Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Игра как средство коррекции заикания у дошкольников

vlada99 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.11.2020
Воспитатель должен очень внимательно относиться к детям, которые заикаются, помогая им выработать такие качества характера, как уверенность в себе и общительность. Несмотря на трудность вхождения в детский коллектив, в дальнейшем у детей появляется стремление подражать нормальной речи окружающих, чем создается дополнительный стимул для устранения заикания.
Введение

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Данное заболевание очень актуально в наше время. Заикание, как правило, возникает из-за ряда причин: наследственное предрасположение; энцефалопатические последствия, тоже могут служить предпосылками заикания; внутриутробные и родовые травмы; истощение или переутомление нервной системы (как следствие могут быть инфекционные заболевания); и всеми известный сильный испуг. Заикание возникает у детей раннего возраста, когда у них формируется речь. В конце XIX в. психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что чаще это происходит в возрасте от 2 до 5 лет [17,42]. Но, по мнению многих учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В заикании обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, речевой функции, наличие психологических особенностей. У заикающихся детей психофизическое состоянии в разных случаях проявляются по-своему, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, усложняют друг друга, одно неизбежно усугубляет другое. Пользуясь учением о высшей нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом. В настоящее время считается лучшим устранять заикание сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый дефект и влечёт за собой различные изменения в психике ребёнка. Заикание не даёт ребёнку нормально общаться со сверстниками, и зачастую мешает его успешной учёбе. Актуальность: теоретический анализ специальной методической, педагогико-психологической и логопедической литературы показал наличие значительного интереса исследователей к вопросам организации занятий в игровой форме, повышение качества коррекции речи в логопедической работе. Идеи А. К. Бондаренко, А. И. Максакова, В. И. Селиверстова, Г. А. Тумаковой, Г. С. Швайко и др. нашли свое логическое продолжение в работах наших современников: Л. В. Артемовой, И. Г. Калмыковой Е. Д. Наумовой, Н. В. Новотворцевой, В. В. Кладбищенского. Но во многих дошкольных специальных учреждениях недостаточно привлекается внимание к изучению состояния игровой деятельности детей с заиканием. К сожалению, и в логопедических пособиях часто предлагаются игры, которые, хоть и направлены на развитие речи, но не учитывают возрастных особенностей детей, специфики отдельной речевой недостатки; игры, как правило, маловариативни и охватывают только одно из звеньев коррекционной работы (чаще всего совершенствование фонетико-фонематической стороны речи). Отмечается, что «умение связно говорить, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях, вовлечения детей в активную речевую работу». ФГОС ДО определяет речевое развитие как одно из основных направлений образования детей. Объект исследования: проблема заикания у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: игра – как метод устранения заикания детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие речи, устранение заикания, будет более эффективным, если при работе с детьми использовать различные игры. Исходя из этого, целью исследования является: рассмотреть развитие речи детей, устранения заикания через дидактическую игру. Задачи исследования: • Изучить теоретические аспекты заикания у детей дошкольного возраста. • Рассмотреть роль игры, как метода коррекционного воздействия на речевое развитие. • Провести первичное логопедическое обследование заикающихся дошкольников и проанализировать его результаты. • Разработать рекомендации по логопедической работе, направленной на устранение заикания у детей младшего школьного возраста с помощью игр Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов: В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, диагностические мероприятия по обследованию дыхания у заикающихся дошкольников, педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов. База исследования: участники - 3 воспитанника дошкольного учреждения, возраст 5 лет. Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей речевого развития дошкольников, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для воспитателей и студентов педагогических специальностей.
Содержание

Введение………………………………………………………………..…………….5 1 Теоретические основы проблемы заикания у детей дошкольного возраста……8 • Заикание: причины и коррекция...........................................................................8 1.2 Роль игры, как средства коррекции речи, для детей дошкольного возраста с заиканием…………………………………………………………………...............11 Выводы.......................................................................................................................18 2 Обоснование работы по логопедической коррекции заикания у детей дошкольного возраста с помощью игр....................................................................19 2.1 Выявление видов дыхания у дошкольников с заиканием…………..…...……19 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………..…27 Выводы …………………………………………………………………………..…31 3 Коррекционно-логопедическая работа по формированию самостоятельной речи у детей с заиканием, посредством моделирования речевых ситуации в игре…………………………………………………………………………………..32 3.1 Рекомендации по логопедической работе, направленной на устранение заикания, у детей младшего школьного возраста, с помощью игр…………………………………………..…………………………...…………..32 3.2 Содержание логопедической работы…………………………………….……48 Выводы……………………………………………………………..……………….54 Заключение………………………………………………………..…………..…….56 Список использованных источников ……………………………………………..58
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с. 3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 270 с. 4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. 5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 240 с. 6. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с. 7. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. - 96 с. 8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с. 9. Карпова, С.Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.Н. Карпова, В.В. Мамаева. СПб.: Речь, 2007. -144 с. 10. Клюева, Н. В. Общение. Дети 5-7 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 160 с. 11. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 160 с. 12. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 160 с. 13. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить // Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, Д. В. Сергеева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с. 14. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева [и др.]. – М.: Просвещение, 2004. – 253 с. 15. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 2. С. 88-100. 16. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников: учеб. пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей / С.В, Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. - 240 с. 17. Логопедия. Заикание: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 304 с. 18. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 19. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методич. пособие / Г. М. Лямина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. 20. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 583 с. 21. Павлова, Л. Н. Раннее детство // Развитие речи и мышления: методическое пособие / М. Д. Маханева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 166 с. 22. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 152 с. 23. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 128 с. 24. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 172 с. 25. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. 26. Родари, Д. Грамматика фантазии // Введение в искусство придумывания историй / Д. Родари. – М.: Просвещение, 1987. 27. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие / В.И. Селиверстов. – 4-е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 206 с. 28. Сидорчук, Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке: метод. пособие для воспитателей детских садов и родителей / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. М.: АРКТИ, 2010. - 40 с. 29. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество - дети» / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М.: АРКТИ, 2002. – 208 с. 30. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. Волгоград: Учитель, 2010. - 136 с. 31. Тихомирова, Л. Ф. Логика. Дети 5-7 лет / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 160 с. 32. Томилова, С.Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания // Педагогическое образование. 2009. № 2. С. 100-107. 33. Чевелова, Н.А. Коррекция заикания у младших школьников [Электронный ресурс] / Н.А. Чевелова //studfiles: файл. архив студентов. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5512003/page:73/. – 14.11.2019. 34. Шевцова, Е.Е. Преодоление рецидивов заикания [Текст] / Е.Е. Шевцова. – М.: В. Секачев, 2005. – 128 с. 35. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: Сфера, 2006. - 208 с. 36. Щетинин, М. Преодолеем заикание [Текст] / М. Щетинин // Социономия. – 2002. – № 10. – С. 82-85. 37. Ястребова, А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ/ А.В. Ястребова. – М.: Аркти, 1997. – 197 с. 38. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество - дети» / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М.: АРКТИ, 2002. – 208 с. 39. Родари, Д. Грамматика фантазии // Введение в искусство придумывания историй / Д. Родари. – М.: Просвещение, 1987. 40. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. 41. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 152 с. 42. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 270 с. 43. Чевелова, Н.А. Коррекция заикания у младших школьников [Электронный ресурс] / Н.А. Чевелова //studfiles: файл. архив студентов. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5512003/page:73/. – 14.11.2019. 44. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 128 с. 45. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 160 с. 46. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. Волгоград: Учитель, 2010. - 136 с. 47. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 2. С. 88-100. 48. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с. 49. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить // Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, Д. В. Сергеева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с. 50. Павлова, Л. Н. Раннее детство // Развитие речи и мышления: методическое пособие / М. Д. Маханева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 166 с
Отрывок из работы

1 Теоретические основы проблемы заикания у детей дошкольного возраста • Заикание: причины и коррекция Среди исходных причин заикания: анатомо-физиологические, и психические и социальные причины. Анатомо-физиологические: заболевания с энцефалитными последствиями, внутриутробные и родовые травмы, сотрясения мозга, органические нарушения мозга, истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикации и различных соматических заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи, рахит, коклюш, болезни обмена. Психические и социальные: психическая травма, травма или неправильное воспитание в семье: распущенность, воспитание «примерного» ребенка, неравномерное воспитания; постоянные конфликты, переживания в виде длительных эмоциональных напряжений; острая, тяжелая психическая травма, социальные внезапные потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию; неправильное формирование речи в детстве; речь на вдохе, нарушение звукопроизношения, быстрый темп речи родителей; перегрузка детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (сложные конструкции фразы, абстрактные понятия); подражание: пассивное – ребенок заикается самопроизвольно, когда слышит неправильную речь, активное – копирует неправильную речь.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg