Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПЕДАГОГИКА

Понятие науки. Специфика научного познания

happy_woman 150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 15 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.11.2020
Цель: раскрыть понятие науки, определить сущность научного знания. Для достижения этой цели будут решены следующие задачи: -Рассмотреть характерные черты науки; -Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания; -Рассмотреть формы и методы научного познания; -Рассмотреть античные тенденции в развитии науки и современные картины мира.
Введение

Основная форма человеческого познания-наука. Сегодня наука все больше оказывает влияния на реальность нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философский взгляд на мир предполагает определенное представление о том, что такое наука, как она организована и ,как развивается что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно. В прошлом у философов мы можем найти много ценных прозрений о растущем значении науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технические достижения в повседневной жизни человека. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки. Социальные функции науки не определены раз и навсегда. Напротив, они изменяются и развиваются исторически, что представляет собой важный аспект развития самой науки. Современная наука радикально отличается от науки, существовавшей столетия назад или даже полвека назад. Так как внешний вид и характер отношений с обществом изменились. Наука занимает свое законное место как область человеческой деятельности, основной функцией которой является развитие и систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного сознания, связанная с целью познания мира, которая предполагает приобретение новых знаний. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и прогнозирование процессов и явлений действительности на основе открываемых ею. Научная система делится на естественную, социальную и техническую. Считается, что размах научной деятельности, рост научной информации, знаний и количества исследователей удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А развитие науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации. Однако исторические параллели между философией и наукой очень ясны. Философия и наука - это "звенья одной цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. В философии одна из самых важных проблем является познания. Как можно познать мир? Разве это возможно? Что есть истина? это вопросы, которые до сих пор составляют суть философской проблемы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1.Понятие Науки; 2.Основные особенности научного познания ; 3.Формы и методы научного познания; 4.Тенденции в развитии науки.
Список литературы

Отрывок из работы

Понятие Науки Наука представляет собой вид познавательной деятельности человека, направленный на получение и развитие объективных, хорошо продуманных и систематически организованных знаний об окружающем мире. В ходе этой деятельности данные должны собираться, анализироваться, взаимодействовать и даже генерироваться на основе существующих данных и новые знания, которые позволят создать научную основу для прогнозирования будущего. В Философии наука занимает одно из важнейших мест. Наука является основным основной формой познания мира. Для философского видения мира должно иметь определенное представление о науке, о том, что это такое наука, как она устроена, на что можно надеяться благодаря ее достижениям. Понятие науки состоит в философии из ее определения, целей, идеологических основ, совокупности идей, а также представлений о том, что такое наука и т. д. б. Сюда также включают проблемы научной этики– системы правил, регулирующие взаимоотношения людей в области научных исследований Любая идеология является оформлением данных, полученных опытным путем, которые касаются взаимодействия людей между собой или с природой. Почти всегда установление истины сопряжено с заблуждениями. Проверка идеологических постулатов эмпирическими методами является достаточно сложной задачей. Понятие науки в философии определяется как сфера деятельности людей, основной функцией которой является выработка знаний о мире на объективной основе. Наука-это форма общественного сознания. Она включает в себя деятельность по приобретению новых знаний, а также все знания, которые лежат в основе картины мира. Наука также понимается как область научного знания. Система наук в философии делится на социальную, естественную, гуманитарную и техническую. Она появилась еще в древнем мире, но сама система сложилась в 16 веке. В ходе своего развития она стала развиваться в социальный институт, оказывающий значительное влияние на его деятельность. Исторически сложились некоторые этапы развития философии науки. Сама начала развиваться вместе с позитивистским учением. Именно в то время возникла острая необходимость исследования языка, логики и методов точных наук. На разных этапах исследования рассматривались различные явления, различные темы, и концепция науки мышления, разделенные в качестве основной проблемы исследования, но они не имели единого мнения о необходимости их интеграции в понятия науки в философии. В позитивистской философии (на всех трех этапах) в основным заключается в понимание сущности естественнонаучной теории, делались попытки определения ее структуры, средств формирования знаний. В это время проявляется проблема роста научного знания. На последующих стадиях формирования философии науки позитивисты все больше отходили от истинного содержания научной теории. Логико-позитивистское учение вообще фактически ушло в метафизику, отойдя от науки. Неопозитивисты продолжали опираться на эмпиризм и сводили философию к логике науки. Постпозиторы пытаются проанализировать влияние " вненаучных " факторов (культурных, духовных и социальных) на развитие науки. На этом этапе наука начала взаимодействовать с социальной средой. С этого момента наука стала перспективной и интересной темой для философов. неопозитивистов и постпозитивистов теории до сих пор остаются актуальными. Логико-позитивистское учение вообще фактически ушло в метафизику, отойдя от науки. Неопозитивисты продолжали опираться на эмпиризм. Они сводили философию к логике науки. Постпозитивисты попытались подвергнуть анализу влияние на развитие науки «вненаучных» факторов (культурных, духовных, социальных). На этом этапе наука начала взаимодействовать с социальной средой. С этого момента наука стала для философов перспективной и интересной темой. Теории неопозитивистов и постпозитивистов остаются актуальными до настоящего времени. Существует такое понятие как проблемы науки философии. Под ним понимают проблемы роста научных знаний, исследование возникновения науки и ее развитие на каждой стадии общественного развития. Философия науки стремится вырабатывать мировоззренческие ориентиры для решения этих проблем. Основной проблемой философии науки является проблема возникновения самих научных знаний. Вообще же все проблемы делятся на три группы: проблемы философии науки, вытекающие из особенностей философии; проблемы внутри самой науки; проблемы взаимодействия философии и науки Основные особенности научного познания Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Основная задача научного познания – поиск объективных законов действительности - естественных, социальных, законов самого познания, мышления и др. В ориентация более поздней работы базируется главным образом на основных характеристиках предмета и его выражениях в системе абстракции. Без этого не будет науки, потому что понятие образования требует раскрытия законов, углубляющих сущность изучаемых явлений. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. Объективность - характерная черта научного познания. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать" - не только в настоящем, но и в будущем. Научное познание в гносеологическом плане - это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель научности [1, C.126]. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т.н. "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы, и методы (об этом - ниже). Е5 Научному познанию присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления. В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими. Долгое время анализ науки и научного познания моделировался по естественно-математическим методам познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует иметь ввиду два его аспекта: • 1) любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что представляет собой общественный продукт и детерминировано культурно-историческими причинами; • 2) один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др. При исследовании недопустимо как сведение социальных явлений к природным (попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания), так и противопоставление природного и социального, вплоть до полного их разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание отождествляется с естественно-научным и механически, некритически сводится (редукция) к нему. Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. Во втором случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика") . Оба типа наук - ветви науки как целого, характеризующиеся единством и различием. Каждая из них, при тесной взаимосвязи, имеет свои особенности. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем: 1. Его предмет - "мир человека", а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как "автор и исполнитель своей собственной драмы", он же и ее исследователь. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отношениями людей. Тут тесно переплетается материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п. Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реализуются определенные цели и т.д. Поскольку общество - деятельность людей, постольку социальное познание исследует ее многообразные формы, а не природу. Обнаружение законов этой деятельности есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе, законов и принципов самого познания, мышления. 2. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.) ценностями. Они определяют человечески весомое и культурное значение определенных явлений действительности Формы и методы научного познания Метод научного познания - это система приемов и практических действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Методы научного познания являются сознательно разработанными приемами. Они опираются на предшествующие достижения познания. Каждый метод имеет двуединую природу: он основан на знании законов науки и в то же время неотделим от работы исследователя, решающего определенную познавательную задачу с той или иной степенью мастерства. Методы познания бывают: а) частные; б) общие (общенаучные); в) всеобщие. Частные методы применяются одной или несколькими науками, имеющими общий предмет исследования. Общенаучные – используются во всей науке в целом. Всеобщие (философские) методы являются органической частью любой философской системы и науки в целом. Эмпирический уровень научного познания формирует эмпирические знания, которые представляют собой совокупность научных фактов, образующих основу теоретического знания. Эмпирические знания получают посредством двух основных методов: а) наблюдения; б) эксперимента. Наблюдение – целенаправленное, преднамеренное восприятие исследуемого объекта. Постановка цели, способов наблюдения, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов – таковы важнейшие особенности конкретного наблюдения. Результаты наблюдения дают нам первичную информацию о действительности в форме научных фактов. Эксперимент – такой прием научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. В эксперименте исследователь активно вмешивается в условия протекания научного исследования. Он может остановить ход процесса на любой стадии, что позволяет изучить его более детально. Он может ставить исследуемый объект в разнообразные связи с другими объектами или создавать условия, в которых он ранее не наблюдался, и, тем самым, устанавливать новые, неизвестные науке свойства. Эксперимент позволяет воспроизводить изучаемое явление искусственно и проверять результаты теоретического или эмпирического знания практикой. Эксперимент всегда, а в современной науке в особенности, связан с использованием порой очень сложных технических средств, т. е. приборов. Прибор – это устройство или система устройств, обладающих заданными свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека. Приборы могут усиливать наши органы чувств, измерять интенсивность свойств объекта или устанавливать следы, оставляемые в них объектом исследования. Важнейший компонент эмпирических методов познания – сравнение, т. е. выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Частным случаем сравнения является измерение. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью лишь при условии, если они выражены посредством измерения. Измерение – это процесс определение величины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Оно производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения. Результатом эмпирического исследования является научный факт. Факты имеют сложное строение, включая в себя: а) информацию о действительности; б) интерпретацию события, явления; в) способ его получения; г) описание. Ведущая сторона факта – информация о действительности, предполагающая формирование наглядного образа действительности или отдельных ее свойств. Соответствие факта действительности характеризует его как истинный. В силу этих особенностей факты являются важнейшим способом подтверждения или опровержения теории. Благодаря фактам действительность осознается непредвзято. Факты позволяют открыть явления, которые не вписываются в рамки старой теории, противоречат ей. Важный компонент факта –интерпретация, которая реализуется в различных формах. Научный факт опосредован теорией, на основе которой определяются задачи эмпирического исследования и интерпретируются его результаты. Достоверность фактов во многом зависит от того каким способом, с использованием каких средств они получены. Например, в предвыборной кампании часто используются результаты социологических исследований, показывающие рейтинг кандидатов, их шансы на успех. Зачастую результаты значительно различаются, а то и прямо противоречат друг другу. Если исключить прямое искажение, то причина расхождений может объясняться различием методик. Всякий факт обязательно должен быть описан. Для адекватного описания используется язык науки, который включает в себя графики, схемы, научные обозначения и искусственный язык, т. к. естественный язык может изменять значение под влиянием контекста или психологических ассоциаций. Научные фаты дают знание лишь о том, как протекают явления и процессы, но не отвечают на вопрос, почему они протекают именно так, а не по-другому, т. е. не объясняют причины. Задача же науки – найти причины явлений и объяснить их. Она решается на теоретическом уровне. Поэтому теория является высшей формой научного познания. Основными формами теоретического познания являются: · научная проблема; · гипотеза; · теория; · принципы; · законы; · категории; · парадигмы. Научная проблема. В обычном смысле термин «проблема» употребляется как обозначение трудности, преграды, задачи, требующей своего решения. Проблемы сопутствуют всем формам жизнедеятельности человека: они могут быть утилитарно-практическими, нравственными и политическими, правовыми и философскими, религиозными и научными и т. д. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Потребность объяснения новых научных фактов образует проблемную ситуацию, позволяющую констатировать, что нам недостает некоторых знаний для решения этой задачи. Научная проблема и является специфическим знанием, а именно, знанием о незнании. Правильно сформулировать и поставить научную проблему – задача трудная, так как процесс кристаллизации проблемы сопряжен с подготовкой отдельных компонентов ее решения. Поэтому постановка проблемы – первый шаг в развитии нашего научного знания о мире. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т. е. организация научного исследования. В нем используются как эмпирические, так и теоретические методы. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяемой. Невозможность проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза не должна содержать в себе формально-логических противоречий, должна обладать внутренней стройностью. Следующим шагом на пути углубления теоретического знания становится теория, т. е. всесторонне проверенная и подтвержденная практикой гипотеза. Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений. Она формируется в результате открытий общих законов природы и общества, раскрывающих сущность исследуемых явлений. Хорошо разработаная теория несет в себе возможность предвидеть существование еще неизвестных науке явлений и свойств. Теория служит основанием практической деятельности людей, ориентирует их в мире природных и общественных явлений. Благодаря научным открытиям люди преобразуют природу, создают технику, осваивают космос и т. д. Центральное место в теории принадлежит научным идеям, т. е. знаниям фундаментальных закономерностей, действующих внутри того класса объектов, которые в ней отражены. Научная идея объединяет законы, принципы, понятия, образующие данную теорию, в цельную логически стройную систему. Теория является той почвой, на которой возникают новые идеи, способные определять стиль мышления целой эпохи. В процессе своего формирования теория опирается на имеющуюся систему принципов, категорий, и законов и открывает новые. Принципы науки представляют собой основополагающее теоретическое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов. В качестве принципов могут выступать аксиомы, постулаты, не являющиеся ни доказуемыми, ни требующими доказательств. Категории в философии – предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира. Аналогичным является и определение категорий науки. Но в отличии от философских категорий, имеющих всеобщий характер, категории науки отражают свойства некоторого фрагмента реальности, а не реальности в целом. Законы науки раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями. Это могут быть законы функционирования и развития явлений. Познание законов природы, общества и человеческого мышления – важнейшая задача науки. Оно проходит путь от раскрытия всеобщих и существенных сторон исследуемых объектов, фиксируемых понятий и категорий, к установлению устойчивых, повторяющихся, существенны и необходимых связей. Система законов и категорий науки образует ее парадигму. Парадигма – совокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она признается всем научным сообществом в качестве определяющих способов постановки и решения задач, возникающих на данном уровне развития науки. Парадигма ориентирует исследовательскую деятельность, организацию научных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Она исключает не согласующиеся с ней концепции и служит для решения исследовательских задач. Понятие парадигмы было введено в теорию познания американским философом Т. Куном. Согласно его определению, для «нормальной науки» характерно решение конкретных задач, опирающееся на соответствующую научную парадигму. Нормальные периоды в развитии науки сменяются революциями. Они связаны с открытием явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. В результате в науке начинается период кризиса, завершающийся ломкой старой парадигмы и возникновением новой. Утверждение новой парадигмы знаменует революцию в науке. Другой современный философ Й. Лакатос представил развитие науки в виде серии сменяющихся друг друга теорий, опирающихся на общие для них методологические принципы. Названная совокупность теорий получила наименование научно-исследовательской программы. Естественным следствием множества научно - исследовательских программ является их конкуренция. Конкурентоспособной и прогрессирующей является программа, в рамках которой возникает теория, способная предсказать новые дополнительные факты и объяснить старые, которые были успешно объяснены предшествующей теорией. В этом случае новая теория выступает как развитие старой. Если же новая теория ограничивается истолкованием фактов, открытых другими научно-исследовательскими программами и не предсказывает новые, то можно считать, что программа вырождается. Теоретическое познание осуществляется группой методов, которые являются универсальными в умственной деятельности человека. Без них мыслительный процесс невозможен. К ним относятся: абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция, дедукция и умозаключение по аналогии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Педагогика, 12 страниц
300 руб.
Реферат, Педагогика, 6 страниц
60 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg