Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Учет оценочных обязательств

happy_woman 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2020
Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических положений по формированию и учету оценочных обязательств. Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач: исследовать сущность оценочных обязательств; изучить структуру и классификацию элементов, отражающую экономическое и правовое содержание оценочных обязательств; ознакомиться с нормативной базой по формированию и отражению оценочных обязательств. Предметом курсовой работы является совокупность методологических, теоретических и практических вопросов организации бухгалтерского учета оценочных обязательств. Теоретической и методологической базой проведенного исследования послужили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, финансов. Кроме того, были использованы законодательные и нормативные акты Российской федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств, материалы научных конференций, справочно-информационные материалы. В ходе исследования применялись общенаучные методы (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ и синтез, систематизация), а также специальные (сравнение, группировка и обобщение).
Введение

Оценочное обязательство, т.е. обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, как правило, возникает из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров. Условное же обязательство возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией. Таким образом, в отличие от условного обязательства оценочное обусловливается уже состоявшимся (возникшим) обязывающим событием. Важнейшим условием признания оценочного обязательства в бухгалтерском учете является наличие у организации обязанности, явившейся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. При этом в случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, она признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, что обязанность существует. Кроме того, необходимо одновременное выполнение еще и следующих условий: уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно; величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена. Действующая в настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета не обеспечивает создания целостной информационной системы учета оценочных обязательств хозяйствующих субъектов. Не способствуют решению данной проблемы и применяемые в настоящее время План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, не позволяющие получать информацию об оценочных обязательствах в том объеме и виде, который необходим для эффективного анализа и прогнозирования ситуации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОЦЕНОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……………………………………………………………..5 1.1. Понятие и сущность оценочных обязательств…………………………5 1.2. Учет и порядок отражения оценочных обязательств……….…………9 ГЛАВА 2. УЧЕТ ОЦЕНОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ………………………14 2.1. Практика бухгалтерского учета и документальное оформление оценочных обязательств…………………………………………………….14 2.2. Роль учета оценочных обязательств в обеспечении экономической безопасности организации…………………………………………………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...26 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....28
Список литературы

1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997. 2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Приказ Минфина России от 01.07.2004 N 180. 3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка». 4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов». 5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». 6. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования». 7. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н. 8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (в ред. от 08.11.2010). 9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010): Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н. 10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98: Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н (в ред. от 20.12.2007). 11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (в ред. от 24.12.2010). 12. Агеева, О. А. Международные стандарты финансовой отчетности / О.А. Агеева. - М.: Бухгалтерский учет, 2018. - 464 c. 13. Бакаев, А.С. Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России / А.С. Бакаев. - М.: Бухгалтерский учет, 2018. - 240 c. 14. Бородина, В.В. Документирование в бухгалтерском учете / В.В. Бородина. - М.: Форум, 2018. - 686 c. 15. Зонова, А. Бухгалтерский финансовый учет / А. Зонова, И. Бачуринская, С. Горячих. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 480 c. 16. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект, 2018. - 448 c. 17. Феоктистов, И. А. Новые бухгалтерские стандарты / И.А. Феоктистов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. - 112 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОЦЕНОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 1.1. Понятие и сущность оценочных обязательств. Начиная с отчетности 2011 г. в нашей стране обязательно к применению Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (далее - ПБУ 8/2010), заменившее собой Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01. Данное Положение принято в рамках исполнения концепции реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и в значительной степени приближено к требованиям МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (International Accounting Standard 37 Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets). Появление МСФО (IAS) 37 в свое время было обусловлено тем, что при формировании финансовой (бухгалтерской) отчетности организации сталкиваются с рядом неопределенностей по поводу итогов сделок и событий, возникших по состоянию на отчетную дату, исполнение которых будет осуществлено в неопределенном будущем. В качестве примеров таких неопределенностей можно назвать результаты решения судебных разбирательств и обязательства, возникшие в связи с предоставлением покупателям и клиентам различного рода гарантий. Согласно концепции осмотрительности, предусмотренной в МСФО, под все известные обязательства, величина и время погашения которых не могут быть определены с достаточной степенью точности, организациям необходимо создать резервы (provisions), отразив их значение в отчете о финансовом положении в составе долгосрочных или краткосрочных обязательств. Источником покрытия данных резервов является, как правило, прибыль текущего периода. Как следствие, суммы резервов оказывают влияние, во-первых, на значения рентабельности организации, во-вторых, на показатели ликвидности баланса. Таким образом, представление информации об обязательствах с неопределенным значением и сроком погашения позволяет пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности принять правильные экономические решения о финансовом положении организации. Если вероятность возникновения обязательств невелика, то создания резерва не требуется, организации следует раскрыть информацию в примечаниях к отчетности о величине условного обязательства, аналогичным образом необходимо поступить при возникновении в деятельности возможных условных активов. Как уже было сказано ранее, ПБУ 8/2010 в существенной степени приближено к МСФО (IAS) 37, однако российское законодательство имеет свою специфику и по некоторым позициям отличается от международной практики. Рассмотрим основные сходства и различия, возникающие при формировании резервов, условных обязательств и активов в соответствии с национальными и международными стандартами. Для начала определим цель и сферу применения МСФО (IAS) 37 и ПБУ 8/2010 (табл. 1). Таблица 1 - Цель и сфера применения МСФО (IAS) 37 и ПБУ 8/2010 Признак сравнения МСФО (IAS) 37 ПБУ 8/2010 Цель применения стандарта Обеспечение надлежащих критериев признания и основ оценки резервов, условных активов и условных обязательств и раскрытие достаточной информации о них в примечаниях к финансовой отчетности в объеме, достаточном для понимания пользователями информации их влияния на текущие и будущие результаты деятельности компаний Установить порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности коммерческих организаций (п. 1) Сфера применения Стандарт применяется всеми компаниями при учете всех резервов, условных обязательств и условных активов, кроме тех, которые: - являются результатом договоров в стадии исполнения, за исключением обременительных договоров; - являются финансовыми инструментами (включая гарантии), входящими в сферу применения МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение»; - рассматриваются в других МСФО (п. 1). Стандарт также применяется к оценочным обязательствам, возникающим в результате реструктуризации, в том числе прекращаемой деятельности (п. 9). Создание резервов под будущие операционные убытки запрещено (п. 63) Положение по бухгалтерскому учету применяется коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций), субъектами малого предпринимательства - эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3). Положение по бухгалтерскому учету не применяется в отношении бухгалтерского учета: - по договорам, по которым по состоянию на отчетную дату хотя бы одна из сторон договора не выполнила полностью своих обязательств, за исключением обременительных договоров; - резервного капитала, резервов, формируемых из нераспределенной прибыли; - оценочных резервов; - сумм, которые оказывают влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах, учитываемых в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (п. 2) Как видно из анализа табл. 1, в отличие от МСФО (IAS) 37 ПБУ 8/2010 определяет не только порядок признания, оценки и требования к раскрытию информации о резервах, условных обязательствах и активах в финансовой (бухгалтерской) отчетности, но и порядок их бухгалтерского учета. Резервы (оценочные обязательства) представляют собой обязательства организации с неопределенной величиной или с неопределенным временем исполнения, которые при соблюдении трех критериев признания признаются в финансовой отчетности: 1) организация имеет существующее на отчетную дату юридическое или конклюдентное обязательство по передаче экономических выгод, возникшее в связи с прошлыми событиями; 2) вероятно, что погашение данного обязательства приведет к оттоку ресурсов, содержащих в себе экономические выгоды; 3) сумма обязательства может быть надежно оценена (п. 14 МСФО (IAS) 37, п. 5 ПБУ 8/2010). При соблюдении перечисленных критериев суммы резервов, в соответствии с международными стандартами, отражаются в отчете о финансовом положении в составе долгосрочных или краткосрочных обязательств. Источником покрытия резервов являются, как правило, расходы организации (отражаются в отчете о совокупном доходе); если сумма резерва связана с выбытием долгосрочного актива, сумма резерва включается в его первоначальную стоимость и списывается на расходы по мере начисления амортизации объекта. В отечественной практике оценочные обязательства отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу, прочих доходов и расходов, счетами учета активов организации (п. 8 ПБУ 8/2010). В бухгалтерском балансе оценочные обязательства отражаются в пассиве, в зависимости от предполагаемого срока исполнения. ? 1.2. Учет и порядок отражения оценочных обязательств. В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (в ред. от 27.04.2012) (далее — ПБУ 8/2010), оценочные обязательства признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий: • у организации имеется обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой невозможно избежать. Выполнения обязанности нельзя избежать в силу: – требований законодательства или обычаев делового оборота; – существования другой стороны, перед которой возникло это обязательство. Например, реструктуризация компании, о которой не объявлено, не приводит к возникновению оценочного обязательства. И наоборот, в случае объявления реструктуризации будет учитываться оценочное обязательство (при соблюдении остальных условий признания). При этом у сотрудников такой организации возникнут обоснованные ожидания увольнения и получения компенсации, у покупателей — ожидания прекращения выпуска продукции и получения неустоек в связи с досрочным расторжением договоров; • вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства; • можно обоснованно оценить величину оценочного обязательства. Представим примеры оценочных обязательств. Это обязательства: • в связи с реструктуризацией; • по заведомо убыточным договорам; • по охране окружающей среды (например, обязательства по восстановлению окружающей среды после завершения добычи полезных ископаемых); • по выданным гарантиям, поручительствам и прочим обеспечениям в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым еще не наступили; • по гарантии (в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг с гарантией); • по не законченным на отчетную дату судебным разбирательствам и др. Экономическим смыслом отражения оценочного обязательства в бухгалтерском учете является создание резервов под предстоящие расходы, которые с высокой вероятностью произойдут в будущем. Примером таких резервов может служить создание резервов под предстоящую оплату отпусков, по гарантийным обязательствам. Организации всех форм собственности, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 (в ред. от 08.11.2010; далее — План счетов бухгалтерского учета). Данным Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусмотрен счет 96 «Резервы предстоящих расходов» для отражения резервов под предстоящие расходы и оценочных обязательств. В международных стандартах понятие и учет резервов предстоящих расходов раскрыты в МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (в ред. от 02.04.2013; введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н). Все учреждения, независимо от их типа (казенные, бюджетные, автономные, а также органы государственной власти), должны вести бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 29.08.2014; далее — Инструкция № 157н), а также в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (в ред. от 24.12.2012; далее — Инструкция № 162н). Отдельного счета для учета резервов предстоящих расходов в Инструкции № 157н и Инструкции № 162н не предусмотрено. Поэтому бюджетные учреждения методику учета и счета, на которых будут отражаться резервы, выбирают самостоятельно и утверждают в учетной политике. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в том, что они: • созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые и являются собственниками имущества бюджетных учреждений; • созданы для выполнения функций некоммерческого характера; • финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда. Кроме того, смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основой для выделения и расходования бюджетных средств. По общему правилу оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную расчетную оценку затрат, необходимых на конец отчетного периода для исполнения (расторжения) обязательства или передачи его третьему лицу. При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива (п. 8 ПБУ 8/2010). В большинстве случаев оценка обязательства опирается на суждения руководства, статистику прошлых лет по аналогичным ситуациям, экспертные заключения и прочую информацию. Таким образом, порядок определения величины оценочного обязательства, как правило, индивидуален для каждой организации и зависит от специфики ее деятельности. Расчетная оценка затрат, необходимых для расчетов по обязательству, представляет собой разумную величину, которую организация заплатит на конец отчетного периода за исполнение (расторжение) обязательства или передачу его третьему лицу. При этом учитываются затраты не только на исполнение самого обязательства, но и на расторжение (штрафы, неустойки) или передачу (переоформление документов). Если бюджетное учреждение приняло решение о создании резерва, то оно должно быть закреплено в его учетной политике. В положениях учетной политики бюджетного учреждения целесообразно указать: • виды создаваемых резервов; • периодичность начисления резерва; • методику расчета отчислений в резерв; • виды расходов, в отношении которых создается указанный резерв; • порядок отражения в бюджетном учете движения зарезервированных средств. Помимо учетной политики разрабатывается и утверждается смета предстоящих расходов за счет созданного резерва. Как указывалось выше, резервы предстоящих расходов могут создаваться на расходы по оплате предстоящих отпусков, по гарантийному обслуживанию и т. д. ? ГЛАВА 2. УЧЕТ ОЦЕНОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 2.1. Практика бухгалтерского учета и документальное оформление оценочных обязательств. При применении ПБУ 8/2010 перед каждым бухгалтером встает задача научиться определять, в каких случаях у организации возникают оценочные обязательства. Решить ее помогут Примеры, приведенные в Приложении N 1 к данному стандарту. В названном Приложении рассматривается ряд ситуаций, на основе которых иллюстрируется порядок признания оценочных обязательств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 41 страница
2500 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 37 страниц
444 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg