Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности студенческих групп

happy_woman 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Цель исследования – рассмотреть психологические особенности студенческих групп. Задачи исследования: - изучить учебную деятельность студентов; - рассмотреть понятие студенческой группы как процесса; -провести экспериментальное исследование успешности студенческих групп; - разработать психологические приемы для развития сплоченности и успешности студенческих групп. Гипотеза исследования: предполагается: чем выше уровень сплоченности в группе, тем выше успеваемость в студенческой группе. Методы исследования: 1. Теоретические методы - анализ, обобщение научной литературы по изучаемой проблеме; 2. Эмпирические методы – психодиагностические: - данные по балльно-рейтинговой системе (успеваемость по базовым профильным предметам); - методика К. Сишора «уровень групповой сплоченности». База исследования: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, в эксперименте приняли участие студенты групп МИФ-МИБz-21, МИФ-МБz-21, студенты 2 курса факультета МИФ.
Введение

Актуальность исследования. В студенческой группе складываются сложные отношения,которые оказывают влияние не только на обучение,но и на взаимоотношения студентов между собой. Чтобы понять, как группа может влиять на человека, нужно глубоко проникнуть в сложную психологическую структуру группы. Тогда мы поймем,как происходит формирование общественного мнения группы,которое основано на сложившихся групповых ценностях,а они бывают очень разными- от уважения к работе и учебе до одобрения асоциальных форм поведения. Но именно через постепенное формирование групповых ценностей можно достигнуть взаимопонимания в группе. Профессиональное развитие будущего, его социальная значимость зависят, прежде всего, от способности проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, умения прогнозировать и планировать самостоятельные действия, а также от успехов в образовательной и профессиональной среде. Стратегическим направлением университетского образования является оптимизация системы управления образовательной программой образовательного учреждения на основе учета возможностей образовательной деятельности студентов и эффективного построения образовательного пространства, позволяющего раскрыть внутренние ресурсы. студента для достижения успеха в образовательной деятельности. Необходимо наблюдать переход к компетентностной модели российского образования, которая предполагает значительное увеличение объема самостоятельной познавательной деятельности студентов с учетом особенностей учебно-личностной деятельности.. Преобразование студента из предмета образовательного влияния в активный предмет образовательного процесса, который строит его профессиональную подготовку вместе с учителем (куратором), является необходимой предпосылкой для приобретения соответствующих навыков выпускника университета. Методологической основой исследования является системный подход к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);положения о единстве деятельности и личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), о личности как активном субъекте деятельности (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, В.И. Долгова).
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения функционирования студенческой группы 5 1.1 Учебная деятельность студента 5 1.2 Студенческая группа как процесс 9 Выводы по главе 1 14 Глава 2. Эмпирическое исследование сплоченности студенческой группы 15 2.1 Организация и результаты экспериментального исследования 15 2.2 Рекомендации по повышению уровня сплоченности студенческой группы 17 Заключение 23 Список литературы 25 Приложение 30
Список литературы

1. Адилова Л.Р. Ассорти [Электронный ресурс]: практическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений/ Адилова Л.Р., Халикова Р.А.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014.— 37 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49928.html.— ЭБС «IPRbooks» 2. Аксенова П. Ю. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности : монография / П. Ю. Аксенова, Г. И. Аксенова, Т. В. Кириллова, Р. М. Воронин ; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления (Академия ФСИН России). - Москва : Проспект, 2017 - 160 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2003. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: «Аспект Пресс», 2010. – 375 с. 5. Ароксон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Ароксон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. – СПб., 2010. – 560с. 6. Барсукова А. Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества [Электронный ресурс] / А. Д. Барсукова. – URL:www.litres.ru/a-d-barsukova/osobennosti-formirovaniyaprofessionalnogo- samosoz naniya-studenchestva Москва :МГСУ: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2009 - 167 с. 7. Белошицкий А. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. – 2006 – № 5 – С. 60–66 8. Бережковская Е. Л. Психология раннего студенческого возраста / Под ред. Е. Л. Бережковской. - Москва : Проспект, 2014 - 193 с. 9. Боровик О. Н. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического колледжа с разной специализацией: дис. ... канд. психол. наук:19.00.01 / О. Н. Боровик. МГОПУ им. А.Шолохова – М., 2002.– 194 с. 10. Бродская С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. Пособие / С. Л. Бродская. - М.: Кнорус, 2018 – 256 с 11. Бугаева Т. П. Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса: монография / Т. П. Бугаева, Н. В. Гафурова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск : СФУ, 2010 - 155 с. 12. Виноградова С.Н. Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп //Психологический журнал. Самара, 2010, № 2. 13. Волков, Б. С. Психология подростка [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с. 14. Донцов, А.И. Личность в группе: проблема сплочённости / Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М,: ЮРАЙТ-ПРЕСС, 2009. – 473 с. 15. Дроздова Н.В. Социальная психология. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2012. -120 с. 16. Дубровина, И. В. Практическая психология образования. Учеб. пособие. 4-е изд. Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. Питер, 2004. – 592 с. 17. Зеер Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико- ориентир. монография / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос.Гос.проф.-пед.университета, 2015 – 128 с. 18. Иванова В. М. Образовательная поддержка самоактуализации студентов университета в учебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. М. Иванова. Оренбургский госуд. ун-т – Оренбург, 2008 – 191 с. 19. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности : Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2014 – 432 с 20. Истратова, O.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 443с. 21. Караванова, Л. Ж. Психология. Учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / Л. Ж. Караванова. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 264 с. 22. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с. 23. Киселевская Н. А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза: монография / Н. А. Киселевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. проф. Образования "Восточно- Сибирская гос. акад. образования". - Иркутск : ВСГАО, 2013 - 124 с. 24. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998. 25. Косаревская Т.Е., Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентовпервокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с. 26. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие. / И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов. – Ростов н/Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 2013. – 112с. 27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект пресс, 2001. - 318 с. 28. Кричевский, Р.Л., Социальная психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: «Аспект Пресс», 2012. – 318 с. 29. Лопатин Е. А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе: дис. ... кан. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Лопатин. Рязанский госуд. Ун-т им. С.А.Есенина– Рязань, 2009 – 222 с. 30. Луценко О. А. Педагогические условия становления позиции ненасилия у студентов педагогического вуза : диссертация...кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О. А. Луценко. - Хабаровск, 2005 - 232 с. 31. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - Челябинск, 1988. - 261 с. 32. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Психологический журнал., 2010. 33. Макартычева Г.И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г. Макартычева.- Санкт-Петербург : Речь, 2007.- 192 с. 34. Орлова М.Ю. Структурный анализ малых групп. - Владивосток, 1998. - 27 с. 35. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2012. -512 с. 36. Першина, Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Першина Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60021.html.— ЭБС «IPRbooks» 37. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978 - 176 с. 38. Петровский, А.В., Шпанский В.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпанский – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 296 с. 39. Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях: в 2 т. - М.: Речь, 2007. - Т 2- 488 с. 40. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. -365 с. 41. Психология и педагогика: учеб. / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В.Е Столяренко. - 4-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 637 с. 42. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / В. Н. Колюцкий, И. Ю. Кулагина. – М. : Академ. Проект, 2014. – 432 с. 43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 480 с. 54 44. Рязанова, Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003. – 138с. 45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2005. - 460 с. 46. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе/ С. Д. Смирнов// Психология обучения и экология образовательной среды: тезисы междисципл. науч.–практич. конференции,– М. : Современный гуманитарный университет, 2013 – 358 с. 47. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина, А. М. Лафуткин, А. В. Чечкова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 616 с. 48. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -490 с. 49. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 50. Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. А. Фиофанова. - М.: Издательство «Флинта», 2012. - 120 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения функционирования студенческой группы 1.1 Учебная деятельность студента Современная система высшего образования включает в себя много задач,но самой важной задачей является подготовка квалифицированных специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки и полного личностного развития, которые борются за неисчерпаемое и полное развитие,способные учиться всю жизнь, постоянно расширяя уже накопленный фундаментальный спектр их знаний. Современные студенты в учебном процессе ВУЗа- это молодые люди, представляющие важнейший интеллектуальный потенциал современного общества, они формируют социальную группу - студенчество [12, с. 81]. Важнейшим компонентом учебной деятельности является также действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте. Благодаря этому действию студент определяет, правильно ли им решена поставленная учебная задача, действительно ли он овладел необходимым способом действия настолько, чтобы в дальнейшем применять его при решении многих частных теоретических задач [25, с. 67]. Конечная цель учебной деятельности – задача, направленная на собственное изменение. Итак, можно сказать, что учебная деятельность играет, как указывал еще Л.С.Выготский и как об этом свидетельствуют многочисленные психологические исследования, проводившееся после него, ведущую роль в психологическом развитии ребенка школьного возраста. В процессе учебной деятельности формируются также специфические для данного возраста психические новообразования, как понятийное мышление, произвольное внимание, логическая память, складывается мировоззрение и система нравственных установок личности. Учебная деятельность ориентирована на усвоение теоретических знаний и способов учебно-познавательной деятельности. Учебную деятельность раскрывают следующие компоненты: ? целеполагание, ? саморегуляция, ? самооценка, ? планирование, ? принятие решения, ? контроль, ? самоконтроль, ? коррекция, ? мотивация, ? успеваемость [18, с. 41]. В целом, учебная деятельность реализуется за счет взаимопроверки или с помощью рефлексии [6, с. 38]. Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика [15, С.98]. По уровню достижения цели учебная деятельность делится на два звена: учение и обучение. Завершенность учебной деятельности определяется данными дидактической диагностирующей деятельности. Учебная деятельность является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Человек не вечен, ему отведено определённое время жизни. Накапливаемый информационный опыт хранится у человека в памяти, естественно, после его смерти также знания теряются вместе с ними. Новые поколения не имеют достаточного опыта и знаний. Это является главной причиной естественной потребности передачи существующих в обществе знаний последующим поколениям. Этими образовательными процессами управляет человек, который занимается учебной деятельностью. Преподавателей условно можно поделить: по тематике научных знаний, способу обучения, квалификационному уровню, стилю изложения информации и так далее. Учебная деятельность даёт возможность получать специалистов, имеющие базовые теоретические знания в своей специализации. Охват учебной деятельности зависит от развития самой науки. То есть, наука в процессе накопления знаний постоянно расширяется и разветвляется. Каждое научное открытие порождает новые вопросы и пути изучения. Новое ответвление спустя время (если изучение развивается) снова подвергается разделению. В итоге, с расширением науки, учебная деятельность то же нуждается в своём развитии. Получаемый информационный опыт должен подтверждаться, оптимизироваться, обобщаться, обретать правильную форму последующего его изложения, после чего преподноситься человеку для усваивания. Но и тут имеются свои проблемы. Со стремительным увеличением научной информации возникает нехватка времени и ресурсов на её естественную переработку. А это также влияет на актуальность её подачи [1, С.45]. Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития (Выготский Л.С., 1996). Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности (Рубинштейн С.Л. 1999; аннотация; Леонтьев А.Н., 2001; аннотация) в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. В современных условиях необходимо студента научить учиться, дать им базовые знания о процессуальной стороне обучения, сформировать такие навык, которые помогут им в будущем находить, обобщать и анализировать, критически осознавать новую информацию, самостоятельно решать проблемы и задачи профессиональной и личной жизни [5, с. 26]. При реализации учебной деятельности происходит процесс, благодаря которому студентом-субъектом профессиональной деятельности, совершенствуются и, приобретаются умения, знания и навыки, развиваются способности и задатки [23, с. 175]. Эффективная учебная деятельность способна помочь студенту в удовлетворении потребностей интеллектуального роста и персонального развития. Стоит отметить, что образовательный процесс, являясь двусторонним педагогическим процессом, подразумевает участие как студента, так и преподавателя. Функция преподавателя раскрывается в изложении учебного материала донесении до студента необходимого объема материала, в контроле знаний по усвоению информации, но самым важным является то, что преподаватель управляет процессом обучения и направляет в правильное русло [24, с. 37]. 1.2 Студенческая группа как процесс Студенческая группа - общность автономная и самодостаточная. Она способна сама решать свои внутренние проблемы, а ее активность связана с социальной жизнью института (факультета), университета, решением социальных вопросов (как пример, студенческие строительные отряды, участие в работе органов студенческого самоуправления и т. п. ). В социальной педагогике студенческая группа рассматривается с точки зрения единства трех позиций: как учебный коллектив вуза, где происходит обучение и профессиональное становление будущих специалистов; как организация, осуществляющая целенаправленную воспитательную работу с учащимися; как один из видов социальной группы, существующий по законам молодежной субкультуры. А.С. Макаренко был сформулирован закон жизни коллектива, где форма его жизни - это движение, а остановка - его смерть; он также выделил основные принципы развития коллектива и разработал технологию его поэтапного формирования [9, с. 302]. В концепции Л.И. Уманского динамическая природа группового взаимодействия проявляется в последовательном развитии - от группы-конгломерата до высшей точки развития - коллектива. Каждая стадия характеризуется качественным изменением таких параметров как направленность, организованность, подготовленность и коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность [1, с. 57]. По мнению А.В. Петровского, развитие группы происходит по двум векторам: 1) степени опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности; 2) общественной значимости этой деятельности [1, с. 58]. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по этим направлениям. Указанные векторы образуют пространство, которое позволяет расположить в нем и типологизировать объединения людей от диффузной группы до высокоорганизованных групп - коллективов. Студенческая группа как социальный феномен включает в себя ряд параметров, обеспечивающих ее развитие, сохранение и функционирование. К числу основных параметров развития группы относят групповую сплоченность, которая определяется как «характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе» [2, с. 338]. А. и Б. Лотт рассматривали сплоченность как межличностную аттракцию (привлекательность), «как групповое свойство, являющееся производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы» [3, с. 146]. Студенческая группа, имея конкретный характер групповой деятельности, который определяется ее организацией, непосредственно использует различные формы организации совместной деятельности, которые требуют от студентов постоянного взаимодействия, четкого распределения отдельных операций, согласованности и высокого уровня координации работы. Все это приводит к возрастанию значимости социально-психологического обеспечения групповой деятельности студентов. Включая это, совместная групповая деятельность людей в современных условиях характеризуется следующими обязательными компонентами [7]: - чётким распределением выполняемых функций между участниками совместной деятельности; - совмещением распределённых функций в пространстве и времени, то есть одновременным их выполнением различными участниками; - согласованием распределённых и совмещённых функций, то есть строгой последовательностью их выполнения по определённой программе, учитывающей деятельность каждого участника. Групповая деятельность отличается от индивидуальной не только наличием взаимодействия между людьми в процессе осуществления деятельности, но и характером включения взаимодействия в структуре самой деятельности.[12]. В студенческой группе наряду с групповой деятельностью присутствует индивидуальная, она оказывает большое влияние на формирование и развитие межличностных отношений, которые, в свою очередь, проецируются на учебный процесс в максимизации его результата. В индивидуальной деятельности взаимодействие и общение между людьми также может присутствовать, однако это принципиально не меняет структуру индивидуальной деятельности. Взаимодействие в данном случае как бы присутствует параллельно с деятельностью в форме общения специалистов по поводу деятельности или по каким-то другим причинам. Студентов в академической группе объединяет: - общая цель и задачи профессиональной подготовки; v совместная учебно-профессиональная деятельность; - связи делового и личностного характера (активное участие каждого студента в жизни группы - хорошая школа достояние должного опыта жить и работать в любом производственном коллективе); - однородность состава группы по возрасту (поздняя юность или ранняя взрослость); - высокая осведомленность друг о друге (и об успехах, и о личной жизни); - активное взаимодействие в процессе коммуникации; - высокий уровень студенческого самоуправления; - ограниченный сроком обучения в вузах время существования группы. Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития, представляется как процесс все большего сплочения этой группы, но не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности [6, с.157]. Сплоченность – это склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопросам как правила поведения или культурные предпочтения. Исследователями доказано, что сплоченность группы приводит к увеличению её эффективности и влиятельности, а следовательно и к благополучию её членов [3, с.78]. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, а что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней [3, с.161]. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений. Специфической чертой студенческой группы является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем. Между студентами устанавливаются, во-первых, функциональные связи, которые определяются распределением функций между студентами как членами группы, во-вторых, эмоциональные связи, или межличностные коммуникации, которые возникают на основе симпатий, общих интересов. В этой связи в студенческой группе может быть такая структура: 1. Официальная подструктура, которая характеризуется целевым назначением группы - профессиональная подготовка, содействие становлению личности будущего специалиста. Она основывается на авторитетности официального руководителя - старосты, назначаемый дирекцией (деканатом), а также других руководителей, осуществляющих ролевое управление группой, организуют деловые отношения между членами группы (профорг, культорг, редактор и др.). - Это деловая сфера взаимоотношений. 2. Неофициальная подструктура возникает тогда, когда происходит разделение группы на микрогруппы, которые возникают на основе одинаковых интересов, проявления эмпатии, симпатии друг к другу - это эмоциональная сфера взаимоотношений. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат. Выводы по главе 1 Современные студенты в процессе обучения ВУЗа - это молодые люди, обладающие возможностями интеллектуального развития, представляют важнейший умственный потенциал современного общества, образую социальную группу – студенчество. Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития, представляется как процесс все большего сплочения этой группы, но не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. Сплоченность – это склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопросам как правила поведения или культурные предпочтения. Исследователями доказано, что сплоченность группы приводит к увеличению её эффективности и влиятельности, а следовательно и к благополучию её членов. Сплочённость характеризует системы внутригрупповых связей, показывает степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом. Глава 2. Эмпирическое исследование сплоченности студенческой группы 2.1 Организация и результаты экспериментального исследования Целью эмпирического исследования является изучение формирования групповой сплоченности в коллективе студентов. Для проведения исследования использовалась методика определения индекса групповой сплоченности К. Сишора (методика представлена в Приложении), результаты которой позволили составить представление об уровне сформированности групповой сплоченности в коллективе участников исследования, для проверки гипотезы исследования были рассмотрены данные по балльно-рейтинговой системе (успеваемость по базовым профильным предметам). Гипотеза исследования: предполагается: чем выше уровень сплоченности в группе, тем выше успеваемость в студенческой группе. В эксперименте приняли участие студенты групп МИФ-МИБz-21 и МИФ-МБZ-21, студенты 2 курса факультета МИФ. Изучив успеваемость студентов по профильным предметам, было выявлено, что у группы МИФ-МИБz-21 средний балл 3,8, у группы МИФ-МБz-21 средний балл по профильным предметам 4,5, группа МИФ-МБz-21 отличается высокой успеваемостью, в группе 8 человек, в группе МИФ- МИБz-21 обучается 13 студентов. Проведем эмпирическое исследование с использованием методики К.Сишора на определение уровня групповой сплоченности. Испытание проводилось анонимно, каждому участнику был присвоен номер. Исследуем группу МИФ-МИБz-21. Таблица 2.1. Результаты исследования по методике К.Сишора на определение уровня групповой сплоченности, группа МИФ-МИБz-21 № испытуемого Баллы Уровень групповой сплоченности 1 16 высокий 2 17 высокий 3 14 выше среднего 4 12 выше среднего 5 15 высокий 6 13 выше среднего 7 7 средний 8 11 средний 9 6 средний 10 4 низкий 11 7 средний 12 9 средний 13 12 выше среднего Таким образом, средний балл уровня групповой сплоченности группы МИФ-МИБz-21 составил 11. Таблица 2.2. Результаты исследования по методике К.Сишора на определение уровня групповой сплоченности, группа МИФ-МБz-21 № испытуемого Баллы Уровень групповой сплоченности 1 16 высокий 2 17 высокий 3 14 выше среднего 4 12 выше среднего 5 15 высокий 6 13 выше среднего 7 17 высокий 8 11 средний Средний балл уровня групповой сплоченности группы МИФ-МБz-21 составил 14,4. Таким образом,после проведения экспериментального исследование на сплоченность группы, было выявлено, что у группы МИФ-МБz-21 уровень сплоченности выше, чем, у группы МИФ-МИБz-21, средний балл успеваемости по профильным предметам у группы МИФ-МИБz-21 ниже, чем у МИФ-МБz-21. Следовательно,можно сделать вывод,что уровень сплоченности студенческой группы влияет на успеваемость, так как от сплоченности группы зависит ее успеваемость,количество отчисляемых студентов и т.п. Сплоченность группы улучшает социально-психологический климат и удовлетворенность студентов своей жизнью в группе. Групповая поддержка,которая свойственна сплоченной группе, раскрепощает личность, повышает самооценку,свободу самовыражения и творчество. 2.2 Рекомендации по повышению уровня сплоченности студенческой группы В качестве рекомендаций по повышению уровня сплоченности студенческой группы, куратору группы рекомендуется почаще организовывать совместные мероприятия, например, походы в кино, театр, благоприятно влияет подготовка и участие во внутривузовских мероприятиях, также благоприятно влияют на сплоченность группы различные неформальные мероприятия, четкое разделение функций и обязанностей между членами коллектива, хорошая организация учебного места, численность и наличие общей цели. Как выяснилось в исследовании, сплоченность коллектива и внутригрупповые взаимоотношения влияют на академическую успеваемость студентов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что для повышения успеваемости студентов преподавателям следует больше внимания уделять созданию благоприятного — а значит и продуктивного — психологического климата в учебных группах. Куратору студенческих групп, можно также применять тренинговые занятия для повышения уровня сплоченности коллектива, например, можно использовать следующие игровой тренинг: Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: 1. формирование благоприятного психологического климата в группе; 2. развитие умения работать в команде; 3. сплочение группы. 1. Упражнение «Смысл моего имени» Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Время: 5 минут. Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки. Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения. 2. Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Психология, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Психология, 53 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg