // Меж-дународное право - International Law. - 2019. - № 4. - С. 204-227. 20. Ливанова И.В. Территориальные претензии государств в Антарктике и проблемы юрисдикции над секторами в антарктических территориях / И.В. Ли-ванова. // Сибирский международный. - 2016. - № 18. - С. 90-96. 21. Локтилов С.В. к вопросу о правовом режиме Антарктики / С.В. Лок-тилов. // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, иннова-ции Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конфе-ренции с международным участием. В 3-х частях. Под редакцией Н.Е. Лукьяно-ва. Институт истории, гуманитарного и социального образования. - 2018. - С. 110-112. 22. Лукин В.В. Современные проблемы и перспективы деятельности Рос-сии в Антарктике / Лукин В.В. // Труды ВНИРО. - 2015. - Т. 156. – 342 с. 23. Международное право: учебник / коллектив авторов; отв. ред. Л.А. Ла-зутин, В.Я. Суворова, И.В. Федоров. - М.: Юстиция, 2018. – 644 с. 24. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С. А. Егоров. - М.: Статут, 2015. – 475 с. 25. Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2016. – 444 с. 26. Международное право: Учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2015. – 654 с. 27. Международное право /Федосеев Р.В., Пальчикова М.В., Баршова О.А., Огрина Г.В. // Практикум. - Саранск, 2017. – 202 с. 28. Международное публичное право. Сборник документов. Т 2. / под ред. К.А. Бекяшева, А.Г. Ходакова. - М.: БЕК, 2016. – 454 м. 29. Морозова П.А. Территориальные претензии в Антарктике / П.А. Мо-розова. // В сборнике: инновационные процессы в научной среде. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. – 601 с. 30. Тиунов О.И. Международно-правовые гарантии как средство обеспе-чения международных договоров / О.И. Тиунов. // Журнал Российского права. - 2016. - № 6. - С. 8-10.
Отрывок из работы

Глава 1. Краткая характеристика правового режима и статуса Антарктики 1.1. Общие сведения об Антарктическом регионе и Антарктике В полной мере правовой статус Антарктического региона закреплен в «Договоре об Антарктике», принятом в 1959 г. и вступившем в силу в 1961 г. Он прекратил территориальные споры государств в данном регионе, сделав не-возможным для всех участников договора выдвижение новых претензий на сек-тора региона, а те претензии, которые уже были выдвинуты к тому моменту, находятся в замороженном состоянии. Официально сохранили претензии на часть антарктических территорий такие страны, как Великобритания, Норвегия, Австралия, Франция, Новая Зе-ландия, Чили и Аргентина. Стоит отметить, что Россия (СССР) и США заняли особую позицию, которая подразумевает претензию на весь континент в целом. Также ни Россия, ни США не признали претензии как других стран, так и друг друга. Еще одной немаловажной особенностью правового режима является то, что вся территория к югу от 60-й параллели является демилитаризованной и полностью свободной от ядерного вмешательства. В регионе разрешена только научная и исследовательская деятельность. Также, согласно Мадридскому протоколу, подписанному в 1991 г. (в силу вступил в 1998 г.), предусматривается полный запрет на добычу любых мине-ральных ресурсов на территории Антарктиды на 50 лет. Это лишило возможно-сти государства вести разработку и добычу ресурсов на одном из богатейших континентов Земли. Еще стоит отметить большое количество протоколов, заключенных госу-дарствами с целью сохранения и защиты окружающей среды. В качестве приме-ра можно привести Конвенцию о сохранении тюленей Антарктики (подписана в Лондоне в 1972 г., вступила в силу в 1978 г.) и Конвенцию о сохранении мор-ских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, подписана в Канберре в 1980 г., вступила в силу в 1982 г.) . Таким образом, можно заключить международное соглашение о беспре-цедентных масштабах территории, демилитаризации целого континента и уста-новлении его независимости от любого государственного суверенитета на не-определенный срок. Режим, при котором больше внимания уделяется научным исследованиям, экологии и мирному взаимодействию государств, чем геополи-тическим амбициям крупных держав. Можно отметить, что режим, установленный в Антарктиде, продуман и современен. Создавая его, государства показали (даже если не ставят своей ко-нечной цели), что они заботятся о мире с точки зрения возможности избежать крупных международных конфликтов в будущем, а также внимания к экологии региона и его научному потенциалу, в результате, мы видим режим, который держался в течение 58 лет без культивирования постоянного очага напряженно-сти. Экология Антарктиды сохранилась в первозданном виде, а активная науч-ная работа ведется практически на всей территории материка. Перспективы Антарктического региона напрямую зависят от того, в чью пользу будет пересмотрен рассчитанный на 50 лет Мадридский протокол 1991 г. В случае его продления на тех же условиях стабильный порядок в регионе оста-нется неизменным до какого-то момента; в случае же его пересмотра этот реги-он грозит стать очагом напряжения для акторов мировой политики, что в таком случае приведет к повторению сценария 1959 г., когда во избежание масштаб-ного конфликта интересов были брошены большие усилия на разработку акту-ального правового режима. Можно отметить важность совместных усилий по созданию специальных правовых режимов на территориях, особенно таких крупных, как Антарктика и Антарктика. Это позволит избежать международной напряженности в будущем и даст возможность для лучшего взаимодействия между государствами в науч-ных исследованиях. Для создания полной картины в этом направлении исследо-ваний необходим целый ряд работ, включая оценку ресурсного потенциала ре-гиона и анализ его роли в современных международных отношениях . Антарктика – это южная полярная область, охватывающая материк Ан-тарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова. Антарктика – уникальный реги-он Земли, до настоящего времени не подчиненный суверенитету какого-либо государства. 1 декабря 1959 г. государствами, которые вели активную деятель-ность в течение Международного геофизического года (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, Великобри-тания, США и СССР), в Вашингтоне был подписан Договор об Антарктике. До-говор закрепил равные возможности для всех государств, способных работать в экстремальных условиях этого региона, который с момента заключения Дого-вора резервировался исключительно для мира и науки . Флора и фауна Антарктики, которая развивалась в условиях длительной географической и экологической изоляции, поистине уникальна. В самой Ан-тарктиде много континентальных ледяных озер, где обитают уникальные расте-ния. Прибрежные воды богаты рыбой, крилем и микроскопическими водорос-лями, что создает «океанические пастбища» для редких морских животных - не-скольких видов тюленей и китов, а также пингвинов, которые в значительном количестве сохранились только в этих широтах из-за запрета на добычу. Все эти обстоятельства объясняют безусловную принадлежность морских живых ресур-сов Антарктики к «общему наследию человечества». Подводя итоги, анализ политико-правового режима в Антарктическом ре-гионе позволяет нам выделить основные проблемы развития и перспективные направления. В последние годы была проделана большая работа как в полити-ческой и правовой сфере, так и в вопросах экологической безопасности Антарк-тики. К сожалению, стоит отметить, что не все участники стремятся к мирному решению текущих проблем. Но это еще одна причина, по которой государствам следует активизировать свои усилия по разработке и обновлению стандартов, которые бы регулировали все аспекты их деятельности в полярных регионах. 1.2. Основные нормативно-правовые акты Антарктики На сегодняшний день, правовой режим антарктических пространств фор-мируют четыре основных соглашения: - Договор «Об Антарктике» 1959 г.; - Протокол к Договору об Антарктике по защите окружающей среды 1991 г. (Мадридский протокол (англ. – The Protocol on Environmental Protection to the Antarctic Treaty («Madrid Protocol»); - Конвенция по консервации Антарктических тюленей 1972 г. (англ. – The Convention for the Conservation of Antarctic Seals); - Конвенция по консервации Антарктических морских живых ресурсов 1980 г. (англ. – The Convention on the Conservation of Antarctic Marine Living Re-sources (CCAMLR) . Рассмотрим их более подробно. Внешние границы Антарктики в между-народно-правовом смысле определяются статьей VI Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г., согласно которой «Положения настоящего Договора приме-няются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфо-вые ледники…» . Следует отметить, что Договор об Антарктике как минимум нацелен на защиту и сохранение экосистем самой Антарктики. Только две статьи в этом договоре определяют элементы международного права окружающей среды и направлены конкретно на сохранение Антарктики как природной системы. Мадридский Протокол по охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике 1959 г. (далее - Протокол 1991 г.) обозначает статус Антарктики как международного природного заповедника, предназначенного для мира и науки, предусматривая разносторонние меры охраны окружающей среды юж-ного полярного региона. Протокол 1991 года определяет всю территорию Договора об Антарктике как «природный заповедник, предназначенный для мира и науки». Положения Протокола 1991 года следует толковать в контексте всей системы Договора об Антарктике в соответствии с определением применимых международных дого-воров. Некоторые из них также содержат положения о морских охраняемых районах, прежде всего в ст. 9 Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года. В таком же контексте в правовой литературе часто отмечают природо-охранные положения Международной конвенции о регулировании китобойного промысла 1946 г.22 (Статьи 4 и 5) и Конвенции МАРПОЛ 1973/7823 (Приложе-ния I, II, V). Согласно Приложению II к МАРПОЛ, например, район Антарктики отнесен к числу «особых районов». Комитет по охране окружающей среды, созданный в соответствии с Про-токолом 1991 г., организует предоставление консультаций сторонам Договора об Антарктике по вопросам функционирования охраняемых районов Антаркти-ки. С 1998 года Комитет посвятил значительную часть своих обсуждений теме управления охраняемыми районами в Антарктике, по их итогам приняв такие документы, как: - «Пересмотренное Руководство по подготовке Планов управления Особо охраняемыми районами Антарктики»; - «Руководство по осуществлению системы формирования охраняемых районов, обозначенных в Статье 3 Приложения V к Протоколу по охране окру-жающей среды». В 2008 году Консультативное совещание государств – участников Дого-вора об Антарктике определило, что принятый в 2007 г. документ «Анализ эко-логических доменов для антарктического континента» должен использоваться (вместе с другими документами, согласованными в рамках системы Договора об Антарктике) в целях выявления тех районов, которые могут быть определены как «антарктические особо охраняемые районы». Названный документ – «Ана-лиз экологических доменов для антарктического континента» – подразделяет Антарктиду на 21 отдельный район на основе данных о биоразнообразии. В 2012 году Консультативное совещание Договора об Антарктике анало-гичным образом определило, что защищаемые биогеографические районы Ан-тарктики включают 15 биологически отличающихся районов, свободных от ле-дяной «шапки»; эти районы охватывают практически всю свободную ото льда территорию к югу от параллели 60° южной широты . Некоторые авторы считают, что режим особо охраняемых морских райо-нов в этом регионе особенно усиливает Конвенция о сохранении морских жи-вых ресурсов Антарктики 1980 г., предусматривая разработанную основу реги-онального сотрудничества по управлению морскими живыми ресурсами в ан-тарктических водах. Действительно, в соответствии со статьей 9 Конвенции 1980 г. Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики осу-ществляет меры по «определению открытых и закрытых зон, районов или подрайонов для целей научного изучения или сохранения, включая особые зоны охраны и научного изучения». Согласно Приложению II к Конвенции МАРПОЛ 1973/78 район Антарктики относится к числу особых районов. Правило 5 этого документа содержит специальные ограничения сброса в море загрязняющих веществ. Например, запрещается любой сброс вредных жидких веществ или смесей, содержащих такие вещества, в районе Антарктики. Запрещается сброс в море веществ категории А или балластных вод, промывочных вод или иных остатков или смесей, содержащих такие вещества. Так, в международном сообществе были приняты конвенции, направлен-ные на прямую защиту Антарктики, которые на данный момент составляют си-стему договоров об Антарктике. Система Договора об Антарктике - совокуп-ность международно-правовых договоров, направленных на определение право-вого статуса и регулирования (режима использования) Антарктики. В дополне-ние к вышеуказанному соглашению эта «система» включает Конвенции о со-хранении тюленей Антарктики, о сохранении морских живых ресурсов Антарк-тики, по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, а также Протокол об охране окружающей среды к договору об Антарктике, Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников. В рамках Договора об Антарктике действуют Консультативные совеща-ния (КСДА), которые с 1991 года собираются ежегодно, в компетенцию кото-рых входят обмен информацией, консультации, разработка и принятие реко-мендаций, которые становятся обязательным правилом для стран-участниц до-говора . Важным фактом для экологической системы Антарктики была ее консо-лидация как демилитаризованной и нейтрализованной территории. Междуна-родное регулирование отношений, касающихся использования территории Ан-тарктики, должно основываться на том факте, что при обеспечении своих обяза-тельств государства учитывают, что заключение соглашений на этой территории должно отвечать требованиям основных принципов международного права, та-ких как суверенное равенство, неприменение силы или силы угрозы, сотрудни-чество, разоружение . Антарктика получила дополнительную защиту в соответствии с междуна-родным договором, запрещающим эксплуатацию антарктических месторожде-ний и Мадридским протоколом к нему, который провозгласил природный запо-ведник и обеспечил соблюдение следующих основных положений : 1. Защита антарктической среды является определяющим значением при любой активности в регионе; 2. Проводятся мониторинг и даётся оценка состояния окружающей при-родной среды, а также мероприятия по предотвращению загрязнений морской и наземной среды; 3. Мораторий в течение пятидесяти лет на любую практическую деятель-ность, связанную с освоением минеральных ресурсов; 4. Учреждение комитета по охране окружающей среды; 5. Порядок охраны и управлению районами; 6. Удаление и управление ликвидацией отходов; 7. Материальная ответственность. Однако существующая «система Договора об Антарктике» имеет некото-рые пробелы, во-первых, Мадридский протокол направлен на охрану не всех элементов экологической системы Антарктики, во-вторых, сохраняются терри-ториальные притязания со стороны государств на Антарктику, что, в конечном итоге, может сыграть негативную роль для экологической системы данной тер-ритории, в-третьих, на данный момент можно говорить о слабой системе реали-зации мер, неспособной оперативно принимать решения и реагировать на нега-тивные экологические ситуации. Также не определены последствия истечения срока действия моратория и последующего использования территорий Антарк-тики как объекта общего пользования либо же как объекта природной террито-рии . Существующая практика показывает несоответствие между реальным ис-пользованием природных территорий Антарктики и ее объявленным статусом заповедника. Развитие современного туризма, деятельность научных баз раз-личных государств, в конце концов, являются объектом опасности для всей Ан-тарктики, поскольку, к сожалению, сейчас нет реального контроля, а также мер ответственности за нарушения использование антарктических территорий. Таким образом, правовая основа управления Антарктикой достаточно раз-вита и включает в себя строгую систему норм, которую должно соблюдать каж-дое государство, заинтересованное в научных исследованиях. Благодаря этой системе Антарктида в течение полувека оставалась зоной коллегиального управления, свободной от военных конфликтов. Однако на современном этапе развития международного права существуют определенные потребности в со-вершенствовании правового регулирования и определении правового режима современной территории Антарктики. Глава 2. Анализ территориальных претензий зарубежных стран и Российской Федерации в Антарктике 2.1. Территориальные претензии зарубежных стран в Антарктике Управление Антарктикой осуществляется в рамках Договора об Антарк-тике, подписанного в 1959 г. и вступившего в силу в 1961 г. Это соглашение стало результатом многолетних политических усилий ряда стран и успешного проведения в 1957-1958 гг. так называемого «Международного геофизического года», положившего начало комплексному международному исследованию Ан-тарктики . Первоначально Договор подписали 12 стран, получивших статус консуль-тативных (т.е. имеющих право голоса): Аргентина, Австралия, Бельгия, Вели-кобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили, ЮАР, Япония, СССР и США. Впоследствии число участников расширилось, в настоящее время ими являются 45 государств, из них 27 имеют статус консультативных, согласие ко-торых необходимо для принятия решений по какой-либо важной проблеме, и 18 - присоединившихся (без права голоса) . Согласно Договору, территория Антарктики должна использоваться толь-ко в мирных целях, любая военная деятельность, включая создание военных баз, испытания ядерного оружия и захоронение радиоактивных отходов запрещена, но военный персонал и военная техника могут быть применены в научных це-лях и для обеспечения жизни исследовательских станций. Свобода научных ис-следований и международного сотрудничества, свободный обмен информацией и персоналом для взаимодействия с учреждениями ООН и другими междуна-родными структурами гарантированы. Наблюдателям из стран, подписавших Соглашение, гарантируется без предварительного уведомления и в любое время, доступ на любую территорию для осмотра всех станций, сооружений и работ, включая наблюдение с воздуха (в этом случае необходимо заранее подать уведомление о использование воен-ного персонала и деятельности). Важнейшие положения Договора, касающиеся территориального вопроса, носят компромиссный характер. Они не поддерживают территориальные пре-тензии ряда стран, но и не опровергают их: любые территориальные притяза-ния, существовавшие в момент подписания договора, не признаются, не оспари-ваются и не подтверждаются, а выдвижение новых запрещено, как и любая дея-тельность, направленная на упрочение позиций одной страны и ослабление по-зиций других. Таким образом, соблюдается принцип не причинения ущерба ка-кой-либо из стран, подписавших Договор, но имеющих территориальные требо-вания. Что касается ученых, наблюдателей, персонала станции, они подпадают под юрисдикцию своих стран, независимо от того, где они находятся в Антарк-тике. Территориальные претензии в Антарктике - это претензии различных гос-ударств на территориальный суверенитет в южной полярной области Земли. Антарктида долгое время была пересечением стратегических интересов не-скольких крупных стран. Развитие этого региона с точки зрения промышленно-сти началось в середине 20-го века. Человечество, изучая «шестой континент», сразу осознало важность и возможное практическое использование природных ресурсов. На этой территории были обнаружены основные востребованные сегодня богатства - месторождения нефти и угля. Нетрудно догадаться, что вызвало ин-тересы разных государств. Антарктида приобрела статус объекта геополитиче-ских интересов. И вполне логично, что возникли вопросы о его территориаль-ном делении и необходимости в этом. В настоящее время 7 государств, которые сформулировали антарктиче-ские территории до вступления в силу Договора об Антарктике, представляют и официально поддерживают территориальные претензии: Великобритания, Нор-вегия, Австралия, Франция, Новая Зеландия, Чили и Аргентина. Самыми опасными для Антарктики с начала XX в. и по настоящее время являются территориальные претензии, которые предъявляют семь стран: Вели-кобритания (первой в 1908 г. заявившая о своих правах), Новая Зеландия (1923), Франция (1924), Австралия (1933), Норвегия (1939), Чили (1940) и Аргентина (1943) (см. рис. 1). Рис. 1. Территориальные претензии в Антарктике Вскоре Франция также претендовала на определенные территории (1924). Норвежское правительство объявило о своем намерении включить некоторые острова и сектора между территориями Англии и Австралии. Чуть позже были выдвинуты требования правительства Чили (1940). В первой половине 20-го ве-ка еще две страны претендовали на территорию Антарктики. Нацистская Германия предъявила территориальные претензии к герман-скому антарктическому сектору. И в 1939 году Япония также формализовала свои территориальные претензии. В результате одни и те же земли были объяв-лены территориями разных стран. Более того, в каждом штате созданы уполно-моченные органы для «управления» этими объектами . США и Россия (на тот момент СССР) не заявляли о претензиях на Ан-тарктику. И естественно не признавали претензии других государств. Таким об-разом, к середине XX века основными претендентами на раздел Антарктики яв-лялись 7 стран: Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Нор-вегия, Франция, Чили. К этому времени Антарктика находилась на грани терри-ториального раздела. Заявленные территориальные претензии в Антарктике не были упрощены, а, наоборот, усложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южном полярном регионе. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Великобрита-нией, претендовавших на одни и те же антарктические районы. Великобритания официально провозгласила национальный суверенитет над территорией между 20° и 80° з.д. к югу от 60-й параллели (Земля Грэма и побережье моря Уэдделла), утверждая, что она является первым государством, начавшим исследовать Антарктиду в ходе экспедиции капитана Кука (1772- 1775 гг.), и оспаривая первенство России в открытии материка. Королевским указом 1923 г. Новой Зеландии как британскому доминиону были переданы в управление берега моря Росса с близлежащими островами, расположенные между 160° в.д. и 150° з.д. Таким же образом получила свою обширную антарктическую территорию и Австралия — все земли, лежащие между 160° и 45° в.д. южнее 60-й параллели, кроме узкого сектора, называемого Землей Адели, на который еще в 1924 г. за-явила свои права Франция. (Земля Адели была открыта французом Ж.Дюмон-Дюрвилем.) Норвегия, указывая на важную роль норвежских первооткрывате-лей, законом от 1939 г. подтвердила свои права на значительную территорию между владениями Великобритании и Австралии (Земля Королевы Мод и не-сколько островов между 20° з.д. и 45° в.д., в том числе открытый русскими мо-реплавателями о. Петра I). Наиболее важной причиной, побудившей Великобританию, Норвегию и Францию в начале 20-го века, используя все возможные оправдания, защищать свои территории в Антарктике, было соперничество за контроль над районом китобойного промысла в Южном океане. Новая Зеландия и Австралия в насто-ящее время спорят об экономической, стратегической и экологической значи-мости соответствующих антарктических территорий для этих стран из-за их от-носительной географической близости . Позиция Аргентины и Чили состояла в том, что их «антарктические участки» еще со времен испанского владения являлись частью национальной территории, т.к. были получены в результате папских булл 1493 г., 1506 г. и Тордесильясского договора 1494 г., разделившего колонии между Испанией и Португалией. В момент провозглашения независимости в 1810 г. все права и территории, числившиеся за Испанией, законно перешли к Аргентине и Чили. Кроме того, обе стороны неоднократно указывали на то, что они вовлечены в освоение и развитие своих антарктических территорий как страны, географиче-ски наиболее близкие к Антарктике, их экономики тесно связаны с Южным ма-териком и нуждаются в ресурсах Южного океана. Чилийское государство сери-ей специальных декретов 1940-1946 гг. постановило, что все земли, острова, вы-ступающие под водой скалы, рифы, ледники, как открытые, так и те, которые будут открыты, расположенные в секторе между 53°-90° з.д. южнее 60-й парал-лели, составляют «чилийскую Антарктику» и принадлежат Чили с незапамят-ных времен. В административном делении страны это XII-й регион, получив-ший название «Магальянес и Чилийская Антарктика». Притязания Аргентины распространяются на территории между 25°-74° з.д. (южнее 60-й параллели) и переданы в ведение департамента «Огненная Зем-ля и Антарктика». Притязания Чили, Аргентины и Великобритании частично перекрывают друг друга, что уже не раз осложняло их отношения и является дополнительным фактором нестабильности в настоящее время . Япония официально оформила свои территориальные претензии на сектор между территорией Росса и Британской антарктической территорией в 1939 го-ду, но в 1951 году, в соответствии с условиями Сан-Францисского договора, Япония отказалась от всех своих претензий в Антарктике. В настоящее время Япония не имеет права повторно предъявлять территориальные претензии в этом районе действия Договора об Антарктике. Тем не менее, претензии предъ-являются неофициально, и оправдание весьма своеобразно: разведанные газо-вые месторождения настолько глубоки, что ни у кого, кроме Японии, нет тех-нологий для его добычи. Вопросы юрисдикции в некоторых районах Антарктики привели к воору-женным конфликтам с использованием сухопутных войск и военных кораблей. В связи с этим международно-правовое урегулирование антарктической про-блемы стало насущной задачей реализации мер по обеспечению мировой без-опасности. В результате многолетних дипломатических консультаций со стра-нами, заявившими территориальные претензии, и другими странами, включая две крупнейшие державы - СССР и США, объявившими Антарктику сферой своих интересов, 1 декабря 1959 года в Вашингтоне 12 государствами, имевши-ми в 1957-1958 годах свои научные представительства в Антарктике (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония) был заключен Договор об Антарктике . Вступил в силу 23 июня 1961 года после ратификации государствами-участниками. Это соглашение содержало очень важный тематический компо-нент - «частичку мирной энергии», который был так необходим в то время.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg