Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Виды психологической помощи.

happy_woman 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Цель исследования - охарактеризовать основные виды психологической помощи и показать эффективность психологического консультирования мето-дом трансактного анализа. Объект исследования - психологическое консультирование, как наиболее эффективный вид психологической помощи Предмет исследования - виды и методы психологической помощи. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи работы: 1. Охарактеризовать понятие психологической помощи. 2. Привести типологию психологической помощи. 3. Определить основные характеристики психологического консультирования. 4. Охарактеризовать принципы организации психологического консультирования. 5. Описать применение в психологическом консультировании на конкретном примере транзактного анализа.
Введение

В психологическом консультировании нуждаются разные люди и обра-щаются за помощью по различным проблемам, поэтому психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью. Актуальность темы работы обусловлена значимостью психологической помощи в современных условиях жизнедеятельности людей. Одна из наиболее актуальных областей психологии в настоящее время - психология зависимости. Зависимое (аддиктивное) поведение в широком смысле слова - это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Учение о зависимостях (аддиктология) сформировалось на стыке психологии и медицины. Наряду с научным поиском и совершенствованием средств борьбы с традиционными видами зависимостей, такими как наркотическая, алкогольная или табачная, повышается интерес к изучению и других, нехимических, зависимостей, что дает более широкое представление о феномене аддикции. Фактически подчеркивается многообразие способов «ухода» человека от реальной жизни путем изменения своего психического состояния. Самые распространенные и опасные зависимости - алкогольная, наркотическая и игровая. Но жизнь не стоит на месте, современные достижения техники и ценности переворачивают нашу жизнь и порождают новые виды аддикции - компьютерную (пристрастие к компьютерным играм, навязчивый веб-серфинг, киберсексуальную зависимость, патологическуюзависимость к социальным сетям), шопоголизм, анорексию и прочие.
Содержание

Введение 3-4 1. Общая характеристика психологической помощи 1.1. Понятие психологической помощи 4-5 1.2. Типология психологической помощи 5-9 2. Психологическое консультирование, как основной вид психологической помощи 2.1. Основные характеристики психологического консультирования 9-14 2.2. Принципы организации психологического консультирования 15-23 2.3. Применение в психологическом консультировании транзактного анализа 25-26 Заключение 27-28 Список использованных источников 29-30
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию [Текст]/Г.С. Абрамова. - М.: Изд. центр «ACADEMIA», 2001. - 480 с. 2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд.2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с.; 2004. - 458с. 3. Берн Э.Транзактный анализв психотерапии/Э.Берн. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. - 272 с. 4. Капустин, С.А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотера-пии и психологическом консультировании [Текст]/С.А. Капустин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 240 c. 5. Кононова Д. Применение трансактного анализа в лечении клиентов с нару-шением пищевого поведения [Электронный ресурс] /Д. Кононова. - Режим до-ступа: https://www.b17.ru/article/54037/ 6. Лысенко, Е.М. Групповое психологическое консультирование [Текст] / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Владос, 2010. - 160 c. 7. Лысенко, Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование. Краткий курс лекций [Текст] /Е.М. Лысенко. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 162 c. 8. Майленова, Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании [Текст]/Ф. Майленова. - М.: КСП+, 2013. - 416 c. 9. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза [Текст]/И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 352 с. 10. Мартынова, Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение [Текст]/Е.В. Мартынова. - М.: Генезис, 2015.-384 с. 11. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование [Текст] / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2015. - 112 c. 12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2001. - 464 с. 13. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. - 640 с. 14. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2016. - 528 c. 15. Страхов, И.В. Вопросы психологической типологии [Текст] / И.В. Страхов. - М.: Саратовский государственный педагогический институт, 2016. - 280 c. 16. Трунов, Д. Индивидуальное психологическое консультирование [Текст] / Д. Трунов. - М.: Этерна, 2013. - 384 c.
Отрывок из работы

1 Общая характеристика психологической помощи 1.1 Понятие психологической помощи Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности, которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Уже такое, предварительное, хотя и очевидное, допущение требует, в свою очередь, уточнения границ понятий «психика», «психическое». И здесь, думается, небезосновательным критерием может послужить широко распространившееся в последние десятилетия, как в отечественной, так и в зарубежной психологии представление о человеке как о трехуровневом единстве: физическом, психоэмоциональном и духовном. Как указывает И.В. Страхов, психологическая помощь это область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме, поэтому понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразия и многогранности которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой. Что же является определяющим в содержании психологической помощи? Уже в первом приближении к характеристике объема и содержания данного понятия, в отвлечении от разнообразных позиций, исследований и воззрений в отношении проблемы нетрудно представить главное: содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия. 1.2. Типология психологической помощи Виды психологической помощи можно разделить на: индивидуальные и групповые. Суть индивидуального метода состоит в том, что человек, желаю-щий получить психологическую помощь, общается напрямую со специалистом. Важные условия получения эффекта от данного вида помощи - это желание самого клиента получить психологическую помощь. Когда человека силой направляют на консультацию, или, хуже того, приходят вместо него, то эффект будет минимальным, или его вообще может не быть. Человек должен быть замотивирован на помощь. Максимальная открытость и искренность при общении с психологом. Настрой на действия и готовность решать свою проблему. Человек должен понимать, что за него никто не сможет решить его же проблему. Групповые методы всегда предполагают «терапию действием», то есть разыгрывание ситуаций, связанных с решаемыми проблемами, где каждый член группы должен быть активным участником. Социально-психологический тренинг предполагает групповую психоло-гическую работу по развитию значимых личностных качеств, установок, уме-ний и навыков, в первую очередь, связанных с межличностным общением. Основные формы работы в тренинге - это упражнения и ролевые игры. Ролевая игра предполагает моделирование реальных ситуаций с целью трени-ровки определенных навыков и дальнейшего перенесения их в жизнь. Групповая психотерапия - отличается от тренинга более глубоким погружением участников в работу над своими установками и комплексами. Чаще всего имеет длительный цикл занятий. Виды психологической помощи разграничить нельзя, потому что в некоторых случаях они могут пересекаться. Но есть несколько критериев, которые помогают выделить основные виды психологической помощи. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение раз-личного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлич-ностных отношениях, а также глубинных личностных проблем. Виды профилактической помощи: - психопрофилактика(предупреждение); - психологическое просвещение(в консультировании, впсихопрофилактике- лекции, семинары). - психодиагностика(выявление проблем и иных психологических показателей); - психологическое консультирование(психологическая помощь людям, нахо-дящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала); - психотерапия(направлена на решение глубинных личностных проблем и глу-бинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая; - психиатрия(медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути); - психокоррекция(восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт). Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг; психотерапия. Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тему обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приема он узнает, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребенка, если родители хотят узнать что-либо о своем скрытном ребенке-подростке и т.д. В некоторых странах несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д. Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи, по Ю. Алёшиной, традиционно выделяют следующие: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Психологу - консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента, стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь. 2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которые могут позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека. 3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст ее протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время какпсихолог - обычно выступает как эксперт в других обла-стях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет - значит принять от-ветственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях. 4. Анонимность, означающая, что никакая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, суще-ствуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога. 5. Разграничение личных и профессиональных отношений- это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Известно, что на профессио-нальные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а, следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи. 2. Психологическое консультирование, как основной вид психологической помощи 2.1 Основные характеристики психологического консультирования Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологи-ческой помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Психологическое консультирование решает следующие основные задачи: 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента.) 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в бу-дущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики). 7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно не-обходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное упо-требление которых возможно самим клиентом без специальной психологиче-ской подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.) Так как в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое кон-сультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию. Прежде всего, выделим так называемоеинтимно-личностное психологи-ческое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей, такие как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало, хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психо-логического консультирования -семейноеконсультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. Третий вид консультирования - психолого-педагогическое. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами, и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других вопросов. Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования -деловоеконсультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п. Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например, в том, что одинаковые по своей психоло-гической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 42 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg