Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследование конкурентной среды предприятия.

happy_woman 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методиче-ских аспектов конкурентной среды предприятия и их решение в зависимости от сложности ситуации деятельности ООО «Якитория» для повышения ре-зультативности прибыли, числа потребителей и качества функционирования. В данной работе я рассмотрю, какова конкурентная среда в ресторанном бизнесе и что оказывает на нее положительное и отрицательное давление, на примере одной из наиболее востребованных сетей японской кухни «Яки-тория». Основные задачи для достижения цели: 1. исследование теоретических и методических аспектов маркетинговой деятельности предприятия; 2. Исследование конкурентной среды предприятия по принципу сравне-ния ООО «Якитория» с прямыми конкурентами, swot-анализа и пяти конкурентных сил по Портеру; 3. выявление специфики и эффективности маркетинговой деятельности предприятия; 4. проведение анализа внешней и внутренней среды в ООО «Актив Кон-тракт»; 5. Разработка рекомендаций для эффективной модернизации заведения. Методологическую и теоретическую основу работы составляют литератур-ные источники отечественных и зарубежных авторов, а также Интернет-ресурсы по теме исследуемой проблеме. Использованы приемы сравнительного анализа, в рамках которого применялись. Проводимые мною анализы основываются на общенаучных методах системного и комплексного подходов в маркетинге, такие как наблюдение и сбор фактов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка исполь-зованных источников и приложений. • Первая глава раскрывает теоретические и методические аспекты темы конкуренции в маркетинге на современных предприятиях. • Вторая глава включает в себя таблицы, анализы хозяйственной и мар-кетинговой деятельностей, где рассматриваются преимущества и не-достатки сложившейся системы управления предприятием «Якито-рия». • В третьей главе работы прописаны рекомендации по формированию и изменению системы управления деятельности в кафе «Якитория» для повышения конкурентоспособности на рынке. • Заключение составляют важные теоретические и практические резуль-таты исследования, проведенного в рамках курсовой работы.
Введение

Тема конкурентной среды любого малого или большого предприятия это ос-новополагающая деталь во всей цепи предпринимательской деятельности потому актуальность данной темы никогда не теряла своего значения, осо-бенно в сфере услуг общественного питания. Необходимо знать своих конку-рентов, и иметь «козыри», чтобы занять лидирующие позиции на рынке, для чего анализировать и исследовать внутреннюю и внешнюю среды бизнеса. Анализ конкурентов, обязательная программа для тех, кто хоть как-то связан с рынком. В первую очередь им грешат маркетологи, конечно, но для вла-дельцев продуктов, проектов, стартапов он также крайне полезен. История предпринимательства в сфере услуг уходит еще в эпоху древних Греции, Рима и Египта. И в те времена, и сейчас в этой сфере гостеприимство, являлось "секретным элементом" обслуживания. Практические исследова-ния показывают, что с течением времени и национальных особенностей раз-личных стран оно способно изменяться, также как кулинарная продукция, которая со временем приходит к определенному жанру искусства, уследить за бурным развитием которого и разобраться в невиданной пестроте его форм и стилей порой затруднительно. Вместе с тем расширяется и конкурен-ция. Продукт предприятий общественного питания значительно шире, чем просто пища на тарелке. Сюда нужно включить физическую атмосферу, чистоту, комфортность, ощущение компетентности и заботы со стороны обслуживающего персонала. В этой связи нельзя не выделить сотрудников первой линии, непосредственно контактирующих с посетителями. Поэтому большое внимание в данной работе уделяется управлению живыми ресурсами, как активами предприятия. Как за рубежом, так и у нас ресторан подобен театру. С каждым днем увеличивается количество заведений подобного рода, которые каждый по-своему хотят выделиться из общего числа конкурентов, приобрести свое лицо, иметь определенный элемент театральности. Среди этого обилия особенно выделяются предприятия с национальной кухней. И в этой связи персонал играет первую роль. Возможно, в этом одна из причин того, что влияние психологического фактора человека в этой среде занимает самую важную позицию, учитывая то, что есть общепринятая тактика работы этой сферы. Ежемесячно регистрируются и открываются множество предприятий сферы обслуживания. Этот вид бизнеса развивается, обретая новые качественные черты. В нем происходят интереснейшие поиски синтеза национального и индивидуаль-ного. По мере роста и накопления опыта предпринимателей расширяется тематическое и образное содержание кулинарных и гастрономических изде-лий, которое укрепляет авторитет заведения. В острой конкурентной борьбе на рынке потребительских услуг победит именно то предприятие, на котором созданы все необходимые условия для высокой культуры обслуживания, в частности доверительная атмосфера при общении работника с клиентом. Грамотно обслужить клиента - задача не их легких. Здесь требуется и высокое мастерство работника, и владение всеми тонкостями взаимодействия с клиентами. Для этого он должен быть хорошо профессионально подготовлен и обладать высокой личной культурой, дол-жен быть не только тонким психологом, но и знатоком потребностей каждо-го клиента. Этому благоприятствуют такие личностные качества работника, как доброжелательность, спокойствие, общительность, аккуратность. Напро-тив, негативное влияние оказывают агрессивность, раздражительность, ам-бициозность, болтливость, упрямство, забывчивость. Непрерывное улучше-ние результатов работы невозможно без тесного сотрудничества с постав-щиками продуктов и оборудования, без более полной информации о дей-ствующих законах и упрощения существующих бюрократических формальностей. Чем большими знаниями и опытом будут обладать клиенты, тем профессиональнее должен быть персонал. Нужно развивать в сотрудниках такое качество, которое можно назвать "прикладным разумом", то есть способность быстро анализировать собственные действия и каждые 10 секунд отвечать на вопрос: "Если бы я был на месте клиента, понравилось бы мне то, что я сейчас делаю, или нет?" Будущие специалисты еще в стенах учебного заведения должны познать общие проблемы культуры сервиса. Не секрет, что успех работы в обслуживании клиентов во многом определяется и теоретической подготовкой, и тактическими знаниями работника. Нет предела совершенству в нахождении индивидуального подхода к клиенту. Давление кризиса и структурных изменений, задаваемых законодателем, продолжит ощущаться в крупном бизнесе. Дорогие рестораны постепенно сходят на нет по причине необходимости экономии на питании и достаточ-ном уровне сферы обслуживания в барах, кофейнях и других заведениях. Достаточный ассортимент предприятий позволяет потребителям выбирать качество питания и расценки в местах пребывания, приуроченных к местам работы и проживания. Если кофейни и кулинарии логично находятся в зоне восходящего тренда, то несколько неожиданным в этом плане смотрятся с ростом фреш-бары. Брендовым блюдом здесь считаются свежевыжатые со-ки, другие виды напитков. Периоды снижения клиентского потока эти заве-дения заполняют привычными услугами питания с умеренным переходом на горячительные напитки в вечернее время. А вот анализ рынка пиццерий показывает «девальвацию» сектора, поскольку пицца как продукт вышел из зоны внимания. К тому же этот продукт сегодня находится в меню практически любого заведения, включая супермаркеты. Высокая конкуренция является основополагающим двигателем развития в данном бизнесе. Довольно широко развился бизнес японской кухни, почти превратившийся в фаст-фуд. И если привычные кафе и рестораны пока только претендуют на попадание в веху истории, то достаточно четкий тренд наметился в нише суши-баров. Это направление показывает отрицательную динамику. Фаст-фуд в японском формате становится менее популярным, а приверженцы азиатской кухни сохраняют свои предпочтения в оставшихся заведениях или дома. Если конкретизировать актуальность темы, то причиной для выбора темы курсовой работы является - «Совершенствование конкурентной среды пред-приятия за счет внутренних и внешних изменений в предприятии». Объектом и предметом курсовой работы является Ресторан настоящей япон-ской и европейской кухни «Якитория»
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретическая часть 7 §1. Конкуренция в маркетинге 7 1.1.Понятие конкуренции в маркетинге. 7 1.2.Виды конкуренции 8 §2. Роль внутренней и внешней среды предприятия в конкурентной борьбе 9 2.1.Внешняя среда предприятия 10 2.2.Внутренняя среда предприятия 12 2.3.Влияние внешней и внутренней среды на конкурентную борьбу 13 §3. Конкуренты 16 3.1.Группы конкурентов 16 3.2.Выявление стратегических групп конкурентов 17 §4. Структура и стратегии конкуренции 19 4.1. Различают четыре конкурентные структуры: 19 4.2. В конкурентной борьбе компании используют три маркетинговые стратегии: 19 §5. Маркетинг и его роль в конкурентоспособности предприятия. 20 5.1. Роль и значение маркетинга. 20 5.2.Функции маркетинга 21 5.3.Средства маркетинга 21 Глава 2. Анализ конкурентной среды ресторана японской кухни ООО «Якитория» 23 §1. Описание компании и характеристика маркетинговой деятельности предприятия, его структура 23 1.1.История компании 23 1.2.Почему Якитория? 23 1.3.Награды 25 §2. Анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на предприятия общественного питания "Якитория". 25 2.1. Факторы экономической сферы: 25 2.2 История финансового состояния предприятия. 27 §3. Исследование конкурентной среды предприятия 28 3.1.Общий анализ конкурентной среды на данном сегменте рынка 29 3.2.Анализ конкурентоспособности кафе «Якитория» 30 3.3. Сравнительный анализ кафе «Якитория» с прямыми конкурентами: 32 §3. Маркетинговая структура предприятия 34 3.1.Анализ работы предприятия «Якитория» 34 3.2. SWOT-анализ 37 3.3.Сильные стороны, возможности и угрозы. 38 3.3. Слабые стороны, возможности и угрозы. 39 Глава 3. Рекомендации с учетом конкурентной среды предприятия 42 §1. Основные этапы для повышения конкурентоспособности 42 1.1.Основные этапы 42 1.2.Ребрендинг 43 Заключение 46 Список используемой литературы 49
Список литературы

1. Горбунов, В. Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективно-сти проектов: научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. — 288 с. 2. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учеб-ник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — Москва 3. Гайнуллин, А. И. Современное состояние конкурентной среды метал-лургических предприятий Пермского края [Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014, стр. -102]. 4. https://foodrussia.net/restoran/konkurenty-v-restorannom-biznese-kak-monitorit/ 5. Маркетинг: учеб. пособие / Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, О.С. Вереме-енко, О.Г. Алёшина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 380 с. 6. Маркетинг PR и рекламы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / И.М. Синяева [и др.]; под ред. И.М. Синяевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 495 с. 7. Акулич И.Л, Демченко Е.В. Основы маркетинга: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк. 2006. - 236 с. 8. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учеб. пособ. - 2-е изд. - М.: Изда-тельский дом Дашков и К, 2006. - 412 с. 9. Голубков Е.П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубе-жом. - 2005. - №5. - С. 11-29. 10. https://blog.marketo.com/ 11. Горелова А. Маркетинговые исследования: многоаспектный взгляд // Маркетинг. - 2005. - №6. - С. 19-23. 12. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 568 с. 13. Евдокимов Ф.И., Гавва В.М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие. - 3-е изд., Донецк: Сталкер, 2005. - 432 с. 14. Иванов А. Настольная книга маркетолога. - СПб. Питер, 2006. 15. https://www.testfirm.ru/result/3904078038_ooo-yakitoriya-r 16. https://moz.com/blog 17. https://spravochnick.ru/marketing/konkurenciya_tovarov_i_uslug_v_marketinge/ 18. Данилова, В. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации// Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 230-233. 19. https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomist-kak-professiya
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическая часть §1. Конкуренция в маркетинге 1.1.Понятие конкуренции в маркетинге. Для предпринимательской деятельности в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество в какой- либо сфере между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заин-тересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Конкуренция – неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению предложения на рынке, внедрению новых форм продуктов и сервиса в рамках конкурентной борьбы за предпочтения потребителей. По некоторым оценкам, каждые 10 % прироста доли фирмы на рынке позволя-ют увеличить рентабельность продукта также на 10%. 1.2.Виды конкуренции На рынке различают три вида конкуренции: функциональную, видовую и маркетинговую: • Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая по-требность может быть удовлетворена самыми разнообразными спосо-бами. Соответственно все продукты, обеспечивающие ее удовлетворе-ние, являются функциональными конкурентами. Например, потреб-ность в передвижении может удовлетворить железнодорожный, авиа-ционный, автобусный транспорт или личный автомобиль. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в том слу-чае, когда речь идет об уникальном продукте. • Видовая конкуренция характеризуется наличием продуктов одного и того же назначения, близких по многим параметрам, но отличающихся по какой-либо существенной характеристике (например, в программе обслуживания туристов). • Маркетинговая конкуренция, называемая также межфирменной, воз-никает в случае малосущественных различий между продуктами, предлагаемыми предприятиями, или при полной идентичности услуг. Данный вид конкуренции обусловливает дифференциацию продуктов. С точки зрения механизма и методов осуществления конкуренцию разделя-ют на ценовую и неценовую: • Ценовая конкуренция предполагает предложение услуг по более низ-ким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены теоретически возмож-но за счет издержек производства либо уменьшения прибыли. Умень-шая цену на продукты, предприятие приобретает возможность укре-пить свои позиции по сравнению с конкурентами. Результат действия ценовой конкуренции на рынке услуг более сложен, чем на товарном рынке, и складывается из двух компонентов: 1) прямого результата, т.е. естественного улучшения конкурентных пози-ций предприятия; 2) дополнительного результата, обусловленного укреплением социального имиджа предприятия. • Неценовая конкуренция исходит из того, что ключевым фактором успеха в борьбе за предпочтения потребителя становится не цена продукта, а его качество, обслуживание, предоставление покупателю большего объема услуг. Повышая качественные характеристики своего продукта, предприятие получает перед конкурентами серьезные преимущества, которые могут служить основанием для установления более высокой цены на услуги. Краткое описание основных видов и методов конкуренции дает только са-мое общее представление о проблеме. Однако оно должно помочь глубже понять теоретические и практические аспекты оценки и прогнозирования конкурентной среды предложения. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентной среды предприятия. Являясь наиболее чув-ствительным индикатором активности фирмы, эта среда определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы ре-кламы, стимулирование сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотно-шений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются измене-ния, происходящие па рынке, гак как именно соперничество является основ-ным двигателем рыночных процессов. §2. Роль внутренней и внешней среды предприятия в конку-рентной борьбе Самый распространенный подход к классификации факторов конкурентоспособности предприятия в экономической литературе был предложен российским ученым Р. А. Фатхутдиновым. В соответствии с этим подходом все факторы разделяются на две основные группы в зависимости от способности предприятия на них влиять. Данная классификация включает внешние факторы, проявление которых в малой степени зависит от предприятия, и внутренние, почти полностью определяемые руководством предприятия. Данный подход к группировке факторов конкурентоспособности является наиболее приемлемым, поскольку ресторанный бизнес следует рассматривать как открытую систему, на которую оказывают влияние факторы как внешней, так и внутренней среды. Однако, при всем удобстве предложенной ученым классификации и многообразии выделенных факторов возможна дополнительная систематизация внешних и внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия. 2.1.Внешняя среда предприятия Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение). К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом). К внешним факторам относятся те факторы, на которые предприятие — про-изводитель продукции не может оказывать влияния. Внешние факторы мож-но разделить на четыре группы, в зависимости от масштаба: мировой уро-вень; макроуровень; мезоуровень; микроуровень. Основными факторами воздействия на конкурентоспособность предприятия общественного питания на мировом уровне являются: глобализация в миро-вой экономической системе, международная стандартизация в области ме-неджмента качества экологического аудита, влияние международных и транснациональных компаний, международная и внутринациональная кон-куренция. Уровень напрямую связан с процессами, происходящими в миро-вой экономической системе. К главным факторам макроуровня относятся: экономическая политика госу-дарства, включающая такие основные направления, как таможенное регули-рование, денежно-кредитная политика, государственное страхование, нало-говая политика, экономико-правовое стимулирование привлечение инвести-ций в строительную отрасль; в области нормативно-правовой базы: обеспе-чение стабильности гражданского и коммерческого законодательства, ли-цензионная политика; в политической ситуации: уровень политической ста-бильности в стране, уровень гарантий международных обязательств, отно-шение к привлечению иностранного капитала и поддержке отечественного производителя; социально-демографические и социально-культурные усло-вия; уровень развития технологий и промышленности, включающий: техно-логические возможности по производству строительной продукции, новизна технологии и т. д. Мезоуровень — уровень, занимающий среднее положение между макро-уровнем и микроуровнем. К мезоэкономике можно отнести экономику от-раслей и экономику регионов. Поэтому главными факторами мезоуровня можно считать природно-климатические условия региона, демографическую ситуацию, экономический потенциал региона, состояние потребительского рынка, а также уровень науки и образования в регионе В условиях переходной экономики России именно от государства в значи-тельной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке. Основные функции государства: • создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного зако-нодательства; • обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности; • стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безра-ботицы и инфляции); • обеспечение социальной защиты и социальных гарантий; • защита конкуренции. • Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки пра-вильной стратегии. К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся: • политические факторы – основные направления государственной по-литики и методы ее реализации, возможные изменения в законода-тельной и нормативно-технической базе, заключаемые правитель-ством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.; • экономические факторы– темпы инфляции или дефляции, уровень за-нятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, про-центные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего вало-вого продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказы-вают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной ор-ганизации представляется экономической угрозой, другая восприни-мает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматрива-ется как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода; • социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; раз-деляемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образова-ния и т. п.; • технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть воз-можности, связанные с развитием науки и техники, своевременно пе-рестроиться на производство и реализацию технологически перспек-тивного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды. 2.2.Внутренняя среда предприятия Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих реше-ний. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление сла-бых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внут-ренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организацион-ную структуру. Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятель-ствами: • информация о внутренней среде необходима для того, чтобы опреде-лить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения постав-ленных целей; • анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи ор-ганизации. • Основными элементами внутренней среды предприятия являются: • производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; кон-троль качества; патенты, торговые марки и т. д.; • персонал: структура, квалификация, количественный состав работни-ков, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников; • организация управления: организационная структура, методы управ-ления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия; • маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование; • финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производ-ственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне; • культура и имидж предприятия – слабо формализуемые факторы, ко-торые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия поз-воляет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п. 2.3.Влияние внешней и внутренней среды на конкурентную борьбу 1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается, и они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и воз-можностей, что повышает вероятность новых стратегических инициатив. Если фирмы-соперники сравнимы по размерам и возможностям, они мо-гут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же конкуренция становится для каких-то фирм тяжелее, то это свидетельствует о появлении фирм-лидеров, а также о какой-то степени контролирования рынка с их стороны. 2. Конкурентная борьба усиливается, когда спрос на продукт растет мед-ленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется, так как здесь всем хватает места. Когда рост рынка замедляется, предприя-тия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление но-вых стратегических идей, маневров и мер, направленных на переманива-ние клиентуры конкурентов. 3. Конкуренция на рынке усиливается, если спрос на товары и услуги отли-чается значительными сезонными колебаниями. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических дей-ствий, имеющих целью увеличение продаж. 4. Конкурентная борьба усиливается, если продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация сама по себе не является сдержи-вающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность ожив-лять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг. 5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше последняя, тем больше вероят-ность, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Предприятия, обладающие объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив. 6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. В этом случае фирмы располо-жены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможно-стей, даже если могут заработать меньшую прибыль. 7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увели-чении различий между фирмами в смысле стратегий, кадрового состава, приоритетов, ресурсов. Подобные различия повышают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и выбирать мар-кетинговые стратегии, вызывающие рыночную неопределенность и со-здание совершенно новых условий рыночной ситуации. Рассмотренные факторы и их реальное проявление убедительно свидетель-ствуют, что конкурентная среда предприятия, являясь частью его маркетин-говой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляет собой очень важное с практической точки зрения направление маркетинговых исследований. Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оце-нить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит предприятию расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе. Практически все выдающиеся маркетинговые успехи фирм основываются на использовании собственных лучших сил против слабых мест конкурентов. Это обеспечивает предприятию ряд преимуществ, давая возможность: • полнее оценивать перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов; • легче определять приоритеты; • быстрее реагировать на действия конкурентов; • вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов; • повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом; • обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым мотивировать их деятельность; • совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персона-ла; • лучше защищать и расширять позиции предприятия па рынке. Для обеспечения четкой ориентации исследований конкурентов принципи-ально важным является выбор объектов анализа и необходимой и достаточ-ной информационной базы. §3. Конкуренты 3.1.Группы конкурентов Оценка состояния конкурентной борьбы осложняется тем, что очень сложно проводить изучение всех конкурентов, работающих на рынке. Поэтому вы-деляют две стратегические группы конкурентов: прямые, косвенные и по-тенциальные. 1. Прямые конкуренты — это компании из вашей ниши, работающие с вами на одном рынке сбыта, воющие с вами за один сегмент потребителей, выпускающие похожие товары и т.д. Так, например, интернет-агентства, работающие в одном ценовом сегменте «сайты до 50000 рублей» на рынке Омска будут являться прямыми конкурентами друг-другу. Два бренда мужской одежды премиум-сегмента, расположенные в торговом центре, тоже напрямую конкурируют за своих покупателей. Такие конку-ренты могут сильно влиять на ваш бизнес. Всем известные примеры таких конкурентов — The Coca-Cola Company и PepsiCo, BMW и Audi, McDonald’s и Burger King, за чьими баталиями не один год с увлечением наблюдает весь мир. Прямые конкуренты – это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как таковые. 2. Косвенные конкуренты — компании с разным продуктом для одной и той же группы целевых потребителей. Часто, конкурирующая составляющая — цена за товар или услуги (которая в свою очередь обосновывается качеством, сервисом и пр.). Например, для той же The Coca-Cola Company косвенным конкурентом будет «Вимм-Билль-Данн», который производит соки под торговой маркой J7. Хотя правильнее будет сказать производил, ведь в 2011 году «Вимм-Билль-Данн» был поглощен PepsiCo. Хороший пример того, что косвенные конкуренты часто объединяются, чтобы стать еще сильнее. Пример косвенной конкуренции на ценовой составляющей — любой производитель бюджетных смартфонов и Apple. И задача этого производителя убедить целевую аудиторию, что его продукция тоже «ого-го» и не стоит платить за известность бренда. При этим разрыв цен не должен быть слишком велик. Вряд ли конкурентом отеля Ритц-Карлтон сможет стать дешевый хостел на окраине Москвы, а вот какой-нибудь бутик-отель вполне на это способен. 3. Можно выделить и еще один вид конкуренции — потенциальные конку-ренты. Это компании, которые могут выйти на ваш рынок, с аналогичным продуктом или услугой. Потенциальных конкурентов в свою очередь можно тоже разделить на прямых, косвенных. Самыми явными потенци-альными конкурентами являются фирмы из других географических реги-онов. Например, распространение Starbucks на восточные регионы Рос-сии — это серьезная опасность для местных региональных кофеен. Воз-можность расширение ассортимента -тоже конкурентная угроза. Напри-мер, когда Danone пополнил перечень своих товаров соевыми продукта-ми, то стал мощным конкурентом для других мелких производителей безлактозных и веганских продуктов. Среди потенциальных конкурентов различают: предприятия, расширяющие круг предлагаемых услуг, совер-шенствующие продуктовую стратегию для лучшего удовлетворения по-требностей клиентов и завоевания в результате позиции прямых конку-рентов; новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу. 3.2.Выявление стратегических групп конкурентов Выявление стратегических групп конкурентов проводится, как правило, с ис-пользованием двух подходов: по продуктовому принципу или по типу ис-пользуемых стратегий. Первый подход имеет целью сгруппировать конкурентов в соответствии с ха-рактером потребностей, удовлетворяемых предлагаемыми ими продуктами. При этом выделяют предприятия: • предлагающие абсолютно аналогичные продукты; • специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей от-дельных сегментов рынка; • намечающие выход на рынок с аналогичными продуктами; • предлагающие продукты-заменители, способные вытеснить продукт пред-приятия с рынка. Второй подход предполагает выделение предприятий: • осуществляющих стратегию низких издержек производства (могут осу-ществлять экспансию на рынке и обладают потенциальной возможностью проводить гибкую ценовую политику); • использующих стратегию дифференциации (способны за счет новых, более полно удовлетворяющих потребности продуктов вытеснить с рынка тради-ционные продукты); • применяющих стратегию диверсификации своей деятельности и поэтому способных на демпинг. Идея стратегических групп конкурентов помогает сделать процесс исследо-вания конкурентов более управляемым. Так, различные конкуренты должны быть подвергнуты определенному анализу. Те, кто оказывает или мог бы оказать существенное влияние на деятельность фирмы, исследуются особенно тщательно. Однако, как уже отмечалось, по-тенциальные "новички" на рынке зачастую несут не меньшую угрозу, чем прямые конкуренты. Для повышения эффективности исследований и организации аналитических работ проводится предварительное распределение (по занимаемой доле рынка, объему продаж, бюджету маркетинга и т.д.) предприятий-конкурентов в отобранных группах. Данная процедура осуществляется в целях определения последовательности анализа и исключения ситуаций, при которых вследствие лимита ресурсов и времени наиболее важные конкуренты не будут рассмотрены в ходе анализа. При таком подходе исходный состав предприятий-конкурентов окажется в большей степени соответствующим поставленным целям исследования и облегчит процесс поиска необходимой информации. §4. Структура и стратегии конкуренции 4.1. Различают четыре конкурентные структуры: • монополия; • олигополия; • монополистическая конкуренция; • чистая конкуренция. В первом случае на рынке присутствует только одна компания-производитель (имеет патент на товар) или обслуживающая организация (например, газификация, электроснабжение, отопление). Обычно к монопо-лиям относят государственные предприятия (почта, ж/д, метро). Такие ком-пании должны устанавливать цены ниже себестоимости, если товар и услуга имеют общественно важное значение. Олигополия – это существование на рынке большое количество крупных компаний, имеющих основную долю продаж в какой-нибудь отрасли. Это актуально на автомобильном рынке, электротоваров и информационных технологий. Монополистическая конкуренция – это ситуация, когда существует на рынке большое число предприятий, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. В широком ценовом диапазоне. Компании стремятся добиться отличительного преимущества своих товаров и предлагают покупателям различные вариации своей продукции для разных сегментов. Такие организации используют в своей деятельности активную рекламу, разнообразную упаковку и методы личной продажи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика предприятия, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 34 страницы
320 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 55 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 47 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg