Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения

happy_woman 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Проблема исследования – создание каких педагогических условий на уроках в начальной школе позволяет эффективно развивать творческое мышление учащихся. Цель исследования - выявить и доказать эффективность условий развития творческого мышления в процессе обучения младших школьников. Объектом исследования является процесс обучения младших школьников. Предметом исследования являются условия развития творческого мышления младших школьников. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческого мышления младших школьников будет успешным, если: • применять игровые технологии, проектную деятельность; • использовать различные формы проведения творческих уроков; • использовать только положительную оценку результата творчества ребенка. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выявления наиболее эффективных условий развития творческого мышления младших школьников. 2. Выявить уровень развития творческого мышления младших школьников. 3. Доказать эффективность педагогических методов и условий формирования творческого мышления у младших школьников.
Введение

С рождения нам присущи определенные потребности. Одни – физиологические, потребность в безопасности, в принадлежности - необходимы человеку для выживания, другие возникают дополнительно в случае насыщения первых. Творчество помогает объединить эти потребности и решить проблему их удовлетворения. Способность к творческому мышлению находится не на первом месте в списке необходимых для выживания умений. Однако, в современных условиях, ребенок, имеющий всё необходимое и живущий в относительно безопасных условиях, среди любящих и признающих его людей, имеет гораздо больший потенциал развития. Увеличивающееся количество информации в сети Интернет требует от человека умения быстро перерабатывать её, выбирать самое главное и находить нестандартные решения. Творческое осмысление – это наиболее продуктивный способ познания мира. Следовательно, оно является источником прогресса для общества и отдельного человека. В связи с осознанием данных фактов произошла модернизация в сфере российского образования. В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее – ФГОС-2) репродуктивные методы отошли на второй план. Появляются различные новые технологии [20]. Также изменения поддерживаются и образовательными законодательными документами, такими, например, как закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.). Однако интерес к творчеству возник не в настоящее время. В древней Греции философы пытались объяснить явление творческого мышления. В двадцатом веке исследования были продолжены в Германии, России, Америке специалистами по нейрокибернетике и психологии. Несмотря на длительное внимание к предмету, не все его стороны хорошо изучены. Например, среди ученых нет согласия по поводу того, какие именно способности можно считать ведущими, чтобы назвать личность творческой. Также, на вопрос, являются ли эти способности врожденными или подлежат развитию, еще предстоит ответить однозначно в будущем. Видим противоречие – с одной стороны, возможности, предоставленные государством и теоретическая разработанность вопроса, достаточны. С другой стороны, отсутствие единой точки зрения на творческое мышление приводит к тому, что фактическое образование в начальной школе направлено на «усреднение» личности, обучение готовым правилам, что приучает школьников к стереотипам мышления.
Содержание

Введение….............................................................................................................. 3 ГЛАВА 1.Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников. 1.1.Понятие о творческом мышлении …………………………………………...6 1.2.Особенности творческого мышления у младших школьников.....................9 ГЛАВА 2.Развитие творческого мышления в учебной деятельности. 2.1.Методы творческого мышления.....................................................................11 2.2.Условия развития творческого мышления……………………………........17 Заключение……………………………………………………………………….24 Список литературы…………….………………………………………………...26
Список литературы

1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 2012. С.7. 2. Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 236 с. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. 4. Гальперин П.Я. О формировании творческих мышления.// Школьный психолог. – 1999. - № 8. 5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 368 с.: Серия «Мастера психологии». 6. Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании.- М., 2008. – 112 с. 7. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление.// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – С.149 - 152. 8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённой личности // Вопросы психологии. 2011. - №6. - С. 29-33. 9. Немов Р.С. Психология. – Кн.1. – М., 2001. - 215 с.. 10. Ниренберг Дж. Искусство творческого мышления. – Мн., 1996. - 94 с.. 11. Педагогика/ Под ред. Смирнова С.А. – М., 2000. - 143 с. 12. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления.- М., 2014. – 68 с. 13. Психология. Словарь\ Под ред. А.В. Петровского –М.:Политиздат, 1990.- 494 с. 14. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя/Н.Роджерс//Вопросы психологии, 2012, - №1.- С. 151 - 156. 15. Савенков А. И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. - 2012. - № 3. - С. 113 - 146. 16. Степанова М. Большие возможности маленькой школы, или кое-что о творческом мышлении.// Школьный психолог. – 1999. - №8. С. 24-25. 17. Тихомиров О. К. Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2014. - 316 с. 18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ под. ред. Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова.- М., 2012. - 193 с. 19. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества.- М., 2011. – 84 с. 20. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.- М., 2014. – 268 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников. 1.1. Понятие о творческом мышлении. Существует множество определений творчества. Трудность определения состоит в отсутствии абстрактного наполнения понятия. В философии творчество – порождение чего-то нового, не существовавшего ранее [2]. Словарь по психологии интерпретирует творчество как деятельность, итогом которой становится появление материальных и духовных ценностей, отличающихся необычностью, неповторимостью [13]. Также психологи считают, что для такой деятельности необходимо обладание конкретными личностными способностями, мотивами, знаниями и умениями. Педагог В.И.Андреев утверждает, что творчество – это направление человеческой деятельности, устремленное на разрешение противоречия, для которого требуются объективные и субъективные личностные условия, продукт которых обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью [2]. Не так давно творчество определялось только по результату деятельности. Сейчас педагогами и психологами признается достаточность и особая ценность творчества как процесса. В психологической науке понятие мышление – это наивысшая ступень человеческого познания, позволяющая приобретать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление можно разделить на три вида: -логическое мышление, которое оперирует результатами понятий, выступающих как логический процесс (суждения, умозаключения), который заканчивается выработкой знаковых моделей; -интуитивное мышление, используемое в практической деятельности на основе неосознанных восприятий, представлений и навыков; -дискурсивное мышление, воплощающее единство интуитивного и логического мышления. Хотя творчество по большей части является интуитивным, эффект его сформирован с помощью дискурсивного мышления. Если опыт человека обогащен готовыми логическими программами, решение проблемы происходит на логическом уровне и не требует эмоционального участия. Если же задача творческая, ранее не знакомая, сначала человек тоже пытается применить к ней известные логические схемы, но решение её теперь возможно лишь с помощью интуиции. Таким способом формируется интуитивная модель ситуации, приводящая к интуитивному решению. Творческое мышление (по О.К.Тихомирову) - вид мышления, относящийся к созданию субъективно нового продукта и изменениями в самой познавательной деятельности для его создания. Творческое мышление необходимо отделять от использования готовых знаний и умений, называемого репродуктивным мышлением [17]. Н.Роджерс утверждает, что это особое мышление свойственно всем индивидам и оно проявляется в способности к избирательному поведению [14]. «Творчество» личности подразумевает способность обнаруживать неизвестные ранее решения проблем. Исходя из этой точки зрения, мы можем предполагать наличие творческого мышления у детей. Хотя их личность достаточно развита, но мышление еще находится в развитии. В результате исследований мышления индивида была выделена его особая разновидность. Она включала в себя способность отходить в мышлении от общепринятых схем, ускоренно находить выход из проблемных ситуаций. Эта способность была названа креативностью. В настоящее время понятие «креативность» используется как синоним понятия «творческое мышление». П. Торренс описывает креативность как некий упорядоченный процесс: -ощущение проблем, недостатка информации; -построение догадок и формулирование гипотез, касающихся этих недостатков, анализ и оценивание этих догадок и гипотез, возможность их пересмотра и, наконец, обобщение результатов [18]. Если сделать попытку связать креативность и интеллект младшего школьника, то можно обнаружить два научных подхода: Первый – креативность может существовать независимо от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев). Иногда приверженцы этой теории идут на незначительные уступки, допуская, что между ними есть минимальная связь. Второй – прямая связь развития интеллекта и креативных способностей. При слаженной работе всех психических процессов происходит акт решения творческих задач. Такое решение проблемы объясняет подход В.Н. Дружинина: творческий процесс не является особым видом активности психики, а творческие способности включаются в общие способности [5]. Этой точки зрения придерживаются практически все специалисты, изучавшие интеллект (Д.Векслер, Р.Стернберг, Р.Уайсберг и др.). Нам близок второй подход, и на него мы будем опираться в своей работе. Итак, исходя из вышеперечисленных понятий, сформируем понятие «творческое мышление младшего школьника». Творческое мышление младшего школьника – это способность анализировать возникающие в процессе обучения проблемы, устанавливать системные связи, видеть противоречия, находить для них решения и прогнозировать возможные варианты развития ситуации. В младшем школьном возрасте ребенок готовится к творческому труду. Именно в начальной школе складываются интересы, формируются потребности, которые впоследствии лягут в основе творчества. Развитие происходит в процессе обучения и воспитания. Поэтому необходимо развивать творческое мышление системно. 1.2. Особенности творческого мышления у младших дошкольников. Развитие творческого мышления в условиях внедрения ФГОС включает все виды универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных. Более подробно рассмотрим возрастные особенности мышления младших школьников. Мышление является главным психическим процессом у ученика начальной школы, в отличие от дошкольника. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. Если в первые два года активно используются наглядные образцы, то в следующих классах объем такой работы заметно сокращается. В конце начальной школы проглядываются индивидуальные различия в мышлении детей. Психологи объединяют их в три группы: теоретиков, для которых учебные задачи легки в решении с помощью слов, практиков, требующих наглядности и художников, мыслящих яркими образами. У большинства детей наблюдается равновесие между этими видами мышления. Для формирования теоретического мышления у учащегося очень важно сформировать базу научных понятий. Как это сделать? Если мышление отражает важные свойства и признаки предметов, то это даёт возможность делать обобщения, выводы, проводить аналогии, строить умозаключения. На основе этих логических операций у ребёнка начинают формироваться элементарные научные понятия [20]. Теоретическое мышление впоследствии позволяет ученику решать задачи, и он уже будет ориентироваться при этом именно на существенные признаки. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творческого мышления. П.Б.Блонский точно отметил, что детский вымысел сам по себе скучен, ребенок подвластен своей бедной фантазии [18]. Он считал, что главным фактором развития творческого мышления является накопление опыта. Творческая деятельность ребенка прямо зависит от наполненности его прошлого опыта. Отсюда вытекает важнейший вывод – чтобы развивать творческое мышление, необходимо прежде позаботиться о развитии круга интересов, о создании базы чувственного опыта. По своему объективному значению открытие ребенка чаще всего не ново. Однако бывают ситуации, когда ученик додумался до какого-то открытия самостоятельно, не копируя известное. И это уже значительный шаг. Для него это открытие является субъективно новым. Также особенностью является то, что ребенок некритичен к своему результату творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, условиями, требованиями. Однако развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети. Еще одна уникальная черта – развитие мышления в школьном возрасте напрямую связано с развитием речи. Поэтому важная задача – обучение детей словесному описанию решения возникшей проблемы. Нельзя не учитывать социальную среду, в которой формируется личность. Более того, ее необходимо активно создавать для этого условия. Поэтому развитие творчества в человек зависит от возможностей, предоставленных обществом для воплощения те скрытых возможностей, которые есть у каждого. Научное понимание вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее, как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [3]. Глава II. Развитие творческого мышления у младших школьников. 2.1. Методы творческого мышления. Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М. Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное. В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями [4]. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлон) и в трудах Ж. Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и многие другие. П.Я. Гальперин внес в соответствующую область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами. Что же касается творческого мышления, то «ученый проанализировал поведение испытуемых при решении творческих задач – и пришел к такому выводу – Они, бегло ознакомившись с задачей, как правило, немедленно приступают к ее решению на основе наспех составленных догадок, в которых не все условия учитываются: верные догадки появляются наряду с неверными. Процесс решения творческих задач выглядит следующим образом: беглое ознакомление с условиями; беспорядочные пробы; многократное возвращение к отвергнутым методам; решение как инсайд, озарение [4]. Гальперин считал, что нужно «учить не творчеству, не построению догадок, а только предваряющему и облегчающему их исследованию поля, в котором творчество должно развернуться» [4]. Он выделил «правила» решения творческих задач. «Первое и главное: не бросаться решать, а прежде всего, тщательно исследовать задачу: 1. Переписывать условие и вопросы задачи столбиком. 2. Установить точное значение каждого положения (вопрос/условия). 3. По возможности начертить объективное соотношение условий задачи (графики – схемы). 4. Установить количественные и качественные варианты условий: – связь между изменением одного (одних) условия с изменением других; – компенсацию изменений одних условий изменением других. 5. Исключить – обоснованно! – невозможные предположения. 6. Каждую новую гипотезу, попытку опробовать на новом чертеже и проверять с разных сторон» [4]. Наряду с естественными путями индивидуального развития мышления существуют и формы групповой умственной работы, стимулирующие творческие способности. Одна из методик организации и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название «брейнсторминг» (буквально «мозговой штурм») [10].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Искусство, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Искусство, 43 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Искусство, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Искусство, 25 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg