Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Структурно-семантические особенности наименований персоналий в славянской мифологии

vlada99 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.11.2020
В собственно славянских мифологических текстах отражаются персоналии мифологии. Сами тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи.
Введение

Данная работа посвящена изучению структурно-семантических особенностей наименований персоналий в славянской мифологии. Славянская мифология, мифология древних славян – это совокупность мифологических представлений славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тыс. н. э.). Главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Важно заметить, что существуют идеологические причины изучения языческой тематики в рамках реальной базы источников. Например, в советское время был актуальным поиск истоков исконно славянской, незаимствованной мысли, чтобы выстроить оппозицию внедрявшемуся со стороны христианству. В настоящее же время принято говорить о славянском менталитете. Однако рассуждать об особенностях современного славянина невозможно, не обратившись к наследию наших предков. В этом плане изучение глубинных исторических корней дает возможность увидеть общность функциональных связей и зависимостей при различных строениях и структурных характеристиках отдельных форм базы источников. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Однако каждое славянское племя молилось своим божествам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало. Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Исследованию персоналий в славянской мифологии посвящены работы Ю. В. Андреева («Поэзия мифа и проза истории»), А. А. Бычкова («Энциклопедия языческих богов»), Т. А. Волошиной («Языческая мифология славян»), В. Замаровского («Боги и герои античных сказаний»), Б. А. Рыбакова («Язычество Древней Руси») и др. Однако с лингвистической точки зрения данная проблема является недостаточно изученной, что обусловливает актуальность данной выпускной квалификационной работы. Объект исследования – наименования персоналий в славянской мифологии. Предмет исследования – структурно-семантические особенности наименований персоналий в славянской мифологии. Цель исследования заключается в комплексном описании структурно-семантических особенностей наименований персоналий в славянской мифологии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) выявить источники реконструкции мифологических и религиозных представлений древних славян; 2) определить специфику наименований персоналий в славянской мифологии; 3) выделить лексико-семантические группы наименований персонажей, действующих в славянских мифах; 4) проанализировать структурно-семантические особенности наименований славянских мифологических персоналий; 5) разработать элективный курс, посвящённый языковым особенностям наименований персоналий славянских мифов. В данной работе использованы следующие методы исследования: метод сплошной выборки, описательный метод, статистический анализ языковых единиц, метод обобщения языковых единиц в классы, разряды, группы, а также приём наблюдения над языковыми фактами. Материалом для исследования послужили 482 наименования персоналий, встречающихся в славянских мифах. Теоретическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы для углубления знаний по славянской мифологии. Практическая значимость определяется тем, что результаты данной работы могут быть использованы на школьных факультативах и элективных курсах по русскому языку, посвящённых ономастическому пространству русского языка. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды Андреева Ю. В., Бычкова А. А., Замаровского В., Рыбакова Б. А. и др. Апробация основных положений и результатов магистерской диссертации осуществлена в виде доклада на II Международной научно–практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования» (Пенза, 26-28 октября 2018 г.). По теме научного исследования опубликованы следующие статьи: 1. Устян Я. В. Отражение славянских мифических образов в русском языке //: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования» (г. Пенза, 25-27 октября 2018 г.) / под ред. Г. И. Канакиной, М. Г. Лунновой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. – С. 100-104. 2. Устян Я. В. Происхождение и история развития славянских мифологических одно- и двухкомпонентных имен // Вестник магистратуры // Научный журнал 12–1(87) 2018. – Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола. – С. 42-45. Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка, Приложения. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3 ГЛАВА 1. НАИМЕНОВАНИЯ ПЕРСОНАЛИЙ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ………...7 1.1. Источники реконструкции мифологических и религиозных представлений древних славян………………………………………....7 1.2. Отражение славянских мифологических образов в современном русском языке ………………………………………………………….14 1.3. Семантика и семиотические основы славянской мифологии………17 Выводы по первой главе………………………………………………………34 ГЛАВА 2. НАИМЕНОВАНИЯ ПЕРСОНАЛИЙ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ: СТРУКТУРНЫЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ……………………...................................………………….........36 2.1. Специфика наименований персоналий в славянской мифологии…..36 2.2. Структура наименований мифологических персоналий. ……………41 2.3. Лексико-семантические группы наименований персоналий в славянской мифологии.......................................…………………...........44 2.4. Элективный курс для обучения школьников «Имена в славянской мифологии»……………………………………………………………....62 Выводы по второй главе……………………………………………………...69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...73 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………78 ПРИЛОЖЕНИЕ Словник наименований персоналий в славянской мифологии ..............……………………………………………………………...81
Список литературы

1. Агбунов М. Мифологический словарь. – М. , 2013. 2. Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. – М., 1990. 3. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. – М., 2014. 4. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. – СПб, 2010. 5. Бычков А. А. Энциклопедия языческих богов: Мифы древних славян. – М., 2001. 6. Бычков А. А. Московия. Легенды и мифы. – М., 2005. 7. Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. – М., 2007. 8. Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. – М, 1999. 9. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. – М., 2007. 10. Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. – Ростов-на-Дону, 1996 11. Гаврилов Д. А., Ермаков С. Э. Древние боги славян. – М., 2011. 12. Гальковский М.Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. – Харьков, 2016. 13. Гогешвили А. А. Три источника «Слова о полку Игореве». – М., 1999. 14. Грушко Е. А., Медведев Д. М. Энциклопедия славянской мифологии. – М., 2010. 15. Грушко Е.А., Медведев Ю. М.Словарь славянской мифологии. – Нижний Новгород, 1995. 16. Гура А. А. Символика животных в славянской народной традиции. – М.,1997. 17. Гурина Н. Н. Время, врезанное в камень. – Мурманск, 2012. 18. Демин В. Н. Заветными тропами славянских племен. – М., 2002. 19. Ефименко П. С. О Яриле, языческом божестве русских славян. – СПб.,1869. 20. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. – М.,1994. 21. Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. – М., 2004. 22. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и мир образов. – М.,1996. 23. Мансикка В.Й.Религия восточных славян.– М.,2005. 24. Нидерле Л.Славянские древности. Пер. с чеш. – М., 2011. 25. Никифоровский М. Д. Русское язычество: Опыт популярного изложения. – СПб., 2015. 26. Осипова О. С. Славянское языческое миропонимание. – М., 2000. 27. Подольская Н. В. Проблемы ономастического словообразования (К постановке вопроса) // ВЯ. – 1990 – № 3 – С. 40 – 53. 28. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999. 29. Роспонд С.Структура и классификация древневосточнославянских антропонимов (имена) // Вопросы языкознания. – 1965. – № 3. – С. 3-21. 30. Восточнославянская ономастика. - М.: Наука, 1972. 31. Рыбаков Б. А. Язычество Древних славян. – М.,1994. 32. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. – М.,1993. 33. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.,1988. 34. Сёмина В. С., Бочарова Е. В. Религия и мифология в культуредревнихславян.Курслекций.–Тамбов,2002. 35. Соколов М. Е. Старорусские солнечные боги и богини: Ист.-этногр. исследования. – Симбирск, 2007. 36. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. – М., 1973. 37. Топоров В. Н. К реконструкции «загадочного» прототекста // Исследования в области балто-славянской культуры. Загадка как текст. – М.,1999. 38. Третьяков П. Н. Восточно-славянские племена. – М., 2003. 39. Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. – СПб., 2012. 40. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4–х т. – М., 2009. 41. Фаминцын А.С.Божества древних славян. – СПб., 2015. 42. Чудинов В. А. Славянская мифология и очень древние надписи. – М., 1998. 43. Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2004. 44. Шафарик П. Й. О Свароге, боге языческих славян. – М., 2008. 45. Чудинов В. А. Славяне: письмо и имя. Ч. 1, 2. – М. 2001. 46. Чудинов В. А. Славянская мифология и очень древние надписи. – М. 1998. 47. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – М.,1999. 48. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. – М., 1997.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. НАИМЕНОВАНИЯ ПЕРСОНАЛИИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ 1.1. Источники реконструкции мифологических и религиозных представлений древних славян Славянская мифология, совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg