Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Гигиенические основы физических упражнений и спорта

happy_woman 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 20 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Гигиена физического воспитания и спорта способствует решению общих задач – сохранения и укрепления здоровья населения страны, формирования гармонического физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия. Знание и соблюдение основных гигиенических принципов, требований и рекомендаций по организации занятий физической культурой и спортом значительно повышают их оздоровительную эффективность и обеспечивают возможность достижения высоких спортивных результатов без ущерба для здорового благополучия спортсменов.
Введение

Истоки развития гигиены относятся к совсем глубокой древности. Еще у народов Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая наблюдались первые попытки создания нормальных и здоровых условий жизни. И уже в современное время гигиена является важнейшей составляющей жизни человека. Гигиена изучает связи и взаимодействия между человеком и окружающей его средой, а также влияние внешней среды (природных, бытовых, производственных, социальных факторов) на организм человека. На основании этого гигиена разрабатывает нормы и санитарные мероприятия по созданию наиболее благоприятных условий жизни и деятельности человека. В связи с высокой значимостью и актуальностью проблем сохранения здоровья спортсменов и занимающихся оздоровительной физической культурой знания основ спортивной гигиены являются неотъемлемой частью процесса занятия спортом. Гигиенические положения занимают такое большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, а также по подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………3 1. История возникновения гигиенических основ физических упражнений и спорта……………………………………………………………………………4-7 2. Гигиена физических упражнений и спорта–предмет, задачи и методы...7-10 3. Основы гигиены физических упражнений и спорта…………………….10-11 3.1. Личная гигиена…………………………………………………………..11-13 3.2. Рациональное питание…………………………………………………..13-16 3.3. Закаливание……………………………………………………………...17-18 Заключение…………………………………………………………………...19-20 Список используемых источников……………………………………………21
Список литературы

1. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. 2. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : Учебник тренера высшей квалификации. - Москва: Советский спорт , 2005. - 820 с. 3. Лаптев А.П./Mинх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учебное пособие для вузов. – Москва: Физкультура и спорт, 1998 г. – 288 с. 4. Решетников Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для вузов. – Москва: Мастерство, 2002 г. – 152 с. 5. Мишнева С. Д. Гигиена физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов направления подготовки. – Екатеринбург: УрГУПC, 2014 г.
Отрывок из работы

1. История возникновения гигиенических основ физических упражнений и спорта История возникновения гигиенических основ физических упражнений и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.). В 17 веке в трудах К. Слaвинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся. Впервые эта система получила научное обоснование в 18–19 вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал П. Ф. Лесгафт. Его научно-педагогическая деятельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической академии. Он защитил диссертацию на степень доктора медицины «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию». Лесгафт заложил медикoбиологические основы учения о физическом воспитании, послужившие предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта. Ближайшим последователем Лесгафта был В. В. Гoриневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений. В дальнейшем научные исследования в области физических упражнений и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых. Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф. Лесгафта – А. Ф.Cулиманов (1919) и в Центральном институте – В. Е. Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми ректорами этих институтов. С 1930 по 1942 гг. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта руководил В. А. Волжинcкий. Именно его труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинcкий сформулировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений. В Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта научные исследования в области гигиены физического воспитания и спорта проводились также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л. И. Чулицкoй. Широкие исследования проводились в 30-х годах XX в. гигиенической лабораторией этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры. В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровительной целью. В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта. В последние годы получены ценные научные данные, позволяющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физической культурой и спортом с учетом возрастных, половых и профессиональных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся, климатических и других внешних факторов. Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности всей системы физического воспитания. Реализация оздоровительного принципа физического воспитания возможна лишь при условии, что педагог по физической культуре, тренер по виду спорта будут знакомы с основными положениями гигиены и усвоят, по выражению Ф. Ф. Эрисмана, «гигиенический способ мышления». Только зная о возможном неблагоприятном воздействии сниженной или избыточной двигательной активности, недостаточной или избыточной физической нагрузки, нерационального питания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок, можно получить нужный результат от занятий физическими упражнениями. Таким образом, студентам факультетов физической культуры и преподавателям физического воспитания, тренерам необходимы знания основ гигиены для правильной организации занятий физическими упражнениями, нормирования физических нагрузок, организации и материально-технического обеспечения тренировочного процесса в отдельных видах спорта, питания занимающихся и т. д. Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений. 2. Гигиена физических упражнений и спорта – предмет, задачи, цель и методы Гигиена физических упражнений и спорта – это учение о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов. На основе изучения влияния этих факторов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила. Они обеспечивают создание благоприятных условий для эффективности, общей и специальной (спортивной) работоспособности, уровня спортивных результатов без ущерба здоровью занимающихся. Предметом гигиены физических упражнений и спорта является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта. В результате многолетних научных исследований в области гигиены физических упражнений и спорта определены основные задачи: изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление; разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений. Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом. Методы гигиенических основ физических упражнений и спорта условно делятся на две основные группы: методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды, и методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие того или иного внешнего фактора. Рассмотрим метод санитарного обследования. На основании его результатов объективно оценивается санитарная ситуация, формируется рабочая гипотеза о возможном влиянии гигиенических факторов на здоровье населения. Объектом наблюдения может быть санитарное состояние населенного пункта, спортивных сооружений, дошкольных и школьных общеобразовательных учебных учреждений, источников водоснабжения и так далее. Обычно пользуются картами санитарного обследования, в которых перечисляются вопросы, подлежащие выяснению. Однако санитарное описание не позволяет получить количественную и качественную оценку факторов внешней среды. В связи с этим широко применяется комплекс химических, физических, бактериологических, радиологических, токсикологических, социологических, клинических, физиологических, биохимических и caнитaрностaтистичecких, математико-статистических методов исследования. Результаты исследований сопоставляются с соответствующими гигиеническими нормами и правилами, и на основании этого дается гигиеническое заключение о санитарном состоянии изучаемого объекта. Физические методы исследования позволяют оценить микроклиматические условия окружающей среды: уровень освещенности, шума, температуры и влажности, направления и скорости движения воздуха и так далее. Химические методы исследования необходимы для оценки химического состава воздушной среды и почвы, качества воды, биологической ценности продуктов питания и так далее. Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных заболеваний. Токсикологические методы исследования применяются для оценки действия различных химических веществ на организм человека и установления их предельно допустимых концентраций в воде, воздухе, почве. Клинические и физиологические методы исследования позволяют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, которые возникают при воздействии на него различных факторов внешней среды. Социологические и санитарно-статистические методы исследования дают возможность оценить количественные взаимодействия между факторами внешней среды и здоровьем и физическим развитием различных групп населения: рождаемость, заболеваемость, продолжительность жизни, смертность, а также другие показатели. Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или животных как 10 в естественных, так и в лабораторных условиях. Гигиенические требования реализуются различными путями. Один из них – санитарное законодательство. Для контроля над его выполнением установлен предупредительный и текущий санитарный надзор за проектированием и строительством городов, поселков, промышленных предприятий, спортивных сооружений, образовательных учреждений. В РФ предупредительный и текущий санитарный надзор поручен органам санитарно-эпидемиологического надзора. Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдельных отраслей: гигиена окружающей среды, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена труда, радиационная гигиена, военная гигиена, социальная гигиена, гигиена физической культуры и спорта. Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas – здоровье) – отрасль здравоохранения, содержание которой – разработка и проведение практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 3. Основы гигиены физических упражнений и спорта Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие солнечных лучей, воды, воздуха) являются средствами физического воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться только физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Гигиена – это наука о здоровье, о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний. В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин: социальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и другие. Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении. Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Гигиена физической культуры и спорта включает разделы: личная гигиена, закаливание, рациональное питание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности. Рассмотрим основные из них. 3.1. Личная гигиена Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, так как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений. Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха, а также других видов деятельности. Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильно соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего люди могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ. Основные правила организации суточного режима: подъем в одно и то же время; Выполнение УГГ и закаливающих процедур; Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 – 5 раз в день); Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время; Не реже 3 – 5 раза в неделю по 1,5 – 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой; Выполнение в паузах учебной деятельности (3 – 5 мин) и физических упражнений; Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 – 2 ч); Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время. Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, пищеварения, дыхания, кровообращения, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, а также уход за полостью рта и зубами. Гигиена одежды и обуви. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, которые предъявляет специфика занятий и правила соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы и теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую тeплопроводимоcть, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять форму после намокания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg