Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коммуникативная культура педагога как условие формирования взаимодействия ребенка со взрослыми ДОО

vlada99 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.11.2020
Цель исследования достигнута: обоснованы, разработаны и апробированы упражнения, направленные на развитие процесса взаимодействия ребенка и взрослого в условиях ДОО. В соответствии с поставленными и выполненными в ходе работы задачами требуется сделать итоговые выводы.
Введение

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения. Детский сад является первым общественным и воспитательным учреждением в рамках которого происходит первый контакт у детей со взрослыми и сверстниками. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение всегда связано со стрессовыми ситуациями в жизни ребенка.В ст. 6 п. 2 Конвенции о правах ребенка указывается, что «Государство – участник обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка»; в ст. 18 п. 3 указывается, что «Государство –участники принимают все меры с целью обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право использовать предназначенные для них специальные службы». В ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется формированию благоприятных условий для воспитания и развития ребенка. В приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации детей в условиях ДОУ. В качестве основной ценности ФГОС ДО «поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Данная задача в условиях ДОУ является приоритетной, особенно в период адаптации, в то время когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность связана с превращением здоровья в воспитательную задачу». Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин данную проблему изучали в рамках проблемы эмоционального развития.В трудах Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой –Ямпольской исследовалась проблема адаптации детей раннего возраста с учетом особенностей взаимодействия в триаде «педагог – ребенок – родитель». Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетенции педагога, его способности адекватно воспринимать, принимать и поддерживать ребенка, при этом одновременно с этим обучая его способам и навыкам формирования взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания. ФГОС выдвигает новые требования к личностным качествам педагога, которые неотделимые от его профессиональных компетенций, таких как, готовность учить детей вне зависимости от их способностей, уровня развития. С внедрением новых стандартов существуют противоречия, которые с одной стороны требуют от педагогов ДОО значимых компетенций, с другой стороны ФГОС ДОО определила потребность в квалифицированных кадрах, способных быстро реагировать на все происходящие изменения и при этом низкам мотивация выпускников к будущей профессиональной деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу взаимодействия ребенка со взрослым в условиях ДОО. Задачи исследования: 1. Изучить особенности взаимодействия ребенка со взрослыми в условиях ДОО; 2. Определить уровень взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с взрослыми в ДОО посредством коммуникативной культуры педагога 3. Разработать программу взаимодействия ребенка со взрослым через коммуникативную культуру педагога. Объект исследования: процесс развития взаимодействия между воспитателем и ребенка в условиях ДОО. Предмет исследования: педагогические условия формирования взаимодействия старших дошкольников с педагогом. Гипотеза исследования: Процесс взаимодействия ребенка в условиях ДОО будет эффективным в следующих случаях: Будет построена эффективная программа по формированию уровня взаимодействия; Для оценки успешности мероприятий будет проводиться диагностика коммуникативных навыков. По теме работы были опубликованы следующие научные труды: Комарова Т.С., Немов Р.С., Юдин В.А., Батаршев А.В. и др. посвящены теоретическому обоснованию взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослыми в ДОО посредством коммуникативной культуры педагога. Лисина М.И. определила условия взаимодействия ребенка и взрослого в условиях ДОО. Методы исследования: I.Теоретический: 1) анализ; 2) синтез; 3) обобщение. II.Эмпирический: 1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; 2) обобщение психолого-педагогического опыта педагогов-психологов. Опытно – экспериментальная база исследования является МБДОУ г. Калуги. В исследовании принимали педагоги и дети. Теоретико-методологической базой исследования являются научные работы последних лет Комарова Т.С., Немов Р.С., Юдин В.А., Батаршев А.В. и др. посвящены теоретическому обоснованию взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослыми в ДОО посредством коммуникативной культуры педагога. Публикации журнал номер 6 (135) Рубрика 11 Педагогика находится в печати. Апробация материалов исследования осуществлялась в рамках участия в работе психолого – педагогического мастерства «Семья как ценность» В рамках участия пятой областной научной – практической конференции «Реализация концепции математического образования в образовательных организациях Калужской области» Приняла участие в международной научно – практической конференции «Воспитание как фактор развития личности в современной России» Структура работы: состоит из введения,2 глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе представлен теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования. Во второй главе изучены формы и методы взаимодействия ребенка со взрослым в условиях ДОО. Работа состоит из 89 страниц, иллюстрированно 6 таблицами,8 рисунками,6 приложениями, список литературы
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические вопросы взаимодействия ребенка с взрослыми в условиях ДОО 1.1 Особенности взаимодействия ребенка с взрослыми в условиях ДОО…….7 1.2 Педагогические условия формирования навыков взаимодействия детей с взрослыми в условиях ДОО…………………………………………………15 1.3 Сущность коммуникативной культуры педагога ДОО как условие взаимодействие детей с взрослыми………………………………………...21 Вывод по первой главе……………………………………………………...…27 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с взрослыми в ДОО посредством коммуникативной культуры педагога 2.1 Уровень сформированности коммуникативной культуры ребенка с взрослым в условиях ДОО………………………………………………………28 2.2 Программа, направленная на формирование взаимодействия ребенка с взрослым в ДОО через коммуникативную культуру педагога………………38 2.3 Анализ результатов апробации модели взаимодействия ребенка с взрослыми в ДОО……………………………………………………………..…45 Вывод по второй главе………………………………………………………...49 Заключение……………………………………………………………………...50 Приложение……………………………………………………………………..71 Список использованной литературы…………………………………………...70
Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников [Текст] / М.: Сфера, 2014. – 63с. 2. Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования // Филология и культура. – 2012. – № 1(27). – С. 226-230. 3. Батаршев, А.В. Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога [Текст] / А.В. Батаршев // Концепт. – 2014. – № 6. – С. 18-21. 4. Бодалев. А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М., Воронеж, 2014. – 296с. 5. Большой психологический словарь. – М, 2004. 6. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. - Киров, 2009. 7. Буланкина Н.Е., Максимова Н.В. Коммуникативная культура в аспекте современных образовательных ценностей // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. – № 3 (44). – С. 442-448. 8. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2009. 9. Васильева В.С. Теоретико-методологические основания развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – С. 175-181. 10. Веснина, К.И. Методы и методики развития коммуникативных способностей старших дошкольников // Студенческий научный форум - 2015 [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2015/801/9254 (дата обращения 08.01.2020). 11. Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №6 (73). – С. 260. 12. Гущина, Е.А. Современные подходы в развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / // Проблемы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 36-38. 13. Гущина, Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Е.А. Гущина. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 36 – 38. 14. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова. – М., 2014. 15. Гришняева И.В. Профессиональная культура педагога дошкольного образования как условие эффективной профессиональной деятельности в современных условиях // Internation scientific review. – 2016. – С. 175-178. 16. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2010. 17. Добрыдень А.В. Культура общения как составляющая профессионального мастерства педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2013. - № 2. – С. 11-14. 18. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2009. - 146 19. Елькина И.Ю. Внешние и внутренние условия развития коммуникативной культуры будущих педагогов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. - № 4. – Т.3. – С. 147-150. 20. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности. - М.: Флинта, Наука, 2010. 21. Исаев И.Ф. «Профессионально - педагогическая культура преподавателя» Москва, 2010 г. 22. Каримулаева Э.М., Курбанова А.М. Коммуникативная культура как компонент общей профессиональной культуры педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №6 (67). – С. 52-53. 23. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2009. 24. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. - С. 249-295. (Гл. 9. Этика служебных взаимоотношений). 25. Куницина Л.М., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. 25. Криволапова, Н.М. Коммуникативная компетентность личности [Текст] / Н.М. Криволапова // Научно-методический журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 36–40. 26. Когут А. А. К вопросу коммуникативной деятельности старших дошкольников [Текст] / А. А. Когут // Человек и образование. – 2014. – №4. – С. 87–89. 27. Королёва, М.Б. Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников [Текст] / М.Б. Королева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 43-45. 28. Комарова. Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-синтез. 2014. – 112с. 29. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. 30. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 31. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. / Левитан, Константин Михайлович. - М.: Наука, 2009. - 192 с. 32. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.-Нальчик, 2009. 33. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. 34. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / СПб.: Питер, 2009. 35. Майборода, Т.А. Анализ подходов к определению структуры коммуникативных способностей в отечественной психологии [Текст] / Т.А. Майборода // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – №4. – С.23-25. 36. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 2009. 37. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2010. 38. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 2009. 39. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб.для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2014. – 200 с. 40. Нигматулина Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущих педагогов в процессе реализации ФГОС нового поколения. – Казань.: ИПиППО, 2011. – 252 с. 41. Немов Р.С. Психология: учебник. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2016. – 606 с. 42. Нудельман М.И. Методы исследования воображения аномальных детей / М. И. Нудельман. М., 1998. -123с. 43. Онищенко Э.В., Рябчук А.Е. Развитие информационно-коммуникативной культуры воспитателя в процессе интерактивного взаимодействия (к постановке проблемы) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2015. – С. 380-384. 44. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб. Изд-во «Детство-пресс», 2007. – 80с. 45. Павлова, И.Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 212-215. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 2009. 46. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ П86 Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 326 с. 47. Ризаева, Л.М. Обучение как механизм развития коммуникативной способности детей дошкольного возраста / Л.М. Ризаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №1. – С.22-24. 48. Ровшанова, Г.И. Формирование коммуникативности – важное условие психического развития ребенка / Г.И. Ровшанова // Журнал экспериментального образования. – 2014. – №12. – С.86-89. 49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С.Л. - СПб.: Питер, 2011. – 720с. 50. Реан А.А., Коломинский. Социальная педагогическая психология. - СПб., 2015. 51. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2014. 52. Слепович Е.С. Размышления специалиста об авторской практике психолога ребенка с аномальным развитием // Образовательные практики: амплификация маргинальности. – Мн.: Технопринт, 2010. 53. Сиротина, В.Л. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста: методическое пособие В.Л. Сиротина. Челябинск: Два комсомольца, 2014. – 25с. 23. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. – М: Медицина, 1974.- 320с. 54. Серебрякова, Т.А. Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста / Т.А. Серебрякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 10 (5). С.26-29. 55.Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 2016. 56. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. - Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 2015. - 136 с. 57. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. 58. Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. – 336 с. 59. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 128с. 60. Фотекова, Т.А. Тестовая методика [Электронный ресурс] / Н.И. Кобонина // http://www.twirpx.com (дата обращения: 05.01.2020). 61. Чернявская, В.О. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у детей / В.О. Чернявская // Концепт. – 2016. – №3. – С.13-16.39. 62. Щедрина, О.Д. Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников [Текст] / О.Д. Щедрина, Г.А. Бирюкова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. – С. 86-87. 63. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. - Казань, 2009 64. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии. - 2009, - №1, - с. 44-53. 65. Юдин, В.А. Особенности воображения детей с отклонениями в развитии [Текст]/В.А. Юдин// Психологическая теория и практика в изменяющейся России. Сборник тезисов Всероссийской научной конференции. Челябинск, 2006. 66. Харченко Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. - Челябинск, 2010. 67. Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. - Мн., 2009. 68. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 2009. 69. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 2009 70. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебник для студ. средн. Проф. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 71. http://biblioclub.ru/ 72. http://lib4all.ru/ 73. http://psyjournals.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические вопросы взаимодействия ребенка со взрослыми в условиях ДОО 1.1 Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми в условиях ДОО Проблема взаимодействия детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является довольно актуальной. Как отмечает С.Л. Рубинштейн «первое из условий жизни человека – это другой человек»[20]. Исследователи отмечают, что коммуникативные умения, навыки двигают психическое развитие в дошкольном детстве [24, с.86]. Одна из важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не в самом ребенке, а в его отношениях со взрослыми. Общение со взрослыми является внешним фактором, который способствует развитию. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиняться к социальным влияниям. Психическое развитием при этом рассматривается в качестве постепенного процесса социализации – адаптации ребенка к внешним для него факторам. В соответствии с позицией Л.С. Выготского, социальный мир и взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются необходимым условием для человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, в связи с чем процесс общение со взрослым выдвигается на первый план. Взрослый человек для ребенка выступает в качестве носителя знаков, эталонов, правил поведения, иными словами в качестве посредникам между ребенком и социумом. Согласно подходу Л.М. Ризаевой, общение «как коммуникативная деятельность и способность», зарождаясь до семи лет, формируется в ведущей (игровой) деятельности, оно присутствует во всей деятельности детей [18, с.22]. Само содержание общения в онтогенезе является, по мнению данного автора, «средством развития либо деформации коммуникативной способности» [18, с. 22]. Смена форм общения в онтогенезе, раскрытая М.И. Лисиной, позволяет понять, по мнению Л.М. Ризаевой, формирование коммуникативной способности [18, с. 22]. Под «коммуникативной способностью» данный автор понимает общение, «коммуникативную деятельность» (термин заимствован у М.И. Лисиной), взятую в плане ее влияния на развитие личности [18, с. 23]. Процесс правильного формирования коммуникативной способности предполагает, согласно Л.М. Ризаевой, «активность участников деятельности общения и особую среду» [18, с. 23]. Базис коммуникативной способности закладывается в период от рождения до 7 лет, ее становление определяется рядом внешних условий.Неадекватные условия в период становления коммуникативной способности «негативно сказывается на психическом развитии личности ребенка, и на коммуникативной способности». М.И. Лисина обосновала развитие теории общения в онтогенезе коммуникативной деятельности. Она рассмотрела развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет как смену нескольких целостных форм общения [11, с. 59]. Ситуативно – личностное общение ребенка со взрослым занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни. Взаимодействие со взрослыми разворачивается в первые месяцы жизни детей («комплекс оживления»). Ситуативно – личностное общение имеет большое значение для дальнейшего психического развития ребенка [11, с. 60]. Ситуативно – деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года) также имеет важное значение для развития детей раннего возраста. Особенностью этой формы коммуникации М.И. Лисина считает протекание общения на фоне взаимодействия ребенка и взрослого, связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием [11, с. 60]. В дошкольном возрасте результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение межличностных отношений. Постепенно усложняется коммуникативная деятельность ребенка, развиваются коммуникативные способности и в их составе коммуникативные навыки. В старшем дошкольном возрасте развитие коммуникативных навыков обеспечивает успешность развития личности и межличностного общения. В данном возрасте недостаточная сформированность коммуникативных способностей ведет ко многим проблемам и трудностям в общении, а их высокий уровень будет залогом готовности ребенка к учебной деятельности. Старший дошкольник способен к внеситуативо – личностному общению (термин М.И. Лисиной). Основным средством общения у детей с внеситуативно–личностной формой являются речевые операции, они дают детям возможность выйти за пределы ограниченной ситуации [11, с. 59].Личностный мотив общения приобретает новое содержание. Старшие дошкольники стремятся к взаимопониманиюсо взрослыми, не спорят с ними, а стараются их понять; совпадение своей позиции с позицией взрослого служит для ребенка доказательством своей правоты [11, с.59]. М.И. Лисина выделила три группы качеств и основные категории мотивов общения – деловые, познавательные и личностные. Деловые мотивы выражены в способности к сотрудничеству, игре, общей активности. Взрослый является партнером для ребенка в игре. Ребенку очень важны такие качества взрослого как умение играть, знать интересные предметы и пр. Познавательные мотивы появляются в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании чего-либо нового неизведанного ранее. Взрослый является информатором для ребенка. Деловые и познавательные мотивы общения всегда включены в другую деятельность – служебную роль. Общение составляет только часть коммуникаций ребенка и взрослого.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 60 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg