Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Управление социальными системами: понятие, механизмы, инструменты

happy_woman 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.11.2020
Цель курсовой работы выявить управленческую технологию по управлению социальными системами и разработать рекомендации руководителю по ее применению. Достижение цели работы предполагает решение ряда задач: - изучить историю управленческой социальной мысли; - проанализировать сущность и подходы к управлению социальными система-ми; - изучить классификацию видов управления социальными системами; - выявить управленческую технологию по управлению социальными системами и разработать рекомендации руководителю по ее применению. Объект исследования выступает теория управления. Предметом изучения является управление социальными системами: понятие, механизмы, инструменты. Для написания курсовой работы были изучены, проанализированы труды таких авторов как Бурганова Л.А, Н.И. Астаховой, Г.И. Москвитина и др. Структура роботы состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Введение

Все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, облада-ющие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, которые они выполняют, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.). Научиться управлять — это значит овладеть наукой и искусством воздей-ствия на объект управления, не подавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению и развитию. Данная тема актуальна, так как помогает избежать управленческих ошибок в настоящее время, цена которых для общества по мере его усложнения все возрастает, можно только в одном случае - если опереться на теорию управления, общие законы и принципы науки. Ее основы начали складываться со времен античности, когда люди, общественные институты искали эффективные способы управления общественными делами в различных сферах: производстве, торговле, военном деле, политике, дипломатии и т.п. Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы - экономическая, политическая, социальная, духовная, с тем, чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.
Содержание

Введение .………………………………………………………………………...….3 Глава 1 История и теория управления социальными системами ……………….5 1.1 История управленческой социальной мысли ………………………………...5 1.2 Сущность и подходы к управлению социальными системами …………….10 1.3 Классификация видов управления социальными системами ………………16 Глава 2 Теория управления ………………………………………………………..23 2.1 Управленческие технологии …………………………………………………..23 2.1 Рекомендации по применению технологии управления по потребностям и интересам …………………………………………………………………………..26 Заключение ………………………………………………………………………...28 Библиографический список ……………………………………………………….32 Приложение
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1 История и теория управления социальными системами 1.1 История управленческой социальной мысли История утверждает, что управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: - социальной (установление и поддержание порядка в группах, в социальных сообществах); - экономической (производство и распределение ресурсов); - оборонительной (защита от врагов и диких зверей). На сегодняшний день очень трудно назвать точную дату зарождения искусства и науки управления. Даже в самых древних обществах требовались люди, которые бы могли координировать и направлять деятельность группы (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Древнейшими памятниками управленческого искусства являются египет-ские пирамиды, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы большого количества людей, контроля за их деятельностью. Проанализируем развитие теории и практики управления, разделив его на несколько исторических периодов. Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Наиболее длительным был первый период развития управления – с 9-7 тысячелетия до н.э. примерно до XVIII века. В это время произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. Большая заслуга в развитии теории государственного управления в период, называемый индустриальный (1776-1890), принадлежит А. Смиту, который был не только представителем классической политической экономики, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Достаточно сильное влияние на формирование научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации в управлении производством, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. Автор книги «Теория социального управления» Г.В. Щекин отмечал, что «история мирового социального управления насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике управления». Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения и калькуляции. Вторая революция связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, которая дала образцы сугубо светского аристократического стиля управления. Итогом третьей революции в управлении, относимой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью. Четвертая революция совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Пятая управленческая революция знаменовала приход новой социальной силы – профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством. Начало развития управленческой науки в России было положено в начале XVII века преимущественно в теории государственного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), по праву считающийся одним из первых русских управленцев, поставившим вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического управления. Особую эпоху в развитии российской теории управления составляют пет-ровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Проанализировав управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении: - развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремеслен-ных производств; - содействие развитию сельского хозяйства; - укрепление финансовой системы; - активизация развития внешней и внутренней торговли. Первая четверть XVIII века была периодом петровского реформирования управления экономикой на всех уровнях жизни. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер. Законодательные акты Петра (указы, регламенты, инструкции) и контроль за их исполнением регулировали различные сферы деятельности государства. Заслуживает внимания управленческие идеи И. Т. Посошкова (1652-1726), который разделил все имеющиеся богатства на вещественные (богатство госу-дарства и народа) и не вещественные (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Посошков предложил строгую регламентацию хозяйственной жизни, его принципы об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в ходе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию было издано «Учреждение для управления губерний Российской Империи». К началу XIX века невозможность управления российским государством старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей вла-стью. Изменения в управлении экономикой в начале XIX века произошли также и в период царствования Александра I. В 1801 году был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. В 1864 году Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление. В начале XX века управленческие преобразования осуществлялись под ру-ководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911). Программа реформ А.С. Столыпина затрагивали все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Большой шаг в сфере управления сделала школа административного права, существовавшая в России до 1917 года. Преподаватели школы исследовали проблемы государственного управления. Земская реформа в России XIX века инициировала разработку вопросов государственного управления. Известными стали работы ученых: И.Е. Андриевского «О наместниках, воеводах и губернаторах», А.В. Лохвицкого «Губерния, ее земские и правительственные учреждения» (18640), А.И. Васильчикова «О самоуправлении» (1871), А.С. Алексеева «Начала современного правового государства и русский административный строй» (1905), В.М. Грибоевского «Государственное устройство и управление Российской Империи» (1912), А.И. Елистратова «Основные начала административного права» (1914). После окончания Гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. Однако дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями. Ее формирование осуществлялось в рамках движения научной организации труда и управления на основе работ зарубежных специалистов по управлению: Тейлора, Файоля, Черча, Эмерсона, Форда и других. Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан целый ряд научно-исследовательских организаций: Центральный институт труда, Казанский институт научной организации труда, Всеукраинский институт труда, Таганрогский институт научной организации производства, Государственный институт техники управления, Центральная лаборатория по изучению труда и др. Деятельность институтов и лабораторий была подчинена созданию систематизированных концепций в области организации труда и управления. Так, перед Государственным институтом техники управления, созданным в 1926 году, была поставлена задача проведения научного анализа роли и значения планирования, учета и организации в сфере управления. В основу его работы была положена производственная трактовка учреждения, гласившая, что всякий трудовой процесс, включая управленческий, поддается точному измерению, нормализации и регулированию. Для руководства научной организацией труда (НОТ) и управления в 1920-е годы был создан Совет научной организации труда (СовНОТ) во главе с наркомом РКИ В.В. Куйбышевым под лозунгом НОТ начался период быстрого развития отечественной теории управления. Однако исследования в области науки управления и административного права были прерваны в середине 30-х годов XX века и возобновлены после Первого Всесоюзного совещания по вопросам науки советского государства и права в июле 1938 года. Поскольку возрождения науки управления не состоялось, исследование проблем государственного управления перешло к науке административного права. В течение более 20 лет наука административного права исследовала проблемы государственного управления. 1.2 Сущность и подходы к управлению социальными системами Сущность управления социальными системами заключается в функционировании и формировании определенного класса управления в виде системы. Системы делятся на искусственные (созданные человеком) и естественные (природные). Система управления заключается в реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных в принципах и законах управления, а также, в функциях, целях, методах, структуре, механизме и процессе управления. Содержание управления социальными системами включает в себя следующие компоненты: механизм, структуру, объекты, функции, кадры, процессы управления (см. Приложение 1). Принципы управления – руководящие привила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же, как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные. К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность. Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть ре-альной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение. Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, к злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это, в конечном счете, нередко становиться причиной гибели организаций. Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Этот принцип связан с горизонтальным разделением труда по функциям. Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, причастности, успехе и т.п. Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управ-ленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления при построении аппарата управления, при расстановке кадров. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, осо-бенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли, сознания и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствии с объективными требованиями жизни. Основные законы управления: - закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышаю-щем силу индивидуальных усилий членов этой организации; - закон информированности и упорядоченности состоит в том. Что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения; - закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает; - закон композиции отражает стремление организации к объединению. Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых управ-ляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции подразделя-ются на общие (основные), частные и специальные. Общие функции присущие всем социальным системам управления – это планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Частные функции имеют определенную специфику. Они связаны с осуществлением не-профильной деятельности. Специальные функции связаны с осуществлением миссии фирмы. Они доминируют в деятельности отдельных организаций. В системе управления цели выполняют ряд важных функций: - цели задают основные направления деятельности организации; - цели уменьшают неопределенность наличной ситуации, помогая человеку тем самым ориентироваться в окружающей его действительности; - цели дают критерии выбора вариантов управленческих решений; - цели объединяют вокруг себя людей. Для того чтобы цели наиболее полно выполняли свои функции, они должны отвечать ряду требований: • быть конкретными и измеримыми; • быть реальными – учитывать реальные возможности организации, благоприятствующие ее деятельности условия и существующие угро-зы, и ограничения; • цели должны быть гибкими, т.е. поддающимися корректировке в со-ответствии с изменениями условий; • члены организации должны признавать цели в качестве своих личных целей; • цели должны способствовать разрешению как текущих проблем (краткосрочные цели), так и ситуации в целом (долгосрочные цели); • цели должны быть совместимы друг с другом (в организации должна существовать система целей). Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Выделяют экономические методы, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Экономические методы управления предполагают материальную мотива-цию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и выплату после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, стар-шему по должности и т.п. Социально-психологические методы управления воздействуют преимуще-ственно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Методы управления обычно комплексно воздействуют на все перечисленные виды мотивов, поэтому не следует противопоставлять эти методы друг другу, подразделяя их на главные и второстепенные. Напротив их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достижению поставленных целей. Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, с помощью которых осуществляется вся совокупность функций, методов, форм и стимулов социального управления для того, чтобы достичь наибольшей его эффективность в данных конкретно-исторических условиях. Общество как многоцелевая, сложная социальная система требует, чтобы механизм управле-ния обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем в решении стоящих перед ним задач. С этих позиций выделяют следующие механизмы управления: организационный, социально-культурный и экономический, основу которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления. Структура управления отражает соподчиненность и состав различных эле-ментов, ступеней и звеньев управления, функционирующих для достижения определенных цели. Структура и функции управления являются двумя сторо-нами единого целого – организации социального управления и выступают, следовательно, как форма и содержание процесса управления. Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость оценивать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), ее границы и величина зависят от масштабов и особенностей последней. Следовательно, функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта. Сущность управления тесно связана с понятием социальная организация. В течение многих веков управление из бессознательной деятельности превраща-лось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой со-циальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления. Таким образом, социальное управление – это продукт социальных организаций. Наиболее важным шагом в социальном управлении является включение в управленческую деятельность наиболее одаренных сотрудников, создание своего рода «управленческой элиты», обладающей доверием общества, профессионально выполняющей главную миссию – создание условий для его развития. Соответственно, социальное управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального развития и функционирования. Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности, являющейся одной из разновидностей человеческой деятельности вообще. В.Н. Иванов в своих трудах отмечал, что управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять течение и состояние общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно – поведение и сознание людей. Управленческая деятельность должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить резервы и средства, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень. В процессе любой управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и отдельно каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: деятельность, связанная с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач, и деятельность по их достижению. Управленческие отношения отличаются исключительно сложностью, пред-ставляя собой единство объективного и субъективного, и реализуются в дея-тельности субъектов управления. Организационные отношения являются необходимым элементом механизма управления, они имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, координации и субординации, соревнования, ответственности и др. Процесс социального управления – совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных целей. Эти действия называются управленческими функциями. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций. Конечным результатом функционирования социального управления являются принятие и реализация управленческого решения, которое представляется в виде психологического и интеллектуального выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов. 1.3 Классификация видов управления социальными системами Социальные системы – это следующее множество взаимосвязанных и упо-рядоченных между собой элементов: - человек и различные социальные группы; - материальные объекты (средства труда, предметы труда, здания, сооружения, средства связи и т.д.); - процессы (эконом., полит., социальные, духовные); -ценности (идеи, знания, культурные и нравственные ценности, обычаи, тради-ции, верования и т.д.); Виды и классы социальных систем: По степени общности: - социально-экономические формации (совокупность производственных сил и произв. отношений); - социальные общности, объединенные по какому-либо признаку (нации, со-словия, этнические группы, поселения); -организации, действующие в реальном секторе экономики (производствен-ные); -первичный уровень социальных систем, отличит. Признак – здесь каждый че-ловек имеет непосредственный контакт со всеми (бригады, отделы); По территориальному признаку: - федерация; - субъект федерации; - муниципальные объединения (город, поселок и т.д.); По сферам общественной жизни: - экономическая (промышленность, связь, с/х, транспорт, строительство); - политическая; - социальная; - духовная; - семейно-бытовая. Классификация видов управления социальными системами соответствует классификации основных сфер организации общества: экономическая – область материального производства, распределения и потребления материальных благ, политическая – область национальных и межгосударственных отношений, власти и социальных групп; культурная – область духовного развития общества, распределения и потребления духовных благ. Следовательно, социальное управление – это специализированная система различных видов процессов индивидуальной, кооперативной или коллективной мыслительной (сознательной, разумной) деятельности человека, предваряющая, сопровождающая, контролирующая и регулирующая во времени и в пространстве реальные процессы изменения организованной жизнедеятельности общества и окружающей среды. Важнейшими видами социального управления являются управление соци-ально-культурной сферой (духовным производством), административно-государственное (политическое) управление, управление производственной сферой (материальным производством). Духовное производство представляет собой особую форму духовной дея-тельности, выделившуюся в самостоятельную сферу, "отрасль" производства в процессе общественного разделения труда и расслоения общества; это деятельность, определенны образом организованная, институционализированный и профессионально закрепленная за особой группой людей (идеологи, ученые, художники и т. д.). Духовное производство появляется в результате "рассечения" человеческой деятельности на материальный и духовный труд, получая статус и вид особой сферы общественного производства наряду с материальным производством. В современных условиях духовное производство представляет собой сложную систему духовной деятельности, охватывающую сферу духовного творчества (научного, художественного, идеологического и т. д.) и сферу распределения и освоения продуктов этого творчества в масштабе всего общества. В последнюю сферу входят образование населения, его нравственное и эстетическое воспитание, различные формы его приобщения к духовной культуре. Управление духовным производством касается преимущественно отноше-ний, в которые вступают производители духовного продукта, поскольку технология его изготовления также имеет управленческую часть. В более сложном виде управление духовным производством может осуществляться с помощью определенного знания, в частности идеологического, в форме манипулирования общественным и личностным сознанием, в том числе через систему средств массовой информации, путем внедрения в общественное поведение различных программ благодаря системам образования и другим формам воздействия. Объект воздействия в таких системах становится духовным продуктом, который создается с помощью другого духовного продукта. Объектом управления в духовном производстве являются отношения, в ко-торые вступают работники этого производства, а субъект управления состоит из непосредственных административных учреждений в сфере духовного производства (например, министерство образования, министерство культуры, министерство печати и т. д.) и потребителя духовного продукта, который в конечном итоге является решающим фактором регулирования духовного производства в конкретном обществе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 33 страницы
449 руб.
Курсовая работа, Социология, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg