Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, МЕДИЦИНА

Отечественная медицина и врачи философы

happy_woman 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Целью данного реферата является изучить взаимосвязь медицины и Хотелось бы вспомнить высказывание выдающегося греческого философа Эпикура о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая – душу. А знаменитый мыслитель эпохи нового времени Френсис Бэкон писал: «Медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».Задачей нашего реферата является изучить влияние медицины на философию . так е онцепции русских врачей философов. Хотелось бы вспомнить высказывание выдающегося греческого философа Эпикура о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая – душу. А знаменитый мыслитель эпохи нового времени Френсис Бэкон писал: «Медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».
Введение

Философская культура позволяет медикам преодолевать односторонность в подходе к изучаемым проблемам и процессам в условиях усиливающейся узкоспециализированной научной и практической деятельности. Интеграционные тенденции в медицине начала ХХI столетия на основе теории систем, информатики, эволюционных, экологических, синергетических и других идей, принципов и методов наиболее адекватно воспринимаются, а затем плодотворно используются учеными с помощью научного философского мировоззрения и методологии. В настоящее время в науке, в том числе медицинской, продолжается процесс смены ряда познавательных ориентиров: от изучения отдельных фактов и явлений к изучению сложных систем жизнедеятельности организма в норме и патологии. Это также обусловливает повышение роли философской методологии, мировоззрения и стиля мышления в подготовке новых поколений ученых-медиков. Глубоко и всесторонне понять приоритетность здоровья человека в системе социально-нравственных ценностей, его социальный, экономический, демографический, культурный, духовный и оборонный потенциал помогает философский подход к изучаемым медикам проблемам. В переломные периоды общественного развития повышается интерес и внимание к духовным истокам жизни. Особенно это актуально для российских народов, всегда высоко ценивших духовность, и только в течение ХХ века дважды вынужденных проводить корректировку ценностей, идеалов, норм. В условиях системного кризиса общественного бытия философия по праву рассматривалась в качестве одного из духовных стержней возрождения России. История русской философии находится в центре многих дискуссий современности. Ее описание во многом зависит от мировоззрения авторов. Религиозная версия русской философии наиболее полно представлена в 2 трудах Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского. Материалистическая трактовка отечественной философии содержится во многочисленных изданиях советского периода по ее истории. С позиции сегодняшнего дня видится необходимость отказа от устаревших стереотипов в раскрытии ее содержания, характерных черт, специфических этапов развития. Крайняя агрессивность или полнейшее замалчивание взглядов оппонентов, как показала история, ничего хорошего для развития философии в России не дали. История медицины показывает, что формирование взглядов на сущность болезней, причины ее возникновения, роль условий в сохранении здоровья зависят от мировоззрения, общего взгляда врачей на мир.
Содержание

Ведение Глава 1 Взаимосвязь философии и медицины 1.2.Влияние философии на медицину 1.3.История медицинской философской мысли в России Глава 2 Отечественные врачи философы 2.1Идеи русский врачей философов
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1.2Медицина и философия, как отдельные науки, нуждались во взаимосвязи, сформулированной еще Гиппократом: «Врач-философ подобен Богу» и его коллегой мудрецом Демокритом, писавшим: «…врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей». Французский мыслитель эпохи возрождения Мишель де Монтень писал: «Душа, которая вместила в себя философию, не способна не заразить своим здоровьем и тело». В далеком прошлом медицина выделялась как высокопрофессиональный обособленный труд. Не являясь пока теорией в науке, была философской в миропонимании врачей, где выбор полагался на этику. В силу этого идеологическое воззрение неделимо взаимодействует с этическим и ценностным смыслами врачебной науки, врач и философ совмещались в едином лице. Так считал Цельс – врач Древнего Рима: «Сначала медицинская наука считалась частью философии». Исламские университеты Андалузии в средние века имели объединенные курсы мудрости (химка), сочетающие в себе философию и врачевание. Единство философии и медицины на этом этапе находилось в теоретическом отношении. Эпикур представлял счастье, стоики – достоинство, киники – свободу, не потеряв собственного значения, как и этических принципов врачебной деятельности, сформулированных в Клятве Гиппократа. Естественнонаучные воззрения античности в наше время обусловлены историческим интересом, но этические соображения все еще актуальны. Связь науки о разуме с лекарской практикой обнаруживается в положениях о том, что: . Человек обозначается в роли объекта философского и медицинского познаний. Философские учения поясняют, что объект познается с помощью теории и с медицинской точки зрения, он наделяется практическим и экспериментальным характером. Лечебная практика и философия выражают всеобщее понятие человеческой жизни, дополняя друг друга; . Философия в отношении медицины, базируется на мировоззрении и методологии. Идеологический главенствующий порядок на каждом историческом этапе предопределяет направление и характер врачевания, и других наук. Медицина, отслеживая определенные действия, связанные с нормой и патологией организма индивида, пользуется всеобщими философскими правилами и нормами. Наука о здоровье и лечении помогает сформировать мировую картину и обосновывая природу индивида с точки зрения науки. «Философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии», – учения Сеченова и Павлова; . Философия, становясь отражением медицины, проявляет очевидные взаимодействия с ней. Врачи-философы – люди, оставившие важный отпечаток в эпопее врачевания и науки о мышлении и мире, существовавшие в эпохах истории. Профессионалы собственного дела, они пытались объяснить проблемы человечества: закономерности в развитии организма, соединение организма с окружающей средой, проблемы причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом, и другие. Античные писания Ассирии и Вавилонии внесли в наш мир соображения о происхождении болезней, соответствовавшие существующему мировоззрению, в основу которых вошли 3 мотива для возникновения болезней: . Вторжения нечистой силы в телесную оболочку; . Воздействие всевышних светил; . Структура крови индивида. Согласно чему, врачевание состояло из: . Изгнания злых духов; . Моления богам; . Различных церемоний (массажах, окуриваниях и омовениях травами, хирургических операциях). Мнения о болезнях в целом, базировались на существующем общем мировоззрении, под влиянием которого, формировался образец возникновения болезней. Магико-анимистическая модель возникла наряду с мировоззрением о мифологии, зафиксированная в первых письменных источниках, дошедших до нас. Именно в этот момент времени появляется отображение и символ врачевания – Нингишзида – Бог медицины в облике змеи, опутывающей жезл и внимательно следящей за действиями врача. Данный жезл являлся подобием удостоверения, подтверждающим мастерство лечащего врача, носившего жезл с собой, при посещении больных. • Узкопрактический базис медицины создавался с древних времен, но освобождение от умозрительных концепций в теории появилось позднее, чем в естествознании. Появление было медленнее и в мягких конфигурациях, что было вызвано близостью врачевания и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью. Данный процесс не завершен, так как теория продолжает формироваться. 3Возникновение и развитие русской философии происходило и происходит в контексте формирования отечественной государственности и культуры. Важнейшим событием Киевского периода государственности и культуры явилась христианизация Руси в 988 году, положившая начало формированию новой духовной культуры, православной по содержанию. Древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии (античной культуры). Особенностью отечественной мысли и русской образованности явилось то, что она использовала свой собственный письменный язык. Первым русским философом считают киевского митрополита Иллариона. Он оставил нам первый образец осмысления общественной жизни конца Х – начала ХI веков, поставил вопрос о месте русского народа в мировой истории. Образцом практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (начало 12 в.), в котором дан этический кодекс поведения мирян, отражены правовые проблемы того времени. Конец ХV – начало ХVI века принесли новую философскую традицию, связанную с «новгородско-московской ересью». «Политическая философия» еретиков утверждала особый образ государя, больше полагающегося на «тайное искусство» управлять. Наиболее знаменитыми врачами-философами России ХV-ХVII вв. являются Г. Дрогобыч (Котермак) (1450-1494), Г. Скорина (1490-1551) и П.В. Постников (1676-1702). Г.Дрогобыч придерживался в медицине и философии идеалистических взглядов в соответствии с господствовавшей в то время традицией. Из дошедших до наших времен трудов Г. Дрогобыча известно, что он занимался вопросами астрологии, чумы и смерти. Г.Скорина выступал за углубленное изучение природы, верил в возможности и беспредельность человеческого разума, всемерно содействовал просвещению народа, высказывал прогрессивные идеи. П.В. Постников является первым доктором медицины и философии России. Сферой его научного интереса была экспериментальная физиология. Постников критически оценивал идеалистические концепции Аристотеля, построенные на основе метафизики. Среди врачей-философов России ХVIII века наиболее известны К.Ф. Вольф (1734-1794), С.Г. Зыбелин (1735-1802), А.С. Кайсаров (1782-1813), К.Ф.К. Уден (1753-1823), П.А. Загорский (1764-1846). К.Ф. Вольф занимался теорией зарождения, обосновал учение об эпигенезе, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурных субстанций оплодотворенного яйца. С.Г. Зыбелин – ученик М.В. Ломоносова – стал первым русским профессором университета по медицине, преподававшим теоретическую медицину того времени: анатомию, физиологию, патологию, химию, фармацию, фармакогнозию, семиотику, хирургию. Философские взгляды Зыбелина проявились в материалистическом (корпускулярном) объяснении строения организма, в раскрытии влияния окружающей среды на здоровье и его детерминированности социальными условиями. Он исследовал взаимозависимость психического и физического здоровья человека и выявлял объективные законы его существования. А.С . Кайсаров основное внимание уделял изучению социальной жизни и обоснованию необходимости освобождения крепостных крестьян России. К.Ф.К. Уден был профессором Медико-хирургической академии. Его лекции начинались с изложения историко-теоретических основ медицины, содержащих сведения о философских взглядах представителей различных философских школ. Уден стоял на позициях деистического направления русского просвещения. В познании он придавал большое значение опыту без его абсолютизации. Философские взгляды Удена могут быть охарактеризованы как механистический материализм. П.А. Загорский выступал против господствовавшего в то время учения о «жизненной силе», которой приписывалось магическое действие, регулирующее все жизненные процессы. Задолго до появления учения Ч. Дарвина он был близок к пониманию эволюционного происхождения человека. В процессе исследований пришел к выводу о том, что между строением (структурой) органа и его функцией существует тесная взаимозависимость, что явилось одним из первых шагов в изучении важнейших жизненных закономерностей. Начало последовательного развития русской философской мысли восходит к тому времени ХIХ века, когда русское общество уже пережило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философия природы и эстетика Шеллинга была воспринята и изложена профессорами М.Г. Павловым, А.Н. Галичем, Н.И. Надеждиным и Д.М. Велланским (1774-1847) – русским ученым-медиком и философом, первым в России проповедником идей натурфилософии Шеллинга. Д.Велланский сделал попытки самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике» (1831) он говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа создается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутренне душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции) и противопоставлял ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму с его метафизическим расчленением явлений, Д.Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисленные натурфилософские сочинения оказали влияние на развитие русской идеалистической философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов (или атомистов), изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной формы без действительного содержания. В русском шеллингианстве, которое было чрезвычайно плодотворным для русской философской мысли, Д.Велланскому принадлежит по праву первое место – не только в хронологическом смысле, но и в силу его серьезной и настойчивой работы в натурфилософии. Заметное место в отечественной философии занимает К.Н. Леонтьев (1831-1891) – писатель, философ и социолог, врач по образованию. Основная идея его мировоззрения, как считал мыслитель, - необходимость и благость нравственна, контраста, разнообразия. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть пусть в небытие. Стремление к равенству, к смещению, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. По мнению Леонтьева, в прогресс надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не благодушной. Культурно - исторические взгляды Леонтьева характеризуются выделением трех «стадий» циклического развития – первичной «простоты», «цветения», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смещения», что служит у Леонтьева дополнительным основанием идеала «красочной и многообразной» российской действительности, противопоставленной западному «всесмещению». В качестве организующего принципа государственной и общественной жизни мыслитель видел «византизм» - твердую Глава 2 1ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ (1829 - 1905) Идеи медицинской психологии. Сеченов занимался изучением философско-психологической литературы.т.к. хотел создать психологию, которую Сеченов назвал медицинской, - психологию для врачей. «Я собираюсь теперь хлопотать именно о том, что меня всегда страшно удивляло во время студенчества, - отсутствие психологии в медицинских школах». И Сеченов садится писать проект медицинской психофизиологии, в обоснование которого он доказывает, почему психология необходима врачу.он считл что все заболевания возникающие людей связаны с психическими растройствами и именно психология, опирающаяся на физиологию головного мозга, должна стать опорой психиатрии, и т.п. Но способен ли врач подходить к вопросам психологии с такой же естественнонаучной позиции, с какой он принимает свои решения о вмешательстве в телесный механизм? Не имея психологического образования, он может руководствоваться только приобретенными знаниями и собственной интуицией, «Наоборот, психология как результат вековых усилий многих умов представляет хоть сколько-нибудь твердые правила для анализа и оценки явлений» (Научн.наследие:245). Здесь, в подходе к задачам психологии, как и ко всем другим проблемам научно-теоретического знания, сеченовскую мысль отличала ориентация на ценность этого знания для реальной деятельности людей, для практического воздействия на жизнь. За строчками абстрактных философских сочинений о душе он видел врача у постели больного, излечение которого зависит от способности этого врача влиять, используя аппарат науки, на ход не только телесных, но и душевных процессов в целостном организме. Итак, теперь в разработке медицинской психологии, а не физиологии нервной системы видит Сеченов свою «лебединую песнь». Воплощение это замысла должно было стать, как он полагал, «актом, логически вытекающим из всего предшествующего», т. е. итогом всех прежних исканий. Такой поворот в научном сознании Сеченова был обусловлен тем, что сомкнулись две линии: развитие его собственных идей и общий ход развития психологического знания. От обычных рефлексов он продвигался к все более сложным уровням поведения. Уже «Физиология органов чувств» иучалась не только с точки срения физиологии но и психологии. Исследование операций глаза, движений спинальной лягушки, сравнение зрения с осязанием, концепция бессознательных умозаключений – все это были темы, которые готовили общую трактовку чувствования как телесного придатка, от сложности которого зависит сложность сознательно-произвольного поведения.сеченов пытался применит данную мысль ко всем объектам психологии. Как бы, однако, ни был умён и нходчив иван михайлович развитие его мыслей предопределено ходом развия науки Литература конца 60-х значительно отлчалась от 50.когда сеченов только начал увлекаться психологией. Под воздействием биологического исследования нервно-психических функций менялся облик психологии. Учение о рефлексе и об органах чувств, психо-физика и эволюционная концепция Дарвина показывали, что психическа включена в работу живых систем как фактор, имеющий реальную ценность . полученные знания показывали, что психические явления подчинены законам, не совпадающим с анатомо-физиологическими. Именно в силу объективности подхода физиология не могла поглотить психологию. Она лишь пробудила ее к самостоятельной работе. Вторжение методов и понятий из области естествознания на практике показало возможности перехода оттеоретических к опытным. «Самосознание» психологии резко возросло. Психология встаёт на собственный путь развитя путем эмперических знаний. Эта историческая тенденция к превращению психологии из придатка философии, каковой она считалась прежде, в самостоятельную науку нарастала в объективном составе исследований, с которыми столкнулся Сеченов, размышляя над проспектом медицинской психологии"» Он поставил перед соой задачу : построить психологию как эмпирическую дисциплину, объединяющую ее традиционную проблематику с новыми естественнонаучными фактами, методами и установками. Именно тогда, в третьей четверти девятнадцатого века, эта задача стала актуальной для всей мировой психологической мысли, но решалась в различной идейно-социальной среде по-разному. Предпосылки перехода Сеченова от физиологии к психологии были не только в том что он рос как ученый но и потому что шло развите самой науки. Это связанные и взаимодополняющие друг друга процессы. Социально-психологическая атмосфера в русском обществе благоприятствовала Сеченову. Он не был одинок. За ним стояла молодая Россия. Вместе с тем эта атмосфера обязывала идти дальше, за пределы традиционных объектов физиологии, к тем высшим жизненным проявлениям, которым идеализм придал самостоятельное начало, т.е. к научной разработке психологии как специфической области знания. Продвижение же его мысли к новым рубежам стимулировала социальная среда, которой не знала ни Германия, ни Англия, - ни одна из тех стран, где шел процесс обособления психологии в самостоятельную опытную науку. Новое понимание предмета психологии Сеченов новую психологию называл аналитической. Классической формой аналитической психологии являлось ассоциативное направление. Его последователи стремились к решению таких же задачь как и сеченов. он указывал, что в психологии следует изучать: а) историю возникновения отдельный элементов, б) способность их сочетания, в) условия воспроизведения, Сеченов пишет: «Явления, относящиеся во все три группы, издавна рассматриваются во всех психологических трактатах». Далее он прибавляет, что «во вторую группу задач относится так называемый процесс ассоциации психических деятельностей, а в третью – процесс репродукции». Объяснение ассоциации и репродукции являлось целью ассоциативной психологии. Сеченов полагал, что цель должна быть сохранена, но достигнута другим способом,т к изучались совсем не те объекты ), которыми психология занималась прежде. «Объекты изучения, несмотря на сходство рамок, у нас все-таки другие». В качестве предмета изучения в психологии у Сеченова выступило Психически регулируемое поведение. Идею объективной психологии Сеченов выдвинул за 40 лет «бихевиористской революции», отовинувшей сознание на 2 план, хотя оно являлось преметом психологиического иучения на протяении нескольк веков. В наше время зарубежные историки признают, что Сеченов первым произвел переворот. Сеченов, отстаивая идею целостности психического акта, считал противоестественным разрывать «на части то, что связано природой… вырвать из целого середину, обособить ее и противопоставить остальному». История приложения объективного метода к знанию о человеке подтвердила дальновидность Сеченова, мыслившего акт поведения как целостный, невозможный без психического регулятора, изъять который – значит разрушить сам этот акт. Но чтобы сохранить психическое требовалось преобразовать всю прежнюю систему представлений о нем, построенную на той категории сознания, которая сложилась в недрах интроспекционизма. Психология не может стать наукой, пока она базируется на непосредственном опыте, возражал Сечено. «У человека нет никаких специальных умственных орудий для познавания психических фактов, вроде внутреннего чувства или психического зрения, которое, сливаясь с познаваемым, познавало бы продукты сознания непосредственно по существу». Сеченов подчеркивал, что «одно из наиболее выдающихся сторон психических явлений – сознательный элемент – может подлежать исследованию только на самом себе, при помощи самонаблюдения». Используя самонаблюдение как самоотчет индивида о фактах собственного сознания, исследователь вовсе не оказывается тем самым в трясине субъективного (интроспективного) метода Выступая против интроспекции, - или, как он ее называл, «психического зрения», - Сеченов имел в виду не самонаблюдение в указанном смысле, а учение об особом способе постижения процессов сознания, отличном от остальных известных человеку средств. Личность ученого. Сеченов принес мноество открытий идей прборов гипотез в наш мир Тем не менее «гениальный взмах сеченовской мысли» был не только продуктом логики науки самой по себе. Он мог совершиться лишь благодаря сочетанию логических, социальных и психологических моментов. Научные открытия не зависят от свойств лчности и характера Иное дело – направленность и интенсивность их поиска. Здесь мотивы поведения ученого, система принятых им ценностей приобретают решающее значение. Входя в сферу науки, ученый всегда производит выбор. Человек, его телесная и душевная жизнь – таков был выбор Сеченова, заданный социальной ситуацией в эпоху, когда проблемы личности, перспектив ее вызволения из крепостнических уз и свободного развития приобрели крайнюю остроту. Он был воспитанником физико-химической школы в физиологии, превратившей знание об организме в подлинно причинное. Однако за пределами объяснений, которые давала эта школа, оставалось самое человеческое в человеке - душевные, психические явления. Однако сами по себе знания, какими бы энциклопедическими они ни являлись, недостаточны для преобразовательной деятельности ума. Сеченовское мышление отличалось своеобразным складом,. Для него типична устремленность к поиску «универсального ключа» - общих закономерностей, из которых должны быть выведены их частные проявления. Обобщение же достигалось извлечением из изучаемого феномена общих прзнаков. Имея в качестве главной задачи постижение методами естествознания целостного человека, он никогда не упускал ее из виду – ни тогда, когда изучал газообмен, ни тогда, когда раздражая мозг лягушки кристалликом соли, приостанавливал рефлексы. Научная позиция И.М.Сеченова имела непосредственное отношение к общему строю его личности. Он был человеком единства мысли и действия. Его научные взгляды служили регулятором поступков, определяли его отношение к людям, событиям, положениям. Для него гуманизм, интернационализм, демократизм выступали не как принципы, которыми следует руководствоваться безотносительно к точному, опытному и причинному знанию о человеке, но именно как вывод из этого знания. В поведении Сеченова, во всей истории его жизни научное и нравственное составляли нераздельное целое. Очень хорошо писал об этом его младший друг, известный физик Н.А.Умов: «Искание точности в научных исследованиях и строгой логичности в мышлении об объектах этих исследований было той школой, из которой вытекала правда действий и слова, отличавших Ивана Михайловича в его отношениях к людям. В той же школе он черпал и основы для своего суждения об общих вопросах познания и понимания явлений жизни. И эти суждения облекались им в строго научную форму». НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810 - 1881) Николай Иванович родился в семье чиновника и изначально воспитывался дома позднее поступил в частную школу, а, достигнув четырнацатилетия сдал вступительный экзамен в Университет , в 17 лет Пирогов сдал выпускные экзамены в Университете и был отправлен для подготовки к профессорскому званию в Дерпт. В 23 года Пирогов защитил докторскую диссертацию, а затем выехал за границу для дальнейшего усовершенствования. В 26 лет он занял кафедру хирургии в Дерпте и быстро приобрел репутацию выдающегося хирурга, выпустил ряд работ. Самым популирным стало издание "Анналов хирургической клиники", в котором он описывал свои ошибки совешённые в процессе операции или леченияВ 1840-ом году Пирогов был назначен профессором Военно-Медицинской Академии в Петербурге в это время особенно развилась его научная и общественная деятельность. Когда вспыхнула русско-турецкая война, Пирогов выехал в Севастополь, но смог остаться там лишь шесть месяцев, через некоторое время он вернулся в Крым, где и оставался до конца войны. Когда он вернулся в питер то выпустил пару педагогичесих статей. Статьи эти, имели огромный успех в русском обществе, - их перепечатывали в разных изданиях. Пирогову предложили пост попечителя одесского учебного округа, но из-за слоного характера было множество конфликтов с аминстрацией. Пирогова перевели в Киев на ту же должность, но и здесь былии конфликты с местной администрации за его смелые и свободные выступления. В 1861-ом году Пирогов был освобожден от должности из-за поблем со здоровьем и уехал в свое имение, где жил до своей смерти. В мае 1881-го года вся Россия торжественно праздновала 50-летний юбилей научно-медицинской деятельности Пирогова, а уже в ноябре того же года он скончался. Пирогов не считал сам себя философом . До поступления в Университет Пирогов был всецело проникнут религиозным мировоззрением, но, с поступлением в Университет, он довольно быстро усвоил те взгляды, которыми была пропитана медицина того времени. Это был четкий и последовательный материализм, - и хотя Пирогов соприкасался с натурфилософскими учениями его времени, но они на него не действовали. Материализм симпотизировал ему простотой и ясностью картины мира: "я - один из тех, - писал Пирогов в Дневнике, - кто, едва сошев со студенческой скамьи, с жаром предавался эмпирическому направлению науки, несмотря на то, что вокруг все еще простирались дебри натуральной и гегелевской философии". Эмпириком, добросовестным исследователем фактов Пирогов остался на всю жизнь, но свою гносеологическую позицию он скоро расширил до формы "рационального эмпиризма". Гносеологические взгляды Пирогова всецело связаны с его учением о метафизике мышления, но разрыв с материализмом произошел у Пирогова все же на гносеологической почве.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg