Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Сущность правосознания и его роль в жизни общества правосознание регулятивный нигилизм

happy_woman 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.11.2020
Правосознание - это совокупность представлений, убеждений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание - одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания. Поэтому правосознание - весьма независимое, целостное и как бы даже рядоположенное праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д. Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д. В данной работе постараюсь раскрыть сущность понятия правосознание, охарактеризовать текущее состояние российского общества с точки зрения гражданского правового сознания, а также уровень правовой культуры в нашем обществе, выявить основные проблемы в сложившейся ситуации и наметить пути их решения.
Введение

Право как общественное явление вызывает то или иное взаимоотношение к нему людей. Это взаимоотношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме показывают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других органов которые занимаются правоприменительной деятельностью, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества. Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.
Список литературы

.Алексеев, С. С. Государство и право : учеб. пособие / С. С. Алексеев. - М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.-452 с. .Деев Н.Н. Современное гражданское общество в Западной Европе. / Государство и право. 2001.-258 с. .Затонский, В. А. Эффективная государственность / В. А. Затонский ; под ред. А. В. Малько. - М. : Юристъ, 2006.-180 с. .Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Москва, «Юрист», 2007 г.-426 с. .Макогон, Б. В. Процессы глобализации в современном праве и их проявление в российском законодательстве : монография / Б. В. Макогон. - Белгород : Ин-т социологии и права, 2008.-46 с. .Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005.-96 с. .Перевалов В. Д Теория государства и права: Учебник для вузов / - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 496 с. .Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) : учебник / А. Х. Саидов ; под ред. В. А. Туманова. - М. : Юристъ, 2005.-310 с. .Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность : учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - М. : Флинта; МПСИ, 2007.-358 с. Субочев, В. В. Законные интересы / В. В. Субочев ; под ред. А. В. Малько. - М. : Норма, 2008.-192 с. .Шилов С. Гражданское общество. // www.kreml.org.
Отрывок из работы

1. Правосознание сущность явления 1.1 Понятие правосознания Такая форма общественного сознания, как правовое сознание, существует с момента возникновения человеческого общества. Правосознание является отражением в сознании людей того факта, что люди в обществе неизбежно связаны определенными правилами с другими людьми. Правосознание (правовое сознание) представляет собой систему чувств, взглядов, идей, в которых отражается представление людей о праве и правовых явлениях действительности. В своем развитии правовое сознание зависело от других форм общественного сознания: от религии, морали, политики. Такие формы общественного сознания, как религиозное сознание и моральное сознание, влияли на понимание права. В религиозном сознании впервые формируется понятие свободы и справедливости, а право понимается как мера свободы и справедливости в отношениях людей друг с другом (Приложение А). В древнем мировоззрении человек понимался как часть природы, как ее раб, существо, не способное изменить природу и самого себя. Свобода понималась как осознанная необходимость. Личной, индивидуальной свободы древний мир не знал. Личность в древнем мире подчинялась обществу, коллективу. С появлением христианства в Западной Европе изменяется взгляд на сущность человека. Природа человека понимается не только как материальная, но и как божественная, творческая; свобода - как возможность ставить себе цели и достигать их, как возможность изменить себя, достигая подобия Бога. Это предъявляет новые требования к отношениям людей друг с другом как с равными свободными партнерами. Понятие справедливости также изменяется с появлением христианства. В древнем мире справедливость понималась как воздаяние за дела. В Средние века быть справедливым - означало быть милосердным, соблюдать заповеди Христа. Правовое сознание носит активный характер. В настоящее время ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни: в правотворческой деятельности при создании юридических норм; в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций; при выборе варианта поведения всеми субъектами правоотношений; при непосредственном регулировании некоторых отношений, когда при отсутствии необходимой нормы (пробеле в праве) правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. 1.2 Структура правосознания В структуре правосознания выделяют обыденное и теоретическое правовое сознание. Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии. Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении к правовой действительности. Теоретическое правосознание отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений. Теоретическое правосознание проявляется в форме идей, категорий, принципов. Разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология. Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории о правовой действительности. Идеологические элементы - это систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на теоретическом уровне. Правовая идеология вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами. Правовая идеология и правовая психология тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые правовые концепции (например, теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяя ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей. Различают также индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание - это представления, взгляды, эмоции одного человека. Индивидуальное правосознание предполагает определенное знание права, законодательства, уважение к праву. Групповое правосознание - это особенности представлений о праве определенной социальной группы. Оно формируется благодаря тому, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, судей, врачей, адвокатов) есть общие корпоративные интересы, которые они отстаивают с помощью забастовок, митингов и т.д. Особым видом группового правосознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Наконец, в силу того, что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества. Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний. 1.3 Функции правосознания Сущность и социальное назначение правового сознания выражаются в его функциях. В учебной литературе выделяется три основные функции: познавательная; оценочная; регулятивная. Иногда выделяют еще прогностическую и информационную функцию. Познавательная функция правосознания связана с осмыслением правовой действительности, с накоплением определенных знаний. Правосознание существовало в обществе до появления государства, до того, как оформилось писаное право. Оно существует в государстве, где нормы права закреплены в законодательстве. Правосознание меняется вместе с изменением жизнедеятельности людей, их взаимодействия с природой и друг с другом. Система же законодательства государства менее подвержена изменениям, чем правосознание, поэтому правосознание отражает несоответствие каких-то устаревших норм поведения новым требованиям, появление новых отношений людей, которые необходимо урегулировать. Законотворческая деятельность государства черпает в правосознании материал для создания новых норм. Оценочная функция правосознания выражается в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам. Оценочная функция формируется на основе повседневного и научного опыта. Правосознание изменяется с углублением познаний человека о самом себе. Существующее в государстве законодательство получает свою оценку с точки зрения изменившегося правосознания. Регулятивная функция правосознания определяет ориентиры поведения людей. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. 1.4 Взаимосвязь права и правосознания Правосознание - неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп. Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой - право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и правореали-зации. Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворчес-кую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и пра-воприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования. Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль - как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц - всей духовной культуры общества. Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения. В последние годы в связи с процессом демократизации в России, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла. Законодатель - депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов-. Существенно возросло значение юридической науки в работе правообразовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, научное правосознание большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg