Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Реализация игровых технологий в воспитательном процессе образовательной организации

happy_woman 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Цель исследования - выявить уровень влияния игровых технологий на процесс воспитания детей. Объект исследования: воспитательный процесс школы Предмет исследования: особенности применения игровых технологий в воспитательном процессе школы Задачи исследования: 1. Уточнить основные понятия - «игра», «игровые технологии»; 2. Определить сущность воспитательного потенциала игровых технологий; 3. Определить особенности применения игровых технологий в различные возрастные периоды. 4. Выявить особенности применения игровых технологий в процессе воспитания школьников на уроках физической культуры и во внеурочной работе.
Введение

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакоетворческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью. В современных условиях ФГОСа обучения всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий. Важной задачей образования становится развитие у обучающихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения. Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Недостаточное использование элементов игры в образовательном процессе замедляет процессы развития умственной деятельности и восприятие изучаемого материала. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игровые технологии обладают большими воспитательными возможностями. В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Проблемы детской игры интересовали психологов и педагогов различных времен. Исследованием игры занимались Э. Берн, Л.С. Выготский, Б.В. Куприянов, Е.В. Титова, Й. Хейзинг, С.А. Шмаков Д.Б. Эльконин и др. Внимание ученых привлекало использование игры в учебно-воспитательном процессе на различных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности. В современной педагогической литературе практически не рассматривается вопрос, связанный с особенностями использования игровых технологий в старшем школьном возрасте.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в воспитательном процессе образовательной организации …………………..…6 1.1. Понятие «игра» и «игровые технологии» в психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………..6 1.2. Воспитательный потенциал игры………………………………………….13 Глава 2. Использование игровых технологий в воспитании обучающихся…17 2.1. Игровые технологии в младшем, среднем и старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...17 2.2 Особенности применения игровых технологий в процессе воспитания школьников на уроках физкультуры и во внеурочной работе………………..20 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованной литературы………………………………………...…27
Список литературы

1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика N5 1993г стр.12-16. 2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. - М., 2001. - 384 с. 3. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. - Мн., 1995. - 239 с. 4. Владиславский В. Все начинается с детства. - Мн.: Выш. Шк., 1989. - 192 с. 5. Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции//Советская педагогика N4, 1991г. с.132-136. 6. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения//Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122. 7. Климович О.И. Командные интеллектуальные игры // Народная асвета. - Мн., 2006. - № 5. - 96 с. 8. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография/ Под ред. И.И. Фришман.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 120с. 9. Кушнерова С.Г. Использование корреляционного метода для изучения связей между эмпатией, креативностью и невротичностью // Псіхалогія. - Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2001. - № 2.- 86 с. 10. Литовченко В.Н., Макаренко А.Л. Особенности адаптации подростков в ситуации творческой деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. - Мн., 1999. - № 4. - 76 с. 11. Малахова И.А. Развитие личности. Способности к творчеству. В 2-х частях. Ч.1. - Мн.: Беларуская навука, 2003. - 158 с. 12. Методические рекомендации к урокам музыки. - М.: Музыка, 1971. - С. 160. 13. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - Научн.-исслед. Ин-т общей и психологической педагогики Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1992. - 100 с. 14. Овдей С.В., Козловская Л.И., Смолик А.И. и др. Социально-психологическая реабилитация населения искусством / Под ред. А.И.Смолика. - Мн.: Белорусский университет культуры, 1998. - 82 с. 15. Пальчевский Б.В., Фридман Л. Учебно-методический комплекс средств обучения // Советская педагогика N6 1991г ст.26-32. 16. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азаров Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В. и др.; под общей ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с. 17. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2006. - 592 с. 18. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 304 с. 19. Родевич Т.Н. Самореализация личности в процессе социокультурной деятельности // Сацыяльна-падагагічная работа. - Мн., 2002. - № 2. - С. 56. 20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2005. - 713 с. 21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с. 22. Сельченок К. Тайная миссия музыки. - Мн.: Харвест, 2003. - 750 с. 23. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96с. . 24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение. 2010. С. 7, 30-31. 24. Хозакевич М.Ф. Психологическая помощь детям Чернобыля //- Мн., 1994 .- № 4. - С. 41. 25. Хлестова О.В. Формы развития интеллекта учащихся // Народная асвета. - Мн., 2006. - № 3. - 96 с. 26. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. - Д.: Сталкер, 1998. - 400 с. 27. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика N2,1993г. стр.66-70. 28. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2015. 259 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в воспитательном процессе образовательной организации. 1.1. Понятие «игра» и «игровые технологии» в психолого-педагогической науке. Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания[11]. Как правило, у детей к подростковому возрасту свертывается интерес к творчеству, подросток начинает критично относиться к нему. Взрослый человек, который уже совершил выбор одного из возможных жизненных путей, живет в сфере узкого канала воронки, а игра позволяет ему в условном плане прочувствовать другие возможные варианты жизни, которые не использовались в реальном плане. Умение людей входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу общения, создаёт настроение окружающим[8]. Игра – это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения [16]. С детства люди привыкли слышать: «хватить играть, пора делом заняться». С детства лепится жесткий стереотип: игра – это то, что несерьёзно. Игра отождествляется с тем, что «легкомысленно», что «развлечение». И взрослые люди компенсируют отсутствие игры многозначительными хобби, погружением в созерцание телевизионных программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным «болением» и т.п. И еще одна немаловажная причина. Игра (как внешняя, так и внутренняя) требует определенных душевных усилий. Компенсирующие игру занятия и увлечения более легки для ощущения. Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым[22]. Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, которое осуществляется через игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна. «Игра-эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей, а также способом передачи социально-культурного и исторического опыта. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм[15]. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений[3]. Игра – это потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее. Игра – великое изобретение человека. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [4]. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры. К.Д.Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» [10]. Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [20]. Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [9]. Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей. Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии. Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела[14,17]. В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций. Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой игры. Так, по мнению Д.Б.Эльконина, «игра» не является научным понятием в строгом смысле слова (это вывод выдающегося ученого, долгие годы занимавшегося психологией детской игры) [14]. Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к такому же выводу - точного определения человеческой игры нет. Игра – форма психического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности [10]. Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок [10]. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [10]. Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом [1]. Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [10]. Для рассмотрения игры как педагогической технологии следует обратиться к соответствующим научным подходам: • процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой»; • деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека; • технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся». Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. Чтобы сформулировать понятие игровой технологии, необходимо ввести понятие педагогической технологии. В педагогической литературе существует множество значений понятия технологии[1]. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. Технология — прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса [15]. Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е. Щуркова, дает описание ходов педагогического взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Ее «технологии» воспринимаются как опыт, тонкие ходы еще одного новатора, но их трудно, если не невозможно, повторить, переносить, так как они не формализованы в какой-то схеме, алгоритме [15]. Сказанное позволяет сформулировать признаки технологии более жестко: четкость и определенность в фиксации результата; наличие критериев его достижения; пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов воспитания [15]. Г.К. Селевко относит игровые технологии к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Под «активностью» подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и соответствием социальным нормам. В процессе воспитания принцип активности ребенка является основным. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном [10]. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В широком смысле слова под «методом» в педагогической науке понимается совокупность наиболее общих способов достижения педагогической цели. Под «приемом» - отдельно взятые педагогические действия, связанные с достижением педагогической задачи. Таким образом, игра как педагогический метод способствует стимулированию активности детей в различных видах деятельности и предполагает постановку цели, связанную с достижениями как материальных так и духовных результатов. В современной школе игровой метод используется как элемент более обширной технологии, как технология внеклассной работы. Реализация игровых приемов происходит по следующим направлениям: • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; • воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры; • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую; • успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом. Таким образом, под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели. Данное понятие тесно связано с методикой. Но в отличие от нее предполагает разработку содержания и способов организации игровой деятельности учащихся[18,22,28]. Таким образом, понятия игры и игровой технологии взаимосвязаны. Игра – это своеобразный вид деятельности. Игровая технология представляет собой цепочку этапов организации этой деятельности. Использование игровых технологий в воспитании учащихся обусловлено множеством факторов. Прежде всего, это огромный воспитательный потенциал игры. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность ребенка. 1.2. Воспитательный потенциал игры Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений[7]. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в её добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом[19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg