Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Лица, участвующие в административном судопроизводстве

happy_woman 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Объектом диссертационного исследования являются правовое регулирование и принципы административного судопроизводства в отношении лиц, участвующих в административном судопроизводстве. Определен предмет исследования – действующее законодательство в отношении лиц, участвующих в административном судопроизводстве и складывающаяся правоприменительная практика. Методологическую основу исследования составляют специальные методы научного исследования: исторический, логико – юридический, анализ и синтез, обобщение, а также метод сравнения. Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Структура работы представлена введением, четырьмя главами, которые разбиты на разделы, заключением и списком использованных источников. В первой главе рассматривается понятие и классификация субъектов административного судопроизводства. Во второй главе рассматривается стороны в делах административного судопроизводства. Во третьей главе анализируются правовое содержание прав и обязанностей лиц, участвующих в административном деле. В четвертой главе исследуется понятие надлежащей и ненадлежащей стороны.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Далее КАС РФ, КАС) действует непродолжительное время. В настоящий момент уже сформировался ряд проблем. Отсутствует единый механизм осуществления административного судопроизводства. Сформулирована цель исследования – комплексное исследование лиц, участвующих в административном судопроизводстве как субъектов административного процессуального права. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - исследовать понятия и классификации субъектов административного судопроизводства; - охарактеризовать лиц, участвующих в административном судопроизводстве; - установить правовое содержание прав и обязанностей лиц, участвующих в административном судопроизводстве; - рассмотреть особенности лиц, участвующих в административном судопроизводстве.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Гл. I. Понятие и классификация субъектов административного судопроизводства………………………………………………………………..5 Гл. II. Стороны в делах административного судопроизводства…………….17 2.1. Заинтересованные лица в делах административного судопроизводства………………………………………………………………..21 2.2. Прокурор в делах административного судопроизводства…………….....24 2.3. Участие в делах административного судопроизводства лиц, защищающих неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы………………………………………………………...35 Гл.III. Правовое содержание прав и обязанностей лиц, участвующих в административном деле…………………………………………………………48 Гл. IV. Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны…………………….54 4.1. Процессуальное соучастие…………………………………………………59 4.2. Процессуальное правопреемство………………………………………….64 4.3 Лица содействующие правосудию…………………………………………71 Заключение……………………………………………………………………….73 Список использованной литературы……………………………………...……78
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 г.) 2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 (ред. от 22.07.2017 г.) 3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 (в ред. от 23.07.2018 г.) 4. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) 5. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. от 22.01.2019 г.) 6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ от 05.08.2000 (в ред. от 27.12.2018 г.) 7. Федеральный закон от 2.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 06.03.2019 г.) «Об исполнительном производстве». 8. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» (в ред. от 09.02.2012 г.) 9. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2003 № 2 (в ред. от 10.02.2009) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ». 10. Статья: О некоторых проблемах определения круга лиц, участвующих в административном деле (Зуева Л.Ю.) ("Административное право и процесс", 2019, N 2) из информационного банка "Юридическая пресса". 11. Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости») 12. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». 13. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе». 14. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.01.2003 №8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». 15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации". 16. Научная литература: 1. Административное судопроизводство: Практикум: Учебное пособие / Под ред. В.В. Яркова, К.А.– М.: Статут, 2016. 2. Арбитражный процесс: учебник / отв. ред. В.В. Ярков. - 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : СТАТУТ, 2017. — 752 с. 3. Бычков, А.И. Актуальные проблемы судебного разбирательства / А.И. Бычков. — Москва : Infotropic Media, 2016. — 480 с. 4. Гражданский процесс: учебник / Д.Б. Абушенко и др.; отв. ред. В.В. Ярков — Москва : СТАТУТ, 2017. — 702 с. 5. Рожкова М.А. Актуальные проблемы унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства: монография / под общ. ред. М.А.Рожковой. - М.: ИЗиСП: ИНФРА-М, 2015. - 304 с. 6. Щеглов В.Н. Законность и обоснованность судебного решения по гражданско-правовому спору. Новосибирск, 1958. 7. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть. М.: Норма, 2010. 8. Решетникова И. В. Справочник по доказыванию в административном судопроизводстве / И. В. Решетникова, М. А. Куликова, Е. А. Царегородцева. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2018. 9. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / под ред. И. В. Решетниковой. – 6 е изд., доп. и перераб. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. 10. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Нечаева; рук. авт. колл. В.В. Ярков - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 816 с. 11. Мартынов А.В. Участники административного судопроизводства: понятие, виды и сравнительная характеристика с другими участниками судебных процессов // Административное право и процесс. – 2015. – № 11. – С. 53-62. 12. Соловьёв А.А. Общие положения о представительстве в административном судопроизводстве Российской Федерации // Вестник гражданского процесса. – 2017. – № 3. – С. 51–73. 13. Под ред. Лебедева М.Ю.-ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС 8-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-231
Отрывок из работы

Гл. I. Понятие и классификация субъектов административного судопроизводства Рассмотрение административного дела невозможно без привлечения самого разного круга его участников, каждый из которых сообразно своему процессуальному положению наделяется определенным кругом прав и обязанностей, обладает возможностью либо не имеет возможности влиять на динамику административного судопроизводства. Таким образом, субъекты административного судопроизводства - это участники возникающих при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства процессуальных отношений. Субъекты административного судопроизводства в зависимости от степени влияния на исход дела, характера заинтересованности имеют разное процессуальное положение. Поэтому субъекты административного, как и гражданского, судопроизводства подразделяются на три группы: 1) суды; 2) лица, участвующие в деле; 3) лица, содействующие осуществлению правосудия. Суд как субъект административного судопроизводства. Суд занимает особое положение в процессуальных отношениях. Понятие суда охватывает суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом полномочия судов осуществляют назначенные в установленном законом порядке судьи. Правовое положение суда в административном судопроизводстве характеризуется соединением в его лице двух качеств: с одной стороны, суд - участник процессуальных отношений, с другой - суд выступает в качестве органа, наделенного правомочием разрешать все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением конкретного дела. Суд для участия в судебном административном процессе наделяется самыми разнообразными властными полномочиями, образующими в совокупности его компетенцию. Компетенция как основание участия суда отражает властное начало судейской деятельности и его правовой статус. Лица, участвующие в деле. К числу указанных лиц согласно ст. 37 КАС относятся стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Правовое положение лиц, участвующих в деле, характеризует прежде всего наличие юридической заинтересованности в исходе административного дела. Кроме того, лица, участвующие в деле, наделены с целью защиты их прав и охраняемых законом интересов возможностью принимать активное участие в административном судопроизводстве при рассмотрении судом всех материально-правовых и процессуально-правовых вопросов по делу. Лица, участвующие в деле, могут активно влиять на развитие судебного административного процесса по конкретному делу, вправе высказывать и обосновывать свои суждения в ходе судебного заседания по всем вопросам, возникающим в ходе процесса, в том числе путем подачи жалоб. Права и обязанности лиц, участвующих в деле. Сообразно правовому статусу лиц, участвующих в деле, с учетом их заинтересованности в исходе дела в административном процессуальном законодательстве закреплен широкий круг их правомочий. В соответствии со ст. 45 КАС лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии; заявлять отводы; представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам судебного процесса; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; знакомиться с особым мнением судьи по административному делу; обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов; пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными КАС. В частности, лица, участвующие в деле, вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет в порядке, установленном ВС РФ, представлять в суд сведения в виде электронных документов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями. Они также вправе по их ходатайству получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Важно подчеркнуть, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влекут за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС. Краткая характеристика лиц, участвующих в деле. Указанные лица представляют собой сложную по составу группу субъектов административного судопроизводства. При характеристике сторон важно обратить внимание на то, что административный истец и административный ответчик являются основными участниками процесса по конкретному делу. В связи со спором между ними возникает судебный административный процесс, и перед судом стоит задача разрешить его. Стороны полностью равноправны в своем правовом положении, их интересы одинаково защищаются административным процессуальным законодательством. Заинтересованные лица - это лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Они схожи по своему статусу с третьими лицами в гражданском судопроизводстве по ГПК и АПК. Однако КАС прямо не выделяет третьих лиц как участников административного судопроизводства. Особое место в административном судопроизводстве занимает прокурор. Он вправе участвовать в судебном административном процессе путем подачи административного искового заявления, возбуждая дело либо вступая в уже начатый процесс для дачи заключения по административному делу. Своеобразие процессуального положения органов, организаций и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, заключается в защите ими в суде интересов не собственных, а других лиц, неопределенного круга лиц либо группы лиц. В административном судопроизводстве наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители, лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания (ст. 48 КАС РФ). Представительство в суде. Законодатель предоставляет гражданам, организациям, общественным объединениям, органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в административном судопроизводстве, не связывая возможность реализации этими субъектами данного права необходимостью заключать соответствующие договоры на оказание юридической помощи лишь с лицами, осуществляющими такую деятельность только на профессиональной основе (адвокатами). К лицам, которые могут быть представителями в суде, предъявляются определенные требования: ими могут быть только полностью дееспособные физические лица, не состоящие под опекой или попечительством, имеющие высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС РФ). К таким лицам, в частности, относятся адвокаты, которые в силу ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не могут приобрести этот статус без высшего юридического образования. Для участия в рассмотрении судом административного дела представители обязаны представлять не только документы, удостоверяющие их статус и полномочия, но и документ об образовании. В российском административном судопроизводстве существует два вида представительства: по соглашению заинтересованных лиц (договорное) и в силу закона (законное). В первом случае в качестве представителей могут выступать адвокаты; во втором — близкие родственники, а также должностные лица предприятий, учреждений и организаций, представляющие интересы последних в силу своего должностного положения (руководители, юрисконсульты и т. п.)42. Так, ч. 4 ст. 54 КАС РФ определяет случаи, когда адвокат выступает представителем по назначению суда. К ним относятся, например, случаи, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя. Для большей объективности и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства, направления судебного процесса в правовое русло предусмотрено обязательное ведение ряда административных дел с участием представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Например, дела об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемые в Верховном Суде Российской Федерации, верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа, граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут через представителя. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов (ст. 54 КАС РФ). Полномочия представителя по своему содержанию могут быть общими и специальными. К общим полномочиям относятся процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени представляемого, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 56 КАС РФ представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым. К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами административного дела, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и иные, связанные с возможностью участия в судебном процессе Специальные полномочия — это те полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. К ним относятся полномочия, перечисленные в ч. 2 ст. 56 КАС РФ, т. е. право представителя: - на подписание административного искового заявления и возра-жений на административное исковое заявление, подачу их в суд; - на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; - на подачу встречного административного искового заявления; - на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела; - на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска; - на изменение предмета или основания административного иска; - на передачу полномочий представителя другому лицу (пере-доверие); - на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; - на обжалование судебного акта; - на предъявление исполнительного документа к взысканию; - на получение присужденных денежных средств или иного имущества. Указанные полномочия должны быть специально оговорены в доверенности. Лица, содействующие осуществлению правосудию (ст. 48 КАС). В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания. Какими-либо существенными правами лица, содействующие осуществлению правосудия, не наделены. В первую очередь их правовой статус в судебном административном процессе определяется выполнением возложенных на них процессуальных обязанностей. Например, свидетель обязан правдиво сообщить суду известную ему информацию по вопросам, имеющим значение для дела. Эксперт обязан подготовить экспертное заключение по вопросам, поставленным перед ним судом. Отдельные лица, содействующие осуществлению правосудия, имеют и определенные процессуальные права, наделение их которыми связано с созданием условий для более успешного выполнения возложенных на них обязанностей. Например, эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами административного дела, относящимися к объекту исследования. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность. Согласно ст. 5 КАС способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно КАС и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит: 1) гражданам, достигшим возраста 18 лет и не признанным недееспособными; 2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 до 18 лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан; 3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим; 4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста 18 лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители. Следует подчеркнуть, что для признания административной процессуальной правоспособности и дееспособности (правосубъектности) за организациями нет необходимости в наличии статуса юридического лица, поскольку последний является основанием для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Правовое положение организаций в административных и иных публичных правоотношениях определяется их статусом как субъектов публичного права. Статус же юридического лица предоставляется, например, государственным органам для материально-технического обеспечения их деятельности и не связан с наделением административной процессуальной правосубъектностью. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации. Гл. II. Стороны в делах административного судопроизводства Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле - это лица, материально-правовой спор, которых становится предметом судебного разбирательства. Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле: 1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве - см., например, п. 3 ст. 1175 ГК); 2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 - 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо); 3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора. Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины "административный истец" и "административный ответчик", а в АПК - "заявители" и "заинтересованные лица". Административный истец - это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином. Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, - прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо. Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение. Административных истцов можно разделить на две условные группы: 1) субъекты, для наделения которых статусом административного истца не требуется специального указания в законе: - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства; -российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации; - общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами; 2) субъекты, возможность наделения которых статусом административного истца связана с прямым указанием закона: - органы государственной власти, иные государственные органы; - органы местного самоуправления; - избирательные комиссии, комиссии референдума; - иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица (например, Председатель ВС РФ при обращении в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка будет наделен статусом административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС). Административный ответчик - это лицо, к которому в судебном порядке предъявлено материально-правовое требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений. Обычно административным ответчиком становится тот, кто указан таковым в административном исковом заявлении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 96 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 89 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 94 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg