Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекционно-педагогические технологии оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

stasya88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось определение эффективности предложенного комплекса заданий по коррекции темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.
Введение

Ритм – это весьма сложное многофункциональное явление природы, человечества и общества. Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Речевой ритм – одно из проявлений фундаментальной закономерности природы, ее ритмичности. Он служит основной эстетической организации стихотворного и прозаического художественного текста. Наиболее ярко речевой ритм выражен в стихотворных текстах, наименее – в спонтанной диалогической речи [1, c.216]. Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело. У детей с речевой патологией отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий. Известно также, что дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее оптимальным для развития чувства ритма. В этот период у детей более быстро, чем в любое другое время, вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. В формировании речевого ритма участвуют различные языковые средства: звуковые, интонационные, синтаксические, лексико-семантические. Особенности речевого ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее. В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами [2, c.19]. Ритм речи является, таким образом, результатом закономерного повторения каких-либо однородных элементов речи, характер которых определяется составом данного языка. Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом, единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. В процессе жизнедеятельности человека ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития детей. Люди с хорошо развитым чувством ритма более восприимчивы к процессам, связанным с восприятием речи. Профессор Нина Краус и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. [6, c.122]. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь. Ритм регулирует не только движение, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым, в первую очередь, относится словесное ударение. Именно через ритм происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности, что отражается в художественно оформленных музыкально - ритмических упражнениях. Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. Состояние двигательных функций оказывает непосредственное влияние на формирование речи. У ребенка сначала развивается устная речь, которая невозможна без четкой координированной и сложной программы сокращения мышц артикуляторного аппарата. Одновременно с началом становления общих моторных функций начинается функционирование речедвигательного анализатора. Наряду с моторной ритмизацией ребенок начинает усваивать просодику родного языка через ритмы родной речи. Известно, что пение в одном ритме стимулирует двигательную активность ребенка. Давно доказанный факт свидетельствует о том, что, даже находясь в утробе матери ритмичные сокращения её сердца, успокаивают и убаюкивают ребёнка. Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не с рождения — сразу начинают производить осознанные движения. С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной форме: ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите. Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. В.М.Бехтерев выделял такие цели ритмического воспитания, как выявление ритмических рефлексов и зрительные установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, умение приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, как слуховые, так урегулирование неправильных и лишних движений [6, c.95]. У учащихся, которые отстают в речевом развитии, наблюдается недостаточная сформированность чувства ритма, вследствие чего отмечается нарушения слоговой структуры слова и ритмически не организованная речь. В связи с этим, проблема развития ритмических основ у данной категории младших школьников является актуальной. В связи с этим, овладение темпо-ритмической стороной речи детьми с лёгкой умственной отсталостью оказывает благотворное влияние на формирование речи, что составляет актуальность данного исследования. Объект исследования – процесс развития темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью. Предмет исследования – коррекция темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе логопедической работы. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что если у детей с легкой умственной отсталостью применять комплекс заданий, разработанный специалистами с включением собственных наработок, возможна коррекция темпо-ритмической стороны речи. Цель исследования - определить эффективность предложенного комплекса заданий по коррекции темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью. Задачи исследования: 1. Изучить теоретический материал по теме исследования; 2. Выявить теоретические предпосылки исследования проблемы коррекции темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью на логопедических занятиях; 3. Подобрать методы экспериментального обследования темпо-ритмической стороны речи младших школьников с лёгкой умственной отсталостью; 4. Провести обследование темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью; 5. Провести формирующий эксперимент 6. Провести контрольный эксперимент. Для подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования; эмпирические – анализ документации, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); статистические – количественный и качественный анализ экспериментального материала. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы известных отечественных психологов и педагогов: Л.А. Венгера, Т.Г.Визель, О.П. Гаврилушкиной, М.М. Кольцовой, Л.С. Медниковой, К.В.Тарасовой, Л.М. Фоминой и др. Организация и основные этапы исследования. Данное исследование проводилось на базе ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 г. Владимира» в период с октября 2019 года по апрель 2020 года. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап – подготовительно-аналитический посвящен изучению и анализу литературы, разработанности проблемы в научном и практическом плане; формулировке проблемы исследования; определению цели, объекта, предмета, гипотезы, исследовательских задач и методов. На втором этапе – поисково - практическом подобрана и апробирована методика по изучению коррекции темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью. На третьем этапе проводилось экспериментальное обучение, анализировались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа. Практическая значимость: ? Подобраны задания, направленные на коррекцию темпо-ритмической стороны речи; Материалы исследования могут быть использованы в процессе диагностического изучения детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью, в практической деятельности учителей - логопедов школ для детей с умственной отсталостью и общеобразовательных учреждений. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………7 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………13 1.1. Сущность понятия «темпо-ритмическая сторона речи». Ритмическая организация устной речи………………………………………………………………………13 1.2. Развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе…………………………………………………………..…….18 1.3. Особенности коррекции темпо-ритмической стороны речи младших школьников с лёгкой умственной отсталостью……………………………...………………………………..28 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………35 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………….35 2.2. Анализ результатов………………………………………………………..45 ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………………………………………………...56 3.1. Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента………………56 3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………….64 Заключение……………………………………………………………………….68 Список литературы………………………………………………………………70
Список литературы

1. Александрова, Н.Г. Ритмическое воспитание [Текст] / Н.Г. Александрова. – М.: Просвещение, 1968. – 216 – 262 с. 2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика – Синтез, 1999. – 222 с. 3. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. - 304 с. 4. Бабина, Г.В., Сафонкина, Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с. 5. Бадяева, Н.В., Десюкова, Н.В. Мониторинг коррекционно – логопедической работы [Текст] / Н.В. Бадяева, Н.В. Десюкова - Ж. –Логопед.- №5 – 2005. 62 – 65 с. 6. Бехтерев, В.М. Мозг : структура, функция, патология, психика [Текст] / В.М. Бехтерев // Избр. тр. : в 2-х т. – М. : Поматур, 1994. – Т. 1. – 750 с. 7. Богданов-Березовский, М.В. Неговорящие и плохоговорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. Изд. 2-е [Текст] / М.В. Богданов-Березовский. – СПб.: Издательский дом, 2006. – 296 с. 8. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением [Текст] / О.С. Боромыкова - СПб.: Издательский дом, 1999. – 82 с. 9. Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] / К. Бюхер. – М. : Изд. О.П. Поповой, 1899. – 112 с. 10. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорного воспитания в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер – М.: Просвещение, 1968. – 370 с. 11. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель - М.:"АСТ", 2009. - 384 c. 12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка: Книга для логопеда [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1997. – 160 с. 13. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с. 14. Волкова, Л.С. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью [Текст] / Л.С. Волкова. Изд. 2-е, доп. – СПб: Образование, 2008. – 122 с. 15. Волкова, Л.С., Лалаева, Р.И., Мастюкова, Е.М. Логопедическая ритмика [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова - М.: Просвещение, 2002.- 528 с. 16. Выготский, Л.С., Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский // Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1991. - 554 с. 17. Гаврилушкина, О.П. Об организации воспитания детей с нарушениями интеллекта с недостатками интеллектуального развития [Текст] / О.П. Гаврилушкина – М.:Дошкольное воспитание, 1998. – 25 с. 18. Гавришева, Л.Б., Нищева, Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009. – 25 с. 19. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Под ред. А.Н. Гвоздева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2014. – 472 с. 20. Губанова, Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» [Текст] / Под ред. Н.Ф. Губанова. - М: Мозаика-синтез, 2015. – 128 с. 21. Елисеева М. Н. Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/ (дата обращения: 09.03.2018). 22. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников: Кн.для логопеда [Текст] / Под ред. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2011.- 239 с. 23. Зимина, А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет [Текст] / А.Н. Зимина - М.: Детство, 2011. - 508 с. 24. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А «Этот удивительный ритм» [Текст] / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева - Санкт-Петербург: Издательский дом, 2005. – 48 с. 25. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. 26. Кленов, А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия [Текст] / А.С. Кленов – М.: Просвещение, 1999. – 864 с. 27. Колодницкий, Г.А.,Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов [Текст] / Г.А. Колодницкий - М., Просвещение, 2000. – 50 с. 28. Кольцова, М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка [Текст] / М.М.Кольцова – Л.:Медгиз, 1958. – 143 с. 29. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Общее недоразвитие речи: характеристика общего недоразвития речи у детей. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Левиной Р.Е. - М., Просвещение, 1968. – 227 с. 30. Лобова, А.Ф. (Яфальян) Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности [Текст] / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – 168 с. 31. Лопухина, И.С. Логопедия - речь, ритм, движение [Текст] / И.С. Лопухина - СПб.: Издательский дом, 1997. - 229с. 32. Лялина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособ. для студ. пед. вузов [Текст] / Г.М.Лялина – М.: Академия, 2015.–133 с. 33. Медникова Л.С. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: Спец. 19.00.10 /. Медникова Людмила Сергеевна; [Московский педагогический гос. ун-т им. В.И. Ленина, Каф. дошкольной дефектологии]. - М.: 1996. – 20 с. 34. Медникова, Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии [Текст] / Л.С. Медникова. – М.: 1985. – 14-16 с. 35. Нищева, И.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В.Нищева - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2003. - 528с. 36. Петрова, Т.И., Петрова, Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова - М.: Школьная Пресса, 2014.- 128 с. 37. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова - М.: Владос 2003. - 144 с. 38. Сафонкина Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.03 / Сафонкина Наталья Юрьевна; [Московский педагогический гос. ун-т, Каф. дефектологии]. - М.: 2003. - 18с. 39. Селиверстов, В.И. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики [Текст] / В.И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих // Хрестоматия по логопедии в 2 т.Т. II. Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: "ВЛАДОС", 1997. – 554 – 576 с. 40. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова / учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. — Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-72.shtml (дата обращения: 13.02.2018) 41. Тарасова, К.В. Воспроизведение звукового ритма дошкольного возраста [Текст] / К.В. Тарасова //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1970. – 5- 11 с. 42. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : Ин-т практич. психологии; Воронеж : НПО МОДЭК, 1998. - 544 с. 43. Ушакова О.С. Придумай слово [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009. – 105 с. 44. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf (дата обращения: 08.09.2017) Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М.:"ГНОМ-ПРЕСС",1999. - 80 с. 45. Фуреева, Е.П. Логопедическая работа в системе коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР [Текст] / Е.П. Фуреева – Ж. – Логопед. - №5 – 2005. - 83 – 85 с. 46. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 2009 – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1acdh69vTFrzLbpX6AGyu66ObpErml3DQD qzUjS6M2ro/edit (дата обращения: 13.02.2017). 47. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. - М.: Академия. 2003. - 342 с. 48. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с. 49. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова - М.: АРКТИ 1999. – 125 с. 50. Яфальян, А.Ф. Ритмическое самовыражение детей : метод.пос. [Текст] / А.Ф. Яфальян, О.Е. Дрень. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2007. – 105 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1 Сущность понятия «темпо-ритмическая сторона речи». Ритмическая организация устной речи Ритм (от греч. Rhythmos - мерное течение). Временная структура любых воспринимаемых процессов, которая образуется при помощи акцентов, пауз, членения на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. [9, c.100] Ритм речи — это акцентуация и членение, которое мы слышим и произносим, не всегда совпадающее со смысловым членением, которое выражается графическими знаками препинания и пробелами между словами. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического). Идеал ритма выражается в повторяющихся колебаниях маятника или ударах метронома. Обычно человеческая речь имеет признание ритмичности лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных, долгих и кратких). Ритмичными называют движения, вызываемые при восприятии своего рода резонанс, для этого существуют условия, с одной стороны, движение не должно быть хаотичным, должно иметь определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, повторение не может быть механическим. Процессы, происходящие в природе и в организме человека, происходят в определенном ритме. Учёный Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, а также всеми клетками организма [42, c.150].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 68 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg