Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Современные теории личности.

happy_woman 276 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Объект –структура и проявление личности, как психолого-социальное явление.Предмет –формированиеи особенности личности . Цель работы:структура и проявление личности – исследовать, проанализировать, изучитьЗадачи: 1. Рассмотреть представление о личности 2. Проанализировать психологические особенности личности 3. Изучить современные теории личности 4. Раскрыть теорию личности таких авторов ,как Э. Берн , А.Н. Леонтьев. Теоретической основойдля написания работы послужили труды ведущих специалистов в области психологии личности, такие как Гиппенрейтер Ю.Б, Юнг К.Г. , Фрейд З, Платонов К.К. , Мясищев В.Н. и др. Методы исследования.Системный анализ научно-теоретических источников, сравнительный анализ данных, обобщение данных социально-психологических исследований. Структура работы:данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.Личность – это, прежде всего, абстрактное понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово «личность» концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.Актуальность.Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительнуюроль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Именно это определяет научную актуальность исследуемой темы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3 Глава I.Феномен личности в психологии……………………………….……5 1.1 Понятие личности в психологической литературе………………………….5 1.2 Психологические особенности личности .…………………………….…....10 Глава II.Современные теории личности …………………………...………15 2.1 Теория личности Э. Берна……………………………………………..……15 2.2 Теория личности А.Н. Леонтьева…………………………………………...16 Заключение…………………………………………………………...…………21 Библиографический список…………………………………………………..23
Список литературы

1. Абрамова Г. С. «Практическая психология. «Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 368 с. 2. Андреева Г. М. «Социальная психология.» М., 2000 3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М, 1981 4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. — Социальная психология: Хрестоматия М, 2003; 5. Бэрон Р.С. Социальная психология группы: процессы, решения, действия, 2003 6. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987 7. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970. 8. Донцов А.И. Психология коллектива М., 2001. 9. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. 10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991. 11. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 1985. 12. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984. 13. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1999. 14. Психологические тесты (для деловых людей), Москва, 1994. 15. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент — 2005 16. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001. 17. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 2006. 18. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М. Просвещение, 1991, с. 161. 19. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995. 20. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979. Источник:
Отрывок из работы

Глава I. Феномен личности в психологии 1.1 Понятие личности в психологической литературе Понятие личности является, прежде всего, социологическим. Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы (общности), как социальный тип и т.д. Психология рассматривает личность под своим углом зрения, но все же она не теряет из виду, что это социальное существо. Как мы уже видели, с позиций антропологического подхода в психологии человек выступает как индивид, как субъект деятельности, как личность, как индивидуальность и как Универсальность. Индивид — это человек, взятый со стороны его человеческой биологии, как целостный организм и т.д. В отличие от особи животного индивид способен усваивать самые разные виды деятельности и, таким образом, превращаться в личность. Личность выступает как результат трансформации индивида в социальных условиях жизни. Поэтому в отличие от индивида личность - существо социальное, это субъект (активный носитель) разнообразных общественных отношений и связей (экономических, политических, правовых и т.д.). Среди всех характеристик личности в психологии лишь немногие являются общепризнанными. Таких характеристик можно выделить три: 1) Личность есть особая целостность, отличающаяся от биологической целостности человеческого организма (индивида). С этим связана социальная природа личности. 2) Личность — это интегративная инстанция психики, носитель и как бы «хозяин» всех психических процессов (что обозначается термином «Я»). Психологи говорят, что воспринимает не восприятие, мыслит не мышление, запоминает не память, а живая человеческая личность, наделенная восприятием, памятью, мышлением и т.д. Такой взгляд получил название «личностного подхода» в психологии. 3) Ядром личности выступает сфера ее потребностей и мотивов. Ведь все мотивы являются побудителями деятельностей человека, а эти деятельности (труд, общение и т.д.) реализуют социальные связи человека с миром. Познавательные процессы - восприятие, память, мышление — не выражают личностного аспекта психики, хотя они тесно связаны с личностной сферой. Можно привести несколько определений понятия личности в психологии. Р.С. Немов (Вайсман): «Личность - это человек, взятый со стороны таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в его связях и отношениях с социальной средой. Эти характеристики определяют разнообразные действия и поступки человека, значимые для него самого и окружающих людей» А.В. Петровский отталкивается от понимания личности у А.Н. Леонтьева, согласно которому личность — это преобразованный и социавизованный индивид. По Петровскому, «личность - это особое системное качество индивида, возникающее в предметной деятельности и общении. Оно характеризует меру представленности общественных отношений в индивиде». То есть чем шире круг общественных связей и отношений личности, тем богаче по своему внутреннему содержании данная личность и тем она значительнее. Сущность личности, как правильно отмечал Маркс, есть «совокупность общественных отношений». Индивидуальное существование выступает как проявление этой родовой сущности человека, то есть в норме социальная сущность человека и его индивидуальное существование выступают в диалектическом единстве. Однако возможно так называемое отчуждение (самоотуждение) личности, когда наблюдается разрыв ее социальной сущности и индивидуального существования. В этом случае возникает ситуация, когда поддержание индивидуального существования ставится на первый план, превращается в самоцель. То есть вступление в какие-то социальные связи становится лишь средством поддержания индивидуального существования. Иными словами, человек вступает в общественные отношения (которые составляют его родовую сущность) не для раскрытия самого себя, не для реализации своих замыслов, а лишь для того, чтобы получить какие-то блага (жизненные средства). В ситуации отчуждения личность не может эффективно развиваться, обычно она ощущает свою жизнь как бесконечную текучку, рутину и т.д. Также человек может жаловаться на неодолимую, скуку, уныние, депрессию, на отсутствие способности сосредоточения и т.д. Задача преодоления отчуждения личности ставилась в психологами гуманистической школы (А.Маслоу, В. Франкл), а также некоторыми неофрейдистами (Э. Фромм, К. Хорни и др.). Неотчужденная, свободная личность всегда занимает какую-то активную позицию ко всему, что ее окружает. По Асмолову, без свободы, без способности занять самостоятельную и заинтересованную позицию в обществе, нет личности. Формирование личности связано с формированием иерарахии мотивов и потребностей ребенка, что происходит приблизительно в 3,5 года (Л.И. Божович). Считается, что ребенок становится личностью тогда, когда начинает говорить «нет» и «я сам». Психологи (Рубинштейн, Платонов, Петровский) рассматривали вопрос об общей структуре личности по разному. Рубинштейн включал в структуру личности две характеристики: 1) Направленность — она определяется теми ведущими мотивами, которые доминируют над всеми остальными. Тип направленности определяется особенностями доминирующих мотивов. 2) Индивидуальность личности - она проявляется в характере человека, а также в его темпераменте и способностях. Например, характер - это фактически та же личность, только взятая аспекте индивидуальности. Именно поэтому все тесты на характер - это одновременно и тесты на личностную сферу. К.К. Платонов выделяет 2 подструктуры личности: 1) социально обусловленная подструктура (наиболее важная). В нее включается направленность личности и ее характер; 2) биологически обусловленная подструктура (имеет меньшее значение). Сюда входят темперамент, а также свойства нервной системы, которые лежат в основе темперамента, и, наконец, природные задатки, лежащие в основе развития способностей. Согласно А.В. Петровскому, существуют 3 составляющие структуры личности (три ее основные подструктуры) 1) Интраиндивидная подструктура. Это системная организация индивидуальности человека. В значительной мере она связана с биологической организацией индивида и возникает на ее основе. К этой подструктуре относятся характер, темперамент и способности и (считается, что они в значительной мере биологически обусловлены и «завязаны» на индивида); 2) Интериндивидная подструктура. Она реализуется в «пространстве» межличностных отношений в малых группах. Здесь личность может реализовывать себя (при достаточно высоком уровне ее развития) в системе групповых отношений и связей. То есть человек занимает определенное место в группе, может влиять на группу, на ее психологический климат и т.д. Примеры малых групп, «в пространстве» которых может проявляться интериндивидная подструктура личности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив сотрудников, различные семейные, клановые структуры и т.д. Петровский считает, что в младшем школьном возрасте ребенок лишь адаптируется к системе межличностных отношений в школьном коллективе, учится жить в нем и лишь затем, в подростковом и юношеском возрасте, он начинает реализовывать свое «Я» в группе. Метаиндивидная подструктура. На этом уровне личность «выносится» не только за пределы своего организма, но и за пределы наличных групповых связей с другими людьми. То есть происходит процесс «запечатления» личности в более широкой системе связей и отношений, когда личность начинает вносить свои духовные «вклады» в других людей, продолжая существовать в памяти огромного множества людей после своей смерти. При этом, когда человек умирает, интраиндивидная подструктура (организм) перестает существовать, однако метаиндивидная подструктура продолжает жить. По этому поводу А.С. Пушкин писал в стихотворении «Памятник»: «Нет, весь я не умру...». Обычно человек реализует свое метаиндивидное «Я» в процессе утверждения каких-то высших ценностей (нравственных, политических, религиозных и т.д.), в своих поступках и деяниях, в актах духовного творчества (например, в области искусства). Есть основание считать (хотя А.В. Петровский ничего не говорит об этом), что данного уровня развития достигает лишь относительно небольшая часть людей, 9 большинство же людей утверждает свое «Я» только на интериндивидном и интраиндивидном уровне. Кроме определения Немова и Петровского существует множество других определений личности. К.К. Платонов: «Личность - это человек как носитель сознания». Кон И.С. «Личность - это индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания». Петровский А.В. (еще одно определение) «личность - это субъект познания и активного преобразования действительности». Б.Г. Ананьев: «Личность - это субъект общественного поведения и общения». В.Н. Мясищев «Личность - это субъект обращения» (то есть мы познаем личность, когда мы к ней обращаемся). Если обобщить все эти определения, получается, что личность - это субъект деятельности, общественного поведения и активного преобразования мира; также это субъект труда, познания, общения (коммуникации). Наконец, личность - это субъект и одновременно объект общественных отношений; субъект и объект исторического развития. При этом на начальных стадиях развития ребенок выступает скорее как объект системы общественных отношений и лишь затем становится субъектом этих отношений, поскольку он может в какой-то мере изменить и преобразовать социальную действительность. 1.2 Психологические особенности личности Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии которая не отвечает типу темперамента неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует выделить прежде всего темперамент личности.Темперамент (от лат. — надлежащее соотношение частей, соразмерность) - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность -- особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.), Эта терминология стала впоследствии широко употребительной.Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И.П. Павлов).И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека: • сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой")-сангвинический темперамент (от лат. — "кровь"); • сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") - флегматический темперамент (от лат. — "флегма"); • сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный") — холерический темперамент (от греч.- "красно-жёлтая желчь"); • слабый — меланхолический темперамент (от греч. -"черная желчь"). Тип нервной системы - это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.Различия по темпераменту -это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности. Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.(Табл.1)Таблица.1. Психологическая характеристика типов темперамента Тип темперамента Психологическая характеристика Сангвиник Характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью Холерик Характеризуется повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригидностью, ускоренным темпом реакций, экстравертированностью Флегматик Характеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностью Меланхолик Характеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, интровертированностью В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента. Вывод по первой главе: Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты.Личность является механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни, вырабатывать смысл своего существования.Черты складываются и проявляются только в процессе социального взаимодействия, поэтому главным понятием для описания личности является понятие социальной роли.Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.В итоге выстроилась модель, которая позволяет комплексно представить и выделить те основные блоки, которые определяют Личность как психологический носитель социальных свойств. Глава II. Современные теории личности в психологии 2.1 Теория Э. Берна Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он, наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние «Я» по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах. Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто, они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.Трансакция — единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями. Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.ТА, основателем которого был Э.Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я».Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 42 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg