Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных учебных универсальных действий на уроках математики в начальной школе в процессе групповой работы

stasya88 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.12.2020
В современном образовательном процессе много внимания уделяется формированию универсальных учебных действий учащихся начальных классов. Особую важность представляет собой необходимость формирования коммуникативных действий, так как педагоги отмечают неумение учеников наладить конструктивное деловое и межличностное взаимодействие, что снижает эффективность обучения и тормозит личностное развитие ребенка.
Введение

Актуальность исследования состоит в условиях смены образовательной парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство произошла перестройка целевых установок при определении образовательных результатов. Целями образования в настоящее время является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы УУД. Теория формирования УУД, разработчиками которой являются А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и др., определяет универсальные учебные действия как комплекс обобщенных действий ученика и связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности коммуникативных умений и компетентностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. Стандарт указывает на то, что в процессе общения школьникам необходимо научиться «выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [40, с. 10]. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [18]. В современных условиях усиливается противоречие между социальным заказом общеобразовательной школы на формирование личности, готовой и способной к взаимодействию с другими людьми и работе с информацией и неэффективным выполнением этого заказа школой. В настоящем исследовании сделана попытка разрешить указанное противоречие путем формирования у учащихся начальной школы коммуникативных универсальных учебных действий в процессе организации групповой работы на уроках. Цель исследования – теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования групповой работы на уроках математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Объект исследования – процесс обучения младших школьников математике. Предмет исследования – формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках математики в процессе групповой работы. Гипотеза исследования: предполагаем, что при регулярном использовании групповой работы на уроках математики формирование коммуникативных УУД младших школьников будет происходить быстрее и эффективнее, чем при стандартной организации процесса обучения. Поставленная цель и сформулированная гипотеза предполагают реализацию ряда задач: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Разработать комплекс заданий для организации групповой работы на уроках математики в начальной школе. 3. Провести опытно-экспериментальную работу и анализ ее результатов. 4. Определить эффективность использования групповой работы на уроках математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Методологической основой исследования являются: - личностно-ориентированный и деятельностный подходы, признающие деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности; - диалогический подход, предполагающий, что активность личности, ее потребность в самосовершенствовании развиваются в условиях взаимоотношений, построенных по принципу диалога; - системный подход, позволяющий целостно видеть процесс обучения учащихся. Теоретической основой исследования стали: - современные социологические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие сущность социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Л.Н. Боголюбов, Н.В. Веселкова, И.А. Зимняя); - теоретические исследования в области организационных форм обучения (В.К.Дьяченко, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.М.Чередов); - исследования, посвященные развитию личности в процессе групповой учебной работы (Г. Цукерман, С. Танцоров); - теория формирования и развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и др.). Для решения поставленных задач в процессе исследования нами применялся комплекс теоретических и практических методов: анализ литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, графическая обработка результатов исследования. Теоретическая значимость работы: - проанализирован, систематизирован и конкретизирован потенциал групповой учебной работы на уроках математики в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; - обоснованы педагогические условия и методические принципы организации групповой учебной работы как с точки зрения повышения эффективности процесса обучения, так и в аспекте развития коммуникативных УУД младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий для организации групповой работы на уроках математики, способствующей развитию коммуникативных УУД учащихся младшего школьного возраста.
Содержание

Введение........................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе в процессе групповой работы .................................................................................. 7 1.1 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема ............................................................ 7 1.2. Средства и формы развития коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников………………………………………………...17 1.3. Сущность групповой работы в начальной школе……………………...23 Выводы по первой главе .................................................................................32 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе в процессе групповой работы……………………………………………………..33 2.1 Комплекс заданий по математике для групповой работы младших школьников………………………………………………………………………33 2.2 Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов………….45 Выводы по второй главе .................................................................................61 Заключение ......................................................................................................63 Список используемой литературы ................................................................65 Приложение .................................................................................................... 70
Список литературы

1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2. – С. 32- 38 2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. – СПб.: Реноме, 2012. С. 140–142. 3. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. [Текст] / О.М. Арефьева // Начальная школа. – 2012, № 2. – С. 74 – 78. 4. Барахоева И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта / И.Б. Барахоева // Журнал Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8 (часть 2) – С. 433-437 5. Башкатова Ю.Б. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности / Ю.Б. Башкатова. – Дисс. ...канд. психол. наук. – Ярославль, 2014. – 193 с. 6. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко // Начальная школа плюс и До и После. – 2008. – № 4. 7. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. [Текст] / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева. – Самара: Издательство учебная литература, 2011. – 224 c. 8. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. – М.: УЦ «Перспектива», 2011, – 208 с. – С. 102-106. 66 9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии / П.Я. Гальперин – М.: Наука, 1966. – С. 215-256. 10.Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: pedakademy.ru/konferenciya/29.doc (дата обращения 30.09.2016). 11.Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. – М.: Учпедгиз, 1960. – 300 с. 12.Еремеева О.А. Организация групповой работы в начальной школе // О.А. Еремеева. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/ 02/25/organizatsiya-gruppovoy-raboty-v (дата обращения: 30.09.2016). 13.Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В.С. Жиркова // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 88-91. 14.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В, Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. 15.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности. [Текст] / К.П. Зайцева // Начальная школа. – 2011, № 4. – С. 78 – 83. 16.Захарова И.Н. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Портал: Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок». – 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/412407/ (дата обращения 30.09.2016). 17.Игумнова Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление / Е.А. Игумнова // Биология в школе. – 2011. – № 3. – С. 33–39. 67 18.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. 19.Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации / Е.В. Карпова, О.Н. Кулешова. - Ярославль, 2004. – 126 с. 20.Кладова С.Н. Система типовых заданий для формирования личностных и метапредметных результатов обучения на уроках математики в начальной школе // С.Н. Кладова. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: slioosh.edusite.ru/DswMedia/kladovasn.docx (дата обращения 30.09.2016). 21.Климанова Н.С. Коммуникативные универсальные учебные действия / Н.С. Климанова // Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru/...mo/.../kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya (дата обращения 10.10.2016). 22.Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения). 23.Кошелева Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на современном этапе // Н.В. Кошелева. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: wiki.tgl.net.ru/ images/6/64/Koscheleva.doc (дата обращения 11.10.2016). 24.Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. 25.Кудряшова Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. № 3. 26.Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика / И.Н. Кузнецов. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 320 с. 68 27.Кузнецова И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11. 28.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Просвещение,1985. – 119 с. 29.Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики // М.В. Менкес. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/627441/ (дата обращения 12.10.2016). 30.Новикова М.В. Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения // М.В. Новикова. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru/.../matematika/.../obobshchenie-opyta-po-temerazvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения 14.10.2016). 31.Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов // Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993. – 61 с. 32.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006. 33.Разработка модели программы развития универсальных учебных действий. - 2016. [Электронный ресурс]. URL: www.standart.edu.ru/ attachment.aspx?id=126 (дата обращения 16.10.2016). 34.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2007. – 208 с. 35.Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. – 2008. – № 4. – С. 19-23. 36.Семёнова М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности / М.А. Семенова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и 69 психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. 37.Танцоров С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997. – 39 с. 38.Ткаченко Р.А. Обучение распределению ролей в группе (на примере решения задач на уроках математики). Экспериментальная разработка // Р.А. Ткаченко. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578 (дата обращения 16.10.2016). 39.Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // С.А. Тюрикова // Интернетжурнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления, Выпуск 3, май – июнь 2014. – 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения 17.10.2016). 40.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 41.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 42.Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения). 43.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. – Москва-Рига, 2000. – 115 с. 44.Черепанова Л.В. Методическая готовность учителя к оценке квалификаций в условиях компетентностной парадигмы современного образования / Л.В. Черепанова // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». – 2011. – № 6 (41). – С. 50–58.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. 1.1 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема. Современное общество характеризуется обширным информационным полем. Своевременное получение и качественный анализ информации позволяет людям планировать и организовывать эффективные действия еще до того, как будут получены материальные последствия, связанные с обновлением информации. Кроме того, высокий темп развития научного познания и информационных технологий заставляет предположить, что в ближайшем будущем общество превратится из индустриального в большей степени в информационное. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом в этом обществе, необходимо развитие у подрастающего поколения тех базовых умений, которые позволили бы им получать, воспринимать, посылать и анализировать новую информацию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 144 страницы
3600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg