Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Современное состояние и перспективы развития инновационной деятельности в России

happy_woman 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что инновационный процесс - это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития. В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний. Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества. Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ. Объект выпускной квалификационной работы – инновации в экономике Российской федерации. Предмет исследования - развитие инновационной деятельности в России. Цель выпускной квалификационной работы – изучить современное состояние и перспективы развития инновационной деятельности в России. Исходя из цели необходимо решить следующие задачи: 1. Дать понятие инновационной деятельности. 2. Рассмотреть инновации как фактор развития экономики. 3. Изучить основы государственного регулирования инновационной деятельности в России. 4. Проанализировать состояние инновационной деятельности в России. 5. Рассмотреть показатели, характеризующие эффективность развития инновационной деятельности в России. 6. Изучить проблемы, перспективы и меры по развитию инновационной деятельности в России. Инновационный процесс - мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Инновационный процесс призван обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Рассмотрению инновационных процессов посвящены научные труды многих ученых. В отечественной и зарубежной экономической науке данная проблематика рассматривалась в исследованиях Валдайцева С.В., Гуркова И.Б., Шленова Ю.В. и др. Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы управления инновационными процессами, материалы научных конференций и семинаров, материалы конкретного предприятия. Исследование основывается на изучении и обобщении имеющихся материалов и применении таких общенаучных методов, как классификация, группировка, системный и комплексный подходы, аналитические методы. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение

Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Например, выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инновация — это введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio»: «обновление» (или «изменение»), и приставки «in»: «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. В начале XX в. понятие получило новую жизнь в научных работах австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера который впервые ввёл этот термин в экономику в работе «The Theory of Economic Development» (1934) . Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………………………………………………….7 1.1. Понятие инновационной деятельности………………………………………7 1.2. Инновации как фактор развития экономики………………………………..11 1.3. Государственное регулирование инновационной деятельности в России ..20 2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….………………31 2.1. Анализ состояния инновационной деятельности в России……………...31 2.2. Показатели, характеризующие эффективность развития инновационной деятельности в России ………………………………………………………….36 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………..45 3.1. Проблемы развития инновационной деятельности в России……………..45 3.2. Перспективы развития инновационной деятельности в России…………..50 3.3. Меры по совершенствованию инновационной деятельности в России…..55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….63 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..65 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….69
Список литературы

1. Innovation Union Scoreboard, перевод с англ.//http://ec.europa.eu/ [Электронный ресурс]: Дата доступа: 03.03.2020. 2. Базилевич В. Д. Неортодоксальная теория Й. А. Шумпетера // История экономических знаний: У 2 ч.. — 3-е издание. — К.: Знания, 2016. — Т. 2. — С. 320. — 575 с. 3. Баранчеев В.П. Управление инновациями :учеб. для вузов/ В.П.Баранчеев, Н.П.Масленникова, В .М.Мишин; Учеб.-метод. объединение по образованию. -М.: Высш. образование: Юрайт, .-2015. -711с., 4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. / Иноземцев В.Л. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 2016. - 354 с. 5. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом [Текст]: учеб. пособие / М.: Юнити, 2018. - 364 с. 6. Галецкая Р.А.. Инновации в стратегическом планировании регионов с низким уровнем инновационного развития// Экономика. Налоги. Право. – 2016 г. – № 4. 7. Герасимов А.В. Инновационное развитие экономики: теория и методология// Очерки истории экономической мысли. М.: Вильямс, 2017. – 231 с. 8. Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития // ВЭ. —2015, -№ 12-. — С. 16-35 9. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций :учеб. для вузов / Учеб.- метод. объединение по образованию; Рос. экономическая акад. им. Г.В.Плеханова. -М.: КНОРУС, .-2016. -1 10. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий [Текст]: учебник / М.: Теис, 2017. – 305 с. 11. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Бузова И.А., Терехова В.В. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учебник / СПб.: Вектор, 2015. – 288 с. 12. Ескин К., Крутик А. Инновационная деятельности и новые открытия – государственная стратегия реформирования [Текст]: К. Ескин, А. Крутик. // Инновации. № 3-4. 2016. 13. Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2017 г.). — Пермь: Меркурий, 2017. — С. 38-40. 14. Измерение эффективности инновационной деятельности// Hollanders H., Celikel Esser F. Measuring innovation efficiency// INNO-Metrics Thematic Paper, 2015, перевод с англ. 15. Ковалев В. Инновации и стратегии развития // Проблемы теории и практики управления.- 2014.-№ 4.-С.90-94 16. Крылов Э.И., Власова В.Н., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия [Текст]: Учеб. Пособие / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2016. 17. Магомедгаджиев Ш.М. анализ динамики и прогнозирование показателей инновационной деятельности и информатизации регионов скфо // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12–7. – С. 1492-1497; 18. Милославский И. Новизна с последствиями//Известия 2016 г., -№7-: 19. Мухамедьянов А.М. Инновационный менеджмент. Инфра-М: Москва, 2014. 20. Мыльцева О.П. Оценка эффективности инноваций на предприятии // Российское предпринимательство. — 2015. — № 10 Вып. 2 (121). — c. 86-91 21. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом [Текст]: 2018. № 4. С.17-23. 22. Попов В.Л. Управление инвестиционными проектами [Текст]: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2017.- 336 с. 23. Портер. М. Д. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Вильямс, 2013. 24. Прокопенко Е.С. Условия и факторы результативного функционирования региональной инновационной системы : автореф. дисс. … канд. экон. наук. – РнД, 2015. Размещено на Allbest.ru 25. Расходы на НИОКР (в % от ВВП). Данные Всемирного банка за 2018 год.//http://data.worldbank.org/ [Электронный ресурс] : Дата доступа: 03.03.2020 26. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского — издание второе исправленное. — М., 2018. — С. 31. — 107 с. 27. Салин В.Н. Социально-экономическая статистика [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2014. – 461с 28. Санникова И.И. Оценка инновационного потенциала предприятия для управления развитием // Менеджмент в России и за рубежом.- 2017.-№3.-С.57-64 29. Тепман Л.Н. Инновационная экономика : учеб.пособие /, В. А. Напёров. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 120с. 30. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: АСТ, 2017. 31. Уваров А.Ф., Осипов Ю.М. Понятие термина «инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса.//Инновации, 2016. – №2, 84 – 86 с. 31. Фаенсон М. И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / М: МГУП, 2015. 100 с. 400 экз. 32. Фархутдинов Р.А.. Инновационный менеджмент /.Учебник – М, 2018. – 600с. 33. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. – 624 с. 34. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. МБ. Левина. — М.: ООО “Издательство ACT”: ОАО “ЛЮКС”, 2014. 35. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2016. - 318 с. 36. Чувахин Н. Йозеф Алоис Шумпетер (1883—1954). Теория экономического развития//Очерки истории экономической мысли. М.: Вильямс, 2016. 37. Чумаченко, Б. Стратегическое управление научно-технологическим развитием: опыт США / Б. Чумаченко, К. Лавров // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 2. 38. Шелюбская, Н. Новые направления инновационной политики ЕС / Н. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 4. 39. Шленов Ю.В. Управление инновациями: В 3 книгах. Книга 2: Управление финансами в инновационных процессах [Текст]: учеб. для вузов / М.: Высшая школа, 2017. -304 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 1.1. Понятие инновационной деятельности Тенденция развития ведущих индустриальных стран последнего десятилетия всё нагляднее демонстрирует непосредственное влияние научно-технического процесса на экономический рост и повышение благосостояния населения. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышение его эффективности. Всё это, в конечном счёте, определяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынке. Основоположником учения об инновациях считается Й. Шумпетер, его подход к определению инноваций считается классическим. По мнению Шумпетера, инновации – это технологически новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности . Следует отметить, что в настоящее время отсутствует общепринятое понимание и терминология инноваций. Так, например, Р.А. Фатхутдинов считает целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество он понимает как результат фундаментальных прикладных исследований и разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повешению её эффективности, а инновации – это конечный результат внедрения новшества, с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта . Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в инновации. В статистике выделяют несколько видов инновационной деятельности: 1. Научные исследования и разработки, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объёма знаний, а также поиска новых областей применения этих знаний. 2. Приобретение овеществленных технологий – машин и оборудования, прочих основных средств, необходимых для внедрения инноваций. 3. Приобретение не овеществленных технологий со стороны в форме патентов и бесплатных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищённых охранными документами, а также товарных знаков и других услуг технологического содержания. 4. Приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций. Программные средства, помимо программ для ЭВМ, могут включать офисные приложения, языки программирования и средства для разработки приложений, издательские системы, коллекции изображений и т.п. 5. Производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов. 6. Технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определённой части технологического процесса (инструмента, приспособлений и т.п.). 7. Обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций. 8. Маркетинг, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов, работ, услуг к различным рынкам и рекламную компанию . Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): 1. Фундаментальные (понимают экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний, без какой-либо конкретной цели). Их результат – информация об открытых законах, новых теориях, гипотезах, методах. 2. Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения практических задач, определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований. 3. Разработки (понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, направлены на создание новых либо значительное усовершенствование существующих материалов, продуктов или устройств, процессов, услуг систем или методов) . Экономико-статистический анализ инноваций предполагает их правильную классификацию. Первоначальный подход к классификации инноваций был сформулирован Й. Шумпетером ещё в начале ХХ в. Он предложил различать пять типов инноваций: введение нового продукта; введение нового метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. Однако в современной статистике особое внимание уделяется технологическим инновациям, обусловленным новыми либо существенно усовершенствованными научно-техническими решениями. В промышленности рассматриваются два типа технологических инноваций: 1) Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. К технологически новому продукту можно отнести микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. 2) Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, в том числе методов передачи продукции. Такие инновации могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на применении результатов исследований и разработок. Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на: продуктовые инновации (применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих); получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); процессные инновации (новая технология производства); более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). С позиции новизны для рынка различают инновации: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Новейшим достижением статистики является изучение, наряду с технологическими, организационных инноваций, предусматривающих изменения в системе организации и управления на предприятиях. В их составе рассматриваются разработка и реализация новой или значительно усовершенствованной корпоративной стратегии, внедрение современных методов управления, в частности на основе информационных технологий, новых организационных структур, систем контроля качества, сертификации продукции, методов организации труда и логистики. 1.2. Инновации как фактор развития экономики Инновация это не всякое новшество или нововведение, а то, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы . Обобщённо понятие применяется также и к творческой идее, которая была осуществлена. «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей. Инновация является результатом инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Т.е., необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической). Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. ? Инновации подразделяются на следующие видовые категории: ? Технологические – получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим. ? Социальные – процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса). ? Продуктовые – создание продуктов с новыми и полезными свойствами. ? Организационные – совершенствование системы менеджмента. ? Маркетинговые – реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность. Эти затраты (в % к ВВП) видны из таблицы 1. Таблица 1 Инвестиции правительств некоторых стран в научные исследования и инновационную деятельность (в % к ВВП) Страна %ВВП Германия 2,7 % США 2,8 % Япония 3,5 %, Белоруссия 0,74 % Россия 1,04 % Из таблицы видно, что развитые государства тратят на инновационную деятельность около 3% ВВП, а страны с переходной экономикой тратят значительно меньше. Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности. Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard — EIS) . Так же на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы : 1. Инновационные лидеры; 2. Инновационные последователи; 3. Страны-умеренные инноваторы; 4. Догоняющие страны. Тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий, называется инновационной экономикой (экономикой знаний, интеллектуальной экономикой) Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). Исследователи Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др. считают: для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство. Сейчас в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом – важнейшей составляющей инновационной экономики – входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 91 страница
2275 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 96 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 118 страниц
2950 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg